reforef.ru 1


[1]
Никита МОИСЕЕВ
БЫТЬ


ИЛИ НЕ БЫТЬ


ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ?

Москва


1999
[2]

УДК 547


М 74

Никита Николаевич Моисеев

БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ... ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ?
Обложка художника И.Реброва

Технический редактор О.Крайнова

Корректор Д.Шпиленко

Электронная верстка Ф.Бахро, А.Громов
Лицензия на издательскую деятельность

ЛР № 040173 от 15 декабря 1996 г.
Подписано в печать 18.08.99. Формат 60х841/16

Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 16,74

Уч.-изд. л. 16,5. Тираж 5000 экз.

Заказ 1462
Отпечатано с оригинал-макета

в ГУП ИПК "Ульяновский Дом печати"

432601, г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14


ISBN 5—86646—131—5 © Н.Н. Моисеев, 1999
[3]
Уважаемый читатель!
У Вас в руках книга, написанная человеком, кото­рый после Московского Государственного универси­тета в 1941 году ушел на фронт защищать свободу и независимость своей Родины — Советского Союза и, вернувшись с Победой в чине капитана Советской Армии, поступил на службу Науке, где прошел путь от младшего научного сотрудника до, выражаясь военным языком, маршала. Никита Николаевич Мо­исеев стал действительным членом Академии наук СССР, а теперь является действительным членом Российской Академии наук.

В 1983 году академик Моисеев с группой сотрудни­ков проверил гипотезу, выдвинутую американским ученым Карлом Саганом, о вероятных последствиях широкомасштабной ядерной войны и на математичес­ких моделях подтвердил предсказание о том, что если бы такая война произошла, на Земле возникла бы "ядерная ночь", а затем "ядерная зима". В ре­зультате этих работ люди по иному стали относить­ся к проблеме гонки ядерных вооружений.

Книга Н.Н.Моисеева "Быть или не быть... человече­ству?", по-моему мнению, заслуживает того, чтобы ее прочитали и осмыслили, по крайней мере, те жители Земли, которым не безразличны судьбы их детей и внуков. Может быть, после ознакомления с этой книгой люди будут по иному относится к про­блемам назревающего экологического кризиса, кото­рый "несет в себе угрозу не одномоментной гибели людей в результате ядерного катаклизма, а вероят­ность еще более мучительного исчезновения всего Рода Человеческого".
[4]
Основное содержание этой книги, суть ее главно­го послания заключается в предупреждении о веро­ятности глобальной экологической катастрофы. Автор утверждает, что человечество не переживет XXI век, если не изменит кардинальным образом свое поведение в планетарном масштабе. Он ссылается при этом на объективные данные о современном состоянии окружающей человека среды. Приводимые им расчеты свидетельствуют о том, что такие не­гативные явления, как загрязнение воды, воздуха и земной поверхности отходами человеческой жизнеде­ятельности, изменение планетарного климата под воздействием антропогенных нагрузок на биосферу, деградация человеческого генофонда вследствие ал­коголизма, наркомании и других губительных соци­альных недугов, уже в середине будущего столетия могут достичь таких уровней, при которых дальней­шее существование биологического вида Homo sapiens окажется невозможным.

Однако, ни в Организации Объединенных Наций, ни в каких-либо других международных организаци­ях в таком аспекте экологические проблемы не рассматриваются. И ни одно правительство в мире не принимает, насколько это известно, адекватных прак­тических мер для предотвращения глобальной экологической катастрофы.

В отличие от других ученых, также предупрежда­ющих о вероятности глобальной экологической ката­строфы в XXI веке, автор представляемой книги высказывает неординарные идеи и предложения о способах ее предотвращения. Наверное, сейчас ни­кто не может представить на суд мировой обще­ственности конкретную программу действий, которые могли бы гарантировать избавление человечества от нависшей угрозы самоуничтожения. Поэтому весьма актуальным является предложение автора начать ши­рокую творческую дискуссию о том, как следует обу­строить наш общий дом — биосферу, чтобы он оста­вался пригодным для жизни на многие грядущие тыся­челетия.

[5]
Академик Моисеев полагает, что пока еще возможно предотвратить перерастание назревающего экологичес­кого кризиса в глобальную катастрофу. Человек должен "осознать свою принадлежность не только своей семье, стране и нации, но и всему планетарному сообществу. Человек должен почувствовать себя членом этого сообщества и принять на себя ответственность за судьбу всего человечества, за жизни чужих ему и далеких от него людей".

