reforef.ru 1

Законодательство Российской Федерации в сфере прав человека и его реализация


Права человека внетерриториальны и вненациональны, их признание, соблюдение и защита не являются только внутренним делом того или иного государства. Они давно стали объектом международного регулирования. Права личности не являются принадлежностью отдельных классов, наций, религий, идеологий, а представляют собой общеисторическое и общекультурное завоевание. Это нравственный фундамент любого общества.

Россия, следуя курсом реформ, тоже провозгласила указанные ценности как приоритетные и наиболее значимые, признала необходимость придерживаться в данной области общепринятых международных стандартов, закрепленных в таких широко известных актах, как Всеобщая декларация прав человека (1948); Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966); Международный пакт о гражданских и политических правах (1966); Европейская конвенция о защите прав и основных свобод (1950) и др.[13]

Подтверждением приверженности российской демократии этим хартиям служит принятая в ноябре 1991 г. Декларация прав человека и гражданина, ставшая органичной частью новой Конституции РФ, базой всего текущего законодательства, касающегося личности.

Оба эти документа фиксируют широкий спектр основополагающих идей, принципов, прав и свобод, а также обязанностей. Исходные их положения гласят, что права и свободы человека являются естественными и неотчуждаемыми, даны ему от рождения, признаются высшей ценностью и не носят исчерпывающего характера. Признание, соблюдение и защита прав человека - обязанность государства.

Каждый имеет право на жизнь, здоровье, личную безопасность и неприкосновенность, защиту чести, достоинства, доброго имени, свободу мысли и слова, выражение мнений и убеждений, выбор места жительства; может приобретать, владеть, пользоваться и распоряжаться собственностью, заниматься предпринимательской деятельностью, покидать страну и возвращаться обратно.

Закрепляется право граждан на митинги, уличные шествия, демонстрации; право избирать и избираться в государственные органы, получать и распространять информацию, направлять властям личные и коллективные обращения (петиции), свободно определять свою национальность, объединяться в общественные организации. Предусматриваются соответствующие права в социальной и культурной областях (на труд, отдых, образование, социальное обеспечение, интеллектуальное творчество).


Утверждается равенство всех перед законом и судом. Никто не обязан свидетельствовать против себя или близких родственников. Обвиняемый считается невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном порядке (презумпция невиновности).

Многие из вышеперечисленных прав являются новыми в российском законодательстве, их не было ни в бывших советских Конституциях, ни в Конституции РСФСР. Также впервые юридически закрепляется прямая обязанность государства защищать права человека (ст. 2 Конституции РФ).

При этом подчеркивается, что "права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность представительной и исполнительной власти, местного самоуправления, обеспечиваются правосудием" (ст. 18 Конституции РФ).

Права человека представляют собой ценность, принадлежащую всему международному сообществу. Их уважение, защита являются обязанностью каждого государства. Там, где эти права нарушаются, возникают серьезные конфликты, очаги напряженности, создающие угрозу миру и требующие нередко (с санкции ООН) постороннего вмешательства.

Конституция России предусматривает порядок, в соответствии с которым каждый российский гражданин вправе обращаться в международные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ст. 45). Данное положение также закреплено впервые и оно не нарушает суверенитета страны. Сегодня это - безусловная норма.

Главная характеристика Конституции России 1993 г. заключается в том, что она является первой демократической конституцией России, соответствующей основным общедемократическим требованиям.

В Конституции РФ 1993 г. четко определена сущность России как демократического, федеративного, правового, социального государства с республиканской формой правления. Высшей ценностью был провозглашен человек. Соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства. В Конституции 1993 г. был закреплен важнейший принцип демократического государства – принцип разделения властей. Принцип идеологического и политического многообразия означает, что никакая идеология не может быть государственной или обязательной, признается многопартийность. Статус человека регламентируется более чем в 60 статьях Конституции РФ, наиболее полно в главе 2 «Права и свободы человека и гражданина».


В Конституции РФ представлен полный комплекс гражданских, социальных, культурных и экономических прав и свобод человека и гражданина в соответствии с международными стандартами в области прав человека.

В Конституции РФ 1993 г. закреплены гарантии правосудия: гарантии подсудности, право на юридическую помощь, презумпция невиновности, запрет повторного осуждения, недействительность незаконно полученных доказательств, право на пересмотр приговора, гарантия от самообвинения, права потерпевших от преступлений и злоупотребления властью.

