reforef.ru 1
ОГЛАВЛЕНИЕ



Введение………………………………………………………………………………..

4

1 Определение показателей эксплуатационной работы отделения дороги ……….

5

1.1 Показатели работы подвижного состава……………………………………….

5

1.2 Задание……………………………………………………………………………

6

1.3 Методические указания………………………………………………………….

8

1.4 Пример решения задачи…………………………………………………………

11

2 Расчет расходной ставки эксплуатационных затрат на один вогоно-час грузо-

вого вагона …………………………………………………..……………………..

13

2.1 Сущность метода расходных ставок…….……………………………………..

13

2.2 Задание……………………………………………………………………………

13

2.3 Методические указания…………………………………………………………

14

2.4 Пример решения задачи…………………………………………………………

15

3 Исследование влияния объема перевозок на величину их полной себестоимости ……

15


3.1 Себестоимость перевозок……………………………………………………….

15

3.2 Задание…………………………………………………………………………...

18

3.3 Методические указания…………………………………………………………

19

3.4 Пример решения задачи…………………………………………………………

25

4 Сравнение вариантов механизации погрузочно-разгрузочных работ……………

32

4.1 Общие положения определения эффективности инвестиций………………..

32

4.2 Оценка сравнительной эффективности………………………………………..

37

4.3 Задание…………………………………………………………………………...

40

4.4 Методические указания…………………………………………………………

41

4.5 Пример решения задачи…………………………………………………………

42

5 Сравнение вариантов развития пропускной способности железнодорожной

линии с учетом стоимости массы груза ……………………………………………

43

5.1 Задание…………………………………………………………………………..

43

5.2 Методические указания…………………………………………………………


44

5.3 Пример решения задачи………………………………………………………..

44

6 Сравнение вариантов развития пропускной способности линии при поэтап-

ном строительстве ……………………………………………………………….…

44

6.1 Задание………………………………………………………………….……….

44

6.2 Методические указания……………………………………………….………..

45

6.3 Пример решения задачи………………………………………………………..

45

7 Рабочая программа ………………………………………………………………….

45

7.1 Наименование тем, их содержание…….………………………………………

45

7.2 Перечень тем практических занятий…………………………………………..

51

7.3 Контрольная работа……………………………………………………………...

51

7.4 СУРС……………………………………………………………………………..

51

Список литературы…………………………………………………………………….

52

ВВЕДЕНИЕ

Экономика транспорта изучает транспорт с точки зрения производственных отношений, возникающих в процессе производства. Предприятия транспорта взаимодействуют со всеми отраслями народного хозяйства, населением страны, промышленными предприятиями, трудовыми коллективами. Для обеспечения нормального хода общественного воспроизводства большое значение имеет развитие отраслей производственной инфраструктуры, в первую очередь грузового транспорта. Своеобразие процесса производства грузового транспорта заключается в том, что его полезный эффект потребляется только за время процесса производства, перемещая продукцию, созданную другими отраслями материального производства, от места производства к месту потребления.


Транспорт связывает процесс производства и сферу обращения. Таким образом, транспорт активно влияет на процесс воспроизводства, объединяет все отрасли экономики в единый комплекс и является неотъемлемой частью производительных сил.

Снижение себестоимости перевозок ведет к снижению транспортных тарифов, а следовательно, к уменьшению себестоимости продукции потребителей транспортных услуг.

Главная задача, стоящая перед работниками транспорта, – своевременное качественное и полное удовлетворение потребности республики в перевозках и повышение экономической эффективности работы каждого предприятия и отрасли в целом. Следовательно, основой работы предприятий транспорта должно стать не только выполнение достаточного объема перевозок, но, главным образом, своевременное и качественное обслуживание предприятий различных отраслей экономики и населения, сокращение транспортных издержек и тарифов.

Пособие предназначено для закрепления теоретического материала по курсу «Экономика транспорта» и выработки навыков его применения в практических расчетах, состоит из шести последовательно выполняемых задач, охватывающих такие важные темы курса, как планирование работы подвижного состава, определение себестоимости перевозок и экономической эффективности инвестиций. К каждой задаче дан теоретический материал, методические указания и пример решения.

1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ОТДЕЛЕНИЯ ДОРОГИ


    1. Показатели работы подвижного состава

Для организации перевозочного процесса железнодорожный транспорт имеет много технических средств и осуществляет различные операции: погрузку и выгрузку грузов, посадку и высадку пассажиров, формирование и расформирование поездов и др. В обслуживании устройств и производстве различных операций с подвижным составом участвуют различные подразделения, объединенные одной целью – удовлетворить потребности хозяйств республики и населения в перевозках с наименьшей затратой необходимого общественного труда. Для выполнения этой задачи должно быть обеспечено слаженное взаимодействие различных звеньев производственного процесса, установлен определенный порядок использования всех технических средств железнодорожного транспорта.


