reforef.ru 1
  1. Понятие «адаптивная физическая культура», предмет, цель, за­дачи и место в реабилитации и социальной интеграции лиц с откло­нениями в состоянии здоровья и инвалидов.



Адаптивная физическая культура (АФК) – это вид общей физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Основной целью АФК является максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья, за счет обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии (оставшихся в процессе жизни) его телесно-двигательных характеристик и духовных сил, их гармонизации для максимальной самореализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта. Максимальное развитие с помощью средств и методов адаптивной физической культуры жизнеспособности человека, поддержание у него оптимального психофизического состояния представляет каждому инвалиду возможности реализовать свои творческие потенции и достичь выдающихся результатов, не только соизмеримых с результатами здоровых людей, но и превышающих их. Предмет: принципы, методы и методические приемы обучения двигательным действиям при занятиях АФК.

Для многих инвалидов АФК является единственным способом «разорвать» замкнутое пространство, войти в социум, приобрести новых друзей, получить возможность для общения, полноценных эмоций, познания мира и т.д. и т.п. Именно здесь, зачастую впервые в своей жизни, они познают радость движения, учатся побеждать и достойно переносить поражения, осознают счастье преодоления себя и каждой клеточкой своего тела ощущают философию «честной игры»…

Цель АФК как вида ФК – максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья и (или) инвалидность, за обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии (оставшихся в процессе жизни) его телесно-двигательных характеристик и духовных сил, их гармонизации для максимально возможной самоактуализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта.


Задачи, решаемые в АФК, должны ставиться исходя из конкретных потребностей каждого человека; приоритет тех или иных задач во многом обусловливаются компонентом (видом) АФК, учебным материалом, материально-техническим обеспечением образовательного процесса и другими факторами.

В самом обобщенном виде задачи в АФК можно разделить на две группы.

Первая группа задач вытекает из особенностей занимающихся – лиц с отклонением здоровья и (или) инвалидов. Это коррекционные, компенсаторные и профилактические задачи.

Говоря о коррекционных задачах, тут имеют в виду нарушения (дефекты) не только опорно-двигательного аппарата (осанка, плоскостопие, ожирение и т.п.), но и сенсорных систем (зрения, слуха), речи, интеллекта, эмоционально-волевой сферы, соматических функциональных систем и др.

Вторая группа – образовательные, воспитательные, оздоровительно-развивающие задачи – наиболее традиционные для ФК.

У человека с отклонениями в физическом или психическом здоровье адаптивная физкультура формирует:


  • осознанное отношение к своим силам в сравнении с силами среднестатистического здорового человека;

  • способность к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни;

  • компенсаторные навыки, то есть позволяет использовать функции разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных;

  • способность к преодолению необходимых для полноценного функционирования в обществе физических нагрузок;

  • потребность быть здоровым, насколько это возможно, и вести здоровый образ жизни;

  • осознание необходимости своего личного вклада в жизнь общества;

  • желание улучшать свои личностные качества;

  • стремление к повышению умственной и физической работоспособности.

Именно своей ориентацией на хронических больных и инвалидов адаптивная физическая культура отличается от одного из разделов (видов) общей физической культуры, который называется "оздоровительно-реабилитационная, или лечебная физическая культура" [9] или "двигательная реабилитация"


  1. Характеристика объекта и субъекта педагогической деятельно­сти в адаптивной физической культуре.



Объектом и субъектом педагогической деятельности, в том числе и учителя физической культуры, и тренера, является человек (А.Н. Леон­тьев, 1975), а объектом и субъектом же деятельности специалиста в области АФК — человек (ребенок или взрослый) с ограниченными физическими и пси­хическими возможностями.Для того чтобы строить педагогический процесс, определять прин­ципы и дидактические линии образовательной деятельности, необхо­димо знать состояние здоровья, физические, психические, личност­ные особенности людей данной категории, так как характеристика объекта педагогических воздействий является исходным условием лю­бого процесса образования.

Категория этих людей чрезвычайно разнообразна: по нозологии (по­ражение зрения, слуха, речи, интеллекта, опорно-двигательного ап­парата, центральной нервной системы и др., а также сочетанные фор­мы); по возрасту (от рождения до старости), по степени тяжести и струк­туре дефекта, времени его возникновения (при рождении или в тече­ние жизни), по причинам и характеру протекания заболевания, меди­цинскому прогнозу, наличию сопутствующих заболеваний и вторичных нарушений, состоянию сохранных функций, по социальному статусу и другим признакам.



