reforef.ru 1

Введение


Данное учебное пособие посвящено теме, представляющей познавательный и общекультурный интерес. Деятельность досуговых учреждений в зарубежных странах, в особенности, в капиталистических, мало освещена в современной литературе. В то же время необходимость такого освещения совершенно очевидна. Сегодня в нашей стране воспитательный потенциал учреждений досуга, библиотек, музеев и т. д. еще не исполь­зуется в полной мере. Требуется дальнейшая конструктив­ная работа по совершенствованию их деятельности. Досуговая деятельность обладает богатством форм и методов содержа­тельного использования свободного времени. Она является действенным фактором всестороннего воспитания человека, развития его творческой и общественной активности.

Несмотря на то, что организация досуга отражает сущность социальных структур общества, в котором оно действует, его господствующие политические и идеологические тенденции, она опирается на единые общечеловеческие нормы и ценности, ибо человечество едино.

Рассматриваемые в данном пособии досуговые программы делают акцент не столько на ценностях досуга, сколько на задачах воспитания и социализации. Сфера досуга для участ­вующих в таких программах не есть лишь сфера отдыха и рекреации, но в гораздо большей степени —.сфера выработки важнейших качеств личности.'-Эти^ и обусловлены основные требования к организации подобных досуговых программ.

В условиях перестройки всех сфер жизни в нашей стране меняется представление о социальном значении свободного времени. Рассматриваемые в данном пособии программы по экологии, охране окружающей среды не только содействуют формированию общественно активной личности, но и спо­собствуют социально-экономическому развитию страны.

Совершенствование личности становится сегодня не только гуманистической целью, но и необходимой предпосылкой успеш­ного решения экономических и социальных задач общества. С этих позиций надо подходить и к решению задачи органи­зации досуга в нашей стране.


ГЛАВА I. ДОСУГ КАК СФЕРА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

В современном мире вопросы охраны окружающей природы уже давно переросли из узкой научной проблемы в серьезную социальную задачу взаимоотношения природы и общества. Стремительное развитие производительных сил, урбанизация, рост народонаселения — все это дало толчок необходимости решения задачи природоохранительного воспитания подрастаю­щего поколения.

Первая европейская конференция по природоохранительно­му просвещению состоялась в г. Рюшликоне, в Швейцарии, в 1971 г. В повестке дня конференции стоял и вопрос о внешкольной деятельности по природоохранительному просве­щению. Важное место в решении этой проблемы отводилось детям младшего школьного возраста. Именно в этом возрасте должен быть заложен фундамент формирования любви и ува­жения к природе. Усвоение основных географических понятий в процессе изучения родного края, наблюдение за животным и растительным миром в непосредственном окружении — все это способствует не только познанию природы, но и воспи­танию чувства гордости и ответственности за нее.

В США уже с раннего возраста начинается подготовка к экологическому воспитанию. Это еще не экологическое воспи­тание, а лишь подступы к нему.

Дети много путешествуют. Воспитательное значение путе­шествий, походов руководители досуга поняли очень рано. На это указали в 20-х гг. XX века американские педагоги Бриге, Мэриам, Коллинз. Они же разработали рекомендации по использованию путешествий для детей младшего школьного возраста. Особо подчеркивалась необходимость поддерживать у ребенка врожденное чувство к перемене мест, исследованию

нового, необходимость развивать у детей умение жить в новом окружении, общаться с новыми людьми. Участвуя в походах, ребенок закрепляет и обогащает знания, полученные на уроках истории, географии, накапливает свой собственный опыт.

В школах организуются различного рода путешествия и походы — короткие и дальние, зимние и летние, обмен школь­никами между школами и т. д.


Можно выделить следующие типы походов и путешествий, наиболее распространенных в американских школах:

1) Локальные походы — самый простой и доступный путь познания окружающей среды. Дети идут на школьную пло­щадку, где изучают деревья, кустарники, цветы, почву, архи­тектуру зданий и т. д.

