reforef.ru 1


Технологии PR

О. Бобрик

PR музыкальных песенных конкурсов (на примере "Новой Волны)-2009

Введение


Данная работа направлена на анализ пиар-деятельности, связанной с музыкальными конкурсами, которые становятся всё популярнее в нашей стране. Сейчас их количество активно увеличивается, равно как и растёт конкуренция в данном сегменте российского шоу-бизнеса. Стоит сразу сказать, чем песенные конкурсы и фестивали отличаются от прочих музыкальных мероприятий. Они требуют творческого подхода в организации, они должны быть уникальными и выделяться из общей массы, чтобы не потеряться среди аналогичных концертов, которые в большинстве своём не несут в себе какой-либо концепции и идеи.

Музыкальные конкурсы в России

Чтобы анализ был полным и базировался на практической деятельности, для начала следует сказать несколько слов о музыкальных и песенных конкурсах. Подобные культурные мероприятия имеют обширную историю, но именно в последние годы они развиваются наиболее активно. Возможно, это связано с ситуацией, которая сложилась в современном отечественном шоу-бизнесе.

Новые имена появлялись достаточно редко, а если появлялись, то публика не верила в талант новых молодых исполнителей, считая, что за его "раскруткой" и деятельностью стоит какой-либо магнат, имеющий свой интерес. Но доля истины в этом была. Дело в том, что тон российской музыкальной индустрии задавали уже известные, и давно выступающие артисты, уровень которых был действительно высоким, и привычным для уха российского зрителя и слушателя. А что-либо новое и необычное не всегда воспринимается сразу.

Более того, в этот период развился институт взяточничества и протекционизма. Приплаченные эфиры стали нормой и заполонили эфирное время, а ротация музыкального материала попала в прямую зависимость от наличия связей на радио и телевидении. Но зрителям/слушателям приходилось принимать то, что им предлагали, потому что налицо было отсутствие выбора.

Да и в условиях кризиса 1998 года продвижение новых талантливых исполнителей было не всегда выгодно, а порой и вовсе невозможно. Поэтому данный период можно условно назвать "стагнацией" российского шоу-бизнеса. Ситуация начала меняться в 2002 года, когда появились первые выпускники музыкального проекта "Фабрика звёзд", продюсером которой был один из наиболее влиятельных людей в этой сфере - Игорь Матвиенко, он же основатель и директор продюсерского центра, под началом которого работают многие ныне известные и популярные исполнители на нашей сцене. Именно в 2002 году на суд зрителей были представлены победители весьма масштабного музыкального проекта-конкурса, которые заняли свою нишу на нашей сцене, привнеся новые имена и новые тенденции. С этого времени аналогичные проекты стали пользоваться большой популярностью. Их количество стремительно росло. Единственной проблемой являлась их идентичность. Несмотря на различные названия и формат они были слишком похожи.

Это были конкурсы для молодых ребят, увлекающихся музыкой, порой не имеющих даже элементарного музыкального образования, но желающих выступать на сцене. Однако уже через пару лет подобные конкурсы стали надоедать зрителям, хотя продолжали существовать. Люди хотели более качественных артистов, музыки и выступлений. Поэтому большей популярностью стали пользоваться песенные конкурсы других форматов, которые не показывают процесс "выращивания" "звёзд", а дают возможность проявить себя не просто талантливым коллективам и исполнителям, которые самостоятельно сочиняют, исполняют и записывают свою музыку, а, прежде всего, тем из них, кто уже реально готов прийти и работать в большом шоу-бизнесе, в музыкальной индустрии. Тем, кто готов меняться в лучшую сторону, много и долго работать, показывать качественный результат, слушать советы профессионалов.

Стоит при этом сказать, что важной составляющей с данной сфере является тот вид, в котором данное мероприятие доходит до публики.