  1. Содержание и особенности деятельности специалиста по адап­тивной физической культуре


Специалист по АФК получивший подготовку по адаптивной физической культуре, способен реализовать свои знания и умения в различных сферах деятельности: в образовательных учреждениях различных типов и видов с контингентом лиц, отнесенных к специальным медицинским группам; в специальных образовательных учреждениях для детей с дефектами развития, психоневрологических диспансерах;в физкультурно-оздоровительных и реабилитационных центрах, санаториях, домах отдыха, туристических клубах, детских домах-интернатах и др.; на государственных и негосударственных предприятиях, в учреждениях, организациях; в федерациях, клубах, сборных командах, спортивно-юношеских школах; Специалист по адаптивной физической культуре в соответствии с общепрофессиональной и специальной подготовкой может выполнять следующие виды профессиональной деятельности с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья (включая инвалидов): спортивно-педагогическая,рекреационно-досуговая,оздоровительно-реабилитационная, образовательно-профессиональная, коррекционная и консультативная,научно-исследовательская, научно-методическая,организационно-управленческая. Специалист по адаптивной физической культуре может быть: тренером-преподавателем по адаптивной физической культуре,инструктором-методистом по адаптивной физической культуре. Таким образом, сфера его деятельности достаточно широка. Объекты профессиональной деятельности специалиста по адаптивной физической культуре: образовательные учреждения любых типов и видов (контингент лиц, отнесенных к специальным медицинским группам); специальные образовательные учреждения (вспомогательные школы и дошкольные учреждения, школы-интернаты для детей с дефектами развития, классы выравнивания, детские дома-интернаты, психоневрологические диспансеры, классы коррекционного обучения и т.п.); федерация, клубы, сборные команды, спортивные детско-юношеские школы и другие государственные, муниципальные и общественные организации для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов); физкультурно-оздоровительные и реабилитационные центры, лечебно-профилактические учреждения, санатории, дома отдыха, физкультурно-оздоровительные структуры национальных парков и рекреационных земель, туристические клубы и др.; федеральные, республиканские, региональные государственные органы управления физической культурой и спортом; государственные и негосударственные предприятия, учреждения и организации. Специалист по адаптивной физической культуре в соответствии с общепрофессиональной и специальной подготовкой может выполнять следующие виды профессиональной деятельности с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья (включая инвалидов): спортивно-педагогическую (преподавательскую, тренерскую, методическую), рекреационно-досуговую,оздоровительно-реабилитационную,образовательно-профессиональную, коррекционную,консультативную, научно-исследовательскую, научно-методическую, организационно-управленческую. Требования к профессиональным и личностным качествам. Требования к профессиональным качествам специалиста по АФК - Государствен­ных образовательных стандартах высшего и среднего профессиональ­ного образования по адаптивной физической культуре и тарифно-ква­лификационных характеристиках по должностям работников физичес­кой культуры и спорта, утвержденных постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 18.02.2000 г. № 20. Эти должности называются: тренер-преподаватель по АФК (включая старшего) и инструктор-методист АФК (включая старшего). Специалист должен знать: Специалист должен знать основные положения Конститу­ции Российской Федерации; основные положения законодательства о труде и охране труда Российской Федерации; федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Рос­сийской Федерации по вопросам адаптивной физической культуры; нор­мативные правовые акты Министерства Российской Федерации по фи­зической культуре, спорту и туризму и иных федеральных органов ис­полнительной власти в части вопросов здравоохранения, образования инвалидов; теорию и методику адаптивной физической культуры; осно­вы комплексной (медицинской, профессиональной и социальной) ре­абилитации инвалидов; средства и методы физической культуры, спо­собы организации занятий физическими упражнениями при различных нарушениях функций организма; показания и противопоказания к про­ведению занятий по адаптивной физической культуре; специфику раз­вития интересов и потребностей занимающихся; правила и нормы ох­раны труда, техники безопасности, санитарии и противопожарной за­щиты в процессе занятий физическими упражнениями. возрастную и специальную педагогику и психоло­гию, физиологию и гигиену, тенденцию возможного развития межличностных конфликтных ситуаций, пока­зания и противопоказания к проведению физкультурно-спортивных праздников, соревнований; принципы систематизации методических информационных материалов. Функции: Тренер-преподаватель проводит групп и индивид занятия с инвалидами и лицами, имеющими откл в сост здоровья, всех возрастных и нозологич групп по направлению врача или учреждения Госслужбы мед-соц экспертизы. Использует средства и методы физкуль­туры для проведения образовательной, воспитательной, рекреационно-досуговой, оздоров работы, направл на макс коррекцию отклонений в развитии и здоровье занимающихся, на устра­нение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнеде­ятельности в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов. Анализирует индивид программы реабилитации и ис­ходные данные физич подготовленности занимающихся и на осно­ве этого комплектует группы для занятий с учетом основного дефекта и психофизич состояния занимающихся, составляет план и подби­рает наиболее эффективные методики проведения занятий. Осуществля­ет поэтапный контроль подготовленности занимающихся и на его осно­ве коррекцию этого процесса.


