reforef.ru 1


Нападовская В.Л.

Н 27
Коррекция речевых нарушений и формирование твор­ческих способностей у детей с нарушенным зрением. Пособие для логопедов. — М.: Классике Стиль, 2003. — 48 с. с ил. ISBN5-94603-033-7

Нарушение речи у слабовидящих детей , как и у детей с другими ано­малиями, является вторичным отклонением. У этих детей, помимо нару­шения речи, в силу их дефекта нарушены также внимание, память, мыш­ление. Занятия логопеда по коррекции речи должны помочь слабовидя­щему ребенку справиться не только с речевыми недостатками, но и развить его творческие возможности.

Автор, раскрывая опыт своей работы, показывает, как нетрадицион­но можно построить занятия и попытаться развить у ребенка чувство уверенности в себе, создать положительную мотивацию, вызвать живой интерес к словообразованию.

Книга предназначена логопедам, занимающимся не только со слабо­видящими детьми; может быть рекомендована учителям младших клас­сов, родителям.


Предисловие

Данная книга является опытом работы учителя - логопе­да школы-интерната для слабовидящих детей.

Нарушение речи у детей с дефектом зрения является рас­пространенным явлением и носит стойкий характер. Рече­вые расстройства оказывают отрицательное влияние на пси­хическое развитие ребенка, эффективность его обучения и являются следствием пробелов в чувственном восприятии окружающего мира слабовидящим ребенком, а также нару­шениями памяти, внимания, фонематического слуха.

В книге описаны виды работы по формированию фоне­матического слуха у младших школьников, включающих в себя работу с рифмующимися слогами, словами, сочетани­ями слов.

Этот вид работы доступен детям и интересен для них.

Он приучает их вслушиваться в речь, искать рифмующи­еся строчки, находить их, а позже самим составлять рифмы, приучает детей к творчеству, которое, выполняя специфи­ческие коррекционные задачи, является одновременно ис­точником развития эмоциональной сферы ребенка и служит стимулом положительной мотивации учения.


В приложении демонстрируются рисунки слабовидящих учащихся 1 класса, являющиеся иллюстрациями к их совме­стному с логопедом стихотворному творчеству.

В краткой аннотации к рисункам показана положитель­ная динамика в развитии детей.

Пособие рассчитано на логопедов и учителей начальных классов коррекционных и массовых школ, а также для ро­дителей младших классов.

3

Начало обучения в школе — переломный момент в жизни ре­бенка, характеризующийся сменой основного вида деятельнос­ти: на смену игре приходит учение. Это новый и неизвестный вид деятельности и, как все новое и неизвестное, он может явиться фактором повышенной тревожности ребенка, способствующей за­ниженной самооценке.

Невропатологи считают, что одним из факторов, затрудняю­щих формирование учебных навыков у первоклассников, являет­ся несформированность произвольного внимания у ребенка и его гиперактивность, обусловленные недоразвитием, к моменту на­чала обучения, определенных отделов головного мозга, отвеча­ющих за концентрацию внимания.

Для слабовидящего ребенка — это еще и решение ряда слож­ных проблем, связанных с дефектом зрения и адаптацией к но­вым условиям проживания в интернате. Кроме того, слабовидя­щие дети имеют вторичные нарушения.

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА

Дети по-разному реагируют на возникающие трудно­сти: одни становятся плаксивыми, другие агрессивными, третьи — безучастными. У части детей пропадает интерес к учению.

Но все дети преображаются на прогулке, в игровой ком­нате, на уроке по изобразительному искусству тогда, когда им позволено творить.

Это тот вид деятельности, без которого ребенок не мо­жет существовать, без чего не может в полной мере разви­ваться личность.

Опираясь на естественную потребность ребенка в творче­стве, в коррекционной работе со слабовидящими детьми следует подбирать такие формы и приемы работы, которые помогут задействовать как можно большее количество со­хранных анализаторов, выполняющих функцию компенси­рующих, будут вызывать живой интерес у детей, помогут осуществить плавный переход от игры к учению, избавят детей от рассеянности, усталости, забывчивости и неусидчиво­сти, создадут положительную мотивацию учения и позволят решить специфические задачи, связанные с обучением сла­бовидящего ребенка.


Одним из таких приемов, применяемых на занятиях по коррекционной логопедии, является детское стихотвор­чество и иллюстрации, детские рисунки к стихотворным пробам. Эти виды работы помогают раскрыться способно­стям ребенка; он успешно начинает справляться с тем, что было недоступно ему ранее. Для слабовидящего ребенка становятся нормой ограничения различного вида, которые вызывали неуверенность. Успехи в творчестве являются стимулом к дальнейшему развитию ребенка. Для ребенка становятся нормой другие суждения, мотив: «Если я могу это, то смогу и другое».

Специфическим речевым нарушением у слабовидящих детей младшего школьного возраста является несформиро-ванность лексико-грамматического строя, связной речи, обусловленная пробелами в чувственном восприятии окру­жающего мира. Стихотворчество помогает компенсировать этот недостаток, вызывает живой интерес у детей, стимули­рует работу головного мозга, являясь своеобразным тренин­гом внимания, способствует эстетическому воспитанию ре­бенка, является одним из приемов коррекции других рече­вых нарушений и дает возможность формировать и совершенствовать

— фонематический слух,

— звуковой анализ,

— грамматический строй речи,

— лексико-семантическую сторону речи,

— связную речь.

Процесс формирования и совершенствования фонемати­ческого слуха включает в себя работу с рифмующимися словами и ударными слогами (первичное знакомство со стихотворными строчками). Этот вид работы доступен и ин­тересен детям. Он приучает их внимательно вслушиваться в речь, искать рифмующиеся строчки, слова, находить их и учиться самим подбирать рифмы.

5

На логопедических занятиях с первоклассниками, рабо­тая над развитием связной речи по «Наглядному пособию по коррекции устной и письменной речи» Л.Н. Ефименко-вой, можно разнообразить деятельность, побуждая детей творчеству. Было выделено 3 условных этапа:

Первый этап. Побуждение к стихотворчеству. Лого­пед читает готовый образец и анализирует его вместе с деть­ми, выделяя «слова-рифмовки».


Второй этап. Учащиеся выполняют часть работы самостоятельно по принципу игры «Подскажи словечко».

Третий этап. Ученики творят самостоятельно по собственной инициативе после детальной подготовки вме­сте с логопедом.

СТИХОТВОРЧЕСТВО НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

ЗАНЯТИЕ 1

Тема: «Дрозд».

Цель: научить детей пересказывать небольшой по объему рассказ с опорой на последовательность происходящих в рассказе событий. К рассказу дается серия сюжетных картинок (4 шт.). Логопед читает рассказ. Дети следят за рассказом по картинкам. Затем логопед предлагает на­звать слова, обозначающие действия по каждой из кар­тинок и составить по одному предложению. И только после этого предлагается пересказать текст (можно отло­жить картинки в сторону и рассказать по памяти).

Затем логопед говорит, что можно пофантазировать и со­чинить стишок про дрозда и злодея - кота. Логопед читает сначала текст, а потом готовое стихотворение, приготовлен­ное им к занятию.

Дрозд

Трудолюбивый дрозд свил гнездо на высоком дереве. В нем появились птенцы-первенцы молодой дроздихи. Ры­жий кот заметил гнездо и решил съесть птенцов.

Дроздиха улетела в поисках корма, а дрозд искал червя­ков на соседнем поле. 6



Кот быстро влез на дерево. Дрозд бросился защищать своих детенышей. Он клюнул кота в ухо, в лоб и в живот. Ворюга-кот полетел вниз кувырком.