2) Походы в масштабе района — школьники отправляются в ближайший лес, на ферму, пристань. Этот вид походов приходится в основном на вторую половину дня и субботу.

3) Воображаемые путешествия. Они проводятся теоре­тически, а не на практике. Исследуются все детали маршрута, составляется план путешествия, просматриваются слайды, кинопленки, делаются сообщения, доклады и т. п. Обычно этот тип путешествия навеян уроками истории, географии.

4) Индивидуальные походы. Сами ученики, в зависимости от круга интересов, выезжают в лес, собирают гербарий, делают зарисовки.

После школьных походов и путешествий выпускается газета, устраиваются выставки, делаются сообщения.

При многих школах капиталистических стран действуют «Клубы друзей природы». Ребята занимаются очисткой и убор­кой территории, вольеров, ухаживают за животными, воспи­тывают молодняк, помогают в оранжереях. И таких отрядов друзей природы много. В конце учебного года организуются школьные «праздники леса».

Не надо бороться за чистоту, надо подметать — эту простую заповедь, высказанную еще Ильфом и Петровым, должны взять на вооружение все энтузиасты школьного движения по охране природы. Захламленность лесов, озер, рек производ­ственными отходами, бытовым мусором, строительными мате­риалами не может не вызывать обеспокоенности во всем мире.

Большую помощь членам клубов друзей природы оказывают десантники, которые организуют эпизодические рейды в глубь леса для выполнения экологических задач в труднодоступных местах.

Проводятся «Бережливые субботы» по сбору отходов, ока­завшихся на природе, для последующей их переработки.


Школьное движение «друзей природы» — не формальное, а живое дело с элементами игры — как никогда, нужно нам всем.

Многие школьники принимают участие и в общественных акциях, связанных с нарушением экологической среды. В 1988 г. в Калифорнии прошли организованные выступления против применения пестицидов при выращивании винограда. Местное население, среди которого было много школьников, организова­ло 30-дневный обязательный пост, в течение которого никто не употреблял винограда.

Большую работу по охране окружающей среды проводит массовая экологическая организация «Американская федера­ция в защиту природы», сотрудничающая с Всероссийским обществом охраны природы в нашей стране.

Представители обеих организаций объявили в Вашингтоне о первой совместной инициативе. 1 июля 1989 г. в США одно­временно с традиционной американской «утиной маркой», слу­жащей для сбора средств на охрану природы, поступила в продажу марка Всероссийского общества охраны природы. Марка с изображением красивой уточки-мандаринки — не средство почтовой оплаты, а способ экологической благотво­рительности. Вырученные за нее средства пойдут на меро­приятия по защите природы. Одновременно в продажу в США выпущены три советские почтовые марки с изображением водоплавающих птиц.

По словам президента Американской федерации в защиту природы Джея Хэйра, в США «утиная марка» была впервые выпущена в 1934 году. Ныне это популярная форма привлечения массовых взносов на нужды экологического движения. «Мы рады, что и советские любители природы воспользовались идеей „утиной марки" и готовы поддержать ее распространение в США»,— говорит Джей Хэйр.

Большая роль в природоохранительном воспитании школь­ников в капиталистических странах принадлежит паркам, отделы досуга которых имеют разнообразные программы.

Одним из достижений отдела досуга парков г. Вашингтона является организация программы «Молодежные сады». Детям предоставляют участки земли (на игровых площадках, в парках, на землях, принадлежащих молодежным организация^) для обработки и посадки зеленых насаждений. Им выделяют семена, саженцы, удобрения, инструмент, т. е. все необходимое для обработки небольших земельных участков. Программа рассчи-


тана не на один год. В конце каждого лета проходит праздник «Награда за урожай». Дети выставляют цветы, растения, которые они вырастили; их можно дарить родителям, друзьям, жителям города. В городе много садовых участков, за которыми ухаживают тысячи детей. Позже были построе^л парники, чтобы программа могла действовать круглогодично. Програм­ма оказалась столь успешной и пользовалась такой попу­лярностью, что Американская ассоциация парков широко рас­пространила руководства, основанные на опыте Вашингтона. Результатом было создание подобных программ во многих городах, в первую очередь в Филадельфии, Бруклине, Клив­ленде.

