reforef.ru 1
А.С.МАКАРЕНКО

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ СТРОЕНИЕ КОЛЛЕКТИВА
Организация коллектива в детских учреждениях происходит по различным

принципам. Дети могут разделяться на группы по признаку школы: при этой

системе в интернатных учреждениях они поселяются в спальнях школьными

классами или частями их. В этом есть свои выгоды: дети подбираются

одного возраста, одного развития, для них удобнее и легче готовить

уроки, пользоваться общими пособиями и учебниками, помогать отстающим.

Но в этом есть много недостатков: первичные коллективы, образованные

таким образом, быстро замыкаются в кругу узких школьных интересов,

отходят от трудовых и производственных вопросов, от вопросов

хозяйственного роста всего учреждения.

Первичные коллективы воспитанников могут быть организованы к по

другим принципам, а именно:

по производственному,

по возрасту и т. п. В коммуне им. Ф. Э. Дзержинского основным

признаком организации первичного коллектива является признак

производственный.

При такой организации нужно руководствоваться следующими положениями:

а) все воспитанники разделяются на отряды, которые являются

отрядами и на производстве;

б) величина отряда может колебаться от 7 до 15 человек. Больше 15

человек иметь в одном отряде нельзя. Как показал опыт, первичный

коллектив, если он составлен из большого числа членов, слабо

подчиняется руководству своего старшего, а старший не в состоянии

охватить всех членов отряда;

в) если воспитанники работают на производстве в две смены, лучше

составлять отряды сменные;

г) если группа станков незначительна, можно составлять отряды,

включающие воспитанников первой и второй смены, но эта форма

является менее удобной, так как в таком случае ребята одной смены не

встречаются на производстве с ребятами второй смены;

д) если позволяют условия производства, желательно в некоторых

случаях составлять сквозные отряды, т. е. обслуживающие поток одних и

тех же деталей от начала до конца;

е) каждый отряд должен быть расположен в отдельной спальне или в

группе спален, находящихся рядом;

ж) в столовой отряды помещаются вместе.

Организуя первичный коллектив по производственному признаку, нельзя

оставлять без внимания возрастных различий. В учреждениях, где нет еще

крепкого и хорошо организованного коллектива и не создан правильный

дисциплинарный тон, совершенно необходимо, чтобы первичные коллективы -

отряды для младшего возраста 10-14 лет - были отдельные; только как

исключение можно допускать включение отдельных малышей в отряды старших,

но в этом случае необходимо самым внимательным образом проверять

индивидуальные особенности: учесть, под каким влиянием будет находиться

младший, как его принимают в отряде, кто персонально отвечает за его

жизнь в отряде и работу, кто должен осуществлять особенную о нем заботу.

Если есть пионерская организация, необходимо, чтобы в каждом отряде

была пионерская прослойка. Если пионеров хватает для всех отрядов

малышей, то желательна организация специальных пионерских отрядов.

Точно так же должны располагаться и комсомольские силы в отрядах

старших. Отдельные комсомольские отряды допустимы только в том случае,

если во всех остальных отрядах есть, по крайней мере, 25-30%

комсомольцев.

Это же относится и к активу: актив не должен замыкаться в отдельных

отрядах и спальнях, а должен быть распределен между всеми отрядами.

Членов актива нужно специально посылать в отсталые отряды.

Когда коллектив организационно и дисциплинарно сложился, создан

точный режим и здоровые традиции, тогда чрезвычайно полезно организовать

смешанные возрастные отряды.

В коммуне им. Ф. Э. Дзержинского первичные коллективы-отряды

организованы по принципу объединения разных возрастов.

Такая организация дает больший воспитательный эффект - она создает

более тесное взаимодействие возрастов и является естественным условием

постоянного накопления опыта и передачи опыта старших поколений, младшие

получают разнообразные сведения, усваивают привычки поведения, рабочую

ухватку, приучаются уважать старших и их авторитет. У старших забота о

младших и ответственность за них воспитывает качества, необходимые

советскому гражданину: внимание к человеку, великодушие и

требовательность, наконец, качества будущего семьянина и многие другие.

Весь этот сложный воспитательный процесс в хорошо организованном

коллективе происходит без специальных усилий в порядке постоянного

наслаивания мельчайших и тонко нюансированных* впечатлений, поступков и

отношений.

