reforef.ru 1

Г.С. Горчаков


Океан

Мудрости
Томск

“Твердыня”

2005

Вы держите в руках вторую часть уникального предмета НАУКА МЫШЛЕНИЯ - ОКЕАН МУДРОСТИ. Из школьных и университетских программ напрочь исчезло ознакомление с выдающимися мыслями представителей человеческой цивилизации равно как народной мудрости, без чего немыслима подлинная Культура. Данное издание восполняет этот вопиющий пробел в нашем образовании и воспитании!

В образовательно-воспитательную систему впервые вводятся ранее не употребляемые в силу ряда причин высказывания из Живой Этики, Н.К. и Е.И. Рерихов, Е.П. Блават-ской, Великих Учителей человечества. Также необычно само построение текста, когда между отдельными выражениями и афоризмами используются авторские логические связки, что создает ощущение диалогичности и живости.

В оформлении обложки использована репродукция картины Н.К. Рериха «Матерь Мира».

Вступление
сторически исходным языком культуры, на котором выражалось сознание, был язык кратких изречений и "мудрых мыслей". Об этом говорят и изречения народной мудрости, представленные в пословицах и поговорках народов мира, нравственно-философские изречения основателей религий, современных этнических учений, высказывания древних мудрецов, современных деятелей культуры.

Афоризм как жанр представляет "перевод" нравственности с языка сердца на язык разума и наоборот. Он учит обрести целостность, единство побуждения и поступка, воли и действия, слова и дела, мысли и поведения, чувства и рассудка.

Возможности афористической формы в вопросах нравственного воспитания особенно велики. Нравственность - это такая сфера культуры, где слово - не просто "изреченная мысль", самоценная в своем языковом бытии, а "тень дела" (Демокрит), человече-ского поведения.

 У нас есть результаты мыслей величайших мыслителей, выделившихся в продолжение тысячелетий из миллиардов и миллиардов людей, и эти результаты мышления этих великих людей просеяны через решето и сито времени. Отброшено все посредственное, осталось одно самобытное, глубокое, нужное... (Л.Н. Толстой).


 Время ничего не может сделать великим мыслям, которые так же свежи и теперь, как тогда, когда в первый раз, много тому веков тому назад, зародились в уме своих авторов (С. Смайлс).

 Старинная мудрость завещала такое множество афоризмов, что из них камень по камню сложилась целая несокрушимая стена (М.Е. Салтыков-Щедрин).

 Есть у мудрейших запас изречений. Много для жизни полезных советов может в нем каждый найти (Феокрит).

 Издревле у людей есть мудрые и прекрасные изречения; от них следует нам поучаться (Геродот).

 Нравственные афоризмы в сжатом виде устанавливают обязанности в жизни человека, житейскую мудрость, точки зрения, определяющие в духовной сфере твердые основы и сдерживающие устои в человеческой деятельности и познании (Г. Гегель).

 Мы должны сохранять память не об одних только деяниях людей, но и об их словах. Настоящее хранилище этих слов, этих сказаний - это сборники речей, посланий и изречений (Ф. Бэкон).

 Просвещенный ум, так сказать, составляется из умов всех предшествующих веков (Б. Фонтенель).

 Огромнейшим сокровищем было бы собрание хороших и красивых человеческих мыслей (Ж. Делиль).

 Афоризмы - едва ли не лучшая форма для изложения философских суждений (Л.Н. Толстой).

 Пословица - это большое содержание, выраженное в немногих словах (Т. Фуллер).

 Мы были бы очень умными и очень счастливыми людьми, если бы многие истины, обратившиеся уже в пословицы или украшающие собою азбуки и прописи, перестали быть для нас мертвыми и избитыми фразами (Д.И. Писарев).

 Изучение мудрости возвышает и делает нас сильными и великодушными (Я. Коменский).