С 1971 г. в Вашингтоне проходит программа «Лето в парках». В рамках программы проводятся походы по содержа­нию парков в чистоте. Кроме того, организуются спортивные соревнования, драматические постановки, музыкальные и танцевальные мероприятия, действует также «Неделя отдыха». Программа привлекает десятки тысяч человек.

В одном из парков США — в Форест Парке — руководители досуга попросили детей начальной школы сделать модели зданий и оборудования, которые будут использоваться в буду­щем. Девочка 3 класса сделала площадку для игр и обнесла ее пластиком, чтобы к детям не попадал загрязненный воздух. Один из мальчиков создал макет подводного города, который должен был избавить людей от загрязненного воздуха. Так серьезнейшие проблемы экологии через игры входят в соз­нание юных американцев.

Значительную работу по природоохранительному воспита­нию юных граждан проводят и молодежные клубы.

Разнообразна их деятельность.

Так, члены «Клуба мальчиков» из Толедо, штат Огайо, собрали 144 тонны старых бутылок для дальнейшей пере­работки, школьники колледжа Миами-Дэйд из штата Флорида создали ряд центров по переработке мусора. Большую работу проводят члены клуба «Юных фермеров» из Верджинии, органи­зовавшие пикеты по проверке исполнения жителями сельско­хозяйственных районов законов против загрязнения окружаю­щей среды. Бойскаутские группы устраивают однодневные по­ходы по очистке территории. В Сан-Диего, штат Калифорния, школьники Саннисайд-скул собрали тысячи алюминиевых банок, предназначенных для переработки.


В 1970 г. в США был объявлен новый праздник — День Земли. Он означал начало активной деятельности по защите и

охране природы. По всей стране были созданы отряды по сбору мусора, строительству очистных сооружений, закладке парков. Задуманный как ежегодный праздник, вторично он отмечался лишь через 10 лет, в 1980 году. Много молодых людей приняли в нем участие. Колледжи и университеты многих штатов организовали курсы по охране природы для желающих.

Наряду со школам», клубами, парками, большое воспита­тельное значение для формирования бережного отношения к природе имеют зоопарки.

Зоопарки за рубежом считаются культурно-просветитель­ными учреждениями. О них говорят как о центрах научного и природоохранительного просвещения и воспитания. В истории становления зоопарков были уже отдельные попытки создания зоопарка такого типа (напримар, Богданов и Фальц-Фейн в России, Гагенбек и Брем в Германии), но они ни к чему не приводили, ибо побеждала коммерческая сторона дела и зоо­парк рассматривался больше как центр развлечения. Сегодня положение изменилось. Много сделал для защиты природы, ее популяризации Джеральд Даррелл. Его книги пользуются заслуженным успехом во всем мире. По данным ЮНЕСКО, он один из самых читаемых писателей на планете. Книги Дж. Даррелла не только увлекательно рассказывают о приро­де, они горячо призывают защищать ее.

В 1986 г. число посетителей зоопарков в США впервые превысило число посетителей спортивных зрелищ.

Зоопарк нужен сегодня городу как воздух. «Ведь это самые демократичные, самые доступные для большинства жителей города учреждения. В воскресный день купил билет — и целый день посвящен здоровому, полезному отдыху»,— это слова известного профессора из ФРГ Бернгарда Гржимека.

Многообразны цели и задачи, которые ставят и решают сегодня зоопарки за рубежом:

1) Первая цель зоопарка — образовательная. Человеку показывают многообразие животного мира земли.


2) Второе, чрезвычайно актуальное сегодня назначение зоопарка — пропаганда идей охраны природы. Соприкоснове­ние, пусть только зрительное, с многочисленными представи­телями животного мира дает человеку возможность осознать, как этот мир ярок и интересен.

3) Третье — сохранить редкие исчезающие виды животных.

