reforef.ru 1

Методические советы по изучению


основных элементов русского народного танца

Описание движений в основном дается в чистом виде, вне комбинаций. Все элементы в учебнике разбираются по степени трудности от простых к сложным, что дает возможность их последовательно осваивать. Часть элементов для удобства из­учения объединена в разделы или группы.

Разучивать и исполнять элементы русского народного танца, а также танцевальные комбинации, сочиненные из различных эле­ментов, нужно только на середине зала. Исполнение, как отдель­ных элементов, так и комбинаций на середине зала дает исполни­телю полное раскрепощение, создает большую свободу передви­жения, возможность донести характер движения и его манеру, усилить выразительность и усложнить координацию и технику исполнения. Руки и корпус исполнителя при этом находятся в тех естественных условиях, в которых зарождался и бытует в настоя­щее время данный элемент. Это дает возможность учащимся с меньшей затратой времени и сил переносить различные движения в какой-либо этюд или танец. Если учащийся держится за станок одной или двумя руками, он в какой-то степени скован, а значит, ему не всегда удается передать характер русского народного тан­ца, а самое главное — манеру исполнения и индивидуальность. Часто при исполнении какого-либо движения у станка, а особенно комбинации, характер русского танца настолько теряется, что его можно узнать лишь по мелодии, сопровождающей это движение или комбинацию. Можно сделать исключение для разучивания ряда трудных элементов, например полных присядок, полуприся­док, части прыжков и некоторых других. элементов, по усмотре­нию педагога. Но и в этом случае разучивание движений у станка служит лишь тренировкой, подготовкой мышц и корпуса учащихся к выполнению этих движений на середине.

В процессе прохождения основных элементов необходимо об­ращать большое внимание на пластичность исполнения движений, на совершенствование технических приемов, развитие мастерства у учащихся, а самое главное — на развитие индивидуальных спо­собностей и выявление творческой индивидуальности.


При описании элементов в основном дается одно, наиболее удобное для изучения положение рук, корпуса и головы. В даль­нейшем, в зависимости от восприятия учащимися данного движе­ния, педагог может усложнять его, добавляя более разнообразные положения рук, корпуса и головы.

При изучении основных элементов необходимо требовать от учащихся согласованного движения ног, рук, корпуса и головы, то есть координации движений. Координация помогает исполните­лю обрести свободу, мягкость, пластичность и больше подчерк­нуть характер, настроение, манеру и выразительность движения.

Каждый освоенный элемент необходимо развивать и усложнять, не соединяя его с другими элементами: постепенно увеличивать темп музыкального сопровождения, усложнять координацию рук, корпуса и головы, видоизменять характер и манеру его исполне­ния, усложнять и разнообразить его ритмический рисунок. Услож­няя и совершенствуя каждый отдельный элемент, раскрывая его технические и выразительные возможности, его многообразие, уча­щиеся не только будут сознательно воспринимать основные эле­менты русского танца, но и творчески осваивать их.

По мере освоения элементов их можно соединять на первых порах в небольшие, а в дальнейшем в более сложные танцеваль­ные комбинации. Если элементы хорошо и правильно усвоены и по технике исполнения и по характеру их подачи, то вся комби­нация, составленная из них, будет исполняться в русской манере, в русском характере.

Необходимо развивать у учащихся импровизацию и воображе­ние, давая, по мере освоения элементов задания и на самостоя­тельное усложнение отдельных элементов и на сочинение танце­вальных комбинаций. Импровизация — важная черта русского народного танца, и на это необходимо обращать большое внима­ние в течение всей учебы, как будущих исполнителей, так и буду­щих педагогов.

Темп музыкального сопровождения на первых порах разучива­ния большинства элементов не должен быть быстрым. В дальней­шем, если того требует характер данного элемента, темп убыст­ряется.


Выполнение элементов в большинстве своем происходит на му­зыкальный размер 2/4 (на счет «раз— и», «два — и»), поэтому перед каждым элементом этот музыкальный размер не дается. В тех случаях, когда движение выполняется на другой музыкаль­ный размер, он указывается.

В описании некоторых элементов, бытующих в разных областях России, но имеющих различную манеру исполнения, присущую конкретно той или иной местности, даются их местные, специфи­ческие названия. Специфика исполнения выражается в характере движения рук, корпуса, головы или в своеобразном ритме. Для изучения этих движений необходимо подбирать и соответствующее музыкальное сопровождение. По ходу изучения элементов с мест­ными особенностями исполнения необходимо рассказывать об ис­тории этой местности, о географических условиях, о быте живущих там людей и т. д.. В процессе обучения надо бороться с испол­нительской небрежностью, решительно пресекать грубую или сла­щавую манеру исполнения, поскольку все это не только искажает образ, характер русского человека, но и приводит к фальшивой, псевдорусской манере исполнения.
Основные положения ног

Положений и сочетаний ног, встречающихся в момент пляски, очень много. Они различны и порой неповторимы. Мы выделяем из этих многообразных положений и сочетаний такие положения, которые являются для исполнителя изначальными, с которых он чаще всего начинает то или иное движение либо заканчивает его. Такие положения и являются основными. В русском народном тан­це выделяются три таких основных положения:

1) 1-е свободное положение (рис. 39, а) — ноги свободно, без
напряжения стоят на полу, пятки вместе, носки развернуты под
небольшим углом.

Существует вариант этого положения, когда ноги поставлены рядом и соприкасаются внутренними сторонами стоп. Такое поло­жение называется 1-м прямым положением (иногда 6-й позицией) (рис. 39, б);

2) 2-е свободное положение (рис. 40, а) — ноги стоят свободно, носки развернуты под небольшим углом, пятки находятся на расстоянии стопы друг от друга.


Здесь также существует вариант прямого положения стоп: обе ноги стоят параллельно на расстоянии стопы друг от друга. Это 2-е прямое положение (рис. 40, б);

3) 3-е свободное положение (рис. 41, а) — левая нога стоит свободно, правая нога ставится также свободно, но так, чтобы ее каблук прикасался к середине стопы левой ноги.

Вариант этого положения: обе ноги поставлены рядом и сопри­касаются внутренними сторонами стоп, каблук правой ноги нахо­дится у середины стопы левой. Это 3-е прямое положение (рис. 41, б)
.



Рис. 39. Основные положения ног

а) 1-е свободное; б) 1-е прямое




Рис.40

Основные положения ног

а) 2-е свободное; б) 2-е прямое



Рис. 41. Основные положения ног а) 3-е свободное; б) 3-е прямое

Основные положения рук

Руки в русском танце очень выразительны и разнообразны. В со­четании с движением головы и корпуса они передают характер, настроение исполнителя, придают танцевальному движению наци­ональную окраску. «По рукам узнаю душу твою»,— писал Л. Тол­стой.

