reforef.ru
добавить свой файл
1
"Reading Research Council," "Davis Orientation Counseling" and "Davis Orientation Mastery"are registered service marks owned by Ronald D. Davis.


Copyright ©1994, 1997 by Ronald D. Davis.

Interior illustration by Mia Sutter

Interior photographs by R Coutney Davis

Computer graphics illustrations by Mark Gittus

All Rights Reserved. No part of this publication may be reproduced, stored in a retrieval

system, or transmitted, in any form or by any means, electronic, mechanical, photocopying,

recording or otherwise, without the prior permission of the copyright owner.

Ability Workshop Press edition: September 1994 Ability Workshop Press ISBN: 0-929551-23-0 First Perigee edition; March 1997

Авторское право © (1994, 1997, Рональд Д. Дейвис)

Русский перевод издан Центром коррекции обучения.

Права на русское издание принадлежат Джудит Шварц,

Центр коррекции обучения, Раанана 09-7729888

Адрес электронной почты: moogy@netvision.net.il

Адрес в интернете: www
.dysIexia.org.il

Адрес электронной почты для получения информации на русском языке:

leda@012.net.il

Переводчик: Лидия Барановская

Корректор: Виолетта Кнут

Напечатано в типографии Кэл Пресс

Компьютерная верстка и подготовка графики: Лиза Любинская

Обложка: Джудит Шварц

Иллюстрации в книге: Майа Шуттер

Фотографии в книге: П. Кортни Дейвис

Иллюстрации в технике компьютерной графики: Марк Джиттус

Все права защищены. Ни одна часть этой публикации не подлежит перепечатыванию, хранению в системе поиска информации, передаче в любом виде или любыми средствами - электронными, механическими, фотокопированием, записью или какими-либо другими - без предварительного разрешения владельца авторских прав. Комикс "Трусливый Винкербин" (Funky Winkerbean) перепечатан с особого разрешения North American Syndicate, Inc. "Reading Research Council", "Davis Orientation Counseling" и "Davis Orientation Mastery" - зарегистрированные торговые марки, права на которые принадлежат Рональду Д. Дейвису.


В честь Гарольда Джозефа Андерсона и в память о нем, о человеке, которому не было безразлично

Содержание

Предисловие д-ра Джоун Смит vii

Примечание автора xiv

Введение xv

Выражения благодарности xvii

Часть первая. Что такое дислексия на самом деле.

Глава 1.

Лежащий в основе талант.

3

Глава 2.

Неспособность к обучению.

8

Глава 3.

Последствия дезориентации.

15

Глава 4.

Дислексия в действии.

21

Глава 5.

Компульсивные решения.

28

Глава 6.

Проблемы с чтением.

33

Глава 7.

Проблемы с орфографией.

39


Глава 8.

Проблемы с математикой.

42

Глава 9.

Проблемы с почерком.

46

Глава 10

Новейший вид неспособности: СДВ

54

Глава 11

Неуклюжесть.

62

Глава 12

. Реальное решение.

66

Часть вторая. Маленький П. Д. - эволюционная теория

дислексии

Глава 13. Откуда берется дислексия. 75

Глава 14. Двухлетний ребенок и котенок. 80

Глава 15. Возраст от трех до пяти лет. 83

Глава 16. Первый день в школе. 86

Глава 17. Возраст неспособности к обучению. 92


Часть третья. Дар


Глава 18. Понимание таланта. 102

Глава 19. Любопытство. ПО

Глава 20. Творческие способности. 113

Глава 21. Дар мастерства. 117

Часть четвертая. Что мы с этим делаем

Глава 22. Как это можно определить? 122

Глава 23. Симптомы дезориентации. 127

Глава 24. Умственный глаз. 132

Глава 25. Выполнение процедур Дейвиса. 138

Глава 26. Оценка способности восприятия. 145


Глава 27. Переключение. 155

Глава 28. Разрядка и проверка. 184

Глава 29. Точная настройка. 192

Глава 30. Кординация. 200
Глава 31. Основная форма методики "Освоение символов". 204

Глава 32. Три шага к легкому чтению. 220
Глава 33."Освоение символов" применительно к словам. 229

Глава 34. Продолжение процесса. 244

Рекомендуемая справочная литература 248

Глоссарий 251

Указатель 259

Предисловие

За двадцать пять лет работы с учениками, у которых наблюдалась неспособность к обучению, я пришла к выводу, что всегда именно ученик учит меня тому, что я должна знать. Поэтому для меня не является удивительным, что дислектик взялся научить нас тому, что мы должны знать о дислексии.

Как ученик, Рон Дейвис страдал от несправедливости, неправильного отношения и унижения, с которыми знакомо большинство людей с уникальным способом обучения, называемым "дислексия". Сочетание таланта и неспособности, описанное в книге Рона, будет сразу же узнано другими, кто обладает этим уникальным сочетанием умения и затруднения.

Как учитель, Рон Дейвис предоставляет нам личное и основанное на опыте понимание того, с чем сталкивается ученик-дислектик. Понятными нам словами он описывает, как отличается процесс обучения для человека с дислексией. Он делает ощущения реальными и, делая это, дает нам внутреннее понимание процесса, необходимое для эффективного обучения.

VII

предисловие

Ключи достижений Рона открыли четыре разных замка, стоящих на пути обучения:


  1. Ключ к пониманию того, что способ обучения у дислектика, фактически, является талантом.
  2. Ключ к постижению пространственного восприятия, характерного для дислектика.


  3. Ключ к концептуализации дезориентации.

  4. Ключ к методам контролирования дезориентации и, следовательно, контролирования симптомов дислексии.

Дислектический синдром проявляется в широком разнообразии симптомов. По этой причине специалисты в различных областях дают ему разнообразные определения. Наиболее часто распознаваемые характеристики включают сильные задержки в развитии способности читать, запоминать орфографию и писать, а также переворачивание символов. К другим симптомам дислектического синдрома относятся дезориентация во времени и пространстве, дезорганизация и трудности с восприятием информации.

Некоторые дислектики обнаруживают, что они абсолютно не могут научиться читать. Будучи взрослыми, они все еще сражаются со звуками и буквами, складывая их вместе, чтобы расшифровать слова. Они не могут вспомнить символы или комбинацию символов. Слова, которые они знают, на странице не выглядят знакомыми. Их способность узнавать слова обычно оценивается ниже уровня ученика третьего класса, даже несмотря на то, что они могли годами работать над чтением.

Другие люди могуть читать слова относительно

VIII

Предисловие

хорошо. Когда они читают вслух, все звучит ясно. Но эти ученики обнаруживают, что они не понимают того, что читают. Они должны прочитывать предложение несколько раз, чтобы извлечь из него какой-то смысл. Для них характерно наличие сильных затруднений при письме, и они считают символы языка очень обескураживающими.

Оба вида дислектиков испытывают одинаковое унижение и фрустрацию. {Прим.переводчика: фрустрация- псих., глубокое хроническое чувство или состояние небезопасности, уныния и неудовлетворения как следствие несбывшихся желаний, внутренних конфликтов или других неразрешенных проблем). Они технически неграмотны и ограничены в своей свободе заставить печатное слово работать на них.