Дрозд

Дрозд - трудяга свил гнездо На высоком дереве. Появились там птенцы, Для дроздихи первые. Птицы детушек любили, Вкусной пищею кормили. Но беда пришла однажды: Съесть птенцов пытался дважды Забияка рыжий кот. Сел под деревом и ждет. Вот дроздиха улетела. Кот к гнезду несется смело. У гнезда — одним прыжком. И летит вниз кувырком. Это папа, черный дрозд, Клюнул вора прямо в нос. В лоб, и в ухо, и в живот Получил ворюга кот.


Логопед говорит детям, что это он для них написал, со­чинил стихотворение и, если они хотят, они тоже научатся это делать.

Начинается процесс обучения стихотворчеству. Обраща­ется внимание детей на то, что стихотворчеству помогают

7

рифмовки слов, которые надо специально подбирать, и предлагается в процессе повторного медленного чтения «узнать» эти слова. Дети с помощью логопеда выделяют:

на дереве — первые растили — кормили однажды — дважды кот — ждет улетела — смело прыжком — кувырком дрозд — нос живот — кот

Последние две строчки служат эпилогом и помогают де­тям разобраться в том, кто из двух героев прав. Дети тут же пытаются «сочинить стишок»:

Рыжий кот Получил в живот. Съесть птенцов хотел — Вниз полетел. Дрозд — молодец, Настоящий отец.

И называют свои слова-рифмовки.

Дети сами по себе талантливы и сразу поняли мотивы нравственности, заключенные в последних двух строках: дрозд — труженик, а кот — разбойник и вор. Зло всегда бывает наказано.

Первоклассникам понравилась такая форма работы, и они тут же заявили, что еще хотят «сочинять».

ЗАНЯТИЕ 2

Тема: «Муравьи».

Иллюстрацию, сюжетные картинки к этому рассказу труд­но переоценить. Не всякий слабовидящий ребенок мо­жет рассмотреть муравья в природе. Картинки восполня­ют пробелы в чувственном восприятии внешнего мира ре­бенком.

Цель занятия та же, что и на предыдущем занятии. Лого­пед читает текст.

8



Муравьи

Трудяга-муравей нашел пшеничное зерно. Сдвинуть его с места муравей не смог. За помощью друзей помчался му­равей.

Муравьи дружно навалились на зерно. Вместе они легко притащили зерно в муравейник.

Благодарный муравей в гости пригласил друзей.

После пересказа этого текста с предварительным выде­лением слов, обозначающих действие: нашел, не мог тащить, позвал, притащили, — дети уже ждут, когда им прочтут сти­шок, и они сами будут «сочинять».


Логопед читает.

Муравьи

Пшеничное зерно нашел

Трудяга-муравей,

Но сдвинуть его с места не может —

Хоть убей!

За помощью друзей помчался муравей.

«Помочь бедняге нужно», —

Решили они дружно.

Напряглись все, навалились,

И зернышко покатилось.

В гости пригласил друзей

Благодарный муравей.

Дети с первого чтения «узнают» рифмующиеся слова:

муравей — хоть убей нужно — дружно навалились — покатилось.

После повторного замедленного чтения более слабые уча­щиеся тоже включаются в процесс и называют оставшиеся два слова:

друзей — муравей

Равнодушных детей на занятиях нет. На вопрос логопеда: «Муравей какой?» — один из детей назвал слова-призна­ки: трудолюбивый, маленький, сильный, добрый, гостепри­имный».

И тут же начинается творчество детей:

Молодец муравей

Пригласил друзей.

Благодарный муравей

Накормил друзей.

Всем нужно

Жить дружно.

ЗАНЯТИЕ 3

Для проведения коррекционного занятия над рассказом «Как медведь сам себя напугал» может быть предложен сле­дующий план-конспект занятия.

Тем а: рассказ «Как медведь сам себя напугал».

Цел ъ: учить детей устанавливать причинно - следственные связи, последовательно пересказывать содержание рассказа; совершенствовать грамматический строй и лек-сико-семантическую сторону речи; активизировать зри­тельную и слуховую память, внимание и мышление; формировать и совершенствовать звуковой анализ; акти­визировать и совершенствовать творческие способности детей.

Оборудование. 1. Индивидуальные сюжетные картинки. 2. Демонстрационные предметные картинки на магнит­ной доске, изображающие: ветку, медведя, белку, шиш-

10

ку, зайца, сороку, лося, медведя. 3. Натуральные предме­ты: сухая ветка, сосновая шишка. 4. Электронный кор­ректор речи (Мишка).


Ход занятия. Логопед обращает внимание на предмет­ные картинки и говорит, что это герои рассказа, над ко­торым они сегодня будут работать. Дети называют изоб­раженных на картинках животных. Логопед читает.

Как медведь сам себя напугал

Огромный косолапый медведь вошел в лес. Под его тя­желой лапой хрустнула сухая ветка. Белка испугалась, вы­ронила шишку. Шишка в лоб угодила бедному зайчишке. Косой испугался и помчался в чащу леса. Он спугнул сорок, которые сидели в кустах. Сороки застрекотали, лосей напу­гали. Лоси помчались по лесу, стуча копытами.

Медведь остановился, навострил уши и слышит: белка лопочет, сороки стрекочут, кто-то копытами стучит.

Кругом тревожный шум и гам. Испугался мишка и дал стрекача. Так медведь сам себя напугал.

Словарная работа. Логопед выясняет, поняли ли учащиеся смысл слова хрустнула, логопед (ломает сухую ветку) и спрашивает:

— Что вы слышите?

— Хруст.

— Какой звук слышите на конце слова?



— Звук [т].

— Поэтому говорим: «хруснула», а пишем «хрустнула» с буквой т ( в качестве опережающего обучения).

насторожил уши (прислушался), помчал (быстро бежал), дал стрекача (убежал).

Расстановка сюжетных картинок по по­рядку в последовательности пересказа. Дети выставляют картинки последовательно, по сюжету.

Выяснение причинно-следственных связей. Лого­пед задает вопросы.

Почему медведь убежал из леса? Почему испугались лоси? Почему испугались сороки? Почему испугался заяц? Почему испугалась белка?

Выяснение последовательности действий. Логопед указывает на картинку — дети называют предмет и его действие.

Медведь — вошел, наступил.

Ветка — хрустнула.

Белка — испугалась, выронила.


Шишка — полетела, угодила.

Заяц — испугался, помчался, вспрыгнул.

Сороки — испугались, застрекотали.

Лоси — испугались, пошли ломать кусты.

Восстановление рассказа по сюжетным картинкам. Дети пересказывают рассказ по сюжетным картинкам.

Работа над грамматическим строем. Детям предлагается составить схему по предложению.

В лес вошел огромный косолапый мишка.

12

А затем составить предложение про белку по схеме.

Белка испугалась, выронила шишку.

Предлагается всем вместе повторить оба предложения.

В лес вошел огромный Косолапый мишка. Белка испугалась, Выронила шишку.

Учащиеся сразу улавливают рифму: мишка - шишка и от­мечают, что получился маленький стишок.

Логопед спрашивает, какой звук делает слова похожими в произношении (звук [ш]). Логопед предлагает срифмовать знакомые слова из рассказа, называя первое слово в каж­дой группе слов, показывая указкой на нужную картинку. Шишка (мишка, зайчишка) упала, зайцу в лоб (попала) Сороки (застрекотали), лосей (напугали) и т.д. Далее логопед предлагает детям поиграть в игру «Под­скажи словечко» и читает заранее заготовленное стихотво­рение, составленное по тексту рассказа, а дети следят за тек­стом и указкой, которой логопед указывает на картинки. Первые четыре строки дети говорят электронному мишке (корректору речи) по памяти с последующим прослушива­нием.

