reforef.ru
добавить свой файл
1


Основы налогового права. Сборы и пошлины
(Цикл материалов из пяти частей)

Бельский К.С., Карлов И.Л. Основы налогового права. Сборы и пошлины (Цикл материалов из пяти частей) - "Гражданин и право", N 6, 7, 8, 9, 10, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь 2008 г.

Содержание


Часть 1. Понятие "сбор" в контексте ст. 8 Налогового кодекса РФ 2

Часть 2. Понятия "сборы" и "пошлины" 14

Часть 3. Таможенные платежи 21

Таможенная пошлина 22

Таможенные налоги: НДС и акцизы 26

Таможенные сборы 27

Часть 4. Пошлина как разновидность сбора 32

Часть 5. Государственная пошлина 39


Часть 1. Понятие "сбор" в контексте ст. 8 Налогового кодекса РФ



Обзор сборов и пошлин, взимаемых в России с Х в. по настоящее время. В современной юридической литературе и законодательстве сбор преимущественно рассматривается как собирательная категория, включающая в себя понятие пошлины. Семантически понятия "сбор" и "пошлина" разделяются, юридически - они чаще всего отождествляются. Такой подход можно признать правильным, но безоговорочно согласиться с ним трудно.

В экономической энциклопедии для детей и взрослых под сборами в самом общем плане понимаются обязательные платежи, которые вносятся гражданами и предприятиями в порядке оплаты услуг, оказываемых им государственными органами*(1). Французские авторы Словаря административного права трактуют понятие "сбор" как "денежное взимание, осуществляемое в пользу государства, местных коллективов или публичных административных учреждений посредством принуждения взамен выполненной работы (услуги)"*(2). В Российской Федерации таким сбором является государственная пошлина, которая уплачивается гражданами за подачу исковых заявлений в судебные учреждения, за совершение различных действий государственными нотариальными конторами, за регистрацию браков и разводов органами ЗАГСа, за получение лицензии на реализацию права заниматься предпринимательской деятельностью. Во всех названных случаях государственные учреждения (суд, нотариат) должны исполнить юридически значимые действия, а граждане за эти действия обязаны уплатить государству, от имени которого суд и нотариат действуют, известный сбор (пошлину).


Сборы и пошлины имеют место в налоговых системах всех стран мира. Например, во Франции сборы взимаются за пользование автострадами и за очистку мусора, в Англии такие платежи уплачиваются с имущества умершего, сбор за безопасность (в размере 8 долл. США) введен в Израиле за вылет на рейсовом авиалайнере*(3); сборы за специальное использование природных ресурсов уплачиваются во многих странах мира, в том числе в Белоруссии и Украине.

Представляется, что сборы и пошлины выполняют ряд функций. Первая - фискальная, обеспечивающая поступление определенных доходов в казну. Хотя основную часть денежных поступлений в бюджетные фонды дают налоги, но сборы и пошлины "являются дополнительным средством финансирования"*(4). Вторая - это функция сакрализации той индивидуальной услуги, которую оказывает публичная власть. Платная услуга порождает уважение к ней и органу публичной власти, предоставляющему услугу. Известно, что бесплатное часто низводится до обыденного и малоуважаемого. Третья функция - функция охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. Например, технический осмотр транспортного средства не проводится, если его владельцем не уплачен сбор. Как показал исторический опыт, сборы, как и налоги, также важны, универсальны и необходимы.

Историки полагают, что сборы (точнее, их разновидность - пошлины) имеют долгую родословную и появились раньше налогов. На европейском континенте и в России в ХI-ХII вв. налоги почти отсутствовали и только зарождались, но были не любимы населением. Они падали не на предметы роскоши, которых тогда было мало, а на предметы первой необходимости. Преобладали сборы (пошлины) за определенные услуги государства, среди которых наиболее ходовыми были сборы за пользование дорогами, мостами, портовыми сооружениями, местами для торговли, а также судебные и т.д.

