reforef.ru 1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «Белорусский государственный экономический университет»

Н.С. Недашковская, Фоменкова Л.В., Шамов В.А.

ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК

Учебно-методическое пособие


Минск 2010

СОДЕРЖАНИЕ


Предисловие …………………………………………………………………...




Раздел 1. Теоретические основы организации финансов………………...




Раздел 2. Основы организации финансов предприятий…………………




Раздел 3. Финансовые результаты деятельности предприятий…………




Раздел 4. Инвестиционная деятельность предприятий…………………….




Раздел 5. Финансовое планирование………………………………………….




Раздел 6. Оценка финансовой устойчивости предприятия………………...




Раздел 7. Организация финансовых отношений различных организационно правовых форм и финансов предприятий отраслей народного хозяйства




Раздел 8.  Финансовый рынок………………………………………………….





ПРЕДИСЛОВИЕ

Результативность экономических преобразований и реформ, осуществляемых в народном хозяйстве, в значительной степени предопределяется проводимой в государстве финансовой политикой, механизмом построения оптимальных форм финансовых отношений. Для этого необходимо знать природу финансов, их роль в экономике.


Дисциплина «Финансы и финансовый рынок» изучается студентами всех специальностей экономического профиля. Предметом данного курса является изучение экономических стоимостных отношений предприятий, связанных с образованием, распределением и использованием денежных доходов и фондов денежных средств; закономерностей и тенденций развития форм и методов реализации этих отношений в условиях рыночной экономики; методик расчета отдельных финансовых показателей, приемов финансового анализа, способов управления денежными потоками.

Целью написания данного учебно-методического пособия является формирование у студентов необходимого уровня теоретических знаний в области финансов, изучение действующей практики организации финансов на предприятии.

По каждой теме даются основные понятия и определения; предлагаются темы докладов и рефератов, которые будут обсуждаться на занятиях; предлагаются материалы для проведения практических занятий; дается перечень вопросов для самопроверки по усвоению темы.

Учебно-методическое пособие адресовано студентам всех экономических специальностей высших учебных заведений

Авторами учебно-методического пособия являются:

доцент, к.э.н. Недашковская Н.С. – предисловие, разделы 5,7;

ст. преподаватель Шамов в.А. – разделы 1,4,8;

ассистент Фоменкова Л.В. – разделы 2,3,6.

Раздел 1. Теоретические основы организации финансов

Социально-экономическая сущность и функции финансов

Финансы – это исторически сложившаяся экономическая категория, исходным условием возникновения которой было товарное производство, опосредованное денежными отношениями.

Необходимость финансов обусловлена следующими факторами:


  • существование товарно-денежного обмена, стимулируемого развитием государства;
  • действие закона стоимости, обеспечивающего распределение ВВП и его составной части – прибыли;


  • асинхронность производства и потребления (если бы этот процесс был одновременным, то экономика могла бы обойтись без финансов).

Финансы – это всегда денежные отношения, в которых главным субъектом являются государство и предприятия. Однако не всякие денежные отношения представляют финансы. Во-первых, понятие денег шире, а финансы - часть денежных отношений. Во-вторых, деньги отличаются от финансов и по сущности, и по содержанию, и по выполняемым функциям. Деньги прежде всего - это всеобщий эквивалент, на основании которого оценивают затраты труда производителей, а финансы - это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, средство контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Следовательно, финансы – это объективная экономическая категория, связанная с денежными отношениями, опосредующими прямое движение стоимости в процессе распределения и перераспределения стоимости ВВП и национального дохода по поводу формирования и использования целевых фондов денежных средств и денежных накоплений у государства, субъектов хозяйствования и населения.

К финансовым отношениям относятся:

  • • денежные отношения хозяйствующих субъектов с государством по поводу платежей в доход государственного бюджета и финансирования из него;

  • денежные отношения между различными хозяйствующими субъектами по поводу применения санкций и поощрений при выполнении договорных обязательств;
  • денежные отношения хозяйствующих субъектов со своими работниками по поводу применения поощрений и санкций по результатам выполнения функциональных обязанностей. Сюда не относится оплата стоимости рабочей силы, так как она является товаром. Оплата товара (рабочая сила) есть акт купли-продажи, т.е. смена форм стоимости. Смена форм стоимости предполагает обмен эквивалентов, что не является финансовым актом.


  • денежные отношения государства с населением по поводу взимания налогов, сборов, получения займов, привлечения вкладов в банк, выплат пенсий, пособий, стипендий, вознаграждений за пользование сбережениями населения, предоставления бесплатных для населения услуг в области просвещения, здравоохранения и т.п.;

  • внутригосударственные денежные отношения при распределении доходов государственного бюджета на стадиях его составления, рассмотрения и утверждения;

  • денежные отношения хозяйствующих субъектов с кредитной системой по поводу привлечения, возврата заемных средств, получения и уплаты процентных сумм за ссуды;

  • денежные отношения хозяйствующих субъектов с населением по поводу реализации, приобретения акций, выплаты и получения дивидендов;

  • денежные отношения государства с другими государствами и международными финансовыми организациями по поводу оказания и получения безвозмездной помощи, получения и возврата ссуд, уплаты и получения процентных сумм за пользование ссудами;

  • денежные отношения между партнерами совместных предприятий по поводу формирования уставного фонда, распределения доходов и т.п.

С развитием экономических отношений возникают и развиваются новые виды финансовых отношений и отмирают действующие их виды.

Функции финансовпроявление их сущности в действии, выражение их общественного назначения. Большинство авторов считают, что для финансов характерны две функции – распределительная и контрольная.

