reforef.ru 1
Т. А. Воробьева, О. И. Крупенчук


МЯЧ И РЕЧЬ




Воробьева Т. А., Крупенчук О. И.

Мяч и речь. — СПб.: Дельта, 2001. — 96 с, ил. 18ВЫ 5-89151-113-4

Игры
с мячом являются необходимыми предпосылками для луч­шего функционирования речевых органов и оказывают положитель­ное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.

Представленные в книге игры с мячом не требуют сложной атри­бутики, длительной подготовки и больших временных затрат.

Книга предназначена для родителей, логопедов и воспитателей.

ВВЕДЕНИЕ

Игры с мячом известны с древних времен, хотя точно исто­рия не знает ни места, ни времени рождения этих игр.

Практически каждый ребенок с раннего возраста знаком с мячом. Игры с мячом весьма популярны, они встречаются почти у всех народов мира и не случайно считаются самы­ми распространенными из игр.

В России игры с мячом также, были известны издавна. В простонародье мячи чаще всего делали из тряпья и тряпьем же набивали. В северных губерниях мячи плели из лыка — ремешков, сделанных из коры березы, липы или ивы. Такие мячи внутри были пустыми или набивались песком.

В некоторых областях мячи делались из овечьей шерсти. Клок шерсти сначала скатывали до тех пор, пока комок не делался плотным, после чего сю бросали и кипяток. Затем его вынимали из воды, вновь катали и просушивали. Такой мяч был легким и мягким, а по сноси упругости не уступал резиновому. Настоящие же резиновые мячи могли позво­лить себе только дети из богатых семей.

Теперь любой ребенок имеет возможность играть с мячом. И выбор их достаточно широк: в продаже имеются мячи различного цвета, размера, качества — на любой вкус. Как правило, ребенка более всего привлекают мячи яркие, пры­гучие, легкие.

Однако опросы родителей за последние три года показали, что играм с мячом уделяется мало внимания. Не у всех детей дома имеются мячи, и даже летом, на отдыхе, мяч остается незаслуженно забытым. Не знают родители и игр с мячом, соответственно, не могут научить им и своих де­тей. Из множества существующих игр большинство роди­телей называли в основном футбол.


Мы давно использовали мяч в играх с детьми логопедичес­кой группы и обратили внимание на то, что он может быть прекрасным инструментом, используемым в коррекционной практике.
Последние три года, углубленно работая в этом направле­нии, мы сделали следующие выводы о значении игр с мячом в развитии детей с нарушениями речи:


  1. Игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают его к общению.

  2. Освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности на занятиях.

  3. Помогают разнообразить виды деятельности детей на коррекционном занятии по всем разделам программы, включая в работу различные уровни регуляции.

  4. Развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.

  5. Помогают проводить работу над развитием просодичес­ких компонентов речи.

  6. Регулируют силу и точность движения.

  7. Само движение мяча активизирует непроизвольное вни­мание, а то, что он может быть брошен любому из де­тей, формирует произвольное внимание.

  1. Игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипервозбуди­мых детей.

  1. Развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции.

  1. Развивая мышечную силу, усиливают работу важней­ших органов — легких, сердца, улучшают обмен ве­ществ.

Все это является необходимыми предпосылками для лучше­го функционирования речевых органов и оказывает поло­жительное влияние на выработку у детей правильных рече­вых навыков.

Мы предлагаем подборку игр с мячом, которые могут быть использованы на различных этапах коррекционной работы.

Представленные в книге игры с мячом удобны тем, что не требуют сложной атрибутики, длительной подготовки к ним, больших временных затрат и могут быть рекомендо­ваны логопедам, воспитателям и родителям.


СТРАНИЧКА ДЛЯ ЛОГОПЕДОВ-ПРАКТИКОВ
Логопеды-практики могут подобрать игры с мячом для каждого отдельного ребенка, опираясь на знание уровневой теории организации движений, описанной известным физио­логом Н. А. Бернштейном в его «Очерках по физиологии движений и физиологии активности».
А. Рубро-спинальный уровень регуляции движений.

При нарушении в деятельности этого уровня у детей на­блюдается тремор органов артикуляционного аппарата, кончиков пальцев (в состоянии покоя или при письме).

Исходя из особенностей движений этих детей, мы рекомен­дуем особое внимание уделять играм и упражнениям с мя­чом на занятиях по физической культуре, а также различ­ным видам массажа.
В. Таламопаллидарный уровень, регулирующий вспомогательные движения.

Дети с нарушениями этого уровня отличаются неловкос­тью, у них возникают трудности во внешней увязке целост­ного движения, ослабление выразительности движений, ми­мики, может обедняться голос. Например, при рисовании они затрудняются придерживать лист бумаги, а буквы при письме у них получаются разновысокие.

Суть коррекций этого уровня заключается во внутренней увязке целостного большого движения, в согласовании его составных частей. Для детей с данными нарушениями очень полезны спортив­ные игры и упражнения с мячом и комплексы с элементами самомассажа.
С. Пирамидно-сщриальный уровень пространственного поля.

Обеспечивает согласованность движения с внешним про­странством при помощи зрения.

Подуровень С-1осуществляет оценку направления дви­жения и дозировку силы по ходу движения.

Подуровень С-2регулирует максимальную целевую точ­ность движения.

При нарушении деятельности этого уровня у детей наблю­даются парезы, нарушение координации движений. Ребенок не может попасть ногой по мячу, поставить точку в квад­ратике, поставить язык в точно указанное место при вы­полнении артикуляционных упражнений.


Для коррекции нарушений этого уровня мы предлагаем де­тям упражнения с мячом, направленные на ориентировку в пространстве, спортивные упражнения с мячом, игру в фут­бол (особенно в позиции вратаря), а также упражнения для развития мелкой моторики (комплекс «Разминка»), игры с вышитыми панно.
D. Теменно-премоторный, кортикальный уровень организации движений.

Обеспечивает пространственную осмысленность движения.

У детей с нарушениями этого уровня страдает не координа­ция движений, а их смысловая организация и реализация (апраксия и диспраксия), ориентировка в пространстве (право, лево), затруднена выработка любого навыка.

Для коррекции нарушений этого уровня детям предлагают­ся подвижные игры и упражнения с мячом, упражнения с мячом на ориентировку в пространстве, игра «Приключение колобка» (из раздела «Мелкая моторика»), комплекс «Фокусник».
Е. Уровень символической организации.

С ним связаны понимание чужой и собственной речи, пись­менное и устное выражение своих мыслей.

Для коррекции нарушений этого уровня мы предлагаем ис­пользовать игры с мячом на закрепление правильного звукопроизношения и развитие лексико-грамматического строя речи.
Эта концепция дает возможность выделить у каждого от­дельного ребенка нарушения в деятельности того или иного уровня регуляции движений и подобрать упражнения и игры с мячом для их коррекции.

