reforef.ru 1
Федеральное агентство по образованию


Уральский государственный технический университет – УПИ

имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
В. Н. Осетров

ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

Учебное пособие

Екатеринбург

2008


Осетров В. Н.

История экономических учений : учебное пособие / В. Н. Осетров. Екатеринбург : УГТУ – УПИ, 2009.

В учебном пособии рассматривается история мировой экономической мысли с древнейшего периода ее развития до настоящего времени. Даётся общая характеристика основных экономических течений и важнейших концепций экономической мысли, которая конкретизируется на материале зарубежных стран и России.

Предназначено для студентов экономических специальностей
ТЕМА 1. Возникновение экономической мысли

и экономической науки

1.1. Предмет и методология истории экономических учений

1.1.1. Предмет истории экономических учений.

1.1.2. Два подхода к изучению предмета.

1.1.1. История экономических учений – фундаментальная экономическая наука в системе экономических наук. По мнению крупнейшего историка экономической мысли Й. Шумпетера, первыми публикациями, посвященными истории экономических учений стали статьи французского учёного Дюпона де Немура в журнале «Эфемериды» (1767, 1768 гг.).

История экономических учений изучает закономерности развития мировой экономической теории, исторический процесс возникновения, развития, борьбы и смены экономических взглядов в различные эпохи и в разных странах в тесной взаимосвязи с историей экономики, основными направлениями философской мысли и конкретными экономическими дисциплинами.

Изучая историю экономических учений, необходимо исследовать и развитие метода экономической науки. До недавнего времени в нашей стране в официальной науке признавался лишь один метод исследования - диалектико-материалистический. Между тем непредубежденный взгляд на историю науки позволяет увидеть, что и на базе иных методологических посылок возможны значительные достижения экономической мысли. Диалектический материализм, дав значительные результаты в развитии экономической мысли в рамках трудовой теории стоимости, все-таки не способен был чутко уловить достижения маржиналистской концепции. По всей видимости, в науке не может быть одной правды на все времена и для всех исторических ситуаций. Судя по всему, в любой исторической науке трудно достичь полной объективности, а окончательной истины просто не существует. Меняется конкретная социально-экономическая обстановка – и меняются взгляды исследователей на прошлое. Это – нормальный процесс.


1.1.2. Курс истории экономических учений появился в университетских программах в конце XIX – начале XX веков. В целом сложилось два подхода к изучению данной науки: исторический и логический. Сторонники первого направления (У. Митчелл, А.В. Аникин) рассматривают экономические учения в историческом контексте, обращая внимание, прежде всего, на их обусловленность уровнем развития, политической ситуацией, идеологической средой и т.д. Такой подход позволяет лучше понять особенности взглядов того или иного автора, однако, в этом случае исчезает внутренняя логика развития экономической теории, нет возможности проследить развитие идей во времени. Этот недостаток преодолевается логическим направлением. Представители этого направления (Й. Шумпетер, М. Блауг) рассматривают развитие теории, идеи, вне связи с историческими процессами.
1.2. За
рождение экономической мысли

1.2.1. Экономическая мысль древнего мира.

1.2.2. Экономическая мысль цивилизаций Древнего Востока.

1.2.3. Экономическая мысль Древней Греции.

1.2.1. Истоки экономической мысли имеет смысл искать в учениях древнего мира, возникших в период, когда человек делал попытки осознать бытие в целом, самого себя и свои возможности. В древности экономические идеи не существовали в виде отдельной науки, а тесно увязывались с религиозными взглядами, правовыми и нравственными представлениями людей и излагались в юридических документах, философских, этических и богословских трактатах. Долгое время это были конкретные технологические и технические вопросы хозяйственной практики, которые лишь по мере обобщения фактов стали подводить к обобщённому анализу социально-экономических проблем. И всё же серьёзный экономический анализ с определением многих категорий провели античные учёные, же тексты на экономические темы мыслителей Востока отличаются меньшей степенью абстрактности.

1.2.2. Источниками экономической мысли Древнего Востока являются, прежде всего, религиозные книги: иудейские, христианские и мусульманские канонические тексты. Из них следует, что на Древнем Востоке достаточно развитыми были товарные и денежно-кредитные отношения. В Библии, в первых книгах Моисея, описываются товарно-денежные отношения и обмен товаров с помощью денег. В качестве денег, выступает, как правило, серебро, за которое можно купить рабов, землю, хлеб.


