reforef.ru 1



Управленческие решения

Тема: Системы в управленческих решениях.


Содержание


Введение 3

1. Системный подход к разработке управленческих решений 5

1.1. Основные свойства систем 5

1.2. Важнейшие принципы системного подхода (системного анализа) 6

1.3. Принцип системного подхода "черный ящик" 6

2. Методологические аспекты систем в управленческих решениях 9

3. Особенности разработки управленческого решения в системе управления предприятием 14

3.1. Макет системы функционально - целевого управления 15

3.2. Ответственность в системе управления 16

3.3. Алгоритм разработки оргпроекта системы управления 18

4. Система учета, мотивации и контроля реализации управленческих решений 19

Заключение 20

Список литературы 21



Введение


Управленческие решения - это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью. Глобальной целью разработки и принятия любого УР является обеспечение реализуемого и наиболее эффективного варианта движения к поставленным перед организацией целям [9; с. 6].

Любое управленческое решение проходит через три стадии.

Первая стадия — уяснение проблемы — включает в себя: сбор информации; анализ информации; выяснение ее актуальности; определение условий, при которых проблема будет решена.

Вторая стадия — составление плана решения — включает в себя: разработку альтернативных вариантов решения; сопоставление их с имеющимися ресурсами; оценку альтернативных вариантов по социальным последствиям; оценку их по экономической эффективности; составление программ решения; разработку детального плана решения.

Третья стадия — выполнение решения — включает в себя: доведение решений до конкретных исполнителей; разработку мер поощрений и наказаний; контроль над выполнением решений.


Принятие решения производится руководителем и является определением круга действий управляющей системы или ее подразделений для достижения управляемой системой поставленных целей и задач [2; с. 7].

Но принятие решения — это полдела. Не менее важным для менеджера является На предприятии сталкиваются, как правило, множество интересов, желаний, намерений. Даже сложными алгоритмами не выразить равнодействующую всех этих сил. Поэтому в каждом управленческом решении имеют место элементы субъективности, зависящие от знаний и способностей руководителя [6; с. 58].

Итак, управленческое решение — это выбор наилучшей альтернативы из числа возможных, предполагающей набор эффективных действий по совершенствованию организации управления предприятием.

Цель работы – рассмотреть системы в управленческих решениях. Цели и задачи контрольной работы обуславливают ее структуру.

Работа состоит из введения, основной части и заключения. Основная часть посвящена системному подходу к разработке управленческих решений и методологическим аспектам систем в управленческих решениях. Также рассматриваются особенности разработки управленческого решения в системе управления предприятием.

Основой для написания контрольной работы послужили учебные пособия и периодическая литература.


1. Системный подход к разработке управленческих решений


Системный подход - это направление методологии специально научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем.

Системный подход способствует адекватной постановке проблем в конкретных науках и выработке эффективной стратегии их изучения.

Система - совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство. При определении понятия системы необходимо учитывать теснейшую взаимосвязь его с понятиями целостности, структуры, связи, элемента, отношения, подсистемы и другие. [7; с.23]

1.1. Основные свойства систем


  • Целостность: принципиальная несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов и невыводимость из последних свойств целого; зависимость каждого от его места, функций и т.д. внутри целого.

  • Структурность: возможность описания системы через установление ее структуры, т.е. сети связей и отношений системы; обусловленность поведения системы не столько поведением ее отдельных элементов, сколько свойствами ее структуры.

  • Взаимозависимость структуры и среды: система формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой, являясь при этом ведущим активным компонентом взаимодействия.

  • Иерархичность: каждый компонент системы в свою очередь может рассматриваться как система, а исследуемая в данном случае система представляет собой один из компонентов более широкой, глобальной системы.

  • Множественность описания каждой системы: в силу принципиальной сложности каждой системы ее адекватное познание требует построения множества различных моделей, каждая из которых описывает лишь определенный аспект системы.

  • Непрерывность функционирования и развития.

  • Стремление к состоянию равновесия и устойчивости.

  • Стремление к дифференциации и мобильности.