В хороводах, плясках, кадрилях, переплясах встречается много различных положений и сочетаний движений рук, идущих от ин­дивидуальности исполнителя, характера танца и местных особен­ностей. Но существуют такие положения рук, которые встреча­ются чаще других, являются общими как для парней, так и для девушек и которые характерны для русской национальной манеры исполнения. Такие положения называются основными. В русском народном танце выделяются четыре основных и одно подготови­тельное положения.


1) Подготовительное (рис. 42) — обе руки свободно опущены вдоль корпуса, кисти повернуты ладонями к корпусу.













2) 1-е положение (рис. 43)—обе руки согнуты в локтях и на­ходятся на талии. Локти направлены в стороны и находятся на одной линии с плечами. Кисть руки не прогибается. У девушек пальцы сжаты в кулачки, тыльная сторона кисти направлена строго вперед. Иногда кулачки как бы раскрыты, но и в том и в дру­гом случае большой палец остается прижатым к указательному пальцу. У парней кисти рук, как правило, обхватывают талию — большой палец сзади, четыре других, сжатых вместе, — спереди. Руки не должны сдвигаться к животу.

Такое положение рук, как у девушек, так и у юношей в народе называют «подбочениться», «подбочиться», то есть подпереться руками. В русской народной песне поется:

Встань, сударь, подопрись,

Всем девицам поклонись.

«руки в боки», «руки самоварчиком» и ряд других. Описывая пляску Наташи Ростовой в романе «Война и мир», Л. Толстой выделил это типичное и яркое положение рук. «Наташа сбросила с себя платок, который был накинут на ней, забежала вперед дядюшки и, подперши руки в боки, сделала движение плечами и стала»

Иногда в некоторых местностях на Урале, в Сибири руки у пар­ней бывают, сжаты в кулачки, как у девушек.

3) 2-е положение (рис. 44) — обе руки, свободные в локтях, под­няты вперед на уровне груди, локти направлены вниз, кисти по­вернуты ладонями вверх, пальцы вытянуты и соединены друг с другом. Это положение характерно для ряда моментов в танце: соединение рук парней и девушек, подача их друг другу, пригла­шение, приветствие хлебом-солью и др. Взгляд при этом открытый, голова поднята.


  1. 3-е положение (рис. 45) — обе руки широко раскрыты в сто­роны на уровне груди, ладони направлены вперед-вверх, пальцы вытянуты и соединены друг с другом. У девушек локти свободны, кисти рук находятся чуть ниже уровня локтей, руки мягкие. У пар­ней руки раскрыты широко, грудь расправлена, руки в локтях более вытянуты, чем у девушек. Это положение создает впечат­ление удали и большой физической силы.

  2. 4-е положение — обе руки скрещены на уровне груди или, как часто говорят, руки сложены «калачиком», сложены накрест и т. д. У девушек левая рука лежит поверх правой, руки свободно при­касаются к корпусу. Кисти рук находятся с внутренней стороны локтя разноименных рук, они как бы спрятаны под локоть, паль­цы собраны вместе и полусогнуты. Это положение рук создает впечатление домашнего тепла. У парней левая рука лежит поверх правой, руки к корпусу не прикасаются. Ладони рук лежат на разноименных руках чуть выше локтя, пальцы собраны вместе. Руки создают впечатление уверенности и силы. Этому настроению соответствует и гордая посадка головы (рис. 46, в). Существуют варианты 4-го положения для девушек.

а) Левая рука лежит поверх правой, руки свободно прикасаются к корпусу. Ладонь правой руки лежит на левой руке, чуть выше локтя, пальцы собраны вместе, кисть левой руки находится с внутренней стороны локтя правой руки, как бы спрятана под ним, пальцы собраны вместе и полусогнуты

(см. рис. 46, б).

б) Руки скрещены чуть ниже груди — левая поверх правой —и свободно прикасаются к корпусу. Ладонь правой руки поддерживает снизу локоть левой, а ладонь левой поддерживает снизу локоть правой. Пальцы обеих рук собраны. При этом положении рук передается, как правило, одно настроение — задумчивое, с грустинкой. Движение тогда исполняется очень сдержанно.

В 4-м положении, как и во всех его вариантах, правая рука мо­жет лежать поверх левой (см. рис. 46, а).

рис. 46



Комбинированные положения рук

Кроме четырех основных и подготовительного мы выделяем комбинированные положения рук, производные от основных, когда, например, правая рука находится в одном положении, а левая в другом. Мы не устанавливаем ни количество таких комбиниро­ванных положений, ни последовательность их выполнения. Они представляют собой своеобразную импровизацию исполнителей. Приведем для примера лишь несколько комбинированных поло­жений: правая рука в подготовительном, левая в 1-м основном по­ложении, или наоборот; правая рука в 3-м основном, а левая в 1-м основном положении, или наоборот, и т. д.

Платочек в русском танце

Традиционный платочек или, как называли его в старину, «ши­ринка» (кусок ткани, отрезанный во всю ее ширину) — неотъемлемая часть женского праздничного национального костю­ма. Платочек органично вошел в русский народный танец, и все пляски, хороводы стали исполняться девушками и женщинами с платочком.

Уже в XI в. на фреске южной башни Софийского собора в Кие­ве был изображен скоморох, переодетый женщиной, который пля­шет с платочком в руке. Немецкий путешественник Олеарий, посе­тивший Россию в XVIII в., пишет: «У женщин в руках пестро вы­шитые носовые платки — ширинки, которыми они размахивают при танцах» '.

Платочек придает каждому движению большую выразитель­ность, помогает раскрыть в танце характер исполнителей, под­черкивает их настроение. В хороводах и некоторых плясках с по­мощью платочка соединяются отдельные пары или все исполни­тели. В игровых хороводах разыгрываются целые сцены, в кото­рых платочек служит своеобразным символом, он может изобра­жать постель, подушечку, плетку и т. п. Платочки чаще всего бывают белого цвета, и во время пляски они красиво взлетают над головами исполнителей, словно белые голуби.

Каждая девушка любовно вышивала и украшала свой плато­чек, и чем искуснее и талантливее была мастерица, тем наряднее и богаче он выглядел. По расшитому платочку можно было опре­делить вкус и мастерство рукодельницы — будущей невесты.


Девушки в танце часто хвалятся друг перед другом своей рабо­той— вышивкой и кружевами. В хороводах, кадрилях девушка иногда дарит платочек парню, которому симпатизирует. Взмахом платочка вызывают партнера или партнершу на пляску. Понравившегося парня девушка приглашает на пляску или в хоровод по-особенному — или легко ударяя его платочком по плечу, или с поклоном держа платочек двумя руками, или положив платочек на плечо парня. Бывает и так — девушка, не зная, кому отдать предпочтение, кого пригласить на пляску, подкидывает платочек вверх, а каждый из парней старается поймать его. Платочек до­стается самому ловкому, самому быстрому и самому смелому.