Рационально организованный процесс использования всех технических средств железнодорожного транспорта называется эксплуатационной работой.

Планирование эксплуатационной работы, определение потребности в людских, материальных и денежных ресурсах, а также последующая оценка качества работы на железнодорожном транспорте осуществляется на основе объемных и качественных показателей.

Объемные (количественные) показатели эксплуатационной работы можно разделить на три группы:

– отражающие выполненные циклы работы;

– пробеги подвижного состава;

– затраты времени подвижного состава, в конечном счете определяющие численность парков вагонов и локомотивов, потребности в парках вагонов и локомотивов для освоения намечаемого объема перевозок.

К первой группе относятся: число погруженных вагонов, количество принятых вагонов с соседних дорог и отделений и переданных на другие дороги и отделения. Сумма погруженных и принятых груженых вагонов с соседних дорог и отделений характеризует работу железных дорог или отделений. Работа станций определяется как числом погруженных вагонов, так и числом выгруженных или переработанных транзитных вагонов, а также числом отправленных поездов (транзитных и своего формирования).

К показателям второй группы относятся пробеги вагонов и локомотивов. Пробег вагонов измеряется в вагоно-километрах и определяется по видам движения, типам вагонов и по их состоянию (груженое или порожнее). Пробег локомотивов исчисляется в локомотиво-километрах и определяется по видам движения, родам тяги и выполняемой работе. Для характеристики работы локомотивов применяется показатель тонно-километры брутто поездной работы, а также поездо-километры.

К показателям третьей группы относят вагоно-часы и локомотиво-часы, по которым рассчитывают потребность в рабочем парке вагонов и эксплуатируемом парке локомотивов.

Качественные показатели также подразделяют на три группы:


– использование грузоподъемности вагонов и силы тяги подвижного состава;

– оборачиваемость и скорость выполнения операций с подвижным составом;

– производительность подвижного состава и использование постоянных устройств.

Они характеризуют степень использования подвижного состава по грузоподъемности, мощности, времени и выполненному объему работы в единицу времени. Величина качественных показателей зависит от технической оснащенности железных дорог и их предприятий, применения прогрессивной технологии, уровня организации перевозочной, маневровой, погрузочно-разгрузочной работ и других факторов.

При анализе и планировании работы грузовых вагонов рассматривают следующие показатели: средняя статическая и динамическая нагрузки вагона, коэффициент порожнего пробега вагонов, среднесуточный пробег, оборот и среднесуточная производительность вагонов.

К показателям, характеризующим использование локомотивов, относятся: средняя участковая и техническая скорости движения поездов, среднесуточный пробег локомотива, средняя масса поезда, средний состав поезда в вагонах, процент вспомогательного пробега локомотива, бюджет времени локомотива, среднесуточная производительность локомотива.


    1. Задание


Определить показатели эксплуатационной работы отделения дороги: тонно-километры брутто, среднюю массу поезда брутто и нетто, средний состав поезда в вагонах, рабочий парк вагонов и локомотивов. Исходные для решения задачи данные представлены в таблице 1.1.

Таблица 1.1 – Исходные данные

Показатель

Вариан-

ты (предпоследняя цифра шифра)


Варианты (последняя цифра шифра)

1 (П)

2

3

4

5

6

7

8

9

0

Годовой грузооборот ?Plн, млрд

т · км

1; 4; 7; 0

2; 5; 8

3; 6; 9; (П)

50

48

46

20

18

21

35

33

32

40

39

41

37

36

38

45

49

47

22

23

24

26

27

25

34

31

33

28

29

30

Продолжение таблицы 1.1

Показатель

Вариан-

ты (предпоследняя цифра шифра)

Варианты (последняя цифра шифра)

1 (П)

2

3

4

5


6

7

8

9

0

Динамическая нагрузка, т:

на гру-женый вагон РДГ
на вагон рабочего парка РДР


1; 5; 9

3; 7; (П)


52,0

51,2


36,0

37,8


46,8

46,0


48,0

48,4


46,8

47,2


50,0

50,8


38,0

37,2


40,0

40,8


44,0

44,8


42,0

43,2


2; 6; 0

4; 8


34,4

33,2


25,2

25,6


30,0

29,6


31,6

32,0


30,4

30,8


32,4

33,6


26,0

24,4


27,2

26,8


27,6

28,4


26,4

28,0

Отношение порожнего пробега вагонов:


к груженому ?пг
к общему ?пр



1; 4; 6

7; 9


0,36


0,43


0,39


0,40


0,37


0,41


0,35


0,42


0,38


0,37

2; 3; 5

8; 0; (П)


0,27


0,33


0,30


0,29


0,26


0,21


0,22


0,25


0,27


0,28

Масса тары вагона qТ, т

Для всех вариантов

23,2

22,8

22,4

22,0

23,2

21,6

23,2

22,8

22,0

22,4

Средняя масса груженого поезда Qбр г, тыс. т

1; 3; 5; 7; 9

2; 4; 6; 8; 0

(П)

4,6

4,8

4,9

2,4

2,5


3,2


3,4



4,6

4,7



4,4

4,5



4,7

4,8



2,5

2,6



2,7

2,8



2,9

3,3



2,8

3,1



Средний состав порожнего поезда mп, ваг.

1; 3; 5; 7; 9

2; 4; 6; 8; 0

(П)

70

69

71

45

44



53

52



69

68



66

67



67

68



46

45



47

45



52

51




50

51




Средний пробег грузового вагона Sв, км

1; 4; 6; 9

2; 5; 8; (П)

3; 7; 0

280

272

278

290

283

287

240

242

244

250

247

248

260

256

259

270

267

268

255

248

251


245

252

249

265

267

262

275

279

276

Средний пробег локомотива Sл, км

1; 5; 7; 0

3; 4; 6; (П)

2; 8; 9

720

810

670

760

710

815

740

755

690

680

715

800

820

805

665

750

700

675

650

695

705

780

730

725

840

825

785

860

795

735

Окончание таблицы 1.1

Показатель

Вариан-

ты (предпоследняя цифра шифра)

Варианты (последняя цифра шифра)

1 (П)

2

3

4

5

6

7

8

9

0

Коэффициент общего вспомогательного пробега поездных локомотивов по отношению к пробегу во главе поездов ?о


Для всех вариантов

0,15

0,11

0,13

0,12

0,10

0,09

0,14

0,11

0,12

0,11

Коэффициент линейного вспомогательного пробега поездных локомотивов по отношению к пробегу во главе поездов ?л

Для всех вариантов

0,12

0,09

0,11

0,10

0,08

0,07

012

0,09

0,10

0,09

1.3
Методические указания

Тонно-километровая работа брутто вагонов рабочего парка складывается из суммы тонно-километров нетто и тонно-километров тары вагонов:

где – грузооборот, т·км нетто;

qтмасса тары вагона, т/ваг.;

– пробеги вагонов груженых и порожних, ваг.-км.

Для получения общего пробега вагонов рабочего парка необходимо предварительно найти величину пробега груженых вагонов:


Если известна динамическая нагрузка вагона рабочего парка, то переход к осуществляется по формуле

где Pдр – динамическая нагрузка вагона рабочего парка, т/ваг.;

?пг – коэффициент порожнего пробега вагонов к груженому.

Взаимосвязь коэффициентов порожнего пробега вагонов к груженому и общему пробегу вагонов рабочего парка характеризуется следующими зависимостями:




где ?пр – коэффициент порожнего пробега вагонов к общему пробегу ваго-

нов рабочего парка.

Общий пробег вагонов рабочего парка

Средняя масса поезда брутто с учетом порожних составов

где – поездо-километры пробега груженых поездов;

– поездо-километры пробега поездов из порожних вагонов.

Пробеги груженых поездов

где – средняя масса груженого поезда, т.
Пробеги порожних поездов зависят от длины станционных путей и определяются через средний состав поездов из порожних вагонов mп:

Средний состав поезда определяется через пробеги вагонов рабочего парка и общие пробеги поездов:

Рабочий парк грузовых вагонов можно определить через среднесуточный пробег вагонов:

или через среднесуточную производительность вагонов

где Sв – среднесуточный пробег грузового вагона, км/сут;

Wв – среднесуточная производительность грузового вагона, т·км/сут,

Эксплуатационный парк поездных локомотивов может быть определен через среднесуточный пробег локомотива:


или через среднесуточную производительность локомотива

где ?л – коэффициент, учитывающий долю вспомогательного линейного

пробега локомотивов по отношению к пробегу во главе поездов;

Sл – среднесуточный пробег локомотива, км/сут;

Wл – среднесуточная производительность локомотива, т · км брутто/сут,


Для проверки правильности результата рабочий парк вагонов и эксплуатируемый парк поездных локомотивов следует рассчитывать двумя способами.
1.4 Пример решения задачи
Исходные данные для решения задачи представлены в таблице 1.2.
Таблица 1.2 – Исходные данные

Показатель


Вариант (П)

Годовой грузооборот ?Plн, млрд·т · км

46

Динамическая нагрузка на груженый вагон РДГ

51,2

Отношение порожнего пробега вагонов к общему ?пр

0,27

Масса тары вагона qТ, т

23,2

Средняя масса груженого поезда Q,бр г, тыс. т

4,9

Средний состав порожнего поезда mп, ваг.