В лес вошел огромный Косолапый мишка Белка испугалась, Выронила шишку.

А далее «подсказывают словечки».

Шишка в лоб попала Бедному (зайчишке). Вот что натворила Маленькая (шишка). Косой помчался в чащу, Испугал (сорок). Те за(стрекотали), Лосей (напугали).

13

Побежали (лоси), Копытами стуча. Мишка (испугался) И (дал стрекача).

{Логопед все время работает с указкой у доски.)


Дети в восторге, они верят в то, что логопед им только

помогал, а сочиняли они сами.

В итоговой части занятия выясняется главная суть: кто

виноват в переполохе. Обязателен вывод, лучше в стихах:

Не зверюшки виноваты, Не тревожный шум и гам. Виноват сам косолапый, Напугал себя (он сам).

Если дети желают выучить стихотворение, логопед за­готавливает листки с текстами, написанными печатными буквами. Дети легко заучивают стишки без помощи взрос­лых, так как подготовка к заучиванию проводится на заня­тии. Такая работа расширяет объем памяти ребенка, раз­вивает его познавательную активность.

ЗАНЯТИЕ 4

При обучении пересказу текста описательного характера слабовидящие дети должны опираться на изображение все­го предмета в целом, рассматривать и описывать отдельные его детали, постепенно составляя его целостный образ. Рас­крашенные отдельные детали контурного изображенного предмета представляют собой картинный план описания предмета.



14

Так при работе над рассказом «Интересный жучок» ло­гопед прикрепляет на магнитной доске картинку с изобра­жением божьей коровки крупным планом. Перед каждым из детей предметные картинки с изображением божьей ко­ровки и частей ее тела. Логопед читает рассказ, а дети на индивидуальных картинках указывают на описываемые в рассказе части тела насекомого.

Интересный жучок

На зеленый листок сел хорошенький жучок. У него кро­хотная черная головка с усиками, похожими на маленькие щеточки.

На спинке красный панцирь. На красном панцире круг­лые черные пятнышки. Жучок тоже кругленький.

Вдруг раздвинулся панцирь, и появились прозрачные крылышки. Расправил жучок крылышки и улетел.

Это была божья коровка.

Учащиеся пересказывают описание божьей коровки, опи­раясь на картинки.


Логопед предлагает детям нарисовать божью коровку. Для детей, страдающих дихромазией, уточняются цвета фло­мастеров. Для учащихся с диагнозом астигматизм предла­гаются трафареты, контурные изображения формы тела на­секомого.

Можно предложить детям отложить в сторону картинки и по памяти нарисовать жучка. Для них это новый вид ра­боты на логопедических занятиях.

Такая форма творчества оживляет работу на занятии. Дети легко описывают божью коровку, опираясь на свои рисунки.

Затем начинается стихотворчество. (Однажды один уче­ник, пересказывая текст, произнес такое предложение: «На зелененький листок сел хорошенький жучок, — и тут же про­комментировал. — Листок - жучок — складно»).

Логопед предлагает «сочинять» «ласковые» слова о бо­жьей коровке. Дети легко сочиняют: «Панцирь краснень­кий на спинке в черненький горошек».

15

Логопед помогает: «А жучок весь (жестом) кругленький». Дети: «Кругленький. И такой хороший».

Далее описываем части тела. Логопед указывает на уси­ки: «Усики как щеточки» (по тексту).

Указкой логопед показывает на головку и говорит: «Да­вайте будем говорить слова на «ушк». Не «головка», а «голо­вушка»; не «коровка», а «коровушка». И продолжают: «Чер­ная головушка, улетела вдруг от нас божья коровушка».

Дети незаметно знакомятся с образованием слов при по­мощи суффиксов. В результате получается такой стихотвор­ный текст.

Божья коровка

На зелененький листок Сел хорошенький жучок. Панцирь красненький На спинке

В черненький горошек, А жучок весь кругленький И такой хороший! Усики как щеточки, Черная головушка, Улетела вдруг от нас Божья коровушка.

Дети непроизвольно запоминают стишок, а тем, кто не за­помнил, логопед предлагает написанный на листочках текст.

Первые рисунки на занятии должны быть толчком к же­ланию детей рисовать иллюстрации к каждому стишку, что способствует совершенствованию зрительного восприятия в единстве с развитием несенсорных функций: внимания, памяти, мышления, речи.


ЗАНЯТИЕ 5

При работе над пересказом описательного характера «Зайчик и белочка» логопед выставляет на магнитной дос­ке картинку с изображением зайчика и просит детей опи­сать его. Затем выставляется картинка с изображением бе­лочки. 16

Логопед выдает детям нераскрашенные две сюжетные картинки к рассказу и читает.

Зайчик и белочка

Было лето. Весело сияло солнышко. Зеленела травка, цве­ли цветочки. Звонко щебетали птички.

Каждый день на лесной полянке встречались белочка и зайчик. Они подружились и весело играли.

Белочка была рыженькая. Хвостик у белочки пышный, ушки остренькие, с кисточками на концах. А зайчик был серенький. Хвостик у зайчика маленький, кругленький. Ушки большие и широкие. {Логопед предлагает детям рас­красить зайчика и белочку. Для детей с дихромазией уточня­ются цвета.)

Все лето белочка и зайчик встречались на той полянке.

Но лето красное прошло, и наступила осень. Подули хо­лодные ветры, часто шли дожди. Травка пожухла, цветы завяли, листья с деревьев облетели.

Выпал снег, и наступила зима. В лесу стало холодно. Трав­ку снегом замело. Деревья стояли серые.

Как-то раз на той полянке появился белый зайка. Белка серая сидит и на зайчика глядит.

Встретились зверюшки и не узнали друг друга. {Логопед предлагает раскрасить белочку простым карандашом. А зай­чика не надо раскрашивать, он беленький.)



Зайчик подумал, наверное, что белочка надела его серень­кую шубку. А как думаете вы? (Уточняется причина пере­мены цвета меха по времени года).

Рассказ длинный, но дети легко запоминают его, так как во время его прослушивания активно работали. Достаточ­но одного пересказа, и дети сочиняют стихотворение с ло­гопедом.

Логопед обращает внимание детей на описание летнего неба, солнышко, веселого летнего настроения.


Логопед предлагает детям начать с описания лета, и ра­бота ведется по принципу «Подскажи словечко».

Зайчик и белочка*

Солнце в небе (каком?) - (голубом)

Весело сияло.

На полянке белка зайку

Каждый день... (встречала).

А вокруг цветочки головками кивали

И зверюшки прыгали,

Весело (играли).

Далее описание - сравнение с помощью указки.

Хвостик пышный убегает, Хвостик (круглый догоняет). Ушки рыжие на елке, Ушки (серые под елкой), А вокруг щебечут птички Звучно, весело и звонко. Лето красное прошло, Травку (снегом замело). Кто же в лес покажет нос? Разве только (Дед Мороз). Как-то раз на той полянке Появился (белый зайка). Белка (серая) сидит И на (зайчика глядит). И спросил косой подружку

В скобках даны подсказки детей

18

Прямо в остренькое (ушко): «Зачем же ты, голубка, Надела мою (шубку)?»

После такого занятия дети не устают, хотя сделано очень много. Стишок получился длинный, поэтому не все дети захотят его выучить. Логопед предлагает детям сделать ри­сунки зайчика и белочки зимой и летом.

Затем на логопедических занятиях по развитию связной речи дети обучаются краткому пересказу, то есть умению передавать содержание рассказа тезисно, выбирая из него самое главное.

