reforef.ru 1




Электронный учебник по дисциплине

«Социально-культурная деятельность»“
Введение
Сегодня особое место в реализации творческих возможностей населения принадлежит многочисленным социально-культурным институтам, а также системе дополнительного образования. Именно в рамках внешкольной работы разнообразных досуговых центров и комплексов в последнее время создаются инновационно-экспериментальные площадки, на которых и дети, и взрослые имеют возможность самореализоваться, выбрать занятие по душе, пообщаться и поделиться своими проблемами и заботами.

Процесс социализации личности активизируется как на уровне сознания, так и поведения, поэтому правильная органи­зация свободного времени людей, особенно в подростково-моло­дежный период является важным фактором как интеллектуаль­ного, так и физического развития. Чтобы по-настоящему разо­браться в современных социально-культурных процессах, про­исходящих в обществе, необходимо рассмотреть основные со­ставляющие всей сферы культурно-досуговой деятельности, на­чиная с ее задач и функций и заканчивая особенностями техно­логического процесса в различных субъектах этой сферы.

Знакомясь с материалами учебника, читатель заметит, что авторы попытались максимально полно раскрыть сущность раз­нообразных социально-культурных технологий и сделать особый акцент на наиболее значимых видах и формах культурно-досу­говой деятельности, которые имеют место в работе с детьми и подростками, молодежью и людьми третьего возраста, различ­ными социальными группами.

Не случайно говорят, что освоение технологий - это критерий профессионализма организатора досуга. В условиях демократи­зации общества, реформирования образования, децентрализации управления культурными процессами, приоритета гуманистиче­ских подходов к воспитанию, развитию и обучению, особую ак­туальность приобретает подготовка специалистов социально-культурной сферы, владеющих знаниями в области экономики, психологии, педагогики, культурологии, юриспруденции.


Немаловажное значение для социально-культурной деятель­ности имеет разработка новых программ и технологий с учетом региональной культурной специфики.

Изучение технологий социально-культурной деятельности позволяет охватить основные закономерности разработки и ис­пользования средств, форм и методов в целом, наиболее типич­ные условия и универсальные способы социально-культурной деятельности.

Технология - предметное единство природного и социально­го в сфере практики. Следовательно, рассмотрение технологиче­ских основ социально-культурной деятельности как технологи­ческого процесса, на наш взгляд, не только позволит специали­стам изучить объективные закономерности ее функционирова­ния, но и будет способствовать решению проблем ее совершен­ствования.

В данном учебном пособии технология социально-культур­ной деятельности представлена совокупностью общих, функ­циональных и дифференцированных методик, которые постоян­но совершенствуются и обогащаются за счет как исторического, так и современного опыта, накопленного в сфере культуры, про­свещения, быта и досуга народов множества стран и континентов. Настоящее учебное пособие предназначено для студентов университетов и вузов культуры и искусств, которые обучаются по специальностям «Социальная работа» и «Социально-культур­ная деятельность». Его цель состоит в том, чтобы полнее и глуб­же раскрыть потенциальные возможности сферы культуры и до­суга, и на этой основе дать будущим специалистам технологиче­ские основы организации социально-культурной деятельности для разновозрастных групп населения.

Авторы не претендуют на исчерпывающее изложение всех методик, используемых в социально-культурной сфере, а лишь пытаются дать анализ современных тенденций, происходящих в нашем обществе, рассмотреть конкретные технологии, наработанные в сфере культуры и досуга.

Современный этап развития российского общества неодно­значен и противоречив. Деятельность учреждений социально-культурной сферы как неотъемлемой части социального организма происходит на фоне коренных преобразований во всех сферах жизни общества - от экономики до идеологии. Происхо­дит смена ценностных ориентиров, жизненных целей как отдельных людей, так и общества в целом.


В сложной ситуации оказались в настоящее время досутовые учреждения. Сегодняшняя ориентация на выживание, приоритетное развитие платных услуг, многие другие проблемы заставили изменить прежние стереотипы. В досуговой деятельности подвергнуты забвению такие важные и ведущие функции, как просветительная и воспитательная; утрачиваются понятия: патриотизм, гражданское достоинство, общественный долг и многое другое.

Вместе с тем переход к частной собственности как основной форме общественных отношений и последовавшие за этим преоб­разования изменили социальный заказ со стороны общества на социально-культурную деятельность в направлении профессиона­лизма, повышения эффективности подготовки кадров этой отрасли.

Содержание работы учреждений социально-культурной сферы и высшей школы необходимо откорректировать в соот­ветствии с актуальными социальными потребностями населения, и здесь могут оказать помощь новые технологии, разработанные в различных регионах России учеными и практиками, работаю­щими в сфере культуры и досуга.

В настоящее время в практике работы учреждений культурно-досуговой деятельности используется большое разнообразие со­циально-педагогических и психологических методик, направ­ленных на изучение вкусов и предпочтений посетителей, разви­тие их талантов и способностей.

Однако, учитывая то. что сфера культуры имеет социально открытый характер и отличается динамизмом, разработка новых технологий связана с определенными сложностями, К тому же действующие разнопрофильные социально-культурные институ­ты имеют свои специфические особенности.
СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

1.1. Основные задачи и направления социально-культурной деятельности

Современная трактовка понятия социально-культурная дея­тельность (ее сути, задач и содержания) является производной от понятий «культурная деятельность», «социальная работа», «со­циальная педагогика», в то же время она отражает эволюцию такого явления, как культурно-просветительная работа.


Культурная деятельность - это деятельность, направлен­ная на создание, сохранение, распространение культурных цен­ностей и приобщение к ним различных слоев населения.

Социальная работа - деятельность по оказанию помощи отдельным людям, группам или общностям в реализации их ма­териальных и духовных потребностей, обеспечивающая возмож­ность их полноценного функционирования в обществе в качестве , его субъектов.

