reforef.ru 1


Оглавление


Введение 5

1. Теоретические основы разработки и принятия управленческих решений 8

1.1. Сущность и классификация управленческих решений 8

1.2. Специфика управленческих решений в органах власти 14

1.3. Зарубежный и отечественный опыт разработки и принятия управленческих решений в органах власти 36

2. Анализ разработки и принятия управленческих решений в Мэрии г. Новосибирска 42

2.1. Характеристика Мэрии г. Новосибирска 42

2.2. Анализ разработки и принятия стратегических управленческих решений в Мэрии г. Новосибирска 47

3. Совершенствование разработки и принятия стратегических управленческих решений в Мэрии г. Новосибирска 56

3.1. Рекомендации по совершенствованию информационного обеспечения разработки и принятия стратегических решений в Мэрии г. Новосибирска 56

3.2. Рекомендации по привлечению населения и общественных организаций к разработке и принятию стратегических решений в Мэрии г. Новосибирска 58

Заключение 63

Список использованной литературы 67

Приложение А 70

Приложение Б 72

Приложение В 74

Приложение Г 75

Приложение Д 81

Введение


В процессе управления принимается множество различных решений. Они могут быть направлены в различные сферы управления или деятельности: внешнюю, внутреннюю, финансовую, экономическую, социальную, организационную. В каждой из них есть свои особенности разработки и реализации управленческих решений.

Специфика муниципального образования связана с тем, что деятельность органов местного самоуправления происходит под влиянием множества факторов, связанных с общим политическим устройством государства, состоянием и формами организации экономической жизни, жизнедеятельностью проживающего на территории населения и другими.


Процесс и результат разработки, принятия и реализации управленческих решений в органах местного самоуправления, следовательно, является многофакторным в причинно – следственном смысле, многоаспектным по сферам и направленности, а также сложным по своей структуре. Вместе с тем, значимость качества управленческих решений на муниципальном уровне трудно переоценить, так как этот фактор является тем, который в значительной мере влияет на уровень и качество жизни проживающего на территории населения.

Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена многогранностью процесса принятия управленческого решения, действием множества факторов, влияющих на этот процесс, на муниципальном уровне, а также существенно практической направленностью.

Цель дипломной работы: предложить рекомендации по совершенствованию разработки и принятия управленческих решений в Мэрии г. Новосибирска.

Задачи исследования:

- определить сущность и классификацию управленческих решений;

- охарактеризовать специфику управленческих решений в органах власти;

- проанализировать отечественный и зарубежный опыт принятия решений в органах власти;

- дать характеристику Мэрии г. Новосибирска;

- проанализировать разработку и принятие стратегических решений в Мэрии г. Новосибирска.

Объект исследования – Мэрия г. Новосибирска.

Предмет исследования – процесс разработки и принятия стратегических решений в Мэрии г. Новосибирска.

В исследовании использованы следующие методы: системный анализ, анализ документов, сравнительный анализ, опрос экспертов, наблюдение.

Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, тех глав и заключения.

Во введении раскрывается актуальность темы исследования, выделяются объект и предмет, определяются цель, задачи и методы исследования.

В первой главе «Теоретические основы разработки и принятия управленческих решений» раскрыта сущность управленческих решений и их классификация, рассмотрена специфика разработки управленческих решений в органах власти, а также раскрыт зарубежный и отечественный опыт принятия управленческих решений в органах власти.


Во второй главе «Анализ разработки и принятия управленческих решений в Мэрии г. Новосибирска» дана характеристика мэрии г. Новосибирска, проведен анализ разработки стратегических решений в мэрии, а также выявлены основные проблемы этого процесса.

В третьей главе «Совершенствование разработки и принятия стратегических решений в Мэрии г. Новосибирска» даны конкретные рекомендации по совершенствованию информационного обеспечения разработки стратегических решении и по привлечению населения и общественных организаций к разработке данного вида решений в мэрии г. Новосибирска

В заключении представлены основные выводы по результатам исследования.


1. Теоретические основы разработки и принятия управленческих решений

1.1. Сущность и классификация управленческих решений


Характеризуя управленческое решение, необходимо отметить его центральное место в процессе управления; в первую очередь, это обусловлено тем, что структура решения в целом соответствует структуре управления.

Согласно подходу [22], процессы управления и принятия решений тесно взаимосвязаны и неотделимы друг от друга. При этом процесс решения не является одним из этапов управления, а «пронизывает» весь этот процесс, осуществляясь непрерывно при реализации каждой функции управления.

Для того, что корректно раскрыть сущность управленческих решений, необходимо привести понятийный аппарат теории принятия решений.

По определению [22], управление понимается как процесс воздействия управляющего субъекта на управляемый объект с целью сохранения системы и/или структуры объекта или же его изменения (упорядочение, замена связей или разрушение).

