reforef.ru 1

№5. Столыпинская реформа


Вплоть до аграрной реформы 1861 года крестьяне практически не имели каких-либо самостоятельных прав на землю. Реформа 1861 года была осуществлена на основе ряда законодательных актов: Манифеста от 19 февраля 1861 г., общего положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, положения об устройстве дворовых людей, положения о выкупе и др.

Вопрос о предоставлении земли бывшим крепостным крестьянам был решен путем обязательного наделения крестьян землей (усадебной и полевой) за выкуп. Крестьяне наделялись землей не в собственность, а в постоянное пользование, за что они были обязаны отбывать в пользу помещиков повинности работой или деньгами. Размер повинности соответствовал не доходности земли, а величине оброка, существовавшего до отмены крепостного права. Надельные земли становились собственностью крестьян только после выкупа их по установленной цене. Для выкупа полевой земли требовалось согласие помещика. В течение 9 лет надельные земли не могли отчуждаться. По истечении этого срока, пока не была погашена выкупная ссуда, для отчуждения надельных земель требовалось специальное разрешение губернского присутствия. Запрещалось также закладывать надельные земли для получения ссуды.

Реформа 1861 г. сохранила две исторически сложившиеся основные формы землевладения: общинное землевладение, существовавшее на большей части территории России, и подворное землевладение – главным образом на западе страны. При обеих формах землевладения субъектом права землевладения на отдельных «полосах» являлся крестьянский двор. Крестьянский двор как институт не был затронут реформой 1861 г. Он представлял собой семейно-трудовое объединение, которое возглавлялось домохозяином. Различия между указанными формами землевладения заключались в том, что при подворном землевладении расположение и размеры «полос» отдельных дворов и полевых наделов оставались неизменными. Община была формой «поземельного поравнения» таких полос путем периодических «общих переделов», а в периоды между ними – путем «частных переделов». Поравнение производилось в зависимости от изменения семейного состава дворов.


Община имела особое правовое значение. Общинное владение землей подразумевало предоставление каждому из членов равного участия в использовании земли. Крестьянин лишался права владения общинными землями и угодьями без какой-либо компенсации в том случае, если переселялся в другое место жительства. Свой участок земли крестьянин в этом случае оставлял безвозмездно общине. Правила общинного землевладения предусматривали, что крестьянин имел право пользования своей частью земли, но был не вправе уступить ее, иначе говоря, продать другому лицу.

Радикальные изменения земельного строя России, прежде всего, в направлении разрушения общины, связывавшей свободное развитие крестьянских хозяйств, были осуществлены после революции 1905 г.

Столыпинская аграрная реформа началась с Указа от 9 ноября 1906 г. о новом, льготном порядке выдела из общины. В последующем Указ был утвержден Государственной Думой в качестве Закона от 14 июня 1910 г. Важные моменты Указа и Закона состояли в следующем: (1) в обществах, в которых длительное время не проводилось общих переделов, общинный порядок землевладения был упразднен, общества считались перешедшими к подворному порядку землевладения, а отдельные домохозяева – частными собственниками находившихся в их владении земельных участков; (2) домохозяин также получал право требовать выделения из общинных земель в частную собственность участка надельного землевладения, находящегося в пользовании двора, даже если его размеры превышали норму, причитающуюся на долю двора в данном сельском обществе на момент выдела; (3) домохозяин имел право вместо закрепленных за ним чересполосных участков требовать выделения ему «отруба» или «хутора», то есть объединения всех разрозненных участков в одном месте и перенесения туда усадьбы (эта мера способствовала укреплению крестьянских хозяйств); (4) был ограничен принцип семейной собственности в крестьянском дворе. Предусматривалось, что собственником участка земли, закрепленного за двором, признается не сам двор в целом, а единолично домохозяин, то есть глава семьи.


