reforef.ru 1
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


ГОСУДАСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М. АКМУЛЛЫ

(ГОУ ВПО «БГПУ им. М. Акмуллы»)

Факультет психологии

Кафедра практической психологии

Курсовая работа

на тему:

«Исследование ценностных ориентаций верующих-мусульман»

Выполнила: студентка 4 курса

Сидорова Ангелина Валерьевна (402гр.)

Проверила: научный руководитель

к.п.н., доцент

Чуйкова Татьяна Сергеевна


Уфа-2009

Оглавление:

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме ценностных ориентаций верующих-мусульман


    1. Понятие ценностных ориентаций в психолого-педагогической литературе……………………………………………………………...……...6

    2. Подходы к пониманию ценностных ориентаций……………...………….14

    3. Особенности ценностных ориентаций верующих-мусульман………...…23

Выводы по главе 1……………………………….……………………………....28

Глава 2. Эмпирическое исследование ценностных ориентаций верующих-мусульман

2.1 Организация и описание методов исследования ценностных ориентаций…………………………………………………………………….....302.2 Анализ результатов исследования ценностных ориентаций верующих-мусульман………..……………………………………………………………….38

2.3 Анализ результатов исследования ценностных ориентаций неверующих...........................................................................................................46

2.4Математическая обработка результатов исследования ценностных ориентаций.………………………........................................................................53

Выводы по главе 2………………………..……………………………………...63

Заключение……………………………………………………………………….64


Список использованной литературы…………………………………………...66

Приложение………………………………………………………………………68

Введение

Актуальность исследования. Система ценностных ориентаций - одно из центральных личностных образований. Как правило, для личностных ценностей характерна высокая осознанность, они отражаются в сознании в форме ценностных ориентаций и служат важным фактором социальной регуляции взаимоотношения людей и поведения индивида. Наличие ценностных ориентаций является психологической характеристикой зрелой личности, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения.

Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему «транслирует» именно общество, исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой в условиях многонациональной страны, республики, в которой представлено множество разнообразных религиозных конфессий. Сегодня проблемы нравственного возрождения России, мирного сосуществования различных культур, этносов и религий приобретают особую актуальность. Пятнадцатая часть населения России принадлежит к культуре, на которую доминирующее влияние оказывает ислам. В связи с этим актуальной задачей является изучение духовной сферы жизни этой части населения. Естественно, что, в различных религиях нет одинаково значимых ценностей. Поэтому очень важным является изучение ценностных ориентаций представителей разных вероисповеданий, в том числе и ислама. Возможность анализа жизненных принципов при изучении ценностных ориентаций социальных групп обусловлена тем, что в жизненных принципах людей, включенных в ту или иную общность, представлены их установки, верования, принятые обществом взгляды, мнения, стереотипы, заданы некоторые способы и формы поведения. Правила жизни отражают способы совместной жизни людей внутри своего сообщества и вне его. Поиск таких способов ведется на протяжении всей истории человечества и в наши дни приобретает особую актуальность[22].


Проблема ценностей и ценностных ориентаций нашла отражение в научных работах Л. И. Божович, М. Вебера, Э. Дюркгейма, Н. А. Журавлевой А. Г. Здравомыслова, Д. А. Леонтьева, А. Маслоу, В. Н. Мясищева, Р. Г. Лотце, М. Рокича, С. Л. Рубинштейна, Т. Парсонса, Д. Н. Узнадзе, В. Э. Франкла, Ш. Шварца, В. А. Ядова.

Цель исследования заключается в изучении особенностей ценностных ориентаций верующих-мусульман.

Объектом исследования являются ценностные ориентации.

Предмет исследования: изучение ценностных ориентаций у верующих-мусульман.

Гипотеза исследования: мы предположили, что для верующих-мусульман более значимыми будут духовные и коллективные ценности, чем материальные и ценности личного успеха и овладения.

Задачи исследования:


  1. Изучить понятие ценностных ориентаций в психолого-педагогической литературе.

  2. Рассмотреть различные подходы к пониманию ценностных ориентаций

  3. Изучить особенности ценностных ориентаций верующих-мусульман.

  4. Подобрать методы исследования ценностных ориентаций.

  5. Провести эмпирическое исследование.

  6. Проанализировать полученные результаты исследования ценностных ориентаций верующих-мусульман и сделать выводы.

Теоретическая значимость: изучены, проанализированы, систематизированы и обобщены материалы психолого-педагогической литературы по проблеме ценностных ориентаций, особенностей ценностных ориентаций у верующих-мусульман.

Практическая значимость: знание педагогами и психологами особенностей ценностных ориентаций верующих-мусульман позволит создавать необходимые условия для их эффективной адаптации к обществу, проявлению толерантности.

Методики исследования:

  1. Методика исследования ценностных ориентаций (М. Рокич)

  2. Опросник ценностей Ш. Шварца

  3. Тест смысложизненных ориентаций


  4. Метод «Незаконченные предложения» (тест Сакса-Леви)

База исследований: в исследовании приняли участие 12 верующих-мусульман в возрасте от двадцати до тридцати лет. Из них семь молодых людей и пять девушек. А также 12 студентов, из них четверо молодых людей и восемь девушек.

