reforef.ru 1

Тема: история экономической мысли как наука. Экономические представления Древнего мира и Средневековья

Вопросы для обсуждения:


  1. Предмет, метод и функции дисциплины «История экономических учений».

  2. Проблема периодизации человеческой истории и истории экономических учений.

  3. Основные этапы развития экономической науки.

  4. Экономическая мысль Древнего Востока.

  5. Экономическая мысль Античности.

  6. Основные направления развития экономической мысли арабского Востока в средние века.

  7. Особенности экономической мысли Индии и Китая в средние века.

  8. Экономические идеи западного средневековья.

  9. Социальные утопии позднего средневековья.

  10. Зарождение экономической мысли в России.

Основные понятия: богатство, экономика, хрематистика, деньги, товар, процент, разделение труда.

Учебные задания и вопросы для самопроверки:

  1. Что является предметом ИЭУ и чем он отличается от предмета «Экономическая теория»?

  2. Какую роль в ИЭУ играют персоналии?

  3. Каков метод ИЭУ? Опишите систему принципов, конкретных приемов.

  4. Какие выделяются подходы к периодизации человеческой истории и истории экономической мысли?

  5. Какие этапы ИЭУ можно выделить, исходя из разных подходов?

  6. По каким источникам можно освоить ИЭУ?

  7. К какому периоду времени в истории человеческой цивилизации относится экономическая мысль древнего мира? Назовите хронологические рамки этого периода.

  8. Перечислите наиболее древние письменные источники, дошедшие до наших дней, в которых затрагиваются экономические вопросы.

  9. В каких странах древнего мира, на ваш взгляд, наиболее интенсивно развивалась экономическая мысль и почему?

  10. Какие общие черты экономики рабовладения были отражены в произведениях мыслителей древности?
  11. Изложите основные экономические позиции Аристотеля. Какой гениальный вопрос был им поставлен при анализе обмена товаров?


  12. Назовите характерные черты экономической мысли средневековья.

  13. В чем заключается сущность теории «справедливой цены» Ф. Аквинского?

  14. В чем заключалась специфика развития экономической мысли в Древней Руси? Назовите письменные памятники – источники информации об экономическом устройстве государства Киевская Русь.

  15. Каковы наиболее интересные, на ваш взгляд, экономические идеи древнего мира и средневековья?

Задания в тестовой форме

А. Выберите все правильные ответы:

1. Хрематистика в представлении Аристотеля – это наука: а) анализирующая всю совокупность материальных благ; б) о приобретении денежного богатства.

2. «Речение Ипусера» – один из документов, отражающий ряд социально-экономических проблем: а) Древнего Рима; б) Древней Греции; в) Древней Вавилонии; г) Древнего Египта.

3. Автором концепции «совершенного человека» является: а) Платон; б) Ксенофонт; в) Конфуций; г) Колумелла.

4. Договорными грамотами князья Древней Руси: а) предоставляли землевладельцам и церкви различные льготы; б) определяли внешнюю политику и. прежде всего, в области торговли.

5. Основы учения о городском хозяйстве разработал: а) Варрон; б) Ксенофонт; в) Колумелла; г) Платон.

6. Предлагал каждому землевладельцу завести раба – специалиста древнеримский ученый: а) Колумелла; б) Катон; в) Варрон.

7. Одна из первых попыток обоснования металлистической теории денег в эпоху средневековья была предпринята: а) Н. Оресмом; б) Ибн-Хальдуном; в) Ф. Аквинским; г) Ли Гоу.

8. Предсказывал неизбежность наступления «тысячелетнего царства Христа» в своей социально-экономической утопии: а) Т. Кампанелла; б) Т. Мюнцер; в) Т. Мор; г) M. Лютер.

9. Философы античного мира в своих социально-экономических трактатах: а) оправдывали неравенство между людьми; б) отдавали предпочтение натуральному хозяйству; в) выступали за равенство между людьми и развитие товарно-денежных отношений.


10. Восточному рабству в средние века было присуще: а) масштабное участие государства в хозяйственной жизни; б) минимальное участие государства в экономике; в) участие государства в строительстве дорог, поддержании ирригационных систем.

11. Одной из характерных черт феодализма является: а) переход к нему в результате разложения рабовладельческого строя; б) в результате разложения родовой общины; в) переплетение государственной и церковной власти.

12. Оригинальное учение о богатстве разработал древнегреческий ученый: а) Архимед; б) Аристотель; в) Ксенофонт; г) Платон.

