reforef.ru 1

Занятие № 1.

Тема: СПИННОЙ МОЗГ, ЕГО СТРОЕНИЕ И ОБОЛОЧКИ; СПИННОЙ МОЗГ РЕБЁНКА.

Цель занятия: научится находить, называть и показывать детали строения спинного мозга, его оболочки и межоболочечные пространства, уметь рассказать о топографических взаимоотношениях спинного мозга и позвоночного столба у взрослого и ребёнка.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ.
Необходимо самостоятельно изучить общие данные о нервной системе: деление её по топографическому принципу на центральный и периферический отделы, а также, в соответствии с делением тела на сому и висцеру, деление её на соматическую /анимальную/ и вегетативную /симпатическую и парасимпатическую/ системы. Иметь четкое представление о структурно-функциональной единице нервной системы – нейроне и видов нейронов как со структурной, так и с функциональной точек зрения.

При изучении спинного мозга найти и уметь показать шейное и пояснично-крестцовое утолщения, мозговой конус с концевой нитью, борозды, переднюю срединную щель и заднюю срединную борозду, делящие мозги на две симметричные половины, переднюю и заднюю боковые борозды, разделяющие каждую половину мозга на передний, боковой и задний канатики, спинномозговой (межпозвоночный) узел; передние (вентраль­ные) и задние (дорзальные) корешки, а также ствол спинномозгового нерва, называемый невропатологами канатиком (funiculus).

Необходимо знать, что в основе деятельности нервной системы лежит рефлекс. Это - независимая от нашего сознания ответная реакция на любое (внешнее или внутреннее) раздражение. Материальной основой рефлекса является рефлекторная дуга . Различают простые и сложные рефлекторные дуги. Простая рефлекторная дуга, свойственная спинному мозгу, представлена двумя или тремя нейронами. Запомните, что первые нейроны (чувствительные, рецепторные клетки) всегда лежат вне мозга - в спинномозговых узлах или в узлах черепных нервов.


В трехчленной спинальной рефлекторной дуге (см. схему) первыми, воспринимающими (рецепторными) нейронами являются псевдоуниполярные клетки (1), лежащие в спинномозговых (межпозвоночных) узлах. Периферические отростки этих клеток- дендриты (1a) следует к органам (коже, костям, суставам, мышцам), заканчиваясь в них воспринимающими приборами- рецепторами, трансформирующими воспринятое раздражение в нервные импульсы. Центральные отростки- аксоны (1б), объединяясь в пучок, получивший название заднего (дорзального) корешка, входят через заднюю боковую борозду в спинной мозг и оканчиваются на клетках заднего рога, являющихся вторыми нейронами (2). Их аксоны подходят к двигательным клеткам переднего рога— 3-им нейронам дуги. Аксоны этих клеток (3а) выходят из спинного мозга через переднюю боковую борозду в виде переднего корешка и направляются к эффекторным органам. Механизм рефлекса: полученное рецептором раздражение преобразуется в нервный импульс, который по дендритам (1а) достигает тел псевдоуниполярных клеток (1) межпозвоночного узла и по их аксонам (1б) передаётся телам вставочных нейронов (2), через которых поступает 3-им нейронам (3), которые посылают приказы рабочим органам— мышцам, вызывая их сокращение. Примером такой рефлекторной реакции может служить независимое от нашего сознания отдёргивание руки при неожиданном прикосновении к горячему или острому предмету.

В двухчленной рефлекторной дуге, где отсутствует вставочный нейрон, и первый нейрон вступает в контакт непосредственно с двигательным (эффекторным) нейроном, ответная реакция (рефлекс) осуществляется значительно быстрее.

Исследования последнего времени (П.К. Анохин, Н.А. Берштейн и др.) значительно дополнили наши взгляды на механизм рефлекторной деятельности. Оказалось, что между рабочим органом (мышца, железа и др.) и нервными центрами, помимо элементов рефлекторной дуги, существует обратная связь ("обратная афферентация"), благодаря которой осуществляется самопроверка, коррекция работа органа в каждый данный момент. Это можно представить следующим образом: когда мышца, получившая сигналы от эффекторных нейронов (3) начинает сокращаться, то раздражаются заложенные в ней рецепторы (проприорецепторы)- мышечные веретёна, которые непрерывно посылают в центр сигналы о ходе выполнения работы в каждый данный момент, что позволяет центру осуществлять соответствующие коррекции, регулируя уровень обменных процессов в мышце и её тонус. Так осуществляется механизм обратной связи, имеющий характер замкнутого круга (кольца). Таким образом, рефлекторный акт в целом можно представить в следующей последовательности (см. рис. 2):