ЗАНЯТИЕ 6

При работе над рассказом «Водолаз и акула» логопед учит детей умению находить главную мысль рассказа и фор­мирует умение краткого пересказа текста. Логопед раскла­дывает перед детьми сюжетные картинки к рассказу. Чита­ет текст, а дети пальчиком показывают картинки, следя по ним за текстом.

Водолаз и акула

На море начался шторм. Корабль остановился. Капитан приказал бросить якорь, но цепь оборвалась, и якорь остал­ся на морском дне.

Чинить цепь спустился на дно водолаз. Он был мастером своего дела.


19

Вдруг водолаз увидел, что прямо на него плывет страшная акула. Человеку грозила смертельная опасность. Водолаз не растерялся в беде. Он направил луч фонаря прямо в глаза акуле. Ослепленная светом акула мимо мастера скользнула в воде. Сам себя в глубинах спас смелый мастер водолаз.

Он сделал все свои дела. Все в порядке, цепь цела. Судно тоже было спасено. Водолаз дал сигнал, и его подняли на­верх.

Далее рассказ делится на части, и каждая иллюстрирует­ся. Получается пять частей. Выясняется самое главное в каж­дой части.

Логопед задает вопросы:

Что самое главное в первой части? {Оборвалась цепь). Дети показывают картинку.

Что главное во второй части? {Водолаз). Дети показыва­ют картинку с изображением водолаза.

Что главное в третьей части? {Появление акулы). Дети по­казывают соответствующую картинку.

Что главное в четвертой части? {Ослепленная акула). Дети показывают на картинку, изображающую ослепленную све­том акулу.

Что главное в пятой части? {Водолаз отремонтировал цепь и приготовился к подъему). Дети указывают на последнюю картинку.

Подводится итог разбора: получился картинный план рассказа.

Ученикам предлагается озаглавить каждую часть, исполь­зуя картинки, и коротко пересказать его по плану.

Получается рассказ: «Оборвалась цепь, на которой кре­пился якорь. Водолаз стал чинить цепь. На него хотела на­пасть акула. Водолаз ослепил ее светом фонаря и починил цепь».

Задание и цель урока выполнены, можно приступить к со­чинительству.

В словарной работе на занятии дети узнали новое слово «шторм», и появились первые строчки: «Шторм на море начинается, на волнах корабль качается». 20

Водолаз и акула

Шторм на море начинается,

На волнах корабль качается,

Он на якоре стоит.

Якорь на песке лежит.


Но с цепи он вдруг (сорвался)

И на дне морском (остался).

{Далее логопед предлагает дать фамилию и имя водолазу Семенов Петр).

Цепь чинить спустился мастер

Водолаз (Семенов Петр).

Вдруг он видит, что(акула)

Прямо на него (плывет).

Луч фонарика акуле

Он направил прямо (в глаз),

Он в беде не растерялся

Смелый мастер- (водолаз).

Ослепленная (акула)

Мимо мастера скользнула,

Сам себя в глубинах спас

Молодчина (водолаз)!

Сделал все свои дела.

Все в порядке: цепь (цела),

Спас себя и судно спас

Петр Семенов, (водолаз!)

ЗАНЯТИЕ 7

На следующем этапе работы усложняется задание. Детям предлагается рассмотреть картинки к теме «Рыбки» и про­слушать рассказ. Дети придумывали имя для девочки и клич­ку для кота. Далее логопед, побуждая детей к творчеству, говорит, что у девочки Кати день рождения, и читает.

Рыбки

У Кати день рождения. Ей очень повезло: дедушка пода­рил ей аквариум, в котором плавали восемь рыбок. Девоч­ка давно мечтала о таком везении. Рыбки ей показались чу­дом. Она глаз не сводили с аквариума.

21

Кот Васька сидел рядом с Катей и жадно смотрел на ры­бок своими зелеными глазами.

Но случилось беда. Катя ненадолго вышла из комнаты. Васька тем временем достал трех рыбок и съел.

Ваське веником досталось, а Катя с тех пор стала при­крывать аквариум стеклом.



Детям предлагается выделить главное в рассказе и отве­тить на вопросы:

Сколько рыбок подарили Кате?

Сколько рыбок съел кот Васька?

Сколько рыбок осталось?

Учащиеся сразу сообразили, что можно составить задач­ку. А логопед, пользуясь случаем, совершенствует лексико-семантическую сторону речи. Детям предлагается назвать, из каких частей состоит задача.


Учащиеся называют: условие, решение и ответ.

Составляется задача. Кате подарили 8 рыбок. Кот съел 3 рыбок. Сколько рыбок осталось?

Решение: 8-3 = 5.

Ответ : осталось 5 рыбок.

Логопед дает рифмующиеся слова в контексте.

Какой праздник был у Кати?

День рождения.

Ей повезло, ей подарили восемь рыбок.

А когда человеку везет, мы говорим: у него везение. Катя давно мечтала о таком везении. Какие два слова здесь риф­муются?

22

Рождение и везение.

Детям предлагается запомнить эти два слова.

Посмотрите на рисунок. Какого цвета рыбки?

Желтого, золотистого.

Рыбки плавают в воде, словно золотые. Запомните сло­во «золотые». Будем искать слово, которое с ним рифмует­ся. Какого цвета глаза у Васьки? (Зеленые). Рифмуются? (Нет). Добавим к слову «зеленые» еще слово «такие». Ка­кое сочетание слов получится? (Зеленые такие). Какого цве­та рыбки? (Золотые. Словно золотые). А глаза у кота? (Зе­леные такие).

Получается: золотые — зеленые такие.

Про кошачьи глаза говорят, что они «горят», потому что они светятся в темноте. Вспомните, какого цвета глаза у Васьки. (Зеленые такие). Какие слова рифмуются? {«Золо­тые» и «зеленые такие»).

Рождается четверостишье:

Рыбки плавают в воде, Словно золотые, У кота глаза горят, Зеленые такие.

Посмотрите на выражение лица девочки Кати. Какое оно? Куда она смотрит? (Катя радуется).

Она глаз не сводит с аквариума. Для нее это настоящее чудо... Запомните слово чудо. А если кот влезет в воду, что случится с котом? (Катя его накажет. Ему будет плохо).

По-русски еще говорят худо.

Дети улавливают: чудо худо.

Теперь попробуем сказать «складно»:

Катя смотрит, глаз не сводит С этакого (чуда). Если Васька влезет в воду, Будет ему (худо).


Для тренировки слуховой памяти можно предложить же­лающим повторить получившуюся часть стиха. Дети про­говаривают получившиеся строки.

Логопед подводит детей к главному.

23

Кот боялся Катю? (Боялся.) А почему он съел все-таки рыбок? (Не стерпел, он хотел их съесть.)

Какие два слова из сказанных рифмуются? Кот не стер­пел, он рыбок {съел). Не стерпел — съел.

Появляются строки придуманные учениками.

Кот не стерпел. Он рыбок съел. Кот рыбок съел, он не стерпел.

Логопед подводит итог.

Боялся кот, но не стерпел: Достал трех рыбок он и съел.

Детям предлагается рассказать, как Катя наказала Вась­ку. Ответы разные. {Катя побила Ваську веником. Ему дос­талось веником.)

Кому досталось веником? {Ваське веником досталось.) За­помним слово досталось.

А теперь повторим вопрос к задаче и составим его так, чтобы получилось складно.

Ваське веником досталось. Сколько... {рыб в воде осталось)!

Получившийся стишок логопед читает детям на следую­щем занятии. Он говорит, что большую часть ребята сочи­нили сами, логопед только направил их; Как правило, дети просят написать для них печатным шрифтом «их стишок», чтобы маме показать и выучить наизусть.