В январе 1998 года Ассоциация логопатологов Санкт-Пе­тербурга и области под руководством президента ассоциа­ции профессора Г. А. Волковой проводила конференцию на тему: «Проблемы готовности к школьному обучению детей с нарушениями речи». В докладах выступающих прозвуча­ли данные о том, что в последние годы увеличилось коли­чество детей с расстройствами письма и чтения (дисграфия и дислексия).

В настоящее время этими нарушениями страдают 50-60 % учащихся массовых школ.

Подобные данные заставляют серьезно задуматься об этой проблеме и приложить все усилия, чтобы в полной мере провести работу по предупреждению ошибок чтения и пись­ма у детей с патологией речи.


Для успешного овладения письменной речью ребенок дол­жен располагать целым рядом необходимых предпосылок, сформированных у него еще в дошкольном возрасте:
1. Развитая фонематическая функция (включая возмож­ность четкой слуховой дифференциации акустически близких звуков, а также начальной формы звукового анализа и синтеза слов).


  1. Достаточный уровень сформированности зрительно-пространственных представлений.

  2. Хорошее владение устной речью (звукопроизношением, словарным запасом, грамматическим строем, связной речью).

  3. Развитая мелкая ручная моторика (по данным Л. Г. Па­рамоновой).


Вся работа по предупреждению ошибок чтения и письма у детей строится в соответствии с названными выше предпо­сылками письма. Исходя из этого, а также из необходимос­ти проводить у наших детей коррекцию различных уровней нарушения движений (по Н. А. Бернштейну), мы сочли це­лесообразным распределить игры с мячом по следующим разделам:


  1. Игры и упражнения с мячом, направленные на развитие общей моторики.

  2. Игры с мячами и шарами, направленные на развитие мелкой моторики.

  3. Игры с мячом, направленные на развитие ориентировки в пространстве.

  4. Игры с мячом, направленные на развитие фонематичес­кого восприятия, закрепление правильного произноше­ния, дифференциацию звуков.

  5. Игры с мячом, направленные на обобщение и расшире­ние словарного запаса, развитие грамматического строя речи. Игры с элементами ТРИЗа.


Игры и упражнения с мячом, направленные на развитие об­щей моторики, проводит преподаватель физической куль­туры. Физкультурные занятия проводятся со всеми детьми два раза в неделю. На них отрабатываются основные дви­жения с мячом (смотрите приложение «Школа мяча»), про­водятся игры, эстафеты с мячами.

Целью нашей книги является описание игр с мячом, кото­рые на протяжении всего учебного года проводят логопед и воспитатели.

Итак, начнем со считалок:
Раз, два, три, четыре, пять,

Будем с мячиком играть.

Кто бросать, а кто ловить,

Будешь ты у нас водить.
Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел мячик погулять,

Но ребята увидали

И пропасть ему не дали.
Стали дети с ним играть,

Стали игры выбирать.

ЧАСТЬ 1
ИГРЫ С МЯЧОМ,

НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
В своей работе мы опираемся на то, что для полноценного формирования навыков устной речи ребенка важно разви­вать у него мелкую моторику рук. Современные научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, «отвечающие» за движение органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Следовательно, идущие в кору го­ловного мозга нервные импульсы от движущихся пальцев рук «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность,'

В практике работы с детьми речевой группы мы прослежи­ваем прямую зависимость между уровнем сформированности речи и развитием моторики пальцев рук у каждого от­дельного ребенка.

Детям логопедической группы предлагаются разнообраз­ные и многочисленные задания для развития мелкой мото­рики, среди которых ведущее место занимают игры с мя­чом.

Мы предлагаем вам комплекс «Разминка» для развития мелкой моторики, с использованием небольших мячиков или разноцветных каучуковых шариков, в который входят элементы массажа. Каучуковые шарики легко помещаются в ладошки детей, не выскальзывают из рук. Этот комплекс целесообразно проводить в начале занятий.

КОМПЛЕКС «РАЗМИНКА»
Мячик сильно посжимаю

И ладошку поменяю.



«Здравствуй, мой любимый мячик!»

Скажет утром каждый пальчик.




Крепко мячик обнимает.

Никуда не выпускает.



Только брату отдает:

Брат у брата мяч берет.


Два козленка мяч бодали

И другим козлятам дали.


По столу круги катаю,

Из-под рук не выпускаю.
Взад-вперед его качу;

Вправо-влево как хочу.



Танцевать умеет танец

На мяче мой каждый палец.



Мячик пальцем разминаю,

Вдоль по пальцам мяч гоняю.

Мячик мой не отдыхает

Между пальцами гуляет.




Поиграю я в футбол

И забью в ладошку гол.



Сверху левой, снизу правой


Я его катаю браво.


Поверну, а ты проверь

Сверху правая теперь!




«ФОКУСНИК»

Рекомендуем проводить после комплекса «Разминка».

Дети с недостатками произношения часто совершают ошибки в использовании предлогов.

Мы предлагаем в веселой, непринужденной игре помочь им научиться правильно употреблять предлоги, совмещая это занятие с упражнениями для развития мелкой моторики.
Ловко с мячиком играем

И предлоги называем.
За рукой и под рукой,

Из-под кисти на покой.


Над рукою мяч кружит,

От нее теперь бежит.



Между пальцев подержу

И в ладошку положу.

Из руки его достану,

Cправа, слева ставить стану.



Перед грудью пронесу,

Сзади спрячу, потрясу.



Из-за спинки выну мячик,

Возле ног моих поскачет.



Подержу вверху, внизу,

Мимо носа пронесу
Мяч снаружи, мяч внутри.

Поруке качу смотри!
Вдоль ладони, через палец

И вокруг запястья танец.



Мяч с одной рукой играет

И к другой перебегает.

Дружит мяч с моей рукой —

Вот я фокусник какой!


СДЕЛАЙ САМ

(Для педагогов-умельцев)

Ниже предлагается описание пособий, изготовленных в на­шей группе, при помощи которых успешно развиваются мелкая моторика и тактильные ощущения.

Пособия выполнены в виде панно из ткани различной фак­туры с объемной вышивкой. Ткань натянута на твердую основу (картон, пластик, тонкая фанера). Объемная вышив­ка позволяет ребенку тактильно ощущать направление ри­сунка, помогает прокатывать шарик по панно.

Вместо сюжетных, целиком вышитых панно можно исполь­зовать более легкое в изготовлении, унифицированное по­собие, когда к заготовке с заранее вышитыми дорожками крепятся на «липучках» те или иные картинки.

Далее мы расскажем о работе по развитию мелкой мотори­ки с помощью наших пособий.

1. «Разноцветные шары»



Дети прокатывают шарик снизу вверх различными пальца­ми правой или левой руки. Одновременно идет закрепление основных цветов по цветовой гамме вышитых шариков.

Движения пальцев можно сопровождать стихотворением:
Шарик, шарик, не грусти,

Что тебя я отпустил.