  1. Задачи и содержание адаптивного физического воспитания.


Адаптивная физическая культура - это вид общей физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Основной целью АФК является максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья, за счет обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии (оставшихся в процессе жизни) его телесно-двигательных характеристик и духовных сил, их гармонизации для максимальной самореализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта. Максимальное развитие с помощью средств и методов адаптивной физической культуры жизнеспособности человека, поддержание у него оптимального психофизического состояния представляет каждому инвалиду возможности реализовать свои творческие потенции и достичь выдающихся результатов, не только соизмеримых с результатами здоровых людей, но и превышающих их.

Основные виды и наиболее общие задачи АФК:

Адаптивное физическое воспитание (образование). Содержание адаптивного физического воспитания (образования) направлено на формирование у инвалидов и людей с отклонениями в состоянии здоровья комплекса специальных знаний, жизненно и профессионально необходимых двигательных умений и навыков; на развитие широкого круга основных физических и специальных качеств, повышение функциональных возможностей различных органов и систем человека; на более полную реализацию его генетической программы и, наконец, на становление, сохранение и использование оставшихся в наличии телесно-двигательных качеств инвалида.

Основная задача адаптивного физического воспитания состоит в формировании у занимающихся осознанного отношения к своим силам, твердой уверенности в них, готовности к смелым и решительным действиям, преодолению необходимых для полноценного функционирования субъекта физических нагрузок, а также потребности в систематических занятиях физическими упражнениями и вообще в осуществлении здорового образа жизни в соответствии с рекомендациями валеологии.


Адаптивный спорт в настоящее время развивается преимущественно в рамках крупнейших международных Параолимпийского и Специального олимпийского движений.

Основная задача адаптивного спорта заключается в формировании спортивной культуры инвалида, приобщении его к общественно-историческому опыту в данной сфере, освоении мобилизационных, технологических, интеллектуальных и других ценностей физической культуры.

Адаптивная физическая рекреация. Содержание адаптивной физической рекреации направлено на активизацию, поддержание или восстановление физических сил, затраченных инвалидом во время какого-либо вида деятельности (труд, учеба, спорт и др.), на профилактику утомления, развлечение, интересное проведение досуга и вообще на оздоровление, улучшение кондиции, повышение уровня жизнестойкости через удовольствие или с удовольствием.

Наибольший эффект от адаптивной физической рекреации, основная идея которой заключается в обеспечении психологического комфорта и заинтересованности занимающихся за счет полной свободы выбора средств, методов и форм занятий, следует ожидать в случае ее дополнения оздоровительными технологиями профилактической медицины.

Основная задача адаптивной физической рекреации состоит в привитии личности инвалида проверенных исторической практикой мировоззренческих взглядов Эпикура, проповедовавшего философию (принцип) гедонизма, в освоении инвалидом основных приемов и способов рекреации.

Основная задача адаптивной двигательной реабилитации заключается в формировании адекватных психических реакций инвалидов на то или иное заболевание, ориентации их на использование естественных, экологически оправданных средств, стимулирующих скорейшее восстановление организма; в обучении их умениям использовать соответствующие комплексы физических упражнений, приемы гидро-вибро-массажа и самомассажа, закаливающие и термические процедуры, и другие средства (су джок акупунктура и т.п.).