1.2. Важнейшие принципы системного подхода (системного анализа)


  • Процесс принятия решений должен начинаться с выявления и четкого формулирования конкретных целей;

  • необходимо рассматривать всю проблему как целое, как единую систему и выявлять все последствия и взаимосвязи каждого частного решения;

  • необходимы выявление и анализ возможных альтернативных путей достижения цели;
  • цели отдельных подсистем не должны вступать в конфликт с целями всей системы (программы);


  • восхождение от абстрактного к конкретному;

  • единство анализа и синтеза, логического и исторического;

  • выявление в объекте разнокачественных связей и их взаимодействия;

  • рассмотрение системы с позиции "черного ящика" и др. [1; с.51]

1.3. Принцип системного подхода "черный ящик"


Рассмотрим элементы принципа "черный ящик" системного подхода (Рис.1.).



Рис.1. Основные элементы принципа "черный ящик" системного подхода

Вход системы характеризуется параметрами проблемы, которые необходимо решить по конкретным рынкам (требования потребителей, результаты сегментации, качество объекта, объемы продаж, сроки поставок, цены и т.п.).

На выходе системы - решение, выраженное количественно или качественно, имеющее определенную степень адекватности и вероятность реализации, степень риска достижения запланированного результата.

К компонентам «внешней среды» системы относятся факторы макросреды и микросреды фирмы, инфраструктуры региона, влияющие на качество управленческого решения. К этим факторам относятся: международная интеграция, политическая ситуация в стране, экономика, техническое состояние, социально-демографические, природно-климатические, культурные и другие факторы страны. А также факторы инфраструктуры региона: рыночная инфраструктура, мониторинг окружающей среды, социальная инфраструктура, промышленность, транспорт, связь. Факторы, характеризующие конкретные связи фирмы (лица, принимающего решение) с другими фирмами, организациями, посредниками и конкурентами.

Обратная связь характеризует различную информацию, посту­пающую от потребителей к лицу, принявшему решение (к "процессу"), или к лицу, от которого поступила информация по решению проблемы ("вход"). Поступление информации обратной связи может быть связано с некачественным решением, дополнительными требованиями потребителей об уточнении или доработки решения, появлением нововведений, "ноу-хау" и другими факторами.


При применении системного подхода на основе маркетинговых исследований сначала формируются параметры выхода — товара или услуги: что производить, с какими показателями качества, с какими затратами, для кого, в какие сроки, кому продавать и по какой цене. На эти вопросы ответы даются одновременно. Выход должен быть конкурентоспособным по нормативам.

Затем определяются параметры входа: какие нужны ресурсы и информация для процесса. Потребность в ресурсах и информации прогнозируется после изучения организационно-технического уровня производства системы (уровня техники, технологии, организации производства, труда и управления) и параметров внешней среды (политической, экономической, технологической, социально-демографической, культурной среды страны и инфраструктуры данного региона).

Обратная связь является коммуникационным каналом от по­требителей системы ("выхода") к изготовителю товара и поставщикам ("входа") системы. При изменении требований потребителей к товару, параметров рынка, появлении организационно-технических новинок "вход" системы и сама система должны отреагировать на эти изменения и внести соответствующие изменения в параметры функционирования.

Для обеспечения конкурентоспособности товара необходимо, чтобы:


  1. результаты маркетинговых исследований гарантировали
    высшие мировые достижения к моменту поставки товара потребителю
    (другими словами - должен быть высококачественный прогноз
    параметров "выхода" системы;

  2. "вход" системы был отличного качества;

  3. внешняя среда способствовала нормальному протеканию
    процессов в системе;

  4. организационно-технический уровень системы смог переработать качественный "вход" системы в качественный "выход" [1; с.52].

В данном примере в виде системы может выступать любая фирма, ее подразделение, отдел, машина и т.д. Для обеспечения высокого качества "выхода" системы сначала необходимо обеспечить высокое качество "входа", а затем высокое качество процесса и внешней среды.


Если, например, качество "входа" машиностроительного предприятия удовлетворительное, то какие бы ни были на предприятии технология, оборудование, кадры и т.д., качество "выхода" тоже будет удовлетворительным. Если качество "входа" отличное, а качество процесса удовлетворительное, то и качество "выхода" будет удовлетворительным, то есть оценка качества "выхода" равна низшей оценке предыдущих элементов. При этом, сначала формируются требования к "выходу" системы, затем — к "входу" и внешней среде и только потом — к процессу. Другими словами: прежде чем предъявлять требования к коллективу, изучите качество поступающих документов, информации, внешнюю по отношению к коллективу среду, т.е. отработайте "вход" системы, отрегулируйте (если это возможно) отношения с внешней средой и только потом приступайте к повышению качества процесса.