Эти люди всегда представляли особый интерес для педагогов и исследователей. Их неспособность к чтению и использование их умственных способностей традиционным образом послужили толчком для нашей организации в деятельности по продолжению поисков ответов и решений относительно их состояния дискомфорта. Пытаясь помочь нашим клиентам, в Центре обучения Мелвин-Смит мы изучаем всякий и каждый новый появляющийся метод.


В 1983 году родители ученика с дислексией, занимающегося по программе нашей школы, забрали его в Исследовательский центр Рона Дейвиса. Это было наше первое знакомство с действительно уникальной программой. Когда ученик вернулся в школу, он чувствовал себя "на небесах" от своих успехов. Он утверждал, что он впервые может концентрироваться и сосредотачиваться на выполнении задания до конца.

Я сразу же спросила у него, что же это его так изменило. "Я не могу вам рассказать, д-р Смит", - ответил он. "Вас

IX

Предисловие

от этого может затошнить. Это могут делать только люди с дислексией. У других людей это вызывает тошноту". Теперь я понимаю, что он имел в виду программу "Предоставление рекомендаций по контролю за ориентацией", которую он прошел, и побочный эффект тошноты, который иногда вызывает дезориентация у людей, не являющихся дислектиками. Но в то время я была как в состоянии замешательства, так и скептического отношения. Я решила подождать и понаблюдать за ним, чтобы определить, появятся ли какие-то устойчивые изменения в его учебе.

Передо мной был ученик, способность которого сосредотачиваться на занятиях явно улучшилась. К концу восьмого класса он был принят в престижную среднюю школу, и было очевидным, что он делал успехи. При прохождении программы "Освоение слов и символов" он демонстрировал соответственно повышенную степень уверенности и постепенные изменения в навыках чтения и письма.

Через два года я встретилась еще с одной ученицей, которая собиралась пройти программу Центра по исследованию проблем чтения. На этот раз положение дел было иным. Мне предложили пойти вместе с ней и научиться методам, которые применялись бы для того, чтобы быть ее руководителем после прохождения ею программы. Мое любопытство уже было возбуждено, так что мне не терпелось узнать программу на личном опыте.

После того, что я увидела, я решила научиться приемам "Предоставления рекомендаций по контролю за ориентацией по системе Дейвиса" и методике "Освоение символов по системе Дейвиса". Затем и некоторые другие учителя из нашего персонала прошли такое обучение, и мы


X

Предисловие

постоянно используем эти методы в Центре обучения Мелвин-Смит.

Концепция Дейвиса, называемая "ориентацией", наиболее легко понимается преподавателями и психологами как "внимание". "Предоставление рекомендаций по контролю за ориентацией" дает клиенту стабильное состояние и контрольную точку для фокусирования внимания. Это важно для предотвращения дезориентации и спутанности сознания при работе с символами для хорошего чтения, письма, орфографии, речи и вычислений. Имеет место сильная визуальная стабилизация, что способствует сосредоточению внимания и создает ощущение "контроля", о котором свидетельствует большинство клиентов. Обрести контроль за своей системой обучения и нести за нее ответственность является очень важным для обучения, особенно когда изучается нечто столь сложное, как система чтения.

Представлять способ обучения, которым пользуются дислектики, как талант, - это правильно. На протяжении многих лет мы замечали, что люди, ощущающие симптомы дислексии, - это люди с высоким интеллектуальным развитием. С другой стороны, таланты, вызывающие восприимчивость к спутыванию информации, которую несут символы, являются ценным качеством. Например, люди, которые "видят" пространственные характеристики нашего мира, интуитивно понимают, как что работает. Они обнаруживают, что обладают врожденной способностью чинить вещи, разбираться в моторах, в электронных устройствах, в водопроводных системах, в строительном деле, искусстве и в других связанных с этим областях. Задания, которые требуют наличия способности что-либо визуализировать творческим или другим способом, часто

XI

Предисловие

являются простыми для людей с такими дарованиями. Вероятнее всего именно поэтому так много изобретателей, ученых, спортсменов и творческих личностей обнаруживают, что у них тоже есть симптомы дислексии.

После программы "Предоставление рекомендаций по контролю за ориентацией" применяется разработанный Роном Дейвисом метод "Освоение символов", направленный на улучшение учеником своих навыков чтения и письма прежде всего через устранение спутанности относительно букв, слов, цифр, знаков препинания и математических символов. Эти методики имеют отличное обоснование в теории обучения. Они задействуют в обучении каждый из органов чувств и обеспечивают концепцию интеграции. Ученики видят, прикасаются, обсуждают и концептуализируют информацию, которую они изучают. Применение метода интенсивного смешанного восприятия обеспечивает стимуляцию важных участков мозга и способствует длительной ретенции.


Ключи, которые нам дал Рон от четырех замков обучения, о чем говорилось выше, принесли пользу нашим клиентам и продвинули наши исследования в понимании синдрома дислексии. Благодаря более глубокому пониманию этого явления, мы разработали более эффективные способы объяснения ощущений дислектика его семье, друзьям и работодателям, а также ему самому. Подтверждение, получаемое от наших клиентов, убеждает нас и дает нам уверенность в правильной постановке диагноза. Становится возможным поделиться пониманием того, что ощущает человек.

Когда клиенты получают информацию после сделанной ими оценки, они часто говорят: "Вот оно. Вот это то, что я

XII


-

Предисловие

ощущаю". В этот момент их изолированность и спутанность исчезают. Они готовы к изменениям, которые могут сопровождать терапевтическую программу.

Сочетание ученика и учителя, которым поделился с нами Рон в своей книге, обогатило наше понимание миллионов людей, обладающих уникальным методом обучения, известным как дислексия. Работа Рона дала нам средства к пониманию ученика с дислексией. Он разработал ряд эффективных методик для удовлетворения уникальных потребностей обучения, что, в свою очередь, дало нам вновь обретенную надежду на успех.

Джоун М. Смит, доктор педагогических наук лицензированный педагог-психолог лицензированный логопед

Д-р Джоун Смит - доктор педагогических наук, работает в Учебном центре Мелвин-Смит, корпорационное управление которого находится в Сакраменто, штат Калифорния. Она является автором и соавтором многочисленных книг и статей по вопросам специачьного образования. Ее последняя публикация называется "Тебе не нужно быть дислектиком " ("You Don't Have to Be Dyslexic ").

XIII

Примечание автора

Книга "Дар дислексии" специально напечатана более крупным шрифтом и с как можно меньшим числом дефисов, так чтобы дислектик мог легко читать ее.


XIV

Введение

(сцена из моей жизни в 1949 году)

Часы на стене в классе тикают медленнее и медленнее.
Тик . . . тик . . . тик

"Пожалуйста, быстрее! Пожалуйста, быстрее!

