reforef.ru 1

Биологические основы поведения. Гуморальные механизмы

Методические указания для студентов бакалавриата


Составил: Д. А. Жуков

Рецензенты: А. В. Шаболтас

Н. Г. Камышев
Основной целью курса является обеспечить студентов системными знаниями по биологическим основам поведения. Для того в рамках курса решаются следующие задачи. У студентов должна быть сформирована система знаний о поведении. Им должны быть даны навыки самостоятельного анализа разнообразных форм поведенческого акта. Кроме того, к задачам курса относится знакомство с ролью гуморальных факторов в регуляции поведения и использования параметров гуморальной системы для объективной оценки психических свойств, процессов и состояний.

Тема 1. Введение. Направления объективной психологии


Лекция 1. Психика и поведение. Различия между животными и человеком. Измерение поведения как методология объективной психологии. Три направления объективной психологии: Русская школа, бихевиоризм, этология.
Каждая наука определяется предметом и методами изучения. Предметом психологии является психика, а предметом биологии – поведение. Психологическая методология основана на постулате о наличии сознания, причём исключительно у человека, несмотря на то, что доказать отсутствие сознания у животных - невозможно. Поэтому один из основных методов психологического исследования состоит в сборе и анализе ответов, которые испытуемые дают на различные опросники и тесты.

Биология, изучая поведение человека, исходит из того, что человек это, в первую очередь, биологический вид. Следовательно, для всех аспектов его жизнедеятельности, включая поведение, справедливы те же закономерности, что и для других животных. Это отсутствие уникальности человека справедливо и для его поведения. Все отличия человека от животных имеют исключительно количественный характер. Качественные, принципиальные отличия человека почти наверняка отсутствуют. Чаще всего называют такие особенности человека: понятийная речь, совесть, чувство юмора. Однако понятийную речь демонстрируют гориллы; отсутствие совести у животных трудно доказать, а чувством юмора обладают далеко не все люди. Строгое следование принципу Оккама «Не использовать сложное объяснение пока не опровергнуто простое» позволяет свести почти все сложные проявления психической жизни человека – религиозные чувства, эстетические чувства, понятие греха – к таким категориям (потребности, аффекты, врождённый стиль приспособления), которые вполне применимы для описания поведения животных.


Биология не рассматривает проблему сознания. Являясь позитивистской наукой, т.е. опирающейся на объективные факты, а не на умозрительные теории, биология изучает те аспекты жизнедеятельности животных и человека, которые можно измерить с помощью приборов: время неподвижности, количество шагов, количество выделенных жидкостей, частоту дыхания, содержание различных веществ в крови и т.п. Если удаётся определить соответствие объективных показателей каким-либо проявлениям психики, например, содержание какого-либо вещества в крови чувству тревоги, то такое исследование оказывается в рамках психофизиологии, или объективной психологии.

Объективная психология, зародилась в XIX веке в результате вошедшего в моду материализма и рационализма. Много содействовали её популярности успехи анатомии и физиологии нервной системы. В России И. М. Сеченов заявил «Мозг есть орган души», и эту мировоззренческую установку восприняли многие психологи. В авангарде объективных исследований поведения оказался И. П. Павлов, заявивший, что всё поведение человека и животных – суть набор рефлексов. Конечно, это утверждение неправильно. Но метод условных рефлексов позволил изучать такие аспекты поведения животных, которые недоступны другим методологиям. Например, какие цвета воспринимают животные. Более того, метод условных рефлексов дал возможность количественно оценивать процессы, происходящие в мозге животного, приводящие к поведенческому акту. В этом заключается огромная заслуга И. П. Павлова.

Метод условных рефлексов получил широкое распространение среди американских психологов. В отличие от русской школы объективной психологии, американская, получившая название «бихевиоризм», не интересовалась процессами, происходящими в мозге, да и во всём организме. Джон Уотсон заявил, что сознание не является предметом изучения психологии (имея в виду бихевиоризм). Бихевиоризм изучает закономерности возникновения поведения от характеристик стимула, который воспринимает животное. В результате, в рамках этого направления объективной психологии была разработана современная теория обучения. Существенным недостатком бихевиоризма было полное игнорирование врождённых особенностей животных. Поэтому уже в пору его расцвета, в 1950-е годы, бихевиористский подход критиковали за то, что работая на голубях и белых крысах, исследователи дают рекомендации по организации поведения человека. Игнорирование врождённых особенностей поведения конкретных особей привело ко многим провалам бихевиористской методологии. Например, огромный проект по дрессировке кошек в качестве проводников вместо собак.


Врождёнными формами поведения основное внимание уделяет третье направление объективной психологии – этология. Этологи считают неадекватными данные о поведении, полученные в лабораторных условиях. Они используют наблюдения в естественной среде обитания животных. И эксперименты, если они проводятся, то тоже – только в естественных условиях, но никогда – в лаборатории. Полученные этологами данные об инстинктах, в том числе, применение этих результатов к поведению человека, оказались настолько важны и революционны, что Конрад Лоренц и Николас Тинберген, за свои работы по поведению птиц, в 1973 г. были удостоены Нобелевской премии по разделу «физиология и медицина».