Общественное назначение распределительной функции финансов состоит, во-первых, в распределении и перераспределении части стоимости ВВП (главным образом чистого дохода) в денежной форме для обеспечения расширенного воспроизводства; во-вторых, в формировании экономического потенциала для создания финансовой основы функционирования государства и его экономической системы.

Таким образом, через распределительную функцию осуществляется обеспечение каждого звена финансовой системы необходимыми ему финансовыми ресурсами. Она включает такой круг явлений как: возмещение стоимости потребленных средств производства, образование доходов в различных формах, формирование ресурсов для общегосударственных потребностей и целевого назначения, создание бюджетных и страховых резервов, содержание и развитие социальной сферы, осуществление внутриотраслевого, межотраслевого, межтерриториального перераспределения национального дохода.


Субъектами при финансовом распределении являются участники воспроизводственного процесса (государство, юридические и физические лица). В сфере распределения переплетаются политические, экономические и социальные интересы всех социальных групп общества.

Контрольная функция финансов порождена распределительной функцией и проявляется в контроле за распределением валового внутреннего продукта, национального дохода и чистого дохода по соответствующим денежным фондам и за их целевым расходованием. Контрольная функция финансов обслуживает как весь воспроизводственный процесс сферы материального производства, так и формирование и использование централизованного фонда денежных ресурсов государства.

Через движение финансовых ресурсов контрольная функция количественно отображает экономические процессы, связанные с распределением и перераспределением валового внутреннего продукта. Вместе с тем движение финансовых ресурсов в конкретных формах является объектом контроля со стороны государства, наблюдающего за процессами стоимостного распределения ВВП. Без такого контроля не может быть обеспечено сбалансированное развитие экономики.

Контрольная функция имеет нормативную основу. Распределительный характер денежных отношений предусматривает предварительное планирование, определение конкретных субъектов, объемов и сроков осуществления, обязательность целевого использования денежных ресурсов, закрепление в нормативных актах. Нормативные акты регламентируют как условия распределения доходов и прибыли, направляемых на расширенное воспроизводство, так и условия платежей в бюджет (установление категорий плательщиков, объектов, единиц обложения, ставок, фондов, льгот по платежам, порядка их ис­числения и т.д.), финансирования из бюджета (порядок откры­тия бюджетного финансирования и его использования), кредитования, формирования и использования различных денежных фондов хозяйствующих субъектов.

Именно контроль за соблюдением нормативных актов отражает в свою очередь содержание контрольной функции финансов.


Формой реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация, которая выражает такие финансовые показатели, как выручка, прибыль, рентабельность, ликвидность, оборачиваемость, платежеспособность, фондоотдача и другие, в синтезированном виде отражающие различ­ные стороны финансово-хозяйственной деятельности субъектов.

Роль контрольной функции финансов в воспроизводственном процессе проявляется в наблюдении за состоянием финансовой дисциплины, соблюдением установленных норм и правил, выполнением финансовых обязательств.

Контрольная функция финансов реализуется на практике через осуществление финансового контроля, важнейшей задачей которого является проверка точности соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетом, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств хозяйствующих субъектов по расчетам и платежам.

Финансовый контроль осуществляется через деятельность финансовых, налоговых и других органов контроля.

Кроме названных функций, некоторые авторы выделяют и другие функции финансов, например воспроизводственную, стимулирующую и др.

Финансы являются важным звеном экономики и вместе с ценой, заработной платой и кредитом оказывают существенное влияние на весь воспроизводственный процесс. При этом все они имеют денежную природу, но отличаются своими функциям в создании и распределении стоимости ВВП.

Цена является экономическим инструментом, с помощью которого стоимость созданного товара получает денежное выражение и на основе которого совершается весь распределительный процесс. Это обстоятельство отражает сущность взаимосвязи цены и финансов. Так же как цена немыслима вне денежных отношений, так и финансы могут функциони­ровать лишь на основе цен. Цена выступает как результат производства и реализации товара, а сумма реализованных цен является источником финансовых ресурсов. Так, реализованные цены образуют выручку, которая при распределении с помощью финансов формирует ресурсы бюджета, внебюджетных фондов, хозяйствующих субъектов. При этом структура и уровень цены, несмотря на относительную свободу ее формирования, существенно зависят от потребности в финансовых источниках государства, производителя товара, а также спроса и предложения.


Взаимодействие и взаимосвязь финансов и цены осуществляются следующим образом:


  1. через цену совершается первичное распределение ВВП и национального дохода;

  2. часть чистого дохода, реализуемого в цене, направляется на расширенное воспроизводство израсходованных в процессе производства средств производства и восполнение необходимого продукта, т.е. воспроизводится цена, обеспечивающая новое качество и новый виток процесса производства;

  3. другая часть чистого дохода, реализуемого в цене, направляется в централизованный фонд финансовых ресурсов в форме налоговых и неналоговых платежей.

Заработная плата по своему экономическому содержанию отражает фонд жизненных средств работников наемного труда. Как экономическая категория заработная плата выражает отношения, связанные с распределением вновь созданной стоимости и формированием при этом индивидуальных доходов работников в зависимости от количества и качества их труда.

Для выплаты заработной платы должен быть сформирован соответствующий целевой фонд. Обособление части стоимости в виде фонда заработной платы осуществляется с помощью фи­нансов. В материальном производстве фонд заработной платы образуется за счет выручки от реализации, в непроизводственной сфере — за счет бюджета.

Взаимодействие и взаимосвязь финансов и заработной платы осуществляются следующим образом:

1) Финансы создают условия для отношений, составляющих содержание заработной платы (недостаточность финансовых ресурсов приводит к нарушению сроков выплаты начисленной заработной платы).