Глава I. Теоретический анализ особенностей ценностных ориентаций верующих-мусульман
    1. Понятия «ценность» и «ценностные ориентации» в психолого-педагогической литературе


Ценность – понятие, используемое в психологии, философии и социологии для обозначения объектов, явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих благодаря этому как эталон должного. С позиций материализма признается объективный и трансцендентный характер ценности по отношению к индивидуальному сознанию и деятельности; ценности рассматриваются как продукт жизнедеятельности групп и социальных общностей, человечества в целом, выступающих как единый совокупный субъект [5]. В социологическую литературу понятие «ценность» было впервые введено У. Томасом и Ф. Знанецким в 1912 г. [3] Большинство теоретических и эмпирических работ по этой проблеме было выполнено в русле социологии [5].

Можно говорить о трех формах существования ценности:

1) она выступает как общественный идеал, как выработанное общественным сознанием, содержащееся в нем абстрактное представление об атрибутах должного в различных сферах общественной жизни; такие ценности могут быть и общечеловеческими, "вечными" (истина, красота, справедливость), и конкретно-историческими (патриархат, равенство, демократия);

2) она предстает в объективированной форме в виде произведений материальной и духовной культуры либо человеческих поступков - конкретных предметных воплощений общественных ценностных идеалов (этических, эстетических, политических, правовых и пр.);


3) ценности социальные, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности как личностные ценности - один из источников мотивации ее поведения. Каждому человеку присуща индивидуальная, специфическая иерархия личностных ценностей, служащих связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности, между бытием общественным и индивидуальным[5]. Система их складывается в процессе деятельностного распредмечения индивидами содержания общественных, объективированных ценностей в произведениях материальной и духовной культуры. Как правило, для личностных ценностей характерна высокая осознанность; они отражаются в сознании в виде ценностных ориентации и служат важным фактором регуляции социальных взаимоотношений людей и поведения индивида.

Понятие ценностей характеризуется следующими шестью основными признаками:


  1. Ценности – это мнения и убеждения, тесно связанные с эмоциями. Когда ценности активируются, они смешиваются с чувствами. Например, люди, для которых независимость является важной ценностью, переживают, если независимость находится под угрозой, они в отчаянии, когда не в состоянии защитить ее, и счастливы, когда могут пользоваться ею.

  2. Ценности обозначают желаемые человеком цели, которые мотивируют его действия. Люди, для которых социальный порядок, справедливость, склонность помогать являются важными ценностями, стремятся к достижению этих целей.

  3. Ценности трансцендентны, т.е. не ограничиваются определенными действиями и ситуациями. Послушание и честность, например, являются ценностями, относящимися к работе и школе, спорту и политике, семье, друзьям и посторонним людям. Эта черта отличает ценности от более узких понятий, таких как нормы и аттитюды, которые обычно относятся к определенным действиям, объектам или ситуациям.
  4. Ценности служат в качестве стандартов. Они руководят выбором или оценкой действий, событий, людей, включая самого человека. Ценности являются основой для самооценки личности. Люди решают, что такое хорошо и что такое плохо, что справедливо, а что нет, что имеет смысл делать, а чего следует избегать, основываясь на том, соответствует ли это их ценностям.


  5. Ценности упорядочены по важности относительно друг друга и имеют относительно стабильную и упорядоченную систему приоритетов. Эта иерархичность также отличает ценности от норм и аттитюдов.

  6. Относительная значимость разнообразных ценностей руководит действиями человека. В любом аттитюде или поведении обычно находят отражение две или несколько ценностей. Например, посещение человеком церкви соответствует традициям, конформности и безопасности, часто в ущерб таким ценностям, как гедонизм и стимуляция. Компромисс между конкурирующими ценностями управляет аттитюдами и поступками[10].

Ценностные ориентации (англ. value orientations) — важный компонент мировоззрения личности или групповой идеологии, выражающий (представляющий) предпочтения и стремления личности или группы в отношении тех или иных обобщенных человеческих ценностей (благосостояние, здоровье, комфорт, познание, гражданские свободы, творчество, труд и т. п.) [19]. Понятие «ценностная ориентация» было введено Т. Парсонсом в 1962 году как отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров [3]. Следует предостеречь от буквального понимания распространенного выражения об усвоении (интериоризации, интернализации) так называемых социальных ценностей. В социологических концепциях ценностные ориентации нередко трактуются как социальные ценности, которые «вкладываются» в личность в процессе усвоения социального опыта, ее социализации и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и прочих проявлениях личности и являются главным фактором, «регулирующим, детерминирующим» ее мотивацию и, следовательно, поведение. С другой стороны, именно формирование ценностных ориентаций нередко рассматривается как основная цель и сущность воспитания, в отличие от обучения [19].

В структуре деятельности они тесно связаны с ее познавательными и волевыми сторонами. Система их образует содержательную сторону направленности личности и выражает внутреннюю основу ее отношений к действительности. Система ценностных ориентаций является важным регулятором активности человека, поскольку она позволяет соотносить индивидуальные потребности и мотивы с осознанными и принятыми личностью ценностями и нормами социума. Необходимо отметить, что двойственность системы ценностных ориентации личности как высшего регулятивного образования заключается в том, что она не только определяет формы и условия реализации побуждений человека, но и сама становится источником его целей.


