reforef.ru 1
Гуревич С. М. Газета: вчера, сегодня, завтра. М.: Аспект-Пресс, 2004. - 288 с.

Аннотация: В книге обобщен современный опыт редакций отечественных газет, раскрываются перспективы развития газетной периодики в России. Эта книга поможет не только студентам факультетов журналистики овладевать основами профессии, но и руководителям, и журналистам газетных редакций в совершенствовании своих изданий.



С О Д Е Р Ж А Н И Е

Введение

Часть I. Газета как общественный феномен

Глава 1. Как возникла газета

Глава 2. Социальный статус газеты

Глава 3. Правовые основы функционирования редакции газеты

Глава 4. Экономические основы функционирования редакции и выпуска газеты

Глава 5. Типологические особенности газеты

Часть II. Редакция газеты

Глава 6. Особенности журналистского труда


Глава 7. Редакционный коллектив

Глава 8. Ролевая структура редакции

Глава 9. Творческая часть редакции

Глава 10. Техническая и коммерческая части редакции

Глава 11. Управление редакционным коллективом

Глава 12. Функционирование редакционного коллектива

Глава 13. Работа редакции с читателями

Глава 14. Работа с редакционной почтой

Глава 15. Формы организации редакционной деятельности

Часть III. Номер газеты

Глава 16. Имидж газеты и ее номер

Глава 17. Структура номера


Глава 18. Жанровая система номера

Глава 19. Дизайн номера, система его иллюстрирования

Глава 20. Заголовки в номере

Часть IV. Выпуск номера

Глава 21. Подготовка журналистской информации

Глава 22. Формирование номера, организация его материалов

Глава 23. Выпуск номера

Глава 24. Приложение к газете

Глава 25. Распространение газеты

Заключение. Будущее газеты

Литература ко всем разделам
Введение

Каковы причины обращения автора этой книги к ее теме? Первая из них – результаты наблюдения за изменениями системы средств массовой информации в мире и, в частности, в России. Эти изменения связаны, прежде всего, с развитием нашего общества, а также с появлением новых технологий и сильнейшим их влиянием на журналистику. К средствам массовой информации, в том числе старейшему из них – газете, ныне предъявляются новые, более жесткие требования. Выпускать газету так, как это делали в течение всего прошедшего века, ныне уже невозможно.


Вторая причина – стремление автора облегчить журналистам, работающим в газетных редакциях, обмен лучшим опытом подготовки и выпуска газеты и его использование. И третья по счету, но важнейшая по значению, – желание помочь молодым, стремящимся овладеть знаниями и навыками, необходимыми для успешной работы в газете.

Все это определило круг тех, кому предназначена эта книга, ее характер и структуру. Это не справочник, а учебная книга, пособие, которым могут пользоваться прежде всего студенты факультетов и отделений журналистики государственных и негосударственных университетов России. И не только студенты, но и, при необходимости, преподаватели этих факультетов и их кафедр. После ознакомления с этой книгой они могут обращаться к специальной литературе, посвященной отдельным сторонам творческого и производственного процесса подготовки и выпуска газеты. Понятно, это определило необходимость учета автором требований учебных планов и программ ряда дисциплин, изучаемых в университетах нашей страны.

Книга обращена и к журналистам газетных редакций самых разных типов и уровней. Аккумулированный в ней современный опыт управления редакционными коллективами, организации их работы поможет совершенствованию подготовки и выпуска газеты на современной технической базе.

Наконец, книга представит интерес и для читателей газеты, для тех, кто дружит с ней, видит в ней незаменимого информатора, советчика и помощника в жизни. Они узнают, как и чем могут поддержать свою газету, как эффективнее пользоваться теми возможностями, которые она способна предоставить им в поисках ответов на многие жизненно важные вопросы.

Основные цели, стоявшие перед автором, – дать ее читателям всестороннее представление о возникновении газеты как старейшего и одного из важнейших средств массовой информации, о ее развитии и ее перспективах. Понятно, что автор уделяет большое внимание редакции газеты, правовым, экономическим и типологическим основам ее деятельности, организации работы ее коллектива, процессу подготовки и выпуска номеров газеты и их распространения.