Социальная педагогика сегодня интерпретируется как тео­рия социального воспитания человека на протяжении всех эта­пов его жизненного пути, как педагогический компонент соци­альной работы.

Социально-культурная деятельность соответственно мо­жет быть определена как интегративная многофункциональная сфера деятельности, одна из составляющих социальной работы; ее целью являются организация рационального и содержательного досуга людей, удовлетворение и развитие их культурных потреб­ностей, создание условий для самореализации каждой отдельной личности, раскрытия ее способностей, самосовершенствования и любительского творчества в рамках свободного времени.

Педагогический аспект социально-культурной деятельности заключается в регулировании процессов социализации и индиви­дуализации человека, то есть в социальном воспитании и развитии, осуществляемых в формах досуговой деятельности и направ­ленных на решение следующих культурно-воспитательных задач:• целенаправленное приобщение человека к богатствам культуры, формирование его ценностных ориентации и «возвы­шение» духовных потребностей;

• стимулирование социальной активности, инициативы и самодеятельности человека в сфере досуга, повышение его досу­говой квалификации, то есть умения рационально, содержатель­но и разнообразно организовать свое свободное время в целях поддержания физического и духовного здоровья и самосовер­шенствования;

создание условий для выявления и развития способно­стей личности, реализации ее творческого потенциала и пози­тивного самоутверждения.


Сегодня социально-культурная деятельность может рас­сматриваться как самостоятельная подсистема общей системы социализации, социального воспитания и образования людей. Она является важнейшей функцией государственных и негосу­дарственных структур, сферой приложения усилий многочис­ленных общественных движений и инициатив, средством ис­пользования свободного времени различными группами населе­ния.

Эволюция культурно-просветительной работы, ее трансфор­мация в социокультурную деятельность в сегодняшнем ее пони­мании начались еще в шестидесятые-семидесятые годы. Являв­шаяся в течение десятилетий одной из сторон культурно-организаторской и культурно-воспитательной деятельности со­ветского государства, инструментом партийно-идеологического влияния на массы, культурно-просветительская работа, исчерпав авторитарно-принудительные средства организации досуговой деятельности, вынуждена была все в большей мере апеллировать к инициативе и самодеятельности самого населения. В начале восьмидесятых она уже интерпретировалась как «педагогически организованная самодеятельность (свободная деятельность) на­селения с целью воспитания гармонично развитой личности», что, по сути дела, означало движение от субъект-объект­ной к субъект-субъектной модели организации досуга. И хотя оно было еще во многом декларативным и по-прежнему подчи­нялось жесткому административному регламенту, тем не менее в практике культурно-просветительной работы стал накапливаться опыт новых отношений между культурой и человеком, опыт действительной, а не навязанной свыше и потому зачастую по­казной самодеятельности.

Стали возникать инициативные движения, любительские объединения, клубы по интересам. К сожалению, многие культпросветработники оказались к этому не готовы и не могли оказать поддержки инициативе «снизу» квалифицированной и действенной помощью. Привычные методы культпросветработы с новой аудиторией, не желавшей ощущать себя объектом воспитания, а тем более идеологической обработки, были отвергнуты, У этой ауди­тории были свои идеи, свои осмысленные потребности и интересы.


Добровольные любительские объединения явились формой включения в сферу культурно-досуговой деятельности неординарно мыслящих, образованных, талантливых людей, испытывавших потребность в творчестве, в самореализации и самоутверждении, в содержательном, развивающем досуге в кругу единомышленников. В такой аудитории «массовику-затейнику» яв­но было нечего делать. И это стало еще одним важным фактором эволюции устаревшей модели культурно-просветительской, организационно-досуговой работы.

Современная социально-культурная деятельность не просто шире и многогранней прежней культурно-просветительной. Прин­ципиально то, что в ее основе лежит уже упомянутая выше субъект-субъектная модель организации культуры, досуга, просвещения. В соответствии с нею социальный работник (со­циальный педагог) выступает в качестве компетентного посредника между культурой и человеком или общностью людей, стимули­рующего активность и самодеятельность каждого из участников досугового объединения. Наиболее адекватной для такого типа со­циально-педагогического взаимодействия является педагогика со­трудничества, правда, не столько ее дидактические идеи, сколько сам принцип партнерства и совместного движения к цели.

Задачи, а тем более конкретное содержание социально-культурной деятельности, не являются неизменными, раз и навсегда данными. Они отражают динамику общественной жизни, диктуются ее потребностями, особенностями социокультурного развития.

Каковы же наиболее значимые особенности и тенденции, характеризующие современную социокультурную ситуацию?

С одной стороны, сравнивая ее с периодом пятнадцати-двадцатилетней давности, очевиден прогресс, который выража­ется в демократизации и обновлении общества, формировании нового общественно-государственного механизма регулирования культурной жизни; в раскрепощении сознания людей и высво­бождении их социальной активности и инициативы. В свою оче­редь это стимулировало увеличение общественного и коммерче­ского секторов организации досуга, рост предприимчивости и самостоятельности людей, расширение диапазона видов и форм культурно-досуговой деятельности.


Особенно важным представляется изменение отношения к самому досугу: признание его самоценности, освобождение от узкоутилитарной ориентации на воспроизводство средствами рекреации эффективного, высокопроизводительного работника.

Однако нужно признать, что пик общественной активности и инициативы в досуговой сфере пришелся на последние «перестроечные» годы. Сегодня наблюдается заметный спад, резче обо­значились негативные тенденции, поначалу не вызывавшие осо­бого беспокойства, возникли трудноразрешимые проблемы, пре­жде всего экономического характера, и даже кризисные явления.

