reforef.ru 1


ГОУ ВПО СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

кафедра «Налоги и налогообложение»


РЕФЕРАТ НА ТЕМУ «ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ»

Выполнила студентка экономического

факультета 3 курса специальности

Бухгалтерский учет, анализ и аудит

Фиткевич Татьяна

2009
Содержание


  1. Нормативные акты, устанавливающие земельный налог

  2. Налогоплательщики земельного налога

  3. Земельные участки, исключенные из объекта обложения земельного налога

  4. Налоговая база земельного налога

  5. На основании, каких сведений и документов государственного земельного кадастра определяется кадастровая стоимость земельного участка

  6. Какие нормы не должна превышать ставка земельного налога, установленная нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

  7. Льготы по земельному налогу

  8. Подводные камни земельного налога



1. Нормативные правовые акты, устанавливающие земельный налог.
Основным законом, регулирующим отношения, возникающие по установлению, исчислению и взиманию земельного налога, являются Части первая и вторая НК РФ, принятые в соответствии с Конституцией РФ.
Согласно ст. 15 НК РФ земельный налог относится к категории местных налогов. Являясь местным налогом, действующим на территории РФ, земельный налог устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать на основании НК РФ и нормативных правовых актов о налогах представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов. В городах федерального значения Москве и Санкт - Петербурге земельный налог устанавливается и регулируется НК РФ и Законами данных субъектов РФ (п. 4 ст. 12 и ст. 387 НК РФ).

В соответствии с НК РФ земельный налог, устанавливаемый нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образованиях.

При введении земельного налога представительным органам муниципальных образований, предоставляется право определять, в пределах норм НК РФ, основной элемент налога - ставку, и обязательные элементы налога - порядок и сроки его уплаты. В НК РФ отмечено, что представительные органы муниципальных образований могут также устанавливать дополнительный элемент налога - налоговые льготы, основания и порядок их применения, в т.ч. и размер необлагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

2. Налогоплательщики земельного налога

В статье 17 НК РФ четко прописана норма, которая указывает на то, что налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налога.
Налогоплательщики земельного налога устанавливаются ст. 388 НК РФ, в соответствии с которой налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на:
1) праве собственности:
- глава III Земельного Кодекса РФ (далее - ЗК РФ) от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ предусматривает частную и муниципальную собственность на землю (гл. III ЗК РФ);
2) праве постоянного (бессрочного) пользования:
- в главе IV ЗК РФ указано на то, что в постоянное бессрочное пользование земельные участки предоставляются только государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам власти и органам местного самоуправления. Другим юридическим лицам, и гражданам, земельные участки в постоянное бессрочное пользование не предоставляются. Однако, за гражданами и юридическими лицами право постоянного бессрочного пользования земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности, возникшее у них до введения в действие земельного кодекса, сохраняется (ст. 20 ЗК РФ),
3) праве пожизненного наследуемого владения:

- гражданам после введения в действие ЗК РФ не разрешается предоставлять земельные участки на праве пожизненного наследуемого владения (глава IV). Право пожизненного наследуемого владения земельными участками сохраняется за гражданами, только в том случае, если оно было им предоставлено до введения в действие земельного кодекса (ст. 21 ЗК РФ).

Пункт 2 ст. 388 НК РФ определяет категорию лиц, не являющихся налогоплательщиками земельного налога. К ним относятся организации и физические лица, пользующиеся земельными участками на:
- праве безвозмездного срочного пользования (ст. 24 ЗК РФ),
- переданных им по договору аренды (ст. 22 ЗК РФ).

3. Земельные участки, исключенные из объекта обложения земельного налога

Земельный налог как всякий другой налог имеет свой, свойственный только ему объект налогообложения, который является одним из основных элементов правового механизма налога (ст. 17 НК РФ) и характеризуется стоимостными, количественными или физическими признаками. С его появлением у налогоплательщика возникает правовая обязанность по уплате налога.
В соответствии со ст. 389 НК РФ объектом обложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт - Петербурга), на территории которого введен налог.
Из объекта обложения земельным налогом исключаются:
1. Земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ (перечень земельных участков изъятых из оборота приводится в п. 4 ст. 27 ЗК РФ). К ним относятся земельные участки занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:
1) государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных ст. 95 ЗК РФ);
2) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы; (в ред. от 30.06.2003 г. N 86-ФЗ, от 07.03.2005 г. N 15-ФЗ)
3) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;
4) объектами организаций федеральной службы безопасности;
5) объектами организаций федеральных органов государственной охраны;

6) объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;

7) объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
8) объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;
9) воинскими и гражданскими захоронениями;
10) инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы РФ.
2. Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия (п. 5 ст. 27 и гл. XVII ЗК РФ).
3. Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд (ст. 93 гл. XVI ЗК РФ).
4. Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, в пределах лесного фонда (ст. 101 гл. XVIII ЗК РФ).
5. Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами (ст. 102 гл. XVIII ЗК РФ и ст. 5, 40, 45 Водного кодекса РФ).

4. Налоговая база земельного налога

Налоговая база - обязательный юридический элемент земельного налога. Она наделяет объект налогообложения стоимостной или физической характеристикой.
Налоговая база земельного налога устанавливается ст. 390 НК РФ и представляет собой кадастровую стоимость земельного участка, признаваемого объектом налогообложения.

Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством. В ст. 66 ЗК РФ говорится, что для определения кадастровой стоимости земельного участка проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством РФ.

Кадастровая оценка земельного участка осуществляется на основе сведений, полученных в результате ведения государственного земельного кадастра. Деятельность, связанная с ведением земельного кадастра регулируется Федеральным законом "О государственном земельном кадастре" N 28-ФЗ. Согласно закону, государственный земельный кадастр, представляет собой систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель РФ и т.д. (ст. 1 ФЗ).

5. На основании, каких сведений и документов государственного земельного кадастра определяется кадастровая стоимость земельного участка

Состав сведений и документов государственного земельного кадастра приводится в главе 3 Федерального Закона "О государственном земельном кадастре" N 28-ФЗ.
В соответствии с законом, к сведениям государственного земельного кадастра относятся сведения:
- о земельных участках;
- о территориальных зонах;
- о землях и границах территории муниципальных образований (введено в действие с 1 января 2005 г. Федеральным Законом от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ);
- о землях и границах субъектов РФ;
- о землях и границах РФ.
Все указанные сведения содержаться в государственном земельном кадастре в том объеме, что необходим для государственного управления земельными ресурсами (ст. 12 ФЗ).
Перечень документов государственного земельного кадастра, необходимых для определения кадастровой стоимости земельного участка дается в ст. 13 Федерального Закона "О государственном земельном кадастре". Согласно закону документы государственного земельного кадастра подразделяются на основные, вспомогательные и производные.
К основным документам относятся:

- единый государственный реестр земель, представляющий собой документ, который предназначен для проведения государственного кадастрового учета земельных участков.

Кадастровое дело представляет собой совокупность скомплектованных в установленном порядке документов, подтверждающих факт возникновения или прекращения осуществления земельного участка как объекта государственного кадастрового учета;
- дежурные кадастровые карты (планы), на которых в графической и текстовой формах воспроизводится сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре.
Вспомогательные документы подразделяются на:
- книги учета документов;
- книги учета выданных сведений;
- каталоги координат пунктов опорной межевой сети.
К производным документам относятся:
- документы, содержащие перечни земель, находящихся в собственности РФ, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований;
- доклады о состоянии и об использовании земельных ресурсов;
- статистические отчеты;
- аналитические обзоры;
- производные кадастровые карты (планы) и др. справочные и аналитические документы.
Вся документация ведется на русском языке. Состав документов и порядок их ведения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами.

6. Какие нормы не должна превышать ставка земельного налога, установленная нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Налоговая ставка как обязательный элемент налогообложения, без которого не может быть установлен налог (ст. 17 НК РФ), представляет собой величину налоговых начислений на единицу обложения. В наше время, при установлении налоговой ставки, законодатель обязан руководствоваться принципом экономической обоснованности налога и фактической способности субъектов к уплате налога (ст. 3 НК РФ).