Системный подход - главный принцип построения, функционирования и развития любых систем (объектов).

Применяя системный подход можно строить дерево показателей эффективности товара. Дерево показателей эффективности каждого вида товара имеет свои особенности, и его построение представляет огромную трудность. Вместе с тем построение дерева показателей позволит значительно повысить качество системы менеджмента.

2. Методологические аспекты систем в управленческих решениях


Быстрый рост современных организаций и уровня их сложности, разнообразие выполняемых операций привели к тому, что рациональное осуществление функций руководства стало исключительно трудным делом, но в тоже время еще более важным для успешной работы организации. Чтобы справится с неизбежным ростом числа операций и их усложнением, крупная организация должна основывать свою деятельность на системном подходе. В рамках этого подхода руководитель может более эффективно интегрировать свои действия по управлению организацией.

Системный подход способствует главным образом выработке правильного метода мышления о процессе управления. Руководитель должен мыслить в соответствии с системным подходом. При изучении системного подхода прививается такой образ мышления, который, с одной стороны способствует устранению излишней усложненности, а с другой - помогает руководителю уяснять сущность сложных проблем и принимать решения на основе четкого представления об окружающей обстановке.


Важно структурировать задачу, очертить границы системы. Но важно учесть, что системы, с которыми руководителю приходится сталкиваться в процессе своей деятельности, являются частью более крупных систем, возможно, включающих всю отрасль или несколько; компаний и отраслей промышленности и даже все общество в целом.

Далее следует сказать, что эти системы постоянно изменяются: они создаются, действуют, реорганизуются и, бывает, ликвидируются. Принципиальной особенностью системного анализа является использование методов двух типов - формальных и неформальных (качественных, содержательных). Методика системного анализа разрабатывается и применяется в тех случаях, когда у лиц, принимающих решения, на начальном этапе нет достаточных сведений о проблемной ситуации, позволяющих выбрать метод ее формализованного представления, сформировать математическую модель или применить один из новых подходов к моделированию, сочетающих качественные и количественные приемы [1; с.53].

В таких условиях может помочь представление объектов в виде систем, организация процесса принятия решения с использованием разных методов моделирования. Для того чтобы организовать такой процесс, нужно определить последовательность этапов, рекомендовать методы для выполнения этих этапов, предусмотреть при необходимости возврат к предыдущим этапам. Такая последовательность определенным образом выделенных и упорядоченных этапов с рекомендованными методами или приемами их выполнения представляет собой методику системного анализа.

Таким образом, методика системного анализа разрабатывается для того, чтобы организовать процесс принятия решения в сложных проблемных ситуациях. Она должна ориентироваться на необходимость обоснования полноты анализа, формирование модели принятия решения, адекватно отображать рассматриваемый процесс или объект.

Одной из принципиальных особенностей системного анализа, отличающей его от других направлений системных исследований, является разработка и использование средств, облегчающих формирование и сравнительный анализ целей и функций систем управления. Вначале методики формирования и исследования структур целей базировались на сборе и обобщении опыта специалистов, накапливающих этот опыт на конкретных примерах. Однако в этом случае невозможно учесть полноту получаемых данных.


Таким образом, основной особенностью методик системного анализа является сочетание в них формальных методов и неформализованного (экспертного) знания. Последнее помогает найти новые пути решения проблемы, не содержащиеся в формальной модели, и таким образом непрерывно развивать модель и процесс принятия решения, но одновременно быть источником противоречий, парадоксов, которые иногда трудно разрешить. Поэтому исследования по системному анализу начинают все больше опираться на методологию прикладной диалектики.

С учетом вышесказанного в определении системного анализа нужно подчеркнуть, что системный анализ:


    • применяется для решения таких проблем, которые не могут быть поставлены и решены отдельными методами математики, т.е. проблем с неопределенностью ситуации принятия решения, когда используют не только формальные методы, но и методы качественного анализа, интуицию и опыт лиц, принимающих решения;

    • объединяет разные методы с помощью единой методики; опирается на научное мировоззрение;

    • объединяет знания, суждения и интуицию специалистов различных областей знаний и обязывает их к определенной дисциплине мышления;

    • уделяет основное внимание целям и целеобразованию.

