reforef.ru 1
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ


ПСИХОГИМНАСТИКА

В магазине зеркал

Цель: развитие наблюдательности, внимания, памяти. Со­здание положительного эмоционального фона. Формирование чувства уверенности, а также умения подчиняться требовани­ям другого человека.

Описание. Взрослый (а затем ребенок) показывает движе­ния, которые за ним в точности должны повторять все игроки.

Инструкция: «Сейчас я расскажу вам историю про обезь­янку. Представьте себе, что вы попали в магазин, где стоит много больших зеркал. Туда вошел человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки, и стала корчить им рожицы. Обезьян­ки в ответ состроили ей точно такие же рожицы. Она погро­зила им кулаком, и ей из зеркал погрозили. Она топнула ногой, и все обезьянки топнули. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли ее движения. Начинаем иг­рать. Я буду обезьянкой, а вы — зеркалами».

Примечание. На этапе освоения игры роль обезьянки вы­полняет взрослый. Затем дети получают роль обезьянки. При этом необходимо следить, чтобы со временем каждый ребе­нок мог выполнить эту роль. Прекращать игру необходимо на пике интереса детей, не допуская пресыщения, перехода в баловство. Из игры могут выбывать те «зеркала», которые ча­сто ошибаются (это повышает мотивацию к игре).
Ручеек

Цель: создание веселого и жизнерадостного настроения.

Описание. Из пар, стоящих друг за другом с поднятыми и сцепленными руками, образуется длинный коридор. Иг­рок, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару и бе­рет за руку того, кто ему симпатичен. Образованная пара идет в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка». Так «ручеек» движется долго, беспрерывно.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Для этого нужно стать парами — кто с кем хочет. Образованные пары должны взяться за руки и держать их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, кому пара не дос­талась, идет к началу «ручейка» и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Новая пара, взявшись за руки, про­бирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка», таким образом «ручеек» движется долго».


Примечание. В игре участвует нечетное количество детей.

Смотри на руки

Цель: развитие произвольного внимания.

Необходимый материал: грамзапись (магнитофон) марша Р. Паулса «Красные цветы».

Описание. Дети, двигаясь по кругу, точно выполняют различ­ные движения рук, показанные взрослым или «командиром».

Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Для игры нам нужно выбрать командира, который будет придумывать движения для рук. Сначала командиром буду я, а потом тот, кого мы выберем с помощью считалки. Все играющие, стоя друг за другом по кругу, должны начать двигаться под музыку. Пер­вым будет стоять командир — сейчас им буду я. Все внима­тельно следят, какие движения рук показывает командир, и повторяют их точно за ним. Начинаем играть».

Примечание. На этапе освоения игры показ движений рук осуществляет взрослый (варианты показа движений рук: руки вверх, в стороны, на пояс, руки со сцепленными пальцами вытянуты вперед, занесены за голову и т.д.). Затем показ движений рук осуществляют дети.

Слушай команду

Цель: развитие произвольного внимания. Необходимый материал: магнитофонная или грамзапись Р. Газизова «Марш».

71

Описание. Каждый ребенок должен выполнять движения в соответствии с командами взрослого, произнесенными ше­потом. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока играющие хоро­шо слушают и точно выполняют задание.

Инструкция: «Мы поиграем в игру «Слушай команду». Для этого надо встать по кругу друг за другом и двигаться шагом под музыку. Когда звуки музыки прекратятся, необходимо ос­тановиться и внимательно слушать меня. В это время я шепо­том произнесу команду, например «поднять руки», и все игра­ющие должны выполнить эту команду. Будьте внимательны!*

Примечание. Примеры команд: присесть; наклониться вперед и вытянуть руки вперед; согнуть правую ногу в коле­не, руки развести в стороны; сесть на пол и обхватить колени двумя руками и т.д.


ИГРЫ, ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ,

НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ

СЕНСОРНОГО ВНИМАНИЯ

Найди два одинаковых предмета

Цель: развитие мышления, объема внимания, восприятия формы, величины, наблюдательности, формирование умения сравнивать, анализировать.

Оборудование: рисунок с изображением пяти предметов и более, из которых два предмета одинаковые; остро заточен­ные простые карандаши.

Описание. Ребенку предлагаются:

а) рисунок с изображением пяти предметов, среди кото­рых два одинаковых; требуется их найти, показать и объяс­нить, в чем схожесть этих двух предметов (листы 9—10);

б) картинка (карточка) с изображением предметов и образ­ца; необходимо найти предмет, подобный образцу, показать его и объяснить, в чем схожесть;

в) рисунок (карточка) с изображением более пяти предме­тов (листы 11 —12); из изображенных предметов надо образо­вать одинаковые пары, показать их или соединить линиями, проведенными простым карандашом, и объяснить, в чем схо­жесть каждой пары.

Инструкция:

а) «Посмотри внимательно на эту карточку и найди среди всех нарисованных предметов два одинаковых. Покажи эти пред­меты и объясни, в чем их схожесть. Приступай к работе».б) «Посмотри, на этом рисунке изображены предметы. Каж­дому из них можно найти пару. Соедини линиями каждую полученную пару (два одинаковых предмета) и объясни, в чем их схожесть. Приступай к выполнению задания*.

Выкладывание из палочек

Цель: развитие произвольного внимания, мелкой мотори-ки пальцев.

Оборудование: счетные палочки (куски толстой изоляцион­ной проволоки, трубочки для коктейлей и т.д.), образец узора.

Описание. Ребенку предлагают по образцу выложить узор или силуэт из палочек (листы 13—14).

а) 1-й уровень сложности — узоры в одну строчку (карточки);

б) 2-й уровень сложности — простые силуэты, состоящие от 6 до 12 палочек (карточки);


в) 3-й уровень сложности — более сложные силуэты, со­стоящие от 6 до 13 палочек (карточки);

г) 4-й уровень сложности — сложные силуэты с большим количеством деталей, состоящие от 10 до 14 палочек (карточки).

Инструкция: «Посмотри, что изображено на этом рисунке (узор, домик и т.д.)? Возьми палочки и выложи из них точно такой же узор (домик"...").-Лри выкладывании будь внимате­лен. Приступай к работе».

Исключение лишнего

Цель: развитие мышления и объема внимания.

Оборудование: карточка с изображением предметов, один из которых отличается от остальных.

Описание. Ребенку предлагается найти (лист 15) из пяти изображенных на рисунке предметов один, отличающийся от других, и объяснить свой выбор.

Инструкция: «Посмотри внимательно на изображенные здесь предметы и найди среди них такой, который отличает­ся от остальных. Покажи найденный предмет и объясни, по­чему он не похож на другие. Приступай к работе».

Найди отличия

Цель: развитие произвольного внимания, переключение и распределение внимания.

Оборудование: карточка с изображением двух картинок, имеющих различия.

Описание. Ребенку предлагаются:

а) серия картинок (листы 16—17) по две картинки на каж­дой карточке; в каждой .картинке надо найти пять отличий;

73

б) карточка с изображением двух картинок (листы 18— 19), отличающихся друг от друга деталями. Необходимо най­ти все имеющиеся отличия.

Инструкция: «Посмотри внимательно на эту карточку. На ней изображены две картинки, которые отличаются друг от друга различными деталями. Необходимо быстро найти все имеющиеся отличия. Начинай искать».

Выкладывание узора из мозаики

Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки, формирование умения работать по образцу.

Оборудование: мозаика, образец.


Описание: ребенку предлагают по образцу (листы 20—21) выложить из мозаики: цифры, букву, простой узор и силуэт.

Инструкция: «Посмотри, на этом рисунке изображена циф­ра (буква, узор, силуэт). Из мозаики нужно выложить точно такую же цифру (букву, узор, силуэт), как на рисунке. Будь внимателен. Приступай к работе*.

Чей это дом?

Цель: развитие наблюдательности.

Оборудование: рисунок с изображением домов и людей (лист 22).

Описание. Ребенку предлагают рисунок с изображением домов и людей, спешащих в разные стороны. Необходимо, вни­мательно посмотрев на рисунок, найти хозяина каждого дома.

Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок. На нем изображена деревня. Найди хозяина каждого дома. Объясни свой выбор».

Нанизывание бусинок

Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики пальцев.

Оборудование: образец для нанизывания бус; бусинки, со­ответствующие образцу, или одинаково нарезанные кусочки цветной изоляции толстой проволоки; для усложнения зада­ния — крупный бисер.