В настоящее время три направления объективной психологии – русская школа, бихевиоризм, этология – постепенно объединяются. Например, эксперименты по обучению животных проводятся в естественной среде обитания, и при этом, как в русской школе, регистрируются физиологические и биохимические показатели организма экспериментального животного. Хотя, до полного слияния трёх школ ещё далеко.

Контрольные вопросы


  1. В чем отличие гуморальных, нервных и социальных механизмов поведения?

  2. Чем отличается «психика» и «поведение»?

  3. Что такое «биологическое начало в человеке»?

  4. Приведите примеры использования принципа Оккама и его нарушения.

  5. Какие показатели используются в объективной психологии?

  6. Чем отличаются и что общего у трех течений объективной психологии?

  7. Как связаны висцеральные и психические функции?

  8. Охарактеризуйте виды влияния висцеральных функций на поведение и психические функций.

  9. Чем отличаются понятия «организация», «индукция», «модуляция» и «обеспечение» поведения гуморальными факторами? Приведите примеры.

  10. Как соотносятся нервные и гуморальные механизмы поведения?

Тема 2. Поведенческий акт

Лекция 2. Определения поведения. Структура поведенческого акта. Потребности витальные, социальные, идеальные.

Поведенческий акт – это движение, совершаемое с целью удовлетворения потребности, которая возникла в результате изменения внутренней или внешней среды (физической или социальной), и, которое направлено, либо на возвращение параметров среды к исходным значениям, либо на приспособление к изменившимся условиям. Таким образом, если перед следователем стоит задача изучения поведения, он должен регистрировать определённые двигательные акты и фиксировать их частоту, длительность, величину. Движение, связанное с перемещением в пространстве тела животного называется локомоцией. Следует подчеркнуть, что отсутствие движение не означает отсутствие поведения. В этом случае имеет место либо сон, либо поведение затаивания (замирание).

Поведенческий акт начинается с возникновения потребности. На основе потребности формируется мотивация и совершается движение (обычно, серия движений). Происходит сопоставление полученного результата с ожидаемым. Если потребность удовлетворена, то возникающие положительные эмоции завершают поведенческий акт. Если потребность не удовлетворена, то об этом сигнализируют отрицательные эмоции и происходит выбор, или выработка другой программы поведения.

Следует подчеркнуть, что при анализе поведения, понятия «положительные эмоции» и «отрицательные эмоции» используются либо как умозрительная спекуляция, либо как лабораторный жаргон. Совершенно справедливо заметил Конрад Лоренц, что по принципиальным методологическим соображениям единственное, что мы можем сказать об эмоциях животных, это то, что эмоции у животных есть. Категории «нравится – не нравится», «положительный стимул – отрицательный стимул» не применим в объективной психологии. Можно говорить об аппетентном стимуле – к которому животное стремится, и об аверсивном – которого животное избегает. Соответственно, говорят об аппетентном и аверсивном поведении. Строгий исследователь поведения, анализируя поведение собаки, встречающей хозяина, вернувшегося вечером домой, сказал бы, что, поскольку хозяин является явным аппетентным стимулом для собаки, то сопровождающие аппетентное поведение другие формы поведения (размахивание хвостом, растягивание губ и пр.), вероятно, отражают положительные эмоции животного. Аппетентное поведение не всегда сопровождается положительными эмоциями, во всяком случае, не только одними положительными. Например, посещение стоматологической клиники. Так же и аверсивные стимулы вызывают не только отрицательные эмоции, например, вид шприца у находящегося на лечении наркомана.


Потребности являются основой поведения. Для удобства изучения поведения предложены различные классификации потребностей. Излагаемая здесь привлекательна своей простотой. Все потребности делятся на витальные, социальные и идеальные. Витальные, т.е. жизненные потребности удовлетворяются, чтобы организм мог жить и сохранять здоровье. Социальные связаны с общением. К идеальным относят те потребности, которые не являются витальными, и которые можно удовлетворить не прибегая к общению, даже виртуальному. Например, идеальной является потребность что-то сделать красиво, даже если этого никто не оценит.

Витальные потребности подразделяются на следующие: самосохранения, самоподдержания, самовоспроизведения. Для самосохранения, очевидно, животные (и человек) избегают механических повреждений, всего причиняющего боль. Кроме того, все живые организмы постоянно удовлетворяют потребность в еде. Потребности самоподдержания необходимо удовлетворять для сохранения психического здоровья. К ним относятся потребности в ощущениях (сенсорная), в информации, в эмоциях, в удовольствии (гедонистическая). Потребности самовоспроизведения включают и родительскую и потребность, часто называемую, половой. Термины «половая потребность», «половой инстинкт» не точны, поскольку при половом контакте человек удовлетворяет целый ряд витальных, а также и социальных потребностей.

