reforef.ru 1



КУРСОВАЯ РАБОТА
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОРГАНИЧЕСКИМ ПОРАЖЕНИЕМ ЦНС


Москва


СОДЕРЖАНИЕ:

1. Введение
2. Перинатальные поражения ЦНС
3. Психомоторное развитие детей первых

трех лет жизни в норме
4. Исследование психомоторного развития

детей раннего возраста с перинатальным

поражением ЦНС
5. Заключение
6. Литература


ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы


В последние годы отмечается рост числа детей, родившихся с признаками перинатального пораже­ния центральной нервной системы. По данным раз­ных авторов, ПЭП встречается до 83,3% случаев. Раннее поражение мозга в дальней­шем проявится в той или иной степени нарушенным развитием. В силу того, что страдает незрелый мозг, дальнейшие темпы его созревания замедляются. Нарушается порядок включения структур мозга по мере их созревания в функциональные системы. У детей с перинатальной церебральной патологией постепенно по мере созревания мозга выявляются признаки по­вреждения или нарушения развития различных зве­ньев психичес­кого, доречевого и речевого развития, а также двигательного анализатора. С возрас­том, при отсутствии адекватной лечебно-педагоги­ческой помощи постепенно формируется более слож­ная патология, нарушения развития закрепляются. В дальнейшем у детей, перенесших ПЭП, могут наблюдаться: задержки психического и речевого развития , общее недоразвитие речи, умственная отсталость, ДЦП и др.

Речевые и психические нарушения, так же как и двигательные, варьируют в широких пределах, и может наблюдаться целая гамма различных сочета­ний.

Многолетние исследования показали, что в слу­чае раннего выявления и организации адекватной коррекционной работы можно достичь значительных успехов в преодоле­нии перинатальной патологии.

Исследования К.А.­Семеновой, Л.О.Бадаляна, Е.М.Мастюковой по­казывают, что при условии ранней диагностики и раннего начала адекватного систематического ме­дико-педагогического воздействия практическое выздоровление и нормализация различных функ­ций могут быть достигнуты в 60-70% случаев к 2-3-летнему возрасту. В случае позднего выявления детей с перинатальной патологией и отсутствия адекватной коррекционной работы возникновение тяжелых психических, двигательных и речевых нарушений является более вероятным.


В настоящее время существуют эффективные ме­тоды клинической диагностики ПЭП. При выявлении нарушений психомоторно­го развития, свидетельствующих о поражении головного мозга, необходимо организовать работу по их преодолению. Важная роль при этом принадлежит логопеду, педагогу-дефектологу.
Объект исследования

Объектом проведенного исследования были дети раннего возраста с перинатальным поражением ЦНС. Работа проводилась с 5 детьми из дома ребенка № 5 г.Москвы. В целях сравнения эти же методики были применены к детям раннего возраста без перинатального поражения ЦНС указанного выше дома ребенка.
Предмет исследования

Предметом нашего исследования было изучение психомоторного развития детей раннего возраста с перинатальным поражением ЦНС.
Гипотеза

Мы предположили, что у детей раннего возраста с перинатальным поражением ЦНС имеются нарушения психомоторного развития, для успешной коррекции которых необходимо тщательное предварительное изучение.
Задачи исследования

Изучить особенности психомоторного развития детей раннего возраста с перинатальным поражением ЦНС для дальнейшей успешной их коррекции.
Методы исследования


  1. Анализ специальной литературы по проблеме исследования;

  2. Изучение медико-педагогической документации;

  3. Констатирующий экперимент;

  4. Наблюдение за детьми;

  5. Анализ данных исследования.



ПЕРИНАТАЛЬНЫЕ ПОРАЖЕНИЯ ЦНС

Перинатальные поражения центральной нервной системы объеди­няют различные патологические состояния, обуслов­ленные воздействием на плод вредоносных факто­ров во внутриутробном периоде, во время родов и в ранние сроки после рождения. Ведущее место в перинатальной патологии ЦНС занимают асфик­сия и внутричерепная родовая травма. До 1979 года в клинической практике для обозначения перинатальной патоло­гии мозга применялся термин «внутричерепная ро­довая травма». С 1979 года используется терми­нология и клиническая классификация, предложен­ная Ю.А.Якуниным. В соответствии с этой класси­фикацией был введен термин «перинатальная энцефалопатия» (ПЭП) для новорожденных детей, начиная с конца 2-ой недели жизни (для детей пер­вых дней жизни сохранялись термины «гипоксия» и «асфиксия»). Классификация определяет преиму­щественную этиологию поражения (гипоксическую, травматическую, смешанную), уровень поражения, период течения заболевания и ведущий клинико-неврологический синдром. ПЭП может иметь раз­личную степень тяжести: легкую, среднюю, тяжелую. В клинической практике также общепринят термин «перинатальное поражение ЦНС».


В клинической картине выделяют три периода – острый ( 1-й месяц жизни ребенка), восстановительный (с 1-го месяца до 1 года, а у недоношенных и незрелых детей до 2 лет) и исход.

Восстановительный период включает несколько неврологических синдромов.

Синдром представляет собой сочетание и повторяемость взаимосвязанных между собой симптомов. Он является как бы связующим звеном между симптомами и нозологическим диагнозом и отражает основные патогенетические механиз­мы заболевания, а часто также уровень поражения централь­ной нервной системы. Возрастная незрелость нервной систе­мы ребенка определяет фрагментар­ность и недифференцированность наблюдаемых у него синд­ромов. Организм, особенно новорожденного и грудного ре­бенка, реагирует на различные вредности ограниченным чис­лом типовых реакций, характер которых в первую очередь зависит от возрастной фазы нервно-психического развития.


ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ПЕРВЫХ ТРЕХ ЛЕТ ЖИЗНИ В НОРМЕ


(По данным Пантюхиной Г.В., Печоры К.Л., Фрухт Э.Л., 1979)
От рождения до 10 дня жизни ребенка.

  • Удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение) - из положения лежа на спине фиксирует взглядом на 5 -10 секунд движущийся предмет, находящийся в его поле зрения на расстоянии 40-50 сантиметров. Движения глаз скачкообразные, иногда сопровождающиеся поворотом головы. Общие движения заторможены.

  • Вздрагивает и мигает при резком звуке (слуховая ориентировачная реакция) - производится 2-3хлопка справа и слева от ребенка, вне его поля зрения.

От 10 до 20 дня жизни ребенка.

  • Удерживает в поле зрения неподвижный предмет - фиксирует взглядом на 5 -10 секунд неподвижный предмет, находящийся в его поле зрения на расстоянии 40-50 сантиметров.Общие движения заторможены.
  • Успокаивается при сильном звуке (реакция слухового сосредоточения) на 10-15 секунд.


1 месяц жизни ребенка.

  • Следит - плавно прослеживает яркий предмет, находящийся в его поле зрения на расстоянии 40-50 сантиметров.

  • Прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки (длительное слуховое сосредоточение)

  • Первая улыбка в ответ на обращенную речь.

  • В положении лежа на животе поднимает и удерживает голову в течение 5-20 секунд.

  • Издает отдельные звуки в ответ на разговор, иногда реакция отсрочена на несколько секунд.

2 месяца жизни ребенка.

  • Длительно смотрит на привлекший внимание неподвижный предмет и длительно следит за движущимся предметом (длительное зрительное сосредоточение).

  • Поворот головы в сторону звукового раздражителя, "поисковые" движения головы и глаз при длительном звуке (поисковая реакция).

  • Улыбается, поворачивает голову задерживает взгляд на другом ребенке в течение 15-30 секунд (длительное зрительное сосредоточение на другом ребенке).

  • Спонтанно произносит отдельные звуки.

3 месяца жизни ребенка.

  • Зрительное сосредоточение в вертикальном положении - ребенок из положения на руках у взрослого следит в течение 30-40 секунд за неподвижным или движущимся предметом или за лицом разговаривающего с ним взрослого.

  • Появляется комплекс "оживления" в ответ на обращенную к нему речь, активно ищет глазами источник звука (другого ребенка, издающего звуки)

  • Случайно наталкиваясь на игрушки, находящиеся на расстоянии 10-15 сантиметров над его грудью, оживляется, наталкивается повторно, пытается захватить игрушку и прослеживает глазами движения руки.
  • Лежа на животе опирается на предплечья и поднимает голову до 2-2,5 минут.При поддержке опирается в течение 45-60 секунд о твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренных суставах, опираясь на всю ступню. На руках у взрослого удерживает голову в вертикальном положении до 1-1,5 минут.



4 месяца жизни ребенка.

  • Узнает мать, радуется - смотрит на мать выжидающе, как только она заговорила - радостно улыбается, гулит, тянется к матери. Когда мать отходит, выражает недовольство.

  • Поворачивает голову в сторону невидимого источника звука, находит его глазами и следит в течение5-10 секунд.

  • Во время бодрствования часто и легко возникает "комплекс оживления", громко смеется в ответ на речевое обращение, тянется к другому ребенку.

  • Рассматривает, захватывает и ощупывает игрушки, привлекшие внимание.

  • Гулит.

  • Во время кормления захватывает и придерживает грудь матери или бутылочку руками.

5 месяцев жизни ребенка.

  • Отличает близких людей от чужих (по разному реагирует на лица) - при виде лица близкого человека возникает "комплекс оживления", при виде незнакомого человека движения затормаживаются, появляется настороженность, ребенок хмурится и может заплакать.

  • Узнает голос матери и близкого человека. Различает строгую и ласковую интонацию речи. Дифференцированно реагирует на нее.

  • Радуется другому ребенку, берет у него из рук игрушку, гулит,
    берет игрушки из рук у взрослого, часто берет игрушки одной рукой, удерживает их в руке в течение 1-2 минут.

  • Долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук. Переворачивается со спины на живот.

  • Подолгу певуче гулит

  • Ест с ложки густую пищу, открывает рот и снимает пищу губами.

6 месяцев жизни ребенка.

  • Узнает свое имя (радуется, оборачивается в сторону взрослого), различает свое и чужое имя.

  • Свободно берет игрушки из разных положений, играет, перекладывает игрушки из руки в руку.
  • Переворачивается со спины на живот. Медленно передвигается, переставляя руки или немного подползая, пытаясь достать игрушку.


  • Начало лепета (произносит отдельные слоги, часто однократно), прислушивается к взрослому и старается повторно произнести слоги.

  • Хорошо ест с ложки, пьет из чашки жидкую пищу.

7 месяцев жизни ребенка.

  • Активно манипулирует игрушками.

  • Хорошо и много ползает в различных направлениях

  • На вопрос "Где?" находит взглядом знакомый предмет (неоднократно называемый и находящийся постоянно в одном месте)

  • Подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги.

8 месяцев жизни ребенка.

  • Наблюдает за действиями другого ребенка, смеется, лепечет.

  • Подражает действиям взрослых (катает мяч, открывает крышку и пр.)

  • Сам садится, сидит, ложиться.

