reforef.ru 1


Содержание

Введение

Никто и ни что не избавит человека от необходимости строить смысл своей жизни, как строят дом, как сажают деревья вокруг него.

Другим толчком к поиску смысла жизни является мысль о смерти. Хочется найти смысл жизни, выходящий за рамки собственного существования, приспособиться к нему и, тем самым, как сказал Джакомо Казановасхватиться за вечность.

Подлинное понимание смысла жизни является результатом высокого развития и зрелости самосознания. Здесь люди не только понимают свой субъективный мир и не только и не столько познают свою относительную самостоятельность, автономность, личность, но и познают объективные общественные отношения.

Подлинное понимание смысла жизни предполагает предвидение; предвосхищение событий жизни. Оно оказывает непосредственное влияние на весь ход жизни. В деятельности носителей подлинного понимания смысла жизни наличествует нерасторжимая связь времён. Для них прошедшееэто не прошлое, безвозвратно ушедшее в небытие, а свой собственный опыт, продолжающий воздействовать на течение всей их жизни.


Всё это говорит о том, что люди становятся носителями подлинного понимания смысла жизни в результате осмысления своего социального бытия и действительности.

1 Потребность в смысле жизни

1.1. Значения смысла жизни.

Смысл жизни понимают, по крайней мере, в четырёх разных значениях: смысл индивидуального существования, смысл существования человечества, смысл существования биологической жизни вообще, смысл существования всего мира.

Смысл действий определяется по отношению к цели. Осмысленными мы называем действия, ведущие к осуществлению поставленной цели. При этом одни и те же действия могут иметь смысл по отношению к одной цели и не иметь его по отношению к другой. Поэтому, чтобы понять смысл жизни, надо определить её цель. Эту цель часто и считают смыслом.

Например, в религиозной идеологии смысл жизни в служении Богу, а советская идеология учила, что смысл жизни есть борьба за освобождение человечества: "Самое дорогое у человека - это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире - борьбе за освобождение человечества" (Николай Островский).


1.2. Проблемы смысла жизни.

Проблема смысла жизни имеет ряд аспектов: философский, социологический, этический, религиозный, социально-психологический.

Основным является социологический, ибо он раскрывает зависимость смысла жизни от общественных отношений, в которые включён социальный объект, и показывает, что именно общественные отношения дают простор или, наоборот, тормозят осуществление жизненных целей.

Смысл человеческой жизни нельзя понять и объяснить, если замыкаться в узкой сфере этических категорий, ибо смысл и назначение человека выявляются только в практической деятельности по изменению окружающего мира, лишь в общественной практике реализуются цель и знание человека.


Смысл и цель человека заключается в изменении окружающего мира ради удовлетворения его потребностей, это неоспоримо. Но, изменяя внешнюю природу, человек изменяет и свою собственную природу, то есть изменяет и развивает самого себя!!!

1.3. Поиск смысла жизни

Анализируя статистику попыток к самоубийству в так называемых благополучных странах, Франкл столкнулся с забавным фактом: среди суицидников оказался высокий процент людей, совершенно благополучных на первый взгляд. У них было всё, что, по мнению западного обывателя, необходимо человеку для нормальной жизни: прибыльная работа, дом, семья, но не было одного. Достигнув нормального семейного и материального положения, они утратили то, что всегда было неотъемлемой частью жизни людей, живущих в культуре так называемой "православной парадигмы" (Вячеслав Рыбаков "На чужом пиру"). Они утратили СМЫСЛ ЖИЗНИ. Таким образом, Франкл выдвигает теорию, декларирующую основным движущим фактором поведения человека поиск смысла жизни. Причём (по выражению Д.А.Леонтьева) не было в мире ни одного психолога, чья теория была бы настолько выстрадана, как теория Франкла, которая была опробована им в фашистских концлагерях. Гораздо больший процент выживаемости там был среди людей, которые хоть и не отличались особой крепостью здоровья, зато отличались видением в своей жизни смысла, а также верой. Это был ещё один удар по последователям Фрейда и других психологов, искавших объяснение человеческих поступков в стремлении удовлетворить исключительно биологические потребности. В сущности, теория Франкла стояла в достаточной близости с идеями советских психологов Выготского и Леонтьева-старшего, которые в духе того времени в нашей стране пытались объяснить все поступки человека изначальным подсознательным стремлением к самосовершенствованию и изменению окружающей действительности в лучшую сторону. Не удивительно поэтому, что Франкл и советские психологи довольно быстро нашли между собой общий язык, и лишь ортодоксальная религиозность Франкла долгое время мешала его официальному признанию.

Так вот именно потребности определяют поступки человека и животных. С этим не спорит никто, и лишь о природе человеческих потребностей идут у психологов долгие споры. Вышеупомянутые теории, как мы видим, рассматривают эту самую природу потребностей несколько по-разному. И лишь в 60-х годах появляются теории, которые построены на синтезе других теорий, неодинаково трактующих природу потребностей человека.

1.4. Потребность в смысле жизни

Потребность в смысле жизниэто, по-видимому, наиболее сложная духовная потребность. Она выражается в формировании мировоззрениясистемы взглядов человека на мир в целом и свое место в нем. Смысл своего существования определяется каждой личностью индивидуально, но это не значит, что он зависит от субъективного видения мира. Существуют, во-первых, несколько основных концепций смысла человеческого существования, к которым многие люди приходят на том или ином этапе своей жизни (при этом тем или иным образом модифицируя их, адаптируя к особенностям своей личности). Во-вторых, концепция смыла жизни прямо зависит от того, как развивались способности человека и как удовлетворялись потребности в познании, образовании и воспитании. Различные общественные структуры, движения и организации с глубокой древности стремились воздействовать на внутренний мир человека, чтобы сформировать у него такое мировоззрение и понимание смысла жизни, которое соответствует идеологии этих движений и организаций. Для подобного воздействия на формирование духовных потребностей используется широкий набор приемовдозированная информация и дезинформация, эмоциональное воздействие искусства, чувство товарищества и солидарности, пропаганда через средства массовой информации, наконец, простая материальная заинтересованность в получении тех или иных благ. Духовные потребности, которые потребность в смысле жизни как бы обобщает и подытоживает, во многом определяют поведение человека. Поэтому на их формирование всегда пытаются повлиять в своих интересах как общество в целом, так и отдельные существующие в нем структуры, движения, организации и группировки.

1.5. Психологическая концепция развития смысла жизни.

Большинство первичных биологических потребностей формируется ещё в эмбриональном состоянии, в раннем детстве формируются основы инстинкта самосохранения, основы материально-духовных (игрушки, мультфильмы) и коммуникативных потребностей. Что касается самореализации, самоактуализации и экологии человечества, то время формирования этих уровней потребностей сильно варьирует в зависимости от ряда факторов, которые в комплексе мы можем назвать воспитанием.


Наиболее интересная психологическая концепция развития смысла жизни начинает формироваться у человека в детстве и может пройти следующие фазы:


  1. Предварительную.

  2. Фазу идентификации.

  3. Фазу космической потребности в смысле жизни.

  4. Фазу зрелой концепции смысла жизни.

Рассмотрим эти фазы подробнее.

1.5.1.Предварительная фаза

На