Пожалуйста - пожалуйста - пожалуйста, быстрее!" Маленький мальчик едва слышно шепчет эти слова. Все мышцы его тела напряжены. Руки дергаются и дрожат. Плотно сжатые колени трясутся и касаются стены в углу. Он медленно качается вперед и назад, но старается не сдвинуть сложенный белый носовой платок, свой ярлык презрения, наброшенный, как флаг, ему на голову.

"Пожалуйста, пожалуйста!" - снова шепчет он. Затем он набирает в себя воздух и дергает ногой. Но это не помогает; ничего не может помочь. Через несколько минут это начинается, сначала тоненькая струйка, а затем все остальное. Он тихонько надеется, что этого не будет так много, чтобы на полу образовалась лужа.

Он наклоняется, плотно вжимаясь лицом в угол. Руки скрещены на колене, так он надеется спрятать мокрое пятно. Теперь он рад, что не будет уходить из школы тогда,

XV

Предисловие

когда будут уходить другие дети. Возможно, они все уже уйдут, когда будет уходить он, и никто не увидит; никто не будет его дразнить. Он еще раньше лелеял эту мечту не меньше сотни раз, но, возможно, на этот раз он не услышит эти ужасные слова:

"Отсталый!"

"Отсталый!"

"Посмотрите на отсталого".

"Отсталый опять обмочил штаны".

Он вздрагивает от звонка, сообщающего, что школьный день закончился. В углу, посреди топота и шума уходящих детей, сидит, не двигаясь, мальчик, надеясь, что никто не смотрит в его сторону. Если бы он мог стать невидимым, он бы стал им. И пока в классе не наступит тишина, он не смеет пошевелиться, он не смеет издать ни звука.

Шум становится все тише, а часы тикают все громче. Тик . . . тик, тик!

Чуть слышно мальчик шепчет что-то, что должен услышать только он один.


"Что ты сказал?" Громкий голос рокочет прямо за его спиной.

Если бы он уже этого не сделал, он бы сейчас опять обмочил штаны. Он как можно больше забивается в угол и старается стать очень-очень маленьким.

Одна из рук, поставившая его в угол, хватает его за плечо и вытаскивает оттуда. "Что ты сказал?" - требует голос.

"Я просил Бога сделать так, чтобы я больше не сидел в углу".

Эта детская молитва является основной причиной °ля написания этой книги.

XVI

Выражения благодарности

Несмотря на то, что на этой книге стоит мое имя и имя Элдона Брауна, мы не являемся ее единственными создателями. Моя жена Элис приложила столь же много труда к тому, чтобы дать вам в руки эту книгу, как и каждый из нас. Она была не только нашим редактором, она также примиряла нас в наших конфликтах, приглаживала взъерошенные перья и лечила ущемленное самолюбие.

Два других человека заслуживают особой благодарности: д-р Фатима Али, которая с 1981 года была главным исполнительным директором Центра по исследованию проблем чтения и моим руководителем, и Лэрри Дж. Рочестер, без помощи которого мы бы никогда не начали эту работу.

Вот имена других людей, которые давали нам вдохновение, были преданы делу и помогали нам:

Ракая Ансари Кортни Дейвис

Д-р Ричард Блэсбенд Сара Дерр

Элиз Хелмик Дейвис Джим Эверс

XVII

Выражения благодарности

Билл и Шарлотта Фостер Д-р Луис Генн Джефф Джершоу Д-р Альберт Гайсе Лэрри и Сьюзан Джилберт Д-р Брайен Хэлеви-Голъдман Преп. Бет Грей Крис Джэксон БеттиЭнн и Делил Джуда

Кейт и Джун Монеген Вики Морган Жаклин Прэтт Дана Рахлманн Мэрилин Розенталь Д-р Бэрри Шварц Д-р Джоун Смит Джил Стоувелл Дороти Таунер

Наконец, я приношу свою благодарность тысячам дислектиков, которые прошли через двери Центра по исследованию проблем чтения, и тем, которые продолжают приходить каждую неделю. Это именно они отвечают на мою молитву и помогают мне окончательно выйти из моего угла.

XVIII


ТРУСЛИВЫЙ ВИНКЕРБИН

ПОСЛУШАЙ, БОДЕН . . . ЕСЛИ ЭТОТ ТЕСТ ПОКАЖЕТ, ЧТО У ТЕБЯ ДИСЛЕКСИЯ, ЭТО НЕ ЗНАЧИТ, ЧТО ТЫ ТУПОЙ!



О, ДА? НУ, НАЗОВИ МНЕ ОДНОГО /МНОГО ЧЕЛОВЕКА, У КОТОРОГО БЫЛА ДИСЛЕКСИЯ!



НАЗОВИ ЕЩЕ ДВАДЦАТЬ ЧЕТЫРЕ!



ГЛАВА 1

Лежащий в основе талант

Обычно, когда люди слышат слово дислексия, они думают только о проблемах с чтением, письмом, правописанием и математикой, которые имеются у ребенка в школе. У некоторых это ассоциируется только с переворачиванием слов и букв, у других-только с отстающими учениками. Почти все считают, что это некоторая форма неспособности к обучению, но неспособность к обучению - это только одна грань дислексии.

Однажды, когда я был гостем на одном телевизионном шоу, мне задали вопрос о "положительной" стороне дислексии. Часть моего ответа заключалась в том, что я перечислил примерно дюжину имен известных дислектиков. Ведущая Шоу затем прокомментировала: "Разве это не удивительно, что все эти люди смогли стать гениями несмотря на то, что у них была дислексия".

Она не поняла главного. Их гениальность состоялась не несмотря на дислексию, а благодаря дислексии!

3

Что такое дислексия на самом деле

Известные


дислектики

Ганс Христиан Андерсен

Буши Голдберг

Гарри Белафонте

Брюс Дженнер

Александр Грейам Белл

Уильям Лир

Джордж Бернс

Джей Лено

Стивен Дж. Кэннел

Грег Луганис

Шер

генерал Джордж: Пэттон

Уинстон Черчилл

Нельсон Рокфеллер

Леонардо да Винчи

Чарльз Шваб

Уолт Дисней

Джеки Стюарт

Альберт Эйнштейн

Квентин Тарантино

Генри Форд

Вудроу Уилсон

Дэни Гловер


У. Б. Йитс

Наличие дислексии не сделает каждого дислектика гением, но с точки зрения самооценки каждому дислектику хорошо знать, что его мозг работает точно таким же образом, как и мозг великих гениев. Ему также важно знать, что наличие проблем с чтением, письмом, орфографией или математикой не означает, что он тупой или глупый. Та же самая умственная функция, которая являются причиной гениальности, может также быть причиной и этих проблем.

Умственная функция, вызывающая дислексию, - это дар в самом настоящем смысле этого слова: природная способность, талант. Это нечто особенное, что подчеркивает индивидуальность человека.

Не у всех дислектиков развивается один и тот же талант, но у всех у них есть общие определенные умственные способности. Вот основные свойства, характерные для всех дислектиков:

4

Лежащий в основе талант

  1. Они могут использовать способность мозга изменять и создавать восприятия (основная способность).