  • Выполняет изученные ранее действия - без показа выполняет "ладушки", "дай ручку".

  • Громко, четко, повторно произносит различные слоги.

  • Держит в руке и ест хлеб.

9 месяцев жизни ребенка.

  • Много действует по подражанию, применяют предметы дифференцированно.

  • Переходит от предмета к предмету, придерживаясь за них руками ( предметы должны находиться на расстоянии около 35 сантиметров друг от друга).

  • Знает свое имя, оборачивается на зов. На вопрос "Где?" находит взглядом знакомые предметы в разных местах, независимо от их постоянного месторасположения.

  • Подражая взрослому, повторяет за ним известные слоги.

  • Пьет из чашки, придерживая ее руками.

  • Формируются навыки опрятности (спокойно относится к процессу высаживания).

10 месяцев жизни ребенка.

  • При помощи взрослого или держась за перила боком входит на невысокую горку и сходит с нее приставным шагом
  • По команде "дай" находит и дает знакомые предметы.


  • Подражая взрослому, повторяет за ним неизвестные ему ранее слоги.

11 месяцев жизни ребенка.

  • Радуется появлению других детей, избирательно реагирует на них.

  • Овладевает новыми действиями, выполняет их по приказу и по подражанию (накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень). Выполняет раннее изученные действия по словесной инструкции (без показа).

  • Самостоятельно стоит, делает первые самостоятельные шаги.

  • Появляются первые обобщения в понимаемой речи (приносит 2-3 игрушки одного названия - мяч, машина, кукла)

  • Произносит первые слова-обозначения (облегченные слова)- "кис-кис", "ав-ав", "дай".

12 месяцев жизни ребенка

  • Различает предметы по форме (кубики, кирпичики и т.д.), узнает фотографии знакомого человека (мама, папа).

  • Играет с другими детьми, ищет спрятанную игрушку.

  • Ходит самостоятельно, без опоры, чередующимися шагами.

  • Понимает слово "нельзя", прекращает запрещаемое действие.

  • Легко подражает новым слогам, произносит 6-10 облегченных слов.

  • Сам пьет из чашки, берет посуду руками и ставит на стол.

1 год 3 месяца жизни ребенка.

  • Увеличение запаса понимаемых слов, выполняет не менее 3 поручений взрослого.

  • Активно пользуется лепетом и облегченными словами.

  • Ориентируется в величине предметов (больше или меньше, при разнице, превышающей 3 сантиметра).

  • Самостоятельно воспроизводит в процессе игры разученные ранее действия.

  • Длительно ходит не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится).

  • Самостоятельно ест густую пищу ложкой.


1 год 6 месяцев жизни ребенка.


  • Обобщает предметы по существенным признакам в понимаемой речи (находит однородные по признаку предметы)

  • Появляются правильные аналоги облегченных слов (машина - вместо "би-би" и пр.).

  • Ориентируется в 3-4 контрастных формах предметов.

  • Перешагивает через невысокие препятствия приставным шагом.

  • Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой (черенок держит сверху в кулачке).

1 год 9 месяцев жизни ребенка.

  • Понимает несложный рассказ взрослого по картинке и отвечает на вопросы.

  • Пользуется словами и двухсловными предложениями.

  • Ориентируется в 3-4 контрастных величинах предметов разницей в 3 сантиметра.

  • Ходит по ограниченной поверхности, приподнятой невысоко над полом без помощи взрослого.

  • Частично раздевается при помощи взрослого.

  • Воспроизводит несложные сюжетные постройки - "ворота", "дом" из кирпичиков, кубиков.

2 года жизни ребенка.

  • Понимает короткий рассказ взрослого без показа картинок о событиях, бывших в опыте ребенка и отвечает на вопросы.

  • Пользуется трехсловными предложениями, употребляет прилагательные и местоимения.

  • Перешагивает через невысокие препятствия чередующимся шагом.

  • Ориентируется в 3-4 контрастных цветах.

  • Выполняет последовательно серию из нескольких действий, используя предметы по назначению.

  • Частично надевает одежду при помощи взрослого.

2 года 6 месяцев жизни ребенка.

  • Применяет многословные предложения, содержащие больше трех слов. Появляются вопросы "Где?" и "Куда?".

  • Подбирает по образцу основные геометрические фигуры (кубик, шар, кирпичик, цилиндр, конус) и предметы четырех основных цветов.
  • Ребенок самостоятельно делает простые сюжетные постройки и называет их.


  • Самостоятельно одевается. Не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки.

  • Перешагивает через препятствие высотой 20-30 сантиметров.

3 года жизни ребенка.

  • Начинает употреблять сложные придаточные предложения. Появляются вопросы ""Почему?", "Когда?", "Что?"

  • Правильно употребляет различные формы предметов (складывает мозаику).

  • Появляются сложные сюжетные постройки, включающие много элементов.

  • Рисует, лепит простые предметы и называет их.

  • Полностью одевается. Может застегивать пуговицы и завязывать шнурки с небольшой помощью взрослого.

  • Перешагивает через препятствие высотой 30-35 сантиметров.


ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ПЕРИНАТАЛЬНЫМ ПОРАЖЕНИЕМ ЦНС

Задачи и условия проведения эксперимента.
Целью настоящей работы явилось изучение особенностей психомоторного развития детей раннего возраста с перинатальным поражением ЦНС.

Задачи исследования: изучение влияния перинатального поражения ЦНС на дальнейшее развитие детей в раннем возрасте.