Приведенная характеристика научных направлений, возникших между философией и узкоспециальными дисциплинами, позволяет расположить их примерно в следующем порядке: философско-методологические дисциплины, теория систем, системный подход, системология, системный анализ, системотехника, кибернетика, исследование операций, специальные дисциплины.

Системный анализ расположен в середине этого перечня, так как он использует примерно в одинаковых пропорциях философско-методологические представления (характерные для философии, теории систем) и формализованные методы в модели (что характерно для специальных дисциплин).

Системология и теория систем по сравнению с системным анализом больше пользуются философскими понятиями и качественными представлениями и ближе к философии. Исследование операций, системотехника, напротив, имеют более развитый формальный аппарат, но менее развитые средства качественного анализа и постановки сложных задач с большой неопределенностью и с активными элементами. Рассматриваемые научные направления имеют много общего. Необходимость в их применении возникает в тех случаях, когда проблема (задача) не может быть решена методами математики или узкоспециальных дисциплин.


Несмотря на то, что первоначально направления исходили из разных основных понятий (исследование операций - из понятия «операция», кибернетика - из понятий «управление», «обратная связь», системный анализ, теория систем, системотехника; системология - из понятия «система»), в дальнейшем направления оперируют со многими одинаковыми понятиями - элементы, связи, цели и средства, структура и др. Разные направления пользуются также одинаковыми математическими методами. В то же время есть между ними и отличия, которые обусловливают их выбор в конкретных ситуациях принятия решений.

В частности, основными специфическими особенностями системного анализа, отличающими его от других системных направлений, являются:


  • наличие средств для организации процессов целеобразования, структуризации и анализа целей (другие системные направления ставят задачу достижения целей, разработки вариантов пути их достижения и выбора наилучшего из этих вариантов, а системный анализ рассматривает объекты как системы с активными элементами, способные и стремящиеся к целеобразованию, а затем уже и к достижению сформированных целей);

  • разработка и использование методики, в которой определены этапы, подэтапы системного анализа и методы их выполнения, причем в методике сочетаются как формальные методы и модели, так и методы, основанные на интуиции специалистов, помогающие использовать их знания, что обусловливает особую привлекательность системного анализа для решения экономических проблем [7; с.67].

Системный анализ не может быть полностью формализован, но можно выбрать некоторый алгоритм его проведения. Системный анализ может выполняться в следующей последовательности:

    1. Постановка проблемы - отправной момент исследования. В исследовании сложной системы ему предшествует работа по структурированию проблемы.
    2. Расширение проблемы до проблематики, т. е нахождение системы проблем, существенно связанных с исследуемой проблемой, без учета которых она не может быть решена.


    3. Выявление целей: цели указывают направление, в котором надо двигаться, чтобы поэтапно решить проблему. Сначала определяют глобальные цели организации, а затем просто цели.

    4. Формирование критериев. Критерий - это количественное отражение степени достижения системой поставленных перед ней целей. Критерий - это правило выбора предпочтительного варианта решения из ряда альтернативных. Критериев может быть несколько. Многокритериальность является способом повышения адекватности описания цели. Критерии должны описать по возможности все важные аспекты цели, но при этом необходимо минимизировать число необходимых критериев.

    5. Агрегирование критериев. Выявленные критерии могут быть объединены либо в группы, либо заменены обобщающим критерием.

    6. Генерирование альтернатив и выбор с использованием критериев наилучшей из них. Формирование множества альтернатив является творческим этапом системного анализа.

    7. Оценка и анализ внешней среды организации. Определение факторов угроз и возможностей внешней среды. Исследование ресурсных возможностей, включая информационные ресурсы.

    8. Выявление сильных и слабых сторон организации.

    9. Анализ стратегических альтернатив.

    10. Выбор формализации (моделей и ограничений) для решения проблемы.

    11. Выбор стратегии. Определение уровня риска, эффективности прошлых стратегий, фактора риска.