Описание. Ребенку предлагают по образцу (лист 23) нани­зать бусы.

Инструкция: «Посмотри на эти нарисованные бусы. Ты хочешь сам собрать бусы? Я дам тебе бусинки и проволоку, на которую нужно нанизать друг за другом бусинки точно так, как они выглядят на рисунке».

Примечание. Работа с крупным бисером часто вызывает у детей затруднения. Возможно использование крупного бисе­ра только в случае хорошо развитой моторики руки и как усложняющий элемент игры.

Смешанный лес

Цель: развитие наблюдательности, формирование умения распределять внимание.

Оборудование: рисунок с изображением замаскированных деревьев,

Описание. Ребенку дается рисунок (лист 24) с изображе­нием замаскированных деревьев, среди которых ему надо отыс­кать березу (сосну, самую маленькую елочку).


Инструкция: «Посмотри, на этой картинке изображены замаскированные деревья. Среди них нужно как можно быс­трее найти березу (сосну, самую маленькую елочку). Начи­най искать».

Срисовывание по клеточкам

Цель: развитие концентрации и объема внимания, форми­рование умения следовать образцу, развитие мелкой мотори­ки руки.

Оборудование: чистый лист бумаги в крупную клетку (1x1 см); образец для рисования; остро отточенные карандаши.

Описание. Ребенку предлагают нарисовать согласно образ­цу фигуру на чистом листе в клетку простым карандашом. Задание представляет собой два уровня сложности:

1-й уровень сложности — образец состоит из разомкнутых фигур (лист 25);

2-й уровень сложности — образец состоит из замкнутых фигур (лист 26).

Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок. На нем изображена фигура, состоящая из линий. Нарисуй точно такую же фигуру по клеточкам на чистом листе. Будь внимателен!»

Примечание. Использовать для рисования ручку или фло­мастер не рекомендуется. По желанию ребенок может заштри­ховать замкнутую фигуру цветным карандашом.

Витрина магазина

Цель: развитие объема внимания и наблюдательности.

Оборудование: рисунок с изображением витрины магазина.

Описание. Ребенку необходимо найти (не считая) коробку с наибольшим количеством конфет и объяснить свой выбор (карточка 1, лист 27).

75

Инструкция: «Посмотри, на этом рисунке изображена вит­рина магазина, в которой выставлены только что поступившие конфеты. Они выложены в прозрачные коробки разной вели­чины. Мама сказала своему сыну: «Можешь выбрать любую коробку». Мальчик захотел ту коробку, где больше конфет. Ты должен помочь мальчику найти коробку, где содержится наи­большее количество конфет. Объясни свой выбор.

Какими способами можно проверить правильность выбора? (Можно сосчитать.)


Посмотри еще раз внимательно на рисунок, подумай и ска­жи,'почему же на первый взгляд кажется, что в коробках разное количество конфет. Приступай к работе».

Кто забил гол?

Цель: развитие наблюдательности.

Оборудование: рисунок с изображением футболистов.

Описание. Ребенку предлагают найти на рисунке (карточка 2, лист 27) игрока, забившего гол, и объяснить свой выбор.

Инструкция: «Посмотри внимательно на этот рисунок. На нем изображены футболисты. Найди здесь игрока, забивше­го гол, покажи его и объясни, почему ты считаешь, что имен­но он забил гол».

Кого испугался охотник?

Цель: развитие объема и устойчивости внимания.

Оборудование: рисунок с изображением леса, зверей и охотника.

Описание. Ребенку предлагается рисунок (карточка 1, лист 28) с изображением охотника в лесу. Необходимо найти того, кого испугался охотник.

Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок. На нем изоб­ражен бегущий по лесу охотник. Он кого-то испугался. Кого мог испугаться охотник в этом лесу? Покажи и объясни: — почему?»

Корова Маня и ее хозяйка

Цель: развитие устойчивости внимания.

Оборудование: рисунок с изображением лабиринта, про­стой карандаш.

Описание. В предлагаемом лабиринте (лист 29) ребенок дол­жен пройти извилистую линию, проводя по ней пальцем или оборотной стороной карандаша, найти короткий путь, по кото­рому могла бы двигаться хозяйка к своей корове Мане.

Инструкция: «Посмотри внимательно на этот рисунок. На нем изображен лабиринт, по которому необходимо найти короткий путь. Однажды корова Маня заблудилась — забрела в глухой леси не знала, как вернуться домой. Она проголодалась и начала искать сочную и вкусную травку. По какой тропинке должна двигаться хозяйка, чтобы как можно быстрее встретить корову?»

Танграм

Цель: закрепление представлений о геометрических фи­гурах, способах видоизменения их путем составления новых геометрических фигур из двух-трех имеющихся по образцу.

Оборудование: вырезанные геометрические фигуры для выкладывания целой фигуры; образцы фигур-силуэтов (лис­ты 30—34).

Описание. Ребенку предлагают самостоятельно выложить по образцу фигуру-силуэт из геометрических фигур.

Инструкция: «Внимательно посмотри на рисунок. Из всех геометрических фигур составь рядом с образцом точно такую фигуру».

Примечание. Несмотря на инструкцию, некоторые дети пытаются выкладывать части на образец. Необходимо остано­вить ребенка и попросить выложить фигуру рядом с образ­цом. Образцы фигур-силуэтов получаются путем разрезания квадрата 7x7 см определенным образом (лист 30). При со­ставлении фигур-силуэтов использовать все части, присоеди­няя одну к другой, не накладывая одну на другую.


Квартет

Цель: закрепление умения собирать из частей целое, фор­мирование внимания.

Оборудование: 13 открыток (размер каждой открытки 10x14 см) с разными сюжетами (причем двух одинаковых сре­ди них не должно быть), каждая из которых разрезана на четыре равные части. Несколько столов, объединенных в один общий стол; стул для каждого ребенка.

Описание: Подчиняясь правилам игры, все дети должны собрать из частей «ходящих» по кругу среди играющих це­лые открытки — «квартеты». Побеждает тот, кто больше все­го соберет «квартетов».

Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру «Квартет». В этой игре мы будем использовать открытки, разрезанные на 4 равные части. Все части открыток перемешиваются и раздаются по кру­гу (по 5 частей на каждого игрока) так, чтобы играющие не видели рисунка. Оставшиеся части складываются в стопку ри­сунком вниз на «кон» для дальнейшего их разыгрывания. Все игроки должны внимательно рассмотреть полученные части.


Среди игроков с помощью считалки устанавливается оче­редность. Первый играющий показывает всем одну часть

77

открытки. Остальные же игроки отдают показавшему, если у них есть среди своих карточек, все карточки — части открыт­ки к той 1-й, которую показал 1-й игрок. Если же частей открытки к показанной очередным ни у кого из играющих не оказалось в данный момент, то очередной берет одну кар­точку из стопки «кона». И если взятая карточка оказалась 4-й к трем имеющимся частям одной открытки, у очередного образуется «квартет» — целая открытка.

В случае получения «квартета» играющий имеет право до­полнительного хода. В противном случае уже следующий иг­рок показывает свою часть открытки всем играющим. Игра продолжается до тех пор, пока на «кону» ничего не останется, а из частей открыток не образуются все открытки. Выигрывает тот, кто больше всех соберет «квартетов». Прежде чем начать игру, рассмотрим все целые «квартеты». Начинаем играть».

Примечание. Игра проходит в порядке установленной оче­редности. Все части открытки отдаются игроку, показавшему одну из частей, даже если их 3 штуки, не утаивая. Игрок, собравший «квартет» — целую открытку, имеет право допол­нительного хода. Взрослый играет вместе с детьми и контро­лирует выполнение правил.

Найди тень

Цель: развитие наблюдательности.

Оборудование: рисунок с изображением фигурки и отбра­сываемой ею тени.

Описание. Ребенку предлагают рисунок с изображением снеговика и четырех его теней; рыцаря и трех его теней (ли­сты 35—36).

Инструкция: «Посмотри на этот рисунок внимательно. На нем изображен рыцарь и его тени. Необходимо отыскать сре­ди этих теней его настоящую».

Примечание. Правильный ответ — вторая тень у рыцаря. Задания с использованием листа 36 (фигурки белочки и дель­фина) выполняются аналогично.

Сравни, назови, сосчитай

Цель: развитие наблюдательности.

Оборудование: рисунок — рыбы в аквариуме.

Описание. Ребенку предлагают рисунок, на котором изоб­ражен аквариум с рыбками. Необходимо найти двух одина­ковых рыбок (листы 37—38).