Наиболее древние сборы (пошлины) - судебные и за пользование дорогами. Судебная пошлина была известна в глубокую старину. Известный в 20-е годы ХХ в. ученый-финансист Д.В. Кузовков писал, имея в виду судебные пошлины, что они ведут свое происхождение от взяток и приношений (сборы - поборы), которые просители вынуждены были давать агентам власти*(5). Первые упоминания о дорожной пошлине в Древней Руси относятся к концу Х в. Особенно энергично она взималась в период господства Золотой Орды. Эта пошлина, поступления от которой в царскую казну были весьма значительны, тем не менее при царе Алексее Михайловиче была отменена, поскольку затрудняла движение по дорогам и стесняла развитие внутренней торговли*(6).


В различные исторические эпохи в зависимости от экономической конъюнктуры и материального состояния населения взимались разные сборы (пошлины). В ХV-ХVI вв. в Московском государстве взимались следующие сборы и пошлины: дорожная, соляная, судебная, торговая, гостиная. Судебная пошлина "вира" взималась за убийство, пошлина "продажа" - за прочие преступления. На рубеже ХIХ-ХХ вв. в России имели место такие сборы и пошлины: гербовые, канцелярские, судебные, крепостные, паспортные, с застрахованных от огня имуществ, сборы при рекрутских наборах*(7).

В СССР в период 60-80-х годов ХХ в. уплачивались сборы: торговые со всех судов, посещавших советские порты; за государственную проверку мер и измерительных приборов; за технический осмотр транспортных средств; за выдачу номерных знаков и технических паспортов; за прием экзамена по правилам движения и навыкам вождения; разовый сбор на колхозных рынках; рыболовный сбор; консульский сбор; государственная пошлина и др.*(8)

Налоговый кодекс, действующий в настоящее время в Российской Федерации, установил следующие федеральные сборы и пошлины: за пользование объектами животного мира; за пользование объектами водных биологических ресурсов; за использование предприятиями и учреждениями наименований "Россия" и "Российская Федерация"; лицензионные сборы, в том числе сборы за выдачу лицензий на розничную торговлю алкогольной продукцией; за организацию деятельности по разведению племенных животных; государственную пошлину.

В ст. 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" содержится перечень местных сборов. Назовем некоторые из них: регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью; курортный сбор; сбор за право торговли; лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями и др.*(9)

Начиная с видного английского ученого-финансиста ХVII в. В. Петти, относившего сборы к налоговым платежам, и до наших дней сборы (пошлины) рассматриваются как платежи, которые находятся в близком родстве с налогами и составляют вместе с ними налоговую систему*(10). Конституция РФ и Налоговый кодекс РФ, следуя этой многовековой традиции, объединили налоги и сборы в единую систему.


Данные положения следует дополнить еще одним, причем чрезвычайно важным. В Конституции РФ понятие "сбор" - согласно духу ст. 59, гласящей, что "каждый обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы", - используется как собирательное, включающее понятие пошлины. В таком же плане понятие "сбор" используется в Налоговом кодексе РФ, охватывая как собственно сборы, так и пошлины. Поэтому общая характеристика сбора как обязательного платежа в контексте Налогового кодекса РФ включает в себя одновременно характеристику пошлины.

Общая характеристика сбора: признаки, сходство с налогом и различия. Статья 8 Налогового кодекса РФ так определяет понятие сбора: "Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)". Данное определение указывает на ряд основных признаков сбора, сближающих его с налогом и отграничивающих от него.

Сбор (пошлина) - это обязательный денежный платеж граждан и организаций в казну. Сборы и пошлины представляют собой денежные платежи или денежные повинности, уплачиваемые за оказание публично-правовых услуг и поступающие в бюджеты различных уровней. Отмечая этот факт, С.Г. Пепеляев справедливо говорит о сборах и пошлинах следующее: "Это - денежные повинности, взимаемые в индивидуальном порядке в связи с услугой публично-правового характера"*(11).

Платеж сбора, как и налога, есть ограничение права собственности плательщика, так как плательщик (гражданин, организация) в силу конституционной обязанности отчуждает часть собственности в пользу государства. Как выражался Э.Н. Берендтс, налоги и сборы получаются из "достатка граждан"*(12). Размеры сбора устанавливаются государством, но "не под влиянием рыночных факторов"*(13), хотя эти факторы могут (должны) учитываться.