2) Заработная плата, начисление которой по времени не совпадает с выплатой, выступает одним из источни­ков формирования финансовых ресурсов предприятий. Средства, предназначенные для выплаты заработной платы, постоянно находятся в обороте предприятий и направляются на пополнение оборотного капитала. В результате заработная плата втягивается в финансовые отношения на время разрыва между ее начислением и передачей в руки владельцев.


3) Взаимосвязь между финансами и заработной платой проявляется также в процессе стимулирования общественного производства. И та и другая категории направлены на рост эффективности производства. Заработная плата используется для создания личной и коллективной материальной заинтересованности работников в результатах своего труда, а фи­нансы способствуют росту эффективности предприятия в целом через различные денежные фонды и финансовые инструменты.

В то же время между указанными категориями есть различия:


  • сфера действия заработной платы уже, чем у финансов. Посредством финансов распределяется и перераспределяется весь валовой внутренний продукт, а с помощью заработной платы распределяются только его часть;

  • заработная плата направляется для индивидуального потребления работников, финансы используются для удовлетворения разнообразных общественных потребностей (расширение производства, социальное развитие, материальное стимулирование работников, финансирование общегосударственных потребностей и др.);

  • заработная плата носит компенсационный характер, а финансовые ресурсы направляются на различные цели в воспроизводственном процессе

Кредит во многом адекватен финансам, является их составной частью.

Финансы и кредит имеют родственную экономическую природу, а именно:

  • основой их функционирования являются товарно-денежные отношения; финансы и кредит выражают движение стоимости в ее денежной форме, т.е. с их помощью происходит перераспределение валового внутреннего продукта и национального дохода в межтерриториальном и межотраслевом направлениях;

  • в финансовых и кредитных отношениях деньги используются в функциях средства обращения или средства платежа;

  • посредством финансов и кредита формируются и используются фонды денежных средств государства и субъектов хозяйствования;
  • в кругообороте фондов предприятия нет различия между «собственным» и «кредитным» рублем.


Привлеченные в форме кредитов денежные средства используются для финансирования следующих расходов: закупки сырья и материалов, выплаты заработной платы, осуществления инвестиций и др.

Участвуя в распределении созданного в обществе валового продукта в денежной форме, финансы и кредит дополняют друг друга: функционирование финансов создает основу для создания кредитных ресурсов; функционирование кредита позволяет формировать финансовые ресурсы в распоряжении субъектов хозяйствования и государства.

В то же время финансы и кредит имеют различия:

1) участие финансов и кредита в распределении различно. Финансы участвуют в первичном распределении ВВП, кредит ограничивается перераспределением стоимости ВВП;

2) кредит предполагает двустороннее движение стоимости от кредитора к кредитополучателю и обратно, хотя и «разорванное» во времени, для финансов характерно одностороннее движение стоимости, т.е. возвратность, — отличительная черта кредита;

3) кредитные ресурсы отражают движение не всех, а только временно свободных финансовых ресурсов организаций и доходов населения;

4) направления использования финансовых ресурсов шире, чем кредитных.

С переходом к рыночной экономике происходят значительные перемены в системе финансовых отношений: во взаимодействии хозяйствующих субъектов и государства большую роль стали играть налоги; значительно расширилась сфера деятельности малого и среднего бизнеса; в ряде отраслей резко снизилось государственное финансирование; увеличился объем прав хозяйствующих субъектов в распоряжении финансовыми ресурсами; развернулся процесс разгосударствления и приватизации предприятий государственной формы собственности; возрастает конкуренция в банковском секторе и расширяется сеть коммерческих банков; управление финансовыми ресурсами стало осуществляться на рыночных принципах при помощи установления равновесных процентных ставок и валютных курсов.


Финансовая система государства представляет собой совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений и соответствующих им финансовых учреждений, организующих образование, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Все сферы и звенья финансовой системы тесно взаимосвязаны между собой посредством механизма финансового рынка, который обеспечивает перелив капитала между отдельными сферами и отраслями экономики.


Рис.1 Схема финансовой системы государства
Общегосударственные (централизованные) финансы
это система денежных отношений, связанных с формированием централизованных доходов и фондов денежных средств и использованием их на общегосударственные потребности.

Государственный бюджет является одним из ведущих звеньев общегосударственной финансовой системы. С его помощью правительство концентрирует в своих руках значительную часть финансовых ресурсов государства. Бюджет страны состоит из двух взаимосвязанных групп статей: доходных и расходных. В доходной части бюджета указываются источники поступления денежных средств и их количественные параметры. Основным источником формирования доходной части бюджета являются налоги с юридических и физических лиц.

В расходной части государственного бюджета указывается, куда конкретно направляются денежные средства, и их количественные параметры. Наибольшая часть бюджета используется на финансирование отраслей народного хозяйства и социально-культурные мероприятия. Относительно небольшой удельный вес в расходной части приходится на содержание аппарата управления и обеспечение обороны страны.

Бюджетный дефицит – это превышение расходов бюджета над доходами. Различают структурный и циклический дефициты. Структурный – это дефицит, заложенный в структуру доходов и расходов при формировании бюджета. Циклический дефицит образуется под влиянием экономических циклов (подъем или спад в экономике, кризис, рецессия). Дефицит государственного бюджета ведет к инфляции, наращиванию государственного долга, истощению валютных резервов.


Уровень бюджетного дефицита определяется отношением абсолютной величины дефицита к объему бюджета по расходам или объему ВВП (оптимальное значение 2-3% ВВП).

Превышение доходов над расходами – это профицит бюджета.

Методами покрытия дефицита бюджета являются:


  • увеличение собственных источников покрытия: налоговые поступления и денежная эмиссия;

  • привлечение заемных средств: кредиты Национального банка, облигационные займы, иностранные кредиты и др.