При таком условии современные экологические про­блемы, возможно, могли бы быть решены. Когда такой Коллективный Разум утвердится на планете, он мог бы стать спасителем человечества, но сейчас следует, по-видимому, полагаться не на сознание людей, а на кол­лективный инстинкт выживания. На заре человече­ства этот инстинкт "вразумил" наших далеких предков ввести и соблюдать запрет на убийство соплеменников, предотвративший их взаимное уничтожение. Этот инстинкт может побудить и современных людей прекра­тить перед лицом смертельной опасности все ссоры и раздоры и в общей молитве — в каких бы словах и на каком бы языке она ни произносилась — просить Все­вышнего явить людям свет в конце тоннеля и ниспос­лать им силы, необходимые для того, чтобы можно было избежать всеобщей гибели.

На таком фундаменте зиждется моя вера в способ­ность человечества обеспечить свое будущее и реши­мость поставить свой разум, труд и волю на службу этой цели. Я призываю читателей разделить со мной эту веру и эту решимость.

Да поможет Бог тем, кто верит в Него, а тем, кто не верит — пусть ЭТА КНИГА поможет просветить их Разум.
июль, 1999 год Юрий Лужков
[6]

ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА

Предлагаемая читателям книга представляет собой краткое изложение моих размышлений, опубликован­ных в девяностые годы в нескольких книгах.

При подготовке текста я стремился по возможности упростить излагаемый материал настолько, чтобы он был понятен не только студентам, молодым специали­стам или преподавателям, не имеющим специальной подготовки в области физики и математики, но и любо­му человеку, интересующемуся проблемами, с кото­рыми встретилось человечество на пороге третьего ты­сячелетия от Рождества Христова.


В книге рассматриваются проблемы очень далекие от основной моей профессии — прикладной математи­ки, и читателю может показаться несколько стран­ным, что физикалист решился обсуждать не свои проблемы. Но в этом есть определенная логика, и мо­жет оказаться, что в наше время естественные науки станут ключом к решению проблем чисто гуманитар­ных. Мой путь от изысканий в области теории систем к области биосферных процессов и социальных проблем пролегал через несколько последовательных ступеней.

Деятельность Вычислительного Центра Академии наук СССР, где я начал работать в середине 50-х го­дов, была ориентирована на решение математических задач, возникающих в аэрокосмической области. Одна­ко через десяток лет в нашей деятельности начали назревать некоторые перемены, которые, как мне кажется, были связаны с двумя обстоятельствами. Во-первых, Советский Союз добился паритета в области


БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ... ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ?

7

________________________________________________________________________________________________________________


ракетно-ядерного вооружения со странами американ­ского блока, и военные ведомства стали терять инте­рес к разработкам пилотного типа, для научного обслуживания которых был создан наш Центр. Во-вто­рых, оборонные отрасли промышленности обзавелись собственными весьма квалифицированными научными базами, и обращений за помощью к Академии наук становилось все меньше и меньше.

В связи с этим Президент Академии наук М.В. Кел­дыш призвал расширить поле деятельности Центра. И у нас появились исследовательские группы, которые стали работать в совершенно новых областях: модели­рование процессов в экономике, программные методы управления, машинное распознавание образов и т. д.


В те годы я познакомился с двумя замечательны­ми представителями отечественной науки, оказавши­ми значительное влияние на выбор новых направлений деятельности нашего Центра и на мою научную судьбу. Одним из них был известный советский почво­вед В.А. Ковда. Он работал тогда в штаб-квартире ЮНЕСКО и во время моего довольно длительного пребывания в Париже помог мне ознакомиться с дея­тельностью Римского Клуба по изучению так называ­емых глобальных проблем, в том числе связанных с биосферой как некой целостностью. Другим был один из крупнейших русских биологов Н.В. Тимофеев-Ре­совский. Он настоятельно рекомендовал мне изучить основные работы В.И. Вернадского, посвященные ноосферной проблематике. Он полагал, что исследование биосферы как целостной системы без математического моделирования невозможно, и поделился со мной ря­дом интереснейших соображений.