В результате хронического недофинансирования тяжелые времена переживают музеи, библиотеки, клубные учреждения. Закрываются и перепрофилируются кинотеатры, отменяются театральные гастроли. Увеличивается, особенно в провинции, разобщенность широкой публики и большого искусства. Оно вынужденно становиться все более элитарным, так как доступ к нему зачастую затруднен даже для самых верных его ценителей. Причем речь идет не только об опере, балете или высокохудоже­ственных литературных изданиях, альбомах репродукций, но даже о достойного уровня кинематографе. Увы, сегодняшний книжный «бум» - это «бум» ширпотреба, а перенасыщение рын­ка аудио- и видеокассетами - триумф масскульта. Шоу-бизнес, оккупировавший с помощью средств массовой информации практически все культурное пространство, делает ставку, прежде всего на молодежь, с одной стороны, потакая еще не сложившимся вкусам, а с другой - «замораживая» их на уров­не самой низкопробной «попсы». Профанация высокой культуры (изложение «Преступления и наказания» на шестнадцати стра­ницах - далеко не самый яркий тому пример) опять-таки в пер­вую очередь оказывает влияние на молодежь.

Вообще роль искусства в современной жизни заметно уменьшилась, особенно искусства, требующего от аудитории определенной интеллектуальной активности и эстетической ис­кушенности. Общая тенденция на «снижение» культуры, ее вы­теснение поп-культурой сопровождается размыванием ценност­ной иерархии в художественной сфере. Падение престижа серь­езного искусства отмечается даже в высокообразованных кругах общества, что заставляет в который раз задаться вопросом: како­вы все-таки критерии образованности?


«Обладание книгами и журналами, знание литературных но­винок перестало быть модным в среде технической, естествен­нонаучной и даже большей части гуманитарной интеллигенции; стало не стыдно признаваться в любви к детективам, порнорома-нам и нелюбви к умному (от которого «устали»)», - пишет кри­тик М. Золотоносов А тех, для кого общение с «ум­ным» искусством было не модой, а действительно потребностью, оказалось меньше, чем думалось.

Однако они есть, и без преувеличения - это духовный капитал общества, связующее звено, обеспечивающее культурную преем­ственность поколений. Сегодня наша интеллигенция (только не следует путать ее с так называемым средним классом, ориенти­рованным в большей мере на престижные ценности быта и качест­венную массовую культуру, чем на высокое искусство), именно интеллигенция в ее традиционном понимании (школьные учителя, врачи, инженеры, научные сотрудники, вузовские преподаватели, музейные и библиотечные работники и другие) оказалась не только материально, но и морально в довольно унизительном положении. Она нуждается в социальной помощи и защите, хотя в общепринятом смысле объектом социальной заботы считаются совсем уж малообеспеченные слои населения, инвалиды, небла­гополучные контингенты, маргинальные группы.

В данном же случае речь идет о категории людей относи­тельно благополучных, хорошо образованных, отличающихся достаточно высоким духовным потенциалом, чьи интересы нуж­даются в защите особого рода - социокультурной, так как эти люди оказались в ситуации прогрессирующего сужения куль­турного пространства своей жизнедеятельности.

Не по своей воле им от многого приходится отказываться, во многом себя ограничивать. Недоступными становятся книги, журналы, газеты, которые выписывались в течение десятилетий, даже не очень дальние поездки, не говоря о путешествиях, хо­рошие фильмы. Последние - в силу того, что в провинции их просто негде посмотреть. Поэтому у образованных, интелли­гентных людей нередко возникает ощущение «выпадения» из сферы культуры. Следует признать, что это проблема, которая нуждается в осмыслении в координатах социокультурной дея­тельности, и особенно актуальна она для провинции.


Сложившаяся ситуация находится в несомненном противо­речии с принятыми в 1992 году Основами законодательства Рос­сийской Федерации о культуре, в которых среди прочих провоз­глашаются и такие права человека, как право на культурную деятельность, право на личную культурную самобытность', право на приобщение к культурным ценностям', право на гу­манитарное и художественное образование; а также право создавать общественные объединения в области культуры .

В свое время противоречие между реальными интересами определенной части населения и неспособностью официальных социально-культурных институтов их удовлетворить побудило население к самоорганизации в любительских объединениях. Сегодня инициативы энтузиастов часто не могут реализоваться из-за отсутствия материальной базы и финансовой поддержки. Немало уже существующих любительских формирований, клу­бов по интересам, творческих студий прекратили свою деятель­ность, распались по названным причинам. Вот почему столь важной задачей социокультурной работы в современных условиях является защита прав человека на доступ к культурным цен­ностям, на полнокровное участие в культурной жизни и удовле­творение его запросов в сфере досуга. Реализация этих прав яв­ляется для многих людей одним из условий сохранения их чело­веческого достоинства и ощущения полноты жизни.

Суть социальной работы, как известно, заключается в том, что она создает условия для достойной жизни человека как субъ­екта общества, содействует его полноценному социальному функционированию, в том числе и в области культуры и досуга, помогает удовлетворить разнообразные как материальные, так и духовные интересы. «Невозможность для человека удовлетво­рить свои потребности, ущемление социальных потребностей, состоящее в дефиците общения, образования, доступа к профес­сии, социальных услуг, - это сфера компетенции социального работника». В этом плане социокультурная деятель­ность закономерно рассматривается как одно из важных направ­лений социальной работы.


Как указывается в Основах законодательства Российской Федерации о культуре, человек имеет право на получение худо­жественного образования, что, по сути, является для него усло­вием доступности (в смысле понимания) и притягательности высших ценностей культуры. Для художественно необразован­ного человека признанных шедевров искусства просто не суще­ствует. Между тем способность наслаждаться творениями миро­вой художественной культуры является свидетельством духов­ного богатства человека как личности.