  • размер бюджетного дефицита и источники его финансирования ежегодно утверждаются в Законе о бюджете Республики Беларусь на соответствующий год.

  • условия сокращения бюджетного дефицита:

  • укрепление доходной базы бюджета;

  • оптимизация расходов;

  • реформирование бюджетного процесса.

Целевые бюджетные и внебюджетные фонды образуются за счет конкретных видов доходов, используемых по целевому назначению по отдельной смете. К основным из них относятся: Фонд социальной защиты населения, фонды охраны природы, фонд национального развития, местные целевые бюджетные фонды, инновационные фонды, образуемые органами государственного управления и государственными организациями и др.

Организация функционирования фондов находится в ведении государственных органов власти, а порядок их формирования и использования регламентируется законодательством.

Наиболее крупным целевым бюджетным фондом является Фонд социальной защиты населения, который опосредует отношения государственного социального страхования.

Страхование – это система экономических перераспределительных отношений, которые включают совокупность форм и методов формирования целевых фондов денежных средств и их использование на возмещение ущерба, обусловленного различными непредвиденными неблагоприятными явлениями (рисками), а также на оказание помощи гражданам при наступлении определенных событий в их жизни (дожития до определенного возраста, утраты трудоспособности и т.д.). Его принято рассматривать как звено финансовой системы государства, поскольку страхование, как и финансы, участвует в распределении национального дохода и обусловливает формирование и использование целевых фондов денежных средств.


Характерные признаки страхования:


  • аккумулируемые средства имеют целевое назначение, они расходуются лишь на покрытие потерь или предоставление помощи в заранее оговоренных случаях;

  • отношения имеют вероятностный характер, поскольку заранее неизвестно, когда наступит соответствующее событие, какова будет его разрушительная сила и кого из страхователей оно затронет;

  • средства возвратны, так как они предназначены для выплаты всей совокупности страхователей, но не каждому страхователю в отдельности;

  • в процессе страхования происходит перераспределение средств между участниками создания специального страхового фонда;

  • возмещение ущерба одному или нескольким страхователям осуществляется путем его распределения на всех;

  • число страхователей, вносящих платежи в течение того или иного периода, больше числа получающих возмещение (помощь).

Страхование выполняет следующие функции:

  1. Рисковая, т.е страхование выступает механизмом защиты от рисков.

  2. Предупредительная, которая выражается в том, что страховые компании проводят широкую систему мер предупредительного характера, чтобы контролировать и регулировать уровень риска в важнейших сферах хозяйственной и частной жизни.

  3. Накопительная (сберегательная), обеспечивающая сбережение (накопление) денежных сумм (преимущественно по договорам страхования жизни), обусловленное потребностью в защите достигнутого достатка и благополучия.

  4. Контрольная, которая отражает важность и необходимость тщательного контроля за законностью проведения страховых операций.

Государственный кредит - это совокупность денежных отношений, возникающих между государством как заемщиком (или заимодателем) денежных средств и физическими (юридическими) лицами, а также иностранными правительствами в процессе формирования и использования общереспубликанского фонда денежных средств.


Объективная необходимость существования государственного кредита кроется в постоянной нехватке средств государственного бюджета на удовлетворение потребностей общества и в наличии бюджетного дефицита.

Функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга.

Государственный долг — это сумма задолженности (включая проценты по ней) по обязательствам государства перед физическими и юридическими лицами-резидентами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. В государственный долг в нашей стране входят также обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Республикой Беларусь.

Управление государственным долгом представляет собой определенные мероприятия, связанные с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства; регулированию рынка государственных ценных бумаг; обслуживанию и погашению государственного долга; предоставлению кредитов и гарантий.

Финансы хозяйствующих субъектов представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов предприятий. Это исходная сфера финансовой системы страны, поскольку именно на предприятиях в процессе производства создается решающая доля национального дохода страны — главного источника формирования как децентрализованных, так и централизованных денежных фондов.

Финансы хозяйствующих субъектов (децентрализованные финансы) состоят из двух подсфер: финансов предприятий материального производства и финансов учреждений и организаций непроизводственной сферы.

Финансы предприятий материального производства непосредственно обслуживают производство, кругооборот средств предприятий, в этой подсфере создается наиболее значимая часть финансовых ресурсов предприятий, весомая доля которых посредством налогов направляется на формирование доходной части государственного бюджета. Эти финансы распределяются по следующим звеньям:


  • финансы предприятий промышленности;

  • сельского хозяйства;

  • строительства;

  • грузового транспорта;

  • связи;

  • торговли и заготовок и др.

Финансы непроизводственной сферы включают следующие звенья :

  • финансы образования;

  • культуры и искусства;

  • здравоохранения и физической культуры;

  • науки и научного обслуживания;

  • пассажирского транспорта;

  • жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслужи­вания;

  • коммерческих страховых, кредитных и других учрежде­ний;

  • общественных организаций;

  • обороны страны и др.

В зависимости от формы собственности в составе обеих подсфер финансовой системы различают финансы предприятий, учреждений и организаций, основанных на государственной и на частной собственности.

С учетом организационно-правовых обстоятельств, предусмотренных Гражданским кодексом Республики Беларусь, финансы хозяйствующих субъектов подразделяются на финансы коммерческих и некоммерческих организаций.

В зависимости от размера предприятий различают финансы крупных и малых предприятий.

Финансы населения (домохозяйств) представляют собой систему экономических денежных отношений по поводу формирования и использования децентрализованных фондов денежных средств населения.

