reforef.ru 1

Архаический календарь


Церковный календарь

Местные праздники

Праздники казахского календаря

Зимний цикл










Корочун – 24 декабря нов.ст. самый короткий день года. До принятия григорианского календаря на него приходился канун Рождества – Сочельник. «Коли под Рождество Небо звездисто - богатый приплод скота и много ягод на будущий Год», «Каков в Сочельник иней на деревьях, таков цвет будет на хлебе», «Ясный день - сильные морозы, к хорошему урожаю»










Спиридон – солнцеворот 12 / 25 декабря. В языческую древность – праздник поворота солнца на лето. Действа празднующих направлены на «помощь» солнцу выстоять в борьбе с темными силами Марены, поделиться с ним своей силой. С этой же целью гасили старые огни и возжигали новые, огненное колесо Ярилы, поднимали на шесте, разносили новый огонь по домашним очагам. (После принятия христианства и до введения григорианского календаря в этот день – Рождество Христово). Народная примета, что солнце делает поворот к маковке зимы. С этого дня солнце поворачивает на лето, а зима на мороз. Отсюда названия: солоноворот, поворотник, поворот. По преданиям, Солнце с этого дня наряжается в праздничный сарафан и кокошник, садится в телегу и едет на теплые страны.

Спиридона, епископа Тримифунтского, чудотворца



Нардуган, проводившегося в дни зимнего солнцестояния, в основе идеологии которого лежит идея поклонения солнечному божеству. В праздник Нардуган, когда день был самым коротким, а Солнце — Тенгре, по представлениям древних тюрков, уходило очень далеко, они молили верховное божество скорее вернуться, принося ему жертву. Таким образом, Нардуган был тенгрианским праздником, посвященным рождению или пробуждению Солнца — Тенгре-хана, которому, как и духам предков, посвящались молитвы. О связи праздника с солярным культом свидетельствуют и его обряды: поливание нардуганной водой, разведение костров на холмах и др. Празднование Нардугана должно было способствовать главной цели — просьбе о плодородии.


Январь

просинец, перелом зимы, перезимье, у малорусов – сечень,

Овсень – новый год, сень, синь – сияние, ов (про)-приставка – малое. Малое начало нового сияния. Представления о возрождении солнечного света. В другом значении – сеять, семя, начало жизни. Святки – зимний солнцеворот, открывают народный солнечный год. Длились 12 дней, по числу месяцев года.










Рождественский Сочельник 24 декабря/ 6 января Жгут костры «греют умерших предков». Кликание коляды, Овсеня и Плуга (возглашаются хвалебные песни плугу)

Самый строгий день рождественского поста.






Рождество 25 декабря/7 января - день зимнего солнцеворота, пробуждение солнца после зимы. Уход старого года и начало нового, рождение нового солнца, Граница между старым и новым – «лазейка для нечисти».– начало святок.(песни – Коляда, Виноградие (виноград – сад – благополучие), Щедровка, Авсень) В фольклоре – колядования, молодёжные игрища, аграрная магия (весенняя обрядность), гадания (наиболее обширные – связь с разгулом нечистой силы), , ряженье, поминовения предков. Богатая коляда. Обрядовые бесчинства. Колядование - обрядовый обход группами деревенских жителей во время святок, исполнение колядок. Песни аграрной направленности, величальные хозяевам, прославление Христа (после принятия христианства)Колядовщики – «выходцы из иного мира», предки. Подаяние им – жертвоприношение предкам. Костюмы: животных, «нечисти», представителей некрестьянской, чужой среды (барыня, фельдшер ит.д.) Святочные игры эротического характера. Преобладают две темы: брак и похороны. Эротизм - остаток древнего обряда, т.к.древняя языческая семантика праздника в обновлении Солнца-Даждьбога, и зачатия природной плодородной силы, Ярилы. Смысл языческих святочных игр – прощание с умирающим годом и радость от рождения нового. Позднее приуроченность эротических игр к святкам объяснялась также приближением мясоеда – времени сватовства и свадеб. Святки делились на две части: Святые вечера и Страшные вечера.


. Святые Вечера – от кануна Рождества до Васильева Вечера (Щедреца - Щедрого Вечера), Страшные вечера от Васильева дня до Крещения. Рождественская ель (позднее, из Европы) – символ райского дерева, увешанного яблоками и орехами (плодами). Необмолоченный сноп Дед, солома и сено на столе, хождение по домам с плугом, посыпание зерном, гадания об урожае, зерно(символ зачатия) – всё говорит о посеве, жатве, обилии плодов желаемых в наступающем году. трапеза (узвар, каша – родины, мёд, кутья – похороны)


Рождество Христово – двунадесятый праздник. Иисус Христос – «Солнце правды». Был рождён Девой Марией, непорочно зачавшей от Святого Духа. Славление Христа – обрядовый обход крестьянских дворов с поздравлениями и пожеланиями благополучия, пели «Рождество» - рождественский тропарь. Молодёжь «славила» со звездой (в честь звезды, которая привела волхвов к колыбели иисуса) или вертепом (кукольный механический театр, изображающий сцену Рождества Христова.



Рядились, колядовали, гадали, ходили со звездой, посыпали. Праздник отмечался согласно общепринятым традициям, очень шумно и весело.





Бабьи каши – почитание повивальных бабок – второй день Рождества. Женщины, имеющие детей ходят в гости к повивальным бабакам с гостинцами. Начало святых вечеров, которые длятся до Васильева дня.

Праздник иконы Пресвятой Богородицы «Блаженное чрево».








Стефанов день 27 декабря / 9 января наём на работу пастухов. Считалось удачей, если пастух – колдун, тогда он мог договориться с лешим – хозяином леса.

День апостола первомученика и архидиакона Стефана








Васильев день 1 / 14 января Страшные (Ворожные, страстные) Вечера, продолжавшиеся до Крещения Господня – середина святочных праздников, День Нового солнечного года.. Постная коляда. Аграрные колядки, пик святочных гаданий, обильные трапезы. Особое блюдо: «кесаретский» зажаренный поросёнок. (св. Василий – покровитель свиней). Кесаретский поросёнок – пережиток древнего славянского ритуала жертвоприношений богам в обмен на благополучие. С этого дня разрешение есть свинину. От Васильева дня до Крещения было много магических обрядов, т.к. особо «буйствовала» нечистая сила. Обряд посыпания знаменует весеннее осеменение Матери-Земли, вступающей в брачный союз с «просветлённым» (богиней Весной) Небом. Зёрна – символ оплодотворяющего семени, дождя и солнечных лучей. (Такие же посыпания на свадьбах). СЕЯТЬ-СВЕТИТЬ-ОВСЕНЬ. Овсень – бог, возжигающий солнечное колесо, дарующий свет миру (Афанасьев)

День святителя Василия Великого, архиепископа Кесарийского, рождённого в 329г. В Малой Азии.