При организации фестивалей, конкурсов необходимо учитывать следующее:

— тематический характер (фестивали и конкурсы джазовой музыки, фестивали и конкурсы эстрадной песни, фестивали рок-музыки);

— место проведения (локальные, региональные, международные);

— частота проведения (раз в месяц, год, два-пять лет);

— объем;

— система финансирования;

—рыночная направленность (международный, национальный, региональный, локальный).

Здесь важно помнить, что все конкурсы носят не только и не столько идейный характер, сколько являются важной составляющей коммерческой деятельности шоу-бизнеса, одним из основных направлений которой является постановка зрелищных шоу и программ, к числу которых и относятся песенные конкурсы (самые массовые и дорогостоящие мероприятия).Их организация и проведе­ние реальны при наличии меценатов, спонсоров или при гарантированном приобретении какой-либо телекомпанией прав на показ такой акции, как это принято за рубежом. Окупаемость же самих шоу-про­грамм и концертов возможна при увеличении количества выступлений и повышении стоимости билетов.

Изучение практики организации крупных фестивалей, конкурсов и праздников музыки в нашей стране и за рубежом показывает, что некоторое время назад они в основном проводились некоммерческими организациями. Их уч­редителями, как правило, являлись государственные и общественные организации, учебные заведения, международные и национальные ассоциации различных жанров музыкальной эстрады (Министерство культуры, Союз композиторов, Консерватория, Московская джазовая ассоциация), а коммерческие орга­низации приглашались в качестве спонсоров или включаются в состав оргкомитетов. Безусловно, и сегодня некоторые из конкурсов проводятся по аналогичной схеме, однако перед нами стоит задача рассмотреть другой формат конкурсов, которые имеют массовый характер, широко известны среди населения и являют собой действительно интересные, качественно сделанные, широко разрекламированные музыкальные мероприятия. Поэтому в нашем случае, наиболее часто учредителями конкурсов становятся именно коммерческие организации при поддержке различных государственных структур, деятелей и некоммерческих организаций.

В связи с тем, что количество подобных конкурсов постоянно растёт, важно упомянуть о достаточно суровом правиле организации: "Времени на признание, становление музыкального события или явления катастрофически мало. Либо ты состоялся, либо… Третьего не дано."


Феномен Пиара в конкурсах


Феномен конкурса в искусстве изначально абсурден. Можно утверждать, что невозможно соревноваться в служении Прекрасному. Но зачастую необходимо. Победитель получает только большую долю от пирога пиара. Остальные – меньшую. Но еще неизвестно, кто распорядится лучше этим куском – победитель или проигравший. Здесь важную роль играет не талант или личность, а способ её позиционироания, создание имиджа, которое и начинается на музыкальном конкурсе, в котором исполнитель предстаёт перед публикой впервые, или напоминает о своём существовании.

Конкурс «новая волна» – тот кристально чистый образец абсолютного пиара. Первоначальный список номинантов отбирался членами экспертного совета – продюсерами и музыкальными журналистами. Никакого давления в выборе наиболее достойных среди сотен возможных претендентов на членов совета не оказывалось. Итак, совет поставил галочки. Специально нанятая аудиторская компания аккуратно пересчитала все галочки. Получились полуфиналисты, которые уже стали бороться за место в финале. Кто займёт эти места и примет участие в конкурсе решают телезрители путём интернет-голосования, или члены судейского совета (в разные годы голосование происходило по-разному).

В это же время составляется список приглашённых «звёзд» и программа всех конкурсных дней. Чем больше знаменитостей приедет на фестиваль, тем большую популярность он получит. Но и для этих пригашённых артистов участие в подобном мероприятии весьма выгодно, так как по словам многих из них, «лучший скандал и лучший пиар – хорошая песня, клип и отличный концерт».1 Собственно, именно таким "лучшим пиаром" и занимаются выступающие на конкурсе артисты.

История конкурса «Новая волна»

Теперь перейдём к песенному конкурсу молодых исполнителей "Новая волна" в Юрмале, который, на мой взгляд, является одним из примеров грамотной подготовки и проведения музыкального мероприятия по всем направлениям организаторской деятельности.