Основными финансовыми источниками денежных доходов населения являются: заработная плата (в части выплат стимулирующего характера), социальные трансферты (пенсии, пособия, стипендии), доходы по ценным бумагам (дивиденды по акциям и проценты по облигациям), доходы по банковским вкладам (депозитам), доходы от сдачи имущества в аренду и др.

К основным расходам финансового характера у населения можно отнести: штрафы, пени, неустойки; уплаченные проценты по банковским кредитам; налоги и др.


Управление финансовой системой осуществляет финансовый аппарат – органы управления финансами, к которым относятся: Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Таможенный комитет, Департамент по ценным бумагам Министерства финансов, Фонд социальной защиты населения, финансовые управления (отделы) отраслевых министерств и другие. Органы управления и регулирования непосредственно участвуют в финансовой деятельности всех предприятий, учреждений и организаций, создают условия, необходимые для нормального течения финансовых процессов в экономике страны.

Финансовый рынокэто совокупность экономических отношений, связанных с распределением финансовых ресурсов, куплей-продажей временно свободных денежных средств и обращением ценных бумаг. Объектами отношений на финансовом рынке выступают денежно-кредитные ресурсы и ценные бумаги. Субъектами отношений являются государство, предприятия различных форм собственности, отдельные граждане.

Финансовая политика - целенаправленная деятельность государства, связанная с мобилизацией финансовых ресурсов, их рациональным распределением и использованием на основе финансового законодательства для решения стоящих перед экономикой задач. Финансовая политика - это часть экономической политики, выработанные государством стратегия и тактика организации форм финансовых отношений.

Финансовая стратегия ориентирована на длительный период развития и предусматривает решение крупномасштабных задач в рамках определенных экономических стратегий государства.

Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития государства и связана с изменением форм и методов организации финансовых отношений исходя из его текущих потребностей.

Основным содержанием финансовой политики является:

- выработка научно обоснованной стратегии и тактики;

- определение основных направлений использования финансов;


- осуществление практических действий для решения поставленных задач.

К основным задачам современной финансовой политики относятся:

- финансовая поддержка проводимых в республике рыночных преобразований;

- обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

- концентрация финансовых ресурсов на важнейших направлениях экономического и социального развития;

- взаимная сбалансированность финансовой и денежно-кредитной политики;

- установление рационального с государственных позиций, распределения и использования финансовых ресурсов;

- создание эффективной системы оперативного управления финансами;

- ликвидация или минимизация бюджетного дефицита;

- создание рационально обоснованных форм изъятия доходов юридических и физических лиц в пользу государства.

Развитие государства сопровождается изменением финансовой политики. Различают три основных типа финансовой политики:


  • классическую;

  • регулирующую;

  • планово-директивную.

До конца 20-х гг. XX ст. основным типом финансовой политики большинства стран был классический. Она была основана на трудах классиков политэкономии А. Смита (1723-1790) и Д. Рикардо (1772-1823) и их последователей. Основное ее направление - невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов.

В основу регулирующей финансовой политики была положена экономическая теория английского экономиста Дж. Кейнса (1882-1946) и его последователей. Они исходили из необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Основными инструментами вмешательства в экономику становятся государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос. Государственные расходы обеспечивают рост предпринимательской деятельности, национального дохода и способствуют ликвидации безработицы путем финансирования создания новых рабочих мест.


Планово-директивная финансовая политика применяется в странах с административно-командной системой управления экономикой. Основанная на государственной собственности на средства производства, плановая система управления позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, включая финансы. В этих условиях основной целью финансовой политики является максимальное сосредоточение в руках государства финансовых ресурсов для последующего их перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.

Важнейшими частями финансовой политики являются: бюджетная политика; налоговая политика; ценовая политика; денежно-кредитная политика.

Бюджетная политика есть стратегия и тактика выработки форм финансовых отношений, при помощи которых мобилизуются доходы в консолидированный фонд государства (бюджет), определяется уровень сосредоточения в бюджете национального дохода страны с целью осуществления расходов на развитие государственного сектора народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, а также на государственное управление, оборону и резервы. Бюджетная политика зависит от государственного устройства, его общей экономической политики, развития форм собственности в стране.

Налоговая политика — стратегия и тактика государства выработке форм финансовых отношений, предназначенных для прямого изъятия части доходов у субъектов хозяйствования и населения в бюджет и одновременного обеспечения экономической заинтересованности плательщиков в результатах своего хозяйствования. Через экономическую функцию налогов государство стимулирует рост объемов производства и накоплений или сдерживает их, повышает или понижает платежеспособный спрос населения. Налоговая политика реализует интерес государства и тесно связана с ценовой политикой.

Ценовая политика — стратегия и тактика государства по вмешательству в процесс ценообразования.


Денежно-кредитная политика — стратегия и тактика государства, направленная на повышение роли банковского кредита в стимулировании производства, эффективное использование как собственных, так и заемных средств хозяйствующими субъектами, содействие развитию финансового рынка, стабилизацию денежной единицы страны, содействие развитию страхового рынка и т. д.

Важнейшей частью финансовой политики государства является финансовый механизм.

Финансовый механизм — система форм финансовых отношений, выработанных на основе финансовой политики государства и предназначенных для решения намеченных социально-экономических задач в обществе на данном этапе его развития.

Финансовый механизм включает: финансовые методы и приемы; финансовые инструменты и рычаги; финансовая информация; финансовое законодательство.

Методами финансового механизма являются финансовое управление, финансовое планирование и прогнозирование, финансовый контроль, финансовый анализ. Приемами финансового механизма выступают: самофинансирование; банковский кредит; доходы от размещения ценных бумаг; денежные средства других предприятий, привлекаемые на акционерной основе или долевых началах; субвенции; дотации; бюджетные ссуды.