Все элементы необходимо разучивать с платочком, поскольку он помогает большей выразительности каждого движения.
Обращение с платочком

В танце девушки всегда держат платочек расправленным, не ком­кают его. Платочек берут или за один из его концов, или за сере­дину. В различных плясках и хороводах, а также в различных местностях платочек держат по-разному.

1) За край (рис. 47)

а) Взять левой рукой за конец платочка и пропустить его со сто­роны ладони между указательным и средним пальцами правой руки от себя, затем вывести конец платочка между средним и безымянным пальцами в сторону ладони. Пальцы сжимаются, и платочек удобно лежит в руке.

б) Взять платочек левой рукой за конец и пропустить его меж­ду указательным и средним пальцами в сторону ладони, затем вывести этот же конец между указательным и большим пальцами и крепко прижать его большим пальцем.


Рис. 47. Обращение с платочком. За конец

Рис. 48. Обращение с платочком. За середину

2) За середину (рис. 48)

Все четыре конца платочка находятся на одном уровне и сви­сают вниз.

а) Платочек берется за середину двумя пальцами — средним и указательным.


б) Платочек берется за середину «щепоточкой»— тремя пальцами: большим, указательным и средним.

в) Середина платочка пропускается между указательным и
средним пальцами и прижимается большим пальцем к ладони.


Наиболее распространенные положения рук, часто встречающиеся в танцах

В хороводах, плясках, переплясах, кадрилях встречается много различных положений рук, каждое из которых присуще либо пар­ням, либо девушкам. Мы рассмотрим лишь несколько наиболее характерных положений

Наиболее характерные у девушек платочком) (рис. 49) а) Правая рука с платочком слегка согнутыми пальцами касает­ся подбородка; ребро ладони направлено от себя. Левая рука, согнутая на уровне талии, поддерживает ладонью или тыльной стороной кисти локоть правой руки. Голова задумчиво наклонена к правому плечу или направлена прямо.

б) Руки, согнутые в локтях, находятся перед корпусом на уровне груди. Кисти рук немного отходят от корпуса, локти находятся на одной высоте с кистями. Ладонь правой руки повернута к корпусу, ладонь левой от корпуса. Согнутые пальцы обеих рук соединены друг с другом так называемым «замком».

в) Обе руки подняты вверх, локти слегка закруглены и направлены в стороны. Платочек держится за концы обеими руками. Взгляд направлен на платочек, девушка любуется им, «обыгры­вает» его.

Рис. 49. Наиболее характерные положения рук у девушек (с платочком; а, б, в)









Г. Д. е.

Рис. 49. Наиболее характерные положения рук у девушек (с платочком; г, д, е)
.

г) Обе руки, согнутые в локтях, на уровне плеч. Кисти рук

соединены ладонями и находятся над правым плечом. Голова наклонена вправо и слегка прикасается щекой к тыльной стороне кисти левой руки.


д) Корпус слегка развернут правым плечом вперед. Правая
рука согнута в локте и находится в вертикальном положении у
правого плеча; локоть не прикасается к корпусу. Кисть с присогнутыми пальцами повернута ладонью влево и находится на уровне подбородка. Левая рука опущена и немного отходит от корпуса назад.

е) Правая рука в 1-м основном положении. Пальцы левой руки лежат на тыльной стороне кисти правой, локоть не прижимается к корпусу.
Наиболее характерные
положения рук у парней (рис. 50)

а) Правая рука согнута в локте на уровне груди, кисть сжата в кулак, направленный тыльной стороной кисти от корпуса. Ле­вая рука, согнутая в локте, сжата в кулак, заведена за спину и направлена тыльной стороной кисти к корпусу. Руки не при­касаются к корпусу. Голова повернута вправо и слегка припод­нята вверх, с вызовом.


б) Левая рука широко раскрыта в сторону, ладонью вверх. Голова повернута по направлению руки. Правая рука, согнутая в локте, прикасается кончиками пальцев к затылку, как бы под­держивая шапку или кепку. Всем своим видом парень пригла­шает партнершу на танец.
в) Руки заложены за спину, на талии. Кисти раскрыты, пальцы вытянуты. Кисть левой руки тыльной частью лежит на ладони правой руки. Плечи раскрыты, расправлены, локти направлены в стороны. Голова гордо приподнята.
г) Руки, согнутые в локтях, заведены за голову. Локти направлены в стороны и находятся выше уровня плеч. Пальцы обеих рук вытянуты и слегка прикасаются к затылку.


Рис. 50. Наиболее характерные положения рук у парней

Наиболее распространенные положения рук в парах





Движения рук

1) Переводы из одного основного положения в другое

а) Из подготовительного положения в 1-е основное.

У парней — руки поднимаются невысоко в стороны, кисти, дойдя до уровня талии, поворачиваются ладонями вперед, руки сгиба­ются в локтях и круговым движением переводятся в 1-е основное положение.

У девушек — руки поднимаются вдоль корпуса, причем кисти постепенно сжимаются в кулачки и переводятся в 1-е основное положение •—■ «подбоченившись».

б) Из 1-го основного положения в 3-е

(раскрывание рук в стороны)

Руки из 1-го положения поднимаются вперед, до 2-го положе­ния, и, сделав небольшой полукруг, раскрываются широко в стороны, останавливаясь в 3-м положении.

При движении рук вперед необходимо следить за тем, чтобы кисти рук не соприкасались друг с другом. Взгляд направлен на правую или левую кисть руки.

в) Из 3-го положения в 4-е (жен.)

Руки из 3-го положения мягко опускаются ладонями вниз и через подготовительное положение, продолжая подниматься впе­реди корпуса снизу вверх, перекрещиваются ниже груди в 4-м положении (2-й вариант). Движение выполняется медленно, за­думчиво, немного с грустинкой. Голова следует за движением рук или остается опущенной вниз, склонившись к правому или левому плечу.

г) Из 3-го положения в 1-е («подбочениться»)

Руки сгибаются в локтях, кисти, совершая движение по полу­кругу вперед, ниже уровня локтя, а затем вниз, кладутся кулач­ками (у девушек) или ладонями (у парней) сбоку на талию, то есть в 1-е положение. Локти при этом движении должны оста­ваться на одном уровне.

Все переводы рук из одного основного положения в другое могут выполняться обеими руками одновременно или поочеред­но каждой рукой; другая рука остается в прежнем положении. Например, из 1-го основного положения — «подбоченившись» — правая рука раскрывается в сторону в 3-е, голова следует за дви­жением руки, а левая остается в 1-м основном положении.