Наряду с судебной защитой прав и свобод человека и гражданина в России функционируют следующие государственные институты несудебной защиты:

- Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченные по правам человека, ребенка и другие специализированные Уполномоченные в субъектах РФ;

- Прокуратура РФ, основными направлениями надзорной деятельности которой являются надзор за законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, надзор в сфере экономики и экономической безопасности, предупреждение преступных проявлений;

- Депутаты законодательных собраний, которые имеют право рассматривать обращения избирателей, вести прием граждан, обращаться к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаруженного нарушения прав граждан;

- Государственные органы и органы местного самоуправления;

- Комиссия по правам человека при Президенте РФ, являющаяся совещательным и консультативным органом при Президенте и содействующая реализации главой государства его конституционных полномочий гаранта прав и свобод человека и гражданина. Основными направлениями деятельности Комиссии являются:

1.подготовка проектов указов, распоряжений, обращений Президента РФ по вопросам обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина;

разработка предложений Президенту РФ о совершенствовании механизма защиты прав личности;


2.участие в подготовке законопроектов по защите прав и свобод человека и гражданина;

3.участие в разработке международных договоров по подготовке материалов для докладов в международные организации в соответствии с обязательствами Российской Федерации;

4.подготовка общих ежегодных и специальных докладов о соблюдении прав человека и гражданина в Российской Федерации;

5.рассмотрение обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, учреждений и организаций, в которых содержится информация о фактах систематических нарушений прав и свобод человека и гражданина;

6.проверка по инициативе Комиссии случаев нарушений прав и свобод человека и гражданина;

- Комиссии по правам человека в субъектах РФ;

- Управление делами Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан;

- Общественные приемные Полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах.

Реформирование правовой системы в России продолжается, в частности, разрабатываются проекты законов о ювенальной юстиции, о здоровье, о правах пациента, о репродуктивных правах, создан и развивается институт суда присяжных заседателей и т.д.

Период 90-х гг. ХХ в. – начала ХХI в. стал временем отказа от норм и стереотипов советского права, права административно-командной системы, этапом становления нового права – права демократического, социального, правового государства в России. В это время был принят целый ряд законов, направленных на соблюдение, обеспечение и защиту прав и свобод человека и гражданина: законы от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях»[14], от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»[15], от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»[16], от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и религиозных объединениях»[17].

В частности, были приняты следующие законы:


- от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации»[18] (с изм. и доп.), в котором были провозглашены свобода массовой информации и недопустимость цензуры. Свобода массовой информации в соответствии со ст. 1 Закона включает в себя: поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатацию технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации.

В соответствии со ст. 62 Закона моральный (неимущественный) вред, причиненный гражданину в результате распространения средством массовой информации не соответствующих действительности сведений, порочащих честь и достоинство гражданина либо причинивших ему иной неимущественный вред, возмещается по решению суда средством массовой информации, а также виновными должностными лицами и гражданами в размере, определенным судом;

- от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»[19] (с изм. и доп.), в котором государство гарантирует инвалидам права на получение необходимой информации, жилище, образование.

- от 10 июля 1992 г. «Об образовании»[20] (с изм. и доп.). Учтено постановление Конституционного Суда РФ от 24 октября 2000г. №13-II, в котором установлено: гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального и должностного положения, наличия судимости. Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.

В 2002 г. были приняты законы от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации»[21], от 31 мая 2002 г. «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»[22], от 25 июля 2002 г. «Об альтернативной гражданской службе»[23], от 25 июля 2002 г. «О противодействии экстремистской деятельности»[24], от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»[25], от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»[26].


С 1 февраля 2002 г. вступил в действие новый Трудовой кодекс РФ, принятый Законом РФ от 30 декабря 2001 г. С 1 июля 2002 г. вступил в силу новый Уголовно-процессуальный кодекс РФ, принятый Законом РФ от 18 декабря 2001 г., и новый Кодекс РФ об административных правонарушениях, принятый Законом РФ от 30 декабря 2001 г. Также приняты новые Гражданский процессуальный кодекс РФ и Арбитражный процессуальный кодекс РФ.

Все это свидетельствует о том, что в российском законодательстве активно идет процесс гуманизации права, приведения его в соответствие с нормами международного права, международных стандартов в области прав человека.

Основные права и свободы человека и гражданина для своей реализации предполагают наличие развитой системы законодательных актов, характеризующихся достаточной конкретностью, определенностью, исключающих саму возможность ошибочного их толкования в подзаконных актах. Имеют место, к сожалению, случаи, когда конституционные права гражданина не реализуются практически и при наличии соответствующего закона по вине отдельных органов исполнительной власти.

К числу механизмов, деятельность которых направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина можно отнести все ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную.