Социальные потребности удовлетворяются общением (иногда, виртуальным) с другими объектами, преимущественно, с живыми особями своего вида. Строго говоря, во всяком случае, когда речь идёт о человеке, социальные потребности следовало бы отнести к витальным, поскольку полная социальная изоляция довольно быстро ведёт к психическим расстройствам. Всё же социальные потребности принято выделять в отдельную группу, поскольку удовлетворение прочих витальных потребностей возможно, как правило, в одиночку.

Основной социальной потребностью является потребность в самоидентификации, в ощущении принадлежности к какой-либо группе. Группы могут формироваться по любому признаку. Это может быть пол, страна, нация, семья, рабочий коллектив, хобби. Сообщество не обязательно должно состоять из людей («я и моя собака») или, даже, живых организмов («я и моя машина»). Каждый человек самоидентифицирует себя одновременно членом нескольких сообществ. Преобладание ощущения принадлежности к определённой группе зависит от успешности данного сообщества в настоящий момент. Например, многие болельщики перестают интересоваться спортом, если «их» команда постоянно проигрывает. Важно то, что для удовлетворения потребности в социальной самоидентифиувции существенно не положение, которое занимает человек в данной группе, а сам факт принадлежности к группе, о чём говорит русская поговорка «Хоть на заде, да в том же стаде».


Всё же, для человека (и других животных) важно и положение, которое он занимает в группе. Далеко не для всех людей типична потребность занять как можно более высокое место в иерархии группы. Как правило, большинство людей стремится занять не самую низкую ступень в иерархии группы. Многие люди имеют выраженную потребность в подчинении, а большинство – в следовании за лидером, поскольку это снимает с человека ответственность за его поступки. Набор социальных потребностей у каждого человека весьма индивидуален. Впрочем, и витальные потребности тоже образуют спектр, особенный для каждого человека и являющийся одним из компонентов поведенческого типа, к которому относится данный человек (см. раздел «Психосоматотип»).
Лекция 3. Мотивация. Типы поведения А и Б.
На основе потребности формируется мотивация. Это понятие имеет много смыслов в психологии, а в биологии – достаточно конкретно. П.В. Симонов определил мотивацию как «активацию механизмов памяти о способах удовлетворения актуальной потребности».

В рамках мотивации происходит усиление тревоги, которая является количественным показателем мотивации. Активируются сенсорные системы и увеличивается внимание. Это необходимо для сбора информации об окружающей обстановке. В этой информации человек или животное, ищет определённые признаки, которые Н. Тинберген назвал «ключевыми», которые позволят характеризовать ситуацию как знакомую. Как только ключевой признак найден (не обязательно правильно), из памяти извлекается соответствующая программа поведения, которая и реализуется в виде последовательности движений.

По завершении программы действия, полученный результат сравнивается с ожидаемым. При совпадении положительные эмоции сигнализируют организму, что параметры среды снова комфортны. При несовпадении отрицательные эмоции заставляют искать новую программу действия, либо конструировать такую программу, либо запустить смещённую активность, которая развивается по типу А или Б (см. раздел «Стресс»).


Все этапы двигательного акта, и все стадии мотивации, в частности, регулируются не только нервной системой, но и гуморальными факторами.

Контрольные вопросы к теме 2


1. Чем отличаются "потребности в самосохранении" и "потребности в самоподдержании"?

  1. Какие потребности удовлетворяются при "половом поведении"?

3. Чем отличается мотивация от потребности?

4. Чем отличается роль ФКД в поведении человека и животных?

5. «Человек заводит собаку по одному из следующих мотивов: чтобы производить эффект в обществе; для охраны; чтобы не было чувства одиночества; из спортивно-собаководческих интересов; от избытка энергии: желания «быть хозяином и повелителем собственной собаки» (Чапек К. Минда, или о собаководстве).

Какие потребности здесь перечислены?

6. Согласны ли вы, что в чувстве комфорта у Стивы Облонского (Толстой Л. Н. «Анна Каренина», часть 1, глава 1) интегрируются нервные и гуморальные факторы? Можно ли сказать, что его чувство удовольствия вызвано: 1) удовлетворением гедонистической вкусовой потребности (химические вещества воспринимаются соответствующими органами, и по нервным путям информация поступает в мозг); 2) удовлетворением пищевой потребности (поступают нервные импульсы от наполненного желудка и гуморальные сигналы, связанные с повышенным уровнем глюкозы в крови); 3) бессознательной оценкой текущей ситуации (завтрак, газета и т. п.) как привычной, не содержащей стрессорных факторов?

7. Широко распространено выражение «сексуально озабоченный тип». Какие потребности и мотивации постоянно присутствуют у такого человека?

8. Чем отличается первая любовь от любви с первого взгляда? Потребностями? Гормонами? Структурой поведения?

9. Почему Наташа Ростова, невеста князя Андрея, пыталась убежать с другим? Каковы мотивы ее поведения, если рассматривать их точки зрения биологии?

10. Что такое «психическое состояние» с точек зрения психологии и биологии?