reforef.ru 1



Федеральное агентство по образованию
Кемеровский технологический институт

пищевой промышленности

О.Э. Брезе
ЭКОНОМИКА ПРОМЫШЛЕННОСТИ



Учебное пособие
Для студентов вузов


Кемерово 2004

УДК 664
.003(075)

ББК
65.304.25я75

Б87
Рецензенты:

О.С. Габинская, доцент Кемеровского института (филиала) Российского государственного торгово-экономического института, канд. техн. наук.;

А.П. Косьмин, главный энергетик ОАО «Хлеб» (г. Новокузнецк)
Рекомендовано редакционно-издательским советом

Кемеровского технологического института пищевой промышленности
Брезе О.Э.

Б87 Экономика промышленности: Учебное пособие / Кемеровский техно-логический институт пищевой промышленности. - Кемерово, 2004. - 80 с.

ISBN 5-89289-321-9
В пособии изложены основные темы курса «Экономика промышленности (пищевой промышленности)». Рассмотрены вопросы экономической деятельности предприятий, касающиеся использования ресурсов, планирования себестоимости, ценообразования, основ налогообложения, экономические вопросы качества продук-ции, организации труда и заработной платы.

Рассматриваемый материал полностью соответствует содержанию рабочей программы по данной дисциплине.

Предназначено для студентов всех форм обучения по направлению 655900 «Технология сырья и продуктов животного происхождения».
УДК 664
.003(075)

ББК
65.304.25я75

ISBN 5-89289-321-9


Зав. редакций И.Н. Журина

Редактор Макаренко Е.В.

Технический редактор Т.В. Васильева

Художественный редактор Л.П. Токарева
ЛР №020524 от 02.06.97.

Подписано в печать 14.12.04 г. Формат 60x841/16.


Бумага типографская. Гарнитура Times. Уч.-изд. л. 5.

Тираж 800 экз. Заказ № 261
© О.Э. Брезе, 2004

© КемТИПП, 2004

ПРЕДИСЛОВИЕ

Проводимые в нашей стране экономические преобразования значительно повысили требования к изучению экономических дисциплин. Сейчас специалисту недостаточно хороших знаний технологии, необходим широкий кругозор по вопросам организации производства. Важно своевременно обеспечить производство всеми необходимыми ресурсами, уметь правильно использовать имеющиеся резервы, выбрать наиболее подходящую в каждом конкретном случае форму и систему оплаты труда. Эффективный руководитель должен быть в курсе всех современных конструкторских и технологических разработок, появляющихся новинок в области комби-нированных продуктов, добавок к сырью, биологически активных добавок, новых наборов специй и др. Для этого нужно получить хорошую базу знаний, экономических в том числе, и помнить о необходимости учиться всю жизнь и применять в своей работе все новинки науки и техники.

В данном пособии изложены основные темы курса «Экономика промышленности», в которых рассмотрены вопросы рыночной системы хозяйствования и экономической деятельности предприятий, проблемы использования ресурсов, планирования себестоимости, ценообразования, налогообложения, организации труда и заработной платы.

Материал представлен по всем темам, предусмотренным рабочей программой курса. Многие темы содержат примеры экономики и организации производства на предприятиях пищевой промышленности. Молодой человек, получающий квалификацию инженера-технолога, должен хорошо понимать неразрывность понятий «качество продукции» - «конкурентоспособность предприятия», в предлагаемом пособии эти темы нашли свое отражение.

Цель данного пособия - помочь студентам в изучении теоретического материала по дисциплине, подготовке к практическим занятиям и итоговому контролю знаний.

Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению 655900 «Технология сырья и продуктов животного происхождения».


Каждая глава завершается контрольными вопросами, позволяющими самостоятельно проверить уровень подготовки. В приложении представлены вопросы для выполнения контрольной работы и экзаменационные вопросы.
Глава 1
Введение в экономику пищевой промышленности


1. Предмет изучения и задачи курса. Связь курса

с другими дисциплинами
Экономика - это область человеческой деятельности, которая служит удовлетворению человеческих потребностей и является общим объектом для всех экономических наук.

Экономика - это область науки, которая изучает взаимодействие производительных сил и производственных отношений, при котором осуществляется производство материальных благ, их распределение, обмен и потребление.

Отраслевые экономики, к числу которых относится и экономика пищевой промышленности (п/п), отражают действие и специфические формы проявления экономических законов в конкретных отраслях, а также частные экономические закономерности, свойственные данным отраслям.