Но такой стиль отношений старших и младших является более высокой

формой организации воспитательного процесса и требует квалифицированного

и вдумчивого педагогического руководства и влияния.

Необходимо всегда следить за тем, чтобы состав отряда по воз.

ложности не менялся, чтобы члены отряда сбивались в дружный коллектив.

Слишком частые переброски воспитанников с одного рабочего места на

другое не только вредят производственному процессу, но и разрушают

первичные коллективы ребят. Вообще закрепление первичных коллективов в

своем составе на более или менее продолжительное время является решающим


обстоятельством во всем воспитательном процессе. Поэтому необходимо

переброски ребят с одного рабочего места на другое производить как можно

реже.

Во всяком случае при производственном делении коллектива является

правилом: если воспитанник переходит с одного рабочего места на другое,

то он должен перейти и из одного отряда в другой, т. е. переменить и

спальню и место в столовой.

В школе, разумеется, дети должны быть организованы по классам или

курсам. В коммуне им. Дзержинского эта организация действует только в

стенах школы во время учебной работы или вечером во время подготовки

уроков.

Организация же первичных коллективов в форме производственных

отрядов должна считаться главной организацией, ей должно всегда

уделяться самое пристальное внимание.

Необходимо самым решительным образом бороться с бытовой

бесформенностью коллектива. Если ребята на производстве и в школе

организованы, а в быту предоставлены случайным формам, воспитательные

результаты всегда будут ниже. В учреждениях с интернатом спальня ни в

коем случае не должна рассматриваться только как общежитие. Спальня

должна явиться дополнительной формой трудового, хозяйственного и

политического воспитания, группа ребят в спальне должна быть связана

своими школьными успехами, производственными удачами, неудачами,

производственной борьбой, производственными злобами дня, ростом и

успехами всего коллектива.

Если эта связь не будет организована, спальня сделается местом

самотечной организации других связей, идущих обычно по линии наименьшего

сопротивления и пониженных требований - примитивные удовольствия и

развлечения, а иногда и антисоциальные связи и проступки.

Вот почему необходимо обращать самое серьезное внимание на четкую


организацию быта, а ребят рекомендуется расселять в спальнях по отрядам.
САМОУПРАВЛЕНИЕ В ОТРЯДЕ
Во главе отряда должен стоять командир* - один из членов коллектива.

Может быть два принципа выдвижения командира - назначение и выборы.

1. Назначать командиров необходимо во всех случаях, когда нет

крепкого коллектива, а комсомольская организация еще недостаточно

руководит общественным мнением в коллективе. Тогда одна из

первоочередных задач педагогического коллектива - помочь усилению

политического влияния комсомольской организации, объединить актив,

увлечь его энергичной работой в коллективе и самоуправлении. Командиры

должны назначаться из числа влиятельных комсомольцев и актива приказом

руководителя учреждения, но предварительно кандидатуры должны быть

обсуждены в педагогическом совете, в производственном управлении, в

комсомольской организации и в Совете командиров.

2. В хорошо организованных коллективах с сильной комсомольской

организацией следует переходить к выборности командиров. В коммуне им.

Ф. Э. Дзержинского отряд намечает своего кандидата в командиры при

ближайшем участии бюро комсомола, педагогического коллектива и Совета

командиров. Кандидатуры представляются на окончательное распоряжение

руководителя педагогической частью. В случае отвода кандидата вопрос

согласуется с отрядом*. Командиры избираются персонально на общем

собрании коллектива. Голосуют только члены коллектива, имеющие звание

коммунара. Командиры должны постоянно чувствовать свою связь с

уполномочившим их коллективом и свою ответственность.

В командиры должен выбираться воспитанник, преданный интересам

учреждения, хороший ученик в школе, ударник на производстве, более

других квалифицированный и обладающий личными данными: тактом, энергией,


распорядительностью, вниманием к младшим, честностью.

Работа командира рассматривается как самая ответственная нагрузка,

свидетельствующая о доверии к нему руководства и коллектива.

На производстве командир должен главной своей задачей считать

выполнение производственного плана и развертывание стахановского

движения. В направлении к решению этой задачи командир должен проявить

свою заботу во всех решительно областях работы, каковыми являются:

стахановское движение, дисциплина, обеспечение материалами, борьба с

простоями и прогулами, хороший инструмент, хороший инструктаж,

организация рабочего места, удовлетворительная спецовка, правильные

нормы, правильная документация.