  2. Они в высокой степени осознают окружающую их обстановку.

  3. Они более любопытны, чем обычные люди.

  4. Они мыслят, в основном, образами, а не словами.

  5. У них высоко развита интуиция и проницательность.

  6. Они думают и воспринимают в многомерном представлении (используя все органы чувств).

  7. Они могут воспринимать мысль как реальность.

  8. У них яркое воображение.

Эти восемь основных способностей, если они не подавлены, не ликвидированы или не разрушены родителями или воспитательным процессом, дадут в результате две характеристики: интеллект выше среднего уровня и чрезвычайно высоко развитые творческие способности. Из них может возникнуть настоящий дар дислексии - дар мастерства.

Дар мастерства развивается разными способами и в разных областях. Для Альберта Эйнштейна это была физика; для Уолта Диснея это было искусство; для Грега Луганиса это было мастерство в спорте.


Изменение модели

Чтобы перестать воспринимать дислексию как неспособность, а воспринимать ее как талант, мы должны начать с ясного и четкого понимания того, чем на самом деле является дислексия и что ее вызывает.

Делая это, мы выявим как положительные, так и отрицательные аспекты ситуации, и мы сможем увидеть, как

5

Что такое дислексия на самом деле

развивается дислексия.

Тогда мысль о ее коррекции не будет казаться неестественной. Сделав шаг за рамки коррекции проблемы, мы можем также распознавать и исследовать это состояние как дар, каковым оно действительно является.

Прежде чем дислектик сможет в полной степени осознать и оценить положительную сторону дислексии, необходимо разобраться с ее отрицательной стороной. Это не означает, что положительная сторона не всплывет на поверхность до тех пор, пока не будут решены проблемы. Дар всегда на месте, даже если он таковым не признается. Фактически, многие взрослые дислектики используют в своей жизни положительную сторону дислексии, даже не осознавая этого. Они просто думают, что у них есть склонности к чему-то, не осознавая, что их особый талант исходит из тех же умственных способностей, которые делают для них невозможным хорошо читать, иметь хороший почерк или грамотно писать. Наиболее общие нарушения, связанные с дислексией, возникают при чтении, письме, правописании или выполнении математических действий; но есть и многие другие. Каждый случай дислексии отличен от другого, потому что дислексия - это самосоздаваемое состояние. Не найдется двух дислектиков, которые создали бы его одинаковым образом.

Для того, чтобы понять дар дислексии, мы должны рассматривать неспособность к обучению, известную как "дислексия", под другим углом зрения.

Дислексия - это результат таланта восприятия. В некоторых ситуациях талант становится необходимостью. Человек не осознает, что это происходит, потому что использование таланта стало составной частью его


6
Лежащий в основе талант

мыслительного процесса. Это началось в очень ранние

периоды жизни и сейчас кажется таким же естественным, как

дыхание.
7

ГЛАВА 2

Неспособность к обучению

Термин дислексия - это был первый общий термин, который применялся для описания различных проблем обучения. В конечном счете эти проблемы были разделены на группы и категории, чтобы можно было описать различные виды неспособности к обучению. Поэтому мы можем назвать дислексию матерью различных видов неспособности к обучению. В настоящее время для описания ее различных аспектов применяется более семидесяти названий.

Первоначально исследователи считали, что у людей с дислексией имеется некоторый вид церебральных нарушений или нарушений нервной системы, или же, что это врожденная дисфункция, которая подавляет умственные процессы, требуемые для чтения.

Затем, в конце 20-х годов, д-р Сэмюель Торри Ортон дал новое определение дислексии, назвав ее "перекрестной латерализацией мозга". Это означало, что левое полушарие

8

такое дислексия на самом деле

мозга делало то, что обычно должно было делать правое полушарие, а правое полушарие делало работу левого полушария. Это была только теория, и через некоторое время он решил, что это не было правильным. Тогда он предложил вторую теорию, утверждая, что дислексия - это "смешанная доминантность полушарий". Это означало, что иногда правое полушарие мозга делало то, что должно было делать левое полушарие, и наоборот.

Сегодня существует много различных теорий по поводу того, чем является дислексия и что ее вызывает. Большинство из них было сформулировано для получения возможности объяснить симптомы или характеристики дислексии - и причины возникновения неспособности.

Новый подход

Теории и методики, описанные в этой книге, были разработаны не для того, чтобы объяснить происхождение проблемы, а для того, чтобы объяснить, почему ее можно корректировать. Теории были разработаны во время и после разработки корректирующих методик, описанных а последних главах. Поскольку я применил принцип "заднего ума" и потому что у меня был личный опыт того, что значит быть дислектиком, мой подход абсолютно иной.


Вот что я обнаружил: дислексия не является результатом церебрального нарушения или нарушения нервной системы. Она также не вызывается пороком развития мозга, внутреннего уха или глазных яблок. Дислексия - это продукт мысли и особый способ реагирования на ощущение спутанности сознания.

Два вида мысли

Широко принятым мнением является то, что люди

9

Неспособность к обучению

думают двумя разными способами: "вербальной концептуализацией" и "невербальной концептуализацией".

Вербальная концептуализация означает мышление с помощью звуков или слов. Невербальная концептуализация означает мышление с помощью мысленных образов концепций или понятий.

Вербальная мысль линейна во времени. Она повторяет структуру языка. Используя ее, человек составляет мысленные предложения слово за словом. Вербальное мышление осуществляется примерно с такой же скоростью, как и речь. Скорость нормальной речи составляет примерно 150 слов в минуту, или 2,5 слова в секунду. Опытный диктор радио или аукционист может говорить со скоростью 200 слов в минуту. Созданная электронным образом речь может оставаться понятной для внимательного слушателя, если ее скорость составляет до 250 слов в минуту. Фактически, это максимальный предел вербальной концептуализации.

Невербальная мысль эволюционна. Образ "растет" по меретого,какпроцесс мышления добавляет больше концепций. Невербальная мысль значительно быстрее, возможно, в тысячи раз быстрее. Фактически, процесс невербального мышления тяжело понять, потому что он происходит так быстро, что вы не осознаете его, когда вы его осуществляете. Обычно невербальное мышление подсознательное, или ниже уровня сознательного понимания.

Люди думают как вербальным, так и невербальным образом, но, будучи людьми, мы обладаем склонностью к специализации. Каждый человек будет прибегать к одному способу как к основному, а другой способ будет иметь для него вторичное применение.


10

такое дислексия на самом деле

На протяжении того периода времени, когда формируется аспект дислексии, который мы называем "неспособность к обучению" (в возрасте от трех до тринадцати лет), у потенциального дислектика должен преобладать невербальный способ мышления, т. е. это человек, который мыслит образами.

Чтобы увидеть, как такой способ мышления способствует развитию у дислектика неспособности к обучению, мы должны посмотреть на наш язык. Мы можем считать, что язык является зеркалом мыслительного процесса. В противном случае любому человеку было бы слишком сложно его выучить.