Но ты так хотел на небо

Ты ж еще на небе не был!

2. «Дождик»






Ребенку предлагается прокатывать шарик поочередно раз­личными пальцами правой или левой руки, имитируя дож­дик.

Движения сопровождаются стихотворением:
Дождик крапал, капал, лил

И по улице бродил.

Намочил он всех прохожих,

Друг на друга не похожих.

Лишь под зонтик не попал:

Капнул в лужу и пропал!

3. «Парашютисты»

Упражнение выполняется аналогично предыдущим. Прока­тывание шариков сопровождается пропеванием обозначен­ных гласных звуков.
Мы летим на парашюте.

Мы серьезны и не шутим.

Вместе с ветром мы вдвоем

Звуки гласные поем: А—У...
До земли тут метров триста,

И поют парашютисты:


4. «Плывет, едет, скачет»




Дети прокатывают шарик по дорожкам усложненной кон­фигурации, сопровождая движения стихотворениями:

Машина

Как у синей у машины

Об асфальт шуршали шины.
Едет-едет по дорожке

И пыхтит четвероножка.

На ногах четыре шины,

А зовут ее машина.

Мяч

Скачет мячик, как живой.

Мячик, мячик, что с тобой?

Ничего он не сказал,

Лишь быстрее поскакал.
Лодочка
Вот плывет моя ладья.

А на ней плыву и я.

Мы по синим по волнам

Приплываем в гости к вам.
Я отважный мореход,

Ловкий и умелый.

В море парусник плывет

С капитаном смелым.
5. «Спираль»

Не ползет и не бежит

Над цветком она кружит.

За витком идет виток

Вот и села на цветок.
6. «Кто быстрее?»





Кто быстрее всех придет,

Тот нектар в цветке найдет.
Упражнения с пособиями «Спираль» и «Кто быстрее?» но­сят соревновательный характер и выполняются двумя и бо­лее детьми одновременно.

7. «Снежинки»
С холодного неба снежинки слетают,

Летят и на солнышке зимнем сверкают.


  1. «Времена года»


Используя данное пособие, мы не только развиваем мелкую моторику, но и закрепляем лексику по теме «Календарь».



За зимой идет весна,

Снова будет не до сна.

За весною будет лето

Не забудем мы про это.

А потом приходит осень


Хоть ее мы и не просим.

А за осенью зима,

Заморозит все сама.
9. «Перевертыши»

Прокатывая шарик по дорожке, дети читают каждое слово в одну и другую стороны. Мы предлагаем использовать это пособие в унифицированном виде со съемными буквами.

Можем предложить следующие слова:

дед, пуп, кок, потоп, мадам, комок, казак, заказ, топот, доход.





Хоть слева направо, хоть справа налево-

Читайте меня одинаково смело.

Тут слово такое хоть взад, хоть вперед

Читается прямо и наоборот.
10. «Угощение»

Используя съемные картинки, и это пособие можно превра­тить в универсальное, и, развивая моторику детей, закреп­лять лексику по теме «Животные».





Хочет косточку щенок.

А какой от кости прок?

Лучше б дали мяса миску

Или толстую сосиску.


Хочет белка все грибочки

Поразвесить на сучочки,

Чтоб, когда придет зима,

Вдоволь кушала она.
11. «Машина» и «Стрекоза».

Подставляя различные картинки, можно совершенствовать глагольный словарь детей.




Шла машина, торопилась

Прямо к дому подкатилась.

Поворотов было много,

Ох, и трудная дорога!

Стрекоза к цветку летела,

Посидеть на нем хотела.

Так спешила, стрекотала,

Что прохожих распугала.
12. «Путешествие колобка»





Самый усложненный вариант представленных игровых уп­ражнений. Здесь, развивая мелкую моторику, мы одновре­менно закрепляем пространственную ориентировку, изу­ченные грамматические формы, правильное конструирова­ние фразы. Дети составляют веселые рассказы о приключе­ниях колобка, сопровождая свою речь движениями рук. На панно можно выставлять различные фигурки, мелкие иг­рушки и сочинять диалоги между персонажами.

ЧАСТЬ 2

ИГРЫ С МЯЧОМ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ

Для детей с речевой патологией характерно нарушение пространственного восприятия, что создает значительные сложности в ориентации в пространстве, а в дальнейшем приводит к дисграфии.

Наша система упражнений с мячом направлена на отработ­ку силы, точности движения, возможности определения себя и предмета в пространственном поле. Для этого мы исполь­зуем резиновые, теннисные и сшитые из ткани мячи.

Все эти игры не требуют большого пространства. Их мож­но проводить даже в небольшом логопедическом кабинете.
1. Игра «Вратарь»

Цель: закрепление ориентированности ребенка в правой и левой сторонах, развитие быстроты реакции, точнос­ти движения.

Ход игры. Взрослый бросает мяч ребенку, одновременно предупреждая ребенка, куда должен лететь мяч. Ре­бенок должен сделать вратарское движение в задан­ном направлении.





Ребенок:

Вратарем зовусь не зря:

Мяч всегда поймаю я.


Логопед:

Раз, два, три

Справа (слева, прямо) мяч, смотри!
2. Игра «Вправо, влево прокати, только мяч не упусти»




Цель: закрепление ориентированности ребенка в правой и левой сторонах пространства, развитие ручной мо­торики.
Оборудование: маленькие мячи или шарики.

Ход игры. Дети садятся вокруг стола. Мяч прокатывается от одного ребенка к другому по инструкции логопе­да: «Саша, кати мяч влево (к Диме). Кати мяч впра­во (к Оле). Куда надо катить мяч, чтобы он попал к Лене?» Важно удержать мяч на столе.
3. Игра «Мячик прыгает по мне по груди и по спине»

Цель: закрепление ориентированности ребенка в собствен­ном теле и в пространстве (справа слева, впере­ди— сзади), закрепление употребления предлогов.

Оборудование: мячи, сшитые из ткани, теннисные мячи.

Ход игры. Дети выполняют задания но инструкции лого­педа.

Логопед:
В правую руку свой мячик возьми.

Над головою его подними

И перед грудью его подержи.

К левой ступне не спеша положи.

За спину спрячь и затылка коснись.

Руку смени и другим улыбнись.

Правого плечика мячик коснется

И ненадолго за спину вернется.

С голени правой да к левой ступне,

Да на живот не запутаться б мне.
4. Игра «Попади в ворота»






Цель: закрепление умения ориентирования (справа — слева, впереди — сзади, прямо), развитие моторики.

Оборудование: мячи малой или средней величины, ворота, сделанные из деталей конструктора или кубиков.


Ход игры. По заданию логопеда дети прокатывают мяч в ворота, которые расположены в разных направлени­ях (прямо, слева, справа, сзади ребенка).

Логопед:
От ворот поворот

Вправо и наоборот.
5. Игра «Если все мы встанем в круг, мяч тебе я брошу, друг»

Цель: закрепление умения ориентирования (справа — сле­ва), развитие ловкости, внимания, словесного обо­значения действия.