Экономика пищевой промышленности имеет свои особенности, обусловленные многообразием выпускаемой продукции, разнообразным характером сырья (животного и растительного происхождения), связью с сельским хозяйством, которая влияет на режим работы, размещение предприятий, уровень концентрации производства и т.д.

Специалисты пищевой промышленности должны учитывать специфические особенности отрасли, т.к. применение этих знаний в практической деятельности способствует наиболее эффективному экономическому развитию отрасли.

Предметом курса «Экономика пищевой промышленности» является изучение действия и форм проявления в пищевой промышленности объективных экономических законов, условий и факторов, обеспечивающих достижение наилучших результатов при оптимальных затратах труда.

Задачами изучения курса «Экономика пищевой промышленности» являются:

  • изучение основных закономерностей развития отраслей пищевой промышленности;


  • изучение показателей хозяйственной деятельности предприятий, их взаимосвязь и пути улучшения;

  • изучение методов оценки эффективности капитальных вложений и новой техники;

  • изучение форм организации общественного производства;

  • выявление резервов лучшего использования сырья, топлива, энергии, техники и трудовых ресурсов;

  • умение выполнять технико-экономические расчеты и оценивать влияние различных мероприятий на результаты хозяйственной деятельности.

Экономика промышленности базируется на курсах макро- и микро-экономики, изученных студентами ранее. Экономика промышленности тесно связана с такими дисциплинами, как «Экономика предпринимательства», «Менеджмент», «Маркетинг», «Бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности» и др., а также с некоторыми техническими и технологическими дисциплинами, имеющимися в учебных планах специальностей.


2. Содержание основной экономической проблемы
Человеческое общество для нормального функционирования должно решать проблему удовлетворения постоянно растущих и расширяющихся потребностей. Еще Карл Маркс (1818-1883 гг.) писал: «…человек отличается от остальных животных безграничностью своих потребностей и их свойством к расширению…».

Но, стремясь к удовлетворению своих потребностей, общество неизбеж-но сталкивается с нехваткой ресурсов, необходимых для производства материальных благ и услуг, т.е. возникает дилемма «неограниченные потребности - редкие ресурсы» (К.Макконелл, С.Брю. «Экономикс». Т.1). Дефицит ресурсов объясняется ограниченностью их запасов или произ-водства.

О каких ресурсах идет речь? Прежде всего, о таких факторах производства, как земля, рабочая сила, средства производства, предпринимательство, капитал.

Земля - это природные ресурсы и сама земля. В экономике это понятие несколько шире, чем в повседневности. Под ним понимается щедрость природы, т.е. все ее ресурсы: минералы, лес и даже воздух. Природные ресурсы подразделяются на восполнимые и невосполнимые, кроме этого они характеризуются неравномерностью их размещения по территориям и не всегда имеющейся доступностью их использования.


Рабочая сила включает в себя физический и умственный труд, который в результате прогресса должен иметь тенденцию от физического к умственному. Этот фактор ограничен по своему профессиональному и интеллектуальному составу.

Средства производства - все то, с помощью чего производятся товары и услуги. Их особенность: они должны воспроизводиться в расширенном объеме, чтобы иметь возможность увеличивать производство товаров и услуг. Но речь идет не о количественном увеличении, а о росте производительности труда.

Предпринимательство - это особое внутреннее свойство, которым наделены не все люди. Оно связано с риском, умением вести хозяйство на основе постоянного поиска нового.

Капитал - это финансовые средства, размер которых ограничен объемом предметов потребления. Его превышение приводит к инфляции и вызывает диспропорции в развитии производства.

Таким образом, основная экономическая проблема заключается в эффективном использовании ограниченных производственных ресурсов или управлении ими с целью достижения максимального удовлетворения мате-риальных потребностей человека.
Контрольные вопросы:


  1. Дайте определение экономики пищевой промышленности.

  2. Перечислите задачи изучения курса.

  3. Объясните, как перекликается основная экономическая проблема с предметом изучения курса.



Глава 2

Концепция рыночной системы хозяйствования


  1. Общая характеристика экономических систем.

Сущность рынка, его структура

По мнению авторов «Экономикса» К. Макконелла, С. Брю, существуют три основных экономических системы: рыночная, командная и традиционная. В чистом виде эти экономические системы не существуют. В реальной действительности они располагаются где-то между крайностями чистого капитализма и командной экономики. Экономические системы различаются по двум основным параметрам:


  • форма собственности на средства производства;

  • форма регулирования экономической деятельности.