4) Четвертое — научная работа, в том числе и юннатская.

5) И, наконец, пятое. Зоопарк — это зрелище, это место

отдыха горожан. Большой современный город рождает много разных проблем: Одна из них: психическая усталость, подав­ленность, раздражительность. В городе стрессовое состояние великолепно снимает посещение зоопарка (хорошего, разу­меется). Таким образом, забота о зоопарке — это забота о психическом здоровье. Задача, если хорошенько подумать, куда как важная и серьезная. Необходимо думать о формах и месте здорового отдыха. Зоопарки полностью соответствуют решению этой задачи.

Пора осознать социальную, экологическую и культурную ценность этих очагов городской природы.

Показателен опыт развитых капиталистических стран по организации природоохранительного просвещения. Во-первых, оно начинается с младшего школьного возраста и продолжается на протяжении всего пути становления молодого человека. Во-вторых, эколого-воспитательные функции свойственны не только специальным программам, но входят неотъемлемой частью в программы практически всех досуговых молодежных организаций развитых капиталистических стран.

ГЛАВА II. СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАРКОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Проблема свободного времени занимает внимание многих организаторов досуга. Сегодня люди имеют значительно больше времени на отдых и развлечения, чем это было раньше. В связи с этим возросла и роль парков, как одного из центров досуга. Парк становится местом разнообразных досуговых программ, организованных на хорошем профессиональном уровне.

Что же предлагает современный парк своим посетителям в развитых капиталистических странах?


Одним из крупнейших парков развлекательного типа яв­ляется парк Диснейленд в США.

Сто пятьдесят лет назад пройти через королевство Уолта Диснея означало бы пройти сквозь чащу леса. Здесь не было ни аттракционов, ни героев Диснея — кругом деревья и кусты. Сейчас местечно Орландо, где расположен Диснейленд,— это целое королевство У. Диснея. До сих пор неизвестно точно, откуда произошло это название. Может быть, по имени Орлан­до — героя из пьесы У. Шекспира «Как вам это понравится».

Парк Диснейленд был открыт в 1955 году. Это фантасти­ческий город, о котором едва ли мог мечтать У. Дисней. Сказочные герои Диснея завоевали популярность у детей и взрослых во всех странах мира. Это знаменитые Микки Маус, утенок Дональд Дак, Плуто, Бемби, Белоснежка, Алиса и многие другие. Этот парк получил еще одно название — «Земля чудес». Здесь можно совершить сотни развлекательных поездок, посетить экспериментальный город будущего, принять участие в экскурсиях по многим странам мира (Франции, Японии, ФРГ, Италии и др.). В парке разбиты национальные павильоны, которые обслуживают представители этих стран. Пройдясь по павильону, можно познакомиться с историей страны, ее куль­турой, туристическими возможностями. Прогулка по Дисней­ленду может продолжаться от одного дня до одной недели.

Строительство парка типа Диснейленда предполагается и во Франции. В 1986 г. совет г. Парижа одобрил план строитель­ства развлекательного парка «Диснейленд» в восточной части города. Французское правительство заключило контракт с кам­панией «Уолт Дисней» на строительство этого гигантского парка аттракционов, который будет называться «Евродисней-ленд».

Французская общественность уже давно выражает беспо­койство продолжающимся и расширяющимся заокеанским вторжением в культурную жизнь Франции. Голливудской про­дукцией заполнены кино- и телеэкраны, американскими комик­сами пестрят книжные киоски, шоу-бизнес с той стороны Атлантики все больше проникает в духовную жизнь страны. В новом «Диснейленде» все предполагается устроить по-амери­кански. Скоро Микки Маус и его «компания» станут серьезными конкурентами традиционных героев французской национальной мифологии. Дело в том, что недалеко от Парижа (в полу­часе езды) расположен один из крупнейших в Западной Европе парк аттракционов «Мираполис». Разместившиеся на его тер­ритории многочисленные аттракционы так или иначе связаны с миром французских сказок и легенд. Популярность этого парка среди взрослых и детей огромна. И тем не менее, администрация «Мираполиса» весьма обеспокоена будущим этого увеселительного комплекса в связи со строительством Диснейленда.