15. Право собственности на землю

5.1. Понятие права собственности на земельный участок. Объект права собственности на землю

Право собственности, по сути, представляет собой субъективное вещное право, предоставляющее своему обладателю правомочия владения, пользования и распоряжения своим имуществом (ст. 209 Гражданского кодекса РФ). Закон раскрывает содержание права собственности через традиционную для российского права «триаду» правомочий, где под правомочием владения понимается основанная на законе возможность иметь у себя в хозяйстве это имущество; правомочием пользования – возможность эксплуатировать это имущество, извлекая из него полезные свойства, потреблять его; правомочием распоряжения – возможность определять юридическую судьбу имущества.

Кроме того, необходимо оговорить специфические признаки, характерные для названных правомочий именно как правомочий собственника имущества. Во-первых, собственник осуществляет принадлежащие ему правомочия по своему усмотрению. Во-вторых, – и это главный отличительный признак – мера возможного поведения собственника в отношении принадлежащего ему имущества является абсолютной и не зависит от воли других лиц. Законодатель устанавливает для собственника только два ограничения, которых последний всегда обязан придерживаться: а) его действия в отношении собственного имущества не должны противоречить закону и другим нормативным актам; б) он не должен своими действиями нарушать права и законные интересы других лиц. Кроме того, собственник имущества несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, а также риск его случайной порчи и гибели.

В Российской Федерации признаются частная, муниципальная, государственная и иные формы собственности (п. 2 ст. 8 Конституции Российской Федерации; п. 1 ст. 212 ГК РФ). Имущество при этом может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также в собственности Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. Однако в отдельных случаях закон может определять виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.


В государственной собственности в настоящее время находится имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации, и имущество, принадлежащее на праве собственности ее субъектам: республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (п. 1 ст. 214 ГК РФ). Таким образом, государственная собственность сегодня существует в виде федеральной собственности и в виде собственности субъектов федерации, а субъектами права государственной собственности выступают соответственно государство и государственные образования. В муниципальной же собственности находится имущество, принадлежащее на праве собственности различным муниципальным образованиям: городам, сельским поселениям и пр.

Все вышесказанное в полной мере применимо к праву собственности на землю. Обладание земельным участком на праве собственности предполагает возможность в полном объеме и по своему усмотрению осуществлять правомочия владения, пользования и распоряжения земельным участком. Собственник земельного участка вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему на праве собственности земельного участка любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам, не нарушающие права и правомерные интересы других лиц и не наносящие ущерба окружающей среде.

Право собственности на земельный участок можно определить, таким образом, как субъективное вещное право, представляющее собой обеспеченные законом вид и меру возможного поведения его обладателя (собственника) в отношении принадлежащего ему земельного участка, что позволяет собственнику осуществлять наиболее полное господство над данным природным объектом. Последнее, в свою очередь, заключается в правомочиях собственника своей властью и в своем интересе владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему на праве собственности земельным участком, совершая в отношении последнего любые, не противоречащие закону действия.

Объектом права собственности на землю выступает конкретный земельный участок или его часть (ст. 6 ЗК РФ). При этом следует учитывать, что земля выступает объектом права собственности в качестве ограниченного в пространстве земельного участка, границы и местоположение которого устанавливаются в порядке, предусмотренном законодательством о землеустройстве.


Земельный участок как объект имущественных прав обладает свойством оборотоспособности. Согласно положений статьи 129 ГК РФ объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться и переходить от одного к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте. Ограничения оборотоспособности таких объектов, как земельные участки, установлены ЗК РФ. В частности, в пункте 4 статьи 27 кодекса приводится перечень земельных участков, изъятых из оборота, а в пункте 5 этой же статьи – земельных участков, ограниченных в обороте. Оборот же земель сельскохозяйственного назначения регулируется специальным Федеральным законом РФ от 10 января 2002 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Земельный участок является согласно гражданского законодательства недвижимым имуществом, в связи с чем право собственности на данный объект, его ограничение (обременение), переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре в порядке, предусмотренном Федеральным законом РФ от 21 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имуществом и сделок с ним». Кроме того, земельный участок подлежит еще и специальной регистрации в органах Государственного комитета по земельным ресурсам и землеустройству.