Язык состоит из символов. Символы состоят из трех частей:


  1. Как символ звучит.

  2. Что символ означает.

  3. Как символ выглядит.

Когда мы применяем вербальную концептуализацию, мы думаем звуками языка. Мы, фактически, ведем внутренний монолог, состоящий из мысленных утверждений, вопросов и ответов. Некоторые люди вербализируют эти концептуализации, разговаривая вслух сами с собой. Это процесс медленный, но это такой процесс, который позволяет легко понять смысл предложения, даже если некоторые слова не будут понятны полностью.

Мысленное прослушивание предложения может помочь пониманию, потому что все символы (буквы и слова) обычно не возникают в такой последовательности, которая раскрывает смысл предложения так, как это происходит, когда оно прочитывается. Например, вы не можете сказать, является ли предложение в русском языке утверждением или

11

Неспособность к обучении)

вопросом, пока вы не дойдете до его последнего слова и не увидите, что стоит после него - точка или вопросительный знак, не так ли?

Если мы применяем невербальную концептуализацию, мы думаем значениями языка, формируя мысленные образы его концепций и понятий. Образы не являются просто зрительными. Они, скорее, больше похожи на трехмерные мультисенсорные кинофильмы. Они изменяются и развиваются по мере чтения предложения. Процесс происходит во много раз быстрее, чем вербальная концептуализация. Но это на самом деле представляет собой проблему, потому что некоторые части языка легче изобразить в виде концепций или понятий, чем другие.


Помните, что у дислектиков внутренний монолог развит слабо или его вообще нет, поэтому они не слышат, что они читают, если они не читают вслух. Вместо этого они формируют мысленный образ, добавляя к нему значение - или образ значения - каждого нового слова, предстающего перед ними.

Два вида слов

Слова, которые описывают реальные вещи, не вызывают у дислектиков много проблем.

При невербальном мышлении мы можем легко думать, используя слово слон, если мы знаем, как выглядит слон. Животное, которого мы называем "слон", - это истинное значение слова слон. Когда мы смотрим на его изображение, мы видим его значение. Мы можем думать, используя слово дом, если мы можем представить себе место, где мы когда-то жили. Мы можем думать с помощью таких существительных, как, например, школа, книга, бумага и карандаш, потому что

12

такое дислексия на самом деле

мы знаем, как они выглядят. Мы можем думать с помощью таких глаголов, как летать, спать, смотреть и им подобных, потому что мы видели или ощущали действия, описываемые этими словами.

Человек, использующий невербальное мышление, не может думать с помощью слов, значения которых нельзя изобразить. Если мы знаем, как выглядит в, это не значит, что мы можем думать с помощью в. Равно как и знание того, как выглядит и или это не позволяет нам думать с помощью этих слов. Когда мы видим буквы Э-Т-О для слова это, это не значит, что мы видим его значение. Единственным имеющимся в нашем распоряжении изображением является форма самих букв. Когда мы используем процесс визуализации, характерный для невербального мышления, мы не можем изобразить значение слова в виде объекта или действия.

Если мы читаем предложение, применяя при этом вербальную концептуализацию, то, когда мы видим такие слова, как в, и и это, это не представит для нас проблемы, потому что мы знаем, как они звучат. Мы создадим образ значения предложения только после того, как мы закончим чтение предложения. Даже если мы не знаем точного значения этих слов, у нас не будет проблемы, потому что общий смысл предложения будет понятен после того, как мы прочтем его и мысленно прослушаем его.


Чтение того же самого предложения при использовании
невербальной концептуализации вызовет симптомы

Дислексии. Изображение значения предложения развивается по мере того, как мы его читаем. Эволюционное развитие изображения, формируемого предложением, прекращается каждый раз, когда значение неизвестного слова нельзя

13

Неспособность к обучению

включить в общую картину. Проблема будет усложняться каждый раз, когда нам будет встречаться слово, значение которого не имеет соответствующего мысленного образа. В результате мы приходим к ряду ни к чему не привязанных образов с пробелами между ними.

При невербальной концептуализации каждый раз, когда прекращается процесс создания образа, человек будет испытывать чувство спутанности сознания, потому что создаваемый образ становится более несообразным. Прибегнув к концентрации, читатель может пропустить пробелы и продолжить, но чем дальше он будет читать, тем большую и большую спутанность он будет ощущать. В конце концов он достигнет своего порога спутанности сознания.

И вот тут человек становится дезориентированным.

Дезориентация означает, что восприятие символов изменяется и становится искаженным, так что человеку становится тяжело или невозможно читать или писать. Это звучит иронически, но такое смещение восприятия представляет собой именно тот механизм, который дислектики нашли полезным для применения при опознавании объектов реальной жизни и событий, происходящих в их окружении, до того, как они начинают учиться читать.

14

ГЛАВА 3

Последствия дезориентации

Под ориентацией подразумевается такое состояние, при котором вы знаете, где вы находитесь относительно окружающей вас обстановки. С точки зрения восприятия это означает, что вы определяете факты и условия вашего окружения и ставите себя в должное положение относительно них. Когда вы видите, слышите или ощущаете окружающий вас мир с определенной точки зрения, имеющей для вас смысл, вы находитесь в состоянии ориентации. Работа штурмана самолета или корабля заключается в том, что он определяет ориентацию самолета или корабля относительно окружающей его обстановки.


Люди ориентируют себя визуально, глядя на мир Двумя глазами. Мозг сравнивает два образа, которые видят глаза, и использует разницу между ними для формирования трехмерного мысленного образа, который сообщает нам, как Далеко находятся от нас предметы. То же самое делают уши,

15

Последствия дезориентации

чтобы определить, откуда доносится звук. Это метод известен под названием триангуляция. Он одинаково работает как в области восприятия, так и в области навигации.

Строго определенная точка, из которой происходит ваше восприятие, не находится визуально на хрусталиках ваших глаз, потому что это две разные точки. Фактически, это мысленный "экран" в мозгу. Обычно у людей складывается впечатление, что они смотрят на мир из точки, расположенной где-то позади глаз.

Умственый глаз

Существует также точка умственного восприятия, из которой человек смотрит на мысленные образы и мысли. Если вы закрываете глаза и смотрите на воображаемый мысленный образ, эта точка восприятия находится там, откуда вы смотрите, или же ею является то, что вы используете, чтобы смотреть. Это не то же самое, что точка визуального восприятия, но основной принцип работы такой же, как и принцип зрения: нечто смотрит на нечто другое. Этот "эпицентр восприятия" есть то, что я называю "умственным глазом". Когда он смещается, это вызывает дезориентацию всех физических ощущений. Подробно это объясняется в главе 23 и 24. На данный момент давайте просто выясним для себя, что такое дезориентация и как человек чувствует себя в этом состоянии.

Дезориентация является распростаненным явлением. За очень небольшим исключением, время от времени каждый человек оказывается в таком состоянии. Дезориентация - это естественная функция нормального мозга. Она случается, когда нас подавляют раздражители или мысли. Она также случается, когда мозг принимает противоречивую

16

Что такое дислексия на самом деле


информацию от различных органов чувств и пытается ее коррелировать.

