reforef.ru 1


Содержание


Введение 2

Глава 1. Теоретические основы исследования проблем многодетных семей 6

1.1. Понятия: «семья», «многодетная семья» 6

1.2. Категории и функции многодетной семьи 12

1.3. Социальный портрет современной многодетной семьи 19

Глава II. Опытно-экспериментальное исследование социально-педагогической помощи многодетным семьям 34

2.1. Анализ нормативно-правовой базы 34

2.2. Обобщение опыта работы социального педагога с многодетными семьями 43

2.3. Практические рекомендации социальному педагогу по работе с многодетными семьями 61

Заключение 63

Список литературы 68

12.Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учеб. пособие для студ. Высш. пед. учеб, заведений. - 2-е; стереотип. - М.: Академия, 2000. - 160 с. 69

20.Каптерев П.Ф. О семейном воспитании. Учеб. пос. для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений / Сост. и авт. коммент. Н. Н. Андреева. - М.: Академия, 200. - 168 с. 70

22.Климова-Фюгнерова М. Эмоциональное воспитание в семье. Пер. с чеш. А.В. Можейко; [Предисл.А.И. Кочетова]. - М., 1981. - 174с. - (Родителям о детях). 70

32.Минияров В.М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. - 256 с. (Серия «Библиотека школьного психолога»). 71

51.Семья. Социально – психологические и этические проблемы: Справочник / Зацепин В.И. И д. р. Киев, 1990 73

74.Щуркова Н.Е. Классное руководство: рабочие диагностики. М.: Педагогическое общество России, 2001. 74

Приложения 75


Введение

Актуальность исследования состоит в том, что семья выступает как важный фактор развития личности. Семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трех, а иногда и четырех поколений. А это значит, что в семье возможны различные ценностные ориентиры, различные критерии оценок жизненных явлений, идеалы, точки зрения, убеждения, влияющие на формирование семейных традиций.


Семейное воспитание органично сливается со всей жизнедеятельностью растущего человека. В семье ребенок включается в жизненно важные виды деятельности. Семейное воспитание имеет широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года.

Семейный климат – это жизнь родителей, их отношения между собой и с детьми, духовная культура семьи. Благополучию ребенка способствует благожелательная атмосфера, такая атмосфера семейных взаимоотношений, которая дает чувство защищенности и одновременно стимулирует и направляет развитие ребенка.

Каждое общество формирует семью по образу и подобию своему. В настоящее время российская семья переживает сложный период своего развития: осуществляется переход от традиционной модели семьи к новой, современной, меняются виды семейных отношений. Возрастает число разводов, снижается рождаемость, увеличивается количество детей рожденных вне брака. В условиях нынешнего демографического кризиса в России особую актуальность приобретают как теоретические проблемы, связанные с многодетной семьей, так и практические вопросы социальной работы с этими семьями.

Из статистики известно, что сегодня в многодетных семьях воспитываются около 20% всех детей в стране. В Алтайском крае (данные 2006 года) 11600 многодетных семей. Очень важно осмыслить нынешнее положение этой категории семей, а также пути улучшения помощи, поддержки.

Проблемам семьи уделяли внимание Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. В последнее десятилетие XX и начало XXI века крупный вклад в разработку различных аспектов проблемы семьи и семейного воспитания внесли отечественные педагоги: А.И. Антонова, Ю.Г. Азаров, А.Г. Харчев, О.Л. Зверева, А.В. Орлова, Е.И. Зритнева, Н.Ф Дивицина, Т.И. Шульга, Т.В. Лодкина.

Возникает противоречие между достаточно широкой базой теоретических исследований по проблемам семьи, в том числе и многодетной семьи, и недостаточно разработанными практическими шагами, средствами социально-педагогической помощи многодетным семьям. Это определило тему исследования: «Социально-педагогическая помощь многодетной семье».


Цель исследования: выявить основные проблемы современной многодетной семьи.

Объект исследования: многодетная семья.

Предмет исследования: деятельность социального педагога по оказанию эффективной помощи многодетным семьям.

Гипотеза исследования основана на том, что социально-педагогическая помощь многодетной семье будет намного эффективнее, если будут учтены и реализованы следующие условия:


  1. своевременная диагностика внутрисемейных отношений, осмысление основных проблем многодетных семей;

  2. изучение личности подростка многодетной семьи;

  3. исследование социализирующих возможностей образовательного учреждения при поддержке многодетных семей;

  4. определены меры социально-педагогической помощи многодетным семьям;

  5. усилена систематическая государственная поддержка данной категории семьи.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены

Задачи исследования:

  1. Изучение и анализ нормативных документов и литературы по теме исследования.

  2. Раскрыть понятия «семья», «многодетная семья»; основные функции семьи.

  3. Определение места семьи в структуре личности ребенка, его восприятия внутрисемейных отношений.

  4. Проанализировать и обобщить опыт работы социального педагога с многодетной семьей (на базе школы № 113).

  5. Разработать практические рекомендации социальному педагогу.

Методологическую основу исследования составляют:

- философское положение о всеобщей связи, о взаимообусловленности и целостности явлений и процессов в окружающем мире;

- теории социально-педагогической поддержки многодетных семей (Т.В.Лодкина, Н.Ф. Девицына, Р.В. Овчарова );

- теории социализации личности (И.С. Кон, А.В. Мудрик).

Методы исследования: теоретический анализ социально-педагогической литературы по теме исследования; наблюдение, беседа, анкетирование, анализ деятельности детей, сравнение и сопоставление.


Научная новизна:

На основе изученной литературы составлен социальный портрет современной многодетной семьи; выделены наиболее эффективные меры социально-педагогической помощи многодетной семьи в современных условиях российской действительности.

Теоретическая значимость исследования: обоснованы сущностные характеристики понятий «семья», «многодетная семья»; раскрыты основные проблемы современных многодетных семей.

Практическая значимость исследования:

- проанализирован и обобщен опыт работы социального педагога с многодетными семьями в общеобразовательной школе №113;

- обоснованы эффективные меры помощи многодетным семьям; разработаны практические рекомендации социальному педагогу.

База исследования: школа № 113.

Структура работы: введение, 2 главы, заключение, список литературы, приложения.

Список литературы включает 75 источников.