reforef.ru 1

Контрольная работа


На тему: «Общение. Структура общения»

I. Общение. Структура общения
1. Понятие и виды общения

Рассматривая образ жизни различных высших животных и человека, мы замечаем, что в нем выделяются две стороны: кон­такты с природой и контакты с живыми существами. Первый тип контактов мы назвали деятельностью. Второй тип контактов характеризуется тем, что взаимодействующими друг с другом сторонами являются жи­вые существа, организм с организмом, обменивающиеся ин­формацией. Этот тип внутривидовых и межвидовых контактов называют общением.

Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные фор­мы, становясь осознанным и опосредствованным речью. В об­щении выделяются следующие аспекты: содержание, цель и средства. Содержание — это информация, которая в межиндивиду­альных контактах передается от одного живого существа к друго­му. Содержанием общения могут быть сведения о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии живого суще­ства.

Содержанием общения может стать информация о состоя­нии внешней среды, передаваемая от одного живого существа к другому, например, сигналы об опасности или о присутствии где-то поблизости положительных, биологически значимых фак­торов, скажем, пиши.

У человека содержание общения значительно шире, чем у животных. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире, богатый, прижизненно приоб­ретенный опыт, знания, способности, умения и навыки. Чело­веческое общение многопредметно, оно самое разнообразное по своему внутреннему содержанию.

Цель общения — это то, ради чего у человека возникает дан­ный вид активности. У животных целью общения может быть побуждение другого живого существа к определенным действиям, предупреждение о том, что необходимо воздержаться от ка­кого-либо действия. Мать, например, голосом или движением предупреждает детеныша об опасности; одни животные в стаде могут предупреждать других о том, что ими восприняты жиз­ненно важные сигналы.


У человека количество целей общения увеличивается, в них помимо перечисленных выше включаются передача и получе­ние объективных знаний о мире, обучение и воспитание, со­гласование разумных действий людей в их совместной деятель­ности, установление и прояснение личных и деловых взаимо­отношений, многое другое.

Не менее существенны отличия, средств общения. Послед­ние можно определить как способы кодирования, передачи, пе­реработки и расшифровки информации, передаваемой в про­цессе общения одного живого существа другому.

Кодирование информации — это способ передачи ее от одного живого существа к другому. Информация может людьми передавать­ся и восприниматься на расстоянии, через органы чувств (на­блюдения со стороны одного человека за движениями другого или восприятие производимых им, звуковых сигналов).

У человека, кроме всех этих данных от природы способов передачи информации, есть немало таких, которые изобре­тены и усовершенствованы им самим. Это - язык и другие знаковые системы, письменность в ее разнообразных видах и формах (тексты, схемы, рисунки, чертежи), технические средства записи, передачи и хранения информации (радио и видеотехника; механическая, магнитная, лазерная и иные формы записей).

В зависимости от содержания, целей и средств общение можно разделить на несколько видов. По содержанию оно может быть представлено как материальное (обмен предметами и продуктами деятельности), когнитивное (обмен знаниями), кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями), мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями), деятелъностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками). При матери­альном общении субъекты, будучи занятыми индивидуальной де­ятельностью, обмениваются ее продуктами, которые, в свою оче­редь, служат средством удовлетворения их актуальных потреб­ностей. При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести друг друга в определенное физическое или психическое состояние. Например, поднять настроение или, напротив, испортить его; возбудить или успокоить друг друга, а в конечном счете — оказать опреде­ленное воздействие на самочувствие друг друга.


Мотивационное общение имеет своим содержанием передачу друг другу определенных побуждений, установок или готовно­сти к действиям в определенном направлении. В качестве при­мера такого общения можно назвать случаи, когда один чело­век желает добиться того, чтобы у другого возникло или исчез­ло некоторое стремление, чтобы у кого-либо сложилась опре­деленная установка к действию, актуализировалась некоторая потребность.

По целям общение делится на биологическое и социальное в соответствии с обслуживаемыми им потребностями. Биологиче­ское — это общение, необходимое для поддержания, сохране­ния и развития организма. Оно связано с удовлетворением ос­новных органических потребностей. Социальное общение пре­следует цели расширения и укрепления межличностных кон­тактов, установления и развития интерперсональных отноше­ний, личностного роста индивида. Существует столько частных целей общения, сколько можно выделить подвидов биологиче­ских и социальных потребностей.