На старый Новый год обязательно гадали и посыпали.




Крещение 6 / 19 января. У язычников – водокрес -, религиозные омовения у язычников на праздник Коляды, вызванные мыслью об освобождении вод с поворотом солнца, превращение их в живые потоки, несущие обновление и силу плодородия Завершение святочных праздников, искра небесного огня (Креса) из Сварожьей Кузни падает в воды Земли, наделяя их чудодейными свойствами. В христианстве день изгнания нечистой силы и очищения людей от грехов. Открывается небо – будет услышана молитва. Крещенское водосвятие – очищение вод от нечисти, заполнившей мир в дни новолетия (святок). Особенно старательно очищались от грехов в крещенской проруби Иордани те, кто участвовал в ряженьях и игрищах. Обряды освящения скотины. В крещенский сочельник – поминовение усопших. В этот день устраивались смотры невест. «Крещенское рукобитье – к счастливой семье.» После этого дня наступает мясоед. (20 января) Начало свадеб.


21 января – проводы коляды.


Крещение Господне. Богоявление – двунадесятый праздник православного календаря. В этот день Иисус Христос принял крещение на реке Иордан от Иоанна Предтечи. В это время с небес спустился Дух Святой в виде голубя, и глас: «Се есть Сын Мой возлюбленный». Явление Бога в трёх ипостасях. В этот день совершалось великое водосвятие. Смысл водосвятия в очищении от скверн. Души –от грехов.


Купались в крещенской купели, иногда ходили к ней босиком.





Емельян – перезимник 8 / 21 января – «мели Емеля – твоя неделя». Рассказывали сказки на печи.

День Преподобных Хозевита и Емилиана







Татьяна-Крещенская 12/25 января – гадают о предстоящем урожае

День мученицы Татьяны








Пётр – полукорма. 16 / 29 января. Вышла половина зимнего корма. В этот день следили, сколько израсходовано корма. Если больше половины – нужно начать экономить.

Поклонение апостолу Петру







Афанасий – Ломонос 18 / 31 январясильные морозы. В это время крестьяне изгоняли ведьм. Свадьбы стараются устроить до масленицы.

День Св. Афанасия и Кирилла, архиепископов Александрийских.







Февраль

сеченъ, снежень, бокогрей, у малоруссов – лютый

В народе его называли бокогрей, основываясь на том, что скотина выходит в феврале из хлевов обогревать бока. В наших летописях его называли: свадебным, от зимних свадеб, совершаемых от дня Богоявления до масленицы.










Сретение 2 / 15 февраля. В народном календаре – встреча зимы и лета. В это время иногда случались первые громы. . «На Громницу зима с летом (весной) встретились». «На Громницу Солнце на лето, зима на мороз». Приметы о будущем урожае. Обычай «закармливать кур» , подготовка и починка летней сбруи, ездовой и пахотной. Обрядовое блюдо для починок – «семейная саломата». «Приехала саломата на двор, расчинай починки». Женщины совершали обряд «семенное» - выставляли на 3 морозные утренние зари семена для будущего посева. Так же «зорнили пряжу» выставляли первый моток пряжи «на зорю», чтобы пряжа (равно как и судьба, которую «прядёт» Богиня Макошь) была бела, чиста и крепка. Первое закликание весны.

Сретение Господне – двунадесятый праздник, посвящённый 40-му дню жизни Христа. В этот день Мария и Иосиф принесли Младенца в храм, где их встретили праведник Симеон и пророчица Анна. Симеон не мог умереть, пока не встретит Мессию. В их встрече – символическая встреча Ветхого и Нового Заветов. Праздник широко отмечался только в тех сёлах, где была церковь Сретения Господня






Никола Студёный 4 / 17 февраля ("На Студёного Николу снегу навалит гору") - время "звериных свадеб"


День священномученика Николая.







Агафья Коровятница 5 / 18 февраля ("На Агафью Коровья Смерть по сёлам ходит") - в деревнях делали обереги на скот.

День мученицы Агафии







ВуколаТелятник 6 / 19февраля – начало весеннего отёла коров/ «На Вукола телятся жуколы». Совершали магические действа с первым молоком для прибыли в хозяйстве и здоровья скота.

День преподобного Вукола, епископа Смирнского




первый день дойки кобыл отмечали дастарханом кымыз мурындык.



Власьев день 11 / 24 февраля. Велесов день, Велес сивый (зимний)- Восходит корнями к языческому богу Велесу. С принятием христианства его функции перешли на св. Власия, (а также на св. Николая и Георгия). Велес «сшибает рог Зиме», в деревнях празднуют Коровий Праздник (Власий – покровитель скота и древний Велес – «Скотий Бог»), делают обереги на скот и двор, просят у Власия (Велеса) покровительства и защиты, а скоту и добру всякому - приплоду. «У Власия и борода в масле». Св. Власию молились о защите домашнего скота, особенно коров. Обрядовые блюда праздника частично скармливали животным. При падеже скота совершался обряд опахивания, который является остатком древнего языческого культа. Обряд совершают женщины. На Власия были последние в зиме «Власьевские морозы». Начинаются скотские торги – базары.

День священномученика Власия









Касьянов день 29 февраля

Касьян немилостливый, Касьян завистник, Кривой Касьян. Самый плохой день, отмнчался раз в 4 года. Неблагополучие связано с переходом зимы на весну и с високосным годом. Древние язычники считали, что в этот день.Кощный бог "возвращает" людям в виде всевозможных бедствий сотворённую ими неправду. "Касьян Немилостивый", "Касьян Злопамятный", а также "Скупой", "Завистник", "Корыстник", "Косоглазый", "Остудный" и проч. В народе говорили: "На что Касьян взглянет - всё вянет", "Касьян на скот взглянет - скот валится, на дерево - дерево сохнет". "Касьяновым глазом" называли дурной глаз колдуна.


День памяти преподобного Кассиана Римлянина.