2
) Наиболее распространенные в хороводах и плясках различных областей России


Поворот кистей вправо-влево в курских танках и карагодах.

Движение «муку сеять» (курская пляска «Тимоня»

Прищелкивание пальцами в плясках и хороводах (Воронежская область)



«Белье полоскают» — движение рук п «Зеленгинской кадрили» (Астраханская обл.)




Подготовка к началу движения

В подготовке участвуют не только руки и корпус, но и создается общее настроение, необходимое для исполнения заданного дви­жения в темпе и характере музыкального сопровождения дан­ного танца. В подготовительном движении уже как бы должна быть заложена частица танца, заявка на танец.

Движение рук из подготовительного в какое-либо другое поло­жение происходит на 2 такта музыкального вступления (на про­игрыш) . Педагог по своему усмотрению может увеличить его. Музыкальное вступление может выполняться медленно и быст­ро в зависимости от характера музыки и танца. Зафиксирован­ные положения рук к моменту начала движения или комбинации могут быть различными, но в любой позе должен чувствоваться характер исполняемого танца. Чаще всего руки из подготовитель­ного положения переходят в 1-е основное, то есть учащийся перед выполнением движения «подбоченивается». Руки также могут раскрываться из подготовительного в 3-е или 4-е основное или в какое-либо другое положение по усмотрению педагога. Мы при­водим пример подготовки к движению, наиболее часто встреча­ющийся в процессе учебы, а именно: из подготовительного поло­жения в 1-е основное. Остальные описаны в разделе «Переводы рук из одного основного положения в другое».


Рис.. Подготовка к началу движения у девушек Рис. 81. Подготовка к началу движения у парней


а) У девушек.

Первый такт — обе руки находятся в подготовительном по­ложении. Девушка не просто стоит на месте, она слушает музыку, вникая в ее настроение, или общается со стоящими рядом, поворачивая корпус и голову вправо или влево.

Второй такт

«Раз» — руки, сгибаясь в локтях, начинают подниматься по кор­пусу вверх. Локти направлены в стороны. «И» — движение рук продолжается.

«Два» — руки продолжают подниматься вдоль корпуса и прихо­дят в 1-е основное положение. «И» — пауза.

Такая подготовка чаще всего присуща медленному, плавному танцу.

Для танца быстрого характерна подготовка другого вида, более задорная.

Первый такт — обе руки находятся в подготовительном по­ложении. Девушка слушает музыку. Второй такт

«Раз» — руки слегка отводятся в стороны, кисти раскрыты, ла­дони направлены вперед. «И» — движение рук продолжается.

«Два» — руки сгибаются в локтях и резко круговым движением закрываются в 1-е основное положение. Кисти рук при этом сжимаются в кулачки. При выполнении кругового движения кис­ти рук не должны подниматься выше уровня локтя.

«И» — пауза.

б) У парней (рис.).

Первый такт — обе руки находятся в подготовительном по­ложении. Парень пританцовывает, стоя на месте, слегка при­поднимая пятки от пола в такт музыке, или общается со стоя­щими рядом.

Второй такт

«Раз» — обе руки из подготовительного положения поднимаются в стороны-вверх до уровня талии, кисти раскрыты, ладони на­правлены вперед.

«И» — движение рук продолжается.

«Два» - руки резко сгибаются в локтях и, закругляясь, круго­вым движением закрываются в 1-е основное положение. «И» — пауза.

В дальнейшем, говоря о подготовке к началу движения, как у девушек, так и у парней, мы будем подразумевать именно это движение рук из подготовительного положения в 1-е основное. В тех случаях, где подготовка к началу движения иная, это будет оговариваться особо.Исходное положение рук перед выполнением того или иного эле­мента дается после предполагаемой подготовки к началу дви­жения.
Поклоны

Обычай приветствовать поклоном знакомого или даже незнако­мого человека дошел до нас из глубокой древности. Этот краси­вый обычай и сейчас живет в наших селах. Раньше говорили «бить челом», то есть почтительно кланяться, благодарить, при­ветствовать. В Курской и Воронежской областях и поныне вме­сто «кланяться» или «здороваться» говорят иной раз «челомкатся». На Руси, где при подходе ко многим городам дороги подни­мались на холм или высокий гребень, существовал такой обычай: путники, пешие или конные, ехали ли они на телегах или в экипа­жах, бедные или богатые слезали с коней, выходили из экипажей и кланялись городу. Такие холмы назывались поклонными. Во мно­гих городах России и до наших дней остались эти названия — Поклонная гора.

Существует несколько видов поклонов.

а) Маленький поклон — корпус слегка наклоняется, делается кивок
головой.

б) Поясной поклон (наклон корпуса в пояс) —верхняя часть туловища от пояса наклоняется. Такой поклон был очень распространен как у женщин, так и у мужчин. На смотринах, свадьбе, желая показать, что у невесты хороший характер, говорили: «Она у нас покорная и поклонная». Если же невеста была упряма и строптива, ее заставляли кланяться по многу раз, приговаривая при этом: «Будь покорной да поклонной», то есть покладистой, хорошей женой. В боярских домах женский поклон в пояс во время церемонии встречи гостей назывался «малым обычаем».

в) Поклон ниже пояса — глубокий, низкий поклон до земли. Чаще всего это был мужской поклон, но это не значит, что голова касалась земли или пола. Чем ниже был поклон, тем больше проявлялось уважение, а порой и заискивание. Иногда при глубоком поклоне рука или шапка касались или почти касались земли. Такой поклон был особенно распространен в боярских домах, когда гости с уважением кланялись хозяйке дома, почти касаясь пола пальцами правой руки, и назывался он «большим обычаем».


Почти все бытовые поклоны перешли в танец. Здесь они были до­полнены и украшены движениями рук, усложнены и обогащены музыкальным сопровождением.

В танце значение поклона расширяется. Это уже не только при­ветствие, но и приглашение к танцу, и благодарность за танец — как со стороны парня, так и со стороны девушки. Урок также следует начинать традиционным русским поклоном-приветствием, а заканчивать его поклоном, имеющим уже другое значение, — благодарность педагогу и концертмейстеру. Поклон может выполняться на месте, без шагов (без подхода), и с шагами (с подходом).

Простой поясной на месте

Движение занимает 4 такта.

Исходное положение ног — 1-е свободное. Руки — в подготовитель­ном или 1-м основном положении.

Первый и второй такты — корпус от талии сгибается вниз

вперед плавно, без рывков. Третий и четвертый такты — корпус выпрямляется. Этот поклон исполняется одинаково парнями и девушками.

Простой — с продвижением (подходом вперед и отходом назад)

Движение занимает 8 тактов.

Исходное положение ног—1-е свободное. Руки — в 1-м основном положении.

