reforef.ru 1


Кыргызско – Российский Славянский Университет
Гуманитарный факультет
Кафедра психологии
Агеева И.А.

Миронова Е.В.

Психологический практикум:
Диагностика агрессивного поведения
Методические рекомендации

для студентов психологов




Бишкек – 2001


Агеева И. А., Миронова Е. В.

Психологический практикум: Диагностика агрессивного поведения/ Отв. ред. Н. Н. Палагина: Кыргызско–Российский Славянский университет. – Бишкек, 2002. – с.


Методические рекомендации позволяют студентам самостоятельно освоить базовые понятия по теме «Психология общения». В методических рекомендациях предлагается анализ процесса общения и рассматриваются различные типы вопросов.

Рассчитаны на студентов психологов, психиатров и практикующих психологов.
Составители: канд. мед. наук, доцент КРСУ И. А. Агеева,

преподаватель кафедры психологии Е. В. Миронова

Ответственный редактор: д. психол. н., профессор Н. Н. Палагина


Печатается по рекомендации кафедры психологии и РИСО КРСУ


КРСУ, 2002

Рекомендации предназначены для самостоятельного изучения студентами указанной темы, поэтому наряду с теоретическим материалом содержат контрольные вопросы и задания.

Курс, для которого разработаны рекомендации, состоит из двух разделов: теоретического и практического.




Раздел 1


Тема 1: Определение понятия «агрессия». Теоретические подходы к рассмотрению агрессии.

Ключевые понятия: агрессия, доброкачественная и злокачественная агрессия, псевдоагрессия, оборонительная агрессия, инструментальная агрессия, теория инстинкта, теория побуждения, фрустрационная теория, фрустрация, торможение, замещение, когнитивные модели, теория социального научения, подкрепление, поощрение, наказание.


Литература: 1, 9, 10, 22, 23, 24, 26.

Контрольные вопросы и задания:


  1. Агрессия- это

а) социальная роль, выполняемая человеком в определенных ситуациях;

б) психическое заболевание;

в) любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому

существу, не желающему подобного обращения;

г) стратегия поведения, свойственная животным.

  1. Понятия доброкачественная и злокачественная агрессия были введены:

а) З Фрейдом;

б) А. Бандурой;

в) К. Роджерсом;

г) Э. Фроммом;

д) К. Лоренцем.

  1. Дайте определение доброкачественной агрессии.

а) Биологически адаптивная агрессия, не способствующая поддержанию жизни.

б) Биологически адаптивная агрессия, способствующая поддержанию жизни.

в) Агрессия, направленная на удовлетворение собственных желаний.

  1. Что такое злокачественная агрессия?

а) Биологически адаптивная агрессия, не способствующая поддержанию жизни.

б) Агрессия, направленная на причинение ущерба.

в) Агрессия, не связанная с физиологическим выживанием человека и сохранением жизни.

  1. К разновидностям злокачественной агрессии относится:

а) садизм;

б) оборонительная агрессия;

в) псевдоагрессия;

г) некрофилия.

  1. Сравните понятия «инструментальная агрессия» и «враждебная агрессия».

  2. Установите соответствие:

а) фрустрационная теория агрессии а) З. Фрейд

б) когнитивные модели б) А. Бандура

в) психоаналитический подход в) Д. Доллард

г) этологический подход г) Л. Берковиц

д) теория социального научения д) К. Лоренц


  1. Понимание агрессии как приобретенного социального поведения характерно для:

а) А. Зильманна;

б) А. Бандуры;

в) Р. Ардри;

г) Н. Миллера;

д) Э. Фромма.

  1. Положение о смещенной агрессии рассматривалось в рамках:

а) этологического подхода; г) психоаналитического подхода;

б) теории социального научения; д) фрустрационной теории агрессии.

в) когнитивных моделей;


  1. Модель образования новых когнитивных связей была создана:

а) А. Берковицем;

б) Д.Доллардом;

в) А. Бандурой;

г) К. Лоренцем.