Религиозный праздник

День рождения Пророка - Маулид ан-Наби (Пророка Мухаммеда)отмечается 12-го числа месяца раби уль-авваль.

Онисим – Овчар, Овчарник, Зимобор 15 / 28 февраля Овчары проводили обряд «окликания звёзд» для обильного плодородия овец.

День одного из 70 апрстолов - Онисима







Весенний цикл










Март

зимобор, протальник, сухый, сухий, березозол, у малорусов – березень.

Март – июнь встреча весны: прилёт птиц, капель, ледоход, увеличение дня, разрушение санного пути. Закликание птиц, солнца, весны (всего было 3 закликания: на сретение 15 февраля, равноденствие 22 марта, Благовещение 7 апреля)


9 марта – гукающие песни (агу!)

Испекание жаворонков (перепекать – создавать заново), куликов.

Березозол=березозор – от движения сока в берёзах под действием солнца («зорнить пряжу – выставлять на солнце)











Масленица Изначально праздник масленицы – комоедицы был на весеннее равноденствие и включал в себя вторые заклички весны (в язычестве, после переместятся к «сорокам»)и встречу предков, которые «прилетают на птичьих крылах» из ирия. Праздник победы весны над зимой, проводы-похороны зимы. Время - весеннего "воскрешения" (от "Крес" - огонь) земли-матушки и всей природы. Сразу за масленичной неделей следовала комоедица - медвежий праздник, чествование тотемного первопредка медведя, который в это время просыпается в своей берлоге (воплощение Велеса, открывающего врата ирия, и передающего на весенне-летний период бразды правления Яриле),. Мужчины чествовали его особым медвежьим плясом и велесовой борьбой. Женщинами пеклись комы – обрядовые хлебцы, сделанные из нескольких мучных замесов: овса, гороха и ячменя. Часть комов выносили в лес, чтобы задобрить медведя. Масленицу отмечали, когда появляются перелетные птицы, а повзрослевший теленок отрывается от вымени, переходит на питание сеном, что дает изобилие молока на проведения праздника. В народных масленичных играх парни делятся силой с юношей Ярилой, чтобы он растопил снега и вступил в полную силу. «Зарод» талой воды входит в землю для новой жизни. Масленичную куклу побежденной зимы-Марены, набивали соломой из дожиночного снопа и сжигали. отправляя ее с вестью к «светлым богам» в ирий, что люди ждут их возвращения.

После принятия христианства масленица отмечается по лунному календарю. Может быть с 23 февраля и не позднее 7 апреля. Семейно-родовые обычаи – семидневник. Масленица – праздник новоиспеченной семьи. Родовые чины и обычаи разворачиваются в масленице. Каждый день имеет своё назначение. Поминовение и общение с предками начинается с первого блина. 1-ый блин на помин. Посещение могил в субботу и воскресенье. Обходы дворов, ряжение. (просили блинка) Кулачные бои, братчины (дрались и мирились, пили пиво). Катание по кругу на лошади в санях. Гостевание (по предварительной договорённости), особая кухня (творог, блины, пироги, рыба) Катание с гор – должен прокатиться каждый (гадали, какой вырастет лён: чем дальше проедет, тем выше ) Взятие снежного городка – символ борьбы зимы с весною, снежный городок – обитель зимы. Ряженые – необходимая принадлежность всякого поминального пиршества (Афанасьев)Воскрешение весны-Живы сочеталась в народных представлениях с Воскрешением праведного солнца – Христа. Потому такая обрядность присутсвовала и на Фоминой неделе, и на Страстной. Весна (Жива) «просветляет» солнце, т. е. заставляет его ярче гореть. Прощание с мёртвым миром, переход к новому аграрному периоду (магия: березозол – пережигали золу, дети играли в сечки). Выпекание из теста форм орудий труда, оздоровительные и очистительные обряды (лечение пережжённой золой, слушание воды для определения урожайности земли, наблюдение за небесными светилами. Собирать поганые корки – всё недоеденное раздают нищим, прохожим. Проводы масленицы Сжигание чучела или колеса очищение огнём, контакт с космосом, изгнание зимы и смерти.


Праздник, имеющий языческие корни, и проходящий на 8-ой неделе перед пасхой. Эта неделя была последней перед Великим постом, и называлась сырной или мясопустной. Неделя предназначалась для подготовки верующих к посту. Заканчивалась неделя Прощённым воскресеньнм (последний день масленицы). Готовясь к посту, верующие готовили себя к воздержанию, очищению души и покаянию. Во второй половине дня они просили друг у друга прощения за все грехи и обиды. Во время поста запрещались приёмы гостей, общие гуляния, развлечения, свадьбы. Помин усопших и прошение у них прощения.


Масленицу справляли очень широко. Здесь было взятие снежного городка, кулачные бои, лазанье на столб за сапогами, самоваром, катались на тройках, с гор на больших санях




Авдотья Плющиха. 1 / 14 марта. (Авдотья Весновка, Авдотья Каплюжница, Авдотья подмочи порог, Авдотья Свистунья) « Авдотья Весновка весну снаряжает» - у неё «ключи от всех вешних вод». Подготовка сельхоз. инвентаря, высадка рассады, ткачество и беление холстов Плюшниха, плюшками называли ледяные талые коржики и сосульки под крышами. Плющать – капать, течь. С этого дня оканчивались сроки зимних наймов и начинались весенние.


День св. Евдокии, которая была язычницей, жила во II веке, приняла христианство и распространяла его, за что Бог наградил её даром воскрешения мёртвых







Герасим-грачевник 4 / 17 марта. Прилетают грачи. Из теста выпекают грачей. Изгоняют заговорами из дома кикимору.

День преподобного

Герасима Вологодского






Сороки. Сорок сороков – 9 / 22 марта - весеннее равноденствие.
Комоедица. (древняя масленица) 40 морозных утренников с 9 марта. Задабривание мороза хлебными колобками. Выпекание «жаворонков» и обрядовые действия с ними. Пробуждение природы, прилёт птиц. Магия по охране скота 40-ка шариками в память о 40-ка мучениках.

Рукоделие: 49 дней готовились к Пасхе. Молодухи посещали родителей, создавали праздничные пасхальные костюмы.

Сороки – Вторые заклички весны. Согласно славянским верованиям, в этот день из ирия прилетают сорок птиц, знаменующих собой приближение весны. На чьё поле птицы опустятся первыми, тому Боги пошлют в этот год особую удачу и добрый урожай.