Защита права человека на приобщение к высшим художест­венным ценностям подкрепляется предоставлением ему возмож­ности художественного образования. Естественно, прежде всего имеется в виду подрастающее поколение. К сожалению, массовая школа с этой задачей в целом справляется неудовлетворительно. Дисциплины художественно-эстетического цикла по-прежнему являются второстепенными по сравнению с другими, так назы­ваемыми ведущими предметами. Даже литература редко где преподается как искусство, а не историко-социологический курс. К тому же традиционные учебные предметы - литература, музы­ка, изобразительное искусство - сегодня уже не в состоянии моделировать художественное образование молодого человека аде­кватно реальной ситуации его контактов с миром искусства, где доминирующее значение приобрели экранные виды художест­венной культуры.

Что же касается возможностей внеурочных, досуговых форм художественного воспитания, дополнительного образования, то они используются явно недостаточно и не всегда компетентно. Кроме того, наличие права на художественное образование вовсе не обязывает им воспользоваться. От своих прав человек может и отказаться. Сфера досуга, как известно, - сфера свободного выбора. Поэтому решающим здесь становится мастерство педа­гога-воспитателя, специалиста по организации досуговой дея­тельности: сумеет ли он сделать ценности культуры и искусства притягательными для подростка, для молодого человека, сможет ли он пробудить к ним интерес? Не навязать и тем самым вну­шить отвращение, а помочь открыть для себя ранее неведомую область, даже не культуры, а жизни.


В известном смысле социальному педагогу-организатору до­суговой деятельности сложнее, чем учителю, чей предмет явля­ется обязательным. Да и школьно-урочная дидактика в культурно-досуговой деятельности, которая по определению является свободной и добровольной, не работает. Речь, естественно, идет не о талантливых учителях, умеющих увлечь, «заразить» своих учеников любовью к искусству, - у таких социальный педагог может многое почерпнуть. Но и у них решающим является не особая методика, а личное, даже личностное отношение к искус­ству, богатство духовного мира.

Характеризуя столь нелестно современную социокультурную ситуацию, отметим, что дело здесь отнюдь не в предвзятом отборе исключительно негативных моментов. Безусловно, мож­но привести немало фактов, демонстрирующих сегодняшние; культурные достижения, поиски и обретения. Не оскудела земля наша талантами и подвижниками, людьми творческими и нерав­нодушными. Дело в другом. Будущий социальный педагог-специалист по организации культурно-досуговой деятельности или менеджер социально-культурной сферы нуждается в ясном понимании ее проблем и тех условий, в которых ему предстоит работать. Они должны уметь реально оценивать трудности, ко­торые придется преодолевать, и четко представлять себе весь комплекс стоящих перед ними задач.

Назовем еще раз те из них, которые диктуются особенностя­ми современной ситуации и конкретизируют основные направ­ления и содержание социально-культурной деятельности:

• противостоять девальвации культуры, «размыванию» критериев оценки ее ценностей, способствовать сохранению культурной преемственности поколений;

• обеспечить социокультурную защиту права людей на дос­туп к высоким образцам искусства, на удовлетворение своих ду­ховных потребностей, права на личную культурную самобытность;

• создавать условия для содержательного и развивающего досуга населения, реализации его права на художественное обра­зование и любительское творчество, способствовать повышению досуговой культуры каждого человека;


• стимулировать развитие общественной активности и инициативы в создании различных самодеятельных формирова­ний в сфере досуга, оказывать любительским объединениям компетентную и действенную поддержку и помощь;

• осуществлять дифференцированный подход в работе с различными возрастными и социальными группами населения, в том числе с продвинутым в культурном отношении континген­том, обеспечивая реализацию его интеллектуального и культуро-творческого потенциала;

• эффективней использовать в социокультурной работе перспективные и популярные у населения формы и средства ор­ганизации досуговой деятельности, освоить в этом качестве воз­можности экранных искусств и основных каналов их проката.

Контрольные вопросы

1 Что понимают под социально-культурной деятельностью?

2. Назовите наиболее значимые особенности и тенденции, которые ха­рактеризуют современную социокультурную ситуацию.

3. В чем заключается суть и основное назначение социальной работы?

4. Дайте характеристику основным направлениям и содержанию социально-культурной деятельности.
Список рекомендуемой литературы

1. Арнольдов АИ. Введение в культурологию. М.: Народ. Академия •| культуры и общечеловеч. ценностей, 1993.

2. Закон Российской Федерации - Основы законодательства Российской Федерации о культуре // Ведомости съезда народных депутатов Рос­сийской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. :': №46. М, 1992.

3. Золотоносов М. Наш прекрасный новый мир // Моск. новости. 1995, : 20-27 авг.

4. Иония Л.Г. Культура на переломе // Социол. исследования. 1995. № 2. ~ С. 41-46.

5. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной дея­тельности. М.: Изд-во Моск. ун-та культуры, 1995. !

6 Михайлова Л.Н. Социология культуры. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999.


7. Теория и методика-coциальной работы/ИГ. Зайнышев и др.: В 2 ч. Ч. 1. t M.: «Союз», 1994.

8. Триодин В.Е. Клуб и свободное время, М.: Профиздат, 1982.

1.2. Сущность социально-культурных технологий

Необходимость введения данного раздела в учебное пособие диктуется потребностью разработки общей терминологии для изучения этого сложного и многопланового процесса и выработ­ки концептуальных подходов к самой проблеме использования технологии в сфере образования, культуры и досуга.

В настоящее время в России происходит процесс становле­ния новой системы образования, в котором первостепенная роль отводится духовному воспитанию личности, социальному само­определению человека, увеличению роли науки в создании педа­гогических технологий.

Сегодня, когда общественно-политическая и экономическая ситуация постоянно изменяется, необходимы принципиально новые подходы к содержанию образования.