 Часто слышишь, что молодежь говорит: я не хочу жить чужим умом, я сам обдумаю. Зачем же тебе обдумывать обдуманное? Бери готовое и иди дальше. В этом сила человечества (Л.Н. Толстой).
СЛОВО О РАЗУМЕ

О мудрый, не должно ль в начале пути


Достоинства разума превознести.
О разуме мысли поведай свои,

Раздумий плоды от людей не таи.
Дар высший из всех, что послал нам Изед,

Наш разум,- достоин быть первым воспет.
Спасение в нем, утешение в нем,

В земной нашей жизни и в мире ином.
Лишь в разуме счастье, беда без него,

Лишь разум - богатство, нужда без него.
Доколе рассудок во мраке вовек

Отрады душе не найдет человек.
Так учит мыслитель, что знаньем богат,

Чье слово для жаждущих истины - клад...
Коль разум вожатым не станет тебе,

Дела твои сердце изранят тебе.
Разумный тебя одержимым сочтет,

Родной, как чужого, тебя отметет.
В обоих мирах возвышает он нас;

В оковах несчастный, чей разум угас.
Не разум ли око души? Не найти

С незрячей душою благого пути.
Он - первый средь вечных созданий творца,

Он стражей тройной охраняет сердца.
Слух, зренье и речь - трое стражей твоих,

И благо, и зло познаешь через них.
Кто разум и душу дерзнул бы воспеть?

Дерзнувшего кто бы услышал, ответь.
Коль внемлющих нет - бесполезны слова.

Ты мысль обрати к первым дням естества.
Венец мирозданья, ты создан творцом,

Ты образ и суть различаешь во всем.
Пусть разум водителем будет тебе,

От зла избавителем будет тебе.
Ты истину в мудрых реченьях найди,

О ней повествуя, весь мир обойди.
Науку все глубже постигнуть стремись,

Познания вечною жаждой томись.

Лишь первых познаний блеснет тебе свет,


Узнаешь: предела для знания нет.
Фирдоуси.
Глава 1. Мудрость
Мудрость - глубокий ум, опирающийся на большой жизненный опыт.

Образец самого высокого мышления представляют собой мысли великих людей. Четкие, отточенные, вы-страданные, они лучиками света освещают устремленному человеку его жизненный путь, укрепляют его силы, ободряют на преодоление многих препятствий. Великие мысли великих людей фактически не изучаются ни в школах, ни в вузах, ни даже на философских факультетах. И это самое поразительное и страшное - вершина человечества, его гордость, то, чем строиться должна жизнь, - все это оказывается невостребованным. И не стоит удивляться, что человечество напрочь удалилось от подлинного совершенствования и катится в бездну разложения, потому его система образования и воспитания напрочь исключает процесс развития мышления и изучение продуктов его в виде мыслей. Самолишенное вечного источника одухотворенной мысли предков, человечество превращается в скопище цивилизованных дикарей. Выдающиеся мыслители отошли в прошлое, на первое место вышел рынок с его экономикой и мышлением компьютерного дикаря. Не внешними атрибутами должны восхищаться люди, не боксеров и футболистов возводить на постаменты и чествовать как героев, а тех, кто составлял и, возможно, еще составляет умственную культуру.

Г.С. Горчаков. Наука мышления.

* * *

 Мудрость есть знание вечных истин, приложимых к жизни (Л.Н. Толстой).

 Не думай, чтобы мудрость представляла собой свойство только особенных людей. Мудрость необходима всем людям и потому свойственна всем людям. Мудрость в том, чтобы знать свое назначение и средства исполнять его (Л.Н. Толстой).

 В своей бессмертной природе Эго знает практически всё

(Е.П. Блаватская).

 Мудрость - это совокупность истин, добытых умом, наблюдением и опытом и приложимых к жизни, - это гармония идей с жизнью (И.А. Гончаров).


 Мудрое проникновение - красота, от проникновенного понимания - освобождение (Нагарджуна).

 Мудрость - дочь опыта (Леонардо да Винчи).

А опыт говорит:

 Самое меньшее благо в "жизни - это богатство; самое большое - мудрость (Г. Лессинг).

Странное свойство у мудрости:

 Мудрость бесконечна- чем дальше подвигаешься к ней, тем она становится нужнее (Л.Н. Толстой).

 Мудрость не в том, чтобы много знать. Всего знать мы никак не можем. Мудрость не в том, чтобы знать как можно больше, а в том, чтобы знать, какие знания самые нужные, какие менее и какие еще менее нужны (Л.Н. Толстой).

 Есть еще ум в глупце, сознающем свою глупость; но, наверное, нет ума в том, кто твердо уверен в своей мудрости (Дхаммапада).