Свод законов царя Вавилонии Хаммурапи (около 1760 г. до н. э.), первый известный нам свод законов, уделял большое внимание охране частной собственности, в т. ч. собственности царских служилых людей, позволяет сделать вывод о зна­чительном развитии товарно-денежных отношений.

В документах, относящихся к эпохе Нововавилонского царства (V11 – V1 вв. до н. э.), упоминаются арендные контракты, купчие, расписки, накладные. Дошли до нас многочисленные бухгалтерские счета и векселя того времени. Существовали тогда и подобие банков («деловые дома»), осуществлявшие все главные банковские операции: приём вкладов, выдачу кредитов, учёт векселей, оплату чеков, безналичные расчёты. Банки финансировали внутреннюю и внешнюю торговлю как государства, так и частных лиц.

Важнейший источник сведений об экономике Древней Индии - трактат «Артхашастра» (буквально — «наука о пользе, о практической жизни»), автором которого считается Каутилья (IV в. до н. э.) - древнеиндийский государственный деятель.

Это собрание наставлений по вопросам управле­ния государством, где провозглашается неприкосновенность частной собственности, хотя ведущая роль в экономике отводится собственности государства, рекомендуется регулирование хозяйственной деятельности посредством регламентации сферы ссудных операций и торговли.

1.2. 3. Наибольшую роль в истории экономических учений Древней Греции сыграли труды Ксенофоита, Платона и Аристотеля.

Ксенофонт (430 — 354 гг. до н. э.) – идеолог натурального рабовладельческого хозяйства.

В трактате «Экономия» (варианты перевода – «О домашнем хозяйстве», «Домострой») Ксенофонт дал характеристику образцового, с его точки зрения, хозяйства и образцо­вого гражданина. Важнейшие идеи трактата сводятся к следующему: 1) естественным является разделение труда на умственный и физический, а людей — на свободных и рабов; 2) каждая семья самостоятельно должна обеспечивать свои повседневные нужды; 3) основная цель хозяйственной деятельности афинского гражданина – обеспечение производства «полезных вещей»; 4)любая вещь способна обмениваться на другую вещь.


Платон (428 — 347 гг. до н. э.), древнегреческий философ, ученик Сократа. Он создал первую в мире теорию «идеального общественного устройства» и изложил ее в труде «Государство». Коренной идеей такого устройства является идея справедливости; каждый занимается тем, к чему более приспособлен, т.е. в основе человеческого общежития лежит разделение труда и трудовая кооперация.

Политический идеал Платона - это стабильное государство и стабильное общество, где каждый выполняет свою работу. Неравенство сословий – это нормально, ведь счастье отдельного человека для счастья полиса не значит ничего.

Существуют три сословия свободных людей.

Управлять государством должны философы, обладающие мудростью.

Защищать государство должны воины, обладающие мужеством. Будучи ответственными за соблюдение справедливости в государстве, правители и воины не могут иметь семьи, собственности, личного хозяйства, пользоваться деньгами: ничто не должно отвлекать их от забот о благе общества. Всё необходимое для жизни должно предоставлять им государство.

На остальных граждан – крестьян и ремесленников, - обладающих даром «сдерживающей меры», т.е. способности сознательно подчиняться законам, эти ограничения не распространяются: владение собственностью только побуждает их лучше трудиться.

Справедливость рабства Платон под сомнение не ставил, т.к. рабы, по его мнению, не обладают ни одной из названных добродетелей. Рабы принадлежат государству.

В идеальном государстве Платона запрещены кредит и процент, государство изымает у граждан любой излишек, превышающий установленный максимум.

Платон считается одним из основателей теории социализма.

Аристотель (384 — 322 гг. до н. э.) - древнегреческий философ, ученый-энциклопедист, охвативший весь спектр знаний, доступных античности, воспитатель Александра Македонского. В 335 до н. э. основал Ликей (Лицей), или перипатетическую школу, прообраз современных вузов.


Аристотель основывал свое экономическое учение на предпосылке, что рабство — явление естественное (раб от природы способен лишь к монотонному физическому труду) и должно быть основой производства.

