reforef.ru 1
Министерство Образования Республики Беларусь

Белорусская Государственная Политехническая Академия
Кафедра: «Строительные и дорожные машины »


Лабораторная работа № 6




« Изучение устройства и рабочего

процесса башенного крана КБ-403 Б »



Выполнил: Смирнов А.Н.

Гр. 112429

Принял: Смоляк Н. С.

Минск 2001



ИЗУЧЕНИЕ УСТРОЙСТВА И

РАБОЧЕГО ПРОЦЕССА БАШЕННОГО КРАНА КБ-403 Б.

Башенные краны широко применяются в жилищном, коммунальном, промышленном и других видах строительства для выполнения монтаж­ных работ, подачи строительных материалов и изделий на сооружае­мые объекты.


Параметрический ряд серии унифицированных башенных кранов (КБ) по ГОСТ 13556-Ьб включает 7 основных типоразмеров. Башенные краны для массового строительства от I до 5-й размерных групп предусмотрены с балочной (горизонтальной) стрелой и грузовой те­лежкой.

В настоящее время широкое применение в строительстве полу­чил башенный кран КБ-403 Б.


Устройства башенного крана КВ-403 Б.



Рис.1 Общий вид крана

Кран КБ-403 Б (рис.1) выполнен на рельсовом ходу и состо­ит из ходовой рамы I с флюгерами 2 и ходовыми тележками 3, пово­ротной платформы 4 с размещенными на ней грузовой 5 и стреловой б лебедками, механизмом поворота 7, противовесом 6, башни распор­кой 9 и навесной кабиной 10, балочной стрелы II с грузовой тележ­кой 12 и механизмом 13 ее передвижения.

Ходовая рама I крана представляет собой сварное кольцо коробчатого сечения, которое проушинами шарнирно соединено с че­тырьмя диагонально расположенными флюгерами 2. Флюгеры через цапфы опираются на ходовые тележки, две из которых ведущие. Шар­нирное соединение флюгеров с ходовой рамой и тележками, которые выполнены балансирными, облегчает прохождение крана по закругле­ниям рельсового пути.

Для предотвращения угона крана в нерабочем состоянии ветром тележки снабжены противоугонными захватами. Поворотная платформа 4 опирается на ходовую раму I с возможностью вращения в горизон­тальной плоскости. Это соединение осуществлено с помощью ролико­вого опорно-поворотного устройства 14, выполняющего роль подшип­ника для вращения поворотной платформы.

Составная, телескопическая башня решетчатой сварной конст­рукции, выполненная из труб, установлена на поворотной платформе шарнирно и удерживается в вертикальном положении посредством подкосов 15. Башня состоит из портала 16, секция 19, оголовка 18, распорки 9 и механизма выдвижения. Удлинение башни осуществляет­ся снизу на необходимую высоту по мере возведения строящегося объекта.


В верхней части башни крепится кабина 10 и стрела II, вы­полненная сварной из труб. Стрела имеет направляющие для переме­щения грузовой тележки в виде продольных уголков.

Стрела состоит из четырех секций и может иметь длину 20, 25 30 м.

Для увеличения высоты подъема груза стрела длиной 20 и 25 м может устанавливаться под углом 30 и 60°. Грузовая тележка 12 опирается на направляющие стрелы четырьмя парами роликов 19, ко­торые для равномерного распределения нагрузок соединены с рамой тележки балансирами 20. Для устранения перекосов при движении тележка снабжена четырьмя боковыми роликами 21.


Привод крана выполнен многомоторным индивидуальным с питани­ем электродвигателей от сети трехфазного переменного тока и со­держит пять механизмов:

- грузовой,

- стреловой,

- передвижения тележ­ки (тележечный),

- поворота платформы и

- передвижения крана по рельсам.

Каждый механизм снабжен отдельным реверсивным двигателем. На кране установлены три электрические реверсивные лебедки:


  • гру­зовая,

  • стреловая и

  • тележечная.



Рис.2 Схема запасовки канатов

Грузовой механизм крана состоит (рис.2) из лебедки I, кана­та 2, закрепленного на барабане лебедки и огибающего неподвижный блок 3 на оголовке башни, неподвижные блоки 4 и 5 на головной части стрелы, неподвижные блоки б и 7 на раме 8 грузовой тележки, подвижные блоки 9 и 10 крюковой подвески II, содержащей крюк 12. Грузовой канат образует двухкратный грузовой полиспаст 13. Второй конец грузового каната прикреплен и стреле через ограничитель грузоподъемности 14, который автоматически отключает грузовую лебедку при превышении установленной грузоподъемности.

Грузовая лебедка выполнена двухдвигательной. Электродвига­тели соединены последовательно с ведущим валом редуктора и вклю­чаются автоматически в зависимости от массы поднимаемого груза. Дня подъема груза массой до 2 т со скорость 58 м/мин включается один из двигателей. Для подъема груза массой более 2 т со ско­ростью 40 м/мин включается другой двигатель, имеющий меньшую частоту вращения.

Стреловой механизм крана (рис.2 ) состоит из лебедки 15, каната 16, закрепленного на барабане лебедки, и огибающего непод­вижный блок 17 на распорке башни, три блока 18 неподвижной обой­мы 22 и два блока 20 подвижной обоймы 24 стрелового полиспас­та 19. Второй конец стрелового каната К закреплен на поворотной платформе. Неподвижная обойма 22 стрелового полиспаста крепится. к поворотной платформе через две оттяжки 23. Подвижная обойма 24 стрелового полиспаста 19 соединена со стрелой посредством стрелового расчала 25, состоящего из двух канатов, которые огибают блоки 26 и 27 на распорке башни и блоки 28 и 29 на оголовке башни. Стреловой полиспаст четырехкратный.