Сборы, как и налоги, носят в целом фискальный характер, формируя доходную часть бюджета. Статья 41 Бюджетного кодекса РФ относит налоги и сборы к налоговым доходам бюджета. Исторически сборы (пошлины) как денежные платежи шли на Руси в пользу наместника, воеводы и других лиц, чинивших "суд и расправу", и служили личным источником дохода. Затем выяснилось, что судебные и административные учреждения имеют значение не только для отдельных лиц, но для всех подданных (граждан) в целом, в том числе для организаций, которым приходится обращаться непосредственно к помощи государственной власти. Поэтому суммы от этих платежей слились с другими доходами и были обращены в казну*(14). В настоящее время в Российской Федерации, как и в других странах, основную часть доходов дают казне налоги. Однако определенную долю составляют сборы (пошлины), из них прежде всего те, которые уплачиваются за разрешение заниматься хозяйственной деятельностью.

Сборы как обязательные платежи отличаются от налогов, являющихся также обязательными выплатами, прежде всего тем, что обязанность по уплате сбора возникает "не императивно, как в случае налога, а диспозитивно, то есть в связи с выполнением государственными или муниципальными органами в пользу определенного лица по его просьбе юридически значимых действий"*(15). Юридически значимые действия, выполненные органом публичной власти взамен сделанного платежа, образуют другой сущностный признак рассматриваемого понятия.

Сбор (пошлина) уплачивается плательщиком за индивидуальную услугу государства. Следует отметить, что данный сбор уплачивается в рамках налогового правоотношения, субъектами которого являются, с одной стороны, гражданин (организация), обращающийся с письменным заявлением о предоставлении ему соответствующей услуги, а с другой - орган публичной власти, оказывающий просителю эту услугу с условием, что она будет оплачена сбором (пошлиной).

Предоставление услуги, за которую уплачивается сбор, представляет собой совершение государственными и муниципальными органами, их должностными лицами в отношении просителя специальных действий, в которых последний заинтересован. Сборы (пошлины) суть платежи "за специальные действия"*(16). Налоговый кодекс РФ в п. 2 ст. 8 и в п. 1 ст. 333 называет такие действия юридически значимыми. И действительно, регистрация брака изменяет правовой статус личности; выдача органом публичной власти лицензии на ведение предпринимательской деятельности превращает плательщика в бизнесмена. В связи с развитием в стране рыночных отношений резко возросло значение и количество юридически значимых действий государства, которые сводятся к предоставлению гражданам и организациям за плату разрешений (лицензий) на занятие деятельностью хозяйственного характера.


При этом, говоря о юридически значимых действиях, важно обратить внимание на следующий аспект. Сборы и пошлины вносятся не за предоставление самого права на что-то (например, на предпринимательскую деятельность), а за получение разрешения на реализацию этого права и осуществление его под защитой государства, поскольку само право и другие права, в связи с которыми устанавливаются сборы (право на судебную защиту, на владение собственностью, на занятие предпринимательской деятельностью), гарантированы Конституцией РФ*(17).

Сбор (пошлина) представляет условную плату за услуги государственных и муниципальных органов власти, их должностных лиц. Уплата сбора всегда связана с реализацией государством властно-распорядительных полномочий. Размер сбора устанавливается государством.

Сборы взимаются судебными учреждениями, органами государственного арбитража, органами ЗАГСа, учреждениями, выдающими заграничные паспорта и визы, лицензии и т.д. Сборы уплачиваются за действия, которые по своей важности государство не может доверить частным, общественным и кооперативным организациям. Сбор (пошлина) есть плата за услуги, которые не могут быть предметом частной предприимчивости"*(18). Это юридически значимые действия органов публичной власти, которые в научной литературе вполне резонно называют "государственными услугами", "административными услугами", "публично-правовыми услугами".

Сбор (пошлина) представляет собой плату за услуги государства, которые адресованы конкретному гражданину или конкретной организации. Поэтому такие услуги в литературе по финансовому праву называются индивидуальными. Видный ученый-финансист начала ХХ в. А. Свирщевский писал: "Для понятия пошлины в тесном научном смысле слова характерным признаком является получение частным лицом специальной услуги от государственного учреждения; этим пошлина отличается от налогов, плательщику которых никакой индивидуальной услуги государством не оказывается"*(19). Налоги - это плата за услуги, оказываемые обществу всеми тремя ветвями власти, но характер этих услуг совсем иной: "Это услуги государства обществу, в целом взятому". Сборы (пошлины) взимаются за "услуги, оказываемые в данное время определенному лицу, но такие услуги, которые могут понадобиться каждому"*(20).