Таким образом, очень кратко рассмотрены содержание и задачи основных видов адаптивной физической культуры. Они раскрывают потенциал возможностей средств и методов адаптивной физической культуры, каждый из которых, имея специфическую направленность, способствует в той или иной мере не только максимально возможному увеличению жизнеспособности инвалида, но и всестороннему развитию личности, обретению самостоятельности, социальной, бытовой, психической активности и независимости, совершенствованию в профессиональной деятельности и вообще достижению выдающихся результатов в жизни.


Иппотерапия, как частная методика АФК включает в себя все основные аспекты адаптивной физической культуры:

Иппотерапия, как адаптивное физическое воспитание. Содержание адаптивной верховой езды (при должной организации учебного процесса) и адаптивного физического воспитания тождественны. Так же они, безусловно, имеют общие задачи. Кроме того, адаптивная верховая езда как частная методика адаптивной физической культуры имеет и свои узкоспециальные задачи, связанные с особенностями учебного процесса.

Иппотерапия, как адаптивный спорт. В мировой практике инвалидный конный спорт рассматривается как высшая форма лечебной верховой езды. Это - «мощное средство социальной реабилитации для людей с ограниченными физическими или интеллектуальными возможностями, неиссякаемый источник радости, гордости, удовлетворения своими достижениями, никогда ранее не испытанными, это появление веры в возможность преодолевать страх, совершенствовать свои умения, побеждать, двигаться вперед»

Взаимосвязь между иппотерапевтическими методиками позволяет подобрать необходимую индивидуальную программу, стиль и метод работы для каждого клиента. Также, в зависимости от возможностей, клиент может пробовать свои силы в разных областях иппотерапии, под руководством опытного специалиста, определяя (меняя) цели и задачи использования конкретных методик.


  1. Задачи и содержание адаптивного (инвалидного) спорта.


Адаптивный спорт (спорт инвалидов) является разновидностью адаптивной физической культуры. Его цель - реализация способностейчеловека и сравнение их со способностями других людей, имеющих аналогичные проблемы в развитии. Адаптивный спорт ориентирован на соревнование, на достижение максимальных результатов. То есть ключевой является установка на рекорд - это и есть главное отличие адаптивного спорта от всех остальных видов адаптивной физкультуры. Необходимым условием при занятиях адаптивным спортом является правильная классификация спортсменов по способностям, стремление к максимальному уравниванию шансов на победу. Такое распределение осуществляется по двум направлениям - медицинскому, где основным критерием является степень имеющегося поражения функций, и по спортивно-функциональному, где учитывается специфика двигательной активности в каждом конкретном виде спорта.


В настоящее время наибольшее распространение получили три направления спорта инвалидов: параолимпийское, сурдоолимпийское и специальное олимпийское.

Основная задача адаптивного спорта заключается в формировании спортивной культуры инвалида, приобщении его к общественно-историческому опыту в данной сфере, освоении мобилизационных, технологических, интеллектуальных и других ценностей физической культуры.

Содержание адаптивного спорта (как базового, так и высших достижений) направлено прежде всего на формирование у инвалидов (особенно талантливой молодежи) высокого спортивного мастерства и достижение ими наивысших результатов в его различных видах в состязаниях с людьми, имеющими аналогичные проблемы со здоровьем.



  1. Задачи и содержание адаптивной двигательной рекреации.



«Рекреация» (от лат. recreo) означает восстановление, освежение сил, развлечение, отдых. Добавление «двигательная» конкретизирует понятие, означающее, что в процессе восстановления, отдыха преобладает двигательная деятельность с использованием физических упражнений. Адаптивная двигательная рекреация означает, что это вид двигательной активности, предназначенный для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями.
Н.И. Пономарев (1996) характеризует двигательную рекреацию как игровую деятельность в сфере досуга, связанную с получением удовольствия от самого процесса выполнения физических упражнений и направленную на организацию активного отдыха. Автор считает, что в основе рекреации лежит гедонизм (от греч. hёdonё- наслаждение, удовольствие) направление, возникшее в античности, утверждающее наслаждение как высший мотив и цель человеческого поведения. Отсюда гедонистическая функция физической рекреации – наслаждение, удовольствие от движения.