Ключевые положения его труда «Политика»:

частная собственность соответствует природе человека;

все виды хозяйственной деятельности разделяются на две группы: экономию и хрематистику. Под экономией Аристотель понимал «искусство ведения хозяйства» - естественную деятельность, связанную с производством потребительных стоимостей; к ней же относил мелкую торговлю. Под хрематистикой противоестественное, с его точки зрения, «искусство накопления денег»: коммерческую торговлю, ростовщичество;

богатство – это совокупность средств, необходимых для жизни и полезных для государственной и семейной общины; существуют два вида богатства:

1) истинное – богатство в натуральной форме, источники его - земледелие и ремесло, а размеры ограничиваются обеспечением потребностей людей;

2) противоестественное - богатство в денежной форме, оно возникает из обращения, не состоит из предметов непосредственного потребления, размеры его ничем не ограничиваются;

деньги необходимы как «всеобщее средство обмена», однако, они не должны становиться целью (монета не может рождать монету).
1.3. Экономическая мысль Средневековья

1.3.1. Источники экономической мысли Средневековья.

1.3.2. Идеи Ибн-Халдуна.

1.3.3. Взгляды Августина.

1.3.4. Взгляды Фомы Аквинского.

1.3.1. Источники экономической мысли Средневековья:

в мусульманских странах — Коран (V11 в.); учение Ибн-Халдуна (1332-1406);

в Западной Европе: идеи Августина (354- 430); идеи Фомы Аквинского (Аквината) (1225- 1274).

1.3.2. Изучение и толкование Корана — собрания проповедей, обрядовых и юридических установлений, молитв, назидательных рас­сказов и притч, произнесенных пророком Мухаммедом, — положили начало гражданскому и каноническому мусульманскому праву.

Коран узаконивает складывающееся в Аравии социальное неравенство («Аллах дал преимущество одним людям перед другими»), освящает институт частной собственности: в тексте Корана имеются точные предписания о наследовании имущества, опеке и т.д. Согласно Корану, одним из пяти «столпов веры», то есть правильного по­ведения, является благотворительность.

Ибн-Халдун (1332-1406) - арабский историк и философ. Его концепция «социальной физики»:

даёт представление об эволюции общества от «примитивности» к «цивилизации»;

провозглашает богоугодность торговли и ремесла как прогрессивных сфер экономической деятельности;

призывает, согласно Корану, к возвышенному отношению к труду;

порицает как скупость, так и расточительство;

характеризует деньги как важнейший элемент хозяйственной жизни, ибо они отображают количественное содержание человеческого труда;

предупреждает о несбыточности имущественного и социального равенства и утверждает необходимость в разделения общества на сословия по имущественному признаку.

1.3.3. В эпоху раннего Средневековья (V1 – X вв.) христианство проповедовало равенство людей перед Богом, обязанность трудиться; общность имущества признавалась естественным состоянием, а частная собственность – отклонением от него, стремление к обогащению порицалось.

Церковная доктрина этого периода признавала две отрасли хозяйства: сельское хозяйство и связанные с ним обрабатывающие промыслы. Торговля и ростовщичество запрещались как духовенству, так и мирянам.

Августин Блаженный, будучи в конце 1V- начале V в.в. епископом во владениях Римской империи в Карфагене, заложил основы религиозно-этического подхода к экономическим проблемам.


Экономические воззрения Августина:

а) вид труда (умственный или физический) не должен влиять на положение человека в обществе: все виды труда равноценны;

б) ростовщический процент и торговая прибыль являются результатом неправильного обмена и присвоения чужого труда, т.е. грехом; отлучение от церкви.

в) эквивалентный обмен возможен только при установлении «справедливых цен», соответствующих затратам на производство товаров.

Однако учение церкви не могло ограничить

1.3.4. В эпоху классического Средневековья (ХI - ХV вв.), в условиях развития товарно-денежных отношений и возрастания их значения начинает применяться принцип двойственности оценок, позволяющий посредством комментариев, уточнений и оговорок преподнести старую трактовку хозяйственного явления или экономической категории в ином, нередко противоположном смысле.

Лидером среди духовных лиц, исследовавших экономические проблемы, был монах-доминиканец, доктор Парижского университета Фома Аквинский (1225 - 1274). В трактате «Сумма теологии» он даёт сумму научных знаний того времени.

Система Фомы Аквинского базируется на идее принципиального согласия двух родов истин — основанных на откровении и выводимых человеческим разумом. Некоторые истины, полученные из откровения (напр. божественное триединство, воскрешение во плоти) превосходят человеческий разум, но не противоречат ему.

Ключевые положения Фомы Аквинского:

Деление людей по сословиям и профессиям обусловлено божественным провидением и естественными причинами; одни сословия должны посвящать себя духовной деятельности, другие – физическому труду, стоящему ниже интеллектуального.