В процессе совместной деятельности, определяющей отношения людей в группах, складываются групповые ценностные ориентации. Совпадение важнейших ценностных ориентации членов группы обеспечивает ее сплоченность (как ценностно-ориентационное единство).

Система ценностных ориентаций личности формируется в конкретных социально-исторических условиях, отражая актуальные ценности определенного общества, которые, в свою очередь, связаны с общим экономическим и культурным уровнем его развития. Поскольку нормы социума являются одним из важнейших источников формирования ценностных ориентации, последние, в отличие от многих других личностных характеристик, в значительной степени определяются индивидуальными представлениями человека о социальной желательности. Поэтому индивидуальные ценности должны рассматриваться только в контексте ценностных предпочтений социокультурного окружения. Таким образом, каждый человек, принадлежащий какому-либо определенному обществу, в той или иной степени ориентируется на весь набор ценностей, которым оно характеризуется. Очевидно, все принадлежащие к одной социокультурной среде обладают одними и теми же ценностями, хотя их значимость в индивидуальной иерархии может быть различной. Как уже отмечалось, ориентация на ту или иную ценность или группу ценностей автоматически подразумевает определение ранга ее значимости по отношению ко всем остальным, т. е. предполагает наличие иерархической системы ценностных ориентации.

Исследование ценностей могут проводиться в двух аспектах: на уровне личностей (индивидуальных различий ценностей) и на уровне культур (различий в ценностях социальных культур) [10].

Анализ ценностей на уровне личностей (индивидуальных различий ценностей). В данном случае единицей анализа выступает личность. Для отдельных индивидов ценности представляют собой мотивационные цели, которые служат руководящими принципами в их жизни. Отношения между различными ценностями отражают психологическую динамику конфликта и совместимости при следовании ценностям в повседневной жизни. Люди, например, не могут стремиться завоевать авторитет для себя и в то же самое время пытаться быть скромными, но они могут стремиться одновременно к авторитету и материальному благосостоянию. Корреляция между оценками ценностей, выражающими ценностные ориентации, отражаются на соответствующих им осям измерения [10].


Анализ ценностей на уровне социальных культур (различий в ценностях социальных культур). В данном случае единицами анализа становятся социальные группы, и исследования ценности характеризуют социальную культуру общества или группы людей, то, что является общим для всех представителей данной культуры. В этом контексте понятие «культура» сходно с понятиями нации, национальности, этнической или религиозной группы, субкультуры и понимается как определенная социальная группа, характеризующаяся особыми социальными нормами, обычаями, традициями. Наиболее точным эквивалентом широко используемого в англоязычной литературе термина «культура» (culture), является, пожалуй, понятие «социальная культура». Это отличие важно иметь в виду, чтобы не путать данное понятие с индивидуальной культурой поведения человека – смыслом, в котором традиционно употребляется данное слово в русском языке. Общности, в рамках которых живут люди, характеризуются определенными ценностными приоритетами в отношении целей и способов действия. Например, в обществах, где индивидуальная амбиция и успех высоко ценятся, экономическая и правовая системы, вероятно, будут соревновательными. По контрасту, культурный акцент на групповое благополучие будет выражаться, скорее всего, в кооперативных системах[10].

Как отмечает Ш. Шварц, выполняя свои роли в социальных группах, люди используют ценности, принятые в культуре, чтобы решить, какое поведение является приемлемым, и затем обосновать свой выбор другим. Приоритеты ценностей также влияют на то, как инвестируются социальные ресурсы. Например, относительная значимость таких ценностей, как благосостояние, справедливость и красота, детерминирует то, будут ли деньги, земля и человеческий ресурс вкладываться в индустриализацию, социальное благосостояние или в сохранение окружающей среды. Приоритеты ценностей культуры оказывают влияние на то, каким образом будет оцениваться работа: в терминах производительности, социальной ответственности, инновационности или поддержки существующей властной структуры [10].


Отношения между различными ценностями на уровне культур отражают социальную динамику совместимости и конфликта и проявляются в том, как общественные институты преследуют свои цели. Эти отношения не обязательно оказываются теми же, что и на индивидуальном уровне. Например, несмотря на то, что одновременные стремления к авторитету и скромности несовместимы на индивидуальном уровне, они совместимы на уровне культуры. Социальная система будет работать мягче (ровнее), если люди принимают авторитет как желательную основу для организации человеческих отношений и скромность как соответствующую реакцию в отношении тех, кто имеет больший авторитет.

Поскольку отношения между ценностными приоритетами на двух уровнях могут различаться, то лежащие в их основе си измерения, которые организуют ценностные ориентации, также могут не совпадать. Оси измерения на уровне культуры должны основываться на корреляциях ценностных приоритетов, характеризующих разные социальные группы, т. е. за единицу анализа принимается группа (например, нация), и корреляции высчитываются между многими социальными группами.