Сбор (пошлина) есть принудительный платеж. Элемент принуждения присутствует как при уплате налога, так и при уплате сбора. Принудительность - широкое и многогранное понятие, смягченной формой которого является обязательность. Обязательность как признак сбора базируется на положениях ст. 57 Конституции РФ, в соответствии с которой каждый обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы. В определениях налога и сбора, данных в ст. 8 Налогового кодекса РФ, эти платежи характеризуются как обязательные. Под обязательностью как формой принудительности следует понимать невозможность на законных основаниях уклониться от уплаты надлежащего сбора*(21). А такие обстоятельства возникают в момент обращения гражданина (организации) к государству с требованием услуги специального характера и готовности органов публичной власти оказать ее. Вследствие этого сборы (пошлины) не могут рассматриваться как платежи по договорным обязательствам. Они своего рода "денежные повинности", которые, как и налоги, уплачиваются по приказу государства. Как и налоги, пошлины взимаются принудительно в силу властных полномочий государства ("суверенитета государства"). Соглашение между властью и плательщиком о размерах сбора, времени его уплаты не допускается. Достаточно объемную характеристику сбора (пошлины) предлагают немецкие государствоведы, которые пишут: "Принятое правовое понимание пошлины означает в государственно-правовом смысле денежную повинность, которая может быть предписана данному лицу и возмещает государству оказанную услугу. С точки зрения права платежи типа пошлин, следовательно, мыслятся не как договорный обмен обязательствами, а как индивидуальная ответственность за использование государственных средств"*(22).

Существенным отличием сбора (пошлины) от налога является то, что его плательщиками являются не все платежеспособные граждане, а только те, которые прибегают к пользованию какими-либо специальными услугами государства. Поэтому уплата сбора (пошлины) добровольна, вытекает изначально из "свободы выбора", из добровольности обращения гражданина к государственному органу. Неуплата налога влечет принудительное изъятие недоимки и привлечение налогоплательщика к ответственности. При неуплате сбора (пошлины) государство просто отказывает плательщику в предоставлении публично-правовой услуги (например, в выдаче лицензии, регистрации), не прибегая к применению санкций*(23).


Однако в отдельных ситуациях эта "свобода выбора" для гражданина может отсутствовать, и ее место занимает прямое принуждение в отношении плательщика сбора. Классический пример, подтверждающий данное положение, приводит С.Г. Пепеляев. Так, автовладельцы обязаны проводить периодический государственный технический осмотр транспортных средств. Осмотр не проводится, если автовладельцем не сделан соответствующий взнос. Без этого не выдается талон, подтверждающий возможность реализации права на управление транспортным средством*(24).

И налоги, и сборы принудительны. Но у них разные механизмы принуждения к уплате. Применительно к уплате сбора государственная власть до момента обращения к ней гражданина с просьбой осуществить необходимые для него юридически значимые действия не выступает активно. Применительно к уплате налога государственная власть ведет себя активно как до уплаты налога, так и после уплаты: оценивает доход плательщика, требует заполнения декларации, осуществляет налоговый контроль, применяет санкции. И те и другие платежи принудительны, но масштабы и глубина воздействия механизмов принуждения разные.

Уплата сбора (пошлины) предполагает возмездные отношения с государством. Сборы и пошлины, как правило, носят возмездный характер и уплачиваются в связи с оказанием их плательщику государством публично-правовых услуг (например, уплата сбора за выдачу органом публичной власти лицензии). Налоги, в отличие от сборов и пошлин, безвозмездны. При уплате налогов какие-либо услуги со стороны государства отсутствуют. Безвозмездность при уплате налога состоит в том, что государство, получая в бюджетные и внебюджетные фонды налоговые платежи, не принимает на себя каких-либо встречных обязательств перед налогоплательщиками и не обязано совершать каких-либо конкретных действий в их пользу. Другое дело, когда уплачивается сбор. Уплатив сбор, плательщик вправе требовать от государства совершения соответствующих действий, в том числе через суд*(25). Видный русский государственный деятель С.Ю. Витте, на своем служебном пути занимавший должность министра финансов царской России, писал в конспекте лекций о государственном хозяйстве: "С теоретической точки зрения отличие пошлин от налогов заключается в том, что основанием для уплаты пошлин служит получение плательщиком какой-либо специальной услуги со стороны государства, между тем как налоги уплачиваются гражданами без всякого специального эквивалента, т.е. за общую сумму выгод и удобств, получаемых под охраной государственного союза"*(26).