Уже сейчас в российском образовании основные акценты делаются на вариантность педагогического процесса, который включает" научную разработку и практическое обоснование но­вых идей и технологий, внедрение компьютерных средств обу­чения с использованием телекоммуникационных сетей глобального масштаба.

Термин «технология» появился совсем недавно, но уже прочно вошел как в педагогический лексикон, так и в термино­логию социально-культурной сферы.

Существуют разные трактовки определения «технология» и, несмотря на большие разночтения в понимании и употреблении этого термина, есть ряд объединяющих позиций, характерных для этого понятия. Так, в толковом словаре В. Даля мы читаем: «технология» - это совокупность приемов, применяющихся в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

В материалах ЮНЕСКО указывается, что педагогическая технология - это системный метод создания, применения и оп­ределения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов, и их взаимодейст­вия, ставящих своей задачей оптимизацию форм образования.


В учебном пособии «Основы социально-культурной дея­тельности» Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников отмечают, что технология - это механизм реализации теории в практику соци­ально-педагогической деятельности.

По нашему мнению, технология - это средства, формы и методы социально-культурной деятельности, которые исполь­зуются в учебном прогрессе, и с помощью которых достигаются планируемые результаты обучения и воспитания.

Следует отметить, что существуют технологии, применяе­мые в сфере образования, культуры, промышленного производ­ства и т.д.

В зависимости от того, на каком уровне разрабатываются и внедряются технологии, можно говорить о:

крупномасштабных технологиях на уровне страны, рес­публики, региона;

макротехнологиях в отдельных городах, трудовых объе­динениях, социальных и общественных институтах и т.д.;

микротехнологиях, которые направлены на определен­ные общественные процессы и рассчитаны на небольшие группы людей.

В настоящее время появилось большое разнообразие исследо­ваний, в которых рассматриваются педагогические технологии. Среди них можно назвать работы В.П. Беспалько, П.Р. Атутова, М.В. Кларина, В.М. Монахова, В.Ю. Питюкова, Г.К. Селевко, В. В. Юдина и ряд других.

Рассматривая современные образовательные технологии, Г.К. Селевко дает им следующую классификацию:

1) по уровню применения;

2) по философской основе;

3) по ведущему фактору психического развития;

4) по ориентации на личностные структуры;

5) по характеру содержания и структуры;

6) по типу организации и управления познавательной дея­тельностью [6].

Безусловно, может быть и другой подход к выделению ос­новных педагогических технологий. Возможна классификация технологий по основным видам деятельности людей, сферам общественной жизни и многие другие, но, как справедливо от­мечает А.Д. Жарков, главное, чтобы «педагогическая технология была направлена на повышение прикладного, организационно-методического потенциала педагогики, а ее четкая прикладная направленность привлекала к ней внимание педагогов во всем мире».


Если говорить о «педагогической технологии», то она можег существовать в трех уровнях:

1) научном, когда разрабатываются цели, задачи, содержа­ние и методы обучения, проектируются педагогические процессы;

2) процессуально-описательном, где происходит описание целей, задач, методов, средств, форм и содержания процесса для ! получения заранее планируемых результатов обучения; '

3) процессуально-действенном - в основу которого поло­жено осуществление технологического процесса с применением различных методов и средств обучения.

Существуют определенные различия в технологиях, приме­няемых в учебном процессе и технологиях, разрабатываемых в . сфере культуры и досуга.

Учитывая то, что социально-культурная сфера представлена 'большим количеством разнопрофильных социальных институтов, которые имеют свои определенные функции и формы работы, то и технологии, применяемые в различных учреждениях, исполь­зуют множество методов, с помощью которых не только форми­руется, но и активно осваивается культурно-досуговая среда.

В целом технологии, применяемые в сфере культуры и досуга, можно разделить на основные группы: общие, функциональ­ные и дифференцированные (по Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильникову):

1) общие технологии ориентируют на наиболее характер­ные процессы, происходящие в культурно-досуговой деятельно­сти (например: процесс внедрения хозрасчетных механизмов в практику учреждений культуры и досуга);

2) функциональные (отраслевые) технологии в своей осно­ве содержат различные направления культурно-досуговой дея­тельности, т.е. совокупность методов и средств для реализации определенного содержания сферы культуры и досуга (примером служит технология информационно-познавательной и просвети­тельной деятельности, технология самодеятельного творчества и ряд других);

3) дифференцированные технологии представляют собой методики, направленные на работу с отдельными категориями населения и различными возрастными группами.


Говоря о структуре технологии, следует отметить, что со­ставными ее элементами должны служить:

концептуапьность, т.е. опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое и со­циально-педагогическое обоснование достижения поставленных целей;

системность, которая заключается в логике и целостно­сти процесса, взаимосвязи всех ее частей;

управляемость, предполагающая компетентный анализ конкретной ситуации; разработку и реализацию проектов и программ; диагностику на определенных этапах развития процесса и способность варьировать средствами и методами для достиже­ния результатов;

эффективность современных технологий должна заклю­чаться в конечных результатах и оптимальных затратах на их разработку и внедрение;

• и еще важный элемент технологии - это воспроизводимость разработанной технологии в других однотипных учрежде­ниях и другими субъектами.

Таким образом, технологии могут существовать в сфе­рах общественной жизни людей, но в их основе лежит содержательная техника реализации теории в практику,

Контрольные вопросы

1. Дайте определение термину «технология» применительно к социально-кулътурной сфере,

2. Какие виды технологий вам известны?

3. Назовите технологии, применяемые в сфере культуры и досуга.

4. Что вы знаете о «педагогических технологиях» и на каких уровнях они могут существовать?

5. Что включает в себя структура технологии?

Список рекомендуемой литературы

1. Жарков АД. Технология культурно-досуговой деятельности. Учеб. пособ. М., 1998.

2. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной дея­тельности. М.,МГУК, 1995.