Констатирующий эксперимент проводился в условиях дома ребенка № 5 г. Москвы с осени 2003 года по весну 2004 года. В ходе эксперимента было обследовано 5 детей 2-го года жизни с перинатальным поражением ЦНС. В качестве контрольной группы были взяты дети 2-го года жизни без перинатального поражения ЦНС этого же дома ребенка.

Таблица 1

Дети экспериментальной группы

Ф.И. ребенка


Возраст

Диагноз в анамнезе

Шишкин Миша

2 года


ПЭП,

Гипертензионно-гидроцефальный синдром,

синдром вегето-висцеральных дисфункций

Колпакова Лена

1 год 9мес.

ПЭП,

Синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости

Балтага Ваня

1 год 11мес.

ПЭП,

Синдром мышечной дистонии,

Синдром вегето-висцеральных дисфункций

Полянчук Сережа

1 год 10 мес.

ПЭП,

Синдром вегето-висцеральных дисфункций

Гулина Маша

1 год 10 мес.

ПЭП,

Синдром вегето-висцеральных дисфункций



Методика проведения эксперимента.

При проведении исследования использовалась методика оценки нервно-психического развития детей второго года жизни, разработанная проф. Н.М. Аксариной, доц. К.Л. Печорой (1979).

Оценка психомоторного развития детей 2го года жизни по данной методике проводится по основным линиям развития:

  • понимание речи;

  • активная речь;

  • сенсорное развитие;

  • игра и действия с предметами;

  • движения;

  • навыки.



При оценке уровня развития проставляется тот возраст, которому соответствует выявленный показатель. Так отмечается

задержка в развитии отдельных функций. За нормальное развитие ребенка 2го года жизни принимается формирование умений в пределах одного квартала:

1 год 1мес. – 1 год 3 мес.,

1 год 4 мес. – 1 год 6 мес.,


1 год 7 мес. – 1 год 9 мес.,

1 год 10 мес. – 2 года.

Для сравнения детей разного уровня развития разработана качественно-количественная оценка в виде групп развития

(Таблица 2). При этом учитывается степень задержки в развитии ребенка, количество выполняемых детьми заданий соответственно показателям.


Таблица 2

Группы развития


1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

5 группа

Дети

с нормальным развитием,

т.е. когда

все показатели соответствуют календарному возрасту.

Дети

с задержкой в развитии на

1 эпикризный срок (1 квартал).

Дети

с задержкой

в развитии на 2 эпикризных срока.

Дети

с задержкой в развитии на 3 эпикризных срока.

Дети

с задержкой в развитии на 4 эпикризных срока.

Дети

с опережением в развитии:
на 2 эпикризных срока – высокое развитие,
на 1 эпикризный срок – ускоренное развитие.

Равномерная задержка:
1 степень: задержка 1-2 показателей;
2 степень:

задержка 3-4 показателей;
3 степень:

задержка 5-6 показателей;



Равномерная задержка:
1 степень: задержка 1-2 показателей;

2 степень:


задержка 3-4 показателей;
3 степень:

задержка 5-6 показателей;



Равномерная задержка:
1 степень: задержка 1-2 показателей;
2 степень:

задержка 3-4 показателей;
3 степень:

задержка 5-6 показателей;



Равномерная задержка:
1 степень: задержка 1-2 показателей;
2 степень:

задержка 3-4 показателей;
3 степень:

задержка 5-6 показателей;



Дети с опережением в развитии:

Дисгармоничное развитие-

Часть показателей выше на 1 эпикризный срок, часть – выше на 2 эпикризных срока.


Атипичное, негармоничное развитие
Часть показателей выше, часть – ниже на 1 эпикризный срок.


Атипичное, негармоничное развитие
Часть показателей ниже на 1 эпикризный срок, часть – ниже на 2 эпикризных срока.

Атипичное, негармоничное развитие
Часть показателей ниже на 1 эпикризный срок,

часть – на 2, часть – на 3 эпикризных срока.

Атипичное, негармоничное развитие
Часть показателей ниже на 1 эпикризный срок,

часть – на 2, часть – на 3, часть – на 4 эпикризных срока.


Рассмотрим подробнее методику определения уровня психомоторного развития детей 2года жизни:

1 год 3 месяца

Понимание речи


Понимание названий окружающих предметов.

1.

Материал: 3—4 игрушки —машина, мячик, собака, матрешка).

Методика: Специально подготовленная ситуация. Перед ребенком раскладывают 4 контрольных предмета. На вопрос взрослого: «Где...?» —ребенок должен отыскать все предметы. После этого их убирают, ставят в другом порядке и вновь пред­лагают найти.


Поведение ребенка: По просьбе взрослого он нахо­дит (показывает рукой или берет в руки) нужные предметы.

Задание считается выполненным, если малыш выбирает не менее 3 предметов.

2.

Материал. Предметы одежды, обуви.

Методика. Ситуация естественная — в общении с ребен­ком в группе. Малышу предлагают найти 4 предмета одежды: шапку, ботинки, платье, рубашку.

Поведение ребенка. По слову взрослого он находит нужные предметы, указывая на них рукой.

Задание считается выполненным, если малыш найдет не менее 3 предметов.

Понимание ребенком действий.

Материал. Сюжетная игрушка, тарелка, кроватка.

Методика. Специально подготовленная ситуация. Ре­бенку предлагают выполнить следующие действия: «Покорми куклу», «Положи куклу в кроватку».

Поведение ребенка. Выполняет действия по просьбе взрослого: подносит тарелку ко рту куклы, кладет ее в кроватку.

Активная речь

Методика. Ситуация естественная. Наблюдение за ре­бенком ведется во время самостоятельной деятельности в тече­ние 30 мин.