Конечно, при уплате налога гражданами тоже имеет место возмездность, о чем писал еще Монтескье в книге "О духе законов"*(27). Но эта возмездность - общая, обеспечивающая нормальную (сносную) жизнь всего общества, не имеющая в виду конкретных граждан. Возмездность при уплате сбора и пошлины имеет конкретный и адресный характер в виде оказания органом публичной власти специальной услуги (оформление документов на получение паспорта, регистрация брака, выдача лицензии)*(28).

Не лишне сделать еще один штрих, говоря об индивидуальной возмездности как отличительном признаке сбора (пошлины). Отношения по уплате сбора и пошлины возмездны, но лишены эквивалентности, характерной для обменных, рыночных отношений. Государство само отказывается от экономической обоснованности таких платежей, как сборы и пошлины, не дает полной денежной оценки таким публично-правовым услугам, как правосудие, выдача лицензий, регистрация и другие юридически значимые действия, устанавливая размеры платежа, доступные как для "богатых", так и для "бедных". Известный ученый С.И. Иловайский писал в свое время, что "размер пошлин не должен быть настолько высок, чтобы затруднить пользование услугами государственных учреждений"*(29). Справедливость требует, чтобы значительная часть расходов по органам публичной власти, предоставляющим платные услуги гражданам, покрывалась за счет налогов.

Иррегулярный характер уплаты сбора (пошлины). "Иррегулярный" означает "нерегулярный", "неподчиненный определенному порядку". Уплата налога предполагает определенную регулярность, систематичность уплаты. Поэтому элементами налога являются налоговый период и сроки уплаты - период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, определяется время уплаты налога. Например, по земельному налогу статьи 397 и 398 Налогового кодекса РФ определяют сроки представления декларации по налогу и сроки уплаты налога.


Уплата сборов и пошлин носит разовый характер, а так как она связана со свободным (добровольным по преимуществу) усмотрением плательщика, то осуществляется в строго определенных ситуациях, а именно тогда, когда граждане заинтересованы в получении услуг публично-правового характера и "приходят в определенное соприкосновение с государством, его органами или между собой"*(30).

Заинтересованность граждан (организаций) в уплате сбора и пошлины. Уплата сбора и пошлины является результатом действия самого заинтересованного лица, которое обращается с просьбой к государственному органу предоставить ему услугу публично-правового характера. Налог же взимается с граждан ввиду того, что на них законом возложена налоговая обязанность. А так как в большинстве случаев плательщик сбора сам предлагает государству уплатить этот платеж, то обязанность уплаты сбора (пошлины) есть обязанность единичная, непостоянная, проходящая, недлящаяся и далеко не всеобщая. Множество граждан могут прожить всю жизнь, не уплатив ни разу судебный пошлины, а при отсутствии в собственности автомобиля не заплатив ни разу сбора за технический осмотр. Как писал Э.Н. Берендтс, обязанность уплаты сбора (пошлины) "недлящаяся и далеко не всеобщая"*(31). Если при взимании налога государство имеет против себя единый фронт миллионов налогоплательщиков, то при взимании сбора и пошлины оно имеет каждый раз отдельных просителей. Поэтому сборы и пошлины взимаются легче, чем налоги.

Заинтересованность граждан (организаций) в уплате сборов и пошлин создает обстановку, при которой уклонение от уплаты данных платежей, как правило, отсутствует. Более того, при взимании этих платежей не возникает вопрос о недоимках. Уплата сборов (пошлин) обыкновенно бывает сравнительно малочувствительна для плательщиков, так как сопровождается приобретением услуг у государства. Государственные расходы по взиманию сборов и пошлин весьма скромные, так как они не заставляют государство создавать для этого специальный аппарат публичной власти*(32). Названные моменты также отличают уплату сборов и пошлин от уплаты налогов.