Критерий дезориентации

Когда я учился в колледже на первом курсе, я очень сильно простудился, что дало серьезное осложнение на среднее ухо. Я два дня пролежал в бреду в больнице, а затем очнулся в состоянии неконтролируемой дезориентации. Звуки были такими громкими, что мне было больно их слышать. Я видел перед собой много образов. Мои пальцы не хотели делать то, что я от них хотел. Когда я открыл глаза, все мои органы чувств говорили мне, что я вращался в пространстве.

Когда я спросил врача, что со мной происходит, он сказан мне, что я нахожусь в таком состоянии потому, что мой мозг принимает и посылает противоречивые сенсорные восприятия.

"В твоих внутренних ушах есть два органа, которые сообщают твоему мозгу, что такое верх", - объяснил он. "Правый орган работает, а левый говорит твоему мозгу, что верх - это какое-то другое направление. Эти два сигнала не сответствуют друг другу, поэтому ты чувствуешь себя так, как будто ты вертишься ".

"Но я вижу, что я вращаюсь ", - сказал я. "Почему это так? "

"Твоим органам чувств нельзя быть в разногласии",

- сказал доктор. "Видимо, именно так сконструирован
мозг. Твое зрение проводит регулировку, так чтобы сигналы
соответствовали друг другу. То вращение, которое ты видишь,


- это соответствие искажениям твоего ощущения чувства
равновесия ".


На то время помогло понимание того, что мои ощущения были результатом болезни, и что искажения пройдут. Позже,

17



Последствия дезориентации

когда я начал изучать дезориентацию, этот критерий застрял у меня в мозгах. Я объяснял, почему искажение одного восприятия, вызывало соответствующие искажения других восприятий.

Если вы встанете и десять раз быстро повернетесь вокруг себя, вы ощутите дезориентацию в виде тошноты. Если вы будете смотреть на вращающийся диск с нарисованной на нем спиралью, вы почувствуете дезориентацию в виде ощущаемого движения. Если вы сидите в машине под знаком "стоп", а стоящая перед вами машина откатывается назад, скорее всего у вас будет такое физическое ощущение, что ваша машина движется вперед, и вы сильнее давите на тормоз прежде, чем успеваете подумать об этом.


В состоянии дезориентации ваш мозг видит, что объекты движутся, тогда как на самом деле этого не происходит, или ваше тело чувствует себя так, будто вы движетесь, тогда как на самом деле этого не происходит. Ваше чувство течения времени может замедлиться или ускориться. Ваш мозг изменяет ваши фактические восприятия, и вы ощущаете измененные восприятия как реальность.

Каждый раз, когда возникает состояние дезориентации, все ощущения (кроме ощущения вкуса) меняются. Мозг больше не видит того, что видят глаза, вместо этого он видит измененное восприятие образов. Мозг больше не слышит того, что слышат уши, вместо этого он слышит измененное восприятие звуков. И так далее относительно остальных восприятий, включая осязание, равновесие, движение и время.

Дилемма дислектиков

Тогда как дезориентация является распространенным

18

такое дислексия на самом деле

явлением, для дислектиков оно выходит далеко за рамки обычного. Они не просто ощущают дезориентацию, они ее вызывают, не осознавая этого.

Дислектики используют дезориентацию на подсознательном уровне для того, чтобы получить многомерное восприятие. Искажая ощущения, они могут воспринимать многочисленные образы мира. Они могут воспринимать объекты в нескольких разных перспективах и получать больше информации из этих восприятий, чем другие люди.

Очевидно, что в раннем детстве они каким-то образом нашли способ определять функцию дезориентации в мозгу и включать ее в свой процесс мышления и распознавания. Для младенцев, которые не могут легко перемещаться, чтобы исследовать окружающую среду, на помощь приходит способность "заполнять пробелы", и они видят объекты мысленно в нескольких различных перспективах.

Поскольку измененные восприятия дают

распознавание объектов, которые в противном случае нельзя было бы распознать, дезориентация становится нормальной частью мыслительного процесса дислектиков. В состоянии дезориентации дислектики не осознают того, что происходит, потому что это происходит очень быстро. Они осознают, что происходит, только тогда, когда используют дезориентацию: более высокая степень распознавания трехмерных объектов, звуков и тактильных раздражителей. Помимо применения Дезориентации для разрешения состояния спутанности сознания, дислектики также используют измененные восприятия, которые возникают вместе с дезориентацией, для творческого воображения. Когда она применяется для решения проблемы во время невербальной концептуализации, ее


19



Последствия дезориентации

можно назвать интуицией, изобретательностью или вдохновением. Когда это делается для развлечения, это называется фантазиями или грезами.

Больше о врожденных талантах дислектиков будет рассказано дальше. На данный момент достаточно сказать, что включение дезориентации в процесс мышления может сделать дислектиков более восприимчивыми или дать им более богатое воображение, чем у обычных людей. Когда они начинают использовать язык, это также создает возможность для развития неспособности к обучению.

До сих пор дислектик использовал дезориентацию для разрешения состояния спутанности сознания. Это хорошо работало в применении к реальным физическим объектам, так что вероятно, что дислектик дезориентируется подсознательно, сталкиваясь с вызывающим спутанность символом. К сожалению, когда дислектик смотрит на напечатанное слово на странице сверху или с обратной стороны, или когда оно разбито на составляющие, это слово вызывает еще большую спутанность, чем обычно.

Когда дислектик учится читать и состояние спутаности начинает усугубляться, он быстро достигает свого порога спутанности. Когда это происходит, дислектик больше не видит, что на самом деле написано на странице, вместо этого он видит то, что, как он думает, есть на странице. Так как символ - это не объект, и он только представляет звук слова, которое описывает объект, действие или понятие, дезориентация не окажет помощи в его распознавании. Поскольку символ не распознан, дислектик сделает ошибку. Эти ошибки являются первичными симптомами дислексии.

20

ГЛАВА 4

Дислексия в действии

В русском языке существует около 300 основных слов, представляющих проблему для большинства дислектиков. Они находятся в разговорном словарном запасе дислектика, но дислектик не может содать мысленные образы их значений. Это значит, что средний дислектик использует в речи более 300 слов, с помощью которых он, фактически, не может думать. Эти маленькие слова, которые кажутся самыми простыми словами в языке, являются стимулами, или пускателями, симптомов дислексии.


Слова-пускатели имеют абстрактное значение, и часто У них есть несколько разных значений. Для дислектиков они превращаются в ловушку, потому что они не представляют визуальные объекты или действия. Так случилось, что это также те слова, которые наиболее часто встречаются в ежедневной речи и письме. Полный список слов-пускателей приводится в главе 33.

21

Дислексия в действии

Происхождение списка слов - пускателей

Я не выдумал этот список. Как и многие другие открытия, связанные с моей работой, он вызвал некоторое удивление и мысль: "Это настолько очевидно, я должен был все это знать ".