Финансовые рычаги и инструменты – это элементы финансового механизма, к которым относятся: установленный порядок распределения и использования доходов, амортизационных отчислений, формирование денежных фондов целевого назначения, применение финансовых санкций, ставки арендной платы, процентов по ссудам, депозитам, облигациям, порядок внесения паевых взносов, вкладов к уставный капитал, выплат дивидендов, котировки валютного курса и т. п.

В свою очередь они делятся на стимулы, санкции, лимиты, нормы, нормативы. Финансовые стимулы — реальная возможность всех форм финансовых отношений (финансовых рычагов) материально воздействовать на деятельность субъекта с целью заинтересовать его в наилучших результатах своей работы. В виде стимулов выступают всевозможные льготы, особые условия кредитования, в виде санкций – штрафы, пени, неустойки. Финансовые нормативы — это весомость, размер, величина финансового стимула.


К финансовой информации относится информация о финансовой устойчивости и платежеспособности партнеров и конкурентов, о ценах, курсах валют, дивидендах, процентах на товарном, фондовом и валютном рынках, сообщения о положении дел на биржевом, внебиржевых рын­ках, о финансовой и коммерческой деятельности хозяйствующих субъектов, различные другие сведения.

Финансовое законодательство – это законодательные акты, постановления, приказы и другие правовые документы органов управления.
2.Основы организации финансов предприятий
Финансы предприятий — специфическая часть денежных отношений, а также денежных потоков, возникающих в процессе функционирования предприятий и связанных с формированием, распределением и использованием денежных доходов и фондов денежных средств с целью обеспечения воспроизводственных процессов и выполнения обязательств перед государством, банками, партнерами по бизнесу и собственными работниками.

Эти финансовые отношения по своему характеру многообразны и включают:

- финансовые отношения с учредителями, акционерами, членами трудового коллектива по поводу формирования уставного фонда, уплаты паевых, членских взносов, выпуска акций при создании предприятии;

- финансовые отношения с различными хозяйствующими субъектами в связи с уплатой и получением штрафов за нарушение хозяйственных договоров, образованием доходов от совместной деятельности, вложением средств в корпоративные ценные бумаги;

- финансовые отношения предприятия со своими работниками по поводу выплаты зарплаты, премий, оказания материальной помощи, предоставления ссуд, удержания стоимости брака, штрафных санкций, перечислений в фонд социальной защиты населения;

- финансовые отношения с бюджетом по уплате государственных и местных налогов, отчислений в централизованные фонды, получению налоговых кредитов, ссуд, ассигнований из бюджета;

- финансовые отношения с органами кредитной системы по размещению временно свободных денежных средств на специальных счетах в банках, получению и возврату кредита, лизинговых и других операций;


- финансовые отношения внутри предприятия, связанные с формированием и использованием фонда потребления, фонда накопления, резервного и других фондов целевого назначения;

- финансовые отношения с инвесторами (акционерами, собственниками) по поводу формирования и эффективного использования собственного капитала, а также выплаты дивидендов и процентов;

- финансовые отношения с дочерними и материнскими предприятиями по перераспределению средств;

- финансовые отношения, связанные с финансовой несостоятельностью и банкротством предприятия.

Функции финансов предприятия:

- воспроизводственная — финансовое обеспечение простого повторения процесса производства;

- распределительная — обеспечение каждого субъекта хозяйствования необходимыми ему финансовыми ресурсами;

- контрольная
поддержание оптимальных пропорций формирования и использования доходов предприятия.

Принципы организации финансов предприятий:

Принцип рентабельности и самофинансирования, обеспечивающий полную окупаемость затрат по простому и расширенному воспроизводству, инвестирование в развитие производства за счет собственных денежных средств и при необходимости банковских кредитов.

Принципы прогнозирования и плановости, которые на основе разработки различных по срокам и видам финансовых планов обеспечивают соответствие объема продаж, издержек и инвестиций потребностям рынка с учетом конъюнктуры, а также платежеспособного спроса.

Принцип финансовой устойчивости, связанный с обеспечением финансовой независимости, т.е. соблюдением критической (оптимальной) точки удельного веса собственного капитала в общей его величине и платежеспособности предприятия (способности к погашению своих краткосрочных обязательств).

Принцип создания финансовых резервов, обусловленный необходимостью формирования финансовых ресурсов, обеспечивающих предпринимательскую деятельность в условиях рисков, связанных с колебаниями рыночной конъюнктуры.


Принцип материальной заинтересованности, проявляющийся в коллективной и индивидуальной заинтересованности в достижении максимально возможных результатов в деятельности предприятия.

Принцип материальной ответственности, связанный с ответственностью предприятий, организаций за сохранность, рациональное и эффективное использование оборотных и внеоборотных активов, соблюдение договорных и других обязательств перед предприятиями, государством, банками и др.

Финансовая работа на предприятии — это специфическая деятельность, направленная на своевременное и полное финансовое обеспечение воспроизводственных нужд, осуществление инвестиционной деятельности и выполнение финансовых обязательств перед бюджетом, налоговой службой, банками, другими финансовыми институтами государства, партнерами по бизнесу и собственными работниками.

Предметом финансовой работы являются:

- финансовые отношения — построение их рациональных схем как обязательной предпосылки успешного функционирования предприятия;

- финансовые потоки — обеспечение их достаточности и своевременности как обязательной предпосылки финансового равновесия предприятия.

Основные направления финансовой работы на предприятии:

- финансовое планирование — процесс научного расчета потребности предприятия в финансовых ресурсах и её балансировки с возможными источниками покрытия;

- оперативно-управленческая работа — постоянное, позитивное воздействие на количественные и качественные параметры финансовых отношений и финансовых потоков предприятия;

- контрольно-аналитическая работа — процесс объективной оценки экономической эффективности, рентабельности, целесообразности и законности каждой сделки и хозяйственной операции предприятия.