Итак, важно различать исследования ценностей и ценностных ориентаций на уровне индивидуальных различий и на уровне социальных групп и культур. Выбор соответствующего уровня анализа зависит от характера исследуемого вопроса: 1) если он касается того, как индивидуальные различия в ценностных приоритетах связаны с вариациями других индивидуальных качеств, то должны использоваться измерения ценностей на индивидуальном уровне, даже когда в исследовании принимают участие индивиды из разных культурных групп; 2) если вопрос касается того, как культурные различия в превалирующих ценностях связаны с определенными вариациями атрибутов культуры, то необходимо осуществлять измерения на уровне культур, даже если эти переменные представляют собой частоту индивидуальных форм поведения [10].

Таким образом, следует различать понятия «ценность» и «ценностные ориентации». Так, ценность - понятие, служащее для обозначения объектов, явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих благодаря этому как эталон должного. Ценностные ориентации же это – один из центральных компонентов мировоззрения личности или групповой идеологии, выражающий предпочтения и стремления личности или группы в отношении тех или иных обобщенных человеческих ценностей. Ценностные ориентации отличаются личностной осознанностью, их наличие является психологической характеристикой зрелой личности. Ценностные ориентации формируются под влиянием конкретных социокультурных условий, в ситуации определенного общества, отражая актуальные ценности данной культуры. Поэтому исследуя ценностные ориентации личности необходимо обязательно учитывать и ценности той социокультурной общности, к которой личность принадлежит.




    1. Подходы к пониманию ценностных ориентаций

Ценностные ориентации личности, как и любое другое многозначное междисциплинарное научное понятие, по-разному интерпретируются в произведениях различных авторов. В ряде исследований понятие «ценностные ориентации личности» по существу совпадает с терминами, характеризующими мотивационно-потребностную либо смысловую сферу.

Сократ, считающийся основателем этики, первым из философов античности пытался найти ответ на вопрос о том, что такое благо, добродетель и красота сами по себе, вне зависимости от поступков или вещей, которые обозначаются этими понятиями. По его мнению, знание, достигаемое посредством определения этих основных жизненных ценностей, лежит в основе нравственного поведения [4].

Аристотель, рассматривая в «Большой этике» отдельные виды благ, впервые вводит термин «ценимое». Он выделяет ценимые («божественные», такие как душа, ум) и хвалимые (оцененные, вызывающие похвалу) блага, а также блага-возможности (власть, богатство, сила, красота), которые могут использоваться как для добра, так и для зла. Таким образом, в отличие от Сократа, у Аристотеля, по его собственным словам, «благо может быть целью и может не быть целью». По мнению Аристотеля, благо может находиться в душе (таковы добродетели), теле (здоровье, красота) либо вне того и другого (богатство, власть, почет). Высшим благом у Аристотеля являются добродетели, т. е. этические ценности. Ценности в понимании стоиков носят инструментальный характер, являясь средствами, позволяющими достичь блага, которое есть конечная, идеальная цель[13].

В отличие от философов европейской античности, при рассмотрении этических проблем, сосредоточивших свое внимание на различных аспектах соотношения ценностей и целей человека, восточная, и прежде всего конфуцианская, философия особое внимание уделяла вопросам соотношения внутренних и внешних источников происхождения этических ценностей и норм[12].


На смену описанной философской традиции, оказавшей влияние и на религиозное мировоззрение средневековья с его представлением об идеальном характере ценностей, в новое время приходит период формирования научных основ знания, ставящий под сомнение саму возможность использования ценностных категорий.

Т. Гоббс впервые ставит вопрос о субъективности, относительности ценностей. По его представлению, ценностные суждения обусловлены человеческими интересами и склонностями и поэтому не могут быть истинными в научном смысле[25]. Б. Спиноза еще более критично относится к ценностным понятиям, являющимся, по его словам, лишь «предрассудками», которые только мешают достижению людьми своего счастья.

Начало собственно аксиологического этапа научного знания обычно связывается с работами одного из основоположников медицинской психологии Р. Г. Лотце, который ввел понятие «значимость» как критерий истины в познании и, по аналогии, понятие «ценность» как критерий этического в поведении. Аксиологический этап характеризуется окончательным разделением понятий реальности и ценности как объекта желаний и устремлений человека. Так, Лотце отдельно описывает место человека в трех сферах: действительности, истинности и ценности [13].

В русской религиозной философии, в частности в работах В. С. Соловьева, Н. А. Бердяева, Н. О. Лосского, идеальный и абсолютный характер сферы ценностей определяется через понятие духовности, имеющей божественное происхождение.

В социологическом подходе первыми, затронувшими ценностную проблематику, были М. Вебер и Э. Дюркгейм, которые обосновали необходимость изучения ценностей социологической наукой и внесли важный вклад в понимание общества как ценностно-нормативной системы. Э. Дюркгейм считал, что основой общества является общественное сознание: общие верования, ценности и нормы. По мнению Ольшанского, Э. Дюркгейм «разглядел земное происхождение ценностей, показал, что даже самые высокие ценности основаны на реальностях общественной жизни»[23]. Т. Парсонс рассматривал проблему ценностей в рамках своей теории социальных систем. Социолог полагал, что ценности являются основой интеграции субъектов в общество посредствам «взаимопроникновения между социальной и личностной системами…Ценности в трактовке Парсонса, приобретают в обществе и в различных его системах (особенно культурной) общеобязательную значимость»[29; 11-12].