В 1983 году американский астрофизик Карл Саган опубликовал в журнале "Амбио" несколько сценариев


8

Никита Моисеев

________________________________________________________________________________________________________________


возможной крупномасштабной ядерной войны и выска­зал гипотезу о том, что в результате серии взрывов ядерных бомб и снарядов на Земле может установить­ся ядерная ночь и, как следствие, ядерная зима. Наш коллектив был тогда единственной организацией в мире, располагавшей системой моделей, достаточных для численных оценок, и необходимой информацией для того, чтобы проверить гипотезу Сагана. Соответствую­щие расчеты, проведенные нами летом 1983 года, пол­ностью подтвердили справедливость гипотезы амери­канского ученого.

Но, самое важное, нами было установлено, что после возмущений, вызванных серией ядерных взры­вов и пожарами, имитированными на наших моделях, новое квазиравновесие, которое могло бы возникнуть в биосфере примерно через год после виртуальной катастрофы, оказалось бы существенно отличным от ее предшествующего состояния, а также от того, при котором зародилось человечество. Мы пришли к выво­ду, что в такой новой биосфере Человек не смог бы существовать.


В последующие годы в нашем центре был проведен ряд расчетов, показавших огромные возможности ме­тодов компьютерной имитации биосферных процессов, и у меня и моих коллег сформировалась уверенность в том, что наука в принципе способна установить такую систему запретов, соблюдение которых гарантировало бы необходимые условия для дальнейшего развития человечества. Но возник вопрос, сможет ли человече­ство смириться с теми ограничениями, которые рекомендовала бы установить наука. Хватит ли у человече­ства силы воли преодолеть генетический атавизм и принять новую нравственность, необходимую для того, чтобы сохранить этот биологический вид на Земле? Поиск ответов на такие вопросы, естественно, сле-


БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ... ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ?

9

________________________________________________________________________________________________________________


довало проводить в гуманитарной области. Без таких исследований вся наша технология и новые математи­ческие методы моделирования теряли всякий смысл. И я понемногу стал заниматься разработкой той теории, которую позднее назвал универсальным эволюциониз­мом. Разработка этой теории получила определенное признание, и в 1996 году я был удостоен за нее премии имени академика Петра Леонидовича Капицы.

Предлагаемая работа — это книга для чтения, по­добная тем, которые издавались в России в дореволю­ционные времена для массового, но достаточно обра­зованного читателя. В ней мне хотелось предельно просто, насколько это возможно, выразить мое виде­ние современной планетарной ситуации. Хотя положе­ние на Земле, по моему мнению, приближается к ка­тастрофическому в энвайронментальной области и яв­ляется достаточно сложным в сфере международных экономических и политических отношений, я не раз­деляю алармистские оценки и настроения. Моя глав­ная цель — убедить читателей в том, что у человече­ства пока еще есть возможность избежать глобальной катастрофы и сделать осознанный выбор своего даль­нейшего пути. В связи с этим я полагаю необходимым кратко описать стержневые события, которые проис­ходили в Природе и в Обществе в прошлые истори­ческие эпохи. Необходимо рассмотреть также глав­ные события, которые совершаются на наших глазах, проанализировать процесс развития научных методов познания Мира, разъяснить мои представления о том, с какими проблемами человечество может встретиться в ближайшем будущем. Кроме того, я хочу предста­вить на суд читателей некоторые сценарии обществен­ного развития в XXI веке.


Рассказать обо всем этом в одной книге — пробле­ма, бесконечно трудная и противоречивая. Тем более,


10

Никита Моисеев

________________________________________________________________________________________________________________


рассказать так, чтобы неискушенные в естественных науках и других премудростях читатели сочли эту книгу интересной. Такая задача вначале мне казалась почти неразрешимой. Но все же я рискнул сделать такую попытку и после долгих раздумий выбрал предла­гаемый порядок изложения моих суждений по упомяну­тым темам, опирающийся на определенную логику, ко­торая, надеюсь, будет воспринята положительно.

Публикуя эту книгу, я надеюсь сделать что-то по­лезное для энвайронментальной образованности заин­тересованных в этом людей. При этом я преследую не только научные и просветительские, но и практичес­кие цели. Сейчас рождается всепланетарное "Зеленое движение" и связанное с этим глобальное понимание характера взаимоотношений Человека и Природы. Это новое, причем гуманитарное мировосприятие, естествен­но, не может не влиять на практическую деятель­ность людей, участвующих в этом движении. Система взглядов таких людей, по-моему, должна иметь науч­ный, в том числе философский фундамент.