Обо всех решительно неполадках И недостатках в этих областях командир

должен советоваться с инструктором, начальником цеха, докладывать

руководителю учреждения или его помощнику, обсуждать на общем собрании

отряда или в производственном совещании.

Однако он обязан принимать самые решительные меры, чтобы такие

обсуждения и совещания не происходили в рабочее время, чтобы от станка

ни один воспитанник не отрывался во время работы.

Сам командир должен иметь свое рабочее место у станка. За

командирскую работу может быть положен ему дополнительный заработок в

размере 10-20% его производственного заработка.

Командир не должен подменять инструктора, на обязанности которого

лежит прямое руководство техническим процессом производства. Если

инструктором является один из членов коллектива - воспитанник, он на

производстве должен выполнять те же функции, что и наемный инструктор,

не смешивая этих функций с функциями командира отряда.

В быту (в спальне) командир также является ответственным старшим


товарищем в отряде. Из числа воспитанников в отряде выделяется один в

качестве помощника командира. Кроме того, в отряде выделяется

спорторганизатор. Эти кандидатуры намечаются всем отрядом или

персональным представлением командира, они утверждаются педагогическим

руководителем и Советом командиров.

В каждом отряде должен быть комсорг.

Руководство отряда во главе с командиром имеет следующие функции:

а) следить, чтобы все воспитанники строго выполняли порядок дня,

вставали в положенное время, не опаздывали к столу, вовремя уходили на

работу и в школу, вовремя находились в учреждении вечером; точно в

указанное время отходили ко сну;

б) наблюдать за санитарным состоянием отряда, своевременностью и

качеством уборки, выполнением очередными дежурными их обязанностей, за

умыванием и пользованием баней, за стрижкой воспитанников, за мытьем

рук перед едой. Приучить всех воспитанников соблюдать чистоту, не

набрасывать, не плевать на пол, не курить, стричь ногти на руках и

ногах, не валяться на кроватях в одежде, не устраивать на кроватях

борьбы и т. п.;

в) следить за успехами воспитанников в школьной работе,

организовать помощь отстающим, добиваться порядка в отряде,

обеспечивающего возможность готовить уроки;

г) втягивать воспитанников в клубные и спортивные кружки,

чтение газет и книг, участие в стенгазете;

д) добиваться повышения культурного уровня воспитанников,

уничтожения в их лексиконе грубых слов и ругательств*, регулировать

товарищеские отношения, приучать к разрешению конфликтов без ссор и

драк, решительно бороться с малейшими попытками насилия более старших

или более сильных над младшими и слабыми;

е) вести решительную борьбу с отрицательными наклонностями


отдельных воспитанников. Воспитывать у членов отряда уважение к чужому

труду, к чужому покою, отдыху, занятиям;

ж) следить за образованием в отряде отдельных группировок и

дружеских спаек, поощрять и развивать полезные (спортивные,

радиолюбителей и др.), решительно уничтожать вредные (антисоциальные).

Ходатайствовать об удалении из отряда особенно вредных членов.

В школе коммуны им. Ф. Э. Дзержинского имеется институт командиров

классов. Эти командиры находятся в распоряжении заведующего школой и

являются помощниками классных руководителей.

Они наблюдают за дисциплиной в классе во время уроков и на перемене,

за общим порядком и чистотой в классе, за сохранностью классного

имущества. Дежурные по классу подчинены командиру класса, и он отвечает

за их работу. По требованию преподавателя командир удаляет из класса

нарушителя дисциплины. Эта организация действует в школе во время

учебной работы. Вне школы - в быту и на производстве - командир класса

подчиняется командиру отряда, членом которого он состоит. Сложная

система коллективных зависимостей воспитывает уменье руководить и

подчиняться*.

Командиры осуществляют руководство отрядами на базе общих собраний

отряда, влияния отрядного актива, политической работы комсомола и

политобразовательных организаций учреждения, работы всех органов

самоуправления в полном согласии с административно-педагогическим

руководством, при постоянном инструктировании и помощи со стороны

педагогического персонала.

Независимо от этого отрядное руководство, на базе тех же процессов и

организаций, должно всегда мобилизовать внимание членов отряда на

вопросах производственной работы, выполнения промфинпланов, повышения

качества и борьбы с браком, на школьной учебе и дисциплине в коллективе,


на общих путях роста и развития учреждения.