 Всю жизнь проведет глупец подле мудрого и нимало не познает истины, как никогда ложка не поймет вкуса пищи

(Дхаммапада).

Надо понять, что:

 Драгоценнейший из даров, преподнесенных человеку на земле,- это стремление к мудрости (Е.П. Блаватская).

Однако:

 Если человек ищет мудрости, он умен, но если он думает, что нашел ее, он безумен (персидская мудрость).

 Мудрец ищет всего в себе, безумец - всего в других

(Конфуций).

 Мудрый чувствует себя как дома в каждой стране; отечеством для благородной души служит вся вселенная (Демокрит Абдерский).

И:

 Чем больше человек недоволен людьми и обстоятельствами и чем более доволен собою, тем он дальше от мудрости.

Пусть более низменные натуры дерутся, если им так угодно, мудрые соединяют свои различия в духе взаимной терпимости (К.Х).

 Мудрым может быть только тот, кто не считает себя мудрым. А не считает себя мудрым только тот, кто всегда видит перед собой совершенство Бога.


Не тот мудрец, кто держит добрые и красивые речи, но кто терпелив, свободен от ненависти и свободен от боязни, - тот только истинно мудрый человек (Дхаммапада).

Ибо:

 Условие мудрости - нравственная чистота; последствие ее - душевный мир (Л.Н. Толстой).

Отсюда:

 Тремя путями мы познаем мудрость: размышлением - самый благородный путь; подражанием - это самый легкий и третий, опытный, - это самый тяжелый (Конфуций).

Так:

 Никакие теоретические знания, никакие философии не дадут нам духовности, ибо лишь в испитии яда жизни и всех иллюзии ее накопляем мы чашу Амриты (мудрости) (Е.И. Рерих).

 Мудрость не боится незнания, не боится сомнений, не боится труда, исследования, боится одного: утверждения того, что она знает, чего не знает (Л.Н. Толстой).

 Мудрость достигается внутренней работой в уединении и такой же работой над самим собою в общении с людьми

(Л.Н. Толстой).

 Хорошо бы было, если бы мудрость была такого свойства, чтобы могла переливаться из того человека, который полон ею, в того, в котором ее нет, как вода переливается через шерсть из одного сосуда в другой до тех пор, пока оба будут равны. Но горе в том, что для восприятия чужой мудрости нужна прежде всего самостоятельная работа (Л.Н. Толстой).

 Надо много учиться, чтобы сознать, что знаешь мало

(Монтень).

 Наука о человеке - это наука мудрецов (Гельвеций).

 Там, где великие мудрецы имеют власть, подданные не замечают их существования. Там, где властвуют невеликие мудрецы, народ бывает привязан к ним и хвалит их. Там, где властвуют еще меньшие мудрецы, народ боится их, а там, где еще меньшие, народ их презирает (Лао Цзы).

И все же:

 Ученость редко совмещается с мудростью. Ученый знает много вещей, большею частью ненужных и сомнительных. Мудрец же знает немного вещей, но все, что он знает, нужно ему и людям, и то, что он знает, он знает наверное (Л.Н. Толстой).


 Интеллект не есть мудрость (Откровение - Живая Этика).

Потому:

 Человек мудрый должен всегда выбирать дороги, испытанные великими людьми, и подражать самым замечательным, так что если он и не достигнет их величия, то воспримет хоть некоторый его отблеск (Л.Н. Толстой).

Ведь:

 Чувство ответственности есть начало Мудрости

(Е.П. Блаватская).

 Мудрец не говорит о том, что делает, но и не делает того , о чем нельзя было бы сказать (Е.П. Блаватская).

 Мудрый убежден в своем неведении, глупец же - в своей мудрости (Е.П. Блаватская).

 Молчаливость - мудрость глупца (Публилий Сир).

 Человек, который умеет скрывать свою глупость, лучше, чем человек, который хочет выказать свою мудрость (Л.Н. Толстой).

А:

 Если бы мудрость вдруг оставила мир, то даже тогда никто бы не счел себя глупцом (Е.П. Блаватская).

 Мудрость мужественна (Живая Этика).

Однако:

 Когда рок настигает нас, тогда око Мудрости слепнет (Е.П. Блаватская).

Но:

 Нет таких положений и нет таких незначительных дел, в которых не могла бы проявиться мудрость (Л.Н. Толстой).