Общественная жизнь, полагал Фома, требует управления ради общего блага. Фома выделял шесть форм правления: в зависимости от принадлежности власти одному, немногим или многим и в зависимости от того, служит ли данная форма правления сохранению мира и общего блага или же преследует частные цели правителей, противоречащие общественному благу. Справедливые формы правления — монархия, аристократия и полисная система, несправедливые — тирания, олигархия и демократия. Наилучшая форма правления — монархия, поскольку движение к общему благу наиболее эффективно осуществляется, направляясь единым источником; наихудшая форма правления — тирания. Церковную власть Фома ставил выше светской: первая направлена на достижение божественного блаженства, в то время как последняя ограничивается преследованием лишь земного блага.


Собственность – основа хозяйства, естественный институт человеческой жизни.

Богатство подразделяется на естественное – плоды земли и ремесла - и искусственное (золото и серебро), «умеренное» богатство грехом не является.

Существует «справедливая цена» соответствует издержкам производства с прибавлением приличествующего сословию и положению продавца дохода.

Торговая прибыль как плата за труд и материальные издержки не противоречит христианской добродетели.

Ссудный процент оправдан как вознаграждение кредитору за риск неуплаты.

1. 4. Меркантилизм

1.4.1. Понятие меркантилизма.

1.4.2. Ранний меркантилизм (ХV – XVI вв.) - монетаризм.

1.4.3. Поздний меркантилизм (ХV11 – XV111 вв.).

1.4.4. Прогрессивность и ограниченность меркантилизма.

1.4.5. Последователи меркантилизма.

1.4.1. Меркантилизм (итал. mercante - «купец, торговец») – первая школа экономической науки, последователи которой видели во внешней торговле источник богатства за счет осуществления политики активного денежного (или торгового) баланса, т.е. превышения экспорта над импортом товаров; формой же воплощения богатства считались золотые и серебряные деньги.

Кроме того, многие авторы источником богатства считали рудники, где добывается драгоценные металлы.

Политика меркантилизма заключалась:

в поощрении — с целью увеличения производства товаров для экспорта— развития промышленности;

в активном протекционизме, т.е. защите внутреннего рынка от иностранных конкурентов и продвижении отечественных товаропроизводителей;

в поддержке экспансии торгового капитала, в частности, в поощрении создания монопольных торговых компаний;

в развитии мореплавания и флота,


в захвате колоний;

в резком повышении налогового обложения для финансирования всех этих мероприятий.

Концепция меркантилизма отражала интересы, прежде всего, крупных торговых монополий.

Меркантилизм возникает в конце ХYI века,

1.4.2. Для раннего меркантилизма (иначе монетаризма или теории денежного баланса), выражавшего интересы полуфеодального государства с развивающейся меновой торговлей, характерны административные методы решения экономических проблем. В целях накопления в стране золотых и серебряных денег вводились:

всестороннее ограничение импорта товаров;

установление высоких цен на экспортируемые товары;

запрет на вывоз золота и серебра из страны частными лицами (за нарушение - смертная казнь);

законы, обязывающие иностранцев все денежные суммы, вырученные от продажи собственных товаров, тратить на покупку отечественных товаров.

1.4.3. Для позднего меркантилизма (теории торгового баланса), выражавшего интересы сложившихся крупных торговых компаний, тесно связанных с государством, но преследовавших собственные цели - накопления капитала и экспансии на мировом рынке, характерны экономические методы регулирования торговли и промышленности. Определяющей функцией денег признается функция средства обращения: они должны быть в движении, чтобы извлекать из оборота ещё больше денег.

Средствами достижения активного торгового баланса являлись:

установление высоких ввозных таможенных пошлин на те товары, которые могут производиться внутри страны;

агрессивная политика завоевания внешних рынков;

содействие промышленникам (владельцам мануфактур), стимулирование производства товаров на экспорт;

разрешение вывоза денег за границу с целью выгодных товарных закупок по принципу: покупать дешевле в одной стране и продавать дороже в другой.


1.4.4. Прогрессивность меркантилизма состоит в ориентации на развитие капиталистической мануфактуры и торговли.

Основные теоретические достижения меркантилизма:

Концепция естественных и искусственных благ.

К естественным благам относились сельхозпродукция, руды, уголь, рыба. Искусственными считались продукты промышленности, цена которых содержит не только цену сырья, но и добавленную стоимость, присоединяемую к ней трудом по переработке сырья.

Концепция производительного труда.

Труд производителен в той мере, в какой он увеличивает денежное богатство страны: наиболее производителен труд, занятый в производстве денег (добыча серебра и золота, чеканка монеты); на втором месте – труд, непосредственно занятый во внешней торговле; на третьем – труд в отраслях, производящих выгодно продаваемые на мировом рынке продукты.