Поведение ребенка. Разнообразно лепечет, пользу­ется облегченными словами («дай», «мама», «ляля», «бах» и др.)
Сенсорное развитие


Ориентируется в 2 контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей в 3 см.

Материал. Кубы-вкладыши. Длина ребра большого куба 10 см, малого — 7 см.

Методика. Ситуация, специально подготовленная. Ре­бенок сидит за столом. Перед ним выкладывают маленький куб из большого. Предлагают положить куб обратно (вложить ма­ленький в большой).

Поведение ребенка. Вкладывает маленький куб в большой. При этом он может несколько раз (не более 3 раз) по­вторить действие.

Игра и действия с предметами

Воспроизводит в игре действия с предметами, ранее разу­ченные (кормит куклу, нанизывает кольца на стержень).


1.

Материал. Кукла, тарелочка.

Методика. Ситуация, специально подготовленная. Пе­ред ребенком раскладывают перечисленные предметы и пред­лагают задание — покормить куклу. Если малыш затрудняет­ся, можно ему показать действие.

Поведение ребенка. Подносит тарелочку ко рту куклы либо самостоятельно, либо по показу взрослого.

2.

Материал. 2 кубика.

Методика. Ситуация, специально подготовленная. Ре­бенку предлагают поиграть с кубиками: построить «дом». Если он затрудняется, действие мож­но показать.

Поведение ребенка. Самостоятельно или по пока­зу взрослого кладет один кубик на другой (строит дом).

3.

Материал. Стержень с 4—5 кольцами (одной величины).

Методика. Ребенку предлагают надеть кольца на стер­жень.

Поведение ребенка. Надевает кольца на стержень.

Задание считается выполненным, если ребенок решает все 3 задачи самостоятельно или по показу взрослого.

Движения

Ходит длительно, не присаживаясь, меняет положение (при­седает, наклоняется, поворачивается, пятится).

Методика. Ситуация естественная — наблюдение за движениями ребенка во время самостоятельной деятельности.

Поведение ребенка. Выполняет указанные движения.

Навыки

Самостоятельно ест густую пищу ложкой.

Методика. Ситуация естественная — процесс еды.

Поведение ребенка. Самостоятельно ест второе блюдо (каша, пюре и др.) из глубокой тарелки. При этом мо­жет оставить пищу не съеденной, проявить неаккуратность.
1 год 6 месяцев
Понимание речи

1.

Материал. 2 однородных предмета, отличных друг от друга по какому-либо признаку (цвет), предмет, сходный с од­ним из них по тому же признаку и контрольный предмет (кукла).


Методика. Ситуация, специально подготовленная. Пе­ред ребенком раскладывают предметы. Взрослый предлагает показать один из них. Затем предметы меняют местами и ребенку предлагают найти их еще раз.

2.

Материал. Ложка десертная, ложка игрушечная, совок (по величине и цвету сходный с одной из ложек), кукла.

Методика. Та же, что и в первой ситуации.

Поведение ребенка. Находит однородные предме­ты по слову взрослого.

Активная речь

Пользуется словами облегченными («би-би») и правильны­ми («машина»), называет предметы и действия в момент силь­ной заинтересованности.

Материал. 4 предмета (кукла, машина, петушок, собака), мешочек или коробочка, из которой их вынимают.

Методика. Ситуация, специально подготовленная. Взрослый неожиданно вынимает из мешочка предмет и спра­шивает: «Кто там?», «Кто это?», «Что это?»

Поведение ребенка. Называет предметы правиль­но или облегченными словами.

Сенсорное развитие

Материал. З шарика, 3 кубика, скат (предметы одного цвета и близкие по размеру).

Методика. Ситуация, специально подготовленная. Взрослый раскладывает перед ребенком материал вперемеж­ку. Берет кубик, ставит перед ребенком, называет, предлагает взять еще такие же кубики и построить дом. Если малыш за­трудняется действовать по слову взрослого, ему надо показать, как и что надо делать (поставить один кубик на другой). Затем целесообразно снять кубики, вновь поместить перед ребенком один кубик и предложить выполнить задание. Далее педагог берет шарик и скатывает его по желобку, затем предлагает най­ти еще шарики и скатить их так же.

Поведение ребенка. По образцу и слову взрослого выполняет задание: подбирает предметы нужной формы (в пер­вом случае кубики, во втором — шарики).

Игра и действия с предметами

Отображает в игре отдельные часто наблюдаемые действия.


1.

Материал. Кукла с волосами, расческа.

Методика. Ситуация, специально подготовленная, взрослый раскладывает перед ребенком предметы и говорит: Кукла Ляля растрепанная. Вот расческа».

Поведение ребенка. Прикладывает расческу к го­лове куклы и водит ею по волосам.

Движения

Перешагивает через препятствия (брусочки) приставным

шагом.

Материал. 4 брусочка.

Методика. Ситуация, специально подготовленная. На пол на некотором расстоянии друг от друга кладут брусочки. Ребенку пред­лагают перешагнуть через них. Если малыш не понимает зада­ние, можно показать ему движение, затем встать перед ним и позвать к себе.

Поведение ребенка. Перешагивает через брусочки приставным шагом самостоятельно или по показу взрослого.

Навыки

Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой.

Материал. Глубокая тарелка с жидкой кашей, десерт­ная ложка.

Методика. Ситуация естественная (во время обеда).

Поведение ребенка. Самостоятельно съедает жидкую пищу ложкой, держа черенок ложки рукой сверху (в кулаке).
1 год 9 месяцев
Понимание речи

Понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отве­чает на вопросы взрослого.