Командир всегда должен стремиться к тому, чтобы отряд был дружным

коллективом, свой авторитет он строит на своей лучшей работе, на своем

образцовом поведении, комсомольской принципиальности и не превращается в

начальника.

В конце дня, в точно установленное время и по определенной форме,

командиры рапортуют руководителю педагогической части о состоянии своего

отряда, о проступках воспитанников и нарушениях режима, если они имели

место. Такой краткий ежедневный рапорт даст руководителю ясную картину

состояния учреждения и возможность немедленно принять необходимые меры

как в отношении отдельных воспитанников, так и по вопросам общей

организации. Для коллектива ребят осведомленность руководства и

возможность немедленно реагировать на поступки и события имеют большое

воспитывающее значение.

Командиры избираются на 3-6 месяцев. Такой срок является наиболее

целесообразным: во-первых, в этот короткий срок командиры чувствуют себя

уполномоченными коллектива и не превращаются в своеобразных должностных

лиц; во-вторых, через командные посты проходит большое количество

воспитанников и, в-третьих, обязанности командира, требующие

дополнительных напряжений, не становятся в этот срок тягостными для

воспитанников. Вопрос о снятии до срока полномочий командира всегда

должен быть основательно мотивирован и одобрен Советом командиров.

Административное отстранение командира может быть вызвано только очень

серьезными и не терпящими отлагательства обстоятельствами.

Все командиры отрядов и классов составляют центральный орган

самоуправления - Совет коллектива (Совет командиров) данного

учреждения.
ОРГАНЫ САМОУПРАВЛЕНИЯ

Главным органом самоуправления является общее собрание всех


воспитанников детского учреждения. Оно должно собираться в период

организации и прорывов в работе учреждения или в коллективе не реже

одного раза в шестидневку, в остальное время - не реже двух раз в месяц.

Общее собрание, как правило, должно быть всегда открытым, т. е. на

нем имеют право присутствовать и высказываться все члены коллектива. В

некоторых вопросах может быть допускаемо и голосование всех

присутствующих, например, в вопросах, имеющих отношение к культурной и

клубной работе и др.

Председательствует на общем собрании председатель Совета коллектива,

за исключением тех собраний, на которых Совет коллектива отчитывается.

Может быть принят и другой способ выделения председателя, например,

могут председательствовать все члены коллектива по очереди. Это полезно

для сообщения всем воспитанникам определенных общественных навыков и

вовлечения их в активную общественную жизнь.

Необходимо рекомендовать сокращение времени на выбор президиума.

Вообще общие собрания коллектива воспитательных учреждений должны быть

всегда строго деловыми и не отнимать у воспитанников много времени.

Поэтому для общих собраний должен иметься постоянный точный регламент,

разработанный учебно-воспитательной частью совместно с комсомольским

комитетом и утвержденный на одном из общих собраний.

Регламент этот имеет значение не только потому, что не позволяет

общим собраниям затягиваться и отнимать у воспитанников время для сна

или для чтения, но еще потому, что он приучает ораторов укладываться в

точное время и высказываться по-деловому, коротко.

Однако на общих собраниях коллектива никогда не следует допускать

прекращения прений или сокращения списка ораторов, так как одной из

целей общих собраний является вовлечение всех воспитанников в активную


общественную жизнь.

Руководство воспитательного учреждения обязано добиться, чтобы на

общих собраниях была строгая дисциплина, высказывались по очереди, не

было шума, хождений в зал и из зала, выкриков с места. Поэтому

председательствующий должен иметь право делать замечания нарушающим

порядок на собрании и удалять их в случае повторных нарушений.

Необходимо, чтобы все первичные коллективы учреждения (от. ряды,

бригады, классы) по очереди несли распорядительство в зале во время

общих собраний. Рекомендуется делать это так: каждый отряд воспитанников

отвечает за порядок в зале во время общих собраний (концертов, кино) в

течение полумесяца. Об этом должно быть объявлено в приказе. Дежурный

коллектив заботится, чтобы в начале собрания в зале было убрано, чтобы

был стол для президиума, графин с водой, сукно на столе и пр. Из состава

дежурного отряда на каждое собрание выделяются дежурные распорядители,

которым присвоены повязки определенного цвета. Дежурные распорядители

находятся у дверей в помещение и наблюдают, чтобы во время собрания или

речи никто не ходил по залу, не толпился у дверей, не курил в зале.