Кроме того, во многих странах в настоящее время идет интенсивная работа над проектом Хартии Земли. Решение о разработке такого документа было приня­то на конференции РИО+5, проведенной в марте 1997 года известной международной организацией "Совет Земли". Эту работу, к сожалению, ведут преимуще­ственно политики и экономисты. А должны были бы разрабатывать такой документ также ученые, в том числе философы, поскольку он должен учитывать не только политические и экономические, но и нравствен­ные и идеологические факторы. Доверять эту работу одним политикам и экономистам, по-моему, просто опасно. Во всяком случае, тем из них, которые не одарены способностью видеть хотя бы на пятьдесят лет вперед.



БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ... ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ?

11

________________________________________________________________________________________________________________


Политику, и все с этим связанное, я считаю в неко­ем смысле вторичным; это — лишь некий способ су­ществования вида Homo sapiens, судьба которого дол­жна быть главной и общей заботой людей. Если Чело­век не найдет нужного ключа к своим взаимоотно­шениям с Природой, то он обречен на погибель. Ка­ковы бы не были политика, демократия, государ­ственное устройство, желания и стремления силь­ных мира сего!

Хочу заранее предупредить читателей этой книги о том, что они не найдут в ней конкретных рецептов для спасения человечества. Да таких рецептов и не может быть, ибо будущность непредсказуема.

В связи с этим мне хотелось бы обратиться ко всем тем, кто думает об экологии Человека, с призывом на­чать глубокую творческую дискуссию по энвайронментальным проблемам с участием не только профессио­нальных философов, обществоведов и ученых, занима­ющихся методологическими проблемами естествознания, но и всех тех, кто считает важным утверждение в умах юношества определенных мировоззренческих ус­тановок, которые способствовали бы лучшему понима­нию проблем, возникших перед человечеством, и поис­кам решений таких проблем.

Предлагаемая вниманию читателей книга не могла бы выйти в свет без активного участия моего друга и по­мощника Алексея Петрухина. Он предложил саму идею написания этой книги, разработал несколько вариантов ее структуры, проделал основательную работу по ре­дактированию текста, а также - что особенно важно в современных российских условиях - провел энергич­ные поиски средств, в том числе финансовых, для реализации этой идеи.



12

Никита Моисеев

________________________________________________________________________________________________________________


Спонсором издания этой книги является ЗАО "Кор­поративное развитие нетрадиционных технологий в регионах" — президент Александр Миронов.

Большую работу по техническому оформлению ру­кописи проделали сотрудники АО "Интердиалект +", возглавляемого его президентом Эдуардом Баранчеевым.

При подготовке макета книги на компьютере неоце­нимую помощь оказали супруга А.И.Петрухина — Нина Владимировна и машинистка-стенографистка Наталья Скребцова.
Москва

30 ноября 1998 года
[13]
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ПЛАНЕТА НА ПОРОГЕ

ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ

НАШЕЙ ЭРЫ


[14]
ГЛАВА ПЕРВАЯ
В КАКОМ МИРЕ МЫ ЖИВЕМ?
1. XX век — Век предупреждения человечеству
Мысль о том, что уходящий век несет в себе угрозу для человечества, не нова. Наверное, она не раз при­ходила в голову и тревожила души многих людей по разным поводам.

Я впервые назвал XX век "Веком Предупрежде­ния" в одном из публичных выступлений около 20-ти лет тому назад. В то время говоря об опасностях, подстерегающих человечество, люди, прежде всего име­ли в виду возможную ядерную войну. В этой книге я не буду обсуждать проблему угрозы такой войны. Не по­тому, что полагаю ее не очень опасной. Как раз, на­оборот. Еще вначале 80-х годов было доказано, что следствием ядерной войны будет полная деградация современных условий жизни и достаточно быстрое угасание биологического вида Homo sapiens. Но теперь мне хочется верить, что такая опасность существует лишь теоретически: вряд ли кто-либо сознательно ре­шится на глобальное самоубийство. И хотя нельзя ис­ключить возможность локального использования ядер­ного оружия, значительно более серьезными мне пред­ставляются те опасности, которые не столь ярко высвечивают апокалипсический финал истории человече­ства.