В связи с тем, что земельный налог относится к группе местных налогов и устанавливается на местах нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт - Петербурга), а также ст. 394 НК РФ право установления ставки земельного налога, предоставляется местным представительным органам. Однако размер ставки, установленной нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, не должен превышать установленных НК РФ:

1) 0,3% в отношении земельных участков:
- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения, или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;
- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект, который не относится к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или представленных для жилищного строительства;
- предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;
2) 1,5% в отношении прочих земельных участков.
Представительные органы муниципальных образований (города федерального значения Москва и Санкт - Петербург) в соответствии с п. 2 ст. 394 НК РФ, могут устанавливать дифференцированные ставки земельного налога в зависимости от категории земель и (или) разрешенного использования земельного участка (под строительство, или для сельскохозяйственного производства). Согласно решения №46 от 01.03.2000г. Ставропольской Думой ставка земельного налога в г. Ставрополе установлена в размере 2,98 р. за 1 м2 . налог уплачивается равными долями в 2 срока: 15 сентября и 15 ноября.

7. Льготы по земельному налогу

Налоговая льгота относится к группе дополнительных элементов правового механизма налога, обладающих самостоятельным значением. Под ней понимаются определенные преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков. В соответствии с НК РФ налоговая льгота в отличие от других элементов налога не имеет ярко выраженный обязательный характер, т.к. при установлении налога, налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком, могут устанавливаться законодателем в необходимых случаях (п. 3 ст. 17 НК РФ). Тем не менее, льготное налогообложение вводится при установлении почти каждого налога. Не является исключением и земельный налог.

В ст. 391 и ст. 395 НК РФ предусматриваются 2 основных вида льгот по земельному налогу.
Первая льгота устанавливается в виде уменьшения налоговой базы на необлагаемую сумму в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика. Она предоставляется налогоплательщикам - физическим лицам, перечень которых дается в п. 5 ст. 391 НК РФ, а именно:
1) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;
2) инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 г. без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;
3) инвалидов с детства;
4) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;
5) физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. Закона РФ от 18.06 1992 г. N 3061-1), в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2002 г. N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне";
6) физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

7) физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.

Вторая льгота в виде освобождения от налога (ст. 395 НК РФ) предусматривается в основном в отношении налогоплательщиков - организаций таких, как:
1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ - в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;
2) организации - в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;
3) религиозные организации - в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения;
4) общероссийские общественные организации инвалидов (в т.ч. созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, - в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;
5) организации народных художественных промыслов - в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и т.д.;
6) организации-резиденты особой экономической зоны сроком на 5 лет с момента возникновения права собственности на земельный участок, предоставленный резиденту особой экономической зоны;
7) и только в одном случае - физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов - в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов.

8. Подводные камни земельного налога

Исчисление налога с земельных участков, занятых многоквартирными домами

Согласно ст.392 НК РФ налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.


Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, включающее земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.

При этом доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.

Если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, сформирован и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, а также имеются правоподтверждающие документы о государственной регистрации данного земельного участка, а при их отсутствии - документы, подтверждающие право собственности на жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, то налогоплательщиками земельного налога должны признаваться собственники жилых и нежилых помещений этого дома (см. письмо Минфина России от 17.05.2006 № 03-06-02-02/65). При этом налог должен исчисляться в порядке, предусмотренном ст.392 НК РФ.

В случае если информация о доли организации в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме отсутствует, ее следует запросить в органах БТИ и (или) в организации, осуществляющей управление многоквартирным домом в соответствии со ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом с учетом положения п.1 ст.37 Жилищного кодекса доля в праве на земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, определяется как доля общей площади жилого и (или) нежилого помещения, принадлежащего налогоплательщику на праве собственности, в общей площади всех помещений многоквартирного дома.

Как было разъяснено в письме Минфина России от 16.11.2006 № 03-06-02-02/138, если в многоквартирном доме имеются помещения, находящиеся в муниципальной собственности (в том числе неприватизированные квартиры и иные помещения), в отношении соответствующей доли земельного участка, приходящейся на эти помещения, находящиеся в муниципальной казне, налогоплательщик отсутствует, и налог не уплачивается.


В случае закрепления муниципальной собственности (земельного участка или доли участка) под многоквартирным домом на праве постоянного (бессрочного) пользования за юридическим лицом, налогоплательщиком земельного налога должна признаваться организация – правообладатель на основании правоустанавливающих документов на земельный участок (доли земельного участка).