Концепция приоритетов во внешней торговле.

В отношении импорта: сырьё; предметы первой необходимости; орудия труда; предметы роскоши; товары, которые производятся или могут производиться в стране.

В отношении экспорта: предметы роскоши; промышленные продукты, прошедшие наиболее глубокую обработку; продукты сельского хозяйства, превышающие потребности производящей страны; сырьё.

Меркантилистами была развита металлистическая теория денег: они выдвинули учение о полноценных металлических деньгах как богатстве нации. Устойчивая металлическая валю­та, по их мысли, представляла собой одно из необходимых условий экономического развития.

Ограниченность меркантилизма в том, что предметом исследова­ния являлась прежде всего одна сфера практической деятельности - торговля.

Ошибочным было предположение меркантилистов о том, что можно долгое время поддерживать активное сальдо торгового баланса без вредных последствий для национальной экономики: на самом деле приток в страну драгоценных металлов увеличивает внутренние цены и приводит к оттоку капитала из страны.


Ошибкой было и утверждение антагонизма экономических интересов наций, на основании которого защищалась политика «разори соседа».

1.4.5. Наиболее известные последователи меркантилизма:

Англия:

У. Стаффорд (1554 — 1612). Главный труд - «Краткое изложение некоторых обычных жалоб различных наших соотечественников» (1581) принадлежит эпохе монетаризма, написан с позиции защиты активного регулирования денежного обращения. По мнению автора, фальсификация (порча) денег, т.е. ввод в обращение менее ценной монеты по прежнему номиналу, снижает богатство страны, поскольку более ценная монета в обход всех запретов будет уходить за границу. Стаффорд требовал от государства запрещения вывоза золота и серебра.

Вместе с тем некоторые его идеи выходят за рамки монетаризма. Так, он считал невыгодным закон об «истрачении», т.к. в Англии иностранные купцы на свою выручку могли приобрести больше английских товаров, чем привезённых за границы.

Стаффорд высказывался против экспорта сырья: будучи переработано за границей, оно возвращается в виде готового продукта, в итоге население дважды оплачивает в форме таможенных сборов собственное сырьё. Поэтому государство должно развивать экспортные отрасли, но используя при этом не запреты, а пошлины и налоги.

Т. Мэн (1571- 1641). Главная работа – «Богатство Англии во внешней торговле» (1630). С позиций зрелого меркантилизма считал вредной жёсткую регламентацию денежного обращения, т.к. вывоз денег может обеспечивать рост торговой прибыли, а значит, увеличивать доход государства.

Главную задачу он видел в обеспечении правила: «Продавать иностранцам ежегодно на большую сумму, чем мы покупаем у них».

Мэн требовал отмены закона об «истрачении», осуждал «порчу денег государством», говоря, что фальсифицированная монета не годится для внешнеторговых операций.


Большое внимание Мэн уделял развитию производства, отмечая, что для увеличения прибыли от внешней торговли надо снижать издержки производства за счёт ограничения зарплаты наёмных рабочих.

Франция:

Антуан де Монкретьен (1575-1621). Ввел в оборот термин «политическая экономия» для обозначении экономической науки. Главный груд - «Трактат политической эко­номии» (1615), где отражены многие идеи раннего монетаризма и концепция торгового баланса.

Активное вмешательство государства в экономику А. Монкретьен рассматривал как важнейший фактор развития национального хозяйства. Советовал развивать мануфактуры, создавать ремесленные школы. Главной целью ремёсел считал торговлю, а наиболее полезным сословием – купцов, поэтому ратовал за расширение торговли, защищал получение торговцами больших прибылей. Требовал ограничить деятельность иностранного купечества, выкачивавшего богатство из Франции.

Ж.-Б. Кольбер (1619-1693), министр финансов Франции. Его экономическая политика была направлена на подъем промышленности: поощрялось создание мануфактур, их владельцам предоставлялись ссуды и льготы.

Добивался роста государственных доходов за счет активного торгового баланса: увеличения вывоза промышленных изделий и ввоза сырья, сокращения ввоза иностранных изделий. Строился флот, создавались колониальные компании.

Вместе с тем интересы сельского хозяйства Франции оставались на втором плане. Запрет вывоза и свободного ввоза хлеба сдерживал становление фермерства, что сужало внутренний рынок. Преодолеть социально-экономическое отставание от Англии Кольберу в конечном счёте не удалось.

.