Память 40-ка воинов-христиан, которые не отказались от своей веры, и за это в 320 г. их .замучил в Севастийском озере соправитель византийского императора Константина Ликий. В народе этот праздник означает середину поста. Средокрестье (середина поста) выпекание обрядового печенья в форме креста с начинкой. В нём могли запекаться монеты, ячмень, уголёк.


Выпекали жаворонков, окликали весну, начиняли жаворонков зёрнами, пели «жаворонушки, прилетите-ка…». В красный угол вешали жаворонков из яичной скорлупы, пекли кресты.

Наурыз (22 марта) праздник весны, Новый год тюрских народов. Языческий (домусульманский) праздник. Наурыз – «нау» (новый), «роз» (день) – с персидского. Люди в красных одеждах и остроконечных головных уборах, лицо окрашено черной краской, с гуслями поют песни о начале нового года. Уборка перед наурызом, ремонт домов и примирение враждущих. Обряд перемирия и прощения. На столе - пророщенные всходы пшеницы бобов, гороха в тарелках. Ритуальное блюдо Наурыза – наурыз-коже из семи продуктов:(могут входить рис, ячмень, курт, пшеница, просо, мясо, финики). Айтас между девушкой и джтгитом – символ борьбы зимы и весны, после нар. игры, обмен подарками. Молодёжные игры, брачная обрядность.(Осталась от древнего сабантуя) Для пожилых – блюдо «выпрямляющий стан» (из мяса быка. Благословение аксакалов – наурыз-бата. Вечером – костёр, огнём освящали дома, качались на качелях.



Кирилл – дери полоз 18 / 31 марта – затруднение санного пути


День св. Кирилла, архиепископа Иерусалимского







Василий – солнечник, парник, тёплый – 22 марта / 4 апреля. Выверни оглобли: прекращается санная дорога

День священномученика Василия, пресвитера Анкирского.







Апрель

- березозол, снегогон, зажги снега, заиграй овражки,

у малоруссов и поляков – кветень, цветень.

«В апреле земля преет». Сбор берёзового сока. Березозол – от движения берёзового сока в стволах берёз под действием солнца (зол, зор, зорнить)








Жайляу – полевой стан. Выезд на летние пастбища. Торжественные сборы, во главе каравана – самая красивая девушка. Ритуал отъезда.


Благовещение – 25 марта / 7 апреля

Птичий день. Выпускали на волю из клеток птиц. крестьяне обходят крестом поля, колодцы обходят кругами, освящение зерна иконой Богородицы и молитвой ей в христианстве, (а также просушить, провеять), показать солнцу – по язычески. «Гукание» весны – третьи заклички. Бог благославляет землю «на сеянье», земля «открывается». Угощение весны пирогами. Обряды охранительного и очистительного характера: в кострах сжигали старую солому из постелей, старую одежду, прыгали через костёр. Переход молодых членов семьи в холодные помещения. В тёплых домах оставались старики и дети. Пережигание «лечебной» соли. В Православии – запрет на работу "На Благовещенье Весна Зиму поборола", "Красна девка косы не плетёт, птица гнезда не вьёт", "С Благовещеньем медведь из берлоги встаёт", "Благовещенье - птиц на волю отпущенье".



Благовещение Пресвятой Богородицы – двунадесятый праздник в память события, связанном с зачатием Христа. В этот день Деве Марии явился архангел Гавриил и сообщил, что Ей предстоит зачать от Святого Духа – Благая весть.


Не занимались никакой работой (очень строго). Жгли костры, прыгали через них.


Жұрт майлар (традиция) – букв: жұрт – земельный участок, майлар – подмазывать. Праздник новоселья По переезду на новое место обычно приглашали соседей не угощение. На «жұрт майлар» приглашали, когда возводили новый дом, получали земельный надел. Приглашали своих родных и близких, друзей. Аксакалы благословляли, выражали свои искренние пожелания. Приглашенные радовались за хозяев, пели, играли на домбре.


Матрёна – настовница, полурепница 27 марта / 9 апреля. Ото льда вскрываются реки. «Гола Матрёна для всех страшна,лубком же покрыта – для всех ходка». Отбирается репа для семян в неприкосновенный запас.

День мученицы Матрёны Солунской







Иоанн Лествичник 30 марта / 12 апреляв этот день выпекают из теста лестнички для восхождения в будущей жизни на небо. «Именины домового» - он бесится до полуночи, его стараются задобрить

День преподобного Иоанна Лествичника







Марья – пустые щи 1 / 14 апреляу селян заканчивалась капуста, готовили пустые щи.

День преподобной Марии Египетской.







Федул – ветряник 5 / 18 апреля

До Федула северный ветер, после – тёплый, южный. "Пришёл Федул - теплом подул", "Федул тепляком подул", "До Федула дует северяк, а с Федула теплынью тянет", "Пришёл Федул, тёплый ветер подул, окна отворил, избу без дров натопил". «На Федула растворяй оконницу». С этого дня растворяли окна, выставляли зимние рамы.

День св. Мчч. Агафопода диакона, Феодула чтеца.







  Вербная неделя Вербица. Верба символизирует плодородие. Сбор и поедание вербных почек, обход домов с ветками и благожелательными песнями, кормление вербой скотины (вербохлёст – бьёт до слёз). Вербу сжигали в поле и крошили в семена, игрушки из вербы продавали на вербных базарах Верба – защита от нечистой силы, от всяких зол и несчастий.

Неделя, предшествующая Страстной неделе. В субботу этой недели церковь праздновала Воскресение Лазаря Христом.. В воскресенье – вход Господень в Иерусалим. Жители города встречали его с радостными песнями и размахивали при этом пальмовыми ветвями. На Руси пальму заменила верба.

Отмечали традиционно.





Страстная неделя

Имеет языческие корни. После весеннего равноденствия начинались обряды, посвящённые приходу весны. Длились неделю, которая называлась Перуновой.

Чистый четверг – обряды очистительного профилактического и предупредительного характера. (чистка). Границы периода покоя и возрождения природы. Оберег скота. Пение особых песен, похожих на взвывания. (воет волк – отмечает территорию). Песни – обереги (женский музыкальный инструмент из тростника воздействует на плодородие земли) исполнялись на высоком месте, возле воды. Очищение водой, умывание, баня перед началом полевых работ.