Материал. Сюжетные картинки.

Методика. Ситуация, специально подготовленная. Взрослый кладет на стол картинки, предлагает ребенку посмот­реть на них и задает соответствующие вопросы.

Поведение ребенка. Отвечает на вопросы взросло­го, указывая на нужную картинку.
Активная речь

Во время игры обозначает свои действия словами и двух­словными предложениями.

Методика. Ситуация естественная. Речевые проявления ребенка наблюдаются во время игры, режимных процессов, за­нятий.

Поведение ребенка. Во время игры или в другой ситуации сопровождает свои действия словами и двухсловны­ми предложениями.

Сенсорное развитие

Ориентируется в 3 контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей в 3 см.

Материал. 3 куба-вкладыша одного цвета. Длина ребра первого 10 см, второго — 7 см, третьего — 4 см.

Методика. Взрослый на глазах у малыша достает кубы один из другого и ставит их вперемежку, после чего предлага­ет ребенку собрать их вновь.

Поведение ребенка. По слову взрослого либо по показу воспроизводит постройку. При этом может сделать 2— 3 попытки.


Движения

Ходит по ограниченной поверхности (ширина 15—20 см), приподнятой над полом (15—20 см).

Материал. Скамейка высотой 15—20 см, ширина доски

15—20 см.

Методика. Ситуация, специально подготовленная. Ре­бенку предлагают пройти по доске без помощи взрослого (взой­ти и сойти можно с помощью воспитателя).

Поведение ребенка. Проходит по ограниченной по­верхности (доска) без помощи взрослого.

Навыки

Частично раздевается с помощью взрослого.

Методика. Ситуация естественная (при раздевании ре­бенка).

Поведение ребенка. Снимает ботинки (развязан­ные, расстегнутые), шапку.

2 года
Понимание речи

Понимает короткий рассказ взрослого (без показа)

Материал. Специально подготовленный короткий рас­сказ о событии, хорошо знакомом ребенку.

Методика. Ситуация, специально подготовленная. Ре­бенок может находиться в группе с другими детьми (2—3), си­дящими полукругом. Взрослый сидит напротив и рассказыва­ет сначала одну часть текста, после чего задает 2 вопроса. Затем продолжает рассказ и задает 2 следующие вопроса. Например: «Жила-была девочка Машенька. Пошла Машенька гулять. Надела шапочку, пальто, ботинки, спустилась по лесенке, ти­хонько открыла дверь и вышла на улицу» (первая часть).

После небольшой паузы воспитатель задает вопросы: «Кто пошел гулять на улицу?», «Что Машенька надела?»


«На улице гуляли детки. Вдруг выскочила собака и залаяла на Машу: «ав-ав». Маша испугалась, плачет. А тетя сказала: «Не бойся, Машенька, собака не кусается». Собака убежала. Маша больше не плакала и пошла играть с детьми» (вторая часть).

«Кто испугал Машу на улице?», «А что сказала Маше тетя?» — спрашивает воспитатель по окончании рассказа.

Поведение ребенка. Отвечает на вопросы взрослого.

Активная речь

При общении с взрослыми пользуется трехсловными предложениями, употребляя прилагательные и местоиме­ния.

Методика. Ситуация естественная (во время игры, ре­жимных процессов, при общении со взрослым).

Поведение ребенка. Общается со взрослым посред­ством речи (двух- и трехсловные предложения).

Сенсорное развитие

Подбирает по образцу и слову взрослого 3 контрастных цвета.

Материал. 3 пары варежек (красного, синего, зеленого цвета).

Методика. Ситуация, специально подготовленная. Пе­ред ребенком раскладывают варежки в следующем порядке: красную, зеленую, синюю, красную, синюю, зеленую. Воспи­татель дает ребенку варежку и предлагает найти такого же цве­та. Затем порядок варежек меняет на следующий: синюю, красную, зеленую, синюю, красную, зеленую. Задание повто­ряется.

Поведение ребенка. Правильно подбирает по образ­цу 3 цвета: к красной варежке — красную, к синей - синюю, к зеленой — зеленую. Ребенок должен решить одно задание.

Игра и действия с предметами

Воспроизводит ряд последовательных действий

1.

Материал. Кукла-голыш высотой 30 см, губка, полотен­це, кубик (вместо мыла), ванночка.

Методика. Ситуация, специально подготовленная. Пе­ред малышом раскладывают игрушки и говорят: «Кукла гряз­ная».

Поведение ребенка. Воспроизводит с куклой ряд последовательных действий: сажает в ванну, использует кубик, вместо мыла, трет губкой, моет рукой части тела, вытирает по­лотенцем. Все предметы использует по назначению.


2.

Методика. Наблюдение за ребенком в свободной ситуа­ции, когда он в игре воспроизводит ряд последовательных дей­ствий: моет посуду и вытирает ее.

Поведение ребенка. Если малыш воспроизводит ряд последовательных действий, исполь­зуя предметы по назначению, можно считать задание выпол­ненным.

Движения

Перешагивает через препятствия чередующимся шагом.

Материал. 3—4 брусочка.

Методика. На расстоянии 20 см кладут брусочки, ребен­ку предлагают перешагнуть через них. Если малыш не пони­мает задание, взрослый показывает, как надо действовать.

Поведение ребенка. Шагает через брусочки чере­дующимся шагом.

Навыки

Частично надевает одежду.

Методика. Ситуация естественная (во время одевания на прогулку или после сна). Ребенку предлагают самостоятельно надеть ботинки, шапку.

