reforef.ru 1
Министерство образования и наука РФ


ГОУ ВПО ВОЛГО-ВЯТСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ФИЛИАЛ ГОУ ВПО ВОЛГО-ВЯТСКОЙ АКАДЕМИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В Г. ЧЕБОКСАРЫ ЧУВАШСКОЙ

РЕСПУБЛИКИ

Контрольная работа


Способы размещения государственных и муниципальных заказов

Направление: Государственные и

муниципальные финансы

Чебоксары 2011

План.


  1. Понятие и предмет государственного контракта.

  2. Стороны государственного контракта.

  3. Условия государственного контракта.

  4. Форма государственного контракта.

  5. Правовое регулирование государственного контракта.

  6. Заключение государственного контракта.

  7. Расторжение государственного контракта.

  8. Обеспечение исполнения государственного контракта.

  1. Понятие и предмет государственного контракта.

Сегодня государство, как и прежде, нуждается в ответственных и добросовестных исполнителях тех или иных видов работ, услуг, в поставщиках различных товаров. С целью поиска исполнителей и поставщиков на различных открытых площадках размещаются госзаказы, и их количество постоянно растет. Иными словами, государство становится организатором тендеров, конкурсных торгов, аукционов. После проведения, которых подписываются государственные контракты с победителями.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона N 94-ФЗ от 21 июля 2005 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" под государственным
или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Главной отличительной чертой государственного контракта является особая цель использования товаров (услуг, работ), а именно их закупка для государственных или муниципальных нужд, в том числе в государственный резерв. Государственными нуждами (федеральными и региональными) являются потребности Российской Федерации в продукции (услугах, работах), необходимой для решения задач жизнеобеспечения, обороны и безопасности страны, а также для реализации государственных целевых программ. Специфика предмета видов госконтракта , в свою очередь, обусловливает и особый состав его участников, структуру договорных связей, порядок заключения и исполнения.


Проект государственного контракта определяет права и обязанности государственного заказчика и поставщика (исполнителя, подрядчика) по обеспечению федеральных государственных нужд и регулирует отношения поставщика (исполнителя, подрядчика) с государственным заказчиком при выполнении госконтракта .

Проектом государственного контракта могут быть предусмотрены контроль со стороны государственного заказчика за ходом работ по выполнению государственного контракта и оказание консультативной и иной помощи поставщику (исполнителю, подрядчику) без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность последнего. По решению Правительства РФ государственный заказчик может вносить необходимые изменения в госконтракт или прекращать действие государственного контракта при условии возмещения им убытков поставщику (исполнителю, подрядчику) в соответствии с действующим законодательством.

В отношении подряда для государственных и муниципальных нужд для госконтракта устанавливается специальный правовой режим, в частности, связанный со строительными, проектными и изыскательскими работами, направленными на удовлетворение государственных и муниципальных потребностей и финансирующимися за счет государственных и муниципальных средств.

Также важной особенностью государственных контрактов является порядок его заключения - государственный контракт или муниципальный контракт заключается на основе государственного заказа, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Из приведенного в ФЗ "О размещении заказов" и ГК РФ определения государственного контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд следует, что он является консенсуальным, возмездным и взаимным.

Как следует из понятия государственного контракта, предметом государственного контракта для государственных или муниципальных нужд является продукция (услуга, работа), предназначенная для обеспечения государственных или муниципальных нужд - это любые товары, приобретаемые для использования в хозяйственных целях, в том числе для предпринимательской деятельности, оказание услуг, выполнение подрядных (строительных) работ для государственных или муниципальных нужд. Как правило это вещи, определяемые родовыми признаками (числом, мерой, весом), т.е. товары массового, серийного производства.


Предметом государственного контракта могут быть товары иностранного производства только в случаях, когда производство аналогичной продукции в Российской Федерации невозможно или экономически нецелесообразно.

Приобретение недвижимого имущества, предназначенного для государственных нужд, согласно понятию государственного контракта производится на основе договора купли-продажи недвижимости, а не договора поставки для государственных нужд.

Продукция (услуги, работы) как предмет государственного контракта должны соответствовать обязательным требованиям государственных стандартов и особым условиям, устанавливаемым этим контрактом.


  1. Стороны государственного контракта.

Стороны в государственном контракте - это государственный заказчик и поставщик (исполнитель, подрядчик). Состав участников (субъектный состав) и ответственность по государственному контракту различны в договоре на поставку товаров для государственных нужд и остальных государственных контрактах.

Поставщиком в государственном контракте, и в заключенном на его основе договоре поставки товаров для государственных нужд является одно и то же лицо - предприниматель, он несет весь объем ответственности по государственному контракту.