    12. Построение системы.

    13. Использование результатов проведенного системного исследования.

    14. Реализация стратегии.

    15. Оценка стратегии [8; с.116].

Таким образом, процесс принятия управленческих решений предполагает наличие формализованной процедуры ее выполнения. Этот процесс можно представить как набор строго последовательных действий, предпринимаемых высшим руководством организации или специалистами и направленных на обоснование комплексных планов, предназначенных для обеспечения глобальных целей (миссии) организации. Для каждого из этапов системного анализа существует определенный набор инструментов и методов, позволяющий выполнить процедуры и получить ответ на вопрос, сформулированный для каждого этапа.

3. Особенности разработки управленческого решения в системе управления предприятием


Российские предприятия имеют большой опыт разработки систем управления на основе стандартов предприятия: комплексная система управления качеством продукции (КС УКП), комплексная система повышения эффективности производства и качества работы (КС ПЭП и КР) и другие. Преимущество этого вида нормативного документа состоит в том, что алгоритм и технология его разработки тщательно отработаны и широко апробированы в системе стандартизации. Поэтому независимо от названия нормативного документа (положение, регламент и пр.) его разработку целесообразно вести по алгоритму создания стандартов предприятия.

Методические основы проектирования системы управления. Проектирование системы заключается в установлении состава и структуры каждой категории управления и рациональных отношений между ними, обеспечивающих эффективное функционирование системы.

Процесс проектирования осуществляется по схеме анализ - синтез -анализ. Можно наметить наиболее типичные задачи анализа и синтеза проектируемой пары категорий управления (АВ) [4; с. 198].

Задачами анализа считаются выявление состава и степени взаимного соответствия структур А и В в действующей системе управления, оценка параметров А и В в действующей системе управления, задачами синтеза - приведение А и В в состояние взаимного соответствия, планирование мероприятий (разработка методов), обеспечивающих развитие (совершенствование) А и (или) В.

Для решения конкретной задачи можно иногда почти с равным успехом, а иногда с разной степенью успеха применять целый ряд методов и инструментальных средств [5].

3.1. Макет системы функционально - целевого управления

Структура системы управления и организация управления в ней наиболее наглядно видны из макета (матрицы) системы, отражающего сочетание общего (высшего) руководства компанией, целевого и функционального управления. В этой матрице специальные функции управления распределяются по целевым, функциональным и линейной подсистемам. Каждая строка образует целевую подсистему, а каждый столбец — функциональную или линейную подсистему.


Корпоративные нормы системы управления. Состав корпоративных норм системы управления индивидуален для каждого предприятия, так как зависит от многих факторов. Важнейшие из них:


  • масштаб и статус предприятия (российская, международная или транснациональная структура);

  • степень диверсификации производства;

  • сложность оргструктуры предприятия (объединения) и структуры экономических взаимосвязей между предприятиями (хозяйственными обществами акционерной компании);

  • состав и полнота функций предприятия (НИОКР, производство, маркетинг);

  • сложность технологии и выпускаемой продукции;

  • степень самостоятельности предприятия в научно-техническом развитии технологической системы и системы создаваемой продукции, а также развитие сотрудничества в данной области;

  • степень концентрации рынка и развития маркетинговой сети, в том числе в зарубежных странах;

  • квалификация кадров управления, их умение и предпочтение работать в режиме горизонтального взаимодействия или вертикальной субординации.

Укрупнено состав корпоративных норм определяется выбранной при разработке оргпроекта системы управления моделью системы. Для системы управления в целом и каждой подсистемы управления (высшего руководства, целевой, функциональной, линейного руководства) разрабатывается комплекс норм. Состав норм каждого комплекса дифференцируется по категориям управления.

Типичны следующие корпоративные нормы системы (подсистемы) управления:

  • цели управления соответствующим объектом;

  • количественные критерии достижения этих целей за определенный период (или порядок их определения);

  • состав комплексного механизма управления и порядок формирования конкретного механизма при принятии решения по той или иной задаче управления;
  • состав конкретных и специальных функций управления и их распределение по уровням управления (основное и дочернее АО);


  • порядок определения руководителей целевых подсистем (в АО, возможно, такими руководителями должны быть члены правления), определение головных подразделений функциональных подсистем и подразделений, участвующих в управлении в данной подсистеме;

  • установление управленческих отношений субординации и координации различных субъектов управления;

  • система ответственности субъектов управления за результаты производственно-хозяйственной и управленческой деятельности;

  • полномочия органов управления при принятии и исполнении решений;

  • технология принятия управленческих решений.