5.2. Содержание права собственности на земельный участок. Правомочия собственника земельного участка

Содержание права собственности на землю соответственно составляют правомочие владения, правомочие пользования и правомочие распоряжения земельным участком.

Владение земельным участком представляет собой фактическое обладание, господство лица над данным объектом. Под правомочием владения земельным участком понимается основанная на законе и охраняемая им возможность иметь земельный участок у себя в хозяйстве. Данное правомочие предоставляет его обладателю возможность оказывать какое-либо непосредственное воздействие на соответствующий земельный участок.


Правомочие владения неразрывно связано с правомочием пользования, так как в подавляющем большинстве случаев для того, чтобы пользоваться имуществом, необходимо иметь его в своем владении.

Пользование – правомочие собственника земельного участка, позволяющее ему использовать (эксплуатировать) данный участок, извлекать из него какие-либо полезные свойства (размещать на нем постройки и сооружения, выращивать сельскохозяйственную продукцию, получать плоды от многолетних насаждений на участке и т.п.). По общему правилу, плоды, продукция, доходы и иные поступления, полученные в результате использования имущества (в данном случае, земельного участка) принадлежат лицу, которое использует его на законном основании, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором об использовании этого имущества (ст. 136 ГК РФ).

Согласно положений статьи 40 ЗК РФ собственники земельных участков имеют право использовать для собственных нужд в установленном законом порядке не только поверхность земельного участка и почвенный слой, но и имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также закрытые водоемы.

В то же время следует оговорить, что собственник земельного участка не располагает абсолютной свободой в выборе способов и направлений использования принадлежащего ему на праве собственности земельного участка. Это объясняется тем, что, во-первых, земля должна использоваться в соответствии с ее целевым назначением, определяемым принадлежностью земельного участка к той или иной категории земель, и разрешенным использованием, а во-вторых, использование земель должно осуществляться способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе и непосредственно самой земле как ценному природному объекту. Закон запрещает также использование какого-либо имущества (в том числе земельных участков) в ущерб интересам других лиц или общества в целом (так называемое злоупотребление правом).


Иные границы правомочия пользования могут определяться законом, договором и иными правовыми основаниями (например, завещанием).

Распоряжение – правомочие собственника земельного участка, в силу которого обладатель данного правомочия определяет юридическую судьбу принадлежащего ему на праве собственности объекта, включает этот объект в экономический оборот путем совершения различного рода сделок (купля-продажа, сдача в аренду, передача в доверительное управление, внесение в качестве вклада в уставный капитал коммерческих организаций и др.).

Это наиболее действенное из всех правомочий собственника, так как, определяя дальнейшую юридическую судьбу земельного участка, собственник решает: сохранять данный объект у себя и пользоваться им либо передать правомочия владения, пользования и распоряжения другому лицу, отчуждать имущество путем совершения договора купли-продажи, мены, дарения или иным образом распорядиться его судьбой. Во многом именно от правомочия распоряжения зависит осуществление правомочий владения и пользования любым имуществом, в том числе земельным участком. Только собственнику земельного участка правомочие распоряжения таким объектом принадлежит в полном объеме.

Названные правомочия, составляя в своем единстве содержание права собственности на земельный участок, между собой тесно взаимосвязаны. Фактическое господство над определенным объектом представляет собой необходимую предпосылку осуществления правомочий пользования, то есть признанной за собственником и гарантированной ему законом возможности извлекать из земельного участка его полезные свойства для удовлетворения каких-либо потребностей. Правомочие пользования означает возможность не только непосредственного потребления, но и использования земельного участка для производственной деятельности, пользования его плодами, доходами и т.п.

Собственник земельного участка может передать принадлежащие ему правомочия владения и пользования другому лицу – как физическому, так и юридическому. Если при этом право собственности на земельный участок сохраняется за его первоначальным обладателем, то владение и пользование в той или иной мере ограничены его волей. Причем допускается как передача правомочия пользования без передачи владения (например, сервитут), так и передача правомочия владения без пользования (например, передача участка на хранение в порядке секвестра). Возможна также и передача владения вместе с правом пользования (например, аренда земельного участка). Однако оба эти правомочия (владение и пользование) находятся в зависимости от правомочия распоряжения земельным участком, которое в полном объеме принадлежит лишь собственнику последнего.