Если отсутствуют сведения о доле в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, принадлежащей собственнику помещения, то эта доля должна определяться пропорционально размеру общей площади помещения, принадлежащего участнику общей долевой собственности (см. письмо Минфина России от 26.12.2006 № 03-06-02-02/154).

Уплата налога при отсутствии кадастровой стоимости земельного участка

В соответствии с п.1 ст.391 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

При этом организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Государственная кадастровая оценка земель осуществляется в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель», а ее результаты утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости.

В случае отсутствия кадастровой стоимости земельных участков организации необходимо руководствоваться разъяснениями, содержащимся в письме Минфина России от 06.06.2006 № 03-06-02-02/75.

Если результаты государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 1 января календарного года не утверждены в установленном порядке до 1 марта этого года, то в отношении этих земельных участков авансовые платежи и земельный налог не уплачиваются до их утверждения. При этом организация в отношении таких земельных участков обязана представлять в налоговые органы «нулевую» налоговую декларацию (налоговый расчет по авансовым платежам).


После утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 1 января соответствующего налогового периода организация обязана в соответствии со ст.81 НК РФ представить уточненную налоговую декларацию за соответствующий период. Если кадастровая стоимость земельного участка доведена до организации до окончания срока уплаты авансовых платежей по налогу за 3-ий квартал календарного года, то представляются и уточненные налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу за 1-ый и 2-ой кварталы года с уплатой сумм авансовых платежей.

Если кадастровая стоимость земельного участка определена, но до сведения организации в установленном порядке не доведена, то организация обязана представить в налоговые органы «нулевую» налоговую декларацию (налоговый расчет по авансовым платежам). После получения официальных сведений о кадастровой стоимости участков организации следует представить уточненную налоговую декларацию, а также уточненные налоговые расчеты по авансовым платежам за соответствующие периоды.

Если налог и (или) авансовые платежи по налогу организацией в установленные сроки не уплачены по независящим от нее причинам (в том числе не утверждена или не доведена кадастровая стоимость участка), то начисление пени за просрочку платежей производиться не должно.

 Уплата налога в случае продажи отдельных помещений в здании

В случае продажи отдельных помещений в здании отчуждение доли земельных участков пропорционально доли площади этих помещений в зданиях не происходит. В связи с этим налогоплательщиком земельного налога продолжает оставаться юридическое лицо, которому согласно ранее выданным правоудостоверяющим документам, в том числе по решениям органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков, была произведена передача всего земельного участка (в данном случае занятого зданием) в собственность или пользование.

Если же приобретатель (покупатель) недвижимости (помещение в здании) оформил право собственности на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью, то данный покупатель должен уплачивать земельный налог согласно нормам ст.392 НК РФ, то есть пропорционально доле в общей собственности на здание.


Перерасчет сумм налога

Налоговая база по земельному налогу зависит от стоимостной оценки земельного участка (его кадастровой стоимости) и определяется на конкретную дату, а именно на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Соответственно для целей налогообложения налоговая база является неизменной величиной в течение всего календарного года (налогового периода). Не изменяется налоговая база также и в случае перевода земель из одной категории в другую, изменения вида разрешенного использования участка и др.

Корректировка налоговой базы допускается только в случае изменений результатов государственной кадастровой оценки земли вследствие исправления технических ошибок, судебных решений и т.п., внесенных обратном числом на начала соответствующего календарного года (см. письмо Минфина России от 05.09.2006 № 03-06-02-02/120).

Такие же изменения, как перевод земель из одной категории в другую, изменение вида разрешенного использования земельного участка, влияющие на величину кадастровой стоимости земельного участка и произошедшие в течение налогового периода, учитываются при определении налоговой базы, только начиная со следующего налогового периода.

Список используемых источников


  1. Официальный вестник бухгалтера № 15, 2007, Круглов С.Н.

  2. Российская Бизнес – газета № 718 (34), 08.11.2009

  3. Информационное Агентство «Финансовый Юрист»

  4. «Земельный налог», юридический центр адвокатов Москвы

  5. «Учет. Налоги. Право», № 30, 2007