Вскоре после моего первого открытия по поводу восприятия стало очевидным, что спутанность сознания запускала дезориентацию, и что спутанность сознания возникала каждый раз, когда человек не распознавал символ. Я думал, что у каждого дислектика должен бы быть небольшой, характерный только для него, список слов-пускателей. В наши программы входило обучение учеников тому, как замечать состояние дезориентации, когда оно наступает, и составлять список собственных слов-пускателей, так чтобы они знали, какое слово надо осваивать.

Когда я сделал свой список, я удивился. Это было совсем не похоже на то, что я себе представлял. Я был приведен в замешательство тем, что он включал в себя и слова, состоящие из одной буквы, и все слова, состоящие из двух букв, и, в большинстве своем, слова, состоящие из четырех букв. Я почувствовал себя лучше, когда увидел, что списки, составленные нашими клиентами, включают такие же слова, но я все еще удивлялся, почему это было так.

Однажды вечером в августе 1982 года я просматривав список Долча (Dolch), в котором приводятся основные слова, употребляемые учителями в начальной школе. Я отметил галочкой несколько слов и задумался над тем, почему некоторые из них (например, в, и и это) запускали дезориентацию, а другие (например дом, еда, друг) не вызывали симптомов дислексии. Я начал тщательно изучать мои мыслительные процессы, происходящие при чтении каждого слова. Как в мультфильме, где вдруг над головой загорается лампочка, пришедшее ко мне


22

такое дислексия на самом деле

понимание осветило мой мир. Я обнаружил, что у меня не было мысленных образов для слов-пускателей. Я не мог изобразить их, так что я не мог думать с их помощью.

Из списка Долча я смог выбрать 196 слов, которые вызывают дезориентацию. Сегодня количество слов в списке увеличилось до 217. Большинство из добавленных слов являются сокращенными формами или другими формами слов из начального списка.

Как слова-пускатели вызывают проблемы

Чтобы сложить кусочки головоломки в картинку, давайте посмотрим на типичную сцену, где ребенок с дислексией пытается читать вслух.

Простое предложение, подобное тому, какое приведено ниже, было бы легко прочесть десятилетнему ребенку, думающему с помощью слов или звуков. Но для десятилетнего ребенка с дислексией, который создает мысленные образы сценки по мере того, как читается каждое слово, это более сложный процесс.

Этот коричневый конь перепрыгнул через каменный забор и побежал по пастбищу.

Для десятилетнего дислектика первое слово, Этот, вызвало пробел в мысленном воображении, потому что изображения для него не было. Пробел изображения является сущностью спутанности сознания; ничего из того, что испытывает человек, не может соответствовать спутанности сознания, которую он вызывает. Тем не менее, применяя коцентрацию, ребенок пробирается через пробел изображения и произносит "этот", потом заставляет себя перейти к следующему слову.

23

Дислексия в действии

Слово коричневый создает мысленный образ цвета, но у него нет определенной формы. Продолжая концентрироваться, он говорит "коричневый".

Слово конь преобразует коричневую картинку в коня этого цвета. Концентрация продолжается и произносится слово "конь".

Слово перепрыгнул заставляет переднюю часть коричневого коня подняться в воздух. Он продолжает концентрироваться, говоря "перепрыгнул".


Слово через заставляет подняться заднюю часть коричневого коня. Все еще концентрируясь, он говорит "через".

Слово каменный создает мысленный образ каменной глыбы, но без определенной формы. Удвоив свою концентрацию, он говорит "каменный".

Следующее слово, забор, превращает камень как материал в каменный забор. Все еще находясь в состоянии удвоенной концентрации, он говорит "забор".

Следующее слово, и, опять вызывает пробел в изображении. На этот раз достигается порог спутанности сознания. Так что ребенок становится дезориентированным. Ребенок опять останавливается, в состоянии еще большей спутанности, удвоенной концентрации, и теперь еще и дезориентированный. Он может продолжать единственным образом - это попробовать сконцентрироваться еще больше. Но сейчас, поскольку он также и дезориентирован, у него появятся симптомы дислексии. Очень вероятно, что он пропустит и не скажет слово "и", или так же вероятно, что вместо него он скажет "а" или "в". Вот теперь у него больше нет точного восприятия слов на странице.

Сейчас он тратит огромное количество усилий и энергии на концентрацию, только чтобы продолжить.

24

Что такое дислексия на самом деле

Следующее слово, побежал, он заменяет словом побежит, потому что он теперь дезориентирован. Он видит образ бегущего себя, который абсолютно не связан с образом бегущего коня. И он говорит "побежит".

Следующее слово, по, опять вызывает пробел в изображении. Ребенок опять останавливается, находясь в состоянии еще большей спутанности, и все еще дезориентированный. У него есть единственный выход - учетверить концентрацию. Делая это, он пропускает и не говорит слово по. К этому моменту его дезориентация вызвала чувство, похожее на головокружение. Его тошнит, и слова и буквы плывут по странице.

Для последнего слова, пастбище, он должен по очереди поймать каждую букву, так чтобы он смог произнести слово. Сделав это, он видит изображение покрытого травой места. Хоть он и дезориентирован, так как потратил дополнительные усилия и энергию на то, чтобы поймать и произнести каждую букву, он правильно произносит это слово - "пастбище".


Закончив предложение, он закрывает книгу и отталкивает ее. Хватит с меня этого!

Если его спросить, о чем он только что прочитал, скорее всего, он скажет нечто вроде "о месте, где растет трава". У него есть изображение коня в воздухе, каменного забора, бегущего себя и покрытого травой места, но он не может связать отдельные элементы в предложение, чтобы создать мысленный образ описанной сцены.

Для всех, кто видел или слышал, как он читал предложение или слышал его ответ на вопрос, будет очевидным, что он не понял ничего из того, что только что прочитал. А его не беспокоит, что он не понял этого. Он благодарен за то, что пережил пытку чтения вслух.

25

Дислексия в действии,



Видит/думает Говорит

пробел


этот

Слово Реакция

Этот прекращается процесс

создания изображения; начинается концентрация

коричневый концентрация продолжается коричневый цвет коричневый

концентрация продолжается коричневый конь конь

перепрыгнул концентрация продолжается передняя часть перепрыгнул

коня поднимается


через

концентрация продолжается задняя часть через

коня поднимается


каменная глыба каменный

каменный удвоенная концентрация


забор


удвоенная концентрация

каменный забор забор


пробел

прекращается процесс создания изображения; возникает дезориентация; концентрация утраивается


(пропускает слово?)



побежит

побежал дезориентация продолжается бег

утроенная концентрация


пробел


по

прекращается процесс создания изображения; дезориентация продолжается концентрация учетверяется

(пропускает слово)

пастбищу дезориентация продолжается покрытое травой пастбищу учетверенная концентрация место

26

о такое дислексия на самом деле

Если бы он был немного старше, то он бы осознал, то он только что прочитал что-то, чего не понял. Тогда что бы он сделал скорее всего? Прочитал это снова. Кажется погичным, что если мы читаем что-то еще раз, то мы это лучше поймем - не так ли? Посмотрите опять на описанную выше сцену и задайте вопрос: "Что изменилось для того, чтобы во второй раз предложение было прочитано иначе?"