 Страдания жизни неразумной приводят к сознанию необходимости разумной жизни (Л.Н. Толстой).

 Куда придет человечество, это не дано знать людям. Высшая мудрость состоит в том, чтобы знать, куда тебе идти. А это ты знаешь: идти к высшему совершенству (Л.Н. Толстой).

 Мудрость для души - то же, что здоровье для тела

(Ф. Ларошфуко).

 Душа, в которой отсутствует мудрость, мертва. Но если обогатить ее учением, она оживает подобно заброшенной земле, на которую пролился дождь (Абуль Фарадж).

И:

 Если утратишь все, но обретешь мудрость, эта потеря - твое приобретение (Е.П.Блаватская).

 Мудрость - помощник счастью (осетинская пословица).

Опять же:

 Недостаточно обладать мудростью, нужно уметь пользоваться ею (Цицерон).

 Свойство мудрого человека состоит в трех вещах: первое - делать самому то, что он советует делать другим, второе - никогда не поступать против справедливости и третье - терпеливо переносить слабости людей, окружающих его (Л.Н. Толстой).

Ибо:

 Основа всякой мудрости есть терпение (Платон).

 Мудрецы суть свет приносящие (Е.П. Блаватская).

 Будда спросил: "Если человек, удостоенный общения со мной, не живет по моим заповедям, то какую пользу принесут ему десять тысяч наставлений?" (Е.П. Блаватская).

 По мере совершения мудрых дел все более и более жизни прибывает к человеку (Джон Рёскин).

Итак:

 Кто мудр? - У всех чему-нибудь научающийся (Л.Н. Толстой).

Вопросы для закрепления
1. Встречались ли вы с мудрыми людьми?

2. В чем заключалась их мудрость?

3. Каким должен быть мудрец?

4. Как становятся мудрецами?

5. Счастливы ли мудрецы?

6. Хотите ли вы стать мудрым?

Глава 2. Вселенная - Душа -

Истина

Человечество придает значение лишь тем понятиям, которые укладываются в сознании посредственности, ибо оно облекает в своем сознании каждую форму соответственно. Почему же не привились все высшие понятия? Почему же столько искажений? Почему же так много умалений? Ибо, истинно, дух человеческих исканий и устремлений обращен вниз. Но задача нового мира - пробудить сознание и вернуть миру предназначенный облик Красоты. Творчество духа должно напрягаться именно к восхождению. Именно не низводить высшее, но поднимать. Потому первым условием будет творить образ Божий по-божественному.


Г.С. Горчаков. Наука мышления.

* * *

Итак:

 Нет религии выше истины (Е.П. Блаватская).

 Душа Вселенной - истина (Ибн Сини).

 Свет плоти - солнце, свет духа - истина (русская пословица).

 Истина от земли, а правда с небес (русская пословица).

 Великий девиз Истины... в том, что в конечном итоге все в мире божественно (Е.П. Блаватская).

 Что такое истина? Истина для большинства людей обозначает правдоподобие, - нечто такое, что можно измерять числом полученных в ее пользу голосов (Томас Карлейль).

 За пределами человеческих понятий нужно искать Истину

(Живая Этика).

Ибо:

 Каждая Истина исходит от другой Истины (Живая Этика).

 Только когда исполнишь ту истину, которую знаешь, откроется тебе новая истина (Люси Малори).

 Истина - солнце разума (Л. Вовенарг).

И:

 Мудрость лишь в истине (И. Гёте).

Отсюда:

 Единое спасение - устремить дух в слияние Истины

(Живая Этика).

 Самая серьезная потребность есть потребность познания истины (Г. Гегель).

 Уважение к истине - начало премудрости (А.И. Герцен).

 Успокоение - в свете Истины (Живая Этика).

Ведь:

 Истина ярче Солнца. Она - солнечный день разума, а ложь - беспросветная тьма рассудка (Е.П. Блаватская).

 Солнце - свет для всякой плоти. Непреходящая Истина - свет для души (Е.П. Блаватская).

 Все кончается и проходит, лишь истина бессмертна и живет вечно (Е.П. Блаватская).

Однако:

 Больше всего извращается понятие Истины (Живая Этика).


 От малого до великого человечество извращает все Истины

(Живая Этика).

 Истине никогда не вредила насмешка, но рост истины останавливается в насмехающемся (Люси Малори).