Разнообразные программы в западногерманских парках развлечений и отдыха — это своеобразные «фабрики» положи­тельных эмоций. Ежегодно их посещает 15 миллионов жи­телей. Парки ФРГ, в отличие от многих парков других западно-

европейских стран, расположены за городской чертой. Их разбивают на бывших пустырях, в заброшенных карьерах, у старых замков. Владелец одного небольшого парка в Ган­новере вынужден был его закрыть только потому, что туда можно было добраться на трамвае. Его посещение стало считаться чересчур будничным мероприятием.

В отличие от американского «Диснейленда», где посетители, приезжающие на целый день, вынуждены тратить приличную сумму на еду, в парке «Страна Фантазия» разрешается при­ходить в парк со своей едой. Для семейных пикников отве­дены специальные места. Кроме того, есть масса небольших кафе и киосков.

Посещаемость парков не только не падает, но постоянно растет. В чем тут секрет? Очевидно, в их разнообразии. Каждый парк уникален и имеет свои особенности. Обойти все аттрак­ционы каждого из них в короткий срок невозможно. Кроме того, «интерьер» парка периодически меняется. Программы, которые предлагают загородные парки ФРГ, очень разно­образны, в «Стране Фантазии» поражают масштабность и разнообразие аттракционов и музыкальных шоу.

Парк «Страна Фантазия» в ФРГ был разбит 20 лет назад на территории бывшего угольного карьера, недалеко от Брюла. Сюда приезжают семьями на целый день. Развлечения, которые ожидают посетителей в этом парке, вызывают восторг как взрослых, так и детей. На небольшом озере проводятся по­тешные состязания на круглых шлюпках. Можно проехать в гондоле, оказаться в пасти дракона, блуждать по подземным лабиринтам, где с помощью современной электроники оживают страницы сказок «Тысячи и одной ночи». Можно совершить путешествие по озеру в ладье викингов, где перед тобой неожиданно появятся морские чудовища и затбнувшие корабли; побывать в дельфинарии, в «ковбойском городке». Можно посетить и представление театра «Скала»: его актеры — забав­ные электронные куклы — выполняют огромное множество раз­личных движений, поют голосами звезд современной эстрады.


«Страна Фантазия» — частный парк развлечений и отдыха, один из крупнейших в Европе. В фирме занято 750 сотруд­ников. Здесь и собственная пожарная команда, охрана, мас­терские по ремонту и замене неисправных маханизмов, есть и художественный цех, где создаются эскизы и модели новых кукол, электронный цех, где отрабатываются системы управле­ния и контроля, работают два медицинских пункта.

Фирма сотрудничает с другими странами. Аналогичный парк при участии сотрудников фирмы создан в Бразилии. Специалисты «Фантазии» дают консультации представителям любой страны по их просьбе и сами пользуются услугами других стран.

Парк «Страна Фантазия» предназначен для отдыха и раз­влечений. Но не следует забывать, что во главу угла капита­листической экономики поставлен принцип извлечения макси­мальной прибыли. Сегодня в парках развлечения и отдыха в ФРГ проводит досуг пятая часть населения страны. В ФРГ около 60 подобных парков. Сорок из них входят в Союз не­мецких предприятий по организации досуга (ФДФУ), который организует семинары и курсы повышения квалификации для менеджеров индустрии развлечений, дает консультации, следит за улучшением качества обслуживания посетителей, издает справочную литературу, которая продается на каждом шагу.

Организация досуга поставлена в ФРГ на прочную ком­мерческую основу и максимально использует новейшие дости­жения научно-технического прогресса.

В последнее время все чаще говорят и о социальных функциях парков развлечения и отдыха. Какая же из них главная? Организация семейного досуга. Совместное время­препровождение, по мнению социологов, способствует укреп­лению семьи, помогает взаимопониманию родителей и детей. Организаторы досуга стремятся удовлетворить запросы всех возрастных групп.