Первый и второй такты — три шага вперед на каждую чет­верть, начиная с правой ноги, на вторую четверть второго такта левая нога приставляется к правой в 1-е свободное положение.

Третий и четвертый такты — поклон на месте.

Пятый и шестой такты — отход назад с правой ноги, три шага на каждую четверть, на вторую четверть шестого такта левая нога приставляется к правой. Руки за время шагов пере­водятся из 1-го основного положения через 2-е в 3-е основное положение. Кисти рук ни в коем случае не сближаются.

Седьмой и восьмой такты — поясной поклон на месте.

У девушек руки одновременно с наклоном корпуса вперед из 3-го положения опускаются в подготовительное, а при выпрямлении корпуса поднимаются вдоль корпуса и в конце восьмого такта при­ходят в 1-е основное положение («подбоченившись»). Одновремен­но с руками в конце восьмого такта левая нога слегка сгибается в колене, а правая отделяется от пола и на счет «два» мягко опу­скается на пол.


У парней в конце поклона руки одновременно с наклоном корпуса из 3-го основного переходят в 1-е основное положение, а в момент выпрямления корпуса, на счет «раз» — «и», поднимаясь, скрещи­ваются на уровне груди (не прикасаясь к корпусу), на счет «два» резко раскрываются в стороны с одновременным притопом правой ногой. В женском поклоне должна ощущаться задушевность, грациоз­ность, а в мужском чувствоваться сила, удаль.

Существуют и другие своеобразные поклоны. Вот, например, как может заканчиваться поклон девушки с подходом вперед и отходом назад, описанный выше.

В шестом такте на счет «два» правая рука с платком сгибается в локте, ладонь прижимается выше груди около левого плеча, левая рука при этом опускается вниз в подготовительное положение. В таком положении совершается поклон.

После выпрямления корпуса правая рука остается в том же поло­жении и лишь в восьмом такте на счет «два» — «и» плавно опу­скается по корпусу вниз в подготовительное положение. Бытуют в народе и другие своеобразные поклоны, сложные по исполнению, которые требуют большой пластичности рук, музы­кальности и танцевальности исполнителя. Встречаются они в хоро­водах (чаще в игровых) в центральных, северо-западных и запад­ных областях России.

Сложный праздничный (хороводный) (жен.) (рис. 82) Движение занимает 8 тактов.

Исходное положение ног—1-е свободное. Руки — в подготовитель­ном положении. Первый такт

«Раз» — «и» — шаг с правой ноги.

«Два» — «и» — шаг с левой ноги.

Второй такт

«Раз» — «и» — шаг с правой ноги.

«Два» — левая нога приставляется к правой.

«И» — обе руки, сгибаясь в локтях, поднимаются перед собой, по­ка ладони, повернутые к себе, не окажутся на уровне лица. Третий такт

«Раз» — корпус от талии начинает сгибаться вниз. Положение рук меняется.

«И» — правая рука от локтя начинает двигаться вправо. Положе­ние левой руки не меняется.


«Два» — корпус останавливается в положении поклона в пояс. Дви­жение правой руки продолжается. Левая начинает двигаться от локтя влево. Голова поворачивается влево; взгляд следует за движением кисти левой руки.

«И» — правая рука, поднимаясь от локтя вверх, начинает двигать­ся по направлению к голове; кисть при этом поворачивается ла­донью к полу. Движение левой руки продолжается.

Четвертый такт

«Раз» — правая рука, продолжая двигаться по направлению к го­лове, описывает кистью небольшой кружок, как бы перпендику­лярный к полу. Левая рука, поднимаясь от локтя вверх, начинает двигаться по направлению к голове; кисть при этом поворачи­вается ладонью к полу.

«И» — кисть правой руки, продолжая описывать кружок, опускает­ся вниз возле виска; кисть при этом поворачивается тыльной стороной к виску. Левая, продолжая двигаться по направлению к голове, описывает кистью небольшой кружок, как бы перпен­дикулярный к полу.



Рис. 82. Сложный праздничный (хороводный) (жен.)

«Два» — правая рука, совершив полный круг, вновь начинает дви­гаться от локтя вправо по прямой линии параллельно полу; кисть повернута тыльной стороной к корпусу; пальцы вытянуты и на­правлены вперед. Голова поворачивается вправо; взгляд следует за движением кисти правой руки. Кисть левой, продолжая описы­вать круг, опускается вниз возле виска; кисть при этом повора­чивается тыльной стороной к виску.

«И» — правая рука продолжает медленно двигаться вправо, как бы дожидаясь левую. Левая, совершив полный круг, вновь начи­нает двигаться от локтя влево по прямой линии параллельно полу; кисть повернута тыльной стороной к корпусу; пальцы вы­тянуты и направлены вперед. Голова возвращается в исходное положение; взгляд опущен вниз.

Пятый такт

«Раз» «и» — одновременно с шагом левой ноги назад корпус начинает выпрямляться. Руки от локтя опускаются вниз с вытя­нутыми и направленными в пол пальцами и начинают двигаться навстречу друг другу; кисти повернуты друг к другу тыльной сто­роной.


«Два» «и» ■— шаг правой ногой назад. Руки, продолжая движе­ние навстречу друг другу, встречаются перед корпусом, но, не соединяясь, продолжают движение снизу вверх. Дойдя до уров­ня подбородка, они расходятся вправо и влево; локти опускаются вниз. Ладони рук повернуты друг к другу; пальцы присогнуты и направлены вверх.

Шестой такт

«Раз» «и» — шаг левой ногой назад. Руки, выпрямляясь в лок­тях, продолжают расходиться вправо и влево.

«Два» «и» — правая нога приставляется к левой в 1-е свобод­ное положение. Руки, заканчивая движение, приходят в 3-е ос­новное положение.

Седьмой и восьмой такты

Поясной поклон на месте. Правая рука в начале поклона сгибает­ся в локте, и ладонь прижимается выше груди около левого плеча. Левая опускается вниз в подготовительное положение. После вы­прямления корпуса правая рука плавно опускается вниз в подго­товительное положение.

Этот поклон можно закончить и так: в начале поклона обе руки вместе с наклоном корпуса опускаются в подготовительное положе­ние. При выпрямлении корпуса положение рук не меняется.

Сложный, праздничный (хороводный) на месте (муж.) (рис.83)

Движение занимает 2 такта.

Исходное положение ног—1-е свободное. Руки — в подготовитель­ном положении.

«И» (затакт) —руки, сгибаясь в локтях, поднимаются параллельно друг другу до уровня подбородка; ладони повернуты к себе; пальцы слегка присогнуты.

Первый такт

«Раз» — корпус вместе с руками начинает сгибаться в поясе.