В психологической науке также существует большое количество работ, посвященных проблематике ценностных ориентаций. В частности ее разрабатывал крупнейший американский психолог А. Маслоу. Он выделяет у современного человека три уровня ценностей:

1) общечеловеческих ценностей – здесь формируются ценности «общие для всех здоровых людей», поскольку порождаются они фундаментальными потребностями нашего организма;

2) ценностей определенной группы людей;

3) ценностей «специфических индивидов». Ценность трактуется им как избирательная установка, производная от потребностей, а иногда отождествляет с ними «… потребности, или ценности, связаны друг с другом иерархически и эволюционно…Стало быть, эти основные потребности, или основные ценности, могут рассматриваться и как цели, и как ступени лестницы, ведущей к единой конечной цели» [18; 235].

В. Э. Франкл выделяет три типа ценностей в зависимости от выбора индивидом пути осмысленной жизни:

1) ценности творчества, связанные с тем, что мы даем жизни, ценности наиболее естественные и важные, но не необходимые;

2) ценности переживания, связанные с тем, что мы берем от жизни, взаимоотношения;

3) ценности отношения, осмысления ситуации посредством позиции, которую мы занимаем.

Основой экзистенциональной теории В. Э. Франкла является поиск человеком смысла жизни. Ученый вводит представление о ценностях как смысловых универсалиях, кристаллизовавшихся в результате обобщения типичных ситуаций, с которыми обществу и человеку приходилось сталкиваться в истории. Исследователь обобщает пути, посредством выбора которых человек может сделать свою жизнь осмысленной. При этом каждому пути соответствует определенная группа ценностей [32].

В России до XX в. теории ценностей не существовало. В советский период ценностная проблематика вообще не обсуждалась в науке, так как «была принята не подлежащая сомнению единая иерархия ценностей и приоритет коллективных ценностей над индивидуальными. Она пропагандировалась, воспитывалась, но не обсуждалась». Тем не менее, в середине 60-х гг. XX в. понятие «ценностные ориентации» вошло в педагогику, социологию, психологию[9]. По мысли С. Л. Рубинштейна, «…ценность – это значимость для человека чего-то в мире как необходимое производное от соотношения мира и человека…Диалектика ценностей как выражение небезразличия человека по отношению к миру, возникающего из значимости разных сторон, аспектов мира для человека, для его жизни»[26;371]. Первыми отечественными учеными, исследовавшими проблему ценностных ориентаций, считаются В. Б. Ольшанский, А. Г. Здравомыслов, В. А. Ядов. В их работах ценностные ориентации связываются, прежде всего, с понятиями установок и направленности личности. Так, В. Б. Ольшанский использовал ценностные ориентации в контексте выбора ценностей и рассматривал их как устремление личности или группы к различным формам социальной значимости. Он сравнивал ценности со своеобразными маяками, помогающими «заметить в потоке информации то, что наиболее важно в позитивном или негативном смысле для жизнедеятельности человека; это такие ориентиры, придерживаясь которых человек сохраняет свою определенность, внутреннюю последовательность своего поведения» [23].

А. Г. Здравомыслов и В. А. Ядов понятие «ценностные ориентации» связывали с психологической категорией «установка личности». По их мнению, «Ценностные ориентации представляют собой установку на те или иные ценности материальной и духовной культуры общества. В них отражается весь жизненный опыт, накопленный личностью в ее индивидуальном развитии»[8,33]. Большинство современных исследователей вслед за А. Г. Здравомысловым и В. А. Ядовым представляют ценностные ориентации как установку личности. Так, Д. Н. Узнадзе, не рассматривал понятие «ценностные ориентации», но по содержанию его концепции ценностные ориентации можно характеризовать как психологические установки в конкретной ситуации [31]. Приведем определение установки, по Д. Н. Узнадзе: «Установка есть неосознанное состояние, предваряющее и определяющее развертывание любых форм психической деятельности. Установка выступает как состояние мобилизованности, готовности к действию, состояние, обусловленное наличием у субъекта потребности и соответствующей цели ее удовлетворения»[31;140-152]. Это определение не связано с анализом социальных факторов. Б. Г. Ананьев считает, что направленность личности на те или иные ценности составляют ее ценностные ориентации. Иначе говоря, составляющая направленность личности сложная структура потребностей, интересов, идеалов, целей, мировоззрений, убеждений, выражающая отношение к объективной действительности, коллективу и самой себе и проявляющаяся в активной деятельности, и служит здесь психологической базой ценностных ориентаций личности. Нельзя не согласиться с мнением В. А. Ядова о том, что ценностные ориентации личности – сфера субъективного, область индивидуального сознания[33]. Следовательно, образующая личность система ценностных ориентаций неразрывно связана с определенным уровнем самосознания людей. Содержание направленности – это, прежде всего доминирующие социально-обусловленные отношения личности к действительности. Именно через направленность личности ее ценностные ориентации находят свое реальное выражение. Так, В. Д. Сайко отмечает, что сформированность системы ценностных ориентаций и определяет направленность личности. Начало широкому использованию категории «ценность» в советской психологии положил В. П. Тугаринов. По его мнению, ценность – это «предметы, явления и их свойства, которые нужны (необходимы, полезны, приятны и пр.) людям определенного общества, или класса, и отдельной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей и интересов, а также – идеи и побуждения в качестве нормы, цели или идеала»[30].