Финансовая работа на предприятиях, в организациях осуществляется финансовой службой.


Финансовая служба на предприятии — это самостоятельное структурное подразделение, предназначением которого являются выработка и реализация оптимальной финансовой политики предприятия, способствующей эффективному хозяйствованию, максимизации получаемых доходов, своевременному и полному его финансовому обеспечению и осуществлению расчетов с финансовой системой государства и контрагентами.

Финансовая служба может быть представлена:

- на предприятиях с незначительными денежными оборотами, небольшой численностью работающих — одним бухгалтером;

- на средних предприятиях — специальной финансовой группой, входящей в состав бухгалтерии или планово-экономическою отдела;

- на крупных предприятиях с большими масштабами производства и большими объемами финансовой работы — специальным финансовым отделом;

- на предприятиях рыночного типа — финансовой дирекцией, которая объединяет все службы управления предприятием.

Основные задачи финансовой службы:

1) обеспечение предприятия финансовыми ресурсами для выполнения принятых планов и получения прибыли;

2) обеспечение своевременной уплаты налогов и обязательных отчислений в соответствии с законодательством страны;

3) проведение своевременных расчетов с поставщиками, кредитно- финансовыми учреждениями и т.д.;

4) выявление и использование резервов по эффективному использованию производственных фондов и повышению рентабельности производства;

5) составление финансовой отчетности, справок, информации об использовании денежных средств, финансовом состоянии предприятия и т.д.;

6) контроль за целевым использованием финансовых ресурсов, обеспечением сохранности имущества предприятия.

Функции финансовой службы:

В инвестиционной деятельности:

- формирование планов капитальных вложений; выбор оптимальных вариантов инвестиций, определение источников инвестиций;


- учет состояния и движения основных производственных фондов;

- контроль и анализ состояния основных производственных фондов, контроль и оценка финансовых вложений.

В текущей деятельности:

- финансовое планирование, учет и анализ эффективности использования оборотных средств;

- контроль выполнения финансовых планов, качества продукции, цены товаров;

- дополнительное финансирование недостатка оборотных средств, осуществление мер по ускорению их оборачиваемости.

В финансовой деятельности:

- постоянный мониторинг за состоянием фондового рынка и доходностью портфеля ценных бумаг.

Требования к качеству управления финансами предприятия повышают роль финансового менеджмента.

Финансовый менеджмент — специфическая область управленческой деятельности, направленная на оптимизацию финансовых отношений и финансовых потоков предприятия, а также на процессы формирования и использования капитала предприятия, его целевых фондов при достижении стратегических и тактических целей развития.

Основной целью финансового менеджмента является принятие оптимальных финансовых решений по организации финансовых отношений и движению денежных потоков, а также обеспечение максимизации благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периодах.

Принципы организации финансового менеджмента:

- интегрированность с общей системой управления предприятием. В какой бы сфере деятельности предприятия ни принималось управленческое решение, оно прямо или косвенно оказывает влияние на формирование денежных потоков и результаты финансовой деятельности;

- комплексный характер формирования управленческих решений. Финансовый менеджмент должен рассматриваться как комплексная управляющая система, обеспечивающая разработку взаимозависимых управленческих решений, каждое из которых вносит вклад в общую результативность финансовой деятельности предприятия;


- высокий динамизм управления. Даже наиболее эффективные управленческие решения в области формирования и использования финансовых ресурсов и оптимизации денежного оборота, разработанные и реализованные в предшествующем периоде, не всегда могут быть повторно использованы на последующих этапах деятельности предприятия. Это связано с изменением факторов внутренней и, особенно, внешней среды предприятия;

- многовариантность подходов к разработке отдельных управленческих решений. Подготовка каждого управленческого решения в сфере формирования и использования финансовых ресурсов и оптимизации денежного оборота должна учитывать альтернативные возможности действий;

- ориентированность на стратегические цели развития предприятия. Какими бы эффективными ни казались те или иные проекты управленческих решений в сфере финансовой деятельности в текущем периоде, они должны быть отклонены, если вступают в противоречие с миссией (главной целью) предприятия, стратегическими направлениями его развития, подрывают экономическую базу формирования высоких размеров собственных финансовых ресурсов за счет внутренних источников в предстоящем периоде.

Основные функции финансового менеджмента:

- стратегическое и текущее финансовое планирование: составление различных финансовых планов, смет и бюджетов для любых предприятий;

- участие в определении ценовой политики и прогнозировании сбыта;

- оценка возможных изменений структуры предприятия в виде слияний или разделений;

- обеспечение источниками финансирования деятельности предприятия: поиск внутренних и внешних источников краткосрочного и долгосрочного финансирования; выбор оптимального их сочетания;

- управление финансовыми ресурсами: управление денежными средствами на счетах и в кассе, в расчетах, портфелем ценных бумаг, заемными средствами;

- учет, контроль и анализ: выбор учетной политики; обработка и представление учетной информации в виде финансовой отчетности; анализ и интерпретация результатов; сопоставление отчетных данных с планами и стандартами; внутренний аудит.


Конкретные формы и методы реализации этих функций определяются финансовой политикой предприятия.

Финансовая политика — совокупность мероприятий, разрабатываемых предприятием по формированию и использованию финансовых ресурсов для достижения главных стратегических целей предприятия.

Составными частями финансовой политики являются: учетная, кредитная, инвестиционная и дивидендная политики, политика управления денежными средствами и издержками.

В рамках финансовой политики предприятия разрабатываются финансовая стратегия и тактика предприятия.