Кроме такого определения, используют также и другие, которые различаются направленностью на те или иные аспекты взаимодействия управляющей и управляемой системы. В частности, для практического использования применяют следующее определение [23, с. 28].


Управление есть процесс планирования, организации, мотивации, координации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достигать цели организации.

Так, например, в процессе планирования принимаются решения:

- о миссии и цели организации;

- о планах деятельности;

- о реакции на различные состояния внешней среды;

- о стратегии и тактике;

- о бюджете;

- о выборе альтернативных проектов и др.

В процессе организации и координации принимаются решения:

- об организационной структуре;

- о координации деятельности подразделений;

- о делегировании полномочий;

- о реорганизации;

- о рабочих группах, регламенте и др.

В процессе мотивации принимаются решения:

- о выявлении степени удовлетворённости сотрудников условиями труда, содержанием деятельности и т. д.;

- о выявлении нужд и потребностей персонала;

- о поощрениях и наказаниях;

- о мерах по стимулированию труда и повышению его производительности и др.

В процессе контроля принимаются решения:

- о разработке критериев оценки результатов деятельности;

- о введении процедур контроля;

- об определении периодичности контроля и др.

При этом само решение понимается и как результат выбора, и как процесс выбора, и как сам акт выбора. В зависимости от области исследования, решение определяется под тем или иным углом зрения.

Рассмотрим несколько определений решения.

Большая советская энциклопедия содержит следующее определение: «Решение – один из необходимых моментов волевого действия и способов его выполнения. Волевое действие предполагает предварительное осознание целей и средств действия, мысленное совершение действия, предшествующее фактическому совершению действия, мысленное обсуждение оснований, говорящих за или против его выполнения и т. п. Этот процесс заканчивается принятием решения».


Решение можно рассматривать как процесс, и при этом исследовать его основные этапы.

Чудновская С. Н. определяет решение как «мыслительный процесс, предполагающий предварительное осознание целей и способа действий, проработку различных вариантов» [25, с. 15].

Решение как результат действия представляет собой предписание к его совершению. Так, Э. А. Смирнов определяет решение как «результат мыслительной деятельности человека, приводящий к какому – либо выводу или к необходимым действиям, например, полное бездействие, разработка какого – либо действия или выбор действия из наборе альтернатив его реализации» [17].

Многие авторы определяют решение как акт выбора. Например, М. Альберт, М. Мескон, Ф. Хедоури определяют решение как выбор альтернативы. В. А. Беспалов считает, что «Управленческое решение – это акт творческой деятельности по целенаправленному анализу ситуации, а также по альтернативному выбору и реализации путей, методов и средств полного разрешения проблемы в соответствии с общей стратегией» [17].

Можно утверждать, что во всех этих определениях имеется общее, а именно: решение есть выбор одной из возможных альтернатив.

Таким образом, управленческое решение является, во – первых, результатом выбора между несколькими альтернативами, а во – вторых, предписанием, влияющим на деятельность других людей и воспринимаемых ими как обязательное к выполнению.

В теории принятия решений рассматривают также следующие понятия (табл. 1).

Рассматривая вопрос о классификации управленческих решений, отметим, что их существует достаточно много, это связано с использованием различных подходов к управлению в целом. В контексте данного исследования целесообразно привести классификацию, основанную на функциональном подходе.

Таблица 1

Основные понятия теории принятия решений

Понятие


Расшифровка

Лицо, принимающее решение (ЛПР)

Человек или группа людей, наделённые необходимыми полномочиями для принятия решений и несущие за него ответственность

Проблема

Несоответствие между желаемым и действительным положением дел, зафиксированным ЛПР

Проблемная ситуация

Проблема в контексте конкретных условий и обстоятельств

Управляемые переменные проблемной ситуации

Факторы, влияющие на решение, которыми ЛПР может управлять в ходе решения проблемы

Неуправляемые переменные проблемной ситуации

Факторы, влияющие на решение, которыми ЛПР не может управлять в ходе решения проблемы

Внешняя среда (фон) проблемной ситуации

Совокупность управляемых и неуправляемых переменных, а также стабильных факторов проблемной ситуации

Ограничения

Условия, которые характеризуют границы управляемых и неуправляемых переменных, определяющие область допустимых решений

Цель

Желаемое для ЛПР идеальное состояние объекта управления или проблемной ситуации

Варианты

Возможные способы решения проблемы и средства достижения цели

Альтернативы

Взаимоисключающие варианты (средства) решения проблемы


Критерий (критерии) выбора альтернатив

Основание выбора альтернатив или определения порядка предпочтения элементов

Правило выбора альтернатив

Принципы или методы выбора альтернатив или вариантов решения

Решение

Собственно выбор как минимум из двух альтернатив или определение порядка предпочтения как минимум двух вариантов

Допустимое решение (решения)

Решение (решения), удовлетворяющие существующим ограничениям

Оптимальное решение

Наилучшее решение, которое достигает экстремума целевой функции по принятому критерию

Эффективное решение

Решение, оптимальное по двум критериям – реализации целевой функции и минимизациям затрат

Возможные исходы

Возможные последствия реализации тех или иных вариантов или альтернатив


Функциональный подход в управлении дает возможность рассмотреть все управленческие процессы как множество разнообразных операций, осуществляемых в рамках определенных функций управления. Причем одни и те же операции могут использоваться для решения различных проблем и в реализации разных функций управления, определенные наборы операций могут осуществляться последовательно и параллельно. В этой связи функции, как и решения, имеют несколько классификаций.

