reforef.ru 1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ



Зарубов Александр Иванович




Геоэкология человека



(Курс лекций для студентов географического факультета)
Специальность: 1-33 01 02 «Геоэкология»

Минск –2003




Оглавление



Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . 4

Лекция 1. Предмет геоэкологии человека и место в системе наук . . . 4

Краткая история геоэкологии человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

Геоэкология человека и смежные науки, место в системе наук .9

Лекция 2. Уровни антропоэкологических исследований и основные понятия геоэкологии человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12

Система понятий в геоэкологии человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13

Основные положения геоэкологии человека . . . . . . . . . . . . . . . . 15

Лекция 3. Геоэкологические аспекты эволюции человека . . . . . . . . . 16

Первобытное общество и природа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21

Лекция 4. Экологическая ниша человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24

Геоэкологический подход к системе потребностей человека . . .27

Лекция 5. Воздействие природной среды на человека . . . . . . . . . . . . .30

Воздействие химических веществ на организм человека . . . . . . 34

Качество среды обитания человека . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . .37

Лекция 6. Влияние антропогенных факторов среды на здоровье человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39

Требования к окружающей среде, благоприятной для человека .43


Влияние шумов на здоровье человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46

Влияние ионизирующего излучения на здоровье человека . . . . .47

Лекция 7. Механизмы адаптации человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .49

Биологические ритмы человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52

Биосимметрия человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54

Стрессы и психосоциальные опасности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54

Лекция 8. Социальные аспекты геоэкологии человека . . . . . . . . . . . .57

Среда жизни современного человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57

Городская среда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .58

Социальные последствия роста численности населения . . . . . . .59

Экологические кризисы и ситуации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63

Лекция 9. Медико-экологические последствия катастроф . . . . . . . . . 65

Распространение и классификация катастроф . . . . . . . . . . . . . . . .66

Влияние катастроф на здоровье человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68

Лекция 10. Географическое распространение болезней . . . . . . . . . . . 73

Соматические болезни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73

Инфекционные и паразитарные болезни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82

Лекция 11. Медико-экологическое районирование земного шара . . . 85

Лекция 12. Здоровый образ жизни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 91

Движение для здоровья . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 92

Закаливание для здоровья . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .95

Питание для здоровья . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 97


Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 101



Введение


Геокология человека является комплексной наукой, изучающей закономерности взаимодействия человека с окружающей средой, вопросы развития народонаселения отдельных стран и континентов, сохранения и укрепления здоровья людей, совершенствования их физических и морально-психологических возможностей. Она направлена на познание природных, социальных, производственных и бытовых факторов, включая культуру, обычаи и религию, которые определяют геоэкологические особенности человека. Геокология человека призвана сформировать у студентов представление о проблемах, связанных со здоровьем населения, о географической приуроченности болезней, о здоровом образе жизни.

Курс лекций охватывает главнейшие направления современной науки, связанные в формированием, сохранением и укреплением здоровья человеческой популяции. В него вошли основные разделы наук, развивающихся на стыке медицины, биологии и географии, такие как экология человека, медицинская география, медицинская экология, социальная экология, социальная география, экологическая физиология, валеология.


Лекция 1

Предмет геоэкологии человека и место в системе наук


Жизнедеятельность людей (их быт, труд, отдых, поддержание высокого уровня здоровья, демографическое поведение, семейная гармония, осознание своей духовной и политической независимости, социальный комфорт) во многом обусловлена качеством жизни и такой важной составной ее частью, как качество окружающей среды. Право на жизнь в экологически чистой, здоровой и безопасной среде – одно из важнейших прав человека. Поэтому во всем мире и в первую очередь в экономически развитых странах в последние десятилетия большое внимание уделяется проблемам, связанным с состоянием окружающей среды. Они приобрели экономическое, социальное и политическое звучание. Наблюдается этот процесс и в современной науке. Происходит «экологизация» общественных дисциплин. Вопросами экологии начали заниматься экономисты, юристы, социологи, историки. Происходит и встречный процесс: лицом к обществоведению и экономике повернулись многие природоведы и биологи. Особое положение в экологизации науки и общественного сознания занимает экология человека или антропоэкология.