Ход игры. Дети становятся в круг на некотором расстоянии друг от друга и перекидывают мяч, говоря при этом: «Мяч бросаю вправо, Лене. Лена, лови!», «Мяч бро­саю влево, Саше. Саша, лови!»


6. Игра «Справа, слева, впереди в обруч точно попади»





Цель: закрепление умения ориентирования в пространстве (справа, слева), развитие моторики, ловкости, внима­ния, памяти, закрепление навыков счета.

Оборудование: небольшие обручи двух цветов, мячи.

Ход игры. Ребенок с мячом становится между двумя обру­чами разного цвета, лежащими на полу. Логопед предлагает ребенку следующие задания:

Какой обруч находится слева (справа)?

  • Стукни три раза мячом в правый обруч.

  • Стукни четыре раза мячом в левый обруч.

  • Стукни мячом два раза перед собой и четыре раза в правый обруч.

Стукни мячом три раза в левый обруч и четыре раза перед собой.

  1. Игра «Вдоль цепочки из колец ходит ловкий молодец»





Цель: развитие ловкости, координации движений, ориента­ции в пространстве.

Оборудование: дорожка из трех — пяти обручей, мячи.

Ход игры. Дети выстраиваются в колонну напротив дорож­ки из обручей. Детям предлагается пройти дорожку, ударяя мячом в каждый обруч:
Я вдоль обручей иду,

В каждый обруч попаду.
Возможны различные варианты: начать с первого обруча; начать с последнего обруча; пройти дорожку туда и обрат­но; пройти дорожку, ударяя мячом справа (слева) от себя. Усложнение: попади мячом во второй, в пятый обруч и т. д.
8. Комплекс упражнений для ног с элементами самомассажа

Выполняется сидя на стульчике.
Вариант 1. Дети катают мяч вперед — назад стопой пра­вой и левой ноги поочередно.
Разомнем мы ноги сами,

Покатаем мяч ногами.

Правой ногою туда и сюда

Левая все повторяет всегда.





Вариант 2. Мяч катается одновременно двумя ногами впе­ред — назад. В каком направлении ты катаешь мяч?
Обе ноги мы на мячик поставим,

Взад и вперёд покататься заставим.
Вариант 3. Мяч катается двумя ногами одновременно по кругу. Как ты катаешь мяч?
Круг на полу нарисуем мячом

Только ногами не лбом, не плечом.





9. «Мячик об пол и поймай, да смотри же, не роняй» Упражнение выполняется сидя на стульчике. Ноги развели, стукнули мячиком перед собой, свели ноги.

10. «Справа, слева я стучу перепутать не хочу!» Упражнение выполняется сидя на стуле, ноги вместе. Ребе­нок выполняет удары мячом справа и слева от себя.

Справа два, а слева три.

Справа трижды повтори.

Справа раз, а слева два.

Не запутался едва.


11. «Я по стульчику стучу,
и по полу
где хочу!»

Упражнение выполняется стоя перед стульчиком. Ребенок, по инструкции логопеда, ударяет мячом по сиденью стуль­чика, по полу справа, по полу слева, в различных вариан­тах.
12. «Прыгает и скачет по сиденью мячик»

Ребенок обходит вокруг стульчика, производя удары мя­чом по сиденью.
13. «Вот стоит из стульев ряд.
Я ударить в каждый рад»

Три-четыре стульчика выстраивают в ряд. Ребенок подхо­дит к первому стульчику, ударяет мячом по сиденью, ловит мяч, переходит к следующему стульчику, ударяет мячом по его сиденью и т. д.

Задания:


  • Ударяем мячом в каждый стульчик.

  • Ударяем мячом в первый стульчик один раз, во вто­рой — два раза и т. д.


14. «Кошечки с мячиком»

Исходное положение — стоя на коленях (сидя на пятках). Прокатывание мяча вокруг себя вправо и влево.
Мячик катится вокруг,

Мой веселый, круглый друг.


  • Кати мяч вправо.

  • Кати мяч влево.

  • В каком направлении ты катишь мяч?



ЧАСТЬ 3

ИГРЫ С МЯЧОМ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ И РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

В начале учебного года мы знакомим детей с гласными звуками. По этой теме детям предлагается множество раз­нообразных игр и упражнений.

Гласные звуки являются тем фундаментом, на котором ба­зируется вся работа по развитию фонематических процес­сов у детей.


Усвоив эту тему, дети, как правило, хорошо овладевают звуковым анализом и синтезом слов, а следовательно, в дальнейшем легче усваивают материал по обучению гра­моте.

Вся работа над гласными звуками закрепляется в играх с мячом.

В играх № 1, 2 и 4 дети тренируются в четком произноше­нии гласных звуков и выделении их из звукового ряда.

Плавное, длительное пропевание гласных звуков закрепля­ется в играх № 3 и 5. Интересно то, что в этих играх дети соотносят длительность прокатывания мяча с длительнос­тью пропевания гласных звуков. Все эти игры способству­ют отработке плавного выдоха, что очень важно в работе над звукопроизношением. Умение владеть силой голоса мы закрепляем в игре № 7.

В группе мы можем наблюдать детей с нарушением просо­дических компонентов речи. Эти дефекты очень разнооб­разны. Ребенок может говорить очень тихо, почти шепотом или иметь глухой, часто с носовым оттенком, голос. В ло­гопедическую группу поступают также дети с ринолалия-ми, после операций хейлопластики и уранопластики. Все игры с мячом, направленные на пропевание гласных зву­ков, полезны для этих детей.

К. С. Станиславский, характеризуя звучание русского язы­ка, образно говорил, что гласные — это река, а соглас­ные — берега, и без них наша речь — болото.

В своей повседневной работе по коррекции речи детей мы укрепляем эти «берега». Закрепление правильного произно­шения звуков и развитие фонематических процессов можно проводить в играх с мячом.

В игре № 8 дети подбирают слова на заданный звук, четко произносят эти слова. Очень любят ребята игру №9, кото­рая требует внимания, хорошего уровня развития фонема­тических представлений, умения выделить звук в начале и конце слова.

Весело проходит игра № 10, так как на все вопросы логопе­да ребенок может давать ответы, начинающиеся только с одного и того же определенного звука.

В занятие по дифференциации звуков целесообразно вклю­чить игру с мячом № 11. Эту игру можно использовать для дифференциации любых звуков (с — ш, ш — ж, р — л, з — ж и др.).


У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи могут возникать -трудности с делением слова на слоги, ус­воением слов сложной слоговой структуры.

Конечно, для решения этой проблемы мы используем тради­ционные приемы: отхлопывание ритмического рисунка, отхлопывание и отстукивание количества слогов в слове, на­ращивание слогов. Мяч в таких занятиях тоже играет свою положительную роль.

В играх № 12, 16 и 17 дети усваивают слоговую структуру, слова, закрепляют умение делить слова на слоги.