По средствам общение может быть непосредственным и опос­редствованным, прямым и косвенным. Непосредственное обще­ние осуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т.п. Опосредствованное общение связано с использова­нием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией. Это или природные предметы (палка, брошенный камень, след на земле и т.д.), или культурные (зна­ковые системы, записи символов на различных носителях, пе­чать, радио, телевидение и т.п.).

Прямое общение предполагает личные контакты и непосред­ственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения, например, телесные контакты, беседы людей друг с другом, их общение в тех случаях, когда они видят и непос­редственно реагируют на действия друг друга.

Косвенное общение осуществляется через посредников, кото­рыми могут выступать другие люди (скажем, переговоры между конфликтующими сторонами на межгосударственном, межна­циональном, групповом, семейном уровнях).


Среди видов общения можно выделить также деловое и лично­стное, инструментальное и целевое. Деловое общение обычно вклю­чено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир. В отли­чие от делового личностное общение, напротив, сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затра­гивают личность человека: поиск смысла жизни, определение сво­его отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешение какого-либо внутреннего конфликта и т.п.

Важнейшими видами общения у людей являются вербальное и невербальное. Невербальное общение не предполагает исполь­зование звуковой речи, естественного языка в качестве средст­ва общения. Невербальное — это общение при помощи ми­мики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения. Вербальное общение присуще только человеку и в качестве обяза­тельного условия предполагает усвоение языка. По своим комму­никативным возможностям оно гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить. Да и само развитие вербального общения первоначально, непременно опирается на невербальные средства коммуникации.
2. Функции общения

Будучи органически связанным и с жизнью общества в целом, и с непосредственными контактами людей, и с внутренней духовной жизнью человека, общение многообразно по своим функциям. Рас­смотрим основные из них.

Функция первая. Общение является формой существования и проявле­ния человеческой сущности. Истинно человеческое прояв­ляется в нас именно в процессе общения и благодаря ему. «Только в общении, во взаимодействии человека с человеком раскрывается «человек в человеке», как для других, так и для себя». Именно в процессе общения возникли в далеком прошлом человечества — а каждый ребенок проходит этот путь в своем онтогене­зе — феномены, которые делают индивида социальным не в примитивно-стадном, а в истинном смысле этого слова. Это сознание и речь.


Функция вторая. Общение выполняет в коллективной деятельности людей коммуникативно-связующую роль. Генетические кор­ни общения, прежде всего знаковых, речевых форм, — в совместной практической деятельности. Общение — важнейшее условие успеха такой деятельности. Видимо, генетически это первая функция общения, несомненно, высоко ценимая людьми.

Функция третья. Общение представляет важнейшую жизненную по­требность человека, условие его благополучного индивиду­ального существования. Общение выступает как важнейшее условие формирования и изменения психического облика человека. По мнению многих исследователей, поведение, деятельность и отно­шение ребенка к миру и самому себе в значительной сте­пени определяется его общением со взрослым. Как отме­чал Д. Б. Эльконин, ребенок — это всегда два человека — он и взрослый. Постепенно внешние формы взаимодей­ствия ребенка и взрослого трансформируются во внут­ренние психические функции и процессы, а также в самостоятельную произвольную внешнюю деятельность ребенка.

Четвертая функция. Общение играет психотерапевтическую, под­тверждающую роль в жизни человека любого возраста. «Подтверждение «я» со стороны другого и постоянная потребность в нем — это и есть те факторы, которые де­лают человеческое общение чем-то существенно боль­шим, нежели простой информационный обмен, мини­мально необходимый для самозащиты и выживания» — это мнение П. Вацлавика и его коллег.
3. Структура общения.

Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона - организация вза­имодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Коммуникация в узком смысле слова-в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями и др. Первоначально это процесс был включен в совместную деятельность и лишь позже пришло его «выделение» - психологическая спецификация. Коммуникация понимается как процесс обмена информацией. С точки зрения теории информации фиксируется лишь формальная сторона общения: как информация передается, но в условиях человеческого общения информация не только передается, но формируется, уточняется, развивается.