Другой стороной в государственном контракте является государственный заказчик. Закон не называет его покупателем, что не случайно, так как во многих случаях товары передаются не самому заказчику, а указанному им лицу, которое и является собственно покупателем.

Государственными заказчикми могут выступать:

  • федеральный (муниципальный) орган исполнительной власти;

  • федеральное (муниципальное) казенное предприятие или учреждение;

  • федеральные контрактные корпорации;

  • негосударственные коммерческие организации (организация госзакупок частным компаниям за счет государственного бюджета).

Государственный заказчик обеспечивается финансовыми ресурсами из соответствующего бюджета и являются значительными фигурами. Именно он влияет на содержание госконтракта (выбирает поставщика, устанавливает цену), ведет государственную политику в области закупок для государственных нужд.


В тех случаях, когда стороной государственного контракта выступает само государство в лице своих федеральных органов исполнительной власти, оно выступает как особое частное лицо, равноправное с другими участниками договора, соответственно несет ответственность по государственному контракту.

Покупателем по договору поставки для государственных нужд может быть любое юридическое лицо, хотя чаще всего в этой роли выступают коммерческие организации.

Поставщик (исполнитель, подрядчик) для участия в процедуре по размещению заказов на закупки продукции для государственных или муниципальных нужд должен удовлетворять квалификационным требованиям.


  1. Условия государственного контракта.

Условия государственного контракта могут быть существенными и дополнительными.

Существенные условия договора (абз.2 п.1 ст.432 ГК РФ) - это условия о предмете договора, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Существенным условием государственных контрактов является предмет и срок государственного контракта, в строительном подряде также существенным условием является цена договора.

В соответствии со статьей 9 части 4.1 ФЗ – 94 «О размещении заказов» цена государственного контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев, за исключением случаев, установленных частями 6, 6.2 и 6.3 настоящей статьи. Оплата поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг осуществляется по цене государственного контракта.

В статье 9 части 10 ФЗ – 94 определено обязательное условие госконтракта об ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом.


Дополнительные условия договора - это условия договора, предусмотренные в соответствующих нормативных актах и автоматически вступающие в действие в момент заключения договора, не требующие согласования сторон.

Дополнительными условиями государственного контракта являются:

Продукция, поставляемая по государственному контракту, должна соответствовать обязательным требованиям государственных стандартов и особым условиям государственного контракта (ФЗ от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд").

При исполнении условий государственного контракта не допускается перемена поставщика, за исключением случаев, если новый поставщик является правопреемником поставщика по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения (п.6.1 ст.9 ФЗ от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд").

И другие дополнительные условия госконтракта, предусмотренные законом.

Случайное условие - условие, которое включается в содержание договора только по усмотрению сторон. Случайные условия либо дополняют обычные условия, то есть вводят такие условия, которых в законе не предусмотрено, либо изменяют эти обычные условия, которые зафиксированы в законе. Если случайное условие отсутствует в тексте договора, то это не влияет на действительность договора.


  1. Форма государственного контракта.

Государственный контракт и договор поставки для государственных нужд, равно как и заказ и извещение о прикреплении, должны оформляться в письменной форме. Как следует из ст.528-529 ГК РФ, государственный контракт и договор поставки заключаются путем подписания сторонами одного документа, причем протокол разногласий является его составной частью.

  1. Правовое регулирование государственного контракта


В соответствии с п.2 ст.525 ГК РФ, к отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522), если иное не предусмотрено правилами ГК РФ. К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной параграфом 4 главы 30 ГК РФ, применяются иные законы.

Подрядные отношения по государственному контракту регулируются §5 гл.37 ГК РФ и иными законами.

Существует довольно много законов и подзаконных актов, предметом которых является обеспечение государственных нужд. Среди них, прежде всего, следует назвать Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. № 213-ФЗ "О государственном оборонном заказе", Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 79-ФЗ "О государственном материальном резерве", Федеральный закон от 2 декабря 1994 г. № 53-ФЗ "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд", "Основные положения порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд в Российской Федерации (утв. постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 14 августа 1993 г. № 812). Эти законы устанавливает общие правовые и экономические принципы и порядок формирования, размещения и исполнения на контрактной (договорной) основе заказов на закупку и поставку товаров, работ, услуг для федеральных государственных или муниципальных нужд предприятиями, организациями и учреждениями независимо от форм собственности, расположенными на территории РФ.
  1. Заключение государственного контракта.