«И» — корпус продолжает сгибаться в поклоне. Руки, оставаясь параллельными, начинают двигаться от локтей вниз и назад к корпусу, не прижимаясь к нему. Локти отводятся назад.

«Два» — корпус остается согнутым. Кисти рук описывают круг, как бы перпендикулярный полу, после чего руки возвращаются в ис­ходное положение. Одновременно с движением рук по кругу вверх корпус слегка выпрямляется.


«И» — не останавливая движения, руки от локтей начинают дви­гаться по кругу вниз, корпус при этом вновь слегка наклоняется.

Резко изменив направление движения, руки разводятся в сторо­ны в 3-е основное положение. Одновременно с движением рук в стороны корпус выпрямляется. Второй такт

«Раз» — руки движутся навстречу друг другу и скрещиваются на уровне груди, не прикасаясь к корпусу. «И» — притоп левой ногой.

«Два» — одновременно с притопом правой ногой руки раскрывают­ся широко в стороны. «И» — пауза.

В этом поклоне усиленная просьба, двойное приглашение, уважи­тельное отношение и любовь к девушке. Он может выполняться и с подходом вперед — четыре шага и с отходом назад — четыре шага. После отхода можно исполнить простой поклон на 2 такта.


Рис. 83. Сложный праздничный (хороводный) на месте (муж.)
Архангельской области (жен.) (рис. 84)

Музыкальный размер 4/4. Движение занимает 4 такта. Исходное положение ног - 1-е свободное .Руки — в подготовитель­ном положении.

Первый такт — три простых шага с правой ноги на каждую четверть; на четвертую четверть левая нога приставляется к пра­вой. На третий и четвертый шаг руки слегка поднимаются в сто­роны от корпуса. Кисти рук поворачиваются ладонями вперед, ПАЛЬЦЫ вытянуты.

Второй такт — низкий поясной поклон. Одновременно с накло­ном корпуса руки сгибаются от локтей по направлению к диа­фрагме. Вытянутая кисть правой руки кладется на тыльную сторону левой. Локти направлены в стороны. Руки к корпусу не прикасаются.

Третий такт — корпус выпрямляется, положение рук не меняется.

Четвертый такт — пауза или же гордый уход.


Такой поклон бытует в Пинежском районе, в Лешуконье и ряде других районов Архангельской области. Исполняется он в хорово­дах и медленных плясках. В нем величавость, степенность, досто­инство. Мужчины в Архангельской области не кланяются так низ­ко, они с гордостью и достоинством лишь немного наклоняют корпус и голову. В Сибири же, в Забайкалье и в русских семейских поселениях Читинской области такого глубокого поклона не суще­ствует.

И в плясках и в хороводах мужчины и женщины лишь накло­няют голову, делают кивок. И если у мужчин корпус немного наклоняется вперед, то у женщин наклоняется только голова.





Рис. 84. Поклон Архангельской обл. (жен.)
Такие поклоны отличаются гордостью и независимостью. Исполня­ются они на 1 или 2 такта в зависимости от характера мелодии. Руки у девушек спокойно опущены вниз ладонями к себе или сло­жены на груди — «калачиком».

У парней руки опушены вниз или же раскрыты в стороны, но немного ниже 3-го основного положения.

Шаги

Со словом «шаг» всегда связано поступательное движение. Поэто­му в старину шаг порой называли «поступь». Простой русский тан­цевальный шаг отличается от бытового шага тем, что он ритми­чески связан с музыкой, он выразителен, в нем проявляется как личный характер исполнителя, так и национальный характер рус­ского человека.

Во многих народных песнях ярко передается характер исполняемо­го хоровода или пляски благодаря характеристике шага девушки или парня.
Например:

Красна, девушка идет,

словно павушка плывет,

Ой, люли, плывет!..

Или:

Молодец идет, улыбается,

Редко шагает, крепко ступает.


В русском народном танце существует большое количество шагов: шаг с переступанием, простой шаг на ребро каблука, переменный шаг с подбивкой, переменный шаг с притопом и т. д., но все они основаны на простом шаге и являются либо его разновидно­стью, либо развитием.

В русском народном танце существует большое количество шагов: шаг с переступанием, простой шаг на ребро каблука, переменный шаг с подбивкой, переменный шаг с притопом и т. д., но все они основаны на простом шаге и являются либо его разновидно­стью, либо развитием.

По методике выполнения все шаги делятся на простые и перемен­ные. Шаги могут быть очень разнообразны по характеру исполне­ния. Один и тот же шаг может исполняться в различных темпах и ритмах, с различным настроением и т. д., отчего меняется и ха­рактер исполнения. С помощью шагов можно передать удаль, заду­шевность, лихость, гордость, хитрость и т. д., это зависит от музы­ки, характера и содержания танца, от образа, который создает исполнитель, а порой манера и характер исполнения шагов изме­няются в зависимости и от местности, в которой этот танец испол­няется.

Танцевальные шаги — наиболее характерный элемент народной хореографии Они являются основой всех русских танцев, как ста­ринных, традиционных, так и современных. Чаще всего шаги встре­чаются в хороводах, в медленных и плавных плясках. Шаги являются также составной частью некоторых элементов — «припаданий», ряда дробей и т. д. Они играют большую роль и в соединении отдельных движений между собой. В создании различных человеческих характеров, настроений, обра­зов помогают в сочетании с шагами разнообразные положения и движения корпуса, головы и рук исполнителя. Таких положений и движений в сочетании с каждым видом шага может быть большое количество.

Мы даем лишь наиболее характерные положения корпуса, рук и их движения, присущие каждому виду шага. Наша задача — показать не только разнообразие видов шагов, но и методику их разучивания, характер и манеру исполнения. Исполнение различ­ных шагов мужчинами и женщинами отличается не только по ха­рактеру, но и по их методике.


Простые шаги

Основной с продвжением вперед

Движение занимает Ѕ такта.

Исходное положение ног—1-е свободное.

Руки — в 1-м основном положении.

«Раз» — «и» — шаг с правой ноги, колени свободные. Плечи гор­деливо расправлены, с достоинством приподнята голова, корпус подтянут и во время исполнения шагов не двигается.

«Два» «и» — второй шаг, левой ногой.

Парни ставят ногу на всю стопу, шаги широкие, уверенные. Девуш­ки вначале ставят ногу на низкие полупальцы, затем мягко опус­кают ее на всю стопу; шаги меньше, короче, чем у парней, как бы осторожнее. Иногда девушки шаги выполняют только на низких полупальцах. Такие шаги диктовались длинным костюмом — надо было пройти так, чтобы сарафан не шелохнулся, «не бить ногами по подолу».

Мы даем описание шага на каждую четверть, но простой шаг может исполняться и на каждую восьмую или на целый такт в за­висимости от задания педагога и характера танца. Руки во время шагов могут находиться в одном из основных поло­жений, которые можно менять через один, два или четыре шага.