По мнению С.П. Евсеева (1996), «содержание адаптивной двигательной рекреации направлено на активизацию, поддержание или восстановление физических и духовных сил, затраченных инвалидом во время какого-либо вида деятельности (труд учеба, спорт и др.) на профилактику утомления, развлечение, интересное проведение досуга и вообще на оздоровление, улучшение кондиции, повышение уровня жизнестойкости через удовольствие или с удовольствием» (с. 24).


Из этого определения вытекает ряд важных специфических задач адаптивной двигательной рекреации, отражающих ее сущность: гедонистическая функция (наслаждение, развлечение, удовольствие); оздоровительно-восстановительная (профилактика, оздоровление, восстановление физических сил, переключение на другой вид деятельности); развивающая (поддержание физических кондиций); воспитательная (самовоспитание духовных сил, жизнестойкости).

Под влиянием занятий двигательной рекреацией в сочетании с другими сферами жизнедеятельности инвалида расширяется круг общения и социальной активности, меняются интересы, мотивы, ценностные ориентации на роль физической активности, что, естественно, создает предпосылки к обретению социальной, психической, бытовой независимости, самоактуализации и интеграции в обществе. Таким образом, адаптивная двигательная рекреация осуществляет следующие социальные функции: коммуникативную, социализирующую, интегративную (рис. 4а). Выделение этих функций носит условный характер, так как их проявление воздействует на личность инвалида одновременно и комплексно, формируя характер, поведение, отношения с людьми, природой, обществом.

В адаптивной двигательной рекреации, в отличие от рекреативно-оздоровительного спорта, занятия носят преимущественно самодеятельный характер, они могут быть организованными и неорганизованными, систематическими и эпизодическими, частично руководимыми и самостоятельными. В широком диапазоне могут варьировать используемые средства как в одном занятии (бег «трусцой», катание на лыжах, санках, подвижные игры на снегу), так и во временной перспективе (сезонная смена видов двигательной активности). Занятия могут проводиться индивидуально и со всей семьей, где есть инвалид, в группах по интересам и специально организованных секциях на предприятиях, где работают инвалиды, в учебных заведениях, оздоровительных лагерях, медицинских стационарах, реабилитационных центрах, стадионах, клубах, по месту жительства; при наличии мест занятий, специального инвентаря, оборудования, при частичном обеспечении и полном отсутствии его. Рекреативные занятия не предполагают участия в официальных соревнованиях.

Главное отличие двигательной рекреации состоит в психофизическом эффекте – получении удовольствия от движения, который достигается нерегламентированными занятиями (Виноградов Г.П., Яшина Т.Д., 1996).

7. Задачи и содержание адаптивной физической реабилитации.

Понятие «реабилитация» (от лат, reabilitatio} на всех языках определяется как восстановление — восстановление в правах, восстановление профессиональных навыков инвалида после заболевания или травмы, восстановление организма космонавта после полета в условиях невесомости и т.п., т.е. оно имеет широкий спектр применения в самых разнообразных сферах социальной жизни и всегда относится к человеку.

Важными задачами физической культуры и спорта для лиц с ограниченными возможностями являются:

Социализация и интеграция данной категории населения в общество.

Динамика индивидуальных показателей физического развития людей с ограниченными возможностями и качества их жизни.

В сфере адаптивной физической культуры физическая реабилитация осуществляется средствами ЛФК, являющейся частью комплексной медицинской реабилитации и выполняющей главную терапевтическую функцию – лечение движением. В отечественной и зарубежной литературе встречается определение этой дисциплины как кинезотерапия (от греч. Kinesis) - движение и tberapeia – забота, лечение.
Содержание адаптивной физической реабилитации направлено на восстановление у инвалидов временно утраченных или нарушенных функций после перенесения различных заболеваний, травм, физических и психических перенапряжений, возникающих в процессе какого-либо вида деятельности или тех или иных жизненных обстоятельств.

Основная задача адаптивной физической реабилитации заключается в формировании адекватных психических реакций инвалидов на то или иное заболевание, ориентации их на использование естественных, экологически оправданных средств, стимулирующих скорейшее восстановление организма; в обучении их умениям использовать соответствующие комплексы физических упражнений, приемы гидровибромассажа и самомассажа, закаливающие и термические процедуры и другие средства.