 Многие последуют за лжепророком, но немногие признают Истину с первого взгляда (Е.П. Блаватская).

 Истину нельзя рассказать так, чтобы ее поняли; надо, чтобы в нее верили (У. Блейк).

 Мы радуемся, постигая истину. Если же радости нет, это означает, что мы только знакомы с истиной, но не сумели постичь ее (Р. Тагор).

 Величайшие истины - самые простые (Л.Н. Толстой).

 Истина бывает часто настолько проста, что в нее не верят

(Ф. Левальд).

 Слова истины всегда без украшений и просты.

Часто:

 Новая истина больше всего страдает от старой ошибки

(И. Гёте).

 Многие великие истины были сначала кощунством (Б. Шоу).

 Судьба всякой истины сначала быть осмеянной, а потом уже признанной (А. Швейцер).

 Всякая доктрина проходит три этапа: сначала ее атакуют, объявляя абсурдной, потом допускают, что она, очевидно, справедлива, но незначительна. Признают, наконец, ее истинную важность, и тогда ее противники оспаривают честь ее открытия (У. Джеймс).

Именно:

 Эгоизм является непроходимой стеною, отделяющей мыслящую личность от Истины. Он стал плодовитым отцом всех человеческих пороков - лжи, рожденной необходимостью скрывать истинные намерения, и лицемерия, рожденного стремлением замаскировать ложь (Е.П. Блаватская).

 Если человек сробеет перед истиной и, увидев ее, не признает ее, а будет заглушать в себе сознание того, что то, что он считал истиной, есть ложь, то он никогда не узнает, что ему делать (Л.Н. Толстой).

 Истина не может заставить человека быть недобрым или самоуверенным. Проявления истины всегда кротки, смиренны и просты (Л.Н. Толстой).


 Всякая условность есть заведомая ложь, ибо во всех случаях это "имитация чувств в соответствии с общепринятыми стандартами" (определение Ф.У. Робертсона); а там, где есть имитация, не может быть истины (Е.П. Блаватская).

Но не надо далеко искать истину:

 Иногда ищем далеко, а она совсем близко (Н.К. Рерих).

 Истина с вами, умейте открыть ей путь (Живая Этика).

 Стремление к истине - единственное занятие, достойное героя (Д. Бруно).

 Достоинство человека измеряется не той истиной, которой он владеет, а тем трудом, который он приложил для ее приобретения (Лессинг).

Потому:

 Утверждение истины всегда будет преследуемо ложью

(Живая Этика).

 Чем выше истина, тем больше клевета (Е.П. Блаватская).

 Клевета, какой бы наглой она ни была, очень часто прощается и даже забывается, но однажды высказанную правду вам не простят никогда! (Е.П. Блаватская).

Ведь:

 Истина борется со смертью (Живая Этика).

Отсюда:

 Пусть человек побеждает гнев любовью, зло - добром, жадность - щедростью, а ложь - Истиной (Е.П. Блаватская).

 Будь другом истины до мученичества, но не будь ее защитником до нетерпимости (Пифагор).

 Не тот смел, кто входит в логово зверя, а тот, кто с Истиной противостоит миру (Е.П. Блаватская).

Лучше быть с Истиной одному против мира, чем с миром против Истины. И знай:

 Говорящий истину всем враг (тамильская пословица).

Сам:

 Человек - это истина мира, венец.

Знает это не каждый, а только мудрец (Омар Хайям).

И все же:

 Свыше льются слова Правды, но люди изобрели зонтики и прикрылись от грозы туч Господних (Живая Этика).


 Истина вредна только тому, кто делает зло. Делающие добро любят истину… (Л.Н. Толстой).

 Нет несчастия хуже того, когда человек начинает бояться истины, чтобы она не обличила его (Л.Н. Толстой).

 Если бы люди были вполне добродетельны, они никогда не отступали бы от истины (Л.Н. Толстой).

 В жизни ты изведаешь многое, пока поймешь простую истину: лучше довольствоваться малым, но своим, чем добиваться благ, облизывая чужой зад (Джами).

Велика цена отступления от истины:

 Плод всякого сделанного тобою со дня твоего рождения доброго дела погибнет, как только ты отступишь от истины. Тот высший дух, который живет в тебе и про который ты знаешь, что он един с тобою, есть всеведущий наблюдатель добра и зла, которое ты совершаешь (Законы Ману).