В соответствии с этими целями была определена структура книги. Она состоит из четырех частей и заключения. Каждая из них посвящена одному из важнейших аспектов общей темы. В часть входят несколько тематических глав. При необходимости глава разделяется на подглавы. Каждая глава предваряется сжатым указателем целей изучения ее материалов. Завершается она вопросами для самопроверки и указанием литературы, непосредственно связанной с ее содержанием.

В конце книги расположен список литературы ко всем ее разделам, использованной или рекомендуемой автором.

При подготовке книги автор иногда обращался к некоторым материалам из своих предыдущих публикаций, посвященных той же теме. В частности из книг «Основы научной организации журналистского труда» (1987) и «Номер газеты» (2002). Опыт газетных редакций рассматривается и обобщается с учетом достижений научно-технического прогресса в сфере журналистики – выпуска электронных версий газет, использования Интернета как нового универсального средства получения и распространения информации и др.

Часть I. Газета как общественный феномен
Глава 1. Как возникла газета

ЦЕЛИ – Ознакомившись с этой главой, вы узнаете:

• каковы причины возникновения газеты как средства распространения информации;

• каковы предпосылки появления печатной газеты;

• где и когда появились первые газеты в Европе и России;

• каковы основные этапы истории возникновения и развития газеты.

История газеты, ее возникновение и развитие тесно связаны с историей мировых цивилизаций. Прежде всего – европейской цивилизации. Путь, пройденный газетой от ее зарождения до наших дней, можно условно разделить на несколько этапов. Первый из них охватывает период так называемой пражурналистики – с I в. до н.э. Под ней понимают возникновение первичных способов, средств, методов, а затем и систем передачи и распространения информации.


В основе всего лежала потребность людей в информации – о том, что их окружало, с чем они встречались. Эта информация открывала им возможности для общения и для обеспечения их жизни. Потребность в ней усиливалась с развитием общества, с возникновением государства.

Возникновение государственности – первое условие появления первичных форм и методов передачи информации. Правители нуждались в передаче подчиненным управленческой информации – в форме указов, приказов, постановлений и тому подобных посланий. Сначала эта информация передавалась в фиксированной устной форме, ее заучивали гонцы и послы, глашатаи провозглашали ее на городских площадях и в собраниях граждан. Затем эту информацию стали фиксировать в письменной форме. Возникновение письменности было вторым условием зарождения первичных форм передачи информации.

Одновременно шел процесс формирования аудитории – получателей информации. Он развивался на двух направлениях, которые подчас переплетались. Одно из них – пользователи управленческой, политической информации: чиновники, подданные, граждане государства – те, кем управляли. Другое направление – получатели экономической информации: купцы, торговцы, ремесленники, менялы – те, кому нужна была информация о производстве и наличии на рынках разных товаров, их ценах, котировке денег, прибытии в порты кораблей с товарами и т.п.

С расширением географических открытий, изобретением и распространением новых технических средств производства различных товаров, возникновением международного рынка, с зарождением в развитых европейских странах буржуазии усилилась и потребность в более надежных средствах доставки и получения регулярной информации, связанной со всеми сторонами жизни общества. Примерно в XIV в., с начала Возрождения в Европе, начался и второй этап появления предпосылок появления первых газет. Он продолжался до XVII в.

Важнейшей из этих предпосылок было распространение грамотности. Неграмотный человек мог получать информацию только в устной форме – рассказов, слухов, пересказов содержания документов и т.п. Возрастание количества университетов, куда стремились поступить молодые люди, открытие множества школ приводили к появлению грамотной аудитории, способной получать письменную информацию. Однако этому в течение длительного времени препятствовало отсутствие материала, на котором можно было бы фиксировать, размножать и сохранять эту информацию. Правда, в древнем Египте нашли способ обработки папируса. Египетские фараоны и жрецы направляли свои написанные иероглифами послания на папирусе, но размножать их было невозможно. В Древнем Риме с I в. до н.э. для всеобщего прочтения выставляли Akta Senatus и Akta diurna populi сводки новостей на досках, покрытых гипсом. Их копии на папирусе направляли чиновникам, отвечавшим за управление римскими провинциями. В средние века в монастырях писали и переписывали книги, в том числе летописи, на пергаменте – обработанной коже животных, но это было очень дорого и не годилось для распространения новостей. В Китае в VII в. открыли способ приготовления хлопковой бумаги, но до Европы он дошел лишь в IX в. – в Италию и в XIII в. – во Францию. Лишь в XIII–XIV вв. здесь начали изготавливать бумагу, перерабатывая тряпье. Наконец был получен дешевый материал для фиксации и распространения письменной информации. Не хватало лишь технического средства ее размножения. Оно появилось в Европе с изобретением в середине XV в. Гутенбергом печатного станка с передвижными литерами. Это знаменовало начало так называемой эры Гутенберга, продолжавшейся почти пять столетий. Возникли условия для появления первых газет. Однако этому мешало отсутствие организации их быстрого и регулярного распространения из места, где находились редакции и типографии, в другие населенные пункты. Это препятствие было устранено лишь с появлением в Европе почты – как государственной, так и частной, коммерческой. Потребители газетной информации приобрели возможность получать ее быстро и систематично.