Лечебное применение физических упражнений – врачебно-педагогический процесс. Следовательно, это дисциплина, которая находится на стыке разных научных знаний, базирующихся на биологическом, педагогическом и социальном значении механизмов движения как одного из основных проявлений жизнедеятельности человека. Интеграция социальных, биологических, физиологических, педагогических, психологических знаний является теоретической основой ЛФК (Епифанов В.А. и др., 1987).

С одной стороны, специалисты ЛФК должны опираться на знания общей и частной патологии, медицинский диагноз, прогноз, показания и противопоказания, вторичные отклонения, сопутствующие основному заболеванию, физиологические закономерности лечения и восстановления или компенсации утраченных либо ослабленных функций организма. В основе медицинского подхода к ЛФК лежат принципы, специфичные для конкретных нозологических форм (Кабанов А.А., Жуковин П.Ю., 1997; Ефимов А.П., 1997; Шац И.К., 1998). Часть из них перекликается с общедидактическими принципами, принятыми в педагогике, что подчеркивает взаимосвязь медицинских и педагогических знаний в лечении человека физическими упражнениями.
С другой стороны, физическое упражнение является основным специфическим средством всех видов физической культуры (в том числе и физической реабилитации) и центральным объектом изучения в системе высшего образования в вузах физической культуры.


  1. Педагогические и социальные функции адаптивной физической культуры.



АФК, являясь частью физической культуры и общечеловеческой культуры, выполняет важные социальные и педагогические функции духовного и физического развития инвалидов и лиц с ограниченными функциональными возможностями.

Функции АФК имеют предметное выражение в деятельности, сущность которой заключается в многообразном использовании физического упражнения – универсального средства и метода инициации двигательной активности инвалидов. Все педагогические функции являются производными от этой деятельности.


Социальные функции органично вплетаются в процесс АФК, развивая духовную сферу, интеллектуальные, психические способности, формируя активное отношение к ценностям физической культуры, здоровому стилю жизни.

Формирование потребности в двигательной активности является одной из актуальных проблем АФК, так как способность к мобильности создает условия для коммуникативной, профессиональной, культурной деятельности, что облегчает социализацию и интеграцию инвалида в обществе.

Было бы ошибочно думать, что вся культурная и духовная жизнь инвалида сконцентрирована на физической культуре. Объектом интересов, как и у здорового человека, могут быть самые разнообразные виды деятельности, связанные с профессией, образованием, увлечениями (музыка, литература, художественное, техническое, конструкторское творчество и т.п.). Нет сомнения в том, что эти и другие виды деятельности также приоритетны в культурном росте инвалида и содействуют его социализации и интеграции.

Поэтому такие функции АФК, как социализирующая, коммуникативная, интегративная, отнесены к социальным, так как не являются «собственными», самостоятельными, а отражают комплексное участие в этих процессах других социальных институтов, явлений, событий окружающей жизни.

Эти взаимовлияния образуют устойчивые функциональные связи со всеми видами АФК и характеризуют реальную суть данного явления. Ряд авторов (Евстафьев Б.В., 1985; Выдрин В.М., 1986; Николаев Ю.М., 1996 и др.) относят эти функции физической культуры к внешним.

К социальным функциям АФК отнесены также зрелищная и эстетическая функции адаптивного спорта, которые отражают соревновательную деятельность инвалидов с позиций отношения общества к этому явлению как процессу эмоционального сопереживания, побудительного мотива изменения сознания здоровых людей к спортивному подвигу инвалида.

Таким образом, указанные социальные функции отражают важнейший уровень деятельности АФК, являющийся результирующим ее звеном.


Педагогические функции АФК реализуются через ее структурные компоненты (виды АФК): адаптивное физическое воспитание, адаптивный спорт, адаптивную двигательную рекреацию, физическую реабилитацию с помощью основного средства и метода – физического упражнения, обладающего уникальным и специфическим свойством решать многочисленные педагогические задачи: от обучения элементарным движениям до лечения тяжелейших травм.

В основном все функции АФК совпадают с функциями физической культуры, что свидетельствует о методологическом единстве, преемственности и взаимосвязи с содержанием родовых понятий (Выдрин В.М., 1984). Исключение составляет лечебно-восстановительная функция, характерная лишь для физической реабилитации. Остальные ее функции – профилактическая, коррекционно-компенсаторная, профессионально-подготовительная и самореабилитации в разной степени входят в функции адаптивного физического воспитания, спорта, двигательной рекреации (рис. 6).