Для начала необходимо рассмотреть историю этого конкурса, чтобы в дальнейшем провести анализ его PR-кампании.

Итак, «Новая волна» — ежегодный международный конкурс исполнителей популярной музыки. Проводится в латвийском городе Юрмале с 2002 года. Идея конкурса принадлежит композиторам Игорю Крутому и Раймонду Паулсу.

Вообще, Юрмальский фестиваль имеет многолетнюю историю. Впервые песенный конкурс похожего формата там был организован в 1986 году. И проводился вплоть до 1993 года. Это были фестивали-конкурсы эстрадной песни, которые ежегодно проводились в конкуртном зале "Джинтари" по инициативе Раймонда Паулса и пользовались преданной любовью зрителей.

Однако "Новая волна", как заявил один из инициаторов и организаторов конкурса Игорь Крутой, - совершенно новый международный проект, а не реанимация старого фестиваля-конкурса "Юрмала".

Идея организовать новый, не похожий ни на один из ранее проводимых на территории России и стран СНГ, конкурс возникла у композиторов Игоря Крутого и Раймонда Паулса.

В первом конкурсе, который проходил с 31 июля по 4 августа 2002 года приняли участие 15 конкурсантов. Среди музыкальных гостей были Toto Cutugno, Lou Bega, Алла Пугачева, Филипп Киркоров и многие другие. На открытии конкурса в концертном зале "Дзинтари" гостей и участников конкурса приветствовала президент Латвии Вайра Вике Фрейберга.

По итогам голосования жюри первое место на конкурсе "Новая волна - 2002" занял дуэт "SMASH!!" (Россия), которые сегодня являются самостоятельными исполнителями, добившимися признания и любви публики не только в России. Дима Билан, занявший четвертое место, сегодня стал популярным исполнителем. Подтверждением тому стало его блистательное выступление на "Евровидении" в 2006 году и победа в 2008.

В 2003 году жюри приняло решение о том, что в конкурсе примет участие не 15, а 16 исполнителей и групп. Первое место в "Новой волне 2003" заняла Анастасия Стоцкая (Россия).

В 2004 году в "Новой волне" принимали участие 16 конкурсантов из 13 ти стран мира. Первое место заняла латвийская группа "Cosmos", второе - Ирина Дубцова (Россия), третье - Deema (Германия). Кроме того, с 2004 года появилась добрая традиция: исполнителю, удостоенному Приза зрительских симпатий, помимо памятного диплома, вручается ценный подарок. Перстень от компании "Смоленские бриллианты" был торжественно вручен на сцене концертного зала "Дзинтари" норвежскому конкурсанту Vincens.

В 2005 году оргкомитет конкурса принял решение об увеличении количества конкурсантов. За победу уже сражались 18 конкурсантов из 13 стран. Первое место занял латыш Интарс Бусулис, второе - Тина Кароль (Украина), третье - Полина Гагарина (Россия). В том же году Алла Пугачева учредила свой собственный приз. Этот приз может вручаться и не тому исполнителю, которого жюри сочтет лучшим. Приз размером в 50 тыс. долларов тогда достался Тине Кароль (Украина).

В 2006 году жюри оценивало выступления 16 финалистов из 14 ти стран мира. Первое место заняла американка La Rose, второе   Gianni Fiorellino из Италии, Софико из Грузии   третье место. Приз зрительских симпатий получила ирландская группа "D Side". Специальный приз от Аллы Пугачевой получили россияне   группа "Jukebox".

С 2006 года "Новая волна" проводится не пять дней, как все предыдущие годы, а шесть. Один из вечеров конкурса того года был посвящен 70 летию Раймонда Паулса.

В 2007 году конкурс проходил с 25 по 30 июля. Победительницей "Новой волны 2007" стала Наталья Гордиенко из Молдовы. Специального приза от Аллы Пугачевой удостоились сразу двое конкурсантов - Marina из Польши (девушка увезла из Юрмалы еще и "бронзу", став обладательницей третьего места) и коллектив из Казахстана "Rin'Go", получивший еще и приз зрительских симпатий. Второе место разделили Erglis из Латвии и украинский дуэт "Barselona". Специальный приз от Юрмальской Городской думы получил грек Kostas Martakis.