Нужно, чтобы на собрании не сидели в шапках, не приходили в спецовках

(кроме производственных - в цехах). Эти же распорядители должны

исполнять все приказания председателя.

В начале полугодия на общем собрании избираются следующие органы

самоуправления:

Совет коллектива, Санкомиссия, Хозкомиссия.

Личный состав этих органов до выборов должен быть назначен в виде

списка кандидатов учебно-воспитательной частью и комсомолом. Когда

комсомольская организация занимает в учреждении соответствующее

руководящее место, право намечать кандидатов необходимо предоставить ей.


Работа всех органов самоуправления в детском учреждении должна

протекать точно по плану, кроме центрального органа - Совета коллектива

(Совета командиров), которому приходится разрешать очень много текущих

вопросов и все их планом предусмотреть невозможно.

В работе органов самоуправления решающим обстоятельством является

ее регулярность. Каждый орган самоуправления, если он почему-либо долго

не собирается, теряет свой авторитет и фактически должен считаться

несуществующим.

Регулярность работы органов самоуправления не обеспечивается одним

календарем и указанием точных дней, в которые должно собираться то или

другое заседание.

Работа органов самоуправления только в том случае будет актуальной и

важной, если вся жизнь воспитательного учреждения так построена, что

замирание деятельности того или другого органа сейчас же отражается на

работе учреждения и ощущается коллективом как недостаток. Для того чтобы

органы самоуправления имели именно такое значение регулярно действующих

институтов, необходимо следующее:

а) администрация учреждения, в том числе и педагогическая, ни в

коем случае не должна подменять органы самоуправления и самостоятельно

решать вопросы, подлежащие ведению этих органов самоуправления, даже

если бы решение руководства и казалось очевидно правильным или более

быстрым;

б) каждое решение органов самоуправления необходимо должно быть

выполнено и при этом без волокиты и откладывания;

в) если администрация считает невозможным выполнение ошибочного

решения того или другого органа самоуправления, она должна апеллировать

к общему собранию, а не просто отменять решение;

г) основным методом работы администрации должно быть влияние в


самих органах самоуправления, и тот товарищ, который таким влиянием не

пользуется и у которого всегда происходят конфликты с органами

самоуправления, совершенно очевидно, для работы в этом учреждении не

годится;

д) работа в органах самоуправления не должна отнимать у воспитанников

чересчур много времени, чтобы они не тяготились своими обязанностями и

не превращались бы в "чиновников";

е) нельзя органы самоуправления загружать различными мелочами,

которые могут быть разрешены в порядке обычной административной и

текущей работы;

ж) учет работы всех органов самоуправления должен быть поставлен

очень точно, и все решения их должны быть записаны. Желательно, чтобы

такой учет был сосредоточен в одном месте, например, у секретаря Совета

коллектива.

Такой учет позволит освободить органы самоуправления от утомительного

и ненужного протоколирования, которое придает работе органов

самоуправления бюрократический тон и перегружает работу детей излишним

количеством бумаги. Только для важнейших решений, связанных с выпуском

воспитанников, необходима книга протоколов. Текущий же учет работы

органов самоуправления должен иметь характер общего журнала, в котором

отмечаются даты и краткие формулы решений.

Весьма важной формой самоуправления, значительно разгружающей работу

отдельных органов и имеющей много других полезных воспитательных сторон,

является работа отдельных уполномоченных, несущих персональную

ответственность за свою работу. Эта форма в значительной мере подводит

работу коллектива воспитанников к принципам единоначалия, приучает к

личной ответственности, сокращает прения и обсуждения, сообщает всей

жизни коллектива необходимый деловой темп.

Каждый уполномоченный должен работать от имени того или другого

органа самоуправления, перед ним отчитываться, иметь строгие границы

деятельности. Могут быть уполномоченные и от имени общего собрания. Об

этих формах самоуправления будет сказано дополнительно.

В каждом воспитательном учреждении должен быть порядок,

предусматривающий систему проверки решений органов самоуправления и

исполнение их. Функция проверки может быть доверена всем первичным

коллективам по очереди, сроком на месяц.

В особенности трудным вопросом является проверка исполнения

постановлений, касающихся наказаний и мер воздействия, накладываемых на

того или другого воспитанника. Поручение этой функции наемному

сотруднику недопустимо. В особенности трудно следить за наказаниями,

имеющими длительный характер, например, различные ограничения; очень

часто такие наказания забываются и самими виновными и всем коллективом и

теряют из-за этого всякое значение.

Опыт показал, что лучшей формой проверки в области мер воздействия

является такая, когда функция проверки вытекает из каких-либо других

обязанностей. Например, желательно в каждом коллективе иметь группу

воспитанников, которым доверяется охрана учреждения извне или изнутри.

Такой сторожевой отряд может являться отрядом проверки исполнения, а, в

частности, обязанности, проверки могут быть возложены на командира этого

отряда.

Они могут быть возложены и на командира распорядительного* отряда

(дежурного по учреждению), то есть на всех командиров по очереди.

ОБЩЕЕ СОБРАНИЕ
Общее собрание рассматривает следующие вопросы:

1. Отчетные доклады органов самоуправления и производит выборы новых

органов.

2. Доклады отдельных частей учреждения - учебной, производственной,


хозяйственной, санчасти.

3. Заслушивает и обсуждает контрольные цифры годовой сметы и

производства.

4. Информационный доклад руководителя учреждения о проекте сметы на

будущий год.

5. Специальный доклад финансовой части о стоимости содержания

воспитанников, суммах и ассигнованиях по всем видам снабжения.

6. Ежемесячные доклады центрального органа самоуправления (Совета

командиров) о положении учреждения, успеваемости, о состоянии

дисциплины, о положении производства.

7. Доклады о выпуске, наградах, премировании воспитанников.

8. Регулярно, по мере надобности, представления Совета командиров о

наиболее ярких фактах недопустимого поведения воспитанников.

9. Все вопросы, связанные с текущей жизнью коллектива, его

деятельностью, которые касаются важных отделов работы и интересуют весь

коллектив воспитанников.

10. Проекты всех организационных изменений, какие вносятся или

намечаются управлением учреждения.

11. Переписку и информацию о связи с другими детскими учреждениями

или организациями и лицами.

12. Вопросы, предлагаемые вниманию общих собраний комсомольской

организацией.

Общее собрание всех воспитанников должно рассматриваться

администрацией и воспитанниками как главный орган самоуправления, его

авторитет должен неуклонно поддерживаться всеми силами учреждения.

Именно поэтому работа общего собрания должна пользоваться особым

вниманием руководства учреждения. Ни в каком случае нельзя допускать

неправильных, вредных, ошибочных постановлений собрания; поэтому, раньше

чем ставить вопрос на рассмотрение общего собрания, необходимо самому

руководству иметь в этом вопросе свое ясное мнение, нужно твердо знать,

какие силы в собрании будут поддерживать правильное решение, кто будет

итти против. Настроение и решение общего собрания необходимо хорошо

подготовлять в работе отдельных органов самоуправления, в комсомольской

и пионерской организациях, в активе коллектива, в отдельных беседах с

воспитанниками.

Во время самого общего собрания руководство учреждением не должно

злоупотреблять возможностью для себя высказываться сколько угодно и

когда угодно, а должно дать возможность высказываться прежде всего

воспитанникам.

В том случае, если ожидаются неправильные выступления отдельных

влиятельных воспитанников, или явно неправильные решения общего

собрания, нужно усилить предварительную подготовку работы собрания, а на

самом собрании подготовить выступления наиболее преданных и

дисциплинированных членов коллектива; ни в каком случае нельзя

административной властью производить давление на собрание, угрожать ему

или запугивать.

В случае явно намечающегося неправильного решения необходимо самому

руководству обратиться к собранию с товарищеским предупреждением или

указанием и отложить решение на несколько дней.

Руководству воспитательного учреждения необходимо всегда помнить, что

неправильные и ошибочные постановления общего собрания возможны не

потому, что состав собрания плохой или неопытен, а исключительно потому,

что самим руководством допущены в работе весьма важные ошибки, потому,

что не проявляется достаточно заботы о воспитанниках или проявляется

излишняя забота, приводящая к чрезмерному изобилию в какой-нибудь части,

или потому, что отдельные сотрудники работают халатно или

недобросовестно, потому, наконец, что вопрос не был достаточно

подготовлен.


В таких случаях необходимо руководству открыто вскрывать свои ошибки

и ошибки отдельных сотрудников, не защищать их во что бы то ни стало, а,

напротив, принимать против них решительные меры по административной