Педагогические функции АФК реализуются через деятельность и опираются на деятельностные возможности занимающихся, полученные ими от природы в соответствии с генетической программой, но ограниченные влиянием врожденной или приобретенной патологии - в сенсорной, физической или умственной сферах.


  1. Социальные принципы адаптивной физической культуры и их реализация в работе с инвалидами и лицами с нарушениями в развитии.



Социальные принципы отражают педагогические детерминанты культурного и духовного развития личности и общества в целом, вклю­чая инвалидов и лиц с ограниченными функциональными возможнос­тями, а также существующие противоречия. Принцип гуманистической направленности

Принцип гуманистической направленности в адаптивной физичес­кой культуре означает:

— создание равноправных условий на занятиях физическими упраж­нениями; признание ценности каждой личности независимо от физи­ческих и умственных способностей, отставания в развитии, характеро­логических особенностей;


— сугубо индивидуальное телесное совершенствование, ориентиро­ванное на раскрытие потенциальных возможностей физического, пси­хического, духовного развития и саморазвития личности;

— свободу выбора доступных форм двигательной активности в про­цессе учебной, досуговой, трудовой, спортивной деятельности в кол­лективных, индивидуальных, семейных, самостоятельных занятиях, ориентирующих на здоровый образ жизни.

Реализация этого принципа осуществляется следующими педагоги­ческими подходами:

— ориентацией на личностное развитие, т.е. формирование целей, мотивов деятельности, побуждающих к удовлетворению потребностей самореализации, познавательной, двигательной, эстетической деятель­ности, эмоциональной безопасности на занятиях физическими упраж­нениями;

— этикой взаимоотношений, демократическим стилем руководства и общения, проявлением доверия, внимания, чуткости, сопережива­ния, веры в духовные и физические силы;

— вариативностью педагогических воздействий в соответствии с ин­дивидуальными физическими и психическими возможностями, учетом состояния личности «здесь и сейчас».

Принцип непрерывности физкультурного образования

В структуре адаптивной физической культуры непрерывное физкуль­турное образование означает сохранение потребности в двигательной активности на протяжении всей жизни: сначала в семье, затем в обра­зовательных учреждениях (дошкольных, школьных, средних, высших), в рекреативно-оздоровительных и спортивных секциях, командах по ви­дам спорта, реабилитационно-оздоровительных центрах, производствен­ных коллективах, семейных клубах, самостоятельных занятиях и т.п.

Непрерывное физкультурное образование, вовле­ченность в активные занятия адаптивной физической культурой раз­личных социально-демографических групп инвалидов и лиц с отклоне­ниями здоровья решает сложнейшие задачи социализации личности, приобщения человека к ценностно-нормативной системе общества, воспитания нравственных качеств рациональной организации досуга, активного отдыха, общения людей и т.п.


Принцип социализации

В применении к лицам, имеющим ограниченные возможности, и инвалидам социализация означает процесс освоения социально-куль­турного опыта, подготовку к самостоятельной жизни в обществе, ак­тивное участие в различных видах полезной деятельности, а также сис­тему ценностей, знаний, умений, установок, норм межличностного взаимодействия и правил поведения.

Принцип социализации находится в тесной взаимосвязи с принци­пом непрерывности физкультурного образования и имеет общую аргу­ментацию: социализация начинается с рождения и продолжается всю жизнь, без телесного здоровья как главной человеческой ценности не­возможно освоение никаких других культурных ценностей.

Принцип интеграции

Социальная интеграция предполагает активное включение инвали­дов и лиц с ограниченными возможностями в культурную, социальную, трудовую жизнь общества вместе со здоровыми людьми. Если окружаю­щие в процессе трудовой, культурной или иной деятельности не заме­чают инвалидности и сам инвалид успешно справляется с этой дея­тельностью, не испытывая чувства неполноценности, реализует нор­мативный для сегодняшних условий образ жизни, - этот человек пол­ностью интегрирован в общество.

Принцип приоритетной роли микросоциума

С появлением ребенка-инвалида жизнь семьи резко меняется, воз­никают проблемы этического, психологического, нравственного, ма­териального характера, сужается круг общения. Формируется микро­социум, от которого всецело зависит жизнь и здоровье ребенка. Вместе с тем именно семья, являясь первой инстанцией социализации ребен­ка, способствует или препятствует его развитию.