Более скромный парк находится под Боттропом, в замке Бек, бывшем владении князя Меттерниха. Раньше оно нахо­дилось в собственности государства, но государство оказалось не в состоянии тратить деньги на содержание большого числа исторических памятников. Их часто поэтому продают частным лицам с условием, что новый хозяин будет заботиться о сохранении памятника. Сегодня замок Бек — излюбленное место отдыха жителей Рура.


Интерес представляет небольшой парк в районе г. Амстерда­ма, работа которого ориентирована преимущественно на детей и лиц пожилого возраста. В парке организован целый ряд «живых уголков», где можно увидеть обезьян, морского котика, зебру, других животных. Кролики, зайцы, белки живут в парке сво­бодно. Они ручные, часто сидят на скамейках или подходят к посетителям, выпрашивая корм. Для малышей предназначены миниатюрные площадки, оборудованные игровыми устройства­ми.

Большое место проблеме свободного времени детей уде­ляется в Австралии. В австралийских парках масса аттрак­ционов для детей всех возрастов. Здесь они могут покататься на игрушечных кенгуру, утке, зебре, черепахе и других жи­вотных. В парках можно посмотреть короткие фильмы о том, как эффективнее использовать свободное время. Много инте­ресного для детей всех возрастов в развлекательном луна-парке г. Сиднея, который был открыт после ремонта в 1982 г.

При больших парках в капиталистических странах часто организуются мини-парки для детей или целые зоны отдыха типа «Королевство детей» в США, в парке «Грэйт Америка», в Калифорнии. Чего здесь только нет для отдыха и развле­чения детей!

Особое место в большинстве парков занимают «Уголки сказок». В них нет особо шумных развлечений, поэтому они особо привлекают не только детей, но и пожилых людей. Ведь взрослый человек неохотно расстается с фантазиями и мечтами детства.

Весьма распространено мнение, что развлекательные парки в странах Западной Европы возникли под влиянием'амери­канского «Диснейленда». С этим нельзя согласиться. Народные гулянья с ярмарками, каруселями и кукольными представ­лениями появились в Европе давно. Именно эти народные традиции, добиваясь при этом максимальной выгоды, владельцы современных парков отдыха в странах Европы и развивают.

Распространены за рубежом и парки спортивного типа.

Большое место занимают парки в спортивном досуге детей и подростков во Франции. В местечке Трамдле разбит большой спортивный парк, сделанный в виде огромного цветка. На его лепестках размещаются многочисленные спортивные и игровые площадки.


В США успешно функционируют спортивно-игровые парки. Один из таких парков в г. Рокдейл имеет форму пирамиды, где предусмотрены поля для футбола и бейсбола, теннисные корты, которые зимой занимаются под каток, площадки для катания на роликах и многое другое. Центральное поле может быть превращено в открытый театр, где дают представления как любители, так и профессионалы. Отдельные участки парка используются для эпизодических спортивных мероприятий на открытом воздухе.

Парком зрелищ и спортивных развлечений называют «Тиво-ли Уорлд» в Испании. Он представляет собой место для отдыха самых различных слоев населения и способен удовлет-

ворить самые разнообразные вкусы и запросы. Здесь к услугам посетителей множество аттракционов, дороги для катания на машинках и верхом, театр более чем на 400 зрительских мест, где проходят представления с участием профессионалов и любителей, музыкальные эстрады, каток для катания на роли­ковых коньках, колесо обзора. В парке проводятся соревно­вания с вручением призов по разным видам спорта.

Особо можно выделить среди парков капиталистических стран парки на воде. Это места отдыха и активного досуга. Посетителям парка предоставляют многочисленные и разно­образные досуговые программы, связанные с водными видами спорта, рассчитанные на различные возрастные группы,— плавание, виндсерфинг, парусный спорт и другие. Очень попу­лярны программы на воде в парках Австралии, Канады. Парк «Онтарио плейс» в Канаде расположен на намывных островах на озере Онтарио. В нем размещены три спортивных городка, выставочный центр. Отдельно есть детский городок с аттрак­ционами и программами для детей. Водяные сады распола­гают к покою, их часто посещают пожилые люди с внуками. Такой водяной сад есть в г. Хемел-Хемпстед, в Англии.