Командная экономика характеризуется общественной собственностью на средства производства и централизованным планированием.

Рыночная экономика - частной собственностью на средства производства, управлением экономической деятельностью с использованием системы рынков и цен.

В традиционной экономике форма собственности общинная, а экономическую деятельность регулируют традиции, устои, обычаи (это слаборазвитые в экономическом отношении страны, где наследствен- ность и касты диктуют экономические законы, где религиозные и культурные ценности первичны по сравнению с экономической деятельностью).

Кроме вышеперечисленных, можно привести примеры смешанных экономических систем, например:

Германия (в период с 1933 по 1945 г.) - собственность частная, но жест-кое централизованное планирование экономики - «авторитарный капитализм»;

Югославия (до 80-х годов прошлого века) - собственность общественная, а управление экономикой рыночное - «рыночный социализм»;

Швеция - собственность на 90 % частная, но правительство энергично участвует в обеспечении экономической стабильности и в перераспределении доходов.

Некоторые авторы (В.П. Грузинов, В.Д. Грибов, И.В. Сергеев) в своих работах делают сравнение только двух систем хозяйствования: централизованно-плановой (иногда ее называют административно-командной) и рыночной.

Рынок - совокупность интересов и действий, существующих и потенциальных покупателей и продавцов, а также условий, характеризующих состояние и движение таких интересов и действий [1].

Рынок - это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, реализующийся через рыночные цены, взаимное соотношение спроса и предложения [1].

Рынок - это саморегулируемая, основанная на экономической свободе система обмена, купли-продажи между продавцом и покупателем, производителем и потребителем, которая обеспечивает удовлетворение спроса на товар различными предложениями с передачей юридического права собственности после оплаты товара [2].


Функции рынка:


  • сводит вместе продавца и покупателя;

  • определяет спрос;

  • формирует предложение;

  • сравнивает индивидуальные издержки с общественными;

  • распределяет экономические ресурсы;

  • определяет доходы одних и расходы других участников рынка.

Основные черты рынка:

  • наличие частной собственности;

  • свобода предпринимательства и свобода выбора действий;

  • главный мотив поведения - личный интерес;

  • наличие конкуренции;

  • главная фигура на рынке - покупатель;

  • посредство денег при обмене;

  • ограниченная роль правительства.

Структура рынка. Рынки могут быть классифицированы по видам деятельности их участников, направленных на удовлетворение соответствующих потребностей, начиная от духовных и вплоть до производственных, т.е. рынок может быть представлен следующими типами: производственный, непроизводственный, финансовый, интеллек-туальный.

Производственный рынок - составная часть рынка, обслуживающая совокупность отраслей материального производства и общества, и удовлетворяющая их потребность в средствах производства и предметах потребления.

В свою очередь производственный рынок подразделяется на рынок средств производства и потребительский рынок.

Рынок средств производства - это сфера товарного обращения, отража-ющая экономические отношения между товаропроизводителями и потре-бителями, которые направлены на осуществление купли-продажи матери-альных ресурсов основного производства: сырья, материалов, топлива, оборудования, инструментов, запасных частей и т.д.

Рынок потребительский - рынок товарного обращения, где осущест-вляется купля-продажа предметов потребления, т.е. продукции и товаров, которые используются в сфере непроизводственного потребления для лич-ных и коллективных нужд.


Рынок рабочей силы - сфера купли-продажи на основе договорных условий между покупателем рабочей силы - работодателем и продавцом человеческих ресурсов, которые в дальнейшем используются в процессе материального производства и др.

Финансовый рынок - это совокупность операций по ссудам и займам, купле и продаже иностранной валюты, обмену ценных бумаг и долговых обязательств, закладных и других авуаров.

Примечание. Авуары - любые виды денег, денежных средств, ценных бумаг (наличные и безналичные деньги, чеки, векселя, аккредитивы), посредством которых можно производить платежи и погашать денежные обязательства [9].

Финансовый рынок включает: рынок капитала, рынок ценных бумаг, валютный и ссудный рынок.

Рынок интеллектуальной продукции включает научно-исследо-вательские, опытно-конструкторские и технологические разработки, а также технические и духовные идеи.

Рынок технологий представляет собой специфическую форму купли и продажи. Результаты новых технологических решений могут быть источником дополнительной прибыли, и поэтому обладают коммерческой ценностью, а значит, могут быть проданы. Однако реальная отдача от внедрения новой технологии может быть определена только после того, как она будет использована для создания другой, более качественной номенклатуры продукции, признанной на рынке. Следовательно, купля-продажа осуществляется не по принципу товар-деньги, а на основе договора и процентных отчислений от прибыли [2].