Инструкция: «Посмотри на эту картинку внимательно. На ней изображен аквариум с рыбками, две из которых одина­ковые. Найди их, покажи и дай объяснение».
Что где лежит?

Цель: развитие произвольного внимания.

Оборудование: бланк с эталонами фигур и предметов, со­ответствующих этим эталонам, а также стеллаж и вырезан­ные фигуры для манипулирования (лист 39).

Описание. Ребенку необходимо распределить предметы от­носительно предложенных эталонов фигур. Методика может использоваться в двух вариантах.

1. Упрощенный вариант: на отдельном бланке изображен стеллаж с эталонами фигур, а плоские предметы вырезаны и раскладываются ребенком на полки стеллажа относительно предложенных эталонов фигур (происходит сравнение этало­нов с предметами).

2. Стеллаж с полками и эталонами фигур, а также предме­ты изображены на одном бланке. Ребенок должен выполнить задание, не манипулируя предметами. Показать и объяснить свои действия.

Инструкция: «Посмотри, на этом бланке нарисован стел­лаж с полками, на которых обозначены геометрические фигу­ры: прямоугольник, треугольник, еще один прямоугольник, квадрат, круг, овал. Находящиеся у меня вырезанные пред­меты тебе необходимо разложить на полки так, чтобы они оказались рядом с той геометрической фигурой, на которую похожи. Объясни свой выбор».

Строители

Цель: развитие наблюдательности, концентрации и распре­деления внимания.

Оборудование: бланк с четырьмя рисунками, один из ко­торых — образец, а три остальные отличаются от образца не­достающими деталями; простой карандаш.

Описание. Ребенку предлагают лист с четырьмя рисунка­ми, содержащими элементы башни. Первый рисунок — об­разец, остальные три отличны между собой и образцом. Надо дорисовать недостающие элементы, чтобы все три рисунка соответствовали образцу (лист 40).


Инструкция: «Посмотри внимательно на эти четыре рисун­ка. На первом из них изображена готовая башня, а на трех остальных детали башни не дорисовали. Тебе необходимо до­рисовать недостающие детали к каждой башне так, чтобы все четыре башни стали одинаковыми. Приступай к работе».

Найди героев передачи

Цель: развитие наблюдательности, распределения, переклю­чения и объема внимания.

79

Оборудование: картинки с изображением героев детской передачи — Хрюши, Степашки, Фили, замаскированных в ри­сунке; простой карандаш (лист 28).

Описание. Ребенку необходимо найти и обвести обратной стороной простого карандаша каждую из замаскированных в рисунке фигурок героев.

Инструкция: «Посмотри внимательно на этот рисунок. В нем замаскированы фигурки знакомых героев детской пере­дачи: Хрюши, Степашки, Фили, Каркуши. Необходимо найти и обвести пальцем или обратной стороной карандаша каж­дого из героев».

Найди дорожку

Цель: развитие произвольного внимания.

Оборудование: бланк с изображением простого лабиринта, карандаш (лист 41).

Описание. Ребенок должен пройти извилистую линию ла­биринта, проводя по ней пальцем либо обратным концом карандаша.

Инструкция: «Посмотри на этот рисунок, на нем изображен лабиринт. Необходимо помочь Зайке пройти по этому лабирин­ту и добраться к морковке (к елочке). Проходить лабиринт необ­ходимо, не выходя за контуры линии, не пропуская петель».

Найди двух одинаковых животных

Цель: развитие произвольного внимания.

Оборудование: рисунок с изображением животных (мы­шек, петухов, жирафов, слонов) (лист 42).

Описание. Ребенку предлагают отыскать на рисунке двух одинаковых животных.

Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок. На нем изображены мышки (петухи, жирафы, слоны). Необходимо найти среди всех мышек одинаковых».


Воспроизведение геометрических фигур

Цель: развитие произвольного внимания, памяти, мышления.

Оборудование: карандаш, чистый лист бумаги, соответству­ющий размеру образца (13x10 см).

Описание. Ребенку предлагают рассмотреть разные геомет­рические фигуры, запомнить их расположение с тем, чтобы через 10 секунд по памяти воспроизвести их на чистом листе.

Инструкция: «Посмотри внимательно на эти геометричес­кие фигуры и постарайся запомнить их расположение. Черезнекоторое время я уберу карточку, и ты на листе бумаги дол­жен будешь по памяти нарисовать эти же геометрические фигуры, расположив и раскрасив их так, как было на образ­це» (лист 43).

Кто внимательнее?

Цель: развитие объема внимания, наблюдательности.

Оборудование: картинки с изображением разного количе­ства звезд.

Описание. Ребенку предлагают на несколько секунд рас­смотреть картинки с нарисованными звездами (лист 44) и ответить (не считая), где самое большее (меньшее) количество предметов.

Инструкция: «Посмотри внимательно на картинки. Здесь нарисованы звезды. На какой картинке расположено самое меньшее (большее) количество предметов? Объясни свой вы­бор. Начинай играть».
Лото

Цель: развитие произвольного внимания.

Оборудование: 48 фишек с изображением предметов (жи­вотных, птиц) и 6 карт с изображением этих же предметов.

Описание. Карты раздаются всем участникам. Ведущий, вынимая по одной фишке из мешочка, называет предмет (жи­вотное, птицу), изображенный на фишке. Играющий, у кото­рого на карте изображен этот предмет, берет фишку и закры­вает ею соответствующую клеточку карты. Выигрывает тот, кто первым закроет все клеточки своей карты.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем в «Лото». Сядьте за большой общий стол кто где хочет. Каждому из вас я раздам по одной карте, на которой изображены знакомые вам пред­меты (животные, птицы). Я буду ведущей. Будьте вниматель­ны. Из мешочка я буду вынимать по одной фишке, на кото­рой изображен один из предметов, и называть его. У кого из вас на карте окажется точно такой же предмет, какой изоб­ражен на фишке, должен сказать: «У меня есть». В этом случае я отдам ему эту фишку, которой необходимо будет закрыть клеточку на своей карте с таким же изображением. Так мы будем играть до тех пор, пока кто-нибудь из вас не закроет первым все клеточки-картинки своей карты. Он и станет победителем».


Примечание. На первом этапе игры ведущим является взрос­лый, в дальнейшем роль ведущего сможет занять ребенок.
Построй дорожку

Цель: развитие устойчивости внимания: способности обоб­щать объекты по признаку формы, величины; закрепление представлений о геометрических формах.

Оборудование: таблица с различным расположением гео­метрических фигур по строчкам, фишки (листы 45—46).

Описание. Ребенку предлагают помочь герою сказки доб­раться до определенного места путем построения дорожки. Чтобы построить дорожку, необходимо закрывать фишками названные взрослым определенные геометрические фигуры.

Инструкция: «Посмотри внимательно на эту таблицу. По­моги герою сказки добраться по дорожке к нужному ему ме­сту. А для этого закрой фишками слева направо:

а) все треугольники (круги, квадраты);

б) только заштрихованные треугольники (круги, квадраты).

Примечание. Если ребенок самостоятельно не справляется с заданием, то рассмотрите с ним таблицу. Особо выделите те при­знаки геометрических фигур, на которые он должен ориентиро­ваться при выполнении задания. Проанализируйте ошибки вме­сте с ребенком. Когда задание освоено, можно предложить ус­ложненный вариант: в группе провести игру «Кто быстрее».

Назови предмет

Цель: развитие целостности восприятия, формирование умения классифицировать, включать части в целое, концент­рировать внимание.

Оборудование: рисунки с замаскированным изображени­ем предметов (игрушек, фруктов, посуды, овощей) (лист 47).

Описание. Ребенку предлагают рисунок с замаскирован­ным изображением предметов. Необходимо увидеть и пока­зать каждый из предметов в отдельности.

Инструкция: «Посмотри внимательно на этот необычный рисунок. На нем изображены замаскированные предметы. Необходимо увидеть и показать каждый предмет в отдельно­сти. Приступай к выполнению задания».

Примечание. На первом этапе работы целесообразно пред­ложить ребенку водить по контуру каждого предмета указкой. В дальнейшем, когда ребенок освоит задание с указкой, можно предложить ему следить за контуром предмета взглядом.


Быстрее нарисуй

Цель: развитие умения переключать внимание. Оборудование: простой хорошо отточенный карандаш, таб­лица с изображением по строчкам знакомых детям предметов.