3. КларинМ.В. Педагогическая технология. М., 1989.

4. Питюков ВМ. Основы педагогической технологии. М., 1997.


5 Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учеб. посо­бие. М.: Народное образование, 1998.

1.3. Понятие отраслевых и дифференцированных технологий социально-культурной деятельности

При изучении технологий социально-культурной деятельно­сти очень важно правильно разбираться в тех процессах, которые происходят в нашем обществе, и их влиянии на развитие сферы культуры и досуга.

Современная российская социокультурная ситуация харак­теризуется многосложностью и противоречивостью, т.к, с одной стороны, мы видим положительные перемены в ее развитии, ко­торые заключаются в активизации социально-культурного твор­чества различных групп населения, расширении жанрово-видового состава художественной деятельности, создании обще­ственных организаций и движений, любительских объединений и клубов по интересам, направленных на развитие культурно-образовательного пространства. Сегодня мы видим особенно пристальное внимание к русской народной культуре, что объяс­няется утратой части национальных традиций в обществе, жив­шем по идеологическим установкам, которые внедрялись в быт и сознание масс через искусственное создание новых традиций, обрядов и праздников.

С другой стороны, снижается уровень духовности общества, наблюдается расслоение населения в образе и стиле жизни, чрез­вычайно усложняется процесс социально-культурной адаптации молодежи, нарастают негативные тенденции в функционирова­нии образовательных и досуговых институтов.

Таким образом, глобальные социокультурные изменения в современном мире, наполненном противоречиями и напряжен­ностью, все острее поднимают вопрос о месте и значении обра­зования и культуры в жизни общества.

Но, тем не менее, процессы демократизации и духовно-нравственного обновления общества заставляют по-новому по­дойти к проблеме развития социально-культурной сферы и орга­низации досуга людей всех возрастов.

Сегодня основное внимание в учреждениях культуры и до­суга уделяется оптимизации социально-педагогической и психо­логической помощи различным группам населения и созданию условий для их общения по интересам, а это требует внедрения новых технологий социально-культурной деятельности.


В связи с этим рассмотрим основные группы социально-культурных технологий и дадим краткую характеристику совре­менных технологий, которые создаются и активно внедряются на базе образовательных учреждений и социально-культурных ин­ститутов

Можно говорить об обучающих и воспитательных техноло­гиях, которые существуют как в сфере образования, так и в сфе­ре культурно-досуговой деятельности.

Как отмечают Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников, «форми­руются или проектируются технологии, как правило, ситуативно, в зависимости от ряда факторов, в частности наличия и состава существующих центров просвещения, культуры, искусства, спор­та на данной территории, характера общественных, досуговых инициатив населения и условий для их практической реализации, социально-демографических «этнических и других ситуаций в регионе» и далее «...известен, например, сложный процесс разработки и внедрения социальной технологии использования хозрасчетных механизмов в культурно-досуговых центрах. Кон­кретным результатом реализации этой технологии стало создание разнообразных предпринимательских, коммерческих структур, территориальных фондов культуры и искусства на уровне респуб­лик, области, края, района, города».

Примером внедрения педагогических технологий в процесс образования, может служить гуманно-личностная технология.

Целевые ориентации этой технологии заключаются в том, чтобы способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке человека путем раскрытия его личностных качеств и по­знавательных способностей. Принцип активности ребенка в про­цессе обучения и организации свободного времени был и остает­ся одним из самых основных. Поэтому существует довольно большое количество педагогических технологий на основе акти­визации и интенсификации деятельности детей, подростков и молодежи.

К таким технологиям можно отнести игровые технологии, проблемное обучение, коммуникативные технологии, систему В.Ф. Шаталова, Е.Н. Ильина, Н.А. Зайцева, А.А. Окунева, Р.Г. Хазанкина, К.В. Маховой, Б.П. Никитина и другие.


Функциональные технологии подразделяются на:

технологию информационно-познавательной и просвети­тельной деятельности;

технологию организации самодеятельного творчества и любительских объединений;

технологию организации отдыха и развлечения.

При изучении технологии информационно-познаватель­ной и просветительной деятельности следует рассмотреть такие понятия, как «информация» и «пропаганда», а также неко­торые особенности влияния информационных процессов на ди­намику общественного развития.

Термин «информация» происходит от латинского слова infomatior и имеет несколько трактовок. Это «сообщение» или «изложение» чего-либо в письменной или устной форме; разъяснение, сообщение, осведомленность.

Информация - это знания, но не все знания, которыми рас­полагает человечество, а лишь та его часть, которая использу­ется для ориентировки, активного действия и управления.

Понятие «пропаганда» означает не само содержание теории идей, взглядов, соображений, а процесс их распространения, комментирования через систему соответствующих выразителъных средств, форм и методов работы.

В современных условиях развития нашей страны, когда об­щество перешло на рыночные отношения, информационным процессам уделяется все большее внимание.

К основным факторам, способствующим совершенствованию системы информационного обеспечения, можно отнести социально-культурные, социально-экономические и технические, которые в полной мере обеспечивают процесс информации.

Академик В.М. Глушкова считает, что «информация в самом общем ее понимании представляет собой меру неоднократности распределения материи и энергии в пространстве и во времени, меру изменений, которыми сопровождаются все протекающие в мире процессы. Информацию несут в себе не только испещренные буквами листы книг или человеческая речь, но и солнечный свет, складка горного хребта, шум водопада, шелест листвы и т.д.»


Особое значение в информационных процессах имеет инфор­мация о достижениях в области науки и техники, в результате че­го возрастает роль научно-библиографической информации по отдельным отраслям научного знания, способной обеспечить изу­чение проблем государственного права, политики, экономики и т.д. Таким образом, возрастает значение библиотек.