С продвижением назад

На каждую четверть делается шаг назад. Шаги ровные, но короче, чем при исполнении шага вперед. И парень и девушка начинают шаг назад с низких полупальцев. Стопа при этом «сокращена». При выполнении шага с правой ноги колено левой ноги расслаб­лено или слегка присогнуто. Правая нога ставится на низкие полу­пальцы, затем на всю стопу. Левая нога остается впереди на низ­ких полупальцах, пятка слегка приподнята над полом, подъем не напряжен. Затем движение повторяется с другой ноги. У девушек шаги короче, чем у парней.

Руки могут находиться во всех основных положениях. Иногда, что­бы еще больше подчеркнуть отношение парня к девушке или де­вушки к парню, например во время приглашения на танец, и па­рень и девушка одновременно с шагом делают небольшое полу­приседание; у девушек оно намного меньше, чем у парней. Руки при этом открываются во 2-е или 3-е основные положения.


С притопом

а) С продвижение вперед

Движение занимает 1такт.

Исходное положение ног—1-е свободное.

Руки—в 1-м основном положении.

«Раз» — шаг правой ногой.

«И» — правая нога слегка сгибается в колене, левая, согнутая в колене, с сокращенным подъемом, слегка поднимается над полом; носок направлен слегка влево. Корпус поворачивается слегка влево.

«Два» — левая нога опускается с притопом на всю стопу рядом с правой, чуть впереди нее. Во время притопа колени обеих ног выпрямляются, руки раскрываются в 3-е основное положение. Корпус и носок левой ноги направлены слегка влево.

«И» — пауза.

Движение продолжается с левой ноги.

Парни делают притоп громче, и нога, делающая притоп, ставится дальше от другой ноги, руки раскрываются резче, шире, а пово­рот корпуса влево возможен еще больше.

С продвижением назад Движение занимает 1 такт.

«Раз» — шаг с правой ноги, на низких полупальцах.

«И» — правая нога сгибается в колене, левая, согнутая в колене, с сокращенным подъемом, слегка поднимается над полом, носок направлен слегка влево. Корпус поворачивается за ногой слегка влево.

«Два» — притоп всей стопой левой ноги. После притопа нога ос­тается впереди правой. Носок и корпус направлены слегка влево. Руки могут находиться в 3основном положении или раскры­ваться в момент притопа из 1-го в 3-е основное положение.

«И» — пауза.

Эти же шаги вперед и назад можно делать и без поворота корпуса. Тогда корпус и носки ног в момент шага и притопа будут направ­лены прямо вперед. Нога, делающая притоп, ставится немного впе­реди другой ноги.


В шаге с притопом, с продвижением вперед и назад, притоп всей стопой может быть заменен ударом каблуком.

Притоп и удар могут выполняться не только на сильную, но и на слабую долю такта. В таком случае движение будет занимать такта.

«Раз» — простой шаг с правой ноги вперед или назад.

«И» — притоп левой ногой или удар каблуком левой ноги в 1-м сво­бодном положении или рядом с правой ногой, чуть впереди нее, с поворотом корпуса и носка стопы слегка влево, как описано выше. В момент притопа или удара каблуком колени обеих ног выпрямлены.

Движение может выполняться и в небольшом полуприседании. В последнем случае после притопа или удара каблуком колени выпрямляются.
С проскальзывающим притопом — с продвижением вперед

Движение занимает 1 такт.

Исходное положение ног—1-е основное. Руки — в 1-м основном положении.

«Раз» — шаг правой ногой.

«И» — левая нога, сгибаясь в колене, слегка приподнимается над полом с сокращенной стопой.

«Два» — проскальзывающий притоп всей стопой левой ноги в пря­мом положении около носка правой; в момент притопа колени обеих ног выпрямлены. Центр тяжести находится на правой ноге.

«И» — левая нога, двигаясь вперед, слегка приподнимается над полом. Левая нога опускается на всю стопу чуть впереди правой.

При продолжении движения делается шаг с левой ноги. Этот проскальзывающий притоп можно делать и с небольшим полу­приседанием на опорной правой ноге: после шага правой ногой левая слегка приподнимается над полом. Одновременно с этим делается небольшое полуприседание на полной стопе правой ноги. В момент скользящего притопа левой ногой колено правой вытяги­вается.


Часто при простом шаге с проскальзывающим притопом опорная правая нога после скользящего притопа левой начинает выпрям­ляться в колене и переходит с полной стопы на низкие полупальцы. Особенно распространен шаг с поднятием на полупальцы из не­большого полуприседания, описанного выше. Акцент-притоп может выполняться на слабую долю такта. В этом случае движение будет занимать 1/2 такта.

«Раз» — шаг правой ногой.

«И» — левая нога, резко сгибаясь в колене, делает скользящий притоп всей стопой около носка правой ноги. При продолжении движения небольшой шаг вперед делает левая нога.

Таким образом, темп музыки остается прежним, а движение убыст­ряется: на один такт делается два шага — с правой и левой ноги — и два проскальзывающих притопа. От этого меняется и характер движения.

Все шаги с проскальзывающими притопами с акцентом на слабую долю такта можно делать с выпрямленными коленями, в неболь­шом полуприседании и с поднятием на полупальцы.

Проскальзывающий притоп во всех описанных видах этого шага может быть заменен проскальзывающим ударом каблуком. В этом случае нога, совершающая проскальзывающий удар каблуком, сильно сокращена в подъеме. Когда к простому шагу добавляется проскальзывающий притоп или удар, характер исполнения движения изменяется, становится за­дорным, игривым и даже озорным. А если к такому шагу добавить движение рук, это еще больше поможет подчеркнуть характер и обогатит образ, создаваемый исполнителем.

Вот одно из движений рук, очень характерное для данного вида шага.

Руки из подготовительного положения, сгибаясь в локтях, подни­маются впереди корпуса до уровня груди; пальцы могут быть присогнуты или вытянуты, ладони повернуты к полу. Локти находятся на одном уровне с кистями и направлены в стороны. В таком по­ложении руки движутся поочередно одна вперед-вверх, другая — назад-вниз. Так, при ударе или притопе левой ногой, правая рука движется вперед-вверх, левая — назад-вниз, поднимаясь не выше уровня плеч. Корпус прямой, подтянутый. Голова приподнята, взгляд направлен прямо, или голова может быть повернута вправо или влево.


Можно подчеркнуть и дополнить исполнение этого шага и движе­нием корпуса. В момент проскальзывающего удара или притопа левой ногой корпус поворачивается влево правым плечом вперед; руки, раскрытые в стороны и согнутые в локтях, находятся чуть ниже уровня плеч и поворачиваются вместе с корпусом, делая не­большой акцент на проскальзывающий притоп или удар.
На ребро каблука — с продвижением вперед

Движение занимает '/г такта.