В табл. 2 приведена классификация управленческих решений, проведенная на основе существенных связей между функциями и решениями.

Таблица 2

Взаимосвязь функций и управленческих решений


Критерии классификации

Функции управления

Типы управленческих решений

1. Содержание управленческой деятельности

1.1 Предвидение

1.2 Планирование

1.3 Организация

1.4 Мотивация

1.5 Координация

1.6 Контроль

1.7 Маркетинг

1.1 Прогноз (разработка вариан­тов будущего состояния)

1.2 План (разработка показате­лей и путей долгосрочного, краткосрочного и оперативного функционирования и развития)

1.3 Организационные решения (разработка структуры, прав, обязанностей и системы ответ­ственности исполнителей)

1.4 Оплата труда, стимулы эффективного выполнения

1.5 План координации задач и исполнителей

1.6 План контроля выполнения задач и исполнителей, показате­ли для контроля, допустимые отклонения от запланированных уровней

1.7 Сбор, обработка и система­тизация информации о социаль­но-экономическом состоянии развития населения, региона, рынка и др.

2. Организационная роль

2.1 Интеграция деятельности

2.2 Специализация, дифференциация, обособление, отделение

2.1 Взаимосвязи между подраз­делениями и исполнителями (документальные), коммуника­ции (собрания, совещания, конференции и их статус)

2.2 Цели, задачи, взаимосвязи отдельных подразделений (разработка дерева целей и дерева решений)


3. Направление деятельности

3.1 Инфрафункции

3.2 Интрафункции

3.1 Внутренние решения (для служебного пользования, составляющие коммерческую или другую тайну)

3.2 Внешние решения (межрегиональные, межсубъектные, межгосударственные)

4. Сфера функционирования и развития объекта управления

4.1 Управление экономическими процессами

4.2 Управление социальными процессами

4.3 Управление организационными процессами

4.1 Экономические решения (финансовые, инвестиционные, поддержки предпринимательст­ва и др.)

4.2 Социальные решения (но поддержке и созданию определенного уровня жизни, социальная защита и др.)

4.3 Решения по управлению информацией, подготовке и осуществлению выборного процесса, персоналу, измене­нию структуры, регистрации, перерегистрации, лицензирова­нию, решению споров и др.

5. Масштаб времени

5.1 Стратегическое планирование

5.2 Тактическое планирование

5.3 Оперативное планирование

5.1 Стратегический план, стратегия развития территории, народного хозяйства, отрасли и т.п.

5.2 План действий (тактика)

5.3 Оперативные решения

Такое большое количество классификаций и типологий решений, приведённых в таблице, определяется не только широким диапазоном проблем, но и участием в их разработке людей с разным опытом, профессиональным уровнем, отношением к делу, степенью ответственности и ролью в управлении организацией.


Кроме вышерассмотренной, имеются и другие классификации.

Классификация решений, связанная с ролью человека в процессе разработки и принятия, включает «рациональные» и «иррациональные» управленческие решения. К рациональным относят решения, имеющие аналитическое обоснование, к иррациональным — основанные на интуиции и суждениях. Первые, как правило, почти не зависят от профессионального опыта и, основываясь на объективных данных и расчетах, имеют более высокую вероятность правильности выбора. Влияние личностных качеств сказывается на принятии властных, уравновешенных, импульсивных, осторожных или инертных решений.

Следует уточнить, что не всякое решение, принимаемое руководителем, является управленческим. Например, решения, связанные с технической стороной деятельности организации, направленные на подведение итогов или оформление документации, таковыми не являются [22].

Управленческим называется решение, принятое в социальной системе и направленное:

- на управление управленческой деятельностью;

- на проектирование системы управления организации (методология, структура, процесс, механизм);

- на стратегическое планирование;

- на управление кадрами;

- на управленческое консультирование;

- на взаимодействие с внешней средой.

Этапы разработки и принятия управленческих решений представлены на рис. 1.

Примером управленческого решения в области стратегического планирования муниципального образования является программа комплексного социально-экономического развития.


Рисунок 1. Основные этапы принятия решения в процессе управления

Таким образом, процесс разработки и принятия управленческих решений характеризуется сложностью, этапностью и зависимостью от личности руководителя, принимающего решение.