Государственный или муниципальный контракт заключается на основе государственного заказа, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Порядок заключения государственных контрактов (госконтракт) и обладают значительными особенностями:

Специальный субъектный состав. Государственным заказчиком может быть федеральный (муниципальный) орган исполнительной власти, федеральное (муниципальное) казенное предприятие или учреждение. Государственные заказчики обеспечиваются финансовыми ресурсами из соответствующего бюджета. Партнером государственного заказчика является поставщик. Для участия в процедуре по размещению заказов на закупки продукции для государственных нужд юридические и индивидуальные предприниматели должны удовлетворять квалификационным требованиям.

Продукция (услуги, работы) по государственному контракту, должны соответствовать обязательным требованиям государственных стандартов и особым условиям, устанавливаемым контрактом.

Госконтракт – это серьезный юридический документ, где должны быть четко прописаны объем работ, их стоимость и сроки выполнения. В госконтракте необходимо указывать меры обеспечения исполнения госконтракта (банковские гарантии, передача подрядчиком финансовых средств госзакупщику в качестве залога или же страховой полис). Только после того, как победитель конкурса (тендера) предоставляет обеспечение исполнения (до 30% от стоимости контракта), может быть заключен госконтракт.

Заключение государственного контракта обычно состоит из нескольких этапов:

Определение потребностей (нужд) государства в тех или иных товарах завершается выдачей государственного заказа на его поставку. Этот заказ определяет номенклатуру товаров, примерные сроки и цены, а также другие условия поставок, которые будут включены в будущий текст контракта и договора. Это является первым и важным этапом в заключении госконтракта.


Размещение государственного заказа может происходить как открытым способом (проведение конкурсов, торгов и аукционов), так и закрытым (непосредственный выбор конкретного поставщика). Для поставщиков, занимающих доминирующее положении на рыке соответствующих товаров (монополистов) принятие госзаказа обязательно. Уклонение от заключения государственного контракта влечет за собой уплату поставщиком неустойки, равно цене товаров в госзаказе.

Принятие госзаказа поставщиком порождает обязанность заключения государственного контракта. Проект госконтракта разрабатывается обычно государственным заказчиком.

Поставщик, получивший проект государственного контракта обязан подписать его в тридцатидневный срок и вернуть один экземпляр государственному заказчику либо уведомить об отказе от заключения госконтракта. В последнем случае государство имеет право принудить поставщика к заключению государственного контракта через суд (п.5 ст.528 ГК РФ).

В течение трех рабочих дней со дня заключения государственного или муниципального контракта заказчики направляют указанные в пунктах 1 - 7 части 2 статьи 9 ФЗ - 94 сведения соответственно в уполномоченные на ведение реестров контрактов федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления. Сведения, указанные в пункте 8 части 2 настоящей статьи, направляются заказчиками в указанные органы в течение трех рабочих дней со дня исполнения или расторжения государственного или муниципального контракта.

В реестрах контрактов должны содержаться следующие сведения:

1) наименование заказчика;

2) источник финансирования;

3) способ размещения заказа;

4) дата проведения аукциона, подведения итогов конкурса или итогов проведения запроса котировок и реквизиты документа, подтверждающего основание заключения контракта;

5) дата заключения контракта;

6) предмет, цена контракта и срок его исполнения;


7) наименование, место нахождения (для юридических лиц), фамилия, имя, отчество, место жительства, идентификационный номер налогоплательщика (для физических лиц) поставщика (исполнителя, подрядчика);

8) сведения об исполнении контракта.

При несогласии поставщика с отдельными условиями проекта госконтракта, он все равно обязан заключить (подписать в тридцатидневный срок) его, однако, он обязан разработать протокол разногласий и приложить его к государственному контракту.

В течение тридцати дней государственный заказчик обязан принять меры по урегулированию возникших разногласий и известить поставщика о заключении государственного контракта или отказе от заключения.

По общему правилу, обязанность заключения государственного контракта лежит только на поставщике, тогда как покупатель вправе отказаться от заключения госконтракта или потребовать уменьшения количества поставляемых товаров. В таком случае поставщик обязан известить государственного заказчика об этом и вправе потребовать от него прикреплений к другому покупателю.


  1. Расторжение государственного контракта.

Расторжение государственного контракта допускается по соглашению сторон или решению суда по основаниям расторжения государственного контракта, предусмотренным гражданским законодательством (п.8 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94).

Государственный заказчик вправе потребовать досрочного расторжения госконтракта в случаях:

с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (исполнителем, подрядчиком) своих обязательств по государственному контракту;

в случае просрочки (нарушения сроков) исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом.

Если до расторжения государственного контракта или муниципального контракта поставщиком (исполнителем, подрядчиком) частично исполнены обязательства по такому контракту, при заключении нового государственного или муниципального контракта количество поставляемого товара, объем выполняемых работ, оказываемых услуг должно быть уменьшены с учетом выполненных поставщиком обязательств.