Как психологическая категория «ценность» рассматривалась в работах С. Л. Рубинштейна, Д. А. Леонтьева, Л. И. Божович, В. Н. Мясищева. С. Л. Рубинштейн, например, писал: «Ценность – значимость для человека чего-то…В процессе общественной жизни выделяются общественные блага и ценности, которые выступают для индивида как не зависящие от влечений объективированные ценности. По мере того как в процессе общественной жизни, в результате воспитания, обучения общественно значимое становится вместе с тем и личностно значимым, эти объективированные в процессе общественной жизни блага и ценности становятся целями деятельности индивида»[27;591]. Д. А. Леонтьев также связывал процесс социализации с ценностной направленностью личности[16].

У Л. И. Божович центральным звеном в формировании личности выступает развитие мотивационной сферы человека, его потребностей, желаний, стремлений и намерений. Нельзя не согласиться с автором в том, что «в процессе формирования личности изменяются и развиваются не только потребности человека, но их соотношение. Устойчивое доминирование мотивов собственного благополучия характеризует эгоистичную направленность, доминирование мотивов, связанных с интересами других людей – гуманистическую». Усвоение определенных моральных ценностей как доминирующих мотивов поведения происходит при иерархически развитой структуре мотивационной сферы в наиболее совершенной форме[2].

Подход к ценностям личности с точки зрения анализа отношений был разработан В. Н. Мясищевым. Согласно ему, предметы и явления действительности, связанные с личность общественными отношениями, выступают как объективно включенные в ее жизненный мир и в ее деятельность, в которой они приобретают личностную значимость, ценность. Описывая систему отношений личности, ученый, подчеркивал избирательность ее связей с окружающей средой. Такая избирательность обуславливается ценностью, который представляет для личности объект, определяемый через «оценочные отношения» личности[20,21].


Необходимо отметить, что в 90-е гг. XX в. российские ученые стали рассматривать категорию «ценность» в контексте кризисного периода страны[6,7].

Для нас наиболее интересным представляется теория ценностей культуры, разработанная Ш. Шварцем. По мнению многих исследователей, превалирующие в обществе ценности являются, возможно, самой центральной характеристикой культуры. Ценности описывают понятия о том, что является хорошим и желательным, а также культурные идеалы общества.

Культура рассматривается Ш. Шварцем как широкий комплекс смыслов, убеждений, символов, норм и ценностей, доминирующих среди людей в обществе, на которые они ориентируются в повседневном поведении. Все это – проявления культуры. Культура не сосредоточена в умах или действиях людей как индивидов. Она находится за этими пределами и проявляется в виде давления, которому индивид подвергается со стороны социальной системы. Под культурным давлением понимается совокупность стимулов, с которыми человек встречается в своей повседневной жизни и которые привлекают его внимание. Это могут быть интересы индивида или группы, материальные или духовные интересы[10].

В психологии культура понимается как убеждения, ценности, поступки и стили мышления, распространенные как паттерны среди индивидов в обществе или культурной группе. Значимость ценностей «скромность» и «послушание», например, побуждают к конформности и скромному поведению. Превалирующие культурные ценности представляют собой идеалы.

Ш. Шварц разработал относительно новый и теоретически хорошо обоснованный перечень ценностных ориентаций носителей культуры. Подход к их измерению отличается от других подходов в нескольких аспектах.


  1. Ценностные ориентации носителей культуры вытекают из хорошо разработанной теории (а не из анализа уже полученных эмпирических данных).
  2. Априори формулируется перечень ценностей, которые служат своего рода маркерами для каждой ориентации.


  3. Включен набор вопросов, охватывающий широкий диапазон ценностей, признанных в разных культурах. Для измерения ценностей используются только вопросы, проверенные на кросскультурную эквивалентность значений

  4. Ценностные ориентации носителей культуры организованы в логичную систему связанных друг с другом измерений, которая эмпирически проверена

  5. Эмпирически показана, что ранг национальных культур по каждой, ценностной ориентации достаточно стабилен на разных типах выборок во многих нациях по всему миру.

Теоретической основой концепции Ш. Шварца является анализ базовых проблем, с которыми люди сталкиваются в процессе своей жизнедеятельности, и типичных способов их решения[10].

Таким образом, в данном параграфе нами было рассмотрено множество разнообразных подходов к пониманию ценностных ориентаций, начиная от философов античности и заканчивая, современными психологическими исследованиями. Отметим, что нет единого понимания ценностных ориентаций. Существует множество дефиниций. Мы можем заметить, что определение данной категории зависит от того, как и от точки зрения самих авторов, так и от конкретной исторической эпохи, культурно-исторических условий.