3.2. Ответственность в системе управления


В системе управления предприятием целесообразно придерживаться принципа сочетания коллективной и индивидуальной ответственности за состояние предприятия и результаты его деятельности. В управлении научно-техническим развитием производства, например, это сочетание определится радикальностью нововведений: чем выше радикальность нововведения, тем труднее выделить результативные показатели для определения индивидуальной ответственности и тем важнее привлечение к решению возникающих задач более широкого круга специалистов и их инициативное поведение.

Большинство существующих методов для эффективного решения задач требуют определения наборов критериев оценивания, по которым каждым экспертом в отдельности проводится многокритериальное оценивание каждой альтернативы, что не всегда возможно. В таких случаях целесообразно применение методов, не требующих явного выделения критериев [3; с. 8].

При малой радикальности нововведений управление осуществляется преимущественно индивидуальным субъектом управления (ИСбУ) и может быть реализован принцип индивидуальной ответственности. При высокой радикальности управление осуществляется преимущественно коллективным субъектом управления (КСбУ) и следует ориентироваться на коллективную ответственность. При нововведениях средней радикальности целесообразно сочетание индивидуальной и коллективной ответственности, при этом роль ИСбУ будет снижаться, а роль КСбУ возрастать по мере повышения радикальности нововведения.


В качестве критериев ответственности могут рассматриваться показатели эффектов различной природы (производственные, экономические, социальные, экологические и технические эффекты).

Целесообразно выделение:


  • факторных показателей, характеризующих состояние тех или иных факторов производственного процесса (процесса разработки новой технологической системы, процесса нововведения и т.д.);

  • показателей результатов, характеризующих эффект производственной (научно-исследовательской, опытно-конструкторской) деятельности;

  • показателей затрат на достижение того или иного эффекта;

  • показателей эффективности производственного процесса;

  • показателей качества выполнения функций управления.

Для ИСбУ характерна ответственность за состояние определенных факторов производственного процесса: каждый специалист призван обеспечить заданное состояние  факторов и организовать необходимое воздействие на данные факторы в целях их перевода в новое, более желательное состояние.

Для КСбУ характерна ответственность за показатели результатов, затрат и эффективности, а также за агрегированные показатели факторов, обеспечивающих достижение показателей эффективности.

Показатели качества выполнения функций управления могут быть определены как для ИСбУ, так и для КСбУ.

Полномочия в системе управления. В модели функционально-программно-целевого управления специальные функции управления принадлежат преимущественно КСбУ. Полномочия участников КСбУ в принятии решений по этим функциям дифференцированы.

3.3. Алгоритм разработки оргпроекта системы управления

Наиболее ответственным этапом является разработка устава компании и макета системы управления. Макет системы управления объединения (компании) целесообразно разрабатывать для двух уровней управления: уровня объединения (основного АО) и уровня предприятия (дочерних АО).


Рекомендуется следующий порядок отработки макета:


  • проводится предпроектное обследование предприятия и уяснение его правового положения, отраженного в уставе АО и положениях о совете директоров и правлении;

  • при наличии межотраслевых и отраслевых типовых решений по системе управления эти типовые решения принимаются за исходную базу;

  • уточняется состав функциональных подсистем, и определяются головные органы управления в подсистемах на двух уровнях управления;

  • организуется обсуждение состава и распределения специальных функций по целевым и функциональным подсистемам с руководителями головных органов подсистем управления;

  • формируется макет системы управления по результатам обсуждения (первая редакция).

Макет системы управления является исходным проектным документом. На его основе разрабатываются ТЗ на проектирование системы управления и основной СТП системы. По результатам разработки основного СТП может появиться необходимость уточнения макета (вторая редакция). В основном СТП макет принимает форму нормативного документа.

Если макет системы управления отработан хорошо, можно сравнительно автономно проектировать целевые и функциональные подсистемы [4; с. 204].