Описание. Ребенку предлагают таблицу с изображением по строчкам знакомых предметов и дают задание дорисовать определенные недостающие детали к каждому из изображен­ных предметов (лист 48).

Инструкция: «Посмотри внимательно на эту картинку. Дорисуй у каждого яблока листик, а на в каждом домике окошко. Приступай к выполнению задания».

Примечание. Необходимо проанализировать допущенные ошибки вместе с ребенком во избежание повторения этих же ошибок в дальнейшем.

Домино

Цель: развитие произвольного внимания, мышления.

Оборудование: детская игра «Домино», 28фишек, каждая из которых разделена на две половинки. На каждой поло­винке изображены знакомые детям предметы (овощи, фрук­ты, сказочные герои и т.п.).

Описание. Каждому игроку раздается по 5—7 фишек кар­тинками вниз. Оставшиеся фишки, перевернутые картинками вниз, остаются в стороне — на «базаре». Количеством дублей — одинаковых картинок на двух половинках одной фишки — у каждого игрока определяется очередность в игре (у кого дублей больше, тот играет первым). Первый ход — с любого дубля и продолжается игра в порядке очереди игроков приставлением фишек — вначале к дублю, а затем по цепочке фишек к фиш­кам и дублей к фишкам соответствующими картинками друг к другу. Игрок, у которого на этот момент нет соответствующей картинки у фишки, идет на «базар» и берет фишки до тех пор, пока на одной из них не окажется нужная картинка. Победите­лем игры становится игрок, первым окончивший выкладывать свои фишки.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем в очень интересную игру «Домино». Сядьте за большой стол кто где хочет. Каждому из вас я раздам по 5 фишек, на которых нарисованы знакомые вам предметы. Оставшиеся фишки я отложу в сторону — здесь будет «базар». Обратите внимание на то, что каждая фишка состоит из двух частей — картинок. Фишка, у которой с двух сторон одинаковые картинки, называется дублем. Посмотрите внимательно и найдите у себя дубли. Одинаковых дублей в игре нет. У кого дублей больше всех, тот по очередности хода будет первым. У кого дублей на 1—2 меньше, чем у первого, тот по очередности хода будет вторым, и т.д. Так мы устано­вим очередность хода. Первый игрок должен сделать ход лю­бым своим дублем. Второй очередной игрок к одной из сторон дубля должен приставить любую свою фишку, на которой с одной из ее сторон есть точно такая картинка, как у дубля. Третий очередной игрок должен либо к оставшейся стороне дубля, либо к картинке фишки, поставленной вторым игро­ком, добавить свою фишку с одной из таких картинок. Если у очередного игрока нет фишки с одной из таких картинок, он отправляется на «базар» за дополнительной фишкой. Если на взятой с «базара» фишке нет нужной картинки, он берет до­полнительно до тех пор, пока не возьмет фишку с нужной картинкой. Как только фишка с нужной картинкой найдена, ею надо сделать ход. Так по цепочке выкладываются все фиш­ки. Игра продолжается до тех пор, пока на «базаре» и у каждо­го из игроков не останется ни одной фишки. Победителем станет тот, кто первым из вас выложит все свои фишки. Да­вайте начнем игру».


Примечание. Во избежание конфликтов необходимо следить за соблюдением очередности хода, соблюдением правил игры.

Нарисуй круг и треугольник

Цель: тренировка распределения внимания.

Оборудование: два простых остро заточенных карандаша (2М) и по 1/2 альбомного листа (формат А-4 размер, 20x14,5 см) для каждого ребенка.

Описание. Ребенок должен рисовать одновременно двумя ру­ками на одном листке:, круг — одной рукой, треугольник — другой рукой (причем начинать и заканчивать рисовать обе фигуры одновременно).

Инструкция: «Сейчас ты будешь рисовать сразу двумя ру­ками. Возьми два карандаша. На отдельном листе бумаги по­пробуй одновременно рисовать одной рукой круг, а другой •-— треугольник. Неважно, какой рукой какую фигуру ты будешь рисовать. Делай, как тебе удобно! Но только помни, что начи­нать и заканчивать рисовать обе фигуры надо в одно время».

Примечание. Упражнение можно использовать как при индивидуальной работе, так и при групповой.

ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ

Что слышно?

Цель: развитие слухового внимания.

Оборудование: предметы, издающие знакомые детям зву­
ки; ширма.

Описание. Ведущий предлагает детям послушать и за­помнить то, что происходит за дверью или ширмой. Затем он просит рассказать, что они слышали. Побеждает тот, кто больше и точнее определит источники звука.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру «Что слышно?» и узнаем, кто самый внимательный. Нужно в полной тиши­не в течение некоторого времени (засекаю его я) внимательно слушать, что происходит за дверью (ширмой). По окончании данного времени (1—2 минуты) необходимо назвать как мож­но больше услышанных звуков. Чтобы каждому была дана возможность сказать, надо называть услышанные звуки в по­рядке своей очереди. Повторять звуки при назывании нельзя. Победит тот, кто больше всех назовет таких звуков».


Примечание. Можно играть как с группой детей, так и с одним ребенком. Очередность в игре может быть установлена с помощью считалки. Предметы, которые могут быть исполь­зованы для игры: барабан, свисток, деревянные ложки, ме­таллофон, детское пианино, емкости с водой для ее перелива­ния и создания звуков льющейся воды, стеклянные предме­ты и молоточек для стука по стеклу и т.д.

Слушай звуки!

Цель: развитие произвольного внимания.

Оборудование: фортепьяно или аудиозапись.

Описание. Каждый ребенок выполняет движения в соот­ветствии с услышанными звуками: низкий звук — стано­вится в позу «плакучей ивы» (ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к лево­му плечу), высокий звук — становится в позу «тополя» (пят­ки вместе, носки врозь, ноги прямые, руки подняты вверх, голова запрокинута назад, смотреть на кончики пальцев рук).

Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру «Слушай зву­ки!» и узнаем, кто из вас внимательно умеет слушать звуки фортепьяно. Есть низкие звуки (прослушивание) и высокие звуки по звучанию (прослушивание). Играть будем так: если вы услышите низкие звуки фортепьяно, то должны будете встать в позу «плакучей ивы» (показ с комментариями). Да­вайте все станем в позу «плакучей ивы». Вот так. Ну а если вы услышите высокие звуки фортепьяно, то должны будете принять позу «тополя» (показ с комментариями). Давайте мы все примем эту позу «тополя». Будьте внимательны! Начина­ем играть».

Примечание. Необходимо чередовать звуки, постепенно увеличивая темп.Узнай по голосу-1

Цель: развитие слухового внимания, формирование уме­ния узнавать друг друга по голосу.

Оборудование: платок или повязка для завязывания глаз.

Описание. Стоя по кругу, дети выбирают водящего, кото­рый, находясь в центре круга с завязанными глазами, стара­ется узнать детей по голосу. Угадав игрока по голосу, водя­щий меняется с ним местами.


Инструкция: «Сейчас мы с вами поиграем в интересную игру «Узнай по голосу». Для этого необходимо встать в круг и выбрать водящего, который с повязкой на глазах будет вни­мательно слушать голоса играющих. Тот, кому я дам знак, произнесет любое слово своим голосом. Водящий должен уга­дать игрока по голосу. Если он угадает игрока, то должен поменяться с ним местами: игрок становится водящим, а во­дящий — игроком. Если же не угадает, то продолжает быть водящим до тех пор, пока не узнает по голосу очередного игрока. Начнем игру».

Узнай по голосу-2

Цель: развитие слухового внимания.

Оборудование: заранее начерченный на полу большой круг, платок для завязывания глаз.

Описание. Бегая по кругу, дети выполняют команды взрос­лого. Выбранный водящий, стоя спиной к детям, угадывает по голосу того, кто назвал его по имени. В случае угадывания водящий меняется местами с назвавшим его по имени.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем в интересную игру. Одного из игроков выберем водящим. По моей команде «По­бежали!» вы будете бегать по площадке. На слова: «Раз, два, три, в круг беги!» — все играющие собираются в круг, а водящий становится спиной к кругу с завязанными глазами и внимательно слушает. Дети, которые стоят в кругу, гово­рят: «Ты загадку отгадай: кто позвал тебя, узнай».

По окончании этих слов тот из вас, кому я дам знак, назо­вет водящего по имени. Водящий должен отгадать, кто его позвал. Если водящий угадает, он меняется местом с назвав­шим его ребенком. Если водящий не узнает голоса, то я пред­ложу ему узнать по голосу другого ребенка».