Окуривание и беление жилища, хозпостроек, создание четверговой соли, хлеба (его клали на соль).

Соль – смывание информации (перепекание) и очищение её. Приготовление праздничных блюд, крашение и роспись яиц.


Страстная седмица, страшная неделя – последняя неделя перед Пасхой, следующая за Вербным воскресеньем и установленная в память о страданиях и мученической смерти Христа. В церковных службах каждый день вспоминается о событиях этой недели. В Великий понедельник – чудо иссохшей смоковницы, в Великий вторник – последние беседы с учениками, В Великую среду – предательство в доме Симона прокажённого, В Великий четверг – Тайную вечерю, в Великую пятницу – страдания Христовы.


Пост держали строго, даже дети.





Велик день

По Зеленину – древнее новогодие. Всё гуляние на улице: качели, игровые хороводы, шествия с песней, танцевальными фигурами, забавы с яйцами. Сюжеты на аграрно-любовную тематику. (у нагайбаков – качули), волочебники (волочатся из дома в дом с песнями о воскресении Христа и расцвете природы. (волочебники волочилися…). За исполнение песен просят яйца. Кукольники – разновидность волочебников.
Возжигание огней – лучин, смоляных бочек, костров = зажжённым свечам во время праздничной службы в церкви. Солнце «играет, пляшет», люди забирались на колокольни , на пригорки смотреть на восходящее солнце. В это день «отворяется светлый рай» на всю неделю.

Пасха (Воскресение Христово) – главный праздник православного календаря, установленный в память о Воскресении Христа. Празднуется по лунному календарю, в первый воскресный день после полнолуния, наступившего после дня весеннего равноденствия. Воскресение Христа после Его погребения символизирует обретение спасения, т.е. жизни вечной. Христос Своей смертью и последующим Воскресением победил смерть, Он есть Жизнь.



Традиционно.






Пасхальная неделя

Солнце не заходит = вся неделя – один «велик день», боги сходят с небес, и наделяют землю дарами плодородия.(перенесено на Христа)

– начало весеннее-летних гуляний молодёжи. Смотры невест. Магические действия девушек на приближение замужества. Смотры молодожёнов, закреплявшие их социальный статус.


Светлая седмица, Великая, Красная неделя – праздничная неделя, которая начиналась в Пасху, и заканчивалась в Фомино воскресенье. Православные представляли, что в день воскресения Христа, солнце, взойдя на небо, опустилось за горизонт лишь в Фомино воскресенье. Царские врата алтаря всё это время оставались открытыми.


Традиционно.


Происхождение у древних тюрков праздников Науруз-Сабантуй, Джиен и Нардуган связано с их тенгрианской идеологией — обрядами жертвоприношения в честь верховного божества, небесного духа, хозяина Тенгре-хана. . Началом года и первым из этих сезонов был праздник весеннего равноденствия Сабантуй. Второй сезон открывался после праздника летнего солнцестояния (Джиен), третий — после праздника зимнего солнцестояния (Нардуган).

Красная горка – первое воскресенье после Великого дня. Чтили родовые угодья, где обитали души предков, сытно ели – на столе горячие пироги (пар – дух предков). . В язычестве – неделя поминовения предков, когда навии (души умерших) посещают живых, дают благословение посевной. Припадали к земле с просьбой забеременеть. Огонь – жизнь, дым – дух предков. Празднование начала весны с разжиганием костров на холмах. (совпадает с языческим праздником солнца) Общение с предками благословительное на посев зерна, на урожай. Праздник молодёжи – гуляния, хороводы, свадьбы. Смотрины невест. Обряд окликания молодожёнов – вьюины. Вьюничные обходы дворов, пение парам, поженившимся в этом году на плодородие. . Вьюн – хмель – спираль – жизнь – зачатие – завить плод. Сочетание аграрной и свадебной обрядности. Завершение весеннего чествования молодых на деторождение. Чествователи получали вознаграждение. С этого дня семейная новая пара переходит в статус общинных семейных людей. Время свадеб.



Фомино воскресенье (Красная горка) – первое воскресенье после Пасхи, последний день пасхальной недели. Своё название этот день получил в память о явлении Иисуса Христа апостолу Фоме, который не верил в чудо Воскресения Христова, пока не вложил персты в Его раны. В церковной традиции это день называется Антипасха, т.к. он также радостен и весел, но после литургии по пасхальному чину закрываются царские врата.





Сабантуй с самого начала являлся весенним праздником, связанным с пробуждением природы и началом весенних работ (сабан - "весенний"). Его происхождение связано с бытовавшими у ряда древнетюркских племен и других народов мира обрядами ритуального вступления в брак с природой. Поэтому первоначально игры и состязания Сабантуя носили эротический сакральный характер. (туй в значении свадьбу, бракосочетание). Обязателен обряд дарений, пришедший на смену языческим жертвоприношениям богу Солнца и неба Тенгре (стремление к продолжению рода, обеспечению плодовитости скота и плодородия земли). Спортивные игры юношей и девушек, конные состязания.

Радоница вторник Фоминой недели (корень рад – блестящий, просветлённый, по А.А. Потебне – род, родовые связи) – радость, радение, забота, старание от всей души, праздник поминовения усопших. Считалось, что во время всеобщего пробуждения природы пробуждаются от сна и мёртвые. Перед началом весенних работ нужно было заручиться поддержкой усопших предков. Угощение нищих и прохожих на помин души. Одаривание покойных яйцами. Диалоги живых и умерших через причеты, плачи как часть древнего похоронного обряда, преодоление смерти и продолжение (утверждение) жизни. Приготовление кутьи, где семя – растение – семя есть круговорот жизни. Мёд в кутье – отношение к образу пчелы, трудолюбивой и непорочной, и символ сладкой жизни в мире ином. В это время достают пчёл для летней пасеки.


Четверг Фоминой недели – навий день, опасный, т.к. умершие приходят в свои дома. Чтобы достойно их встретить, в одной из комнат на ночь оставляли угощение, открывали окна и не входили в неё до рассвета.

Суббота Фоминой недели – изгнание смерти, можно ругаться, но не зло, а ритуально. Брань (не современная) – язык огня, имела защитную функцию


Родительский вторник – день, в который воскресший Христос спустился в ад и освободил из него всех грешников. Кроме того, покойники радуются Воскресению Христову и той заботе, которую потомки проявляют по отношению к ним.