Общение как взаимодействие (интерактивная сторона). В ходе совместной деятельности участникам не только важно обменяться информацией, но и организовать обмен действиями, спланировать общую деятельность. При этом планировании возможна такая регуляция действий одного индивида «планами созревшими в голове другого», которая и делает деятельность действительно совместной, когда ее носителем будет выступать уже не отдельный индивид, а группа. Таким образом, фиксируется не только обмен информацией, но и организуются совместные действия, позволяющие группе реализовать некоторую общую для ее членов деятельность.

Общение как познание людьми друг друга (перцептивная сторона общения). Для понимания целей и мотивов, установок партнера по взаимодействию и принятия, разделения этих установок большое значение имеет тот факт, как воспринимается партнер по общению. Процесс восприятия одним человеком другого выступает, как обязательная составная часть общения и условно может быть названа перцептивной стороной общения.


Социальная перцепция – процесс с активной обратной связью, непременно включающий в себя понимание. Образ человека, формирующийся в процессе восприятия несет информационную нагрузку и играет регулирующую роль в процессах взаимодействия, помогает выстраивать линию поведения по отношению к воспринимаемому человеку.
4. Техника и приемы общения

Содержание и цели общения являются его относительно не­изменными составляющими, зависящими от потребностей че­ловека, не всегда поддающихся сознательному контролю. То же самое можно сказать и о наличных средствах общения. Этому можно обучаться, но в гораздо меньшей степени, чем технике и приемам общения. Под средствами общения понимается то, ка­ким образом человек реализует определенное содержание и це­ли общения. Зависят они от культуры человека, уровня развития воспитания и образования. Когда мы говорим о развитии у человека способностей, умений и навыков общения, мы, преж­де всего, имеем в виду технику и средства общения.


Техника общения — это способы преднастройки человека на общение с людьми, его поведение в процессе общения, а при­емы — предпочитаемые средства общения, включая вербальное и невербальное.

Прежде чем вступать в общение с другим человеком, необ­ходимо определить свои интересы, соотнести их с интересами партнера по общению, оценить его как личность, выбрать наи­более подходящую технику и приемы общения. Затем, уже в процессе общения, необходимо контролировать его ход и peзультаты, уметь правильно завершить акт общения, оставив у партнера соответствующее, благоприятное или неблагоприятное, впечатление о себе и сделав так, чтобы в дальнейшем у него возникло или не возникло (если этого желания нет) стрем­ление продолжать общение.

На начальном этапе общения его техника включает такие,
элементы, как принятие определенного выражения лица, позы,
выбор начальных слов и тона высказывания, движений и жестов, привлекающих внимание партнера действий, направленных на его преднастройку, на определенное восприятие сооб­щаемого Выражение лица должно соответствовать трем моментам: цели сообщения, желаемому результату общения и демонстрируемому отношению к партнеру. Выбор начальных слов и тона, инициирующих акт общения, также оказывает определенное впечатление на партнера. На­пример, официальный тон означает, что партнер по общению не настроен устанавливать дружеские личные взаимоотноше­ния. Той же цели служит подчеркнутое обращение на «Вы» к знакомому человеку.

В процессе общения применяются некоторые другие виды техники и приемы разговора, основанные на использовании так называемой обратной связи. Под ней в общении понимается техника и приемы получения информации о партнере по обще­нию, используемые собеседниками для коррекции собственно­го поведения в процессе общения.

Обратная связь включает сознательный контроль комму­никативных действий, наблюдение за партнером и оценку его реакций, последующее изменение в соответствии с этим собственного поведения. Обратная связь предполагает уме­ние видеть себя со стороны и правильно судить о том, как партнер воспринимает себя в общении. Малоопытные собе­седники чаще всего забывают об обратной связи и не умеют ее использовать.


Механизм обратной связи предполагает умение партнера со­относить свои реакции с оценками собственных действий и де­лать вывод о том, что явилось причиной определенной реакции собеседника на сказанные слова. В обратную связь также вклю­чены коррекции, которые вносит общающийся человек в соб­ственное поведение в зависимости от того, как он воспринима­ет и оценивает действия партнера. Умение использовать обрат­ную связь в общении является одним из важнейших моментов, входящих в процесс коммуникации и в структуру коммуника­тивных способностей человека.