Ученые в своей среде уже давно начали говорить о надвигающейся угрозе глобальной экологической ката­строфы, а жизнь между тем шла своим чередом, мало согласуясь с их пророчествами. Общество продолжало зарабатывать деньги, ссориться, воевать, а главное — рассматривать Природу как нечто независящее от человеческих страстей, верований и действий. Как не­исчерпаемую "кладовую" — кладовую, где лежит все


БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ... ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ?

15

________________________________________________________________________________________________________________


необходимое для удовлетворения непрерывно расту­щих потребностей людей и их эгоистических устремле­ний.

Мир принадлежит человеку, и все, что вокруг нас, существует для нас! — такая "аксиома" нам доста­лась от наших далеких предков. В XIX веке в науке и общественном сознании утвердилось представление об окружающей среде как о неограниченном источнике всего того, что нужно для удовлетворения человечес­ких нужд и обеспечения развития Общества. И чем совершеннее оказывалась наука, чем мощнее стано­вилась техника, тем прочнее в сознании людей укреп­лялась мысль об их беспредельном могуществе.

В период первой промышленной революции тысяче­летиями накапливавшийся потенциал знания создал совершенно новые возможности для человечества. Получив в свое распоряжение огромные запасы энер­гии ископаемых углеводородов, люди начали использо­вать их с максимально возможной эффективностью. И жизнь начала изменяться, сначала малозаметно. Нача­ло и конец прошлого века внешне не очень отлича­лись друг от друга: улицы по-прежнему заполнялись конными экипажами, на парадах гарцевала кавалерия, а пышные одежды венценосцев и генеральские эполе­ты как бы символизировали незыблемость веками ос­вященных стандартов мысли и идеалов. Но постепенно скорость перемен возрастала. В первой половине XIX века были построены первые железные дороги, на морях и реках появились пароходы. И наиболее прозорливые люди уже понимали, что в наступающем столетии старое устройство мира не может сохраниться. Так оно и получилось!


XX век привел человечество к фантастическому взлету техники, к бурному росту производительных сил. Появились радио и телевидение, была изобретена


16

Никита Моисеев

________________________________________________________________________________________________________________


вычислительная техника, "приручена" ядерная энер­гия, созданы пластиковые материалы, Человек вышел в космос, возникла генная инженерия. Все эти технические новшества коренным образом изменили жизнь многих людей, предоставив некоторым из них такие блага, о которых не могли и мечтать даже их ближай­шие предки. Но вместе с тем новые возможности по­ставили человечество перед лицом трудностей и про­блем, о существовании которых еще несколько десятилетий назад никто и не предполагал.

В отличие от слабой выраженности перемен, харак­терной для прошлого века, мир конца века текущего совсем не похож на его начало. За те сто лет, которые отделяют нас от изобретения кинематографа, все вок­руг нас изменилось до неузнаваемости. Изменился об­раз жизни, иной стала глубина мысли, само понимание Мира. Все переплелось в какой-то замысловатый клубок, где людские страсти, подлость и невежество соседствуют со все ускоряющимся развитием науки. Некие мало понятные законы управляют всеми нами.

В результате современный мир стал гораздо опас­нее, прежде всего, потому, что человечество обрело возможность не военного, а "мирного" самоуничтожения! На первый план теперь выходит не угроза одномоментной гибели людей в результате ядерного катаклизма, а вероятность еще более мучительного исчезновения всего рода человеческого.

Все те, кто осознает трагизм складывающейся об­становки, невольно задумываются, в какой степени мы скованы управляющими нами законами Природы и Общества. В чем мы еще свободны, что нам еще доз­волено? И главное — есть ли у нас какие-то шансы иметь будущее? Я много размышлял над такими воп­росами последние четверть века и, проведя множе­ство компьютерных экспериментов, убедился в огром-



БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ... ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ?

17

________________________________________________________________________________________________________________


ных потенциальных возможностях человеческой ак­тивности. Но только при условии, если Разумобще­человеческий Разум — вторгнется в стихию самоорганизации, которая до сего времени властвует на нашей планете.

Однако возникающие время от времени академи­ческие дискуссии пока еще только фиксируют нарас­тающее неблагополучие, их результаты очень далеки от раскрытия всей глубины происходящего. Еще никто не рискнул продемонстрировать настоящую правду, (хотя многие о ней догадываются) во всей ее обнажен­ной непривлекательности.