Традиционно.





Май

цветень, травник, травен, травный; чехи и словаки: кветень











Иоанн Ветхопещерник 19 апреля / 2 мая. Новины. Развешивание на весенней зелени новых натканных холстов, чтобы придать им силу солнца. Женщины  выходят   с   обетным   концом   в   поле, раскланиваются на все стороны и, обращаясь на восток, говорят: «Вот тебе, матушка-весна, новая новина!» После расстилают конец холстины по лугу, кладут на него пирог и уходят домой с надеждой, что матушка-весна оденется в новину и за хлеб-соль уродит в изобилии лен и конопли.

День преподобного Иоанна Ветхопещерника






Егорий Вешний 23 апреля / 6 мая – Егорий Храбрый, Юрий Зелёный, Юрьев день- выгон скота на первую зелень. Магия вербы и яйца – катание по хребту (чтобы не блуждала корова), катание по земле, угощение, окликание. (на Егория пели песни схожие с колядками), одаривание пастухов яйцами, лепёшками, салом. Обрядовое печенье в виде коровок, лошадей, козулек. Обереговая магия для защиты скота от опасности. Освящение хлевов, скота вербой. Совершение молебна над скотиной, окропление св. водой. Через воздействие на скотину – воздействие на плодородие земли. Начало полевых работ, Егорий «открывал землю» (Ярило оплодотворял Мать Сыру-Землю и выпускал росу, отчего начинается бурный рост трав.) . Праздник пастухов и земледельцев. Вождение зелёного Юрия вокруг поля. С Юрьева дня поселяне начинают производить все торговые сделки, назначают сроки работ. Работники нанимаются: «с весеннего Юрья по Семен день или по Покров». В народном сознании образ святого слился с образом языческого солнечного бога, имеющего власть над природой. Св. Георгий – был олицетворением созидающих сил природы. На Юрия запахивали пашню, говорили: "С Егорья - начало сева яровых". Все предшествующие календарные обряды были приуготовлением к реальному действию – пашне. По Юрьеву Дню определяли урожай яровых хлебов. С Егория открывался сезон хороводов. Хороводная песня = праздничный заклинательный обряд на благополучный урожай, отражение весенних и летних работ. Хоровод – брачная тематика. (с Дмитрия 8 ноября– сезон посиделок).


День памяти св. Георгия Победоносца, который в православной традиции известен как мученик и чудотворец. Будучи воином императора Диоклетиана, он обличал его как гонителя христиан, за что был обезглавлен. Главное чудо, совершённое святым – освобождение от огромного змея жителей Бейрута, которые отдавали змею на съедение своих детей. Георгий – змееборец.








Евсей – овсы отсей. Савва. 24 апреля / 7 мая На Савву заканчивался хлеб, начинался голодный май. Сеяли овёс. «Когда на дороге грязь, тогда овёс – князь».

День мученика Саввы Стратилата и с ним 70 воинов, а также мученика Евсея







Марк 25 апреля / 8 мая. Молились о дожде. «Даст небо дождь, а земля – рожь», «Если в мае выпадет три дождя добрых, то и хлеба будет на три года полных».

День апостола и евангелиста Марка.







Яков 30 апреля /13 маяс этого дня прекращали сватовство. Май очень невыгоден для новобрачных. Всякое предложение о сватовстве считалось делом обидным и даже зазорным. В мае добрые люди не женятся.(во-первых – голодный, во-вторых – пахотный месяц)

День апостола Иакова Заведеева






Еремий-запрягальник 1 / 14 мая – очистка полей и садов, пашня, посадка растений, засев. «На Еремея и ленивая соха в поле выезжает»


День пророка Иеремии.








Борис и Глеб – сеятели, барыш-день, соловьиный праздник 2 / 15 мая

Начинали петь соловьи. При посеве молились о плодородии урожая. Торговцы стараются что-нибудь выгодно продать, для получения на весь год барышей. Борис – «барыш», Глеб – «хлеб». Молитвы об изобилии и то, и другого.

Перенесение мощей благоверных князей Российских Бориса и Глеба, во святом крещении Романа и Давида.







Маёвкипограничие весны и лета. Начало посевных. В северных территориях – с Еремея Запрягальника, в южных территориях посевные работы начинались с Егория










Мавра Зелёные щи 3 / 16 маяМавра зелёные щи, крапиву и щавель ищи. Закончился запас капусты, щи варят на крапиве.

День мученицы Мавры








Ирина (Арина) – рассадница. 5 / 18 мая

Высадка рассады капусты. Капусте придавалось большое значение, её семантика связана с плодородием женщины. Садили только женщины. Первый росток накрывали горшком, обвивали троицким венком или накрывали белой скатертью, чтобы капуста хорошо уродилась. «Капусткой» называется один из видов хоровода.

День великомученицы Ирины





Иов – огуречник, горошник, росенник. Горошники 6 / 19 мая с этого дня начинают сеять   горох, огурцы. Обильные росы. «Иов – росы распустил», «Большая роса к урожаю огурцов»

День памяти Иова Многострадального (2000-1500 г.г. до Р.Х.)







Никола Угодник 9 / 22 мая – выгон коней в ночное, конский праздник. Два Николы: один травный, другой – морозный. К этому дню должен быть отсеян овёс. Мужской праздник – в первый раз парни выводят коней в ночное, пируют. После захода солнца приходят девки, водят хороводы до рассвета. Николай Угодник – помощник всем во всём, покровитель вод (до Ильи) лесов, стад. Домашний дух-хранитель, покровитель стариков и детей. (Дед Мороз – Санта Клаус – св. Николай) Николин день отмечали пышно, устраивали братчины. "Не хвались на Юрьев День посевом, а хвались на Николин День травою".С этого дня «заказывали» луга (под сенокос), где не полагалось пасти скотину. В этот день просили дождя.

Память св. Николая Мирликийского, который по преданию ещё в детстве выбрал себе путь служения Богу, и стал архиепископом, но Бог призвал его оставить обитель и уйти в мир, к людям. Он страдал за христианскую веру, но всегда помогал людям.