Исходное положение ног—1-е свободное.

Руки — в 1-м основном положении.

«И» (затакт) — небольшой взмах правой ногой с сильно сокращен­ным подъемом вперед-вверх. Колени обеих ног вытянуты. У де­вушек взмах меньше, чем у парней.

«Раз» — правая нога опускается на ребро каблука и переходит на всю стопу. Центр тяжести переносится на правую ногу. Одновре­менно левая нога приподнимается на низкие полупальцы.

Следующий шаг делается с левой ноги.

Этот шаг можно выполнять и с небольшим приседанием на левой ноге, а также с поднятием на полупальцы. Приседание или под­нятие на полупальцы происходит на затакт одновременно с неболь­шим взмахом правой ногой вперед-вверх. Правая нога при всех вариантах этого шага остается вытянутой в колене, подъем со­кращен.
На ребро каблука с притопом — с продвижением вперед

Движение занимает 1 такт.

«И» (затакт) — взмах правой ногой вперед.

«Раз» — правая нога опускается на ребро каблука и переходит на всю стопу.

«И» — правая нога слегка сгибается в колене, левая, согнутая в колене, с сокращенным подъемом, поднимается над полом.

«Два» — притоп левой ногой.

«И» — пауза, или движение начинается с левой ноги.

Все притопы в этом виде шага могут быть заменены ударом каб­луком. Шаг на ребро каблука с притопом или с ударом каблуком может выполняться и с поворотом корпуса, вправо и влево. Этот поворот корпуса описан выше в простом шаге с притопом.


Как в простом шаге с притопом — с продвижением вперед, так и в шаге на ребро каблука — с продвижением вперед притопы и уда­ры каблуком на сильную долю такта могут быть проскальзыва­ющими.

В шаге на ребро каблука с продвижением вперед проскальзываю­щий удар каблуком может выполняться на слабую долю такта.
На ребро каблука с проскальзывающим ударом — с продвижением вперед

Движение занимает 1/2 такта.

«и» (затакт) — взмах правой ногой вперед.

«Раз» — правая нога опускается на ребро каблука и переходит на всю стопу. Центр тяжести переносится на правую ногу. Одно­временно левая, поднимаясь на низкие полупальцы, отрывается от пола.

«И» — проскальзывающий удар каблуком левой ноги у середины стопы правой с последующим небольшим взмахом вперед-вверх; подъем сильно сокращен. Колени обеих ног вытянуты. При продолжении движения проскальзывающий удар каблуком делается с другой ноги. Этот шаг также можно исполнять и с небольшим приседанием на опорной ноге или с поднятием на полупальцы.

Шаг на ребро каблука и шаг на ребро каблука с притопом или проскальзывающим ударом уже не исполнишь в длинном сарафа­не. Это не хороводный шаг. Здесь требуется иной, более короткий костюм; с помощью такого шага изменяется и образ, создаваемый исполнителем. Так, движение — шаг — диктует педагогу или балет­мейстеру характер танца, характер его исполнения. В танце «Вензеля», поставленном

И. А. Моисеевым в Государст­венном академическом ансамбле народного танца России, пер­вая часть танца построена на шаге на ребро каблука с проскаль­зывающим ударом на слабую долю такта и с поднятием на полу­пальцы. Парни и девушки выполняют один и тот же шаг, но с раз­личным характером, различной манерой исполнения. В этом им помогают и руки, и корпус, и голова. У парней левая рука согнута в локте и заведена за спину, правая, вытягиваясь в локте, делает взмах от корпуса, пальцы слегка сжаты в кулак. Взмах произво­дится одновременно с проскальзывающим ударом каблуком пра­вой ноги на счет «и». Одновременно со следующим проскальзыва­ющим ударом каблуком левой ноги, также на счет «и», правая рука сгибается в локте перед грудью, не прикасаясь к корпусу. Пальцы остаются слегка сжатыми в кулак. Голова повернута впра­во, в сторону девушки. Все движения, весь вид парня говорят о смелости и решительности.


Девушки идут таким же шагом, с гордым, независимым видом, что достигается с помощью иных движений рук, положения головы и корпуса. Корпус прямой, подтянутый, голова поднята вверх и повернута в сторону парня, влево. Руки, согнутые в локтях, нахо­дятся на уровне груди. Локти направлены в стороны и находятся на одном уровне с кистями рук; пальцы вытянуты. И девушки и парни идут этим шагом в медленном темпе.
Шаг-притоп

С продвижением вперед

Движение занимает Ѕ такта.

Исходное положение ног —1-е свободное.

Руки — в 1-м основном положении.

«И» (затакт) — небольшое приседание на обеих ногах, правая нога слегка отделяется от пола.

«Раз» — одновременно с шагом притоп всей стопой правой ноги — крепкий, уверенный у парней и более мягкий, игривый у деву­шек. В момент притопа колени обеих ног вытягиваются. Левая нога остается сзади на низких полупальцах. У парней руки од­новременно с притопом резко, широко раскрываются в стороны в 3-е основное положение. Грудь вперед, голова гордо приподня­та. Сколько удали в этой позе! У девушек руки могут оставать­ся в 1-м основном положении или переходят в 3-е или 4-е основ­ное положение. В момент притопа правой ногой корпус либо прямой, либо правое плечо чуть-чуть поворачивается вперед-влево. Поза гордая и вместе с тем какая-то игривая. Этот шаг очень характерен для русской пляски.

С продвижением назад

С небольшого полуприседания на обеих ногах с «сокращенной» стопой небольшой шаг с правой ноги назад и притоп. В момент притопа ноги в коленях вытягиваются. Левая остается впереди на полной стопе или на низких полупальцах в зависимости от длины шага. Руки могут открываться в 3-е основное положение или оста­ваться в исходном положении.

С приступкой (с приставкой) — с продвижением вперед (жен.)

Движение занимает 1 такт.

Исходное положение ног—1-е прямое.


Руки — в 1-м основном положении.

«Раз» — небольшой шаг (на полстопы) с правой ноги.

«И» — левая нога приставляется к правой ноге в 1-е прямое положение, с небольшим мягким полуприседанием на обеих ногах

«Два» — «и» — мягко подняться в исходное положение.

Движение можно продолжить как с правой, так и с левой ноги. Этот шаг можно исполнять и с продвижением назад.

В этом движении — грациозность и женственность. Как правило, исполняется оно в очень медленном темпе, плавно, с различными движениями рук и платочка, например: руки во 2-м основном по­ложении держат платочек за противоположные концы. Девушка любуется им. В конце движения на счет «.два» можно делать не­большой наклон корпуса и головы вправо или влево.