Геоэкологию человека можно определить как науку, направленную на познание закономерностей взаимодействия человеческих общностей с окружающими их природными, социальными, производственными и бытовыми факторами, включая культуру, обычаи, религию. Одно из наиболее полных определений геоэкологии человека принадлежит В.П. Казначееву, который считает, что геоэкология человека есть комплексная наука, призванная изучать закономерности взаимодействия людей с окружающей средой, вопросы развития народонаселения, сохранения и развития здоровья людей, совершенствования физических и психических возможностей человека. Важная сторона геоэкологии человека заключается в научно-практическом раскрытии закономерностей социально-экологического, производственно-хозяйственного освоения регионов нашей планеты, особенностей их преобразования по мере перехода биосферы в ноосферу, изучении естественноисторических законов сохранения и развития здоровья людей в ходе такого освоения. Далее Казначеев делает важное в методологическом отношении замечание о том, что с освоением человеком ближнего и дальнего космоса экология человека будет во все большей степени вовлекаться в процесс космизации научного знания. В космическом аспекте экология человека становится космической антропоэкологией – комплексом наук о среде обитания человека на Земле и в условиях космического пространства.

Основная задача общества с позиции геоэкологии человека – создание здоровой, экологически чистой, безопасной и социально комфортной среды обитания человека, чтобы достигнуть для всего населения состояния полного физического, психологического и социального благополучия при резком сокращении смертности (особенно детской), увеличении средней продолжительности жизни на 5-7 лет в ближайшей перспективе и на 10 лет на уровне 2020 года и существенного снижения заболеваемости и травматизма.

Объектом изучения геоэкологии человека является общность людей, взаимодействующая со всем населением, частью которого она является (население города – часть населения региона, население региона – часть населения страны, рабочие – часть всего населения и т.д.) с природными, социально-экономическими и производственными условиями. При этом все элементы внешнего для человеческой общности окружения в свою очередь взаимодействуют между собой, составляя большую систему. Изменения отдельных элементов и всей совокупности факторов внешней среды приводят к изменению основных свойств общности людей (см. условные обозначения 1-5). Эти изменения могут быть как положительными, так и отрицательными.


Понятно, что природа определяет многие важные параметры хозяйства и условия жизни населения, но одновременно сама находится под ощутимым прессингом хозяйственной деятельности населения. В то же время хозяйственная деятельность осуществляется людьми, и от уровня ее развития в рамках существующей социальной системы зависит качество жизни населения. Под воздействием этих 5 подсистем находится любая общность людей, составляющая определенную часть населения региона. В зависимости от целей исследования это может быть профессиональная (напр., шахтеры среди всего населения Донбасса), этническая (ханты Среднеобья), возрастная (пожилые жители Нечерноземья) и др. общность, которая взаимодействует с остальным населением, участвует в той или иной степени в хозяйстве и зависит от него, а также находится в сложных и противоречивых отношениях со своим природным окружением.

Поскольку ответные реакции общности людей на воздействие факторов среды ее обитания представляют собой наиболее важный элемент в антропоэкологических исследованиях, остановимся несколько более подробно на таких понятиях, как демографическое поведение, созологическое (экологическое) сознание, уровень здоровья.

Демографическое поведение можно трактовать как систему взаимосвязанных действий или поступков, направленных на изменение или сохранение демографического состояния общности людей. Демографическое поведение включает действия, связанные с воспроизводством населения (брачное и репродуктивное поведение), миграцией населения (миграционное поведение). Именно демографическое поведение, результаты которого проявляются через демографические процессы, представляет наибольший интерес при проведении региональных социально-демографических исследований.

В повседневной деятельности, в результате воспитания, обучения, усвоения исторического опыта предков, общения внутри своей социальной группы у людей формируется их отношение к окружающему миру, к своему месту в этом мире, в том числе и отношение к среде своей жизнедеятельности. Эту сторону психической деятельности можно назвать экологическим сознанием (или созологическим/природоохранным). Созологическое сознание подразумевает понимание людьми ограниченности природных ресурсов, хрупкости, уязвимости природных комплексов, бесценности культурных и исторических памятников. При наличии развитого созологического сознания у членов общества проявляется стремление минимально воздействовать на окружающую среду, чтобы не вызвать необратимых цепных реакций, приводящих к деградации природных комплексов.


Здоровье населения можно рассматривать как основной признак, основное свойство человеческой общности, ее естественное состояние, отражающее индивидуальные приспособительные реакции каждого человека и способность всей общности наиболее эффективно осуществлять свою социальную и биологическую функцию в определенных условиях конкретного региона. Понятие «здоровье» непосредственно не несет в себе количественной меры, позволяющей судить о качестве здоровья. Поэтому возникает необходимость ввести представление об уровнях здоровья. В самом широком толковании, уровень здоровья – совокупность осредненных демографических, медико-статистических, антропометрических, генетических, физиологических, иммунологических и нервно-психических признаков отдельных людей, составляющих общность. Данная совокупность признаков позволяет судить о жизнеспособности этой общности, ее работоспособности, физическом развитии, средней продолжительности жизни, заболеваемости, способности к воспроизводству здорового потомства.