Вознесение Поминальный день, почитание умерших. Выпекание блинов-онуч. В этот день особо внимательное отношение к нищим, (т.к. Христос 40 дней ходил в образе нищего) выпекание «лесенок», гадание на «лесенках», аграрная магия, свадебные сговоры на осенний мясоед. С этого дня переставали петь весенние песни. Конец весны. В народе говорили: "Цвести весне до Вознесенья", "Дошла весна до Вознесенья - тут ей и конец", "Весна на Вознесение на Небо возносится - на отдых в Ирий Светлый просится", "С Пасхи до Вознесенья всему миру свиденье - и дедам (предкам), и внукам (живым их потомкам)". Начало обрядов «Похороны кукушки»


Вознесение Господне – двунадесятый праздник, который отмечается на 40-й день после Пасхи, в четверг на шестой послепасхальной неделе. Согласно Библии, после Воскресения Христос ещё 40 дней пребывал на земле, совершая чудеса.








Летний цикл










Июнь

изок, скопидом, хлеборост, поляки: червець

чехи и словаки: червень, кресник (от кресс – огонь, летний солнцеворот солнца-огня)

Изок – кузнечик, время стрекотания кузнечиков, мух, оводов.










Константин и Олёна (Елена) леносейка, льняница, длинные льны 21 мая / 3 июня Начало посева льна.


Праздник Владимирской иконы Божией Матери, установленного в памятьспасения Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея, а также равноапостольного царя Константина и матери его царицы Елены







Никита – страж гусей 28 мая / 10 июня – покровитель домашней птицы

Память преподобного Никиты, епископа Халкидонского






Феодосия – колосятница 29 мая / 11 июня – Хлеб наливается зёрнами, по которым судят о богатстве жатвы. Пока не заколосится рожь, детям не разрешалось прыгать, скакать, качаться на простой качели (доска с бревном), т.к. «земля в это время была тяжела». Когда рожь заколосится, молодёжь отправлялась в поле «величать рожь»



День св. Феодосии девы







Еремей – распрягальник, повесь сетево. 31 мая / 13 июня. Еремей сев начинает, Еремей сев и кончает. Повесь сетево – лукошко с семенами. Сев окончен для всего, кроме гречки.

День апостола от 70-ти Ерма (1 век), мученика Ермия (3 век)







Фёдор – Стратилат 8 / 21 июня. Стратилат грозами богат. Называют колодезником, т.к. колодезники ищут, где есть водяная жила. Начинается прополка и навозница – вывозят навоз на паровой клин – коллективная работа – помочи, праздник. Обед из 12 блюд по числам месяца.

День великомученика Феодора Стратилата







Акулина – гречишница – 13 / 26 июня указывает время посева гречки. В южных районах гречиха в это время цветёт.

День мученицы Акилины.








Зелёные святки – период между Троицей и Петровым днём – рубеж весны и лета. Обряды, направленные на аграрную магию, сохранность скота (обряд венчания скота – праздник пастухов). Обрядность, связанная с летним солнцеворотом.









Семик.


Входит в цикл праздников Масленица – Семик – Троица. Отмечается на 7-ой неделе (в четверг) после Пасхи. Окончание весны, начало летакульт берёзки, украшение зеленью домов, палисадников, завивание берёзки. Поминовение усопших (от язычества), начиная от вторника – четверг – суббота. Поминовение заложных покойников.

Время, посвящённое богине весны (Живы) чествовались игрищами в честь весны, позже приурочились к Вознесению и Троице. Троицкая кукла – богиня Весна.

Кумление – по А.Н. Веселовскому – «эротизм древнего обычая» - пережиток сезонных любовно-брачных связей, символическое родство с растительным миром, осуществляемое через символическое родство с подругами. Хождение девушек с берёзкой, потопление, сожжение берёзки. Репей – собирали на Троицу, украшали, наряжали бумажными лентами, цветами (с. Ижбердино, Башкирия).

Пик девичей зрелости. При переходе девочка – девушка принимается в девичий хоровод. (с появлением циклов просят у берёзки плодородной силы). Хороводы, изображающие процесс ткачества (подготовки кудели, ткачество нити) символизируют процесс миротворения. Тряпьё из старого переходит в новое.

«Похороны кукушки» проводились в местностях с лесным ландшафтом. (закидывали вверх, как заложного покойника). Кукушка связана с культом богини Живы – богини весны, своим приходом «животворит» умирающую на зиму природу, даёт земле плодородие. Жива – живот, жизнь, животина (скот), жито, жир (жировик – домовой), живность, жильё, зажиточный, пажити (пастбища) – слова одного корня. В начале года источник всего у др. славян – весна. Кукушка – предвестница неба и благодатного лета

Ссыпчина – общая трапеза.





Традиционно.



Родительская суббота – Корни троицких поминовений в язычестве, когда только в этот день года (семик) хоронили людей, умерших на улицах, от пьянки или рук злодеев, и трупы были не востребованы родственниками. Их весь год собирали в специальные убогие дома (божедомки), а в семик предавали земле. Когда эти дома были упразднены, трупы захоранивать стали сразу, а поминовенать – в семик. Устраивалась общая трапеза. Коллективный сбор муки, изготовление поминальных лепёшек (пресных), блинов, булок, крашенных зеленью берёзы яиц, киселя. Проводились игры, хороводы, пение


Троицкая родительская суббота. Память всех от века усопших православных христиан.


Традиционно.





Троица (воскресенье)
гуляния, развивание берёзки, обряд «Венчания скота», гадания на венках, Тематика обрядов любовная и имитативная (имитация трудовых процессов – «хождение в жито», обработка льна, «а мы просо сеяли» Венок – главный атрибут Троицы. Венок – символ брачного союза. (вено – брод – жизнь – завить жизнь). Земля – невеста, убранная в зелёный наряд цветения трав, вступает в брак с Небом. Гадания на венках о будущем браке. Похороны Костромы – переходный обряд весны – лета, промежуток между троицко-семицким обрядом и купалой. Изготовление чучела, ритуальные похороны, уничтожение (закапывание в землю, растерзание). Умирание для возрождения. Ряжение и чучело – семантика одного порядка: создание – игра – уничтожение; ряжение – игра – смывание в крещенской проруби. Кострома – после посевной. Жертвоприношение языческое – кукла в виде женщины.

День Святой Троицы. Пятидесятница – двунадесятый праздник, отмечается в седьмое воскресенье после Пасхи. Через 10 дней после Вознесения Христа (т.е. на 50-й день после Пасхи) на апостолов произошло сошествие Святого Духа. В этом сошествии проявляется вся полнота Божества (Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой), а значит завершается домостроительство спасения рода человеческого. День рождения Церкви.