Права поставщика в досрочном расторжении государственного контракта законодательством не предусмотрены, таким образом, поставщик вправе потребовать досрочного расторжения государственного контракта только в случаях, предусмотренных контрактом.


  1. Обеспечение исполнения государственного контракта.

Правовой основой страхования ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по государственным (муниципальным) контрактам является Федеральный закон «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» №94-ФЗ от 21.06.2005 года. Согласно закону, государственный заказчик имеет право установить в конкурсной документации требование обеспечения исполнения государственного контракта, которое может быть представлено в форме банковской гарантии; договора страхования ответственности по контракту или передачи заказчику в залог денежных средств (депозит). Размер такого обеспечения зависит от начальной стоимости контракта, но не может быть меньше размера аванса по государственному контракту.

При этом страхование, по сравнению с двумя другими мерами, имеет очевидные преимущества. Залог требует отвлечения оборотных средств предприятий на длительный срок, что совершенно не интересно для бизнеса, да и не каждое предприятие может позволить себе такое отвлечение; банковская гарантия – это фактически безакцептное списание денежных средств (бесспорное списание денежных средств со счетов организации без решения суда или иного органа) со счета кредитного учреждения, выдавшего гарантию, при неисполнении госконтракта, при этом гарант имеет полное право наложить регресс на исполнителя госконтракта (ситуация, когда у гаранта исполнения государственного контракта, в случае неисполнения подрядчиком своих обязательств перед заказчиком, появляется право после оплаты обязательства подрядчика требовать с него возмещения своих расходов), то есть в любом случае ущерб заказчику будет возмещен из средств предприятия, просто средства в определенном виде будут зарезервированы кредитным учреждением, выдающим банковскую гарантию. Страховщик же не имеет в данном случае никаких прав регресса к страхователю, а стоимость страхования зачастую гораздо ниже стоимости банковской гарантии, которая для разных предприятий будет варьироваться от 1,5 до 6%.


Несмотря на то, что Федеральный закон «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» вступил в силу 1 января 2006 года, страхование ответственности как форма дополнительной гарантии исполнения госконтракта получило свое активное развитие уже в 2007 году. Ранее страхование как мера обеспечения использовалась не достаточно активно, поскольку в законе не была точно прописана процедура определения страховой суммы.

Обеспечение исполнения обязательств по государственному контракту - юридические меры, имеющие своей целью снижение вероятности неудовлетворения интересов государственного заказчика как стороны обязательства при исполнении обязательств, предусмотренных государственным или муниципальным контрактом.

Размер обеспечения исполнения контракта:

Размер обеспечения исполнения контракта не может превышать тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), указанной в извещении о проведении открытого конкурса(аукциона).

В случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик, уполномоченный орган обязаны установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), или в случае, если размер аванса превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), в размере, не превышающем на двадцать процентов размер аванса, но не менее чем размер аванса.

В случае установления заказчиком, уполномоченным органом требования обеспечения исполнения контракта при размещении заказа на две и более поисковые научно-исследовательские работы указанное требование устанавливается в отношении каждого контракта на выполнение таких работ и размер обеспечения исполнения контракта устанавливается исходя из начальной (максимальной) цены лота пропорционально количеству этих контрактов.


Способ обеспечения исполнения обязательства из перечисленных в настоящей части способов определяется участником размещения заказа самостоятельно.На текущий момент на территории Российской Федерации выдачей договоров поручительства занимается Первая Тендерная Компания..

От обеспечения исполнения освобождены только бюджетные организации, например, ГОУ или же ГУ. Однако, помните о том, всевозможные коммерческие или унитарные организации, которые полностью, либо частично находятся в собственности государства, не являются бюджетными.

Согласно внесенным изменениям 2 августа 2010 г. в Закон № 94-ФЗ от 21.07.2005 в качестве обеспечения контракта принимаются только банковская гарантия и поручительство по контракту.

Используемая литература:


  1. Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ (ред. от 20.04.2007) "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (принят ГД ФС РФ 08.07.2005) http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=67847

  2. Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 308-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" http://www.rg.ru/2008/12/31/goszakaz-izmenenia-dok.html

  3. Государственный контракт (госконтракт) – проекты http://www.quickdoc.ru/dogovor/gosudarstvennye_kontrakty/

  4. Смотрицкая И.И. Экономика государственных закупок / И.И. Смотрицкая. - М.: Книжный дом "Либроком", 2009. - 312 с.

  5. Страховое обеспечение исполнения госконтракта http://www.ininfo.ru/mag/2008/2008-08/2008-08-001.html