Право собственности на землю гарантировано Конституцией Российской Федерации и защищается законом. Собственник земельного участка может использовать для защиты своего права способы, предусмотренные статьей 12 ГК РФ, а также иные способы защиты, не противоречащие действующему законодательству и не нарушающие права и законные интересы третьих лиц. Также собственник земельного участка вправе истребовать его из чужого незаконного владения согласно положений статей 301 и 303 ГК РФ, а также вправе требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были связаны с лишением владения (согласно ст. 304 ГК РФ).

5.3. Субъекты права собственности на земельный участок

Согласно действующему российскому земельному законодательству земля в Российской Федерации находится в государственной, муниципальной и частной собственности.

Множественность форм собственности на землю впервые была законодательно провозглашена в Законе РСФСР 1990 г. «О земельной реформе» и, по сути своей, явилась одним из важнейших достижений проводимой в нашей стране земельной реформы, поскольку советский период характеризовался правом исключительной государственной собственности на землю, физическим и юридическим лицам участки могли быть предоставлены только в пользование, какие-либо сделки в отношении земли и земельных участков были запрещены.

Согласно же действующей Конституции Российской Федерации 1993 г. (ст. 9) земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. В соответствии с действующим гражданским законодательством (п. 4 ст. 212 ГК РФ) права всех собственников (независимо от формы собственности) защищаются равным образом. Таким образом, виды прав на землю определены в отечественном законодательстве «по субъекту», так как основным законом государства определен круг субъектов, обладающих правом собственности на имущество, а также установлено, что в зависимости от субъекта, обладающего правом на землю, устанавливается объем прав и обязанностей, составляющих содержание того или иного вида права собственности на землю.


Под субъектом права собственности на землю следует понимать лицо, осуществляющее владение, пользование и распоряжение земельным участком на законном основании. При этом физические и юридические лица как субъекты права собственности объединены понятием права частной собственности на землю; субъектами права государственной собственности на землю являются соответственно Российская Федерации и ее субъекты; субъектом права муниципальной собственности на землю – муниципальные образования. Причем именно в зависимости от того, находится земля в собственности физического лица, юридического лица, государства, государственного или муниципального образования, определяются основания приобретения и прекращения права собственности на землю.

Частная собственность на землю представлена в Российской Федерации собственностью физических и юридических лиц. Согласно положений статьи 213 ГК РФ в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может им принадлежать. Количество и стоимость находящегося в собственности частных лиц имущества законом не ограничивается, за исключением случаев, когда такие ограничения установлены законодательно в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 2 ст. 1 ГК РФ). Отдельные ограничения – в общей площади земельных участков, находящихся в собственности одного гражданина, его родственников и созданных с его участием юридических лиц – установлены для земель сельскохозяйственного назначения.

В частной собственности – собственности физических и юридических лиц – находятся земельные участки, приобретенные названными субъектами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 15 ЗК РФ).

Согласно действующему земельному законодательству физические и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. В собственность частных лиц могут быть предоставлены практически любые земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, за исключением лишь тех, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.


Однако закон запрещает иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам иметь на праве собственности земельные участки, находящиеся на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами. Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» установлен запрет на приобретение в собственность иностранными гражданами, лицами без гражданства и иностранными юридическими лицами участков из земель сельскохозяйственного назначения.

Собственниками земельных участков могут быть как коммерческие, так и некоммерческие организации, за исключением унитарных государственных и муниципальных предприятий и финансируемых собственником учреждений, за которыми земельные участки закрепляются на началах ограниченных вещных прав. Отдельные юридические лица, хотя и являются собственниками приобретенных ими земельных участков, могут использовать последние только для целей, предусмотренных их учредительными документами (в частности, общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды).