Традиционно.





Духов день
– земля «беременна» урожаем, её нельзя копать, трогать.(объединение религиозного праздника и культа Матери-Земли). Завершаются обряды с берёзкой. В этот день «русалки (души умерших) выходят на сушу». Поминовение усопших, как и в родительскую субботу.

День Святого Духа – отмечается в понедельник после Троицы. Святой Дух сошёл на апостолов в виде огненных языков и дал им понимание и способность говорить на других языках, чтобы нести учение Христа разным народам. Троица и Духов День рассматриваются Православной церковью как единый праздник.

Нет огородных работ «Земля именинница»





Русальная неделя (Духовская, Троицкая, Всесвятская)

Русалки представляют мир «нежити». Захоронение «заложных» покойников, чтобы не губили посевы перед началом цветения. (уберечь посевы от заморозков). Русальная неделя совпадала с языческим праздником Костромы и Ярилы (Ярилина неделя) Встреча пика солнечной активности и проводы весны. Начало лета. Рубежный период (конец весны – начало лета) – обряды связаны с идеей умирания и воскресения. Шествие с чучелом Ярилы и Ярилихи (Кстромы), разбрасывание по полям (на плодородие). Среди молодёжи было принято кидать яйца друг в друга. Вербальная и контактная магия по обряду Костромы.В обряде Костромы чучело в виде и форме человека – антропоморфизм.


Всесвятская неделя








Петровское заговенье.

(Всесвятское, Русальное, Ярилино заговенье) праздник проводов весны, отмечавшийся на следующее воскресенье после Троицы. Продолжение ритуалов, связанных с темой умирания и воскресения. (похороны русалок, Костромы, Ярилы), а также с темой изгнания. Изгнание (Кострома) чучела из ржаного поля – символизирует изгнание смерти из пространства живых, из культурного пространства человека в «дикое» пространство. В это время зажигали костры, прыгали, хлестали крапивой для оздоровления и от бесплодия. Тема эротики в обряде проводы – похороны Ярилы связана с языческими ритуалами солнцу, рождающему жизнь.



Праздник всех святых. Заговенье на Петров пост (Петров мясопуст)








Июль

червень, (червь, которого в это время собирали для окрашивания тканей в багряно-красный цвет) страдник, сенозарник (сено зорнили) , макушка лета, у малоруссов и поляков – липень, липец,

у чехов и словаков – червенец











Зосима 19 июня / 2 июля.

Пчёлы меда запасают. Шутки, припевки, детские игры о пчёлах.

День мученика Зосимы







Агрофена Купальница 23 июня / 6 июля

– этот день открывал собой цикл празднеств летнего солнцестояния, продолжавшихся до Петрова дня (12 июля). Обрядовые действия этого дня были своеобразной прелюдией к празднику Ивана Купалы. Разрешено купаться в водоёмах, «Бог пускает в них тепло». Купание в банях. Обед вскладчину из постных блюд для голодных, нищих. Снимается запрет на сбор цветов и трав с магическими и лечебными целями. Заготовка банных веников. Подготавливаются костры, которые зажигались с заходом солнца. С этого момента начиналось празднование ночи Ивана купала.

День мученицы Агриппины.







Ивана Купала, Иванов день, Иван Цветной 24 июня / 7 июля. –. Апогей летнего солнцеворота.– у др. славян день, посвящ. Богу-громовнику. В купальских обрядах благодарность огню, воде и земле и единение с природой. Дохристианский праздник – Купалье, символизирующий полную силу природы перед поворотом солнца на зиму, праздник "огня и воды", любви, полноты жизненной силы и плодородия. Ярило отдает свою плодоносную силу Земле-Влаге, тризна по Яриле, соединение Земли-Матери и Небесного Огня-Сварога, умножение жизни. Природа и человек готовы заложить плод. Когда это произошло, старое семя не нужно, выйдя из земли, оно уходит в землю (сжигание чучела).Момент перехода: старое уходит, новое ещё не наступило – размываются границы «того» и «этого» света – время чудес и действия «нечисти». Время сбора трав и магии на них. Поиски цветка папоротника и кладов. «Черпанье росы» чистой скатертью, последний обряд года, когда «заряжаются» от росы (начало на Егорьев день)Существовал обычай обрызгивания водой и грязью с последующим омовением. Всю ночь жгли костры, пляски, хороводы, гуляния, прыгания через костёр парней и девушек (обряд очищения огнём и защиты от зол и болезней человека и природы, оживление природы). Костёр,(в древности зажигали «живым» огнём – от трения) символ полноты солнца, соединяет день с ночью. Матери сжигают на этом костре сорочки больных детей. (обновление жизни). С костром и водой связана и брачно-эротическая семантика. Огонь и вода символизируют мужчину и женщину, вступающих в брак. . Остатеи древних групповых брачных отношений.Эротическая направленность всего праздника, любовная магия и гадания. В некоторых местностях - чучело Купалы (Ярилы) ряженное в женскую одежду. Утром его сжигали или топили в реке. Тема – умирание – воскресение, приурочивается ко времени, когда решается судьба урожая Спускали с гор горящее колесо – символ солнца. (перекатившегося через свою вершину к зиме) к реке (просьба дождя как защитаы от жары) и отправляли его на плоту. Утром этого дня обязательным было купание. Купало – кипеть, вскипать, страстно желать. Купало = Ярило – плодотворящее божество лета. Бог-громовник «кипятит» воду, давая ей силу плодородия. Куп – белый, яркий Куп =яр=буй (буйный рост). Ярилово гулянье – хороводы во вторник перед петровым постом..


Рождество Иоанна Крестителя – последнего пророка, предвозвестника прихода Мессии. Родители Иоанна – Елизавета и священник Захария до старости не могли иметь детей. О чудесном зачатии предтечи Мессии, Захарии объявил архангел Гавриил, и сказал, что его следует назвать Иоанном. Захарий усомнился в словах ангела, за что и был наказан немотой, которая разрешилась только на 8-ой день после рождения Младенца. С 30 лет Иоанн Креститель проповедовал покаяние. Над теми, кто каялся, Иоанн Креститель совершал обряд крещения в водах Иордана. Он крестил и Иисуса Христа.
«Купание» соотносится с именем Иоанна Крестителя – погружать в воду, делать чистым, белым («куп» - белый, купавый – белый, купава – белый цветок). Купель – сосуд, употребляемый для крещения.