Появление в начале XVII в. в Европе первых настоящих газет знаменует собой начало третьего этапа истории этого печатного периодического издания. До сих пор в разных странах спорят, где появилась первая печатная газета. Но известно, что в 1609 г. в Германии стали издавать «Avisso Relation, oder Zeitung», в 1622 г. в Англии появилась еженедельная газета «Weekly News», а еще через десяток лет – в 1631 г. во Франции – «La Gasette».

В России уже в XVII в. при царском дворе регулярно выпускали бумажные рукописные «Куранты», иногда носившие другие названия – «Вестовые письма», «Столбцы» – своеобразная прагазета, с которой знакомились царь и его придворные. В декабре 1702 г. Петр I подписал указ об издании в России типографским способом первой настоящей печатной газеты. В конце 1702 г. – начале 1703 г. вышли в свет ее первые номера под названием «Ведомости». Через три века, в 2003 г. в России широко отметили создание первой отечественной газеты.

С усилением буржуазии и формированием капиталистического общества газета и содержащаяся в ней информация стала товаром. Возникает и развивается рынок печатных периодических изданий, важную часть которого составляют газеты. Ускоряющийся процесс разделения труда приводит к возникновению новых профессий, связанных с подготовкой, выпуском и распространением газеты. Появляются профессиональные журналисты, специализирующиеся на руководстве редакциями и на подготовке текстов и иллюстраций на разных тематических направлениях. Но еще до выпуска печатных газет в средневековой Европе появились специалисты, которые зарабатывали написанием и продажей желающим разнообразной информации. В Венеции даже возник цех scrittori d’avviso писателей новостей. Считают, что и само наименование печатного издания – газета – связано с названием мелкой монеты – gazzetta, которую платили в Венеции за прочтение сводки новостей, подготовленной таким специалистом.

Четвертый этап истории газеты связан с расцветом журналистики в капиталистическом обществе, с охватом в XIX и XX вв. всего мира массовыми печатными периодическими изданиями. Для этого этапа характерны дифференциация газет, их все более дробное разделение на различные типы – по идеологическому, политическому, социальному, национальному, профессиональному и другим основаниям, все более высокий уровень профессионализации работы редакции, подготовки и выпуска издания. И коммерциализация газеты, ее нацеленность на получение доходов и прибыли.


Последний, пятый этап развития газеты начался во второй половине XX в. Его определяют возникновение новых средств массовой информации, появление новых технологий – компьютеров, Интернета и других, перспектива рождения мультимедиа, сочетающих признаки и возможности разных СМИ. Это знаменует завершение эры Гутенберга и начало нового направления развития газеты.

Вопросы для самопроверки

1. Что понимают под пражурналистикой?

2. Каковы условия зарождения первичных форм передачи фиксированной информации?

3. Каковы аспекты первого этапа истории возникновения и развития газеты?

4. Что лежало в основе возникновения средств передачи информации в обществе?

5. Каково содержание второго этапа развития журналистики?

6. Каковы предпосылки зарождения газеты и других печатных средств информации?

7. Что и почему называют эрой Гутенберга? Какое время она охватывает?

8. Где и когда в Европе появились первые печатные газеты? А, как и когда такая газета была создана в России?

9. Что характерно для развития газеты как печатного издания в капиталистическом обществе?

10. Каково направление развития газеты в современный период?

Литература

Есин Б.И., Кузнецов И.В. Триста лет отечественной журналистики (1702–2002). М., 2002.

1702–2002. Из века в век. Из истории русской журналистики / Под ред. Б. И. Есина. М., 2002.

Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики. М., 2000.

Глава 2. Социальный статус газеты

ЦЕЛИ – Материалы этой главы дадут вам представление:

о роли газеты в обществе, ее предназначении;

• о возможностях газеты как социального посредника;

• об отношениях газеты с государством и другими социальными институтами;

• о месте газеты в системе средств массовой информации.


МЕСТО И РОЛЬ ГАЗЕТЫ В ОБЩЕСТВЕ

В процессе развития общества в нем возникают и функционируют множество различных институтов – политических, экономических, правозащитных, образовательных и др. Со временем возникает и такой общественный институт, как средства массовой информации, состоящий из различных элементов. Первым из них по времени возникновения, как мы знаем, является газета. Каждый из этих институтов и их элементов занимает особое место в общественной системе, и каждый играет особую, специфичную роль.

Своя роль, предназначение – у газеты. Она возникла как средство удовлетворения потребности людей в общении. Это межличностное – индивидуальное и коллективное – общение. У человека есть немало возможностей и средств общения с другими членами общества. Это прежде всего речь, язык. Его используют для устного близкого общения – с членами семьи, соседями, коллегами по работе и др. При необходимости устную речь дополняют или заменяют другими средствами индивидуального общения, иными знаковыми системами, например, языком жестов, которым пользуются глухонемые. Если возникает необходимость в индивидуальном устном общении между людьми, которых разделяет большое расстояние, они пользуются техническими средствами и общаются по телефону или с помощью радио. Гражданин может устно общаться со многими людьми – выступая на собрании, митинге или обращаясь к находящейся от него на большом расстоянии аудитории радиослушателей или телезрителей. Телевидение и радио намного усиливают масштаб и воздействие устного обращения человека к его слушателям.

При невозможности устных контактов человек заменяет их средствами письменного общения. Такую возможность предоставляет почта, доставляющая письмо адресату в указанное автором место. Но несравненно более эффективным средством межличностного и коллективного общения людей является печатное периодическое издание и прежде всего газета. Она позволяет гражданину обратиться индивидуально к конкретному человеку или ко многим, входящим в читательскую аудиторию издания. Позволяет ему обратиться к газете за советом, получить рекомендацию, обсудить с согражданами свою идею, принять участие в полемике и т.п. Газета становится для него трибуной, консультантом, справочным бюро и главное – источником информации, необходимой ему для решения жизненно важных вопросов. Понятно, что пользоваться газетой как средством общения может любой грамотный человек, выступая при желании в ролях автора информации или ее получателя. Вседоступность газеты как средства общения, обмена информацией и ее получения обеспечивает ее демократичность, возможность пользования её услугами любого члена общества. А такое специфичное качество газеты, как ее универсальность – стремление отображения в ней всех сторон жизни, интересующих личность и общество, привлекает к ней его граждан.


Становясь средством масштабного коллективного общения, газета раскрывает возможность аккумуляции массовых настроений, инициации различных психоэмоциональных состояний общества в целом и его частей, а также информирования об этих состояниях. Она способствует определению общественных позиций людей, оформлению массового сознания, его изменений. Вместе с другими СМИ она становится не только средством формирования мнения личности и общественного мнения, но и его выражения.

