reforef.ru 1




В.Д.ГРИБОВ, В.П.ГРУЗИНОВ
ЭКОНОМИКА


ПРЕДПРИЯТИЯ
ИЗДАНИЕ ТРЕТЬЕ, ПЕРЕРАБОТАННОЕ И ДОПОЛНЕННОЕ
Допущено

Учебно-методическим объединением

по образованию в области

производственного менеджмента

в качестве учебника для студентов,

обучающихся о специальности

060800 «Экономика и управление

на предприятии (по отраслям)»


МОСКВА

"ФИНАНСЫ И СТАТИСТИКА"

2005

УДК 658(075.8)


ББК 65.29я73


Г90

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

кафедра экономики предприятий

Московского института государственного и корпоративного управления;

Н.С. Усков;

доктор экономических наук, профессор;

М.Д. Магомедов,

доктор экономических наук, профессор.
Грузинов В.П., Грибов В.Д.
Г90 Экономика предприятия: Учебник. Практикум. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 336 с.: ил.

ISBN 5-279-02847-9

Рассматривается практически весь круг вопросов, содержащихся в Государственном образовательном стандарте по этой дисциплине. Раскрываются экономические основы функционирования предприятия в условиях рынка, ресурсы предприятия и показатели их использования, экономические показатели деятельности предприятия (издержки, финансовые результаты, ценовая политика), излагаются вопросы управления предпринимательской деятельностью. Третье издание книги (2-е изд. — 2000 г.) дополнено материалом о стратегии развития предприятия, качестве и конкурентоспособности, об инновационной и инвестиционной деятельности, а также практикумом по основным темам курса.


Для студентов и преподавателей вузов, специализирующихся в области экономики и финансов, а также практических работников.
Оглавление


Введение 5

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. Предприятие в системе национальной экономики 8

Глава 1. Структура национальной экономики. 8

1.1. Сферы, комплексы и отрасли экономики 8

1.2. Структурная перестройка экономики России 9

Глава 2. Предприятие – основное звено экономики. 11

2.1. Понятие и классификация предприятий 11

2.2. Организационно-правовые формы предприятий 12

2.3. Объединения предприятий 16

2.4. Жизненный цикл предприятия. 17

Глава 3. Производственная и организационная структуры предприятия 20

3.1. Производственная структура предприятия. 20

3.2. Организационная структура предприятия 21

3.3. Инфраструктура предприятия 24

Глава 4. Типы производства и организация производственного процесса 26

4.1. Типы производства и их характеристика 26

4.2. Производственный процесс и его содержание 27

4.3. Производственный цикл 28

4.4. Принципы организации производственного процесса 30

4.5. Методы организации производственного процесса 31

Вопросы для повторения 34

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. Ресурсы предприятия и показатели их использования 35

Глава 5. Уставный капитал и имущество предприятия 35

5.1. Уставный капитал 35

5.2. Имущество предприятия 35

Глава 6. Основные фонды предприятия 37

6.1. Сущность и состав основных фондов предприятия 37

6.2. Учет и оценка основных фондов 38

6.3. Амортизация основных фондов 39

6.4. Показатели использования основных производственных фондов 40

Глава 7. Оборотные средства предприятия 43

7.1. Состав и структура оборотных средств 43


7.2. Кругооборот оборотных средств 44

7.3. Нормирование оборотных средств 47

7.4. Управление запасами 50

Глава 8. Трудовые ресурсы предприятия. 54

8.1. Состав и структура кадров предприятия 54

8.2. Управление кадрами (персоналом) 55

8.3. Производительность труда 57

8.4. Организация и нормирование труда 59

8.5. Оплата труда 60

8.6. Мотивация труда 61

8.7. Рынок труда 63

Вопросы для повторения 64

РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ. Экономический механизм деятельности предприятия 65

Глава 9. Стратегия развития предприятия. 65

9.1. Сущность и типы стратегий 65

9.2. Выбор стратегии деятельности 68

9.3. Функциональные стратегии 70

Глава 10. Планирование деятельности предприятия 72

10.1. Сущность и принципы планирования 72

10.2. Виды планирования 73

Глава 11. Производственная программа и производственные мощности предприятия 75

11.1. Определение оптимального объема производства продукции 75

11.2. Разработка и выполнение производственной программы 78

11.3. Производственные мощности предприятия 81

Глава 12. Качество продукции и конкурентоспособность предприятия 85

12.1. Понятие и показатели качества продукции 85

12.2. Государственные и международные стандарты и системы качества 86

12.3. Управление качеством продукции 88

12.4. Сертификация продукции 91

12.5. Конкурентоспособность предприятия и его продукции 93

Глава 13. Ценовая политика предприятия и методы ее реализации 97

13.1. Ценовая политика предприятия 97

13.2. Методы расчета цены 101

13.3. Ценообразование в различных типах рынка 102

Вопросы для повторения 103

РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ. Предпринимательская деятельность предприятия 104


Глава 14. Предпринимательство, формы и методы организации предпринимательской деятельности 104

14.1. Сущность и основные черты предпринимательской деятельности 104

14.2 Виды предпринимательства, их взаимосвязь и особенности участия в бизнесе 107

14.3. Малые предприятия – важное условие развития национальной экономики 110

Глава 15. Инновационная деятельность предприятия и подготовка нового производства 113

15.1. Понятие инноваций и их роль в развитии прдеприятия 113

15.2. Инновационная деятельность предприятия 115

15.3. Сущность и содержание подготовки нового производства 118

Глава 16. Инвестиционная деятельность предприятия 123

16.1. Сущность и содержание инвестиционной деятельности 123

16.2. Оценка эффективности инвестиционной деятельности 126

Глава 17. Бизнес-план предприятия 132

Вопросы для повторения 136

РАЗДЕЛ ПЯТЫЙ. Экономические показатели результатов деятельности предприятия. 138

Глава 18. Издержки производства и себестоимость продукции. 138

18.1. Сущность и классификация издержек 138

18.2. Постоянные и переменные издержки производства 139

18.3. Определение предельных издержек производства 143

18.4. Смета и калькуляция затрат 145

18.5. Основные направления снижения издержек производства 147

Глава 19. Формирование финансовых результатов деятельности предприятия 149

19.1. Прибыль предприятия, ее сущность и формирование 149

19.2. Максимизация прибыли 151

19.3. Анализ чувствительности прибыли к изменениям цены и структуры затрат 155

19.4. Ассортиментная политика предприятия и ее влияние на формирование пробыли 158

19.5. Рентабельность работы предприятия 158

19.6. Финансовое обеспечение предприятия 159

Глава 20. Оценка эффективности хозяйственной деятельности предприятия и состояния его баланса 163

20.1. Сущность и показатели эффективности деятельности предприятия 163

20.2. Анализ финансового положения предприятия 167

20.3. Бухгалтерский баланс предприятия 168

Вопросы для повторения 172

Практикум 174

Литература 201