reforef.ru 1
Значение связной речи в жизни дошкольника очень велико. Во-первых, качество речи определяет готовность ребенка к школьному обучению. Во-вторых, от уровня развития связной речи зависит успеваемость будущего ученика: его ответы у доски, написание изложений, сочинений и т.д. И наконец-то, без умения четко формулировать свои мысли, образно и логично рассуждать невозможно полноценное общение, саморазвитие личности.


Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

Развитие связной речи детей осуществляется прежде всего при обучении рассказыванию, которое начинается с простого пересказа коротких литературных произведений с несложным содержанием и доводится до высших форм самостоятельного творческого высказывания.

Напомню: Существует - рассказывание по картине; Рассказывание по игрушке; Рассказывание из опыта; Творческие рассказы ( придумывание продолжения, завершения рассказа, а далее придумывание рассказа или сказки по плану.

Многолетние исследования показали, дети с нарушением речи ( но и нередко и с нормой) при формировании связной речи нуждаются во вспомогательных средствах, которые облегчают и направляют процесс становления связной речи.

Одним из таких факторов – является наглядность по поводу которой происходит речевой акт. В качестве второго вспомогательного средства выделяют моделирование плана высказывания. ( На значимость которого указывал известный психолог Л.С. Выгодский)

Виды рассказывания ( с учетом этих двух факторов) можно расположить в порядке постепенного убывания наглядности, и «свертыванию» смоделированного плана.

Выделяют:

- пересказ рассказа, составленного по демонстрируемому действию;

- пересказ рассказа с использованием фланелеграфа;

- пересказ рассказа с использованием сюжетных картинок;

- составление рассказа по серии сюжетных картинок;

- пересказ рассказа с использованием одной сюжетной картинки;

- составление рассказа по одной сюжетной картинке;

Представленная система создавалась , апробировалась и уточнялась автором этой методики заслуженным логопедом России в течение 30 лет. Особенности её в том, что, последовательно применяя перечисленные этапы обучения, можно сформировать связную речь даже у тех детей , которые изначально не владеют развернутыми смысловыми высказываниями, подменяя их перечислением предметов, действий либо набором непоследовательных фраз. Пособие Т.А. Ткаченко «Формирование связной речи у дошкольника 4-6 лет» рекомендовано Министерством образования Р.Ф.


Этими видами рассказывания предлагают ограничить работу над связной речью на 1-ом этапе. В дальнейшем используем

-описание предметов, рассказывание детей из опыта, творческие рассказы (придумывание продолжения, завершения рассказа; придумывание рассказа или сказки по плану.

Пересказ- является сравнительно простым видом речевой деятельности и представляет собой связное воспроизведение прослушанного текста. Следует напомнить , что пересказ это не механическое воспроизведение текста . Он обязательно включает в себя некий творческий элемент. Пересказывая ребенок может пользоваться готовой формой и излагать готовое содержание но, осмысливая текст , он передает его свободно. Важно правильно подобрать тексты для пересказа - можно использовать рассказы Ушинского, Толстого, отрывки Бианки, адаптированные сказки.

Я подготовила небольшую подборку текстов см. Приложение №1.

Педагоги должны хорошо знать какую структуру имеет занятие по пересказу:

- вводная часть

- первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе

- беседа с целью уточнения содержания, привлечения внимания детей к языку произведения.(беседа должна проходить живо, чтобы не ослабить эмоционального впечатления от прослушанного текста. Главным методическим приемом в беседе выступают вопросы педагога;

- вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ;( в этом случае произведение воспринимается детьми уже с учетом предстоящей речевой деятельности)

-пересказ несколькими детьми ( можно перед заслушиванием очередного пересказа дать установку –быть готовым помочь товарищу в случае затруднения, суметь дополнить пересказ и т.д.)

- оценка работы детей.(Педагог должен отметить положительные моменты и недостатки, но необходимо поощрять старания ребенка. Отмечаем также с каким вниманием дети слушали пересказ своего товарища;

На занятиях рекомендуется использовать различные способы пересказа. Например, короткий текст ребенок может изложить от начало до конца. Более длинное произведение можно пересказывать коллективно, по частям: один начинает, другие продолжают и заканчивают. Здесь дети могут получить первоначальный опыт пересказа в лицах- от первого лица- от лица героя.


Таким образом, пересказ литературных произведений оказывает заметное влияние на речевую деятельность дошкольников. Дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают образные слова, учатся владеть родным языком. Они более творчески начинают строить свои собственные рассказы- на темы из личного опыта, на предложенный сюжет. Поэтому следует чаще использовать влияние пересказа на формирование связной речи детей.

Дети с ОНР испытывают большие затруднения при описании предметов. Но и дети с нормой в речевом развитии испытывают трудности связанные с самостоятельным определением при рассмотрении предмета его главных признаков и свойств; установление последовательности в изложении выявленных признаков; удержанием в памяти этой последовательности.

Учитывая это логопедом – практиком заслуженным учителем Российской Федерации были разработаны схемы для составления описательных и сравнительных рассказов в рамках наиболее типичных групп предметов. Таких как игрушки, одежда, животные, посуда и др.

Литература

1. Гербова Г.Г. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет. – М.,1987.

2. Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи у дошкольника 4-6 лет. – М.,2007.

3. Сохина Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. – М.,1979.