Будь внимателен!

Цель: стимулирование внимания, развитие скорости реакции. Оборудование: магнитофонная или грамзапись С. Проко­фьева «Марш».

Описание. Каждый ребенок должен выполнять движения, соответственно командам взрослого: «зайчики» — прыгать; «ло­шадки» — ударять «копытом об пол»; «раки» — пятиться; «пти­цы» — бегать, раскинув руки; «аист» — стоять на одной ноге.


Инструкция: «Сейчас мы поиграем. В этой игре нужно быть внимательным. Встаньте по кругу друг за другом. Слушайте внимательно мои слова — команды. Когда я скажу «зайчики», все должны прыгать по кругу, как зайчики. Когда я скажу «лошадки», все должны показать, как лошадки ударяют копы­том. Когда я скажу «раки», все должны показать, как раки пятятся назад. Когда я скажу «птицы», играющие должны превратиться в птиц и бегать по кругу, раскинув руки в сторо­ны, как крылья. Когда я скажу «аист» — все мигом должны превратиться в аистов и стоять на одной ноге. Ну а когда я скажу «дети» — все должны стать детьми. Начинаем играть».

Четыре стихии

Цель: развитие внимания, координации слухового и двига­тельного анализаторов.

Описание. Играющие сидят по кругу и выполняют дви­жения в соответствии со словами: «земля» — руки вниз, «вода» — вытянуть руки вперед, «воздух» — поднять руки вверх, «огонь» — произвести вращение руками в лучезапяст-ных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проиг­равшим.

Инструкция: «Для этой игры необходимо сесть по кругу и внимательно послушать. Если я скажу слово «земля», все дол­жны опустить руки вниз, если слово «вода» — вытянуть руки вперед, слово «воздух» — поднять руки вверх, слово «огонь» — произвести вращение руками в лучезапястных локтевых сус­тавах. Кто ошибается — считается проигравшим».

Испорченный телефон

Цель: развитие слухового внимания.

Описание. Дети сидят в ряд или по кругу. Ведущий про­износит тихо (на ухо) рядом сидящему игроку какое-либо слово, тот передает его следующему и т.д. Слово должно дой­ти до последнего игрока. Ведущий спрашивает у последне­го: «Какое ты услышал слово?» Если тот скажет слово, пред­ложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с после­днего), какое они услышали слово. Так узнают, какой игрок напутал, «испортил телефон». «Провинившийся» занимает место последнего игрока.


87

Инструкция: «Сейчас мы поиграем в «Испорченный теле­фон». Сядьте по кругу на ковер так, чтобы вам было удобно. Первый игрок сообщает тихо на ухо сидящему рядом игроку какое-либо слово. Игрок, узнавший от ведущего слово, пере­дает это услышанное слово (тихо на ухо) следующему игроку. Слово, словно по проводам телефона, должно дойти до после­днего игрока. Ведущий спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово?» Тот называет его. Если слово совпадает с тем, которое придумал и назвал ведущий, значит, телефон исправен. Если не совпадает, то телефон испорчен. В этом случае по очереди, начиная с конца ряда, каждый должен назвать услышанное им слово. Так узнают, какой игрок на­путал — «испортил телефон». «Провинившийся» игрок за­нимает место последнего. Давайте поиграем».

Кто знает, пусть дальше считает

Цель: развитие -слухового внимания, закрепление умения порядкового счета в пределах 10, развитие мышления.

Оборудование: мяч.

Описание. В соответствии с командами взрослого ребенок, которому бросают мяч, считает по порядку до 10.

Инструкция: «Посмотрите, какой у меня красивый мяч. Сейчас мы поиграем в игру «Кто знает, пусть дальше счита­ет*. Все играющие должны встать в круг. Я с мячом встану в центр круга и буду называть числа, а вы, кому я брошу мяч, будете считать дальше до 10.

Например, я скажу «пять» и брошу мяч Лене. Как надо считать?

Лена: «Шесть, семь, восемь, девять, десять».

Правильно. Начинаем играть».

Примечание. Усложненным вариантом может быть такой. Воспитатель предупреждает: «Дети, будьте внимательны! Я могу взять мяч раньше, чем вы досчитаете до 10, и брошу его следующему ребенку со словами: «Считай дальше».

Вы должны запомнить, на каком числе остановился ваш то­варищ, и продолжить счет. Например, я говорю: «Четыре» — и кидаю мяч Вове. Он считает до 8, я забираю у него мяч и бросаю Вите со словами: «Считай дальше». Витя продолжает: «Девять, десять»».


Как вариант может быть игра «До» и «После». Воспитатель, бросая мяч ребенку, говорит: «До пяти». Ребенок должен назвать числа, которые идут до пяти. Если воспитатель скажет: «После пяти», дети должны назвать: шесть, семь, восемь, девять, десять.

Игра проходит в быстром темпе.
Слушай хлопки

Цель: развитие произвольного внимания.

Описание. Движущиеся по кругу дети принимают позы в за­висимости от команды ведущего: один хлопок — принять позу «аиста* (стоять на одной ноге, руки в стороны); два хлопка — позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки в стороны, руки между ногами на полу); три хлопка — возобновить ходьбу.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем в интересную игру «Слу­шай хлопки!*. Все играющие должны будут идти по кругу друг за другом и внимательно слушать мои команды. Когда я хлопну в ладоши один раз, все должны остановиться и при­нять позу «аиста» (показ позы). Если я хлопну в ладоши два раза, все должны остановиться и принять позу «лягушки» (по­каз). Когда я хлопну в ладоши три раза, нужно возобновить ходьбу друг за другом по кругу. Начинаем играть».

ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ МОТОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ

Кто летает?

Цель: формирование внимания, развитие умения выделять главные, существенные признаки предметов.

Оборудование: список названий предметов.

Описание. Ребенок должен отвечать и выполнять движе­ния в соответствии со словами взрослого.

Инструкция: «Внимание! Сейчас мы выясним, кто (что) может летать, а кто (что) не может. Я буду спрашивать, а вы сразу отвечайте. Если назову что-нибудь или кого-либо, спо­собного летать, например стрекозу, отвечайте: «Летает» — и показывайте, как она это делает, — разведите руки в стороны, как крылья. Если я вас спрошу: «Поросенок летает?», молчи­те и не поднимайте руки».

Примечание. Список: орел, змея, диван, бабочка, майский жук, стул, баран, ласточка, самолет, дерево, чайка, дом, воро­бей, муравей, комар, лодка, утюг, муха, стол, собака, вертолет, ковер...


Игра может проводиться как с одним ребенком, так и с группой детей.

По новым местам

Цель: формирование моторно-двигательного внимания, раз­витие скорости движений.

Оборудование: заранее обозначенные кружки для каждо­го ребенка.

Описание- Каждый ребенок по команде взрослого меняет свой кружок, свое место — разбегается «по новым местам», оказываясь в новом кружке.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру «По новым ме­стам». Каждый из вас должен встать в кружок-домик. Когда я скажу: «На прогулку!», все за мной друг за другом начнут «гулять». Но когда я скажу: «По новым местам!», все долж­ны найти себе новый кружок-домик. Кто займет новый до­мик последним — считается проигравшим. Начинаем игру».

Примечание. Ходить «на прогулку» можно под музыкаль­ное сопровождение или песню.

Совушка-сова

Цель: формирование внимания, воспитание выдержки.

Оборудование: заранее обозначенный круг-«гнездо», ша­почка или маска совы.

Описание. В соответствии с командами взрослого дети дол­жны или двигаться, или замирать. Игрока, не выполнившего вовремя команды, удаляют из игры (сова забирает в «гнездо»).

Инструкция: «Сейчас мы поиграем в интересную игру. Кого мы выберем совушкой-совой, тот будет жить в «гнезде» — в кругу. Остальные будут называться жучками, лягушками, ба­бочками и летать или прыгать, как они. По моему сигналу «Ночь наступает!» все останавливаются и замирают. В это вре­мя сова вылетает на охоту. Заметив пошевелившегося игрока, совушка берет его за руку и уводит в «гнездо». Когда вы услы­шите сигнал «День!», то снова начинайте двигаться. В этой игре есть правила, которые необходимо соблюдать:

1) совушка не имеет права долго наблюдать за одним и тем же игроком;

2) вырываться от совушки нельзя;

3) если совушка не замечает пошевелившихся игроков, а звучит сигнал «День!», то она улетает в гнездо без добычи».