Коммуникативные способности — это умения и навыки об­щения с людьми, от которых зависит его успешность. Люди разного возраста, образования, культуры, разного уровня пси­хологического развития, имеющие различный жизненный и про­фессиональный опыт, отличаются друг от друга по коммуника­тивным способностям. Образованные и культурные люди обла­дают более выраженными коммуникативными способностями, чем необразованные и малокультурные.
II. План изучения учителем общения в учебной группе (классе)

Испытуемые: учащиеся 6 класса

Средний возраст учащихся: 11-12 лет

Сроки проведения: 6 дней

1 день: Наблюдение учителем за учащимися 6 класса на уроках, ведение протокола наблюдения.

2 день: «Диагностика групповых отношений в школьном классе»

Упражнение 1 «Рука»

Цель: диагностика сплоченности группы, ее ролевой структуры, лидерства.

Все участники группы должны молча, глазами найти себе па­ру. Ведущий дает участникам группы примерно полминуты для выполнения этого задания, а затем громко произносит: «Рука!» Все участники должны мгновенно показать рукой на человека, кото­рый составляет с ним пару. Если оказывается, что несколько чело­век показывают на одного и того же участника или что на кого-то не показывает никто, опыт повторяется. Упражнение заканчивает­ся, когда вся группа разбивается по команде ведущего на согласо­ванные пары, однако в диагностических целях важно отследить не только и не столько результат и число проб в процессе его дости­жения. Важен сам процесс: реакции членов группы на «выпаде­ние» одного или нескольких членов, которых никто не выбрал или которые никого не выбрали; реакции участников, которым показа­лось, что они нашли пару, а их предполагаемый партнер показал на другого члена группы и т.д. Модификации этого упражнения — «Пальцы» (по команде выбросить одинаковое количество пальцев). Упражнение выявляет лидерство, готовность к принятию группо­вых решений, уровень доверия и взаимопринятия.


Упражнение 2 «Рассаживание по признаку»

Цель: диагностика сплоченности группы, ее ролевой структуры, лидерства.

Участникам группы предлагается рассесться так, чтобы на сту­ле, на котором сейчас сидит ведущий, оказался самый светловоло­сый человек, справа от него — немного более темноволосый и да­лее по кругу так, чтобы самый темноволосый оказался на стуле, который стоит слева от ведущего. Во время упражнения не разре­шается разговаривать. Стиль взаимоотношений в группе будет проявляться в том, как участники без слов советуются друг с дру­гом, сотрудничают, пытаются оказывать давление и т.д. Другой вариант этого упражнения – «Построиться по …» (кругу, квадрату, треугольнику, причем за определенное число отсчитываемых ведущим секунд). Можно усложнить процедуру: предложить стро­иться в определенную фигуру с закрытыми глазами. Упражнение выявляет ведущие способы взаимоотношений в группе, особен­ности принятого нормативного контроля, лидерские процессы.

Упражнение 3 «Выбор лидера»

Цель: диагностика сплоченности группы, ее ролевой структуры, лидерства.

Участники должны молча договориться о том, кто будет лиде­ром дискуссии. На это молчаливое обсуждение группе дается ми­нута, после чего ведущий просит избранного лидера поднять руку. При неудаче игру можно повторить. В этой игре в миниатюре отражаются структура группы и ее история.

Рефлексия: обсуждение с учащимися проведенных упражнений. Дети оценивают насколько им понравились упражнения, чему они их научили.
3 день: продолжение «Диагностики групповых отношений в школьном классе»

Упражнение 1 «Включенность в группу»

Цель: диагностика сплоченности группы, ее ролевой структуры, лидерства.

Ведущий предлагает каждому участнику задуматься над тем, насколько он себя чувствует включенным в группу. Затем он пред­лагает всем молча встать и выстроиться в одну линию таким обра­зом, чтобы у двери стоял человек, который ощущает себя макси­мально включенным в группу, а у противоположной стены тот, кто чувствует себя совершенно не включенным в группу. Все осталь­ные должны расположиться на линии, соединяющей этих участни­ков, причем не рядом, а друг за другом. То, как группа выполня­ет это упражнение и к какому результату приходит, говорит о мно­гом. Вопросы для обсуждения: Кто из участников чувствует себя наиболее слабо включенным в группу? Что мешает вам чувствовать себя более включенным? Что вы сами можете сделать для того, чтобы полнее включиться в группу? Каким образом вам могут по­мочь в этом другие участники? В какой мере результат обсужде­ния оказался неожиданным для вас? Упражнение выявляет уро­вень открытости внутригрупповых отношений, сплоченность.