Рыбки

Восемь рыбок подарили Кате в день рождения. Как давно она мечтала О таком везении. Катя смотрит, глаз не сводит С этакого чуда. Если Васька влезет в воду, Будет ему худо. Боялся кот, но не стерпел: Достал трех рыбок он и съел. Ваське веником досталось. Сколько рыб в воде осталось? 24

ЗАНЯТИЕ 8

Позднее, обучая детей выборочному пересказу, логопед учит их умению отделять одну сюжетную линию от другой. Попутно идет работа по совершенствованию эмоциональ­ной сферы ребенка и пониманию причинно-следственных связей. Дети делают вывод: человек потрудился — у него хорошее настроение и все вокруг видится красивым, а поле­нился — сам виноват: настроение плохое, ему грустно, и видения у него плохие.


Предлагается картинка. Понять ее смысл и составить по ней рассказ первоклассникам трудно. Логопед предлагает детям придумать имена мальчикам и читает.

Цветок или волчья пасть?

Идут домой Алеша с Колей. Один грустит, другой весе­лый. Коля получил «двойку», он не выучил урок.

Алеша веселился. Он хорошо учился, и сегодня он опять получил оценку «пять».

Было солнечно. В голубом небе проплывало легкое об­лачко. Алеше показалось, что оно похоже на розу с краси­выми нежными лепестками. Он показал облако Коле.

Коля посмотрел на облако и сказал: «Какая же это роза? Это же голова волка с острыми зубами».

Мальчики долго смотрели в небо, и каждый из них видел свое. Видения у мальчиков были разными. Почему?



25

По заданию логопеда учащиеся по картинкам определи­ли кто Алеша, кто Коля, затем выделили сюжетные линии и составили рассказ.

Следующим этапом было стихотворчество. Логопед на­чинает стихотворение:

Идут домой Алеша с Колей, Один грустит, другой веселый.

Затем вместе с логопедом отмечают рифмующиеся сло­ва: Коля веселый.

Далее самостоятельно пытаются сочинять:

Коля «двойку» получил, Он уроки не учил. {получил не учил).

Логопед: А Алеша веселился,

На уроке отличился

И сегодня он опять... Дети: Получил оценку «пять».

Логопед: В облаке он видит

Розу с лепестками

Коля видит...

Дети: волка с острыми зубами.

Логопед: Почему же у детей разные видения?

Вывод: Потому что у ребят

Разное настроение.

Какое настроение,

Такие и видения.

ЗАНЯТИЕ 9


Развивая устную связную речь и творческие способности учащихся, логопед попутно работает над нравственным вос­питанием.

Детям предлагается рассмотреть картинку и подумать, о чем пойдет речь в рассказе. Придумываются имена де­вочкам.

Читается рассказ «Кто поступил правильно?» Логопед предлагает детям подумать, почему у рассказа такое наз­вание. 26

Кто поступил правильно?

Подружки Оля с Лидой в лес пошли. Весь орешник обо­шли. Они нагулялись и устали. Девочки захотели поесть и отдохнуть.

Они свернули на полянку. Лида села на пенек и достала пирожки. Оля присела под кустиком рядом, достала пече­нье, виноград и банан.

Лида поела, остатки еды положила в свою корзинку. Оля же оставила кожуру от банана прямо в ложбинке.

Дети выделяют сюжетные линии и отвечают на вопрос, заключенный в названии рассказа. Находят на картинке Олю и Лиду. Пересказывают текст и делают вывод: остат­ки еды нельзя бросать в лесу. Лес надо беречь и не загряз­нять.

Логопед предлагает детям «посочинять».

Логопед: «Оля с Лидой в лес пошли и обошли весь ореш­ник». Предлагается вариант.

Оля с Лидой в лес пошли, Весь орешник обошли.

Далее работа идет по принципу «подскажи словечко». Логопед: Долго по лесу гуляли,

Нагулялись и ... Дети: устали.

Логопед: Кушать хочется подружкам

И немного отдохнуть.

И решили Оля (с Лидой)



27

На поляночку (свернуть). О Лиде: Лида села...

Дети: на пенек.

И достала пирожок. Логопед: Оля присела под кустиком рядом

Достала печенье,

Дети: банан с виноградом.

{Логопед показывает фрукты на картинках)


Логопед: Лида поела, остатки — в корзинку.

Оля не стала пример этот брать.

Остатки еды положила в ложбинку,

Кто должен за Олей ... Дети: теперь подбирать.

Получилось стихотворение.

Кто поступил правильно?

Оля с Лидой в лес пошли

Весь орешник обошли.

Долго по лесу гуляли,

Нагулялись и устали.

Кушать хочется подружкам

И немного отдохнуть,

И решили Оля с Лидой

На поляночку свернуть.

Лида села на пенек

И достала пирожок.

Оля присела под кустиком рядом

Достала печенье, банан с виноградом.

Лида поела — остатки в корзинку.

Оля не стала пример этот брать,

Остатки еды положила в ложбинку.

Кто должен за Олей теперь подбирать?

ЗАНЯТИЕ 10

Научив пересказу, логопед переходит к формированию у детей навыка составления небольших рассказов по серии картинок, по сюжетной картинке и серии предметных кар­тинок.

28

На занятии предлагается рассмотреть серию картинок к рассказу «Олененок». Дети называют картинки. Чтобы об­легчить задание, детям даются слова-действия: подарил, уха­живала, кормила, поила, подрос, загрустил, выпустила.

Подробно разбираются значения слов-действий, строит­ся сюжетная линия по вопросам:

Кто, кому кого подарил?

Про кого сказано: ухаживала, поила?

Кто подрос?

Кого выпустили?

Почему загрустил олененок?

Дети с помощью логопеда составляют примерно такой рассказ.

Олененок

У девочки Аленки день рождения. Ей хочется компьютер, куклу Барби, альбом для марок. Егерь Иван Петрович пода­рил девочке настоящее чудо — маленького олененка. У него твердые копытца и крохотные рожки. Девочка ухаживала за своим любимцем. Она поила его молочком, промывала глазки, чистила копытца. Но олененок вырос и загрустил по воле. Девочке не хотелось расставаться с олененком, но она отпустила свой подарок на волю. (Логопед добавляет, что олененок детеныш дикого животного и не может жить в неволе.) Аленка поступила благородно.


После беседы по рассказу логопед предлагает детям по­пробовать сочинить стихотворение. К этому времени дети уже умеют читать. Логопед пишет на доске большими бук­вами слова, которые будут рифмоваться в стихотворном тексте. Подарок — альбом для марок, крошка — рожки, любимца — копытца, в неволе — на волю.

Дети читают хором написанное и начинают «творить».

Логопед: Девочке Аленке сделали ... (подарок)

( Указывают на доске слово)

Не компьютер и не Барби,

( Указкой показывает на доске и использует написанные на

ней слова).

29



He... (альбом для марок) Подарили Лене... (олененка-крошку), Твердые копытца, маленькие...(рожки). Молочком поила девочка.. .(любимца), Промывала глазки, чистила...(копытца).

Указывая на грустного олененка на картинке, логопед предлагает детям сочинить строчки о том, чем закончился рассказ и как закончат дети свой стишок.

Варианты: 1. Олененок заскучал, в лес убежал. 2. Оле­ненок заскучал, кушать не стал. 3. Олененок вырос в нево­ле, убежал на волю.

Логопед хвалит детей, говорит, что олененок не убежал, его отпустила девочка. Предлагает детям вместе сочинить концовку.

Вырос...(олененок), заскучал по воле. Отпустила свой подарок девочка... (на волю).