Примечание. Роль «совушки» в начале игры может взять на себя взрослый. Для повышения интереса к игре можно использовать маску и костюм совы.

Кого назвали, тот и лови!

Цель: формирование внимания, развитие скорости реакции. Оборудование: большой мяч.

Описание. Каждый ребенок, свободно передвигаясь по пло­щадке и услышав свое имя, должен подбежать, поймать мяч,

бросить его вверх, назвав при этом имя кого-нибудь из играю­щих.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру «Кого назвали, тот и лови!». У меня в руках большой красивый мяч. Пока я его держу в руках, можно бегать, прыгать, ходить по площад­ке. Как только я подброшу мяч вверх и назову имя кого-нибудь из вас, тот, чье имя я назову, как можно быстрее дол­жен подбежать к мячу, поймать его и снова подбросить вверх, назвав при этом имя другого игрока. Так игра продолжается долгое время. Начинаем играть».

Воробьи и вороны

Цель: формирование внимания, развитие скорости реакции. Оборудование: кубики, мячи (вдвое меньше, чем участни­ков игры). Описание.

а) Играющие делятся на две команды. Каждый ребенок по указанию взрослого выполняет различные движения на месте (присесть, руки вверх, в стороны, руки прижать к гру­ди...). В зависимости от команды взрослого — «во-ро-ны» или «во-ро-бьи» — все игроки устремляются к соответствующим предметам (кубикам, мячам). Предметы достаются вниматель­ным и быстрым. По окончании 2—3 таких игр подсчитыва­ются очки и объявляется команда-победительница.

б) На команды дети не делятся, каждый играет сам за себя. Ребенок, оставшийся без предмета, выбывает из игры.

Инструкция: «Хотите узнать, кто из вас ловкий и внима­тельный? Тогда поиграем в одну игру, которая называется «Воробьи и вороны».

а) Сейчас мы разделимся на две команды и каждый из вас запомнит, в какую команду он попал. Справа от вас разложе­ны кубики («вороны»), слева — маленькие мячи («воробьи»). По моему указанию вы будете выполнять различные движе­ния на месте (присесть, руки в стороны, вверх и т.п.). Когда услышите слово «во-ро-ны», то на слог «ны» вы все должны успеть схватить по кубику, а при произнесении мною после­днего слога слова «во-ро-бьи» все вы должны будете бежать к мячам, стараясь схватить по одному предмету. По окончании нескольких таких игр подсчитаем выигрышные очки за каж­дый предмет и объявим команду-победительницу.


б) Встаньте в колонну по одному. Справа от вас разложены кубики («вороны»), слева — маленькие мячи («воробьи»). По моей команде вы будете выполнять различные движения на месте (присесть, руки в стороны, вверх и т.п.). Когда я произ-несу последний слог слова «во-ро-ны», каждый из вас должен успеть схватить кубик, а при произнесении последнего слога слова «во-ро-бьи» каждый из вас должен схватить мяч. Кому предмет не достался — выходит из игры. Начинаем играть». Примечание. Для игры можно использовать мешочки с песком, погремушки, флажки и т.п.

Море волнуется

Цель: формирование внимания, развитие скорости реакции.

Оборудование: на полу заранее нарисованы круги по ко­личеству играющих.

Описание. Следуя командам водящего, дети, держась за руки, ходят друг за другом, а затем разбегаются, стараясь занять пустые круги. Кто остается без круга, становится во­дящим.

Инструкция: «Хотите поиграть в интересную игру? Я буду водящим. Каждый из вас займет круг и будет внимательно слушать меня. Я буду ходить между вами «змейкой». Неко­торым игрокам я дам команду: «Море волнуется!» Все, кому я дам такую команду, выстраиваются цепочкой и, взявшись за руки, ходят за мной вдоль оставшихся детей. Как только я дам команду: «Море спокойно!», вы должны бежать и зани­мать какой-либо круг. Я тоже постараюсь занять один из кру­гов. Тот, кто остался без круга, становится водящим, и игра повторяется. Вы готовы поиграть?..»

Примечание. Круги для игры в группе можно вырезать из войлока. Если игра проводится на воздухе, круги можно на­рисовать мелом на асфальте.

Зеваки

Цель: развитие произвольного внимания.

Оборудование: бубен, проигрыватель для музыкального со­провождения (Э. Жак-Далькроз еМарш»).

Описание. Держась за руки и двигаясь по кругу под му­зыку, дети по сигналу взрослого делают четыре хлопка и ме­няют направление. За неправильное выполнение сигнала уда­ляют из игры.


Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Возьмитесь за руки и пойдемте под музыку по кругу. Слушайте сигнал (взрослый бьет в бубен). Услышав сигнал, нужно остановиться, хлоп­нуть в ладоши 4 раза и, повернувшись кругом (в противопо­ложную сторону), продолжить движение. Совершивший ошиб­ку — «зевака» выходит из игры. Когда все «зеваки» выйдут из игры, останутся самые внимательные — они победители».

Найди игрушку

Цель: развитие устойчивости и объема внимания.

Оборудование: игрушки или предметы, заранее расстав­ленные по комнате.

Описание. Взрослый описывает какую-либо игрушку, на­ходящуюся в комнате, не называя ее. Дети могут задавать уточняющие вопросы. Затем их просят найти предмет, о ко­тором шла речь.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру «Найди игруш­ку». Будьте внимательны. Я буду описывать какой-нибудь предмет. Можно задавать мне уточняющие вопросы о внеш­нем виде предмета, о его местоположении, о его качествах, о его значении. Например, я говорю: «Этот предмет круглой формы, красного цвета, лежит на полочке». Петя задает воп­рос: «Он большой или маленький?» Я отвечаю: «Он малень­кий». Лена задает вопрос: «Его можно есть?» Я отвечаю: «Он несъедобный, но им можно играть». Оля отвечает: «Мяч». Я говорю: «Правильно». Начинаем играть».

Примечание. Примеры описаний:

1. Эта игрушка стоит на средней полке возле предмета боль­шого размера. Она состоит из шести частей: одна часть круг­лой формы, четыре части удлиненной формы, а самая большая часть из всех остальных — тоже удлиненной формы.

Ребенок: «Игрушка большая?»

Взрослый: «Да, большая».

Ребенок: «Одежда на ней есть?»

Взрослый: «На ней цветной наряд».

Ребенок: «Кукла?»

Взрослый: «Правильно!»

2. Эта игрушка находится возле маленького предмета на второй полке. Она серого цвета. Ребенок: «Она большого размера?» Взрослый: «Нет, она среднего размера». Ребенок: «Она мягкая?» Взрослый: «Да, мягкая и пушистая». Ребенок: «Кошка!» Взрослый: «Правильно, кошка!»


3. Этот предмет удлиненной формы, среднего размера, с одной стороны с заостренным концом. Стоит возле большой игрушки.

Ребенок: «Этот предмет оранжевого цвета?»

Взрослый: «Нет, он белого цвета».

Ребенок: «Он находится на полке?»

Взрослый: «Он стоит на полу».

Ребенок: «Пароход?»

Взрослый: «Правильно, пароход!»

Последний выбывает.

Разведчики

Цель: развитие моторно-слуховой памяти, координации движений.

Оборудование:стулья.

Описание. В комнате расставляются стулья определенным образом. В игре участвуют: разведчики, командир, отряд (ос­тальные дети). Ребенок-сфазведчик» придумывает маршрут (прохождение между расставленных стульев), а «командир», запомнив дорогу, должен провести весь отряд.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Один из вас будет раз­ведчиком и придумает маршрут, по которому командир дол­жен провести отряд. Будьте внимательны, старайтесь запом­нить маршрут».

Примечание. Для знакомства с игрой взрослый берет роль «разведчика» на себя.

Съедобное—несъедобное

Цель: формирование внимания, знакомство со свойствами предметов.

Оборудование: мяч, мел.

Описание. В зависимости от названного предмета (съедо­бен он или нет) ребенок должен ловить или отбивать мяч, брошенный ему взрослым.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Я буду называть пред­меты (например, яблоко, стул и т.д.). Если названный пред­мет съедобный, то вы должны поймать брошенный мяч и передвинуться вперед на одну клетку, нарисованную мелом. Если названный предмет несъедобный, то вы должны отбить брошенный мяч, а затем передвинуться вперед на одну клет­ку. Если дан неправильный ответ (мяч не пойман, хотя пред­мет съедобный, или пойман, хотя предмет несъедобный), то играющий остается в прежнем классе. Тот ребенок, который первым приходит в последний класс, становится ведущим».