В капиталистических странах, наряду с развлекательными и спортивными парками, быстро развиваются тематические обра­зовательные парки, имеющие тенденцию к значительному росту.

Интересным примером парка такого типа является парк «Флорали» в Париже. Он был открыт в 1969 г. в связи с проведением международной выставки цветов. Главная зона парка — «Долина цветов», на террасах которой размещаются, поражая взгляд яркостью окраски, пятна различных цветов — тюльпаны, гиацинты, хризантемы. В парке работают кружки лю­бителей природы, садоводов-любителей, кружки по изучению и охране природы для школьников младшего и среднего воз­раста. Организуются многочисленные экскурсии.

Парки такого рода помогают детям не только хорошо провести время, но и учат доброму отношению к природе.

В этом направлении работает и Луизен-парк в ФРГ. Мар­шруты обзора парка, пролегающие через спортивные площадки, игровые и развлекательные сооружения, всюду сопровождаются выставкой цветов. Досуговые программы работники парка сочетают с демонстрацией экспозиций цветов.

В ФРГ много архитектурных парков. Парк «Мини-Дом», расположенный между Эссеном и Дюссельдорфом, пред­ставляет собой архитектурный музей под открытым небом, где собраны копии шедевров зодчества разных стран и эпох, уменьшенные в 25 раз.

В архитектурном парке «Ксантен» представлены поселения древних римлян.

Другой вид тематического парка — «Город мастеров», расположенный в долине реки Рейн. Здесь в натуральную величину воссозданы действующие водяные мельницы, лесо­пилки, хлебопекарни, кузнечные и гончарные мастерские, дающие полное представление о рейнско-вестфальских ремес­лах прошлого века. Много в ФРГ садовых парков, ботани­ческих или лесных садов, наподобие замечательного «Птичьего парка» под Ганновером. В этом парке проводятся экскурсии слушания пения птиц, устраиваются выставки птиц и соот­ветствующего инвентаря.

Тематические парки предлагают взрослым и детям раз­личные образовательные программы. Показательны в этом отношении парки «Мир цирка» в г. Чикаго и «Мир моря» в штате Флорида. Работники досуга парка «Мир цирка» органи­зуют встречи с артистами цирка, устраивают выставки цир­кового реквизита, экспозиции по истории циркового искусства и многое другое. При парке работают кружки любителей цирка, рассчитанные на школьников разного возраста. В парке «Мир моря» работают кружки по изучению растительного и животного мира моря, любителей морского дна, плавания.


Каким же видится парк настоящего и будущего? В первую очередь это должен быть многофункциональный центр досуга, сочетающий основные виды отдыха и развлечений с образова­нием и спортивной деятельностью. Наиболее привлекательными сторонами организации досуга в парках крупнейших капиталис­тических стран является их организация по интересам посети­телей, а также их возрастная «поливалентность», позволяющая объединять в досуге всех членов семьи. Парк должен быть одним из интереснейших мест для проведения свободного времени.

ГЛАВА III. РАЗВИТИЯ ГОТОВНОСТИ К ТРУДУ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ — ВЕДУЩЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛУБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

В системе досуга детей и подростков в развитых капи­талистических странах значительное место уделяется под­готовке учащихся к будущей профессиональной деятельности и изучению ее основ.

Первой организацией, которая в свободное от учебных занятий время школьников уделяла внимание профессиональ­ной подготовке учащихся, была частная школа в г. Провиденс, США (1968). Здесь преподавался целый ряд не связанных между собой предметов — ковровое дело, плетение, изучались вопросы, связанные с исследованием природы, пение, ряд других предметов. Это было началом профориентационной деятель­ности в отношении детей и подростков.