Стреловая унифицированная лебедка крана Л -600 С имеет обычную

типовую конструкции.

Замкнутый канатный привод передвижения грузовой тележки 8 состоит из лебедки 30 (рис. 2), установленной на стреле, тележечных канатов 31 и двух барабанов 32, снабженных храповыми остановами для натяжения тележечных канатов. Тележечные канаты левыми концами закреплены на барабане 32 с противоположных сторон Тележки, а правыми концами - с противоположных сторон барабана 30. При вращении барабана по часовой стрелке тележка перемещается вправо и вылет груза уменьшается. При вращении барабана против часовой стрелки тележка перемещается влево и вылет груза увеличивается.

Кран снабжен ограничителем высоты подъема груза (рис.1). Упор 22 ограничителя подвешен к стреле посредством каната 23, огибающего два блока 24 на упоре и два блока 25 на тележке. Левый конец каната 23 прикреплен к передней части стрелы, а пра­вый - к рычагу конечного выключателя, расположенного на задней части стрелы. Натяжением каната 23 под действием веса упора 22 конечный выключатель замыкает цепь питания электродвигателя Грузовой лебедки. При подъеме груза на максимальную высоту крю­ковая подвеска приподнимает упор 22. При этом канат 23 перестает воздействовать на конечный выключатель, который обесточивает двигатель. Подъем груза автоматически прекращается.


Устройство для вращения поворотной платформы крана (рис. 3) состоит из механизма поворота и опорно-поворотного устройства. Механизм поворота осуществляет принудительное вращение поворот­ной платформы, а опорно-поворотное устройство является для нее подвижной опорой (подшипником).

На кране КБ-403Б установлен унифицированный механизм по­ворота, применяемый для башенных кранов серии КБ. Механизм сос­тоит из установленных в одном блоке электродвигателя I, колодочного тормоза 2, трехступенчатого цилиндрического редуктора 3 и шестерни 4, закрепленной на ведомом валу редуктора. Шестерня 4 зацеплена с внутренними зубьями зубчатого венца 5, который выполнен за одно целое с

внутренней обоймой 9 опорно-поворотного уст­ройства. Корпус редуктора 3 прикреплен к поворотной платформе. Электродвигатель I имеет фланцевое крепление к редуктору.

Поворотная платформа 6 установлена на ходовой раме 7 пос­редством роликового двухрядного опорно-поворотного устройства. Оно, как и обычный подшипник качения, состоит из двух обойм (колец):


наружной 8,

внутренней 9 и двух рядов тел качения (ро­ликов) 10 между обоймами.

Причем наружная обойма 8 соединена с поворотной платформой 6, а внутренняя обойма 9 вместе с зубча­тым венцом 5 соединена с ходовой рамой 7. При вращении поворот­ной платформы ходовая рама, обойма 9 и венец 5 остаются непод­вижными, а относительно их совершает горизонтальное вращение поворотная платформа вместе с наружной обоймой 8, перекатываю­щейся на роликах по внутренней неподвижной обойме 9.


При включенном электродвигателе I через редуктор 3 приводится во вращение шестерня 4, которая, обкатываясь по зубьям вен­ца 5, совершает планетарное движение и увлекает во вращение сам механизм поворота, а вместе с ним и поворотную платформу 6.

Рабочий процесс строительных монтажных кранов


Рабочий процесс строительных кранов осуществляется циклично. Основными операциями рабочего цикла являются:


  • зацепка груза;

  • подъем груза;

  • перемещение груза в горизонтальной плоскости посредством передвижения грузовой тележки по стреле, крана по рельсам и поворота поворотной платформы;

  • наводка груза и установка его в проектное положение;

  • отцепка груза;

  • опускание крюка;
  • перемеще­ние крюка в горизонтальной плоскости к месту очередной зацепки.


Для сокращения времени цикла и повышения производительности крана широко используется совмещение операций:

подъема или опускания крюка с поворотом, поворота с переме­щением крюка в горизонтальном направлении и др.

Таблица используемых данных

Наименование

Обозначение

Ед. измерения


Величина

Высота подъема груза

Н

м

30

Средняя масса поднимаемого элемента

Q

т

1,5

Путь передвижения грузовой тележки по стреле

SТ

м

14

Путь передвижения крана по рельсам

SR

м

10

Угол поворота платформы



град

90

Время зацепки и отцепки груза


tЗ

мин

5

Время наводки и установки монтируемого элемента с частичным использованием механизмов крана

tУ

мин

1,0

Скорость подъема

при массе груза:

до 2 т

свыше 2 т

V1

м/мин



58

40

Скорость опускания крюка

V2

м/мин

65

Скорость передвижения грузовой тележки


VТ

м/мин

23

Скорость передвижения крана

VК

м/мин

18

Частота вращения поворотной платформы

nП

об/мин

0,6

Коэффициент использования крана по времени

КВ




0,7…..0,9



1) Суммарное время рабочего цикла крана:


tМ - машинное время

tМ - время ручных операций



А - коэффициент учитывающий совмещение операций, который принимается в зависимости от угла поворота =900  А=0,9
Время ручных операций [мин]
2) Сменная эксплуатационная производительность крана

[т/см]

tСМ=8,2 ч  средняя продолжительность смены при пятидневной рабочей недели



Qmax грузоподъемность крана

КГкоэффициент использования крана по грузоподъемности.