reforef.ru
добавить свой файл
1

"Самоучитель актерского мастерства" по системе П.М Ершова

Заочное обучение актерскому мастерству - дело сложное. Многое в этом ремесле передается "из клюва в клюв", не меньше значит и общение с личностью педагога и атмосфера коллективного творчества, присутствующие на занятиях в театральных студиях и учебных заведениях.

Если все вышеуказанные факторы благоприятны, тогда уже, по сути, и встает вопрос: чему и как учиться.

Система Ершова возникла как результат наблюдения и обобщения объективных законов поведения человека. Если бы таких законов не существовало, мы бы не имели возможности "читать", понимать поведение окружающих, чувства, которые они испытывают. Изучение этих закономерностей и создание произведений искусства, согласуясь с ними и есть. по сути, практическое овладение системой Ершова.


Основой этой странички являются идеи П.М Ершова, изложенные им в работах

 Технология актерского искусства. М., 1992.

 Искусство толкования. Часть 1: Режиссура как практическая психология. Часть 2: Режиссура как художественная критика. Дубна, 1997.

Не собираясь заниматься простой перепечаткой этих книг (что, возможно, было бы полезно, т.к. за пределами Москвы эти книги достать крайне непросто), авторы попытались сфокусировать свое внимание на опыте применения ершовской системы в плане практической подготовки актеров.


Поэтому теоретическая часть максимально сокращена (за более глубоким теоретическим анализам мы отсылаем к вышеуказанным книгам) и основу составляют Упражнения и Комментарии к ним.

Несколько общих предпосылок применения этого учебника актерского мастерства:

Изучение и овладение абсолютно всех параметров системы Ершова целесообразно начинать с наблюдения окружающей жизни, а особенно реальных взаимодействий людей. Подобно художнику, который способен разложить по цветам спектра закатное небо, а затем смешать краски в нужной пропорции в своей палитре, артист должен уметь расчленять сложные взаимодействия людей в жизни на отдельные составляющие, чтобы впоследствии уверенно брать из своей творческой палитры нужное для создания образа.


Теоретическое овладение системой невозможно: лучше делать, не зная. Не делать, зная бессмысленно (речь идет, разумеется, об овладении системой).

Особое внимание, на начальном этапе, лучше обратить на овладение естественностью, сиюминутностью элементов действия, чем на закрепление достигнутого: понятие о действии, как о материале актерского мастерства должно все время обогащаться, расширяться за счет собственных интуитивных находок и открытий.

Порядок освоения параметров соответствует нижеприведенному. Вряд ли имеет смысл упражняться в инициативности, не освоив бессловесные элементы действия. ""Система" не "поваренная книга": понадобилось такое-то блюдо, посмотрел оглавление, открыл страницу - и готово. Нет, это целая культура , на которой надо расти, воспитываться годами.” (К.С. Станиславский "Работа актера над собой")


Для овладения нижеуказанными параметрами, особенно при групповых занятиях в театральных учебных заведениях, студиях, мастер-классах, рекомендуется использовать игровую форму обучения.

В отдельный раздел (в начале) вынесены некоторые упражнения и игры, которые можно использовать при групповом обучении актерскому мастерству для формирования и укрепления навыков коллективности, "чувства локтя" у начинающих актеров.