Примечание. Если вы играете с двумя-тремя детьми, то классов может быть нарисовано до 10, а если играете с че­тырьмя-пятью детьми, то нарисовать надо 5—б классов.

Примеры названий предметов для игры: мяч, апельсин, окно, сыр, кукла, лук, книга, пирожок, котлета, дом, мыло, пирожное, булочка, помидор, огурец, ножницы и т.д.

ТЕМАТИКА БЕСЕД С РОДИТЕЛЯМИ

1. Внимание и его роль в учебной деятельности.

2. Возрастные особенности внимания дошкольников.

3. Можно ли управлять вниманием дошкольника?

4. Формирование внимания и учет его индивидуальных особенностей в учебно-воспитательной работе с дошкольни­ками.

5. Нарушение внимания в детском возрасте.

6. Психолого-педагогическая помощь детям — дошколь­никам с нарушениями внимания.

7. Совместная работа педагогов и родителей по развитию про­извольного внимания у детей старшего дошкольного возраста.

Тема 1. Внимание и его роль в учебной деятельности

Вопросы для обсуждения:

1. Преднамеренное внимание как одно из непременных условий успешного обучения в школе.

2. Типичные проблемы школьного обучения, возникающие вследствие несформированности произвольного внимания.

3. Своевременная помощь детям с нарушениями внимания.

Литература:

Радуга: Программа и метод, руководство по воспитанию, развитию и образованию детей б—7 лет в детском саду / Под ред. Т.Н. Дороновой М., 1997.

Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1997.

Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. 2-е изд., дораб. М, 1996.

Тема 2. Развитие внимания у дошкольника

Вопросы для обсуждения:

1. Характеристика нормально развивающегося внимания у детей 5 — 7 лет.

2. Пути и способы развития внимания через формирова­ние познавательных способностей ребенка: мышления, па­мяти, восприятия, воображения.95


3. Характеристика игр и упражнений, направленных на развитие внимания и возможности их использования в до­машних занятиях с детьми.

Игры и упражнения, которые можно использовать в до­машних условиях:

1. Домино, лото, шашки, мозаика.

2. Раскрашивание по образцу и рисование элементарных узоров по образцу.

3. Выкладывание из палочек, спичек фигур, предметов, узо­ров по образцу.

4. Игры на развитие слухового внимания: «Узнай по голо­су», «Будь внимателен», «Слушай хлопки».

5. Игры на развитие зрительного внимания: «Чего не ста­ло?», «Что изменилось?», «Чем отличаются две картинки?», «Оригами всей семьей».

Литература:

Психология детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. За­порожца, Д.Б. Эльконина. М., 1964.

Табарина Т.Н. Оригами и развитие ребенка: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1996.

Чистякова М.И. Психогимнастика. 2-е изд. / Под ред. М.И. Буянова. М., 1995.

См. также литературу к теме 1.

Тема 3. Роль взрослого в развитии произвольного внимания у детей дошкольного возраста

Вопросы для обсуждения:

1. Актуальность проблемы развития произвольного внима­ния у детей старшего дошкольного возраста.

2. Вклад отечественных ученых в изучение проблемы раз­вития внимания в целом и развития внимания у детей дош­кольного возраста (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, П.Я. Галь­перин, С.Л. Кабыльшщкая, Н.Ф. Добрынин и др.).

3. Важность своевременного развития основных свойств внимания — устойчивости, концентрации, переключаемос-ти, распределяемости, объема — в старшем дошкольном воз­расте.

4. Характеристика нормально развивающегося внимания у детей 5—7 лет.

5. Роль взрослого в развитии произвольного внимания у детей 5 — 7 лет.

Литература:

1. Радуга: Программа и метод, руководство по воспита­нию, развитию и образованию детей 6—7 лет в детском саду...


2. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способнос­тей у детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1996.

3. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мыш­ления детей. Ярославль, 1995.

4. Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей...

5. Чистякова М.И. Психогимнастика...
ОБРАЗЦЫ ДОКУМЕНТОВ

Заключения

Заключение по результатам психодиагностического обследования свойств внимания

Ф.И.О. ребенка: Гаевский Андрей

Возраст: 5 лет 5 мес.

Дата проведения: 22.02.98 г.

Время проведения: 9.40.

Место проведения: в игровой комнате за отдельным столом.

При проведении планового диагностического обследования уровня развития свойств внимания у детей 5—6 лет исполь­зовались следующие методики.

Методика 1. Предварительная диагностика особенностей внимания (диагностика эффективности внимания).

Методика 2. Найди и вычеркни (диагностика продуктив­ности и устойчивости внимания).

Методика 3. Проставь значки (диагностика переключения и распределения внимания).

Методика 4, Запомни и расставь точки (диагностика объ­ема внимания).

По методике 1. Низкий уровень развития внимания. По методике 2. Низкий уровень развития внимания. По методике 3. Низкий уровень развития внимания. По методике 4. Средний уровень развития внимания.

Уровень развития внимания у ребенка ниже возрастной нормы. Во время обследования наблюдалась низкая устойчи­вость внимания, высокая отвлекаемость от работы.


Иванова А.И. Подпись

С целью подготовки к успешному обучению в школе реко­мендовано посещение ребенком коррекционно-развивающих занятий и проведение родителями дополнительных развива­ющих занятий в домашней обстановке по специальной про­грамме.

Психолог ДОУ Дата 22.02.2000



Заключение по результатам проведенной психокоррекционной работы

Ф.И.О. ребенка: Гаевский Андрей

Возраст: 5 лет 7 мес.

Дата проведения: 20.04.2000 г.

Время проведения: 10.15.

Место проведения: в светлой спальне за большим столом.

В результате первичной диагностики было выявлено, что у Гаевского Андрея уровень развития внимания в целом ниже возрастной нормы. Ребенку рекомендовано посещение кор-рекционно-развивающих занятий в ДОУ, проведение разви­вающих занятий дома.

Ребенок посетил 20 коррекционно-развивающих занятий, активно занимался дома с родителями.

Во время занятий ребенок вел себя активно, уверенно, про­являл огромный интерес к занятиям.

Результаты итоговой диагностики, проведенной после за­вершения коррекционно-развивающей программы, свидетель­ствуют о том, что:

— эффективность внимания повысилась от низкого до сред­него уровня;

— продуктивность и устойчивость внимания повысилась от низкого до среднего уровня;

— переключение и распределение внимания повысилось от низкого до среднего уровня.

— объем внимания без динамики, средний уровень разви­тия.

Ребенок не нуждается в дальнейших коррекционно-разви-вавдщих занятиях.


Иванова А.И. Подпись


Психолог Дата 24.04.2000

образец 1-й страницы из Дневника наблюдений

Ф.И. ребенка: Федоров Антон

Возраст: 5 лет

Дата проведения: 01.02.99.

Дата


Этап заня­тия


Время выполне­ния, мин


Самостоятель­ность выполнения

Примечания


01.02.99


I


3


С первого раза не понял правил игры.


Закончил играть с хорошим настрое­нием.




II


3


Долго рассматри­вал картинку. Выполнил само­стоятельно.


Заинтересовался.






5


Выполнил задание с первого раза.






III


5


Повторял за деть­ми ответы.


Не проявлял ини­циативы сказать первым.




IV


4


Сделал 3 ошибки из 8 названий.


По окончании при­поднятое настроение.


02.02.99


I


3


Сначала путался (1 раз).


Закончил с хоро­шим настроением.




II


5


Сравнивал пред­меты (из 5 отли­чий назвал 3).

Сравнивал непос­ледовательно.






5


Выложил из мо­заики (по образ­цу). Полученный узор отличался от образца. Ис­правил с помо­щью взрослого.





Шла кукушка через сад, Поклевала виноград. Шла кукушка мимо рынка, Наступила на корзинку И упала в яму — бух! Раздавила сорок мух!

Я могу считать до ста — Времени не жалко: Раз-два-три-четыре... Сто — вот и вся считалка.



III


3


Называл услы­шанные звуки, повторял 2 раза.


Инициативы не проявлял.




IV


3


Сделал 4 ошибки из 9 названий.


По окончании при­поднятое настроение.



СЧИТАЛКИ

Дождик, дождик, поливай — Будет хлеба урожай. Будут булки, будут сушки, Будут вкусные ватрушки.