Право частной собственности на земельный участок возникает по следующим основаниям: 1) из договоров и иных гражданско-правовых сделок (в частности, купли-продажи, мены, дарения, ренты); 2) из соответствующих актов государственных и муниципальных органов; 3) из судебных решений об установлении права собственности на землю; 4) в результате приобретения земельного участка в порядке наследования; 5) в результате приобретения имущества по иным законным основаниям; 6) вследствие наступления событий, с которыми закон связывает наступление определенных правовых последствий.

Гражданин или юридическое лицо – собственник земельного участка обладает полным объемом правомочий собственника. Собственник земельного участка вправе владеть земельным участком, самостоятельно хозяйствовать на нем, использовать участок, а также имеющиеся на нем общераспространенные полезные ископаемые, торф, лесные угодья, водные объекты, пресные подземные воды, с соблюдением требований законодательства возводить на своем земельном участки объекты недвижимости и пр.


Собственник должен использовать земельный участок в соответствии с его назначением, рационально и эффективно. При использовании земельного участка он обязан, во-первых, соблюдать требования действующего законодательства, а во-вторых, не нарушать права и законные интересы других пользователей и иных лиц.

Государственной собственностью являются земли, не находящиеся, соответственно, в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение же государственной собственности на землю на федеральную собственность (собственность Российской Федерации), собственность государственных образований (собственность субъектов Российской Федерации) и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Федеральным законом РФ от 17 июля 2001 г. «О разграничении государственной собственности на землю». До разграничения государственной собственности на землю распоряжение землями, находящимися в государственной собственности, осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если иное не предусмотрено законодательством (п. 10 Федерального закона РФ от 25 октября 2001 г. «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

Российская Федерации как государство может участвовать в земельных отношениях, во-первых, в качестве субъекта государственной власти, устанавливающего нормы земельного законодательства, осуществляющего государственный контроль за использованием земель и другие функции, поименованные в статьях 9-10 ЗК РФ, во-вторых, в качестве собственника земельных участков. Причем выступая в гражданском обороте во втором качестве (собственника земельных участков), государство по своему правовому статусу приравнивается к другим участникам имущественных отношений – физических и юридических лиц, так как обладает теми же правами и несет те же обязанности, что и другие собственники земельных участков (в соответствии со ст. 124 ГК РФ).

Государственная собственность на землю в Российской Федерации подразделяется соответственно на федеральную собственность (собственность Российской Федерации) и на государственную собственность субъектов Российской Федерации (собственность республик, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения). При этом от имени Российской Федерации и от имени субъектов Российской Федерации права собственника земельных участков осуществляют соответствующие органы государственной власти (в пределах их компетенции). В частности, от имени Российской Федерации права собственника земельных участков (по управлению государственным имуществом и земельными ресурсами) осуществляет Министерство имущественных отношений РФ. В отдельных случаях, предусмотренных соответствующими нормативными актами) от имени собственников – государственных образований могут выступать государственные и муниципальные органы, а также граждане и юридические лица (ст. 125 ГК РФ).

Согласно положениям статьи 17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся:


  • земельные участки, признанные таковыми федеральными законами;

  • земельные участки, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

  • земельные участки, приобретенные Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

При этом в федеральной собственности могут находиться земельные участки, не предоставленные в частную собственность (собственность физических и юридических лиц) по основаниям, предусмотренным вышеназванным законом.

В собственности субъектов Российской Федерации находятся:

  • земельные участки, признанные таковыми федеральными законами;

  • земельные участки, право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

  • земельные участки, приобретенные субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (ст. 18 ЗК РФ).


  • В собственности субъектов Российской Федерации, при условии, что они не предоставлены в частную собственность физических и юридических лиц, могут находиться:

  • земельные участки, занятые недвижимым имуществом, находящимся соответственно в собственности субъектов Российской Федерации;

  • земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, государственным унитарным предприятиям и государственным учреждениям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

  • земельные участки, отнесенные к землям особо охраняемых природных территорий регионального значения, землям лесного фонда, находящимся в собственности субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, землям водного фонда, занятым водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, землям фонда перераспределения земель;

  • земельные участки, занятые приватизированным имуществом, находившимся до его приватизации в собственности субъектов Российской Федерации.