Ничего!

Читая важную информацию или технические данные, взрослые люди с дислексией будут перечитывать материал от трех до десяти раз, прежде чем почувствуют, что они понимают прочитанное, или же они прекратят эти попытки.

Разве плохо быть в состоянии концентрации?

Здесь я должен кое-что разъяснить относительно концентрации: большинство людей считают ее положительной способностью, но слишком большое количество чего-то, даже чего-то положительного, может принести вред. Степень концентрации, необходимая дислектику для того, чтобы пробраться через пробел в изображении, определенно имеет отрицательные последствия.

Когда люди на чем-то концентрируются, они переносят на это большую часть своего сознания. Когда они интенсивно концентрируются, они ограничивают свое сознание только До этого объекта.


Это является основным положением гипнотизма.

Именно этот механизм используют гипнотизеры, чтобы ввести

человека в состояние транса. Когда дислектики интенсивно

концентрируются для того, чтобы что-то прочитать, они

находятся в состоянии гипноза, что повышает сложность

понимания прочитанного материала, а также увеличивает

период времени, необходимый для его понимания.

27

ГЛАВА 5

Компульсивные решения

Как только дезориентация становится причиной ошибок, ребенок с дислексией входит в состояние фрустрации. Никто не любит делать ошибки, так что в возрасте примерно девяти лет ребенок с дислексией начинает искать, выявлять и приспосабливать различные методы для решения проблемы. Даже если это может создавать впечатление чего-то хорошего, фактически, это демонстрация того, как проблема с чтением становится настоящей неспособностью к обучению.

Решения, которые придумывают дислектики, не решают реальной проблемы искаженных восприятий;' они только дают временное облегчение состояния фрустрации. Они являются окольными методами, позволяющими справиться с последствиями дезориентации. В конечном итоге они замедляют процесс изучения и формируют действительную неспособность к обучению.

Эти "решения" являются способами, позволяющими

28

такое дислексия на самом деле

что-то делать, и тактикой, применяемой для понимания или поминания чего-либо. Они быстро становятся видами компульсивного поведения. (Прим.переводчика: компульсивный -псих, навязанный, принудительный). Как только дислектик примет один из этих методов, этот метод становится единственным способом, с помощью которого он сможет выполнять эту конкретную функцию. Во время процесса коррекции дислексии я начинаю называть их "старые решения", потому что они больше не нужны.

Несмотря на то, что многие дислектики начинают вырабатывать компульсивные решения в возрасте до девяти лет и продолжают их вырабатывать дальше до конца своей жизни, большинство этих "костылей для обучения" вырабатывается в возрасте от девяти до двенадцати лет. У дислектиков они обычно насчитываются сотнями, если не тысячами.


Вот несколько общих примеров компульсивных решений.

Алфавитная песенка

Обычное детское решение - это пение алфавита. (Прим. переводчика: распевание алфавита на определенную мелодию - общепринятый способ его заучивания в англоязычных школах). Если песенку выучивают дома или в детском саду просто Ради заучивания, в течение двух лет большинство детей смогут рассказать алфавит, не прибегая к необходимости петь песенку или мысленно воспроизводить ее. Но если ребенок принимает песенку как решение для того случая, когда он Не в состоянии выучить алфавит, то он никогда не сможет Рассказать алфавит, если он не споет песенку вслух или не в°спроизведет ее мысленно.

29

Компулъсивные решения

Они знают только песенку; песенка знает алфавит. Так что при использовании песенки может показаться, что они знают алфавит. Каждый раз, когда они захотят найти фамилию в телефонном справочнике или найти слово в словаре, они будут прибегать к песенке. Это стало компульсивным поведением.

Высокая степень концентрации

Из всех компульсивных решений, которые
имеются у дислектика, вероятно, самым худшим является
"концентрация". Не научившись концентрироваться,

большинство дислектиков не способны читать вообще. Как только они научатся достигать достаточно высокой степени концентрации, они действительно учатся тому, как надо читать - медленно и утомительно. Проблема заключается в том, что чтение станет для них неприятным и болезненным явлением. Если то, что они пытаются прочесть, важно, им придется читать это снова и снова, много раз, чтобы убедиться, что это правильно. Они не будут читать ради удовольствия, потому что в такой высокой степени концентрации удовольствия нет.

Вероятно, наиболее общими характеристиками дислексии у взрослых является медленное чтение, чтение одного и того же материала много раз и связанные с напряжением головные боли, вызванные сильной концентрацией, к которой они прибегают, чтобы быть в состоянии читать.


Для дислекиков существует четкая разница между понятием сконцентрироваться и понятием обратить внимание. Обратить внимание на что-то интересное - это удовольствие. Сконцентрироваться на чем-то, что угрожает

30


Что
такое дислексия на самом деле


вашей жизни, совсем никакого удовольствия не представляет. Фактически, это очень сильное напряжение. Для человека с дислексией неспособность читать и писать часто кажется жизнеопасным явлением.

"Сделай это за меня"

Для взрослых дислектиков существует более легкое решение,чем высокая степень концентрации, - когда они заставляют других людей читать и писать вместо себя. Вы могли уже попасть в такую ловушку, когда кто-то попросил вас: "Не могли бы вы прочесть это и сказать мне, что вы об этом думаете?"

Вы помните, как этот человек пытался выудить больше информации? Это была уловка, даже если вы, возможно, этого не заметили. На самом деле его не интересовало ваше мнение; его интересовала информация, содержащаяся в том материале, который он попросил вас прочитать. Ваше умение читать было использовано дислектиком, который не мог расшифровать слова на странице и поймал вас для того, чтобы вы ему их истолковали.

Некоторые ярко выраженные дислектики стали исполнительными директорами больших компаний благодаря интуитивными способностям "видеть" правильную стратегию и мобилизовать рабочую силу. Они всегда будут вкладывать значительные финансовые средства в самую современную звуковую и видеоаппаратуру - во все, что передает информацию в форме, отличной от письменной. Они возложат на доверенных подчиненных обязанность читать для них материалы и передавать сообщения, которые Должны быть переданы в письменном виде. А все потому, что они являются скрытыми функционально неграмотными личностями.

31

Компульсивные решения

К лучшему или к худшему?

По иронии судьбы многие из "лучших" обучающих и руководящих методов, применяемых для помощи

дислектикам, не делают ничего, кроме насаждения и усиления компульсивных типов поведения. Это понятно, потому что кажется, что дислектик в конце концов начинает учиться.

Это только иллюзия. Фактически, ребенка ставят в такие условия, при которых он механически выполняет действия, на самом деле не понимаемые им. Такая схема превратится в пожизненную неспособность, если ее не скорректировать в какой-то момент времени в будущем.

32