Поэтому:

 Нашедший истину в собственной душе, но пренеберегающий ею в угоду мертвой букве - приспособленец

(Е.П. Блаватская).

 Насильно нельзя приказать познать Истину (Живая Этика).

 Невозможно кого-либо насильно обучить Истине или передать ее. Каждый должен сам найти Истину. Все, что можно сделать, - это лишь указать направление (Е.И. Рерих).

В действительности:

 Истина - труднейшее мастерство (Живая Этика).

 Тысячи путей ведут к заблуждению; к истине - только один

(Руссо).

 Ищи истину в мысли, а не в гниющих книгах. Если хочешь, видеть месяц, то гляди на небо, а не в лужу

(персидское изречение).

 Истина не познается путем разговоров, а только трудом и наблюдением. И когда вы овладеете одной истиной - две другие, наверное, предстанут перед вами (Джон Рёскин).

 Главное препятствие познания есть не ложь, а подобие истины (Л.Н. Толстой).

 ...Истина не требует помощи у лжи (В.Г. Белинский).


 Только заблуждение нуждается в искусственной поддержке. Истина может стоять одна (Л.Н. Толстой).

 Истина не боится никаких исследований (Живая Этика).

Ибо:

 Истина, выраженная словами, есть могущественная сила в жизни людей (Л.Н. Толстой).

 Истина очищает человеческий ум, а нравственная дисциплина воодушевляет (Е.П. Блаватская).

 Ничто так не содействует торжеству разума, как спокойствие тех, которые служат ему. Истина страдает часто более от горячности своих защитников, чем от нападок своих противников

(Пэн).

Опять же:

 Истина любит действовать открыто (У. Шекспир).

И:

 Единственное, к чему стоит стремиться, - это улучшение состояния человека путем распространения истины в форме, пригодной для восприятия человеком на различных этапах его развития, с учетом условий страны, в которой он живет (К.Х).

 Вам надлежит доказать своим недоброжелателям и врагам, что ваше дело сильно, и , построив его на незыблемой скале истины, вы никогда не встретите непреодолимой преграды на пути к прогрессу, кто бы вам ни противостоял, сколь бы силен он ни был, если вы будете едины и станете действовать в полном согласии (К.Х).
Вопросы для закрепления
1. Что для вас Истина?

2. Дружите ли вы с Истиной?

3. Как добывается Истина?

4. Вы будете с Истиной, против всего мира или с миром, но против Истины?

5. Надо ли Истину утверждать делами?
Глава 3. Разум – душе спасение
РАЗУМ - это творческий интеллект с его способностью к абстрактному мышлению и созданию из мыслительных волн концентрированных мыслеобразов; творчество идей, которые управляют жизнью народов и жизнью планеты.

Г.С. Горчаков. Наука мышления.


* * *

О значении ума и говорится в русской мудрости:

 Не копьем побивают, а умом.

 Ум хорошо, а два лучше.

 По платью встречают, по уму провожают.

 Умному свистни, а он уже и смыслит.

 Как страшен может быть разум, если он не служит человеку (Софокл).

 Недостаточно обладать мудростью, нужно уметь пользоваться ею (Цицерон).

 Каждое существо имеет органы, указывающие ему на место в мире. Для человека этот орган есть разум.

 Если разум не указывает тебе твоего места в мире и твоего назначения, то знай, что виновато в этом не дурное устройство мира, не твой разум, а ложное направление, которое ты дал ему

(Л.Н. Толстой).

 Одному только разуму, как мудрому попечителю, должно вверять всю жизнь (Пифагор).

 Разум - душе во спасенье, Богу на славу (русская пословица).

 Разум дан человеку для того, чтобы он разумно жил, а не для того, чтобы он видел, что он неразумно живет (В.Г. Белинский).

 На то человек родился, чтобы жить своим умом (Л.Н. Толстой).

 Знание, чувство, воля суть коллеги ума, но не способности его (Е.П. Блаватская).

 Мало иметь хороший ум, главное - хорошо его применять

(Р. Декарт).

 Разум - это зажигательное стекло, которое, воспламеняя, само остается холодным (Р. Декарт).