В играх мы используем не только резиновые мячи, но и самодельные, сшитые из ткани. В группе и логопедическом кабинете есть набор таких мячей красного и синего цвета с вышитыми на них буквами. На каждом красном мяче вы­шиты четыре гласные буквы, на синем — четыре соглас­ные. Игры с такими мячами очень разнообразны. Так, на­пример, в игре № 6 ребенок называет гласный звук или сло­во, начинающееся на гласный звук, — если логопед бросает ему красный мяч, и согласный, — если мяч синего цвета.

Разноцветные мячи используются также для анализа и син­теза слогов и слов. Так, в игре № 13 дети по заданию лого­педа воспроизводят обратные слоги АП, УТ, ОК, а затем этот слог выкладывается из мячиков. В игре № 14 дети со­ставляют из мячей слова, читают, анализируют их.

/. Игра «Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук»

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты ре­акции, закрепление знания гласных звуков.

Логопед: Когда услышите звук «А», стукните мячом об пол. Поймав мяч, повторите этот звук.

А — У — О— У —А — А — О— У

2. Игра «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой»

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты ре­акции, выделение заданного гласного из ряда других.


Логопед: Я буду называть гласные звуки. Подбросьте мяч, когда услышите звук «Э».

А—Э — У — Ы — Э—А — У—О—А—Э — Ы — Э

3. Игра «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем»

Цель: развитие длительного, плавного выдоха, закрепление произношения гласных звуков.

Вариант 1.

Логопед предлагает детям пропеть гласный звук, одновре­менно прокатывая шарик по столу.

Ребенок делает вдох, плавно катит шар товарищу, пропе-вая гласный: — А—А—А—А—А—А.

Вариант 2.

Игру можно проводить сидя на полу в кругу или парами, пропевая заданные логопедом гласные звуки и прокатывая мяч.

Логопед обращает внимание детей на то, что мяч нужно прокатывать плавно, звук пропевать протяжно.


  1. Игра «Стучалочка»


Звуки я сказать хочу

И по мячику стучу.
Цель: тренировка четкого произношения гласных звуков, развитие фонематического восприятия.

Ход игры. Дети и логопед садятся в круг. Мяч зажат у каждого между коленями. Логопед произносит глас­ные звуки, отстукивая кулаком по мячу. Дети повто­ряют индивидуально и хором. Звуки отрабатывают­ся в изолированном произношении с постепенным увеличением числа повторений на один выдох, на­пример:

А Э О У

АА ЭЭ ОО УУ

ААА ЭЭЭ ООО УУУ
Затем можно произносить различные сочетания звуков:

ААЭ АЭО ААУ
5. Игра «Поющие мячики»
По мячу сперва стучу,

А потом его качу.
Цель: закрепление короткого и длительного произношения гласных звуков, развитие фонематического восприя­тия, закрепление длительного ротового выдоха.

Ход игры. Дети распределяются парами и садятся лицом друг к другу на расстоянии трех метров. У каждой пары мяч. Логопед произносит сочетания гласных звуков. Последний звук произносится длительно, пропевается.

Например: А А Э-э-э-э-э, У Э А-а-а-а-а.
Первые два звука сопровождаются ударом кулака по мячу; пропевая третий звук, ребенок катит мяч партнеру. Прока­тывание мяча подчеркнуто плавное, длительное, как и про­изнесение гласного звука.
6. Игра «Разноцветные мячики»
Красный гласный.

Синий нет.

Что за звук?

Мне дай ответ!
Цель: закрепление дифференциации гласных и согласных звуков, развитие внимания, быстроты мышления.

Оборудование: мячи красного и синего цвета.

Ход игры.

Вариант 1. Логопед бросает мяч детям. Поймавший назы­вает гласный звук, если мяч красного цвета, согласный — если мяч синего цвета, и бросает мяч обратно логопеду.

Вариант 2. Ребенок называет слово, начинающееся с глас­ного звука, если мяч красного цвета. А если мяч синий, то ребенок называет слово, начинающееся с согласного звука.


7. Игра «Тихо громко»
Мы катались по горам,

Пели тут и пели там.




Цель: закрепление артикуляции гласных звуков, развитие фонематического восприятия, работа над силой голо­са.

Оборудование: малые мячи.

Ход игры. Пропевание заданного звука по демонстрации логопеда. Сила голоса соизмеряется с направлением движения руки. По мере движения руки с мячом вверх (на горку) сила голоса увеличивается, вниз (под горку) — уменьшается. При горизонтальном движении руки с мячом (мяч катится по дорожке) сила голоса не изменяется.

В дальнейшем дети самостоятельно дают задание друг другу.
8. Игра с передачей мяча

«Мяч передавай, слово называй»


Цель: развитие фонематических представлений, быстроты реакции.

Ход игры. Играющие выстраиваются в колонну. У игроков, стоящих первыми, по одному большому мячу (диа­метром 25-30 см).

Ребенок называет слово на заданный звук и передает мяч назад двумя руками над головой (возможны другие спосо­бы передачи мяча).

Следующий игрок самостоятельно придумывает слово на этот же звук и передает мяч дальше.





9. Игра с передачей мяча «Звуковая цепочка»
Свяжем мы из слов цепочку.

Мяч не даст поставить точку.
Цель: развитие фонематических представлений, активиза­ция словаря.
Ход игры. Логопед называет первое слово и передает мяч ребенку. Далее мяч передается от ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего слова — начало следу­ющего.

Например: весна— автобус— слон— нос— сова...
10. Игра с перебрасыванием мяча «Сто вопросов сто ответов с буквы А (И, В) и только с этой»

Цель: развитие фонематических представлений, воображе­ния.

Ход игры. Логопед бросает мяч ребенку и задает ему воп­рос. Возвращая мяч логопеду, ребенок должен отве­тить на вопрос так, чтобы все слова ответа начина­лись с заданного звука, например, со звука И.

Пример:


  • Как тебя зовут?

  • Ира (Иван).

  • А фамилия?

  • Иванова.

  • Откуда ты приехала?

  • Из Иркутска.

  • Что там растет?

  • Инжир.

  • Какие птицы там водятся?

  • Иволги.

  • Какой подарок ты повезешь родным?

  • Ириски и игрушки.

11. Игра «Слог да слог и будет слово мы в игру сыграем снова»


Вариант 1.

Цель: закрепление умения добавлять слог до слова.

Ход игры. Логопед говорит детям:

Я произнесу первую часть слова, а вы вторую: са хар, са ни.

Затем логопед поочередно бросает мяч детям и говорит первй слог, дети ловят и бросают обратно, называют целое слово. Можно перебрасывать мяч с ударами об пол.
Вариант 2.

Цель: дифференциация звуков, развитие внимания, быстро­ты мышления.

Ход игры. Логопед бросает детям мяч, называя первый слог: «са» или «ша», «су» или «шу», «со» или «шо», «сы» или «ши». Ребенок заканчивает слово.