До-ре-ми-фа-соль-ля-си!

Едет кошка на такси. А котята прицепились И бесплатно прокатились!

Раз, два, три, четыре, пять. Вышел зайчик погулять. Вдруг охотник выбегает, Прямо в зайчика стреляет. Пиф, паф! Не попал. Серый зайчик убежал!

Раз, два, три, четыре, пять. Мы собрались поиграть. К нам сорока прилетела И тебе водить велела.

Раз, два, три, четыре, пять. Будем снова мы считать. Зайка, зонтик, змей, корзина, Ваза, воздух и резина, Зубы, козлик и тазы, Зоопарк, завод, возы. Посчитай-ка, не ленись! Да смотри не ошибись!


Тили-тили-тили-бом, Сбил сосну зайчишка лбом. Жалко мне зайчишку: Носит зайка шишку. Поскорее сбегай в лес, Сделай заиньке компресс!

Пчелы в поле полетели, Зажужжали, загудели, Сели пчелы на цветы. Мы играем — водишь ты.


Бегал заяц по болоту, Он искал себе работу, Да работы не нашел, Сам заплакал и пошел.

Ежик-ежик, чудачок, Сшил колючий пиджачок. Встал в кружок и ну считать, Нам водилку выбирать!

Жили-были я ли, ты ли. Между нами вышел спор. Кто затеял, позабыли И не дружим до сих пор. Вдруг игра на этот раз Помирить сумеет нас?

Крутим прыгалки быстрее — Выбегаем веселее. Ты прыжки свои считай, Зацепился — вылетай.

Как за нашим за двором Стоит чашка с творогом. Прилетели две тетери, Поклевали — улетели, Поклевали — улетели, На лугу зеленом сели!



ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамова Г.С. Практическая психология. Екатеринбург, 1998.

2. Ананьев Б.Г. Воспитание внимания школьника. М.; Л., 1964.

3. Аскоченская Т.Ю., Бонн И А., Матюгин И.Ю. Как развивать внимание. Донецк, 1987.

4. Астапов В.М., Брязгунов И.П., Микадзе Ю.М. Обучение и воспитание детей «группы риска»: Хрестоматия. М., 1996.

5. Битянова М.Р., Азарова Ж.В., Афанасьева Е.И., Васильева НЛ. Работа психолога в начальной школе. М., 1998.

6. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду: Пособие для воспитателей детского сада. М., 1974.

7. Бурменская Г.В. Хрестоматия по детской психологии. М., 1996.

8. Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1996.

9. Ветер Л., Мухина Л. Развитие внимания, памяти и вооб­ражения в дошкольном возрасте // Дошкольное воспитание, 1974. № 12.


10. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Пет­ровского М., 1973.

11. Выготский Л.С. История развития высших психологиче­ских функций // Собр. соч.: В 6 т. М., 1983. Т. 3. С. 5—328.

12. Выготский Л.С. Мышление и речь // Там же. Т. 2.

13. Гавриков К.В., Глазачев О.С., Бердникова Т.К. Система меди­ко-педагогического контроля готовности и адаптации детей 6-летне­го возраста к обучению в школе: Информационное методическое письмо. Волгоград, 1988.

14. Гальперин П.Я. К проблеме внимания // Докл. АПН РСФСР. 1958. № 3. С. 33—38.

15. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. М., 1974.

16. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. М., 1972.

17. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. Л., 1988.

18. Детский психолог. 1993. № 6.

19. Джеймс У. Внимание: Хрестоматия по вниманию. М., 1976, С. 50—103.

20. Диагностика и коррекция психического развития дошколь­ников / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. Минск, 1997,

21. Диагностика познавательной сферы ребенка / Под ред. Т.Г. Богдановой, Т.В. Корниловой. М., 1994.

22. Добрынин. Н.Ф. О теории и воспитании внимания // Сов. педагогика. 1938. № 8.

23. Добрынин Н.Ф. и др. Возрастная психология: Курс лекций. М., 1965.

24. Добрынин Н.Ф. О селективности и динамике внимания // Вопр. психологии. 1975. № 2. С. 68—80.

25. Домашенко ИЛ., Гамезо М.В. Атлас по психологии. М., 1986.

26. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М., 1995.

27. Доронова Т.Н., Гербова В.В. и др. Радуга: Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образова­нию детей 6—7 лет в детском саду. М., 1997.


28. Зверева Г.И. О воспитании внимания // Дошкольное вос­питание. 1960. № 12.

29. Карабанова ОЛ. Игра в коррекции психического развития ребенка. М., 1997.

30. Катаева Л.И. Изучение познавательных процессов детей дошкольного возраста. М., 1994.

31. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: исправление не­достатков характера у детей и подростков: Книга для учителя. 2-е изд. М., 1994.

32. Ланге Н.Н. Хрестоматия по вниманию. М., 1976. С. 103— 144.

33. Лурия А.Р. Внимание и память. М., 1975.

34. Лэндрет ГА. Игровая терапия: искусство отношений. М., 1994,

35. Матохина М.В., Спиридонова С.Б. Психологическая готов­ность ребенка к школе: Методические разработки. Волгоград, 1993.

36. Мижериков ВЛ. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. Ростов н/Д., 1998.

37. Михайлова ЗЛ. Игровые занимательные задачи для дош­кольников: Книга для воспитателей детского сада. М., 1990.

38. Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1997.

39. Немое Р.С. Психология: Учебник для студентов высших учебных заведений: В 3 кн. М., 1995. Кн. 2.

40. Немое Р.С. Психология: Учебник для студентов высших учебных заведений: В 3 кн. М., 1995. Кн. 3.

41. Новоторцева Н.В. Учимся писать. Обучение грамоте в дет­ском саду: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярос­лавль, 1998.

42. Обухова Л.Ф. Две парадигмы в исследовании детского раз­вития // Вопр. психологии. 1996. № 5.

43. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Сто-лина. М., 1987.

44. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М., 1996.

45. Особенности психического развития детей 6 — 7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. М., 1988.


46. Познавательные процессы и способности в обучении: Учеб. пособие для студентов педагогических институтов / Под ред. В.Д. Шадрикова. М., 1990.

47. Познавательные процессы личности и методика их разви­тия / Под ред. Е.П. Боровикова. Псков, 1994.

48. Пособие по учебной практике слушателей высших курсов психологов / Под ред. Р.В. Овчаровой. Архангельск, 1992.

49. Психолог в дошкольном учреждении: Методические реко­мендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврсн-тьевой. М., 1996.

50. Психология детей дошкольного возраста. Развитие позна­вательных процессов / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Элькони­на. М., 1964.

51. Ратанова ТА., Шляхта Н.Ф. Психодинамические методы изучения личности. М., 1998.

52. Рибо Т. Хрестоматия по вниманию. М,, 1976. С. 66—103.

53. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995.

54. Рубинштейн С.Л, Основы общей психологии. М., 1946.

55. Руководство практического психолога: Готовность к шко­ле: Развивающие программы / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1997.

56. Рутман Э.М. Исследования развития внимания в онтоге­незе / Вопр. психологии. 1990. № 4.

57. Санникова Е.П. Внимание детей дошкольного возраста в учебной деятельности // Вопросы психологии внимания / Под ред. И.В. Страхова. Саратов, 1971. Вып. 3. С, 13—21.

58. Симановскип А.Э. Развитие творческого мышления детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1996.

59. Страхов В.М. Психология внимания. Саратов, 1992.

60. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей у детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярос­лавль, 1996.

61. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: Популяр­ное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1997.

62. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышле­ния детей. Ярославль, 1995.


63. Управляемое формирование психических процессов / Под ред. П.Я. Гальперина. М., 1977.

64. Урунтаева ГА., Афонькина ЮА. Помоги принцу найти Зо­лушку: Занимательные дидактические задания для детей стар­шего дошкольного возраста: Книга для воспитателей детского сада и родителей. М., 1994.

65. Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея, В.Я. Романова. М., 1976.

66. Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. М., 1987.

67. Худик ВА. Психологическая диагностика детского разви­тия: методы исследования. Киев, 1992.

68. Чередникова Т.В. Тесты для подготовки и отбора детей в школы: рекомендации практического психолога. СПб., 1996.

69. Черемошкика Л.В. Развитие внимания детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1997.

70. Чистякова М.И. Психогимнастика. 2-е изд. / Под ред. М.И. Буянова. М.,_ 1995.

71. Шваниара И. Диагностика психического развития. Прага, 1978.