Тот факт, что в результате человеческой деятель­ности естественное равновесие природных циклов, по-видимому, уже нарушено, пока не стал феноменом общественного сознания. И лишь немногие специалис­ты отдают себе отчет в том, что восстановить это равновесие теми средствами и методами, которыми владеет человечество в настоящее время, невозмож­но. Но постепенно становится очевидным, что надви­гающийся глобальный экологический кризис нельзя предотвратить чисто техническими мерами. Как бы важны и необходимы ни были безотходные техноло­гии, более совершенные способы переработки отхо­дов, очистка от загрязнения рек и других источников пресной воды, введение более строгих норм, направ­ленных на охрану здоровья людей и другие подобные мероприятия — все они могут в лучшем случае лишь отсрочить наступление кризиса, облегчить его послед­ствия и дать человечеству тайм-аут для отыскания более кардинальных решений возникших энвайронментальных проблем.

Шаг за шагом жизнь подводит людей к пониманию того факта, что человечество уже исчерпало потен­циал своего развития, полученный при завершении



18

Никита Моисеев

________________________________________________________________________________________________________________


предыдущего этапа антропогенеза. Все более отчет­ливо многие люди начинают осознавать, что наши нрав­ственные основы, наш духовный мир, тем более наше поведение в биосфере уже не соответствуют тем ус­ловиям жизни, в которые погружается Общество. Де­ятельность человечества ведет, вероятнее всего, к деградации биосферы и не способна гарантировать суще­ствование Человека в ее составе. Человек подошел к пределу, который нельзя преступить ни при каких обстоятельствах: один неосторожный шаг — и он сорвется в бездну. Одно необдуманное действие — и человечество может исчезнуть с лица Земли.

Сегодня Человек в биосфере напоминает Гулливе­ра, попавшего в хрустальную лавку лилипутов — одно неловкое движение и все окружающее его великоле­пие в одно мгновение может превратиться в кучу му­сора. Осознание сложившейся ситуации должно стать источником усилий по созданию научного фундамента для оценки взаимоотношений человечества и биосферы.

Современная наука, по-видимому, еще не распола­гает достаточно развитой теорией, описывающей взаи­моотношения Общества и Природы, и ученые пока не готовы делать далеко идущие предположения, а тем более долгосрочные прогнозы. Но нужная человече­ству теория активно развивается, и уже существуют ее отдельные фрагменты. Разрабатываются методы, позволяющие надеяться на то, что будут найдены от­веты на многие насущные вопросы.

Настоятельной необходимостью становиться объе­динение усилий ученых разных специальностей в целях совместной разработки конкретных предложений о путях дальнейшего развития человече­ства. Такие предложения должны стать результатом переосмысливания многих установившихся взглядов о взаимоотношениях Общества и Природы, о месте Че­ловека в биосфере.



БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ... ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ?

19

________________________________________________________________________________________________________________


Наверное, XX век будет не просто эпохальным в истории человечества. Он станет некоторым рубежом, отделяющим более или менее благополучную историю рода людского, от неизвестного и, вероятнее всего, очень опасного будущего. Опасного для всего плане­тарного сообщества! Уходящий век несет в себе вы­зов, грозящий прервать не только человеческую исто­рию, но и весь процесс становления биологического вида Homo sapiens. Этот процесс я называю Путем восхождения к Разуму. Пойдет ли человечество и да­лее по этому пути? Не окажется ли наступающий век очередной ступенью на ином пути — на пути к его погибели? На эти вопросы вряд ли кто-либо может сегодня дать более или менее убедительные ответы. Но от того, успеет ли человечество подготовить и реализовать адекватную реакцию в ответ на вызов Века Предупреждения, зависит, будет ли оно существо­вать в следующем столетии.
2. Мир ТНК — транснационализация капитализма

Во второй половине XX века произошло качествен­ное изменение характера организации мировой эконо­мики. Локальные экономики стали открытыми. Капиталы (и не только капиталы) теперь легко перетекают из одной страны в другую, не признавая никаких пре­град. Экономики отдельных стран постепенно утрачи­вают потенцию саморазвития, начинают интегрироваться в единый всепланетарный экономический организм с универсальной системой регулирования. Об этом свиде­тельствует такой, например, факт, что за последнюю пару десятилетий суммарный объем внешней торговли на планете увеличился не в 2—3 раза, как объем миро­вого промышленного производства, а в 10 раз!


Политологами и особенно экономистами подчерки­вается, что в последние десятилетия возникает об-


20

Никита Моисеев

________________________________________________________________________________________________________________