Тема 2: Биологические основы агрессии. Социализация агрессивности. Семья как источник агрессии. Взаимодействие со сверстниками. Средства массовой информации.

Ключевые понятия: наследственность, склонность к агрессии, хромосомы, гормоны, активизация симпатической нервной системы, полные и неполные семьи, семейное руководство, контроль, наказание, снисходительность, средства массовой информации, реклама.

Литература: 1-8, 11-13, 17-21, 23-25.

Контрольные вопросы и задания:

  1. Закончите предложение:

Если люди, имеющие одинаковые гены, проявляют и одинаковые особенности в поведении, подобное поведение можно считать…

  1. Сформулируйте гипотезу Y-хромосомы

  2. С чем связана гипотеза X-хромосомы?

  3. Закончите предложение:

Согласно гипотезе о гормональных влияниях на формирование агрессивности, в возникновении агрессивного поведения определенную роль играет…

  1. Назовите основные структуры нервной системы, играющие важную роль в формировании агрессивного поведения.

  2. Заполните пробелы:

На протяжении всех возрастных этапов у мальчиков доминирует … и …, а у девочек … и …


  1. Под влиянием каких основных факторов происходит социализация агрессивности?

  2. Какие последствия имеет вмешательство родителей в агрессивные отношения между детьми?

Почему?

  1. Закончите предложение:

Если ребенок агрессивен, это может свидетельствовать о том, что в его семье … 10. Каким образом стиль семейного руководства связан со становлением агрессии?

  1. Кто создал модель связи между характером семейного руководства и агрессивностью?

а) А. Олуэйз;

б) Р.Додж и Н. Крик;

в) С. Тэйлор;

г) К. Паттерсон;

д) А.Басс.

  1. Р. Сирс, Е. Маккоби, К. Левин считают, что в социализации агрессии присутствуют два важных момента. Назовите их.

  2. На основании каких трех шкал А. Басс описывал агрессивные действия?

  3. Почему к полутора годам в поведении ребенка начинает прослеживаться реакция нападения?

  4. Как с возрастом изменяются проявления агрессии у мальчиков и девочек?

  5. Что такое социализация агрессивного поведения?

  6. Как влияет взаимодействие со сверстниками на становление агрессивности?

  7. Согласны ли вы с утверждением, что только использование физических наказаний является лучшим средством снижения агрессивности? Почему?

  8. В каких случаях наказание является эффективным средством модификации поведения?

  9. Перечислите факторы воздействия сцен насилия в семье, выделенные Л. Берковицем, способствующие агрессии.


Тема 3: Факторы, обусловливающие агрессию. Социальные факторы. Внешние факторы. Индивидуальные детерминанты.

Ключевые понятия: уровень фрустрации, посылы к агрессии, когнитивный процесс, провокация, месть, подстрекательство, характеристики объекта агрессии, самосознание, эффект тесноты, физическая среда, черты личности, установки, внутренние стандарты, атрибуция, локус контроля, застенчивость.


Литература: 1-6, 10, 11, 24.

Контрольные вопросы и задания:


  1. В каких случаях фрустрация может вызвать агрессию?

  2. Какие социальные факторы, по вашему мнению, могут быть провокаторами агрессии?

  3. Авторами модели негативного аффекта были:

а) Эдмундс и Кендрик;

б) Басс и Дарки;

в) Белл и Бэрон;

г) Бэрон и Ричардсон.

  1. Почему внешние факторы могут обусловливать возникновение агрессии?

  2. Продолжите предложение:

К основным детерминантам агрессии относятся…

  1. Продолжите предложение:

В поведении подростков с жёсткой маломотивированной агрессией прослеживаются…

  1. В чем различие проявлений агрессивности патологической и непатологической форм?


Тема 4: Средства предотвращения агрессии. Управление агрессивным поведением.

Ключевые понятия: катарсис, демонстрация агрессивного поведения, атрибуция, юмор,

умеренное сексуальное возбуждение, моделирование, ролевые игры, обратная связь,

эмпатия.