 Разум один во всех людях. Общение людей основано на разуме. В человека обязательны требования единого для всех разума (Л.Н. Толстой).

 Разум как отдельного человека, так и совокупности людей есть единственный руководитель человеческой жизни

(Л.Н. Толстой).

 Лишь в разуме счастье, беда без него,

Лишь разум - богатство, нужда без него (Фурдоуси).

 Был бы ум, будет и рубль (русская пословица).


Кажется, всем ясно, что:

 Человек мыслит - так он создан. Ясно, что он должен мыслить разумно. Разумно мыслящий человек прежде всего думает о том, для какой цели он должен жить: он думает о своей душе, о Боге. Посмотрите же, о чем думают мирские люди? О чем угодно, только не об этом. Они думают о плясках, о музыке, о пении; они думают о постройках, о богатстве, о власти; они завидуют положению богачей и царей. Но они вовсе не думают о том, что значит быть человеком (Паскаль).

А:

 Кто хочет сделаться истинным человеком, тот должен отбросить угождение миру; кто хочет жить истинной жизнью, тот пусть не руководится тем, что принято считать добром, а пусть тщательно доискивается, где и что есть истинное добро. Нет ничего святее и производительнее самостоятельной душевной пытливости. Прежде всего установите в себе такое отношение к явлениям жизни, а потом уже решайте сами для себя все возникающие вопросы (Эмерсон).

Ведь:

 Разуму свойственно размышлять, сознавать, то есть связывать причины и следствия, давать ответ на вопрос "почему", выявлять случайное, обнаруживать закономерное, устанавливать согласованность новых свойств с новыми условиями, находить в цепи происходящего начала и концы (Ж. Фабер).

Ибо:

 Если бы у человека не было разума, он бы не мог отличать хорошее от дурного, не мог бы иметь истинного блага и обладать им (Л.Н. Толстой).

 Мы не свободны и подчинены и своим страстям, и другим людям в той степени, в какой отступаем от требований разума. Истинное освобождение совершается только разумом

(Л.Н. Толстой).

 Наши нравственные чувства так переплетены с умственными силами, что мы не можем затронуть одних, не затронув и других. Большой ум, при отсутствии нравственного чувства, - источник великих бедствий (Джон Рёскин).

 Разумное и нравственное всегда совпадают (Л.Н. Толстой).


Даже:

 Доброта без разума пуста (русская пословица).

Но:

 Обыкновенно делают различие между разумом и совестью, говоря, что добрые дела важнее сильного мышления. Но таким разделением неразрывно соединенных сил души мы калечим нашу природу. Отнимите мысль о добродетели, что останется? Без силы мысли то, что мы называем совестью, вырождается в мечтания, преувеличение, оправдание зла. Самые жестокие дела на свете были совершены во имя совести. Люди ненавидели, убивали друг друга по долгу совести (Чаннинг).

А причина в том, что:

 Разум и ум - два совершенно различных свойства. Есть много людей с большим умом, лишенных разума. Ум есть способность понимать и соображать жизненные, мирские условия; разум же есть божественная сущность души, открывающая ей ее отношение к миру и Богу. Разум не только не одно и то же, что ум, но противоположен ему: разум освобождает человека от тех соблазнов и обманов, которые накладывает на человека ум. В этом главная деятельность разума; уничтожая соблазны, разум освобождает сущность души человеческой - любовь и дает ей возможность проявлять себя (Л.Н. Толстой).

 Любовь показывает человеку цель его жизни; разум показывает средства исполнения ее (Л.Н. Толстой).

Так:

 Заблуждение не перестает быть заблуждением от того, что большинство разделяет его (Л.Н.Толстой).

 Люди, уверяющие других, что разум не может быть руководителем жизни, - это те люди, которые, отказавшись от разума, испортили свою жизнь и не хотят изменить ее (Л.Н. Толстой).

 Одна из главных обязанностей человека состоит в том, чтобы заставить светить во всю силу то светлое начало разума, которое мы получаем от неба (китайская мудрость).

 Разумный человек не может быть зол. Добрый человек всегда разумен. Увеличивай в себе доброту упражнением разума и разум упражнением в любви (Л.Н. Толстой).

 Будда говорил: в размышлениях, в жизни, в разговоре, в изучении никогда не забываю главного - требований Разума

(Л.Н. Толстой).