    1. Особенности ценностных ориентаций верующих-мусульман

Национальный менталитет как система устойчивых к изменению взаимосвязанных образов, оказывающих значимое влияние на конфигурацию других компонентов национального психического склада, является ядром национального мировоззрения (ряд исследователей в поисках синонима понятия менталитет пришли к выводу, что наиболее адекватным синонимом понятия менталитет могут быть понятия: «мировоззрение», «мировосприятия», «мироощущение», «миропонимание. Все эти понятия очень близки, но наиболее удачным, на наш взгляд, является «мировоззрение»)[15,28]. Мировоззрение, в свою очередь, определяется как система взглядов человека на мир в целом, на свое место в этом мире, чем человек руководствуется в своей деятельности и поведении. В основе системы мировоззрения всегда лежит совокупность убеждений. Убеждения — осознанные мотивы личности, побуждающие ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями и идеалами. Ценностные ориентации и идеалы личности лежат в основе убеждений личности. Итак, в основе мировоззрения лежат убеждения, в основе убеждений – ценностные ориентации, по сути, ценностные ориентации могут являться единицами анализа при исследовании ядра национального мировоззрения[3].


Центральная идея любой религии — это идея будущей вечной жизни. Все религии, заключающие в себе концепцию Первопричины всего сущего, утверждают, что есть другая — более счастливая и полная жизнь, чем эта — ближайшая. Отсюда — идея аскетизма, исходящая из понимания того, что этот мир не имеет ни малейшей ценности по сравнению с более совершенным (а значит, и более реальным для души) бытием мира иного.

В переводе с арабского слово "Ислам" означает "Мир". Ислам - это религия, которая призвана нести человечеству жизнь, исполненную гуманности, мира и благоденствия. Ислам выступает за высокие моральные идеалы и улучшение человеческой жизни. Ислам - воплощение гуманизма, потому что он возвеличивает ценность человеческой жизни на земле. Всевышний Аллах, в ниспосланном им Священном Коране, призывает верующих развивать в своих сердцах самые светлые качества души человека, что были дарованы Богом каждому из нас от рождения: милосердие, уважение к ближнему, сострадание, смирение, наставляет людей жить в мире и согласии[14].

Первая, наиважнейшая ценность в исламе - религия.

Религия, как известно, есть одна из форм общественного сознания - совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения.

Второй ценностью ислама является жизнь. В исламе жизнь воспринимается как Божий дар, как самая ценная из всего того, чем наделил Бог всякое живое существо. Дарование жизни и отнятие ее - исключительная привилегия Бога. Мусульманин никогда не должен забывать о том, что жизнь – Божий дар, и для мусульманина считается священной обязанностью жить настоящей жизнью и всегда быть готовым вернуть ее назад с легкой совестью по первому требованию Бога.

Третьей ценностью ислама является собственность. Труд в исламе имеет очень важное значение.

Именно результатом честного, добросовестного труда является собственность. Порицается пребывание в безделье; человек не должен быть обузой для остальных. Бесчестным поведением считается паразитирование в обществе. В исламе категорически запрещено попрошайничество. Согласно преданиям, которые подлежат неукоснительному исполнению, просить подаяние разрешено только лишь трем категориям людей: тому, кто находиться в безвыходной ситуации, кто много задолжал и кто взял на себя долг и не может выплатить его. Трудоспособные лица должны сами зарабатывать себе на жизнь, а не существовать на чужие подаяния, что считается крайне постыдным явлением. В исламе не проводиться разница между видами работ. Любая общественно полезная работа уважаема. Главным критерием является законный характер труда. Каждый мусульманин должен зарабатывать себе на жизнь и создавать свою собственность только законным достойным способом. Незаконным и недостойным способом существования считается зарабатывание с причинением ущерба другим людям[1].


Выделяются 5 категорий высоких нравственных ценностей:

1. Личные качества: терпение, скромность, сдержанность,

2. Семейные ценности: уважение к родителям, проявление милости к жене, поддерживание родственных связей,

3.Общественные ценности: приветливость, посещение больного, выполнение договоров, добросовестность в работе, примирение спорящих сторон, устранение препятствия с пути.

4. Ценности, касающиеся Всевышнего Аллаха: искренность перед Всевышним, выполнение обязанностей перед ним, благодарность Ему.

5.Управленческие ценности: милость по отношению к подчиненным, согласование с ними, защита чести и достоинства и имущества, преследование общих интересов, исполнение договоров[1].

Также исламская религия резко критикует подозрительность, безнравственность, жестокость, агрессию, конфликты и противоречия, не допускает ни малейшего проявления бесчестия, малодушия или клеветы людей по отношению друг к друг.

К другим ценностям ислама относятся: свобода жизни, слова и волеизъявления человека, высокая образованность и воспитанность человека, честность и добродетельность, мусульманин с почтением относится к любой идее, даже самой отличной от его мировоззрения, умеет ценить искусство и чтит этикет. Ислам высоко чтит красоту и эстетику, поощряя развитие тех областей искусства, которые не связаны с притязаниями на божественность, идолопоклонством и распутством.

Характерная особенность мусульманской религии состоит в том, что она энергично вмешивается во все стороны жизни людей. И личная, и семейная жизнь верующих мусульман, и вся общественная жизнь, политика, правовые отношения, суд, культурный уклад — все это должно быть подчинено целиком религиозным законам[1].