Система юридических механизмов защиты прав и свобод человека состоит из:

1. Конституционный контроль

2. Судебная защита прав и свобод человека и гражданина

3. Административно-правовые формы защиты прав и свобод человека и гражданина

4. Международные механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина.

Рассмотрим вышеперечисленные механизмы защиты прав человека и гражданина подробнее:

1. Конституционный контроль - Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, закрепленный в Конституции РФ, адресован всем ветвям государственной власти. Реализация этого принципа обеспечивается установлением развернутой системы государственной защиты прав человека и гражданина, которая венчается конституционным правосудием в лице его специального органа – Конституционного Суда РФ. По задачам, объему и способам реализации своей деятельности в сфере конституционного контроля Суд выступает как орган, важнейшая функция которого – защита прав и свобод человека и гражданина.


Правом на обращение в Конституционный Суд РФ с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

Жалоба на нарушение прав и свобод допустима, если:

· закон затрагивает конституционные права и свободы;

· закон применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющим закон.

Статья 6 ФЗК «О Конституционном Суде РФ» указывает: «Решения Конституционного Суда РФ обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений». Кроме того, решения Конституционного Суда являются окончательными, обжалованию не подлежат, вступают в силу немедленно после их провозглашения.

Однако ратификация Россией Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и признание ею обязательной юрисдикции Европейского Суда по правам человека вносят определенные коррективы в функционирование этого механизма. По вопросам прав и свобод человека решения Конституционного Суда РФ могут быть обжалованы в Европейский суд по правам человека.

Президент РФ как глава государства в соответствии с ч.2 ст. 80 Конституции РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

Конституционно-правовые возможности Президента РФ влиять на гарантирование, обеспечение и реализацию прав и свобод через принимаемые законы могут найти свое проявление в участии Президента РФ в законодательном процессе:

· право и возможность Президента РФ через своего полномочного представителя отстаивать собственные законопроекты, доказывая целесообразность и зачастую настаивая на их скорейшим внесении на рассмотрение пленарного заседания


· возможность президентской стороны знакомиться со всеми проектами федеральных законов, рассмотрение которых предполагается в Государственной Думе, еще на ранней стадии – при подготовке их к первому чтению

В системе негосударственных институтов правовой защиты прав и свобод человека и гражданина центральное место занимают такие учреждения, как Управление Президента РФ по работе с обращениями граждан и Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации.

Указом Президента РФ от 24.08.2004 №1102 утверждено Положение об Управлении Президента РФ по работе с обращениями граждан[27]. Согласно указанному положению, Управление организует прием граждан работниками Администрации Президента РФ и рассматривает письменные обращения граждан, либо направляет их для рассмотрения в соответствующее подразделение Администрации Президента, аппарат Правительства, федеральные органы исполнительной власти. Органы местного государственной власти субъектов РФ, а в необходимых случаях осуществляет контроль за своевременным выполнением ими поручений по обращениям граждан. Для осуществления своих функций Управление вправе запрашивать и получать необходимые материалы от всех органов государственной власти и местного самоуправления, а также учреждений, организаций и должностных лиц.

В феврале 1997 г. принят Федеральный Конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»[28]. Жалоба на имя Уполномоченного может быть подана, если с момента предполагаемого нарушения прав человека и гражданина прошло не более одного года. Требуется также, чтобы заявитель уже ранее обжаловал действия какого-либо государственного органа или должностного лица в судебном либо административном порядке. После того как решение более высокой инстанции на действия нижестоящего не удовлетворило лицо, оно вправе обратиться к Уполномоченному, приложив к заявлению копию решения. В компетенцию Уполномоченного не входят споры граждан между собой, с негосударственными учреждениями, а также правовые коллизии частных организаций друг с другом. В законе предусмотрена возможность учреждения должности Уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации.


2. Судебный контроль – В соответствии со ст. 18 Конституции РФ устанавливается. Что права и свободы человека и гражданина как непосредственно действующие, обеспечиваются правосудием.

Право на судебную защиту принадлежит каждому физическому лицу, в том числе и недееспособному, которое может защищать свои права в суде через представителя или родителя. Лица. Чьи права и свободы нарушены одним и тем же актом, могут, согласно действующему законодательству, объединиться и подать коллективный иск в суд.

Судебная защита основных прав и свобод человека и гражданина в качестве неотъемлемого компонента предполагает наличие действенной системы соответствующего законодательства – как материального, так и процессуального.