Например:

Ша- шары

са- санки

шо- шорох

со- сорока

шу- шуба

су- сумка

ши- шины

сы- сырок
12. Игра с перебрасыванием мяча «Мяч поймаем раз! И два мы распутаем слова!»

Ход игры. Бросая мяч детям, логопед произносит слова, а дети, возвращая мяч, их повторяют:

Тарелка, пещера, комната, посуда, витрина, колодец.

Затем логопед запутывает слова, переставляя слоги. А дети должны их распутать.
Логопед: Дети:

релтака тарелка

щепера пещера

накомта комната

супода посуда

тривина витрина

локодец колодец
13. Игра «Звучащие игрушки»
Навострите ваши ушки:

Звуки скажут вам игрушки.
Цель: анализ и синтез обратных слогов и закрепление слогослияния.

Оборудование: красные и синие мячи из ткани с вышитыми на гранях буквами, обозначающими гласные и со­гласные звуки.


Ход игры. Логопед вызывает двух детей: «Это звучащие игрушки, они умеют петь и говорить». Называет на ухо детям звуки, которые они должны будут спеть или произнести. «Сейчас я нажму на кнопочку и наши игрушки заговорят» (поочередно прикасается к детям).

«Дети-игрушки» воспроизводят свои звуки, а остальные дети устно «прочитывают» получившийся слог.

Дети определяют, какой звук они услышали первым, ка­кой - вторым, и воспроизводят вместе со «звучащими иг­рушками» слог. Затем обратный слог выкладывается из мячиков с буквами и читается.
14. Игра «Мяч поймай слово составляй»
Мы поймали три мяча

Слово скажем мы сейчас.



Цель: составление трехзвуковых слов и их анализ.

Оборудование: мячи из ткани с вышитыми на них гласными и согласными буквами.

Ход игры. Логопед бросает каждому ребенку мяч, называя звуки задуманного слова:

М — А—К Д — О — М К—О—Т

Дети находят на своем мяче букву, соответствующую на­званному звуку, и составляют из мячей слово, читают, ана­лизируют его.
15. Игра с перебрасыванием мяча



«Мяч лови и мяч бросай,
сколько звуков
называй»

Цель: определение последовательности и количества зву­ков в слове.

Ход игры. Логопед, бросая мяч, произносит слово. Ребенок, поймавший мяч, определяет последовательность зву­ков в слове и называет их количество.

Последовательность. Трехзвуковые слова типа: МАК, СОН, КИТ.

Четырехзвуковые слова с открытыми слогами: РАМА, МАМА.

Четырехзвуковые слова со стечением согласных: КРОТ, СТОЛ, СПОР.
16. Игра «Встречу слово на дороге
разобью его на слоги»

Цель: тренировка умения делить слова на слоги, развитие внимания, быстроты мышления.


Ход игры. Логопед бросает мяч детям, называя однослож­ные, двусложные и трехсложные слова. Ребенок, поймавший мяч, определяет количество слогов, называ­ет их и бросает мяч обратно. Можно предложить де­тям произнести слово по слогам, одновременно отби­вая слоги мячом.
17. Игра с перебрасыванием мяча

«Слово это изменяй, изменяя удлиняй»

Цель: расширение словарного запаса, развитие внимания, быстроты мышления.

Ход игры. Логопед бросает мяч детям, произносит при этом односложное слово: сад, куст, нос, нож, стол. Ребе­нок, поймавший мяч, перед тем как бросить его об­ратно, изменяет слово так, чтобы оно стало дву­сложным (нос — носы) или трехсложным (дом — до­мики). Определяется количество слогов.
ЧАСТЬ 4

ИГРЫ С МЯЧОМ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОБОБЩЕНИЕ И РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА, РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ. ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРИЗа

В своей повседневной работе мы занимаемся развитием у детей всех основных аспектов устной речи: звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя, связной речи.

Игры с мячом на закрепление у детей правильного произно­шения мы рассматривали выше.

Для многих детей с фонетико-фонематическим, а тем более общим недоразвитием речи характерны трудности в усвое­нии новых слов. Это выражается не только в более поздних сроках появления слов в речи ребенка и малом их количе­стве, но и в трудностях понимания ребенком значений слов и искажении их звуко-слоговой структуры.

Так, обследование речи детей последних трех лет выявило недостаточное количество обобщающих слов (овощи, ме­бель, одежда и т. д.). Дети называют небольшое количество слов в каждой группе предметов: некоторые дети называют два-три наименования овощей, а назвать насекомых, рыб вообще затрудняются.

Словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игры. Игры по расширению словарного запаса разнообразны и проводятся с использованием большого ко­личества наглядного материала.


В обогащении речи ребенка существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами, в уточнении уже имеющихся у него слов, привитии ребенку простейших навыков образования новых слов большое значение могут иметь игры с мячом, регулярно проводимые логопедом, воспитателями и родителями.

В игре № 1 можно ежедневно закреплять употребление обобщающих слов в речи детей. Этой же цели служит игра № 2, которая проводится индивидуально. В свободное вре­мя дети охотно играют в эти игры.

Благодарным материалом для развития устной речи детей является тема «Животные». Здесь мы можем предложить игры №3, 4, 5, 6 и 18.

В игре № 3 логопед обращает внимание детей на различные способы словообразования. Слова целесообразно разделить на три группы:


  • Слова, в которых основа слова, обозначающее взрослое животное, сохраняется неизменной (у козы — козленок, у гуся— гусенок).

  • Слова с чередованием согласных в корне (у медведя — медвежонок).

  • Слова с различной основой слова (у овцы — ягненок).

Другой способ увеличения в словаре ребенка имен суще­ствительных — это добавление суффиксов, что отражено в игре с мячом № 7, где ведущий, объяснив правило образо­вания новых слов при помощи уменьшительных суффиксов, называет первое слово (например, стол), а ребенок — вто­рое (столик). Существительные для проведения этой игры лучше сгруппировать по сходству окончаний.

Профессор Г. А. Волкова указывает, что глагольный (пре­дикативный) словарь является основой фразы и мыслительной деятельности человека, и рекомендует логопедам иметь картотеку глагольного словаря по следующим разделам:

  1. Бытовые глаголы (одеваться, умываться, играть).

  2. Глаголы, обозначающие движения и крики животных (крадется, прыгает, кукарекает).
  3. Глаголы движения (ходить, бегать, прыгать), приставоч­ные глаголы (входить, уходить, заходить).


  4. Глаголы, выражающие чувства людей (улыбается, пла­чет, радуется).

  5. Глаголы, связанные с профессиями (лечит, строит, про­дает).

  6. Глаголы, связанные с процессами, происходящими в природе (светает, вечереет, смеркается).

В нашей группе картотека глагольного словаря содержит все эти разделы, что позволяет наиболее продуктивно про­водить работу с детьми в этом направлении.