ПЕРЕСКАЗ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТВОРЧЕСТВА

После того, как дети научились составлять рассказы по сюжетным картинкам, следует их учить пересказу с элемен­тами творчества.

Можно составлять рассказы по готовому началу, сере­дине или концу рассказа и картинке к тексту. Затем можно попробовать передать рассказ в стихотворной форме. К это­му времени у детей уже накопится определенный опыт. 30

Например, составление рассказа по готовой середине. Ло­гопед читает:

...Алеша вернулся домой только вечером. Лицо, рубаш­ка, ботинки были грязные. Он нес грязную сумку с моло­ком и хлебом. Мама показала ему на часы и спросила, где он был так долго. Алеша решил обмануть маму и начал при­думывать...


Дети слушают середину рассказа и рассматривают кар­тинку к нему. Логопед подсказывает им, что это случилось в воскресенье. Алеша хотел заняться компьютерной игрой с самого утра, но все получилось по-другому.

Затем следует подробно прокомментировать рисунки по вопросам.

1. О чем попросила мама Алешу? (купить хлеба и молока)

2. Как изменилось его настроение? (он стал недоволен)

3. Что вы увидели на второй картине? (Алеша играет в футбол)

4. Как вы думаете, как долго играл Алеша с мальчиками? (наверное, пять часов)

5. Как изменился внешний вид мальчика на третьей кар­тинке? (руки, лицо и рубашка грязные, сумка тоже)

6. Посмотрите на маму. Как вы думаете, что она говорит сыну? (спрашивает, где он был так долго)

7. Какое настроение у мамы? (она рассердилась)

8. А у Алеши? (ему стыдно)

9. Что решил сделать Алеша? (решил обмануть маму) 10.Что он придумал в свое оправдание?



31

Дети высказывают различные мнения (хотел ударить мяч только один раз, потом увлекся; ходил в дальний магазин, была очередь, ждал, пока привезут молоко; переводил через улицу бабушку; помог старушке донести до дома сумку).

Затем составляется рассказ. Логопед просит ребят пред­варительно сделать вывод, что Алеша обманул маму. А об­мануть маму — обидеть ее. Логопед предлагает назвать рас­сказ. Дети называют его «Обида».

Приведем рассказ.

Обида

Это случилось в воскресенье. Алеша проснулся рано. Он хотел поиграть в компьютерные игры.

Мама изменила планы сына. Она попросила Алешу схо­дить в магазин за хлебом и молоком для маленького брата Дениса. Настроение было испорчено, но Алеша послушно вышел из дома. Во дворе мальчики играли в футбол. Алеша тоже стал играть. Время в игре незаметно бежало. Надо еще купить продукты.


Когда Алеша вернулся домой, вид у него был ужасный: лицо, руки, рубашка, ботинки были грязные. Хлеб и моло­ко были в грязной сумке.

Мама рассердилась. Она показала на часы и спросила, где он так долго был. Тогда Алеша решил обмануть маму.

Он рассказал, что в магазине была длинная очередь, и он целых пять часов стоял в ней. Потом он провожал домой ста­рушку.

Логопед спрашивает у детей, как бы они сами поступили в таком случае.

Слабовидящие дети чаще всего в футбол не играют. Они боятся, чтобы мяч не попал по глазам или по голове. Все еди­нодушны в одном — маме надо сказать правду и попросить у нее прощения.

Затем логопед спрашивает у детей, как бы они хотели начать стишок про нехороший поступок Алеши. Лучше, если логопед сам придумает начало, после этого дети загорают­ся творчеством. 32

Сегодня день хороший. Сегодня выходной И можно всласть заняться Компьютерной игрой.

Затем творчество продолжается по принципу игры «Под­скажи словечко». Подсказки детей приводятся в скобках.

Мама Алешу с утра попросила

Хлеб купить и купить (молока).

Леша послушно вышел из дома,

Но все же он был расстроен слегка.

Видит он — мальчики (в мячик играют),

Хочется Леше в футбол (поиграть).

Леша увлекся, забыл он, играя,

Что братик (Денис) молоко (будет ждать).

Время в игре незаметно (бежало),

Надо успеть и продукты (купить),

Но рубашка в грязи, и лицо, и ботинки.

Что ему делать?

И как (ему быть)?

Мальчик решил сфантазировать (маме),

Что бабушку старую он (провожал),

Что очередь длинная была (в магазине),

И он пять часов (в магазине стоял).

Концовку можно предложить детям придумать дома, даже вместе с родителями. Это поможет нравственному вос­питанию ребенка. Ребенок «помучавшись» над заданием, учтет горький опыт мальчика Алеши.


Варианты были разные: 1. Так нельзя поступать. Не­льзя маме врать и маму обижать. 2. Лучше не врать, а прав­ду сказать. 3. Зачем же Алеша маму обидел? Зачем он соврал? Что так получится, он не знал.

Конечно, родители помогали детям. Получилась приду­манная общими усилиями такая концовка:

Зачем же он маму обманывать начал? Зачем же решился ее обижать? Не лучше ли было ему извиниться, Простить попросить и всю правду сказать.

33

На коррекционных логопедических занятиях можно ис­пользовать и другие виды творческих работ.

Но логопед должен помнить, что стихотворные тексты необходимы не только для эстетического воспитания, раз­вития связной речи и памяти, но и для формирования и со­вершенствования речевого слуха.

Логопед не должен ставить своей задачей научить дет­ей писать стихи. Этому научить нельзя. Стихи рождаются. Это одно из средств самовыражения ребенка. Не надо лого­педу бояться, что он не умеет рифмовать, надо довериться детской природе. У детей получится. Уже во втором классе появятся самостоятельные пробы.

Дети «заразились» не только стихосложением, но и созда­нием иллюстраций. Они рисовали в свободное от занятий время или дома {см. приложение).

Проделанная работа должна получить достойную оцен­ку. Детям хочется, чтобы родители видели их рисунки. Мож­но предложить ребятам выступить с чтением сочиненных вместе стихов на празднике, сделать выставку детских ри­сунков, длинные стихи поделить на части и читать их по очереди.

Дети, которые выступают впервые с чтением стихов, мо­гут рассказать, как они подбирали рифмовки, учились «со­чинять».

Важно подвести итог проделанной работе, и он должен принести детям удовлетворение.

Ян Амос Коменский призывал сделать труд школьника ис­точником умственного удовлетворения и душевной радости.

Ребенок должен почувствовать: учение — это радость, а не только долг. Учением можно заниматься с увлечением, а не по обязанности.


34

Приложение

Общее недоразвитие речи, как и задержка речевого разви­тия слабовидящего ребенка являются вторичным отклонени­ем, обусловленным дефицитом чувственного восприятия окружающего мира. У ребенка нарушены не только зритель­ные представления о конкретном предмете, но и простран­ственное мышление, которое является умственной, интеллек­туальной деятельностью, обеспечивающей ребенку создание пространственных образов и оперирование ими в процессе обучения.

Работа с рисунками помогает логопеду в решении как об­щеобразовательных, так и специальных задач коррекцион-ной школы для слабовидящих детей, таких как:

1. Развитие психических функций: а) формирование ус­тойчивости и переключаемости внимания, б) развитие по­знавательной активности.

2. Развитие мелкой моторики в сочетании с развитием ося­зательного восприятия.

3. Развитие пространственных представлений. Словесное обозначение пространственных свойств предметов.

4. Обогащение зрительных представлений (рисунки пред­метов)

5. Развитие зрительно-двигательной координации (соеди­нение линий в рисунке).

6. Стимуляция зрительно-познавательной активности.

7. Включение в предметно-практическую деятельность мыслительных операций и отбор речевых средств.