Установление сборов (пошлин) законами. Это наиболее общий, всеобъемлющий признак, характеризующий сбор (пошлину) как правовую категорию, которая может реально выступать в качестве обязательного платежа, будучи предусмотрена законом. Такой правовой статус этих платежей объясняется теми же причинами, что и статус налогов: отчуждение имущества частного лица в пользу государства может осуществляться только на основе закона. Фактически во всех странах мира юридический режим сборов и пошлин основан на законе. Закон занимает особое место в системе нормативно-правовых актов, так как обладает рядом юридических и иных свойств, не присущих другим нормативным актам. Более того, в отдельных странах сборы и пошлины закрепляются на конституционном уровне.

По тексту Основного закона ФРГ, государственными доходами считаются: налоги, финансовые монополии, прибыли от федеральных предприятий, поступления от государственного кредита и пошлины (п. 22 ст. 72, абз. 2 ст. 80). В монументальной работе "Государственное право Германии" немецкие авторы пишут: "Признание наряду с налогами правомерности таких видов платежей, как пошлины и сборы, традиционно для германского законодательства"*(33). Конституция Испании 1978 г., называя полный перечень источников финансовых средств сообществ (местных органов власти), указывает в ст. 157, что такими источниками являются "собственные налоги, сборы и специальные обложения"*(34). Установление сборов и пошлин конституционными нормами и нормами обычных законов обуславливается теми же причинами, что и установление законами налогов: отчуждение государством части средств собственника является ограничением права собственности, но ограничением правомерным, основанным на требованиях закона. Во Франции сборы также устанавливаются законами, но в отдельных случаях могут быть установлены декретом правительства, однако их режим, в общем, очень близок к режиму налогов*(35).

В Конституции РФ сборы и пошлины нашли отражение в ст. 57, 74, 132. В ст. 57 Конституции РФ закреплена обязанность каждого по уплате законно установленных налогов и сборов. Конституционный Суд РФ неоднократно в своих постановлениях указывал, что для признания налогов и сборов законно установленными необходимо наличие следующего условия: принятие их федеральным законодательным органом в форме федерального закона. Данное требование нашло отражение в п. 5 ст. 3 Налогового кодекса РФ, согласно которому федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются Налоговым кодексом РФ; налоги и сборы субъектов РФ, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются, соответственно, законами субъектов РФ о налогах и сборах и нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Короче говоря, сбор не может считаться "законно установленным" и не должен уплачиваться, если он не предусмотрен Налоговым кодексом РФ.


Установление налогов и сборов законами прежде всего определяется тем, чтобы эти акты были сформулированы четко и понятно, чтобы каждый точно знал, какие налоги и сборы, когда и в каком порядке он должен платить. Иными словами, формально логическая определенность закона о налогах и сборах (ясность, краткость, конкретность содержания) повышает его авторитет у налогоплательщиков, облегчает применение закона. Поэтому Конституционный Суд РФ резонно указал в одном из постановлений, что "предусмотренный в дефектных - с точки зрения требований юридической техники - нормах налог не может считаться законно установленным"*(36).

На основании изложенного можно утверждать, что сбор представляет собой разновидность налогового платежа. На это указывают следующие сходства налогов и сборов: обязательность (принудительность); публичное предназначение, т.е. поступление денежных средств в бюджетные фонды; односторонний характер установления платежей; законность. Вместе с тем следует отметить, что сбор является особой разновидностью налогового платежа, а потому можно констатировать следующие различия: сборы - это обязательные платежи не за общие услуги государства, как при уплате налогов, а за индивидуальные публично-правовые услуги; уплата налогов не требует от государства встречного удовлетворения, а при уплате сбора плательщик вправе требовать от государства совершения специальных действий; в отличие от уплаты налога, которая предполагает определенную регулярность, уплата сбора носит разовый характер и связана со свободным усмотрением плательщика; если при уплате сбора (пошлины) присутствует элемент заинтересованности, то при уплате налогов такой элемент, как правило, отсутствует.

Как было сказано выше, в контексте Налогового кодекса РФ понятие "сбор" включает в себя собственно сбор и собственно пошлину. Подчеркнем, что понятия эти использовались как в дореволюционной, так и в современной финансово-правовой литературе*(37). Понятия "собственно сбор" и "собственно пошлина" являются видовыми понятиями, каждое из которых, несмотря на свойственные им общие признаки, имеет свои особенности.