Литература: 1, 18, 24.

Контрольные вопросы и задания:

  1. Продолжите предложения:

а) Агрессия по отношению к другим иногда приводит к разрядке…

б) Катарсис- это…

в) Демонстрация наглядных примеров неагрессивного поведения…

  1. Могут ли извинения снизить уровень агрессивности?

  2. Какова роль атрибуции в контроле агрессивного поведения?

  3. Эмпатия- это…

а) поведение человека, отличающееся стремлением нанести вред;

б) переживания, возникающие у человека в ходе процесса удовлетворения актуальных потребностей;

в) динамическая характеристика психических процессов и поведения человека;


г) способность человека к сопереживанию и сочувствию.


  1. Продолжите предложение:

Чем выше уровень эмпатии…

  1. Когда юмор может служить эффективным средством снижения агрессивности?

  2. Продолжите предложение:

Умеренные сексуальные стимулы вызывают …

  1. Чем может помочь тренинг социальных умений людям с повышенным уровнем агрессивности?


Раздел 2

Методы диагностики агрессивного поведения.

2.1.Наблюдение.

Наблюдение - метод сбора информации путем непосредственного восприятия и прямой регистрации всех элементов поведения ребенка в соответствии с целями и задачами исследования [24].

Наблюдение предусматривает запись поведения наблюдателем, придерживающегося строгих правил и установленной процедуры для регистрации текущего реального поведения[1]. Главное преимущество этого метода в том, что он позволяет изучать причиняющее реальный вред поведение.

Наблюдение может осуществляться «в поле» – в условиях, где поведение естественно - или же в лаборатории.

Полевое наблюдение- наблюдение за поведением людей в естественных условиях или же подразумевает определенное вмешательство со стороны наблюдателя.

Лабораторное наблюдение- наблюдение за поведением в контролируемых лабораторных условиях.

Достоинства лабораторного наблюдения:

  1. Поскольку экспериментатор способен управлять характером событий, происходящих в лаборатории и определяющими их условиями, часто бывает легко добиться систематичной манипуляции факторами, которые представляются значимыми для агрессии.
  2. Исключается возможность причинения вреда испытуемым, и лица, участвующие в таких исследованиях, предварительно знакомятся с характером действий, которые их попросят предпринять.


  3. Подобные исследования более эффективны в смысле затраченного времени и усилий, чем остальные подходы.

В зависимости от того, какой степени точности информацию необходимо получить психологу, используются два вида наблюдения: неструктурализированное и структурализированное.

При неструктурализированном наблюдении заранее не определяется, какие именно элементы будут подвергнуты наблюдению. Оно не имеет строгого плана, а заранее определены лишь объект и ситуация наблюдения, то есть психолог определяет конкретного взрослого или ребенка, за которым будет вестись наблюдение, и ситуацию, в которой происходят те или иные события.

Детская активность чаще всего проявляется во внешнем плане в поведении и включает эмоциональные реакции, вербальные (слова) и невербальные (мимика, жесты) реакции и поступки. Во внутреннем плане это касается, в первую очередь, психологических защит.

Итак, поведение ребенка в критических ситуациях различается по направленности реакции:

  • внешняя (экстрапунитивная) направленность характеризуется открытым проявлением агрессии, направленной на безличные обстоятельства, предметы или социальное окружение; в ответах обычно содержится либо осуждение внешних атрибутов или участников ситуации, либо поручение другому лицу с требованием исправить положение, удовлетворить потребности;

  • направленность на себя (интропунитивная) характеризуется открытым выражением обвинения или требования, адресованных самому себе; в ответах обычно содержатся покорное принятие фрустратора в виде блага, либо признание собственной вины или ответственности за разрешение и исправление ситуации;
  • несубъектная (импунитивная) направленность характеризуется отсутствием агрессии, обвинений, требований и отрицанием либо проблемности ситуации или конфликта, либо виновности или ответственности кого-то, выражением надежды на благоприятное разрешение проблемы.