Финансовая стратегия — это генеральный план действий по обеспечению предприятия денежными средствами; увеличению его рыночной цены и богатства акционеров.

Виды финансовой стратегии:

Генеральная финансовая стратегия, определяющая направления деятельности предприятия, его взаимоотношения с государственным бюджетом, банком, партнерами; потребность в финансовых ресурсах и источниках их формирования.

Оперативная финансовая стратегия охватывает все денежные потоки в целях их сбалансирования.

Агрессивная — это стратегия быстрого развития, или активная.

Консервативная (стратегия «пробки») принимается предприятием с целью удержаться на рынке и решить в первую очередь проблему стабилизации производства и финансового состояния.

Тактика финансового менеджмента представляет собой определенную совокупность действий, базирующихся на общих правилах регулирования финансовой деятельности субъекта, отличающихся спецификой конкретного периода, подходами и методами их решения. Она представляет собой выбор приоритетных направлений действий, критериев оценки их выполнения, а также инструментов реализации в текущем периоде с учетом принятой стратегии развития.

Инструментами финансового менеджмента являются:


1) Финансовый анализ это оценка финансового положения предприятия, один из основных инструментов управления хозяйственной деятельностью предприятия.

Задачами финансового анализа являются:

- оценка поступления финансовых ресурсов и их использования;

- составление прогноза финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия;

- определение отклонения фактических финансовых показателей от плановых для принятия оперативных мер их устранения;

- разработка модели финансового состояния предприятия при различных вариантах использования финансовых ресурсов.

2) Финансовое планирование — это научный процесс обоснования на определенный период движения финансовых ресурсов с целью их эффективного использования.

Задачи финансового планирования:

- обеспечение денежными средствами планируемых затрат по всем видам деятельности;

- сбалансированность материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

- оптимизация распределения выручки и прибыли, увеличения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия;

- определение взаимоотношений с бюджетом, оптимизация налоговой нагрузки;

- определение взаимоотношений с банками и кредиторами, оптимизация структуры капитала;

- разработка политики финансовых вложений и инвестиций;

- осуществление финансового контроля за законностью и целесообразностью планируемых операций и ситуаций.

3) Финансовый контроль — комплекс действий соответствующих органов и служб по проверке хозяйственной и финансовой деятельности предприятий и организаций в целях объективной оценки экономической эффективности деятельности, установления законности, достоверности и целесообразности хозяйственных и финансовых операций, выявления внутрихозяйственных резервов роста эффективности производства.

Основные задачи финансового контроля заключаются:

- в соблюдении действующего законодательства в области финансов, обеспечении сохранности товарно-материальных ценностей и денежных средств, содействии рациональному расходованию всех видов ресурсов, правильному ведению бухгалтерского учета, составлении достоверной отчетности;

- обеспечении своевременности и полноты выполнения субъектами хозяйствования финансовых обязательств перед бюджетом, целевыми бюджетными и внебюджетными фондами.

Многие финансовые операции предприятий связаны с довольно существенными рисками, что предполагает оценку степени риска и необходимость их минимизации со стороны системы менеджмента на предприятии.

Финансовый риск сопровождает всю сложную сферу финансовых отношений между разными партнерами и его причиной становятся изменения в режиме кредитования, страхования, налогообложения, платежеспособности отдельных хозяйствующих субъектов и других действий, связанных с финансовыми операциями и платежами.

Виды финансовых рисков:

1) риски, связанные с покупательной способностью денег;

2) риски, связанные с вложением капитала (инвестиционные).

К рискам, связанным с покупательной способностью денег, относятся:

Инфляционный риск — это риск того, что при росте инфляции получаемые денежные доходы обесцениваются с точки зрения реальной покупательной способности быстрее, чем растут. В таких условиях предприниматель несет реальные потери.

Дефляционный риск обусловлен ростом дефляции, вследствие чего происходит падение уровня цен, ухудшение экономических условий предпринимательства и снижение доходов.

Валютные риски представляют собой опасность валютных потерь в результате изменения курса одной иностранной валюты по отношению к другой при проведении внешнеэкономических, кредитных и других валютных операций.


Риски ликвидности — это риски, связанные с возможностью потерь при реализации ценных бумаг или других товаров из-за изменения оценки их качества и потребительной стоимости.

К инвестиционным рискам относятся:

Риск упущенной выгоды — это риск наступления косвенного (побочного) финансового ущерба (неполученной прибыли) из-за неосуществления какого-либо мероприятия (например, страхования, хеджирования, инвестирования).

Риск снижения доходности может возникнуть в результате уменьшения размера процентов и дивидендов по портфельным инвестициям, вкладам и кредитам.

Риски прямых финансовых потерь включают в себя биржевой и селективный риск, риск банкротства, а также кредитный риск.

Биржевые риски представляют собой опасность потерь от биржевых сделок, риски неплатежа по коммерческим сделкам и неуплаты комиссионного вознаграждения брокерской фирме.

Селективные риски возникают при неправильном выборе способа вложения капитала, вида ценных бумаг для инвестирования при формировании инвестиционного портфеля.

Риск банкротства — это опасность полной потери предпринимателем собственного капитала и неспособности его рассчитаться по взятым на себя обязательствам в результате неправильного выбора способа вложения капитала.

Снижение степени финансового риска — это сокращение вероятности и объема потерь. Наиболее распространенными приемами снижения степени риска являются: диверсификация; приобретение дополнительной информации о выборе и результатах; лимитирование; самострахование; страхование; страхование от валютных рисков; приобретение контроля над деятельностью в сопредельных областях; учет и оценка доли использования специфических фондов компании в её общих фондах.