В 70-е гг. в США много надежд возлагалось на проект «Подготовка к карьере и жизни», выдвинутый по инициативе тогдашнего комиссара образования США Марлэнда. Новое начинание горячо обсуждалось в самых широких кругах и в педагогической печати. Проблема, которую должен был решить названный проект, не нова. Она сводилась к одной из важных задач педагогики, состоящей в поиске оптимальных решений для сочетания общего образования с профессиональным.

Любое общество беспокоит проблема профессионального будущего тех, кто вступает в мир труда после окончания средней школы.

Правительства развитых капиталистических стран, крупные промышленные предприятия, частные фонды разрабатывают проекты, выделяют средства для оказания профориентационных услуг.


Сегодня на Западе существует большое число клубов, кружков, ориентирующих на будущую профессию. В сельско­хозяйственной местности это пользующиеся большой попу­лярностью среди школьников такие организации, как «Будущие фермеры» и «Будущие домохозяйки». В городах, где больше возможностей для выбора профессии, существует значительно большее количество клубов и кружков, связанных с проф­ориентацией. Это «будущие инженеры», «будущие ученые», «будущие учителя» и много других будущих.

В США, Англии, Канаде много таких клубов, и растут они быстро. В большой степени эти клубы находятся под покро­вительством деловых кругов, для которых они являются основой для поиска талантов среди старшеклассников. Найдя их, они патронируют талантливого мальчика или девочку в их даль­нейшей специализации в колледжах определенного профиля. Клубами по профессии ежегодно проводятся различные кон­курсы как на региональном уровне, так и на уровне штата и страны. Целью конкурсов является выявить наиболее способных детей. За активное участие и достигнутые результаты члены клуба награждаются свидетельствами, медалями, денежными

призами, стипендиями. Эти клубы сейчас очень популярны. Они стали даже соперниками таких традиционных для раз­витых капиталистических стран молодежных организаций, как Бой и Герл скауты.

В Англии привлечение молодежи в профориентационные клубы ведется по линии связи со Службой по трудоустройству молодежи. Вопрос получения работы стоит очень остро в капиталистических странах. Молодежные профориентационные клубы в какой-то степени гарантируют получение хорошей работы. Для членов клубов читаются лекции по основам сов­ременной экономики, планированию, их учат умению правильно строить взаимоотношения с мастером, администрацией, орга­низуются встречи с руководителями предприятий.

Сами школы тоже организуют такие клубы для выпускников, что продиктовано необходимостью перекинуть мостик между школой и дальнейшей профессиональной деятельностью под­ростка. Подготовка к будущей работе является важной частью деятельности профориентационных клубов. Эти клубы не только дают навыки ремесла, но ориентируют молодежь на опреде­ленные взаимоотношения и поведение в процессе будущей трудовой деятельности.


Для детей из более обеспеченных семей, готовящих себя к деятельности в сфере бизнеса, предназначена организация «Будущие бизнесмены». Она объединяет старшеклассников в возрасте от 15 до 19 лет. В основном, это дети предпри­нимателей, руководящих должностных лиц компаний, трестов, фирм. Цель организации — воспитать руководителей для от­ветственных постов в промышленности, безнесе, торговле. Ребят учат разбираться в основах безнеса, помогают освоить систему свободного предпринимательства, понять проблемы, стоящие перед страной. Знакомство с бизнесом поставлено в орга­низации на деловую основу. Осенью, с началом занятий в школах, начинается и активная деятельность организации. Ее члены объединяются в небольшие «символические компа­нии». У каждой такой компании есть спонсор — крупная фирма, банк страховое общество. Фирма-шеф выделяет для руко­водства такой компанией подрастающих бизнесменов совет­ников из наиболее опытных служащих. Вместе с ребятами советники определяют программу на год. Раз в неделю «ком­пания» собирается на 2 часа в отведенной ей мастерской и ребята под руководством одного из советников осваивают избранное производство. Двое из избранных членов компании отвечают за ее финансовую деятельность, третий — за при-