Глагольный словарь закрепляется в играх с мячом №4, 5, 8, 9, 10, 11, 12 и 13.

Часто детям с большим трудом дается подбор слов с проти­воположным значением (антонимов). Закрепление в речи ре­бенка противоположных признаков предметов важно и для их ориентировки в пространстве. Игра с мячом на данную тему № 14 проводится после предварительной работы по картинкам. Ведущий, бросая мяч, произносит прилагатель­ное, а ребенок, бросая мяч обратно, называет прилагатель­ное с противоположным значением (горячий — холодный, острый — тупой, грязный — чистый).

Прилагательные в речи детей часто бывают однотипными и могут ограничиваться словами «хороший — плохой», «маленький — большой».

Ведущий специалист в области логопедии Л. Г. Парамоно­ва советует «отрабатывать» признаки предметов по смыс­ловым группам:

1. Величина— большой (маленький, средний), высокий (низкий), широкий (узкий).

  1. Форма — круглый, овальный, продолговатый, квадрат­ный, четырехугольный.

  2. Цвет— основные + промежуточные (оранжевый, голу­бой, серый).

  3. Вкус— горький, сладкий, соленый, кислый, кисло-слад­кий, вкусный, невкусный.




  1. Запах— приятный, неприятный, смолистый, цветочный.

  1. Температура — холодный, горячий, теплый, прохлад­ный.

  2. Материал, из которого сделан предмет,— деревянный, стеклянный, железный.
  1. Принадлежность предмета — мамин, папин, лисий, мед­вежий.


  2. Другие признаки— шероховатый, мягкий, колючий, добрый, злой, честный.

Проводя работу по этим направлениям с опорой на нагляд­ность (часто натуральную), мы закрепляем употребление в речи прилагательных в играх с мячом № 14, 15, 16, 17, 18 и 19.

Дети с общим недоразвитием речи часто допускают ошиб­ки в образовании множественного числа имен существи­тельных. Особенно трудно дети усваивают те формы мно­жественного числа, при образовании которых наблюдается чередование согласных в корне слова (ухо — уши) или вы­падение гласных (день — дни).

Для упражнения в образовании форм множественного числа мы используем игру с мячом № 20, а согласование суще­ствительных с числительным мы отрабатываем в игре №21.

Игра № 22 помогает закрепить в речи детей правильное употребление предлогов.

Свое общение с детьми мы стараемся строить так, чтобы ребенок не только овладел определенной суммой знаний, но и мог бы в разумных пределах фантазировать, активно мыслить, изобретать. Для этого мы приобщаем детей к ТРИЗу — теории решения изобретательских задач.

Основатель направления ТРИЗа Генрих Саулович Альтшуллер начал придумывать и составлять свою систему еще в 1945 году. Вначале ТРИЗ внедряли в технику. С 1987 года ТРИЗ пришел в детский сад В целом тризовская педа­гогика не просто развивает фантазию, а учит мыслить нео­рдинарно, системно, с пониманием происходящих событий.

Одно из направлений ТРИЗа — знакомство детей с проти­воречиями. Для этой цели была придумана игра № 23.

Все явления, поступки, предметы, сказки мы рассматрива­ем в этой игре вначале с хорошей стороны, затем с плохой, а потом обязательно возвращаемся к положительному.

К ТРИЗу можно отнести игры с мячом № 24, 25, 31, 30 и 32. В этих играх дети самостоятельно находят ответы на по­ставленные вопросы.

Кроме перечисленных, к ТРИЗовским можно отнести и игры №26, 27 и 28, благодаря которым дети расширяют свое представление об окружающем мире.

1. Игра с перебрасыванием мяча

«Логопеду мяч бросай и животных называй»

В зависимости от темы игры возможны варианты: «Логопе­ду мяч бросай, четко фрукты называй» или «Логопеду мяч бросай, транспорт быстро называй».

Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.
Вариант 1.

Ход игры. Логопед называет обобщающее понятие и броса­ет мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок, воз­вращая мяч логопеду, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.

Логопед: Дети:

Овощи Картофель, капуста, помидор,

огурец, редиска, свекла, морковь.

Фрукты Яблоко, груша, лимон, мандарин,

апельсин, абрикос.

Ягоды Малина, клубника, смородина,

брусника, черника, ежевика.

Деревья Береза, ель, сосна, дуб, липа, тополь.

Домашние животные Корова, лошадь, коза, овца, кролик,

кошка, собака.

Дикие животные Тигр, лев, волк, лиса, белка, заяц,

медведь, лось, обезьяна, жираф.

Перелетные птицы Стриж, ласточка, грач, скворец,

аист; цапля, журавль.

Зимующие птицы Голубь, ворона, сорока, воробей,

дятел, сова.

Мебель Стул, стол, кресло, диван, шкаф,

кровать, сервант.

Посуда Тарелка, ложка, вилка, нож, чайник,

чашка, стакан, блюдце, сковорода, кастрюля.

Одежда Пальто, платье, свитер, юбка,

брюки, майка, трусы, шарф, шапка.

Обувь Сапоги, валенки, туфли, ботинки,

кеды, тапки, босоножки.

Игрушки Кукла, машинка, мишка, зайчик,

пирамидка, мяч, юла.

Инструменты Пила, топор, молоток, рубанок,

клещи, дрель.

Транспорт Трамвай, троллейбус, автобус,

поезд, самолет, пароход.
Вариант 2. Логопед называет видовые понятия, а дети — обобщающие слова.

Логопед: Дети:

Огурец, помидор, репа Овощи
2. Игра с мячом «Я знаю три названия животных» (цветов) или «Я знаю три имени девочек» (пять имен мальчиков).
Раз и два, и три, четыре

Все мы знаем в этом мире.
Цель: расширение словарного запаса детей за счет употреб­ления обобщающих слов, развитие быстроты реак­ции, ловкости.

Ход игры. Ребенок, подбрасывая или ударяя мячом об пол, произносит: «Я знаю пять имен мальчиков: Саша, Витя, Коля, Андрей, Володя».

Можно использовать следующие виды движений: бросание мяча об пол одной или двумя руками, ловля двумя руками; бросание мяча вверх двумя руками и ловля двумя руками; Отбивание мяча правой и левой рукой на месте.



3. Игра с мячом «Животные и их детеныши»
Человеческие дети

Знают всех зверят на свете.

Цель: закрепление в речи детей названий детенышей живот­ных, закрепление навыков словообразования, разви­тие ловкости, внимания, памяти.

Ход игры. Бросая мяч ребенку, логопед называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч логопеду, называет детеныша этого животного. Основные дви­жения: перебрасывание мяча с ударом об пол, пере­брасывание мяча; прокатывание мяча, сидя на ковре.

Слова скомпонованы в три группы по способу их образова­ния. Третья группа требует запоминания названий детены­шей.
Группа 1. Группа 2.