ГАЗЕТА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ПОСРЕДНИК

Велика роль газеты и других средств массовой информации как социального посредника, института, устанавливающего связи между всеми частями и элементами общества. Она раскрывает перед любой общественной группой, любой социальной структурой возможность обращения к другим членам общества, установления контактов с ними. Для этого достаточно создания газеты, оповещающей о взглядах, позиции, программе такой группы. Особое значение в связи с этим получает роль газеты как инструмента управления обществом. Эта ее роль и возможности привлекали к себе внимание многих известных мыслителей. Уже молодой Маркс, посвятивший ряд своих ранних работ анализу положения и общественной роли прессы, обратил внимание на значение печати как «третьего элемента», который входит в структуру государства и находится между правителями и управляемыми. Оба они одинаково нуждаются для разрешения возникающих между ними проблем в «свободной печати» – с «головой гражданина государства и с гражданским сердцем» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 206). С одной стороны, печать, газета становится для государственных, властных органов эффективным средством управления обществом, для передачи гражданам управленческой информации – в виде законов, указов, постановлений и т.п. С другой стороны, граждане используют газету для направления власти – государственным органам разных уровней – своих запросов и требований, предложений и мнений о ее действиях, для контроля общества над деятельностью государства. Так газета обеспечивает «прозрачность» государственных институтов – свободу информации о всех их действиях. В связи с этим возникла концепция журналистики, средств массовой информации как «четвертой власти», которая, как и три предыдущих – законодательная, исполнительная и судебная, – также обладает властными функциями. Однако эта, столь лестная для самолюбия журналистов, концепция не отражает реальности и не выдерживает критики. Газета, как и другие средства массовой информации, не в состоянии обеспечить принятие решений, обязательных для их реализации государственными и общественными институтами. Она способна лишь содействовать их обнародованию, публикации, передавать предложения и рекомендации граждан государственным органам и побуждать их к реальным действиям в соответствии с требованиями граждан. Газета и другие средства массовой информации – не власть, но сила, иногда очень значительная сила, выражающая общественное мнение и влияющая на реальную власть, подчас даже ограничивающая ее возможности. Ближе к действительности понимание журналистики и газеты как инструмента, которым пользуются общество и государство.


Это место и роль газеты и других СМИ в обществе определяют их отношения с другими социальными институтами – политическими и экономическими, научными, образовательными, правоохранительными и др. История журналистики показывает, что газета, а в современную эпоху и другие средства массовой информации часто становятся центром организации. Образование новой партии, возникновение нового политического движения или иной общественной организации нередко начинается с создания газеты или журнала как средства привлечения, сплочения их сторонников. Если же этого не происходит, то такая партия или другая организация стремится обеспечить постоянный контакт с какой-либо газетой или иным средством массовой информации, завладеть им, чтобы превратить его в орган пропаганды своих идей и руководства их приверженцами. Этот процесс характерен не только для возникновения и развития таких радикальных политических организаций, как коммунистическая партия в России, история которой тесно связана с созданием газеты «Искра», или национал-социалистская партия в Германии с ее органом газетой «Фёлькишер беобахтер», но и для многих демократических, либеральных организаций в различных странах.

Для современной газеты в России как социального института характерна двойственность его статуса и роли. С одной стороны, газета, как и другие средства массовой информации, – это институт, созданный для информационного обслуживания общества или какой-то его части. Но с другой стороны, с возникновением в нашей стране информационного рынка газета и ее редакция – это предприятие, деятельность которого нацелена на получение прибыли. В зависимости от превалирования той или другой цели определяется тип издания. Для части газет главной задачей остается информационное обслуживание их читателей. Но решить эту задачу редакция такой газеты может, лишь получая прибыль и обеспечив себе финансовую базу путем самофинансирования или с помощью других источников финансовых средств. Для других газет важнейшей задачей становится получение прибыли и ее возрастание. Однако решить ее они оказываются в состоянии, лишь поддерживая высокий профессиональный уровень своего информационного продукта. Эта взаимосвязь и противоречия целей и задач, стоящих перед той или иной газетой, сказываются как на структуре ее редакции и организации ее деятельности, так и на самом издании – его характере, позиции, содержании и форме его публикаций.


ГАЗЕТА В СИСТЕМЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Газета – первое, старейшее средство массовой информации. На протяжении более четырех столетий ее истории она, наряду с журналом, оставалась незаменимым источником информации для многих миллионов людей. С ускорением технического прогресса сама она и ее положение в обществе серьезно изменились. Двадцатый век принес человечеству несколько новых средств массовой информации. В начале века, с изобретением Поповым и Маркони радио, монополия газеты была нарушена. Радиостанции разносили информацию по всему миру с оперативностью, которая была недостижима даже для ежедневной газеты. А с изобретением в конце века телевидения люди получили возможность не только оперативно узнавать о событии, но и увидеть его на телеэкране. Достижение газетой эффекта сиюминутности – передачи информации о событии в момент его свершения – было, понятно, невозможно. Сначала радио, а затем телевидение поочередно стали важнейшими средствами массовой информации. Наконец, в конце века, с приходом новых технологий, электроники и Интернета, появились сетевые периодические издания, раскрывшие неизвестные прежде возможности производства и получения информации. Возникла система средств массовой информации.