71

Средний пробег грузового вагона Sв, км

272

Средний пробег локомотива Sл, км

810

Коэффициент общего вспомогательного пробега поездных локомотивов по отношению к пробегу во главе поездов ?о

0,15

Коэффициент линейного вспомогательного пробега поездных локомотивов по отношению к пробегу во главе поездов ?л

0,12


Коэффициент порожнего пробега вагонов к груженому

Динамическая нагрузка вагона рабочего парка


т/ваг.
Пробег груженых вагонов
ваг.∙ км.
Общий пробег вагонов рабочего парка
ваг.∙км.
Тонно-километровая работа брутто вагонов рабочего парка
т∙км.

Пробеги груженых поездов
поездо∙км.
Пробеги порожних поездов
поездо∙км.
Средняя масса поезда брутто с учетом порожних составов
т.
Средний состав поезда
ваг.
Рабочий парк грузовых вагонов
ваг.

Среднесуточная производительность грузового вагона

т · км/сут.
Рабочий парк грузовых вагонов
ваг.
Эксплуатационный парк поездных локомотивов
лок.
Среднесуточная производительность локомотива
т·км брутто/сут.

Эксплуатационный парк поездных локомотивов

лок.

Правильность результатов расчетов обеспечена, так как рабочий парк вагонов и эксплуатируемый парк локомотивов примерно равны.
2 РАСЧЕТ РАСХОДНОЙ СТАВКИ

ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ЗАТРАТ

НА ОДИН ВАГОНО-ЧАС ГРУЗОВОГО ВАГОНА
2.1 Сущность метода расходных ставок
Метод расходных ставок применяется при технико-экономических расчетах. Он основан на связи расходов с определенными показателями работы железных дорог. Калькуляционными измерителями являются пробежные, временные показатели работы железных дорог, показатели энергетических, трудовых затрат и т. д. Вначале рассчитывают расходные ставки. Зависящие от размеров движения расходы по плану или отчету распределяют на группы, связанные с тем или иным измерителем, устанавливают величину каждого измерителя, с которым связана та или иная группа расходов. Делением сумм расходов каждой группы на величину соответствующего измерителя определяют единичные расходные ставки. Затем рассчитывают измерители.

Для определения себестоимости перевозок рассчитанные величины измерителей умножают на соответствующие расходные ставки и определяют эксплуатационные расходы по каждой группе. Расходы этих групп суммируют и получают общую сумму зависящих от размеров движения расходов. Прибавив к ним расходы, не зависящие от размеров движения, получаем общую сумму эксплуатационных расходов. Делением общей суммы расходов на объем перевозок определяют себестоимость перевозок.
2.2 Задание
Рассчитать расходную ставку эксплуатационных затрат на один вагоно-час грузового вагона. Род вагона, стоимость вагона и его деповского ремонта, срок службы и процент времени простоя вагона в ремонтах по вариантам приведены в таблице 2.1.

Таблица 2.1– Исходные данные

Показатель


Варианты (предпос-ледняя цифра шифра)

Варианты (последняя цифра шифра)

(П)

1; 2

3; 4

5; 6

7; 8

9; 0

Род вагона

Для всех вариантов

Крытый

Крытый

Полу-вагон

Плат-форма

Цис-терна

Полу-вагон

Стоимость вагона Кв, млн руб.

То же

115

100

90

84

103

108

Стоимость деповского ремонта вагона Cдеп, тыс. руб.

1; 3; 8 (П)

2; 5; 7; 0

4; 6; 9

1320

1400

1350

1200

1370

1220

1520

1305

1430

1900

1850

1870

2050

2080

2100

1750

1720

1740

Отношение простоя вагонов в ремонтах к общему сроку их службы ?рем

Для всех вариантов

0,022

0,025


0,020

0,023

0,024

0,029

Срок службы вагона tсл, лет

То же

32

32

22

32

32

22