Упражнение 2 «Групповой образ»

Цель: диагностика сплоченности группы, ее ролевой структуры, лидерства.

Участникам предлагается представить себе, что их группа представляет собой автомобиль, а каждый человек — его опреде­ленная деталь. Далее группе надо решить, кто какой деталью в этом автомобиле является. При этом нет необходимости следовать за реальным устройством машины. У автомобиля, сконструиро­ванного из членов группы, может оказаться три мотора, пять ко­лес и ни одного руля. Что ж, такова реальная групповая ситуа­ция. После упражнения обсуждается, какие роли и групповое по­ведение стоит за той или иной деталью созданного автомобиля. Упражнение выявляет лидерство в группе, структуру эмоцио­нальных отношений, открытость и доверительность.

Упражнение 3 «Найди свое место»

Цель: диагностика сплоченности группы, ее ролевой структуры, лидерства.

Участникам группы предлагается молча походить по помеще­нию, присмотреться к нему, а затем занять то место, которое ка­жется каждому наиболее комфортным: на полу, на стуле, на сто­ле, лицом к центру, лицом к стене и т.д. Эта процедура проходит также без слов. Хорошо, если это упражнение удастся провести в темноте или полумраке. Затем ведущий предлагает осмотреться, соотнести свою позицию с размещением других людей и при жела­нии поменять свое положение или обратиться к кому-то с просьбой переместиться в пространстве. Упражнение заканчивается, когда все заняли те места, которые им нравятся, и отказываются менять их по просьбе других участников. Затем обязательно следует обсу­ждение. Упражнение выявляет уровень сплоченности, открыто­сти отношений, готовность членов группы к взаимоподдержке.

4 день: Социальная психология группы. Социометрический метод в школьной практике.

Социометрический тест включает в себя три важные диагностические процедуры: классическую социометрию, аутосоциометрию, референтометрию.


Классическая социометрия изучает структуру эмоциональных отношений в группе, аутосоциометрия – адекватность представлений членов группы о своем положении в эмоциональной структуре группы, референтометрия выявляет референтных лиц, то есть членов группы, обладающих ценностной привлекательностью.

5 день: Обработка социометрических данных

1) Заполнение социометрической матрицы

2) Построение социограммы

Метод неоконченных предложений (МНП)

Цель: оценка эффекта микросредовых и иных влияний на уче­ника можно использовать МНП. Ученику предлагается закончить специально подобранный перечень неоконченных фраз, касаю­щихся самых разных сторон межличностных отношений и кон­тактов. Окончание фразы может быть любым и ответ отражает эмоциональную реакцию на ситуацию или особенности межлич­ностного восприятия, присущие данному ученику.

Например:

1. У меня впечатление, что наш класс.

2. Бывали случаи, когда я...

3. Мне не нравится, когда люди...

4. Больше всего мне запомнилось, когда в классе произошло...

5. Мне очень важно, чтобы...

6. Самое трудное для меня...

7. Мой классный руководитель...

Обсуждение и выводы. Наибольшего внимания классного руко­водителя должны заслуживать 1) темы, затронутые в большинстве ответов; 2) ожидания, сомнения, высказанные школьниками.

Анкета исследования классного коллектива

Шкала №1 Дражный ли у Вас класс?

Шкала №2 Борется ли Ваш класс с нарушителями дисциплины?

Шкала №3 Оказываете ли Вы помощь по учебе в своем классе?

Шкала №4 Помогают ли Вам в учебе, когда вы в этом нуждаетесь?

Каждая из шкал имеет ряд утверждений, из которых учащиеся выбирают наиболее привлекательные. По шкалам 1, 2, 3, 4 находится средний индекс класса

  1. мнение среднего ученика;

  2. количество участвующих в опросе учеников.

6 день: Обработка МНП и анкеты исследования классного коллектива