Сегодня особое внимание должно уделяться информационно-просветительной и пропагандистской работе учреждений соци­ально-культурной сферы, на которые и возлагается задача ин­формирования населения об изменениях и прогрессе в социаль­ной сфере, способах государственного и общественного развития общества.

Работники учреждений социально-культурной сферы долж­ны правильно выбирать необходимые формы культурно-досу-говой работы, чтобы в полной мере донести до аудитории точ­ную оценку свершаемых событий и помогать на практике реализовывать насущные интересы людей.

Итак, современная информационно-просветительная дея­тельность призвана просвещать, информировать, разъяснять, реализовывать на практике насущные интересы людей.

Технология организации самодеятельного творчества и любительских объединений представляет собой совокуп­ность методов и методик, обеспечивающих целенаправлен­ную регуляцию художественно-творческой, художественно-педагогической, художественно-коммуникативной и художе­ственно-организационной деятельности участников коллек­тива. Эта деятельность направлена, прежде всего, на само­совершенствование личности и создание условий для самоорганизационных процессов в группах и коллективах любительской направленности.

Рассматривая вопрос о развитии самодеятельного творчества, нельзя не говорить о возрождении общей культуры народа, сохранении и восстановлении утерянных традиций, которые обеспечивают каждому краю свою самобытность и неповторимость.

Самодеятельное творчество привлекает многих людей раз­личного возраста своей нерегламентированностью, свободой и добровольностью выбора его видов и форм.


Исследования самодеятельного творчества и любительских объединений, проводимые в последнее время в различных ре­гионах России, показали необходимость осуществления органи­зационной перестройки системы руководства в развитии само­деятельных масс - главный момент возрождения художественно-бытовых традиций. Важным при этом является перенесение ак­центов с организационных и сугубо контролируемых функций на функции содействия и сотрудничества с любительским объеди­нением и клубом по интересам, а также выявления «неорганизо­ванных любителей». Другим существенным элементом пере­стройки организации самодеятельного досуга может явиться ак­тивное и комплексное использование всех типов любительских объединений за счет различных средств организации.

Технология рекреативно-оздоровительной деятельности ориентирована на оздоровление образа жизни людей и орга­низацию игровой, развлекательной и физкультурно-оздоровительной деятельности.

В настоящее время основное внимание работники учрежде­ний социально-культурной сферы уделяют активному использо­ванию новейших достижений педагогики, биологии, физиоло­гии, психологии и медицины, создают разнообразные культурно-досуговые программы и внедряют такие формы работы, которые способствуют:

восстановлению эмоционального равновесия людей;

• возможности участия населения в возрождении народ­ных праздников и гуляний;

• акцентируют внимание на свободном творческом поиске в кружках и студиях, любительских объединениях и клубах по интересам, мастерских и творческих лабораториях.

К числу дифференцированных технологий можно отнести:

1) методику организации досуга детей и подростков;

2) методику молодежного досуга;

3) методику семейного досуга;

4) методику организации досуга лиц среднего и пожилого возраста.

Контрольные вопросы


1. Какие группы социально-культурных технологий вам известны?

2. Выделите основные подходы к определению « технология»,

3.Назовите основные виды функциональных технологий, применяемых в учреждениях культуры и досуга.

4. Приведите примеры дифференцированных технологий и дайте им краткую характеристику.

5. Выделите характерные черты современной социокультурной ситуации в России.

Список рекомендуемой литературы

1. Григорьева ЕМ., Веяитнова Е.В. Самодеятельное художественное творчество как основа возрождения национальных культурных тради­ций. ТГГУ, 2000.

2. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. Учеб. пособие для студентов вузов культуры и искусста. М., 1998.

3. Киселева Т.Г., Красилъников Ю.Д. Основы социально-культурной дея­тельности. М.: МГУК, 1995.

4. Культурно-досуговая деятельность. Учеб. пособие / Под ред. А. Д. Жар-J кова и В.М. Чижикова. М.: МГУКД998.

5. Новаторов В. Культурно-досуговая деятельность. Словарь-справочник.J Омск, 1992.

1.4. Средства, формы и методы социально-культурной деятельности как основные составляющие технологического процесса

Рассматривая технологию социально-культурной деятельности, нельзя не остановиться на основных методах, формах и средствах, которые используются в практике работы учреждений культуры и досуга. Попытка проанализировать сущность терминов, так или иначе связанных с технологией социально-культурной деятельности, позволила сформулировать обозначаемые этими терминами понятия.

средства социально-культурной деятельности

Средства социально-культурной деятельности - это «набор инструментов» идейно-эмоционального воздействия, которые используются работниками учреждений культуры и досуга в процессе производственной деятельности.

В арсенале работников социально-культурных институтов имеются разнообразные средства и спо­собы воздействия на человека. Как специалист широкого профи­ля организатор досуга должен, во-первых, удовлетворять соци­ально-культурные интересы и потребности людей различных профессий и возрастов, а, во-вторых, разрабатывать инноваци­онные технологии, которые будут способствовать более содер­жательному и развивающему досугу населения. «Принципиаль­ная особенность такого специалиста в том, что знание психоло­гии, педагогики, культурологии, социологии, экономики, поли­тологии, права, теории управления и ряда других общественно-значимых и весьма престижных сегодня наук выступает не как самоцель, а как существенное средство реализации ведущей метафизики социально-культурной деятельности - приобщение человека к достижениям мировой и отечественной культуры, всемирное развитие его творческого потенциала».


К числу основных средств социально-культурной деятельности относятся: живое слово, печать, радио, телевидение, наглядные и технические средства, искусство и спорт, литература и художественная самодеятельность.