8. Развитие зрительного восприятия в единстве с разви­тием несенсорных психических функций: внимания, памя­ти, мышления, речи.

9. Совершенствование цветового зрения слабовидящего ребенка.

10. Совершенствование эмоционально-волевой сферы.

11. Воспитание чувства душевной радости и положитель­ной мотивации учения.

35

Карта №1

Маша Б., 1 класс, 1994 г. рождения (сочетанный де­фект)

Диагноз. Дистрофия сетчатки, смешанный астигматизм, нарушение цветового зрения (дихромазия).

Зрение. ОД —0,07


OS0,07 в/о

Заключение врача ЛОР. Двухсторонняя кондуктивная тугоухость I ст.

Заключение психоневролога. Грубая задержка психи­ческого развития. Рекомендуется начать обучение в коррек-ционном классе.

Заключение логопеда. Системное расстройство речи по типу ОНР без нарушения звукопроизношения (наруше­ние фонетического восприятия, слоговой структуры слова, аграмматизм, несформированность лексико-семантической стороны речи). Впервые выучила наизусть стихотворение «Рыбки».

Из анамнеза. Роды скоротечные, плод недозрелый.

Наследственный фактор. Отец стал говорить после 4-х лет.

Речевая среда. В семье двуязычные (мать белоруска).

Ребенок до 4-х лет понимал инструкции родителей, но ак­тивной речи не было. Заговорила после 4-х лет. До поступ­ления в школу посещала детский сад массового типа.

На приемной медико-педагогической комиссии на кон­такт с логопедом шла с трудом. Могла назвать только че­тыре печатные буквы. Ни одного стихотворения рассказать

не могла. Понятия о выде-

лении начального звука не было. Слова сложной сло­говой структуры произноси­ла искаженно: мама — «Вера Ариксана» (Александров­на), «мицарер» — милицио­нер и т.д. Первое время по-стоян-но плакала. Инструк-



ции учителя и логопеда не всегда понимала, на вопросы от­вечала неадекватно. По рекомендации логопеда прошла об­следование в сурдоцентре (д-з см. выше).

У ребенка хорошая познавательная активность. Она бы­стро научилась начертанию письменных букв благодаря хорошей зрительной памяти.

Читает Маша с трудом, особенно слова со смешением со­гласных и слова сложной слоговой структуры. Очень лю­бит учиться. Переживает свои неудачи. Научилась состав­лять схемы сов и списывать слова со вставкой пропущен­ных гласных. Но писать диктанты еще не может. Переведена на обучение по программе школы VII вида.


Карта №2

Миша Б., 1 класс, 1994 г. рождения

Диагноз. Гиперметропический астигматизм, амблиопия, сходящееся косоглазие.

Заключение психоневролога. Задержка психического развития. Рекомендуется обучение по вспомогательной про­грамме.

Заключение логопеда. Системное расстройство речи по типу ОНР с нарушением звукопроизношения (ротацизм).

Из анамнеза. Данных о раннем развитии ребенка нет. Мать страдает вялотекущей шизофренией, находится на ста­ционарном лечении. Отец психи­чески болен. Находится на лечении в психиатрической лечебнице.

Ребенок с момента рождения до поступления в школу воспитывал­ся в д/доме. В настоящее время жи­вет в семье бабушки.

У ребенка с первого дня появле­ния в интернате начались срывы в поведении: чрезмерная растормо-женность, драки, отсутствие реак-



ции на замечания учителя, безразличное отношение к учебе.

37





На логопедических занятиях после временного периода отмал­чивания начал проявляться инте­рес к учебе: охотно рисовал схемы предложений, оживлялся при со­ставлении предложений по кар­тинкам. Особенно полюбил рисо­вать картинки к рассказам и под­бирать рифмующиеся слова. Раскрывался в рисунках и охотно комментировал их. Так появилась самостоятельная связная речь. У ребенка гиперметрический ас­тигматизм, причиной которого были оптико-пространственные нарушения (ребенок не мог без по­мощи логопеда начинать работу с начала строки, пропускал строч­ку). Рисунки развивали у мальчи­ка пространственные представле-

помогали ПреДСТаВИТЬ раСПО-


Карта №2В. «Дрозд»

ложение предметов, их форму. Миша стал разговорчивее, уравновешеннее Получая поощрения, старался работать луч­ше. Следил за своим произношением. Выучил стихотворение «Водолаз и акула» вдвоем с одноклассником.

Карта №3

Рита М., 1 класс 1994 г. рождения

Диагноз. Врожденный хореоритинит, токсоплазмоз.

Зрение. ОД —0,04 б/о OS — 0,08 б/о

Заключение психоневролога. Астено-невротические ре­акции на грубом резидуальном фоне.

Заключение логопеда. Нарушение звукопроизношения, обусловленное инервационной недостаточностью (рота­цизм).

Из анамнеза. Не отягощен. 38

У девочки астено-невротические реакции на грубом резидуальном уровне. Ребенок замкнут, истощаем, страдает головными болями.

Девочка на уроках сдержанна, но невротические реакции проявлялись дома как результат перенапряже­ния.

Говорила мало, была закомплек­сована, понять запас ее общих пред­ставлений и учебных навыков было сложно. Раскрывалась постепенно.

Стала более общительна, нер-вные срывы проявляются намного реже. В школу ходит с удовольствием, но в «Праз­днике мам» активного участия не принимала, стихотворение выучила, но рассказать отказалась. Звукопроизношение без патологии.



Карта №4

Ваня С, 1 класс, 1994 г. рождения

Диагноз. Косоглазие, дальнозоркость II ст., амблиопия.

Зрение. ОД — 0.3 в/о

OS — 0,4 в/о

Заключение психоневролога. Психоорганический син­дром. ВСД (заторможен, частые головные боли).

Заключение логопеда. Системное расстройство речи по типу ОНР (членораздельная речь появилась после 5 лет) без нарушения звукопроизношения.


Из анамнеза. У мамы — отрицательный резус. Роды досрочные, стимулированные.

Самостоятельная членораздельная речь появилась после пяти лет. Слова сложной слоговой структуры проговарива­ет с искажением. Словарный запас не конкретизированный, с частыми подменами понятий. Речь заторможена.

На занятиях активен, но из-за плохой памяти иногда за­бывает слова.

39



Карта №4. «Дрозд»

Фонематические процессы формиру­ются с запозданием. Любознателен. Пе­ресказывает вяло, без особого желания.

Преображается на занятиях по сти­хотворству. Активно подбирает риф­мовки. Старается запомнить получив­шиеся строки, огорчается, когда ему это не удается. С большим трудом, но запомнил стихотворение к празднику.

В рисунке просматривается обстоя­тельность, аккуратность, тонкое пони­мание текста.

Карта №5

Слава Ф., 1 класс, 1994 г. рождения

Диагноз. Альбинизм, врожденный порок развития ра­дужки, нистагм, астигматизм, амблиопия высокой ст., на­рушение цветового зрения (дихромазия).

Заключение психоневролога. Психоорганический син­дром, невротические реакции. Психостения, ВСД.

Заключение логопеда. ОНР II ур. ( с нарушением зву-копроизношения — ротацизм).

Из анамнеза. Роды срочные, тяжелая асфиксия.



Карта №5. «Водолаз и акула»

40

Данных заключения психоневролога нет. Ребенок отли­чается трудностями поведенческого характера. Мальчик из Каширы. Скучает по дому. Частые головные боли. Плаксив. Агрессивен. Раздражителен. Дружить ни с кем не умеет.

На занятиях по логопедии работает хорошо. Звук [р] ав­томатизирован в отраженной речи, но в самостоятельной речи произношение ребенком не контролируется.