Поведение ребенка. Самостоятельно, без помощи взрослого может надеть названные предметы одежды.

Результаты исследования:
Данные исследования приведены в таблице 3.
Таблица 3

Ф.И.

ребенка,

возраст

Пассив-ная

речь


Активная

речь

Сенсор-ное

развитие

Действия с предме-тами,

игра


Движения


Навыки

Шишкин

Миша

( 2.0 )

Ниже уровня 1 года

Ниже уровня 1 года


Ниже уровня 1 года

Ниже уровня 1 года

Ниже уровня 1 года

Ниже уровня 1 года

Колпако-ва Лена ( 1.9 )


1.3


1.3


1.6


1.6


1.9


1.9

Балтага

Ваня

( 1.11 )

Ниже уровня 1 года

Ниже уровня 1 года

Ниже уровня 1 года


1.3

Ниже уровня 1 года

Ниже уровня 1 года

Полянчук

Сережа

( 1.10 )


1.3


1.0


1.3


1.3


1.3


1.6

Гулина

Маша

( 1.10 )


1.3


1.0


1.3


1.3


1.6


1.9

Из таблицы видно, что у всех обследованных детей наблюдается задержка развития. Наиболее выраженное отставание отмечается в речевом развитии. Речь детей характеризуется небольшим количеством понимаемых слов; произносимых звукоподражаний, лепетных, облегченных слов ( чаще дети молчат или кричат). Задержано сенсорное развитие: отмечается задержка формирования спо­собности различать форму, величину и цвет предметов. Предметная деятельность слабо развита. В основном дети перекладывали с места на место игрушки. Тонкая моторная деятель­ность у них недостаточна. Дети отличаются малой двигательной актив­ностью. Боль­шинство детей лучше, чем другими показателями, ов­ладевали некоторыми навыками — пользования ложкой, горшком со стягиванием с себя штани­шек.



Распределение детей по группам развития следующее:

Шишкин Миша – 5 группа;

Колпакова Лена – 3 группа;

Балтага Ваня – 5 группа;

Полянчук Сережа – 4 группа;

Гулина Маша – 4 группа.
В качестве контрольной группы были взяты дети 2-го года жизни без перинатального поражения ЦНС этого же дома ребенка.
Таблица 4

Контрольная группа

Ф.И.

ребенка,

возраст

Пассив-ная

речь


Активная

речь

Сенсор-ное

развитие

Действия с предме-тами,

игра


Движения


Навыки

Фоменко

Света

( 2.0 )


1.3


1.3


1.6


1.6


1.9


1.9

Поляков

Дима

( 1.5 )

Ниже уровня 1 года

Ниже уровня 1 года

Ниже уровня 1 года


1.3


1.0


1.3

Хусей-нова Роза

( 1.7 )


1.3


1.0


1.3


1.3



1.6


1.6

Вагнер

Саша

( 1.11 )

Ниже уровня 1 года

Ниже уровня 1 года


1.3


1.3


1.6


1.6

Сомов

Сережа

( 1.8 )


1.3


1.0


1.3


1.3


1.3


1.6


Распределение детей по группам развития в контрольной группе следующее:

Фоменко Света – 4 группа;

Поляков Дима – 3 группа;

Хусейнова Роза – 3 группа;

Вагнер Саша –5 группа;

Сомов Сережа – 3 группа.

Из полученных результатов видно, что в контрольной группе также у всех детей наблюдается задержанное развитие.

По нашему мнению, это объясняется тем, что обследованные нами дети являются воспитанниками дома ребенка. Полученные нами данные наглядно показывают, как отрицательно сказывается на развитии ребенка отсутствие семьи. Дети, воспитывающиеся в домах ребенка, испытывают родительскую, социальную, эмоциональную, сенсорную и когнитивную депривацию.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Особенности психического состояния детей, возникающие в условиях родительской депривации, в целом следует определить как "синдром сиротства". Он характеризуется не только задержкой психомоторного развития. У таких детей наблюдаются пара-аутистические проявления, недостаточ­ное развитие аффективной стороны личности и нарушения личностной структуры. Фактор сиротства тем более значим для психического развития, чем в более раннем возрасте он начинает действовать.


Дети, воспитывающиеся в условиях дома ребенка, составляют особую категорию. Чрезвычайно важно оказывать им раннюю коррекционно-педагогическую помощь. Эта проблема будет рассмотрена нами в следующей работе.

ЛИТЕРАТУРА:


  1. Аксенова Л.И., Лисеев А.А., Тюрина Н.Ш., Шкадаревич Е.В. Программа ранней комплексной диагностики уровня развития ребенка от рождения до 3-х лет // Дефектология. – 2002. - №5.

  2. Бениаминова М.В. Воспитание детей: Учебник. – М.: Медицина, 1991. – 288 с.

  3. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. – М.: «Гном-Пресс», 2002. – 64с.

  4. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки дет. психиатра. – М.: Просвещение, 1988. – 207с.

  5. Воспитание детей раннего возраста. / Е.О. Смирнова, Н.Н. Авдеева, Л.Н. Галигузова и др. – М.: Просвещение, 1996. – 158 с.

  6. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. – М.: Просвещение, 1992. – 143 с.

  7. Гербова В.В., Максаков А.И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М.: Просвещение, 1986. – 128 с.

  8. Дети – сироты: консультирование и диагностика развития / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Полиграф сервис, 1998. – 336 с.

  9. Дунайкин М.Л., Брин И.Л. Методические подходы к оценке нервно-психического развития детей первого года жизни (обзор литературы) // Дефектология. – 2002. - № 3.