Следует отме­тить что все средства между собой тесно взаимосвязаны и их выбирают с учетом определенного объекта воздействия, т.е. дошкольники, подростки, молодежь, студенты, пенсионеры и т.д. К тому же, выбор средств зависит от тематической направленности мероприятия, проводимого организаторами досуга (вечер вопросов и ответов, «круглый стол», диспут, ток-шоу, конкурсы, аукционы, конференции, брифинги и т.д.).

Для успешного применения средств социально-культурной деятельности в практике организатора досуга исследователи со­ветуют соблюдать ряд требований и правил:

выбор средств всегда зависит от цели какого-либо меро­приятия, воспитательной акции, именно цель определяет средство;

• количество и характер выбранных средств воздействия должны соответствовать художественно-постановочным зада­чам, недостаток средств и их избыток одинаково вредны;

• всякий избравший те или иные средства воспитатель должен в совершенстве владеть методикой их применения, знать их слабые и сильные стороны;

• имеющиеся в распоряжении средства «должны быть всег­да под рукой и в полной исправности»

ФОРМЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Попытки исследовать формы социально-культурной деятель­ности были предприняты разными авторами. Анализ публикаций свидетельствует о том, что понятие «форма» в социально-культурной деятельности трактуется авторами неоднозначно.

Так, например, академик А.Д, Жарков рассматривает формы как:

1) выражение содержания кулътурно-досуговой деятельности;

2) структурное оформление отдельных документов (форма плана, форма сметы доходов и расходов, форма статистического отчета о деятельности учреждения культуры, форма афиши и т.п.);


способ организации культурно-досуговой деятельности.

Он же отмечает, что «под формами-программами культурно-досуговой деятельности следует понимать способы и приемы организации людей в учреждении культуры, по месту жительства в целях доведения до них определенного содержания». Вместе с тем, В.Е. Триодин определяет форму клубной работы как «способ организации педагогического процесса в клубе».

«В самом широком виде досутовую программу или форму можно рассматривать как крупное, самостоятельное, закончен­ное социально-педагогическое, социально-культурное действие, которое обусловлено социальным заказом, отражает социальную действительность и одновременно оказывает определенное влияние на нее. Программы и формы предусматривают решение самостоятельных педагогических задач и использование соот­ветствующих способов организации деятельности людей (массо­вой, групповой, индивидуальной). Программы и формы базиру­ются на использовании комплекса различных средств, методов, приемов, которые способствуют наиболее эффективному реше­нию социально-педагогических целей.

Нет оснований для опровержения всех приведенных формулировок. Все они имеют право на существование. На наш взгляд, форма социально-культурной деятельности - это запланированная информационно-просветительная, социально-педаго­гическая и культурно-воспитательная акция, направленная на какую-либо аудиторию и ставящая цель — донесение определенной информации до заранее предусмотренного объекта.

Сегодня в организации досуга населения мы наблюдаем сложные и противоречивые явления. С одной стороны, посетите­ли часто не готовы к выбору тех видов деятельности и занятий, которые им предлагают учреждения сферы культуры и досуга. С другой стороны, существующие кружки, любительские объедине­ния и клубы по интересам не готовы удовлетворить постоянное стремление населения и особенно молодежи к самостоятельности и оригинальности в выборе форм проведения свободного времени. Что же сегодня могут сделать учреждения социально-культурной сферы для того, чтобы привлечь к себе как можно больше посетителей?


Во-первых, необходимо комплексное исследование на­правленности и структуры проведения свободного времени на­селения;

во-вторых, должна быть целенаправленная поддержка культурных инноваций, которые уже существуют в некоторых регионах России - это выявление, поощрение и тиражирование инновационных идей и технологий по организации досуга разновозрастных групп населения и в первую очередь молодежи;

в-третьих, освоение и внедрение в практику деятельности различных учреждений образования, культуры и спорта новых форм работы и видов деятельности. Учреждения социально-культурной сферы должны притягивать подростков и молодежь не меньше, чем уличная компания;

в-четвертых, информирование, а также обучение населе­ния современным методам нормализации стрессовой ситуации и выхода из кризисной обстановки;

• в-пятых, подготовка профессиональных педагогов досуга, способных стать социальным технологом в коррекционно-воспитательной деятельности подрастающего поколения.

В настоящее время в некоторых регионах России накоплен значительный опыт инновационных методик, которые можно успешно применять в любом другом регионе, но для его внедре­ния необходима оптимизация культурной жизни региона, кото­рая должна базироваться на преемственности, сохранении и соз­дании опыта предшествующих поколений.

Анализ деятельности различных учреждений социально-культурной сферы Центрально-Черноземного региона показал, что в последнее время совершен­ствуются методики по организации художественно-эстети­ческого воспитания и образования. В школах происходит освое­ние культурного наследия прошлого, исследуются социально-демографические проблемы бытования художественных тради­ций в современной городской и сельской среде, а также создаются региональные программы по профилактике вредных привычек в подростково-молодежной среде, методики экологического и семейного воспитания.

В городах Тамбове, Липецке, Воронеже, Рязани успешно реализуются многие социально-культурные программы и проекты. Среди них наиболее значимыми являются психолого-педаго­гические, экономические, правовые и досуговые программы. Так, например, в рамках реализации федеральной программы «Молодежь России» на базе городского Центра по работе с детьми и молодежью Комитета по делам детей и молодежи мэрии г. Тамбова разработаны программы: «Возрождение», «Я для России», «Экология и дети», «Взрослые и дети», которые включают множество других познавательных и образовательных проектов и программ. Достаточно назвать программы «Рост», «Познай себя и узнаешь мир людей», «Мир красотой спасется», «Милосердие и забота», которые вызвали интерес и нашли по­следователей в других регионах России.

Таким образом, учитывая реальные и потенциальные воз­можности региональных учреждений социально-культурной сферы, необходимо содействовать развитию и распростране­нию новых технологий в сфере досуга и создавать условия для их успешной реализации.