Недостатки рынка:


  • поглощение сильными участниками рынка слабых;

  • образование монополий;

  • невозможность без помощи государства осуществлять проекты, необхо-димые всему обществу;

  • вероятность загрязнения окружающей среды;

  • сильная социальная дифференциация населения.

Преимущество рынка:

  • стимулирование роста эффективности производства.




2. Особенности перехода к рынку в России
Особенности перехода к рынку в России:

1. Начало перехода происходило, когда государство сконцентрировало в своих руках огромные финансовые и материальные ресурсы, практически владело всеми средствами производства, следовательно, отсутствовал такой важнейший признак рынка, как наличие обособленных, самостоятельных производителей.

2. Население страны в подавляющей массе ни по профессиональному, политическому, экономическому, общекультурному уровню было не готово к немедленному экономическому самоопределению.

3. В предыдущие годы существовала затратная экономика, переход к рынку осуществлялся в условиях острейшего дефицита товаров и денежной инфляции. Отечественный потребительский рынок был практически полностью разрушен.

4. На рынке средств производства господствовали предприятия-моно-полисты (доля монополизированного производства по ряду позиций достигала 80-90 %).

5. Отсутствовала соответствующая правовая база для развития рыночных отношений (банковская, кредитно-финансовая, налоговая, таможенная и др.).

Плановая экономика, как показывает исторический опыт СССР и других стран СЭВ (опыт Северной Кореи и Кубы), не создает необходимых условий для эффективного функционирования предприятий прежде всего, из-за отсутствия конкуренции, свободы действий в предпринимательской деятельности, неразвитости малого бизнеса и кредитно-финансовых отношений, чрезмерного вмешательства государства в деятельность предприятия и других причин.

Предприятия в условиях плановой экономики работали по схеме:


Ресурсы Производство Сбыт

Предприятие не беспокоилось, где взять ресурсы и куда сбыть продукцию, - все решалось государством в лице Госплана и Госснаба.

С переходом российских предприятий на рыночные отношения ситуация изменилась коренным образом. Теперь они работают по следующей схеме:



Сбыт (спрос) Производство Ресурсы


В этой схеме основой является спрос покупателей, т.е. возможность сбыть свою продукцию. Для этого необходимо изучать конъюнктуру рынка, запросы покупателей, емкость рынка, количество продукции у потенциального конкурента и другие вопросы, характерные для рыночных отношений. Многие отечественные предприятия не были готовы работать по этой схеме ввиду различных причин, основными из которых являлись следующие:


  • многие руководители предприятий не верили в серьезность происходящих преобразований, надеялись и ждали возвращения к плановой экономике, условий, в которых они привыкли работать;

  • распад СССР привел к нарушению производственных и кооперированных связей;

  • неконкурентоспособность продукции многих отечественных предприятий;

  • переход на рыночные отношения сопровождался инфляцией и гиперинфляцией, что не создавало благоприятных условий для работы предприятия, особенно в плане обеспечения его оборотными средствами;

  • многие предприятия так и не сумели адаптироваться к рыночным отношениям;

  • насыщение российского рынка импортными товарами;

  • государство не создало определенных условий для перехода к рынку.

Однако следует отметить, что переходный к рынку период в России сопровождался и некоторыми положительными моментами:


  • все больше предприятий адаптируются к рынку и начинают выпускать продукцию, которая устраивает покупателя;

  • появилась осознанность в том, что снижение издержек производства и реализации продукции, улучшение ее качества - единственное верное решение для обеспечения финансового благополучия;

  • рынки насыщаются товарами, в некоторых сферах экономики появляется здоровая конкуренция;

  • увеличение числа специалистов самых различных направлений, которые способны эффективно управлять предприятием в условиях рынка.


Контрольные вопросы:

    1. Назовите два основных параметра, по которым различаются экономические системы.

    2. Перечислите известные экономические системы.

    3. Дайте определение рынка.

    4. Перечислите функции рынка.

    5. Назовите основные черты рынка.

    6. Назовите основные достоинства и недостатки рынка.

    7. Перечислите особенности перехода к рынку в России.

    8. Укажите принципиальные различия схем работы предприятия в условиях плановой экономики и в рыночных условиях.

    9. Объясните, почему рыночные условия более благоприятны для бизнеса, чем плановая экономика.