1) рецепторный нейрон межпозвоночного узла, получающий импульсы от рецепторов кожи;


  1. вставочный /ассоциативный/ нейрон заднего рога;

3) эффекторный /двигательный/ нейрон переднего рога, вызывающий сок­ращение мышцы;

4) рецепторный нейрон, получающий импульсы от проприоцептора (мышечного веретена);

  1. гамма-мотонейрон бокового рога, регулирующий обмен веществ в мышце и проприоцепторе /мышечном веретене/;

  2. периферический вегетативный /симпатический/ нейрон, лежащий в периферическом симпатическом узле, посредством которого центр /гамма-мотонейрон/ осуществляет коррекцию работы мышцы.

Наличие таких замкнутых круговых /кольцевых/ нервных цепочек обратной связи позволяет осуществлять постоянные, ежемоментные коррек­ции любых реакций организма на любые изменения условий внутренней или внешней среды. Без механизмов обратной связи невозможно приспособление живых организмов к окружающей среде.

Изучив строение рефлекторной дуги и механизм обратной связи, студент должен уметь нарисовать схемы и находить элементы дуги на препаратах спинного мозга.

К концу занятия студент должен хорошо знать следующее:

  1. Задний /дорзальный/ корешок образуется аксонами /1б/ чувстви­тельных клеток /1/ межпозвоночного узла, входящими в спинной мозг через заднюю боковую борозду;

  2. Передний /вентральный/ корешок образуется аксонами /3а/ двигательных /эффекторных/ клеток /3/ переднего рога, и выходит из спинного мозга через переднюю боковую борозду;

  3. Ствол /4/ спинномозгового нерва / канатик/ образуется в результате соединения переднего корешка с дендритами псевдоуниполярных клеток/1/ межпозвоночного узла;
  4. Спинной мозг состоит из 31 - 33 сегментов: 8 шейных, 12 грудных, 5 поясничных, 5 крестцовых и 1-3 копчиковых.


  5. Сегмент- это участок белого и серого вещества, соответствующий паре спинномозговых нервов и их корешков;

  6. Рост сегментов спинного мозга идет неравномерно: наиболее быстро растут грудные сегменты, особенно Th5-Th7, медленнее— шейные и особенно—поясничные и крестцовые сегменты. До трёх месяцев эмбрионального развития спинной мозг занимает весь позвоночный канал, а затем позвоночник начинает расти быстрее и к моменту рождения нижний конец мозга достигает уровня нижнего края третьего поясничного позвонка, поэтому пункцию можно делать только между остистыми отростками 4 и 5 поясничных позвонков. К 5-6 годам нижний конец спинного мозга достигает уровня 1-2 поясничных позвонков, что соответствует уровню взрослого человека.

  7. Важное практическое значение имеет знание топографических взаимоотношений сегментов и позвонков /скелетотопия сегментов/: шейные и верхние грудные сегменты располагаются на 1 позвонок выше, средние грудные - на 2 позвонка, нижние грудные - на 3 позвонка, поясничные и крестцовые - в области мозгового конуса на уровне XII грудного и первого поясничного позвонков. В результате место выхода из мозга корешков не соответствует уровню позвоночных отверстий и в поясничной части спинного мозга корешки спускаются к соответствующим межпозвоночным отверстиям параллельно концевой нити, охватывая её и мозговой конус пучком, получившим название конского хвоста(cauda equina). Он образуется корешками 4-х нижних поясничных, 5-ти крестцовых и копчикового нервов.

Препарата: Скелет - I. Спинной мозг в позвоночном канале - I. Изолированный спинной мозг - 2. Головной мозг I.

Литература: М.Г.Привес, Н.К.Лысенков, В.И.Бушкович Анатомкя человека. М., «Медицина», 1985,с.473-485, 489- 491. В.Н. Тонков. Учебник нормальной анатомии человека. М., 1962, с.559-575. Р.Д. Синельников. Атлас анатомии человека. М.,1979.