у тигра тигренок у медведя медвежонок


у льва львенок у верблюда верблюжонок

у слона слоненок у волка волчонок

у оленя олененок у зайца зайчонок

у лося лосенок у кролика крольчонок

у лисы лисенок у белки бельчонок
Группа 3.

у коровы теленок

у лошади жеребенок

у свиньи поросенок

у овцы ягненок

у курицы цыпленок

у собаки щенок
4. Игра с мячом «Кто как разговаривает»
Мяч лови, да поскорей

Назови язык зверей.
Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

Ход игры.

Вариант 1. Логопед или ведущий поочередно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны правильно ответить, как то или иное животное подает го­лос:

корова мычит

тигр рычит

змея шипит

комар пищит

собака лает

волк воет

утка крякает

свинья хрюкает
Вариант 2. Логопед, бросая ребенку мяч, спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто куку­ет?», и т. д.

5. Игра с перебрасыванием мяча «Подскажи словечко»
Есть всего один ответ.

Кто-то знает, кто-то нет.
Цель: развитие мышления, быстроты реакции.

Ход игры. Логопед, бросая мяч поочередно каждому ребен­ку, спрашивает:

Ворона каркает, а сорока?

Ребенок, возвращая мяч логопеду, должен ответить:

Сорока стрекочет.


Примеры вопросов:

Сова летает, а кролик?

Корова ест сено, а лиса?


  • Крот роет норки, а сорока?

  • Петух кукарекает, а курица?

  • Лягушка квакает, а лошадь?

  • У коровы теленок, а у овцы?

  • У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

6. Игра с перебрасыванием мяча «Чей домик?» или «Кто где живет?»
Кто в берлоге, кто в норе?

Назови-ка поскорей!
Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насе­комых. Закрепление употребления в речи детей грам­матической формы предложного падежа с предлогом

Ход игры. Бросая мяч поочередно каждому ребенку, логопед задает вопрос, а ребенок, возвращая логопеду отвечает.
Вариант 1.

Логопед: Дети:

Кто живет в дупле? Белка.

Кто живет в скворечнике? Скворцы.

Кто живет в гнезде? Птицы: ласточки,

кукушки, сойки и т. д.

Кто живет в будке? Собака.

Кто живет в улье ? Пчелы.

Кто живет в норе? Лиса.

Кто живет в логове? Волк.

Кто живет в берлоге? Медведь.
Вариант 2.
Логопед: Дети:

Где живет медведь ? В берлоге.

Где живет волк ? В логове.

Вариант 3.

Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живет в берло­ге».
7. Игра с мячом «Скажи ласково»
Мячик маленький поймай,

Да словечко приласкай.
Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффик­сов, развитие ловкости, быстроты реакции.

Ход игры. Логопед, бросая мяч ребенку, называет первое слово (например, шар), а ребенок, возвращая мяч ло­гопеду, называет второе слово (шарик). Слова мож­но сгруппировать по сходству окончаний.

Стол столик, ключ ключик.

Шапка шапочка, белка белочка.

Книга книжечка, ложка ложечка.

Голова головка, картина картинка.

Мыло мыльце, зеркало зеркальце.

Кукла куколка, свекла свеколка.

Коса косичка, вода водичка.

Жук жучок, дуб дубок.

Вишня вишенка, башня башенка.

Платье платьице, кресло креслице.

Перо перышко, стекло стеклышко.

Часы часики, трусы трусики.
8. Игра с перебрасыванием мяча «Что происходит в природе»
Человек легко находит,

Что в природе происходит.
Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласо­вания слов в предложении.

Ход игры. Логопед, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч логопеду, должен на задан­ный вопрос ответить.

Игру желательно проводить по темам.

Пример:
Тема «Весна»
Логопед: Дети:
Солнце что делает? Светит, греет.

Ручьи что делают? Бегут, журчат.

Снег что делает? Темнеет, тает.

Птицы что делают? Прилетают, вьют гнезда,

поют песни.

Капель что делает? Звенит.

Медведь что делает? Просыпается, выходит

из берлоги.
9. Игра с перебрасыванием мяча

«Составь предложение»

Мячик прыгать я заставлю,

Предложение составлю.
Цель: развитие внимания, быстроты мыслительных опера­ций.

Ход игры. Логопед бросает мяч кому-нибудь из детей, про­износя при этом несогласованные слова, например: «Девочка играть». Ребенок, поймав мяч, произносит предложение из этих слов: «Девочка играет», и бро­сает мяч обратно логопеду.
10. Игра с мячом «Кто как передвигается?»
Кто летает, кто плывет,

Кто ползет, а кто идет.
Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, ловкости.

Ход игры. Логопед, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч логопеду, должен на задан­ный вопрос ответить. Игра проводится с перебрасы­ванием мяча различными способами.
Логопед: Дети:

Летают Птицы, бабочки, мухи, жуки,

стрекозы, комары, мошки.

Плавают Рыбы, дельфины, киты, моржи, акулы.

Ползают Змеи, гусеницы, черви.

Прыгают Кузнечики, лягушки, жабы, блохи, зайцы.
11. Игра с мячом «Какие действия совершают эти животные?» или «Что делают эти животные?»
Что животные умеют

Птицы, рыбы, кошки, змеи?
Цель: активизация глагольного словаря детей, закрепление знаний о животных, развитие воображения, ловкости.

Ход игры. Логопед, разными способами бросая мяч каждо­му ребенку по очереди, называет какое-либо живот­ное, а ребенок, возвращая мяч логопеду, произносит глагол, который можно отнести к названному живот­ному.
Логопед: Дети:

Собака Стоит, сидит, лежит, идет, бежит,

спит, ест, лает, играет, кусается,

ласкается, служит...
Кошка Мурлычет, мяукает, крадется, лакает,

царапается, умывается, облизывается... Мышка Шуршит, пищит, грызет, прячется, запасает...


Утка Летает, плавает, ныряет, крякает...

Ворона Летает, ходит, каркает, клюет...
Змея
Ползет, шипит, извивается, жалит, нападает...
12. Игра «Кто чем занимается?»
Никогда мы не забудем,

Что умеют делать люди.
Цель: закрепление знаний детей о профессии, обогащение глагольного словаря детей, развитие внимания, лов­кости.
Вариант 1.

Бросая или прокатывая мяч ребенку, логопед называет про­фессию, а ребенок, возвращая мяч логопеду, должен на­звать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии.
Логопед: Дети:

строитель строит

повар варит

носильщик носит

чертежник чертит

рабочий работает

уборщица убирает

художник рисует

фотограф фотографирует

продавец продает

охотник охотится

парикмахер стрижет

маляр красит

врач лечит

рыбак рыбачит

учитель учит

прачка стирает

пианист играет

писатель пишет

пастух пасет
Вариант 2.

Логопед называет глагол, а ребенок — профессию (прода­ет— продавец).
13. Игра «Кто может совершать эти движения?»
Кто и что летит, бежит,

Ходит, плавает, лежит?