Мальчик не любит играть в подвижные игры, но на заня­тиях по стихотворчеству принимает снисходительно-актив­ное участие. Радости не проявляет, но это занятие ему нра­вится. Ребенок страдает астигматизмом и нистагмом, а так­же нарушением цветового зрения. Рисование цветными фломастерами способствует совершенствованию его цвето­ощущения, а также формированию и развитию простран­ственных представлений («Водолаз и акула»).

Замкнутый, недоброжелательный ребенок, Слава не толь­ко охотно отображал на бумаге свои мысли, но и захотел вы­учить стихотворение и даже рассказал его перед родителями без ошибок в произношении своего дефектного звука [р].

Карта №6

Женя П., 1 класс, 1994 г. рождения

Диагноз. Органическое изменение глазного дна, частич­ная атрофия зрительного нерва, нистагм, дальнозоркость.

Зрение. ОД —0,02 OS —0,3

Заключение психоневролога. Задержка психического развития.

Заключение логопеда. Системное расстройство речи (несформированность фонематического восприятия слого­вой структуры слова, грамматической структуры предложе­ния, лексической стороны речи).

Из анамнеза. Роды стремительные, асфиксия, частичное кровоизлияние вокруг глаз.

Речевое обследование ребенка показало явную задержку речевого развития. У мальчика был недостаточный для его возраста запас общих представлений: ребенок путал на кар-

41



Карта №6. «Рыжий кот»

тинке слона и носорога, утку и гуся, не знал названии дете­нышей животных, не знал букв, не умел написать свое имя. На уроках у Жени были проблемы поведенческого харак­тера: кричал, обзывался, ходил по классу.

Но главное, что было у ребенка — познавательная ак­тивность. На момент начала обучения мальчику не было


полных семи лет. Появившемуся ин­тересу к познанию мешало отсут­ствие необходимой базы элементар­ных знаний, полученных к этому воз­расту, и серьезное нарушение зрения. Ребенок учился с трудом, но интерес к новому и интересному благотвор­но стал отражаться на поведении ре­бенка. Этой проблемы не стало.

Женя охотно приходил на занятия к логопеду, осмысленно рисовал схе­мы структуры предложения, запоми­нал лексическое значение членов

предложения. Фонематический анализ давался с трудом. Ре­бенок искажал слова, пропуская и переставляя гласные.

У мальчика проблемы с памятью, но все же он выучил стихотворение про кота и дрозда.

К концу учебного года проявилась динамика развития ребенка.

Карта №7

Алеша М., 1 класс, 1994 г. рождения

Диагноз. Ретинопатия IV ст.

Зрение. ОД —0,15 OS — 0,0

Заключение психоневролога. М.М.Д, гипервозбуди­мость.

Заключение логопеда. Неярко выраженное общее не­доразвитие речи без нарушения звукопроизношения.

Из анамнеза. Ребенок не доношен. Раннее развитие без патологии.

42



Карта №7А. «Белочка и зайчик»

ММД отражалась на по­ведении ребенка. Гипервоз­будимость и необходимость сдерживать себя способ­ствовали утомляемости ре­бенка. У мальчика наблюда­лось постоянное чувство тревоги. На занятиях по ло­гопедии Алеша постоянно спрашивал о маме или про­сился посмотреть, пришла ли она.

Занятие творчеством яви­лось тем благотворным фак­тором, который снял это состояние. Ребенок очень

ЛЮбОЗНатеЛЬНЫЙ И увлечен- Карта №7Б. «Белочка и зайчик»

ный. Это он был автором многих четверостиший и раньше других детей подбирал нужное рифмующееся слово. Ему не были необходимы логопедические занятия, но процесс твор­чества его захватил. Исчезла необходимость посмотреть, не пришла ли мама. Мальчик стал спокойным, уравновешен­ным. Он один выучил самое длинное стихотворение о том, как медведь сам себя напугал, и проиллюстрировал его. У ре­бенка очень низкое и монокулярное зрение, но он четко и последовательно отобразил все события, происходящее в стихотворении, не упустив ни одной детали.




Карга №8

Никита Ј., / класс, 1994 г. рождения

Диагноз. Врожденный нистагм, косоглазие, частичная атрофия зрительного нерва.

Заключение логопеда. Системное расстройство речи по типу ОНР с нарушением звукопроизношения (ротацизм). Грубое нарушение фонематического восприятия слоговой структуры слова лексико-семантической стороны речи.

43



КартаШ. «Божья коровка»
Из анамнеза. У мамы во время бе­ременности низкий гемоглобин, ОРВИ, t 38°. Роды срочные, активная стимуляция.

Ребенок со сложной речевой пато-логией, с астено-невротическими реак­циями. Наблюдается у невропатолога с раннего детства. Диагноз в м/к не ука­зан. Агрессивен. Истощаем.

С логопедом занимается только ин дивидуально. Серьезное нарушение

звукопроизношения, что сформирова-ло у ребенка закомплексованность. Леворукость.

Грубо нарушено фонематическое восприятие и простой звуковой анализ. Работа логопеда велась с упором на кор­рекцию этого недостатка.

Мальчик замкнут, отвечает неохотно, вяло, неуверенно. Быстро устает.

На занятиях по развитию связной речи, когда дети под­бирали рифмовки, был пассивен, т.к. имеет недостаточный запас слов и фонематическую несформированность.

Но Никита первый захотел выучить стишок про божью коровку и нарисовал ее.

В конце учебного года стал писать под диктовку одно­сложные и двусложные слова, простые предложения. Справился посредственно с годовым диктантом.

Карта №9

Маша К. 1 класс, 1994 г. рождения.

Диагноз. Врожденная глаукома, дальнозоркость ел. сте­пени.


Зрение. ОД —0,03 OS — 0,4

Заключение психоневролога. Астенический синдром.

Заключение логопеда. Неярко выраженное общее не­доразвитие речи. 44



Карта №9А. «Белочка и зайчик»

У ребенка врожденная глаукома, а значит, постоян­ные головные боли. Астени­ческий синдром.

Девочка спокойная, ста­рательная, но истощаема.

На рисунке явно просмат­ривается зрительное воспри­ятие в единстве с развитием несенсорных психических функций: внимания (ребе­нок точно отображает лет­ние краски природы и жи­вотных и зимние перемены в расцветках). Четко просле­живается логическое мыш­ление ребенка в деталях ри­сунка. Маша помнит слова логопеда: «Белочку раскрасим простым карандашом. Она серенькая, а зайчика раскрашивать не будем, он беленький».

У ребенка резкая разница в остроте зрения правого и ле­вого глаза, но это не отражается на композиции, простран­ственном расположении предметов на рисунке.

В речевом развитии ребенка не было особых проблем, но на состоянии здоровья занятие творчеством повлияло бла­готворно: девочка не стала скучать, исчезли головные боли. Она старалась запомнить все, что сочиняли на занятиях.



Карта №9Б. «Белочка и зайчик»

45

Оглавление

Предисловие....................... 3

Коррекционная работа................. 4

Стихотворчество на логопедических занятиях..... 6

Занятие 1 ....................... 6

Занятие 2....................... 8

Занятие 3....................... 10

Занятие 4....................... 11

Занятие 5....................... 16

Занятие 6....................... 19


Занятие 7....................... 21

Занятие 8....................... 25

Занятие 9....................... 26

Занятие 10....................... 28

Пересказ с элементами творчества........... 30

Приложение....................... 35

НАПАДОВСКАЯ ВАЛЕНТИНА ЛЕОНИДОВНА

КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

И ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ

СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ

С НАРУШЕННЫМ ЗРЕНИЕМ

Пособие для логопедов