Коранический подход к решению любых проблем имеет ценностную ориентацию, и проблема исторического и культурного релятивизма в исламе решается условным разделением ценностей на трансцендентальные и конкретно-исторические. Исламские ценности упорядочивают, структурируют впечатления и желания человека. Именно человек выступает в роли носителя этих ценностей: они необходимы ему для определения стоящих перед ним целей. Однако, несмотря на свой нормативный характер, исламские ценности преломляются в индивидуальном опыте каждого человека. В каждой конкретной ситуации индивид или социальная группа сталкиваются с конфликтом ценностей, которые они разрешают самостоятельно, неся ответственность за свой выбор[14].


Несмотря на то, что все предписания Корана и Сунны предполагают совершенствование человека и общества, мы хотели бы остановиться на некоторых положениях исламской религии, имеющих наибольшую актуальность для современного общества. Эти положения касаются как отдельных индивидов, так и деятельности международных политических институтов, транснациональных корпораций, мировых научных центров, религиозных конфессий. Усвоение и воплощение в жизнь этих принципов на практике представляют наибольшую важность для мусульманских обществ, поскольку они лежат в основе культурно-антропологических и социально-психологических особенностей исламского мировосприятия[14].

Таким образом, ценностные ориентации могут рассматриваться как единица анализа при исследовании национального менталитета. В качестве национального менталитета мы также рассматриваем и особенности религиозного мировоззрения, мировосприятия. Центральная идея любой религии — это идея будущей вечной жизни. Все религии, заключающие в себе концепцию Первопричины всего сущего, утверждают, что есть другая — более счастливая и полная жизнь, чем эта — ближайшая. Не исключением является и мусульманская религия. Характерной особенностью ислама является то, что она пронизывает все сферы общественной жизни, она регулирует как личную, семейную сферу, так и общественные стороны жизни. Подводя итог, можно сказать, что основными ценностями ислама являются религия, жизнь, добросовестный труд, свобода жизни и свобода волеизъявления. Среди качеств личности высоко ценятся сдержанность, терпение, образованность, воспитанность, толерантность, нравственность в мыслях и поступках. Ислам резко критикует агрессию, конфликтность, кровопролитие, клевету, нечестность, малодушие. Однако, определяя данными ценностями все нормы, границы должного, в индивидуальном же опыте данные ценности преломляются в каждом конкретном случае и ситуации. И каждый индивид или социальная группа в жизни сталкивается с конфликтом ценностей, в процессе которого необходимо сделать выбор, неся ответственность в полной мере.


Выводы по главе
I:

Система ценностных ориентаций - одно из центральных личностных образований. Понятия «ценности» и «ценностные ориентации» являются широкими, неоднозначными, междисциплинарными понятиями. Ценности являются предметом исследования психологов, философов, социологов.

В психологических исследованиях используется как понятие «ценности», так и понятие «ценностные ориентации», но до настоящего времени не существует единого мнения по поводу определения понятия «ценности» и понятия «ценностная ориентация». И все же «ценности» и «ценностные ориентации» - различные понятия, «ценность» определяется как любой «объект» (в том числе и идеальный), имеющий жизненно важное значение для субъекта (индивида, группы, слоя, этноса), а «ценностные ориентации» - как отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. В структуре деятельности они тесно связаны с ее познавательными и волевыми сторонами. Система их образует содержательную сторону направленности личности и выражает внутреннюю основу ее отношений к действительности. Система ценностных ориентаций является важным регулятором активности человека. Система ценностных ориентаций личности формируется в конкретных социально-исторических условиях, отражая актуальные ценности определенного общества, которые, в свою очередь, связаны с общим экономическим и культурным уровнем его развития. Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры.

Сегодня проблемы нравственного возрождения России, мирного сосуществования различных культур, этносов и религий приобретают особую актуальность. Пятнадцатая часть населения России принадлежит к культуре, на которую доминирующее влияние оказывает ислам. Ислам выступает за высокие моральные идеалы и улучшение человеческой жизни. Характерной особенностью ислама является то, что она пронизывает все сферы общественной жизни, она регулирует как личную, семейную сферу, так и общественные стороны жизни. В исламе значимыми ценностями являются религия, жизнь, добросовестный труд, свобода жизни и свобода волеизъявления, а также высоко ценятся сдержанность, терпение, образованность, воспитанность, толерантность, нравственность в мыслях и поступках. Коранический подход к решению любых проблем имеет ценностную ориентацию, и проблема исторического и культурного релятивизма в исламе решается условным разделением ценностей на трансцендентальные и конкретно-исторические. Исламские ценности упорядочивают, структурируют впечатления и желания человека. Именно человек выступает в роли носителя этих ценностей: они необходимы ему для определения стоящих перед ним целей. Однако, несмотря на свой нормативный характер, исламские ценности преломляются в индивидуальном опыте каждого человека. В каждой конкретной ситуации индивид или социальная группа сталкиваются с конфликтом ценностей, которые они разрешают самостоятельно, неся ответственность за свой выбор.