Победители конкурса "Новая волна" награждаются призом "Хрустальная волна", представляющий собой три устремившиеся ввысь волны из белого хрусталя, которые венчают клавиши из черного хрусталя. Дизайн и графику приза выполнил дизайнер Виктор Дербенев.

Помимо "Хрустальной волны" и памятных дипломов, победитель получает денежную премию. В первое время призовой фонд конкурса составлял 25 тыс. долларов за первое место, "серебряному" призеру вручали 20 тыс. долларов, а "бронзовому"   15 тыс. долларов. В 2006 году призовой Фонд конкурса увеличился до 100 тыс. долларов: победитель получает 50 тыс. долларов, 2 е место - 30 тыс. долларов, 3 е место - 20 тыс. долларов.

В рамках конкурса кроме непосредственно конкурсной программы, проходят концерты звезд российской эстрады, российской поп  и рок музыки, спортивные соревнования между конкурсантами и членами жюри.

Музыкальные конкурсы и PR-методы


Изучив историю данного конкурса, перейдём непосредственно к PR-методам, которые использовались для его продвижения. Но прежде стоит сказать несколько общих слов о пиар-деятельности в области шоу-бизнеса и кратко перечислить основные из них.

В первую очередь, следует упомянуть об управлении информацией путём взаимодействия с различными СМИ (радио, телевидение, пресса, Internet-издания). Связи со СМИ - одно из важнейших направлений PR, и особенно важна поддержка отношений со СМИ для акторов, действующих на арене музыкальной индустрии. Следует понимать, что главными критериями эффективной работы со СМИ являются подготовка материала, и его появление с средствах массовой информации. Здесь PR можно рассматривать как технологию производства и смыслового позиционирования новостей для СМИ. Надо заранее оговориться, что применительно к музыкальным конкурсам, следует использовать подход "повествовательных новостей", когда журналист идентифицирует себя с аудиторией, на которую нацелено повествование, он ищет максимально удобный способ повествования, фразы и события, которые будут интересны потребителю, и привлекут его внимание.

Среди наиболее интересных для целевой аудитории форм подачи информации можно выделить эксклюзив, сенсацию, интригу, провокацию, информационную войну. Хочу заметить, что при освещении конкурса "Новая волна" в Юрмале ежегодно используются практически все эти методы, что безусловно, способствует привлечению внимания аудитории к конкурсу, а часто и расширяет целевую аудиторию, привлекая новых зрителей.

Следующим важным PR-методом является создание бренда, под которым подразумевается целенаправленное создание торговой марки из имени артиста или названия группы, а также из имени продюсера или названия рекорд-компании. В нашем случае, речь идёт о создании марки из культурного мероприятия. Брендинг предполагает проведения комплекса мероприятий по рекламе и популяризации имени, которое хотят превратить в прибыльный бренд. Смысл брендинга заключается в том, чтобы сделать продукт узнаваемым и продаваемым, часто даже независимо от его качества. В случае, если бренд создан успешно, то даже при замене основных действующих лиц мероприятия, снижении качества, и изменении каких-либо составляющих, люди будут интересоваться данных продуктом событием), порой сами не осознавая, что оно им интересно лишь из-за того, что у них сформировалось позитивное отношение к данному бренду. Иными словами, потребитель идеализирует бренд, и приобретает продукт не из-за продукта, а из-за бренда.

Кроме того, для продвижения музыкального продукта (как артиста, так и конкурса) активно используются такие методы, как запуск клипа, интервью, либо передачи, посвящённой данному продукту, на специализированных каналах, привлечение действительно известных личностей, в том числе и зарубежных, а так же концертная деятельность, организация промо-туров. Обо всех этих методах я расскажу применительно к конкурса молодых исполнителей в Юрмале "Новая волна".