4. Система учета, мотивации и контроля реализации управленческих решений


Учет. Ведение регулярного, полного и качественного учета функционирования системы менеджмента является одним из основных условий повышения ее эффективности. Учет должен быть организован по выполнению всех планов, программ, заданий по таким параметрам, как количество, качество, затраты, исполнители и сроки.

Мотивация. Чтобы эффективно двигаться навстречу цели, руководитель должен координировать работу и заставлять или стимулировать людей выполнять ее. Руководители воплощают свои решения в дела, применяя на практике основные принципы мотивации.


Контроль. Если в основном ведется учет количественных показателей и его результаты где-нибудь фиксируются, то контрольная функция менеджмента несколько шире. Во-первых, может проводиться контроль количественных показателей и качественных требований, документов и других предметов труда; во-вторых, он может осуществляться в различные периоды [10; с. 145].

Отсутствие надежной системы контроля и как следствие эффективной обратной связи может привести организацию к кризисной ситуации. Отсутствие эффективной обратной связи стало причиной краха многих крупных и мелких организаций.

Если принятое ранее решение оказалось недостаточно эффективным или ошибочным, то именно хорошо отлаженная система контроля может позволить своевременно это установить и внести коррективы в действия организации[1; с. 87].

Центральное место в процессе управления при­надлежит управленческому решению, решение — это выбор альтернативы. Вместе с тем решение — это ре­зультат управленческого труда, который, в конечном счете, повышает или снижает эффективность функцио­нирования предприятия.

Заключение


Системный подход — это направление методологии специально научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем. Системный подход способствует адекватной постановке проблем в конкретных науках и выработке эффективной стратегии их изучения. Системный подход — главный принцип построения, функционирования и развития любых систем.

Системный анализ может выполняться в следующей последовательности:

1. Постановка проблемы.

2. Расширение проблемы до проблематики.

З. Выявление целей.

4. Формирование критериев.

5. Агрегирование критериев.

6. Генерирование альтернатив и выбор с использованием критериев наилучшей из них.

7. Оценка и анализ внешней среды организации.


8. Выявление сильных и слабых сторон организации.

9. Анализ стратегических альтернатив.

10. Выбор формализации (моделей и ограничений) для решения проблемы.

11. Выбор стратегии. Определение уровня риска, эффективности прошлых стратегий, фактора риска.

12. Построение системы.

13. Использование результатов проведенного системного исследования.

14. Реализация стратегии.

15. Оценка стратегии.

Таким образом, процесс принятия управленческих решений предполагает наличие формализованной процедуры ее выполнения. Этот процесс можно представить как набор строго последовательных действий, предпринимаемых высшим руководством организации или специалистами и направленных на обоснование комплексных планов, предназначенных для обеспечения глобальных целей (миссии) организации.

Для каждого из этапов системного анализа существует определенный набор инструментов и методов, позволяющий выполнить процедуры и получить ответ на вопрос, сформулированный для каждого этапа.

Список литературы


  1. Башкатова Ю.И. Управленческие решения / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. – М., 2009.

  2. Журнал «Генеральный директор» // Павел Гагарин / Управленческие решения в условиях неопределенности// №4 (52) Апрель 2010 г.

  3. Журнал "Программные продукты и системы" // А.И. Павлов, А.Ю. Юрин / Система поддержки принятия решений в задачах группового выбора // № 2 за 2011 г.

  4. Круглова Н.Ю. Хозяйственное право. Учебное пособие. 2-е изд. - М.: Издательство РДЛ, 2007.
  5. Павлов Н.В. Система поддержки принятия решений для задач управления продуктом // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2011. - № 4 (28).


  6. Принятие управленческих решений: Учебник / В.С. Юкаева, Е.В. Зубарева, В.В. Чувикова. – М.: «Дашков и К», 2011.

  7. Системный анализ в менеджменте: Учеб. Пособие / В.Н. Попов, В.С. Касьянов, Н.П. Савченко. Под ред. В.Н. Попова. - М.: Кнорус, 2009.

  8. Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений: Учебник для вузов. - М.: Юнити-Дана, 2008.

  9. Титова Н.Л. Разработка управленческих решений, 2004 

  10. Фатхутдинов Р. А. Управленческие решения: Учебник. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М. — 2008.