  10. Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. – М.: Медицина, 1981. –272с.

  11. Ильина Н.А. Играем в памперсах. – М.: Айрис-пресс, 2003.–160с.

  12. Камышанова К.И. Ребенок от рождения до двух лет. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.– 240 с.

  13. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка.- М., 1973.

  14. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. – СПб.: ИД «МиМ», 1998. – 192 с.


  15. Куприянова Н.Б., Федосеева Т.Н. Игры и занятия с детьми до 3-х лет. – Ленинград: Медицина, 1965. – 190 с.

  16. Лебедев Б.В., Барашнев Ю.И., Якунин Ю.А. Невропатология раннего детского возраста: (Руководство для врачей). – Л.: Медицина, 1981. – 352 с.

  17. Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы: Пер. с англ. А.С. Трошина. – М.: Просвещение, 1991. – 223 с.

  18. Лещенко М.В. Прогностический подход к анализу состояния здоровья детей раннего возраста, воспитывающихся в домах ребенка. // Сб. Проблемы младенчества. – М.: Полиграф сервис, 1999. – с.111-112.

  19. Лубовский В.И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития // Дефектология. – 1994. - № 1.

  20. Люблинская А.А. Воспитателю о развитии ребенка. – М.: Просвещение, 1972. – 256 с.

  21. Мастюкова Е.М. Клиническая диагностика в комплексной оценке психомоторного развития и прогноза детей с отклонениями в развитии // Дефектология. – 1996. - № 5.

  22. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. – М., 1997.

  23. Микиртумов Б.Е., Кощавцев А.Г., Гречаный С.В. Клиническая психиатрия раннего детского возраста. – СПб: Питер, 2001.-256 с.

  24. Особенности развития личности ребенка, лишенного родительского попечительства. Дети с отклоняющимся поведением. / Под. ред. В.С. Мухиной. - М.: Прометей, 1989. - 228 с.

  25. Павлова Л.Н. Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до трех лет: Пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-Синтез; М.: ТЦ Сфера, 2003. – 224с.

  26. Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез; М.: ТЦ Сфера, 2003. – 168 с.
  27. Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Э.Г. Раннее детство: познавательное развитие. Методическое пособие. - М.: Мозаика-Синтез; М.: ТЦ Сфера, 2003. - 152 с.


  28. Петрова В.А. Занятия по развитию речи с детьми до трех лет. – М.: Просвещение, 1970. – 136 с.

  29. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 176 с.

  30. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста. – М.: Просвещение, 1996. – 112с.

  31. Питерси М., Трилор Р. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. / Пер. с англ. Н. Грозной. – М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001.

  32. Приходько О.Г., Моисеева Т.Ю. Дети с двигательными нарушениями: коррекционная работа на первом году жизни. Методическое пособие. М.: Полиграф сервис, 2003.-160 с.

  33. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. – М.: Просвещение, 1990.

  34. Пропедевтика детских болезней / Под ред. А.А. Баранова. – М.: Медицина, 1998. – 336с.

  35. Проселкова М.Е., Козловская Г.В., Башина В.М. Особенности психического развития детей-сирот раннего возраста // Журн. невропатологии и психиатрии. – 1995. - № 5.- с.52 –58.

  36. Психическое развитие воспитанников детского дома / Под. ред. И.В.Дубровиной, А.Г.Рузской. – М.: Педагогика, 1990. – с.8-150.

  37. Развивающие игры с малышами до трех лет. / Сост. Т.В. Галанова. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. – 240с.

  38. Развитие и воспитание детей раннего возраста: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Доскина, С.А. Козловой. –М.: «Академия», 2002.- 192 с.

  39. Разенкова Ю.А. Игры с детьми младенческого возраста. – М.: Школьная Пресса, 2003.-160 с.

  40. Разенкова Ю.А. Организация индивидуальной работы с детьми 1-го года жизни с отставанием в развитии в условиях дома ребенка // Дефектология. – 1999. - № 6.
  41. Разенкова Ю.А. Пути коррекционной работы с детьми первого года жизни в условиях дома ребенка // Дефектология. – 1998. - № 1, № 2.


  42. Разенкова Ю.А. Содержание индивидуальных программ развития детей младенческого возраста с ограниченными возможностями, воспитывающихся в доме ребенка: Методические рекомендации // Дефектология. – 1998. - № 3.

  43. Разенкова Ю.А., Фрухт Э.Л. Сравнительный анализ некоторых отечественных и зарубежных шкал развития младенцев. Дискуссионные аспекты, проблемы диагностического инструментария // Проблемы младенчества. – М., 1999. – 108-112.

  44. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. – М.: «Академия», 2000. – 160 с.

  45. Стребелева Е.А. Ранняя диагностика умственной отсталости // Дефектология. – 1994. - № 1.

  46. Стребелева Е.А. Ранняя коррекционно – педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья //Дефектология. – 2003.-№3.

  47. Ушаков Г.К. Детская психиатрия. – М.: Медицина, 1973. – 392 с.

  48. Фрухт Э.Л., Тонкова-Ямпольская Р.В., Доскин В.А. Сравнительный анализ шкал развития детей первого года жизни // Рос. вестник перинатологии и педиатрии. – 1998. - № 2; с. 39 – 43.

  49. Штрасмайер В. Обучение и развитие ребенка раннего возраста: 260 упражнений в помощь тем, кто воспитывает детей 1-3 лет с проблемами в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений: Пер. с нем. А.А. Михлина, Н.М. Назаровой. – М.: «Академия», 2002. – 240 с.