Судебная всласть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. При этом уголовные и административные дела подсудны судам общей юрисдикции. Только суд может решать вопрос об аресте, заключении под стражу и содержании под стражей, и только суд может разрешать дела, связанные с применением мер уголовной и административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, причем на основе принципа равенства всех перед законом и судом.

Таким образом, право на судебную защиту реализуется через совокупность различных процессуальных средств, обеспечивающих справедливое правосудие и эффективное восстановление нарушенных прав. При этом предполагается использование таких судебных процедур, которые позволяют лицам, участвующим в судопроизводстве, отстаивать свои интересы на основе принципа состязательности и равноправия сторон (ч.3 ст. 123 Конституции РФ).

К конституционным гарантиям осуществления права человека и гражданина на судебную защиту прав и свобод следует отнести следующие права, составляющие единую правовую систему судебной защиты:

· равенство каждого перед законом и судом;

· право каждого на публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основе закона;


· право каждого на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которого оно отнесено законом;

· право каждого, нуждающегося в квалифицированной юридической помощи, на получение такой помощи;

· презумпция невиновности;

· запрет повторного осуждения по одному и тому же деянию;

· право на пересмотр приговора;

· недействительность незаконно полученных доказательств;

· запрет обратной силы закона;

· государственная гарантированность прав потерпевших;

· непризнание судом ответственности за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением;

· применение судом закона, принятого после факта совершения преступления, если им предусматриваются устранение или смягчение ответственности.

3. Административно-правовая форма защиты прав и свобод человека и гражданина – предопределяется прежде всего издаваемыми в соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливающими полномочия органов исполнительной власти в конкретных сферах управления и определяющих в этих сферах взаимоотношения органов публичной власти с индивидами, обязанности соответствующих органов и формы защиты граждан от неправомерных действий должностных лиц. Определенную роль в этой сфере играет законодательство субъектов РФ.

Административно-правовая форма защиты прав и свобод граждан предполагает следующее:

· законодательные гарантии прав и свобод человека и гражданина в сфере исполнительной власти;

· административный (внесудебный) порядок обжалования актов органов исполнительной власти, когда жалоба на действие нижестоящего органа (должностного лица) передается на рассмотрение вышестоящего по соподчиненности органа;

· прокурорский надзор за соблюдением законов органами исполнительной власти, начиная с федеральных министерств и ведомств и заканчивая всеми органами исполнительной власти субъектов РФ, органами военного управления, органами контроля, органами местного самоуправления. Особым видом общего надзора прокуратуры в сфере исполнительной власти является надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;


Следует отметить, что административный порядок рассмотрения жалоб и иных обращений граждан как правозащитный механизм объективно необходим, причем он ни в коей мере не снижает значимости судебной защиты прав и свобод, тем более что человек сам вправе избрать внесудебный способ рассмотрения его административно-правового спора с органом власти. Кроме того, обжалование тех или иных решений или действий в административном порядке не закрывает путь к судебному обжалованию противоправных решений органов исполнительной власти и их должностных лиц.

4. Международные механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина - Мировые войны способствовали осознанию политиками необходимости создания организаций по защите мира от войны, защиты прав человека. Так, после Первой мировой войны была создана Лига наций, после Второй мировой войны – Организация Объединенных Наций.

В настоящее время ООН объединяет 191 государство, готовое выполнять обязательства по Уставу ООН. Во второй половине ХХ в. ООН разработаны международные стандарты прав человека в гражданской, политической, экономической, социальной и культурной сферах, имеющие либо рекомендательный (декларации), либо обязательный (пакты, конвенции) характер для государств-участников.

Разработка ООН этих и других международных стандартов в области прав человека, контроль за соблюдением этих стандартов в государствах-участниках, оказание правовой, гуманитарной, экономической помощи и поддержки странам Восточной Европы, Азии и Африки – все это и многое другое является основными направлениями современного универсального сотрудничества государств по защите прав человека в рамках ООН.

Наряду с системой универсального сотрудничества государств по правам человека (ООН) существуют формы регионального сотрудничества (ОБСЕ и Совет Европы). В отличие от Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), до 1990г. не имеющей постоянно действующих органов по защите прав и свобод человека, которые имели бы право принимать обязательные для государств-участников решения, Совет Европы с начала своего существования имел такие органы. Так, на основании Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950г. в Совете Европы были образованы Комиссия и Суд по правам человека, имеющие право рассматривать жалобы государств и отдельных лиц. С 1998г. по настоящее время жалобы рассматривает единый Европейский Суд по правам человека, работающий на профессиональной основе, в соответствии с Протоколом №11 к европейской конвенции о защите прав человека.