Создание имиджа конкурса


Следует также сказать, что к данному музыкальному конкурсу применялась методика создания имиджа, которая часто рассматривается, как создание корпоративного имиджа. В общем-то, это песенное мероприятие по праву может носить название корпорации, принимая во внимание, что корпоративное пространство можно рассматривать двояко:

В узком смысле – пространство внутри некоторой организации или группы организаций, объединённых общими интересами

В широком смысле – сферу интересов определённой организации или группы организаций (корпораций).

Таким образом, по корпоративной деятельностью подразумеваются усилия, направленные на максимально эффективную реализацию интересов корпораций во внутренней и внешней среде, по отношению к партнёрам и конкурентам.2 Но нас интересуют лишь те усилия, которые направлены на распространение информационных посланий по различным коммуникативным каналам, о которых будет сказано позднее.

Мы уже рассмотрели, какой репутацией пользуется конкурс Новая волна в Юрмале, теперь же, попробуем разобрать имидж, который заявлен данным конкурсом, который он стремится продвинуть среди населения.

Начать стоит с рассмотрения миссии и видения конкурса, которые в нашем случае совпадают, так как гласят о создании уникального конкурса, который даёт возможность молодым талантам заявить о себе. Причём речь идёт не только о конкурсантах из одной страны, а в общемировом масштабе. И акцент делается именно на уникальность данного конкурса, что и выделяет его миссию среди миссий аналогичных мероприятий.

Таким образом, мы знаем к чему стремится «Новая волна» в будущем и чем она отличается от своих конкурентов.

Судя по всему, основными принципами корпоративной философии можно назвать качество, свободу, ответственность, эффективность и нацеленность на результат вкупе с талантом.

Говоря об истории-легенде конкурса, нельзя забывать про старый фестиваль в Юрмале, а также про начало общения Раймонда Паулса и Игоря крутого – двух основателей данного действа в современном виде. Это придаст солидность, узнаваемость и надёжность данному конкурсы, потому что он будет ассоциироваться с хороши известными традициями, дружеской атмосферой, талантом и профессионализмом его создателей. Паулс и Круто стали своего рода «эмблемой конкурса», который может существовать как бы при них. Таким образом, концепция имиджа упрощается, хорошо запоминается и персонифицируется.

Далее стоит сказать несколько слов о «доме» данного конкурса, которым является прибрежный город Юрмала в Латвии, и концертный зал Дзинтари, о которых постоянно упоминается при освещении конкурса. Кроме того, в каждом профайле, в каждой передаче, посвящённой «Новой волне» зрители могут видеть эти места. Это стимулирует и закрепляет благоприятное отношение к конкурсу, так как создаётся зрительный образ, который в дальнейшем люди могут себе представить, говоря о самом мероприятии.

Главными субъектами являются участники конкурса, его организаторы и приглашённые гости, которые естественно способствуют созданию образа. В частности, регулярное участие Аллы Пугачёвой (музы «новой волны») является своеобразным символом, который играет свою важную роль с создании имиджа фестиваля. То же касается и приглашённых звёзд эстрады, как отечественной, так и зарубежной, а также ведущих фестиваля, которые играют важную роль во всём действе, и в концепции имиджа.

Практическое применение


Переходя к пиару непосредственно конкурса "Новая волна", хочу начать с бренд-билдинга. Дело в том, что за 6 лет существования конкурса у населения закрепился в сознании образ качественного, яркого, интересного и динамичного ежегодного события, которое действительно стало уникальным.

Так, в первую очередь, эффективным было так называемое возрождение конкурса-фестиваля Юрмала. Хотя на самом деле ничего общего, кроме места проведения, новый конкурс не имеет. Тем не менее, такой ход был стратегически верны, так как мероприятию удалось завоевать себе сегмент аудитории, на который без подобного хода, рассчитывать, возможно не пришлось бы - речь идёт о тех зрителях, которые были приверженцами конкурса 1986 года. Попытка возродить что