Российская Федерация и ее субъекты как собственники земельных участков осуществляют управление и распоряжение такими объектами, непосредственное же владение и пользование находящимися в государственной собственности земельными участками осуществляют физические и юридические лица, которым последние предоставлены в пользование, пожизненное наследуемое владение или в аренду.

Согласно статьи 215 ГК РФ муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. В соответствии с Федеральным законом РФ от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» территории муниципальных образований (городов, поселков, станиц, районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов) и других муниципальных образований) устанавливаются в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций. При этом территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целей назначения.


В муниципальной собственности согласно земельному законодательству (ст. 19 ЗК РФ) находятся:


  • земельные участки, признанные таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъекта Российской Федерации;

  • земельные участки, право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

  • земельные участки, приобретенные по основаниям, установленным гражданским законодательством.

При этом в муниципальной собственности могут находиться земельные участки, не представленные в частную собственность физических и юридических лиц по основаниям, предусмотренным Федеральным законом РФ «О разграничении государственной собственности на землю».

Закон оговаривает также, что в собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут на безвозмездной основе передаваться земли, находящиеся в государственной собственности (в собственности Российской Федерации и ее субъектов), в том числе и за пределами границ муниципальных образований. Однако, следует заметить, что в таких субъектах Российской Федерации, как города федерального значения Москва и Санкт-Петербург земельные участки при разграничении государственной собственности на землю в муниципальную собственность не передаются, так как право муниципальной собственности на земельные участки в этих субъектах возникает при передаче соответствующих земельных участков из собственности городов Москвы и Санкт-Петербурга в муниципальную собственность в соответствии с законами этих субъектов Российской Федерации.

Права собственника от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления. В отдельных случаях, предусмотренных законом, данные правомочия могут осуществлять иные лица по специальному поручению органов местного самоуправления.

Таким образом, ЗК РФ выделяет, главным образом, три основания возникновения права государственной и муниципальной собственности на землю:


1. Специальное указание в федеральном законе (законе субъекта Российской Федерации – для муниципальной собственности) на принадлежность земельных участков. Так, к примеру, согласно статье 13 Федерального закона РФ от 19 июля 1998 г. «О гидрометеорологической службе» к федеральной собственности относится государственная наблюдательная сеть, в том числе отведенные под нее земельные участки и части акваторий.

2. Принятие Правительством РФ актов об утверждении перечней земельных участков, на которые право собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает при разграничении государственной собственности на землю, а также вступление в законную силу судебных решений по спорам, связанным с разграничением права государственной собственности на землю в соответствии с Федеральным законом РФ «О разграничении государственной собственности на землю».

Вышеупомянутые перечни земельных участков подготавливает специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по имущественным отношениям (в настоящее время – Министерство имущественный отношений РФ). После утверждения таких перечней земельных участков Правительством РФ сведения о включенных в них земельных участках вносятся в документы государственного земельного кадастра.

3. Приобретение земельных участков Российской Федерацией, ее субъектами, муниципальными образованиями в результате совершения гражданско-правовых сделок с другими участниками гражданского оборота, в порядке наследования от граждан, и по иным гражданско-правовым основаниям.

Также в государственной или муниципальной собственности находятся не предоставленные в частную собственность физических и юридических лиц участки из земель, специально указанных ибо непосредственно в ЗК РФ, либо в Федеральном законе РФ «О разграничении государственной собственности на землю».

Коме того, в государственную или муниципальную собственность поступают земельные участки, выкупленные у собственников соответственно для государственных или муниципальных нужд (ст. 49 ЗК РФ), а также реквизированные и конфискованные земельные участки (ст. ст. 50, 51 ЗК РФ). Земли, национализированные в установленном законом порядке, также поступают в государственную собственность (ст. 235 ГК РФ), а бесхозяйные земельные участки становятся муниципальной собственностью (ст. 225 ГК РФ).