С развитием этой системы участились предсказания неизбежности исчезновения старых – печатных периодических изданий. Специалисты, крупные ученые – канадский исследователь телевидения Маклюэн и другие, заявили, что газета обречена, и ей не выжить. Предсказания эти, однако, не оправдались. Газета не умерла, она сумела приспособиться к новой ситуации. С изменением условий ее существования она сама изменилась, показав гибкость и способность приспособления. Усилился процесс специализации газеты: кроме издания для всех появилось множество газет для различных социальных групп и институтов, для специальной аудитории. Это привело к изменению концепции газеты как печатного средства массовой информации и модели каждого издания. Совершенствование технической базы, ускорение сбора и передачи информации, использование новых методов распространения позволило убыстрить доставку газеты ее читателям. Она нашла свое новое место в системе СМИ, успешно восполняя то, что не могли предоставить читателям другие средства массовой информации.


Не будучи в состоянии конкурировать с телевидением и радио в сообщении оперативных новостей, газета сосредоточилась на их комментировании, на первичном анализе ситуаций и проблем и прогнозировании их развития. К непрерывному потоку оперативной информации, поставляемой телевидением, радио и сетевыми изданиями, газета присоединяет порционную информацию, получаемую читателями через определенные промежутки времени, и сопровождает ее аналитическим комментарием. Она всегда существует в потоке времени, расставляя в нем своими номерами памятные столбы. Газета – зеркало своего времени, с которым движется и развивается. Не случайно, изучая какой-либо период истории, исследователи обращаются к комплектам газет в поисках на их страницах информации о фактах, событиях, выступлениях, характеризующих время, которое их привлекает. Газета сохраняет аромат времени, которое она отображает.

Это связано с важнейшим ее преимуществом по сравнению с другими СМИ – с материальностью бумажного листа. Бумага, на которой напечатана газетная информация, а в будущем другие материальные заменители бумаги, обеспечивает долговременную сохранность содержания номера печатного периодического издания. Газету можно прочитать полностью или частично, сложить ее, спрятать в стол или в портфель и принести домой и там дочитать ее до конца. Номер газеты можно передать для чтения родным или соседу, положить его в архив и перечитать через любое время, пока он сохраняется. Его можно переслать по почте товарищу и потом получить его тем же путем обратно. Подобного эффекта «отложенного чтения» пока невозможно добиться ни на телевидении, ни на радио. Можно, конечно, сохранять пленки с теле- или радиозаписью, но для ее воспроизведения требуется соответствующая аппаратура. То же относится и к сетевым изданиям. С этим же связано и другое преимущество газеты: для получения содержащейся в ней информации не требуется никаких дополнительных приборов или иных устройств – радиоприемника, телевизора или компьютера. Она удобна в использовании, воспринимается «сама по себе» – полностью или частично, в результате просмотра заголовков публикаций или последующего чтения текстов. К тому же газета содержит всю информацию, которая может быть воспринята читателем: он сам определяет характер и темп чтения газеты. Это возможно также при обращении к сетевому изданию, но исключено при обращении к телевидению или радио, где темп передачи информации задается диктором или редактором.


У каждого средства массовой информации сейчас сохраняется свое место в их системе, свое предназначение. Вместе они производят комплексное, объединенное воздействие на человека и массовую аудиторию. В перспективе, с дальнейшим развитием новых технологий, возможно возникновение мультимедиа – средства массовой информации, объединяющего возможности нынешних элементов системы СМИ, в том числе и газеты.

Вопросы для самопроверки

1. Каковы причины возникновения газеты как средства массовой информации?

2. Какова роль газеты как социального посредника?

3. Как газета помогает гражданам в их отношениях с государством?

4. Какова роль газеты в управлении обществом?

5. Каковы отношения газеты с другими социальными институтами?

6. В чем суть концепции СМИ и газеты как «четвертой власти» и насколько она обоснована?

7. Каково место газеты в системе СМИ?

8. В чем состоит специфика газеты, которая сохраняет ее существование и её место в системе СМИ?

Литература

Гуревич С.М. К. Маркс и Ф. Энгельс – основоположники теории коммунистической журналистики. Гл. 1 и 2. М., 1973.

Дзялошинский И.М. СМИ, власть и гражданское общество в регионе. М., 2002.

Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М., 2002.

Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 2000.

Прохоров Е.П. Журналистика и демократия. М., 2001.