13. Науку об искусстве приобретения денежного богатства Аристотель называл: а) торговлей; б) экономикой; в) хрематистикой; г) ростовщичеством.

14. «Поучение гераклеопольского царя своему сыну» представляет собой документ, характеризующий уклад хозяйственной жизни: а) Древней Индии; б) Древней Вавилонии; в) Древнего Китая; г) Древнего Египта.

15. Вторая стадия в периодизации социально-экономического развития Ибн-Хальдуна называется: а) жизнь в сельской местности; б) возникновение городов и развитие ремесла; в) дикость.

16. Древнегреческий философ, которого западные ученые считают основоположником коммунистических идей и автократии: а) Платон; б) Ксенофонт; в) Аристотель.

17. Учение «о справедливой цене» разработал: а) И. Пересветов; б) Ф. Аквинский; в) Т. Мор; г) А. Монкретьен.

18. Сборник «Беседы и суждения», включающий концепцию «совершенного человека», был составлен в: а) Древней Индии; б) Древней Вавилонии; в) Древнем Риме; г) Древнем Китае.

19. Законы царя Хаммурапи регулировали хозяйственную деятельность в: а) Древней Индии; б) Древней Вавилонии; в) Древнем Египте; г) Древнем Китае.

20. «Домострой» – трактат, содержащий ряд социально-экономических идей, принадлежит перу древнегреческого ученого: а) Платона; б) Архимеда: в) Аристотеля: г) Ксенофонта.

21. Общей идеей социально-экономических учений Древней Греции было обоснование: а) целесообразности рыночного хозяйства; б) незыблемости рабовладения; в) приоритета натурального хозяйства.


22. Документ «Капитулярий о виллах» выражал экономические интересы феодалов государства: а) франков; б) германцев; в) римлян; г) англичан.

23. Согласно концепции «справедливой цены» Ф. Аквинского в основе ценности товара лежит: а) морально-этический принцип: б) затратный принцип; в) морально-этический и затратный принцип одновременно.

24. По Аристотелю и Ф. Аквинскому деньги – это: а) стихийно возникший товар; б) совершенно бесполезный товар; в) результат соглашения между людьми.

25. Законы царя Хаммурапи регламентировали долговое рабство с целью: а) скорейшего перехода к меновому хозяйству; б) недопущения развала натурального хозяйства; в) обеспечения роста налоговых поступлений в казну; г) сохранения земельной собственности.

26. Выразители экономической мысли Древнего Мира идеализировали в своих трактатах: а) рыночную экономику; б) крупную внешнюю торговлю; в) ростовщичество; г) натуральное хозяйство.

Б. Верно/неверно:


  1. Общей чертой экономической мысли древнего мира является стремление к сохранению приоритета натурального хозяйства и осуждение ростовщичества.

  2. Хрематистика – это наука, анализирующая всю совокупность материальных благ.

  3. Общей чертой экономической мысли средневековья является ее авторитарность.

  4. Философы античного мира в большинстве своем оправдывали неравенство между людьми.

  5. Восточному рабству было присуще масштабное участие государства в хозяйственной жизни.

  6. Фома Аквинский делил богатство на естественное и искусственное, относя к первому золото и серебро, а ко второму – здания, землю, домашних животных и т. д.

  7. Представители экономической мысли Древнего Рима известны тем, что основное внимание уделяли разработке проблем экономики сельского хозяйства.

В. Дополните:
  1. Совокупность оснований, идей и положений методологического характера, которые определяют исходные позиции любой науки – … .


  2. Изначально – религия рабов и угнетенных … .

  3. Вавилонский царь, издавший кодекс законов, названных его именем – … .

  4. Древнеиндийское социально-экономическое сочинение, дословно переводимое на русский язык как «учение о доходе» – … .

Г. Установите соответствие:

  1. Сочинения: а) «Лунь Юй» («Беседы и суждения»); б) «Домострой», «О доходах»; в) «Государство», «Законы»; г) «Никомахова этика», «Политика»; д) «О земледелии»; е) «О сельском хозяйстве»; ж) «План обогащения государства, план усиления армии, план успокоения народа»; з) «Сумма теологии»; и) «Трактат о происхождении, природе, юридическом обосновании и изменении денег»; к) «Утопия»; л) «Город солнца»; м) «Благохотящим царем правительница и землемерие».

Авторы: 1. Ф. Аквинский; 2. Катон; 3. Платон; 4. Конфуций; 5. Ксенофонт; 6. Вар-рон; 7. Н. Оресм; 8. Т. Мор; 9. Т. Кампанелла; 10. Ермолай – «Еразм»; 11. Аристотель; 12. Ли Гоу.

  1. Экономические понятия, использовавшиеся в «Русской Правде»: а) «истое»; б) «рез»; в) «долг»; г) «дача кун в рез»; д) «гостьба»; е) «товар»; ж) «вервь».

Их современное значение: 1) деньги, отданные в рост под проценты; 2) сельская община как хозяйственная единица; 3) кредитные отношения; 4) имущество, добро; 5) денежный процент; 6) внешняя торговля; 7) предоставление денежного займа.

Д. Эссе

  1. Какой тип подбора материала к курсу «История экономической мысли» Вам представляется наиболее продуктивным – исторический, логический или критический (ретроспективный)?

  2. Какому подходу к периодизации истории и истории экономической мысли Вы отдаете предпочтение – формационному или цивилизационному. Приведите Ваши аргументы.

Темы рефератов:

  1. Социально-экономические идеи и концептуальные воззрения конфуцианства.
  2. Экономические идеи Ксенофонта и Платона.


  3. Социально-экономические аспекты учения Аристотеля.

  4. Начала экономики сельского хозяйства в трудах мыслителей Древнего Рима.

  5. Хозяйственные предписания Корана.

  6. Взгляды Ибн-Хальдуна.

  7. «Салическая правда»: основное содержание и роль.

  8. «Капитулярий о виллах»: основное содержание и роль.

  9. Фома Аквинский: взгляды и роль как идеолога канонистов.

  10. Экономическое содержание «Русской Правды».

Словарь


Порча монеты – распространенная практика хозяйственной политики государств периода хождения «звонкой монеты», связанная с уменьшением содержания денежных металлов в монетах без их деноминации.

Справедливая цена – категория средневековой экономической мысли, доказывающая необходимость вмешательства извне в процесс ценообразования.

Утопия – термин, под которым объединяется обширная литература, посвященная проектам идеального социально-экономического порядка, лишенная научного обоснования.

Хрематистика – термин, введенный Аристотелем для обозначения спекулятивной части хозяйственной сферы.

Литература основная:

  1. Агапова И. И. История экономических учений. М., 2004. Лекция 1.

  2. История экономических учений: Учебник / Под ред. В. Автономова и др. М., 2000. Гл. 1.

  3. История экономической мысли в России / Под ред. А. Н. Марковой. М., 1996.

  4. Рыжов И. В. История экономических учений. Учебное пособие. М., 2004.

Литература дополнительная:

  1. Античный способ производства в источниках. Л., 1933.

  2. Аристотель. Соч.: В 4-х т. М., 1975–1983.

  3. Артхашастра, или Наука политики. М.–Л., 1959.

  4. Всемирная история экономической мысли. В 6-ти т. Т. 1., М., 1987. Гл. I, IV, V, VIII, XVII.

  5. Древнекитайская философия. Сборник текстов. В 2-х т. М. 1972–1973.


  6. Игнатенко А. А. Ибн-Хальдун. М., 1980.

  7. Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX–XIV веков. М., 1961.

  8. Истоки: вопросы истории народного хозяйства и экономической мысли. Вып. I. М., 1989. С. 284–308. Вып. II. М., 1990. С. 197–215, 220–258, 262, 309–326, 388–396.

  9. История средних веков (V–XV вв.): Хрестоматия. М., 1980.

  10. Катон М. П. Земледелие. М.-Л., 1950.

  11. Коран / Пер. и коммент. И. Ю. Крачковского. М., 1986.

  12. Ксенофонт Афинский. Сократические сочинения. М.-Л., 1935.

  13. Ксенофонт. Воспоминание о Сократе. М., 1993.

  14. Лурье С. Я. История античной общественной мысли. М.-Л., 1929.

  15. Мор Т. Утопия. М., 1978.

  16. Платон. Государство. Собр. соч.: В 4 т. Т. 3. М., 1994.

  17. Платон. Законы Собо соч.: В 4 т. Т 4. М., 1994.

  18. Полоцкий С. Избранные сочинения. М.-Л., 1953.

  19. Русская правда. М.-Л., 1947.

  20. Хрестоматия по истории Древнего Востока: В 2-х ч. М., 1980.

  21. Хрестоматия памятников феодального государства и права стран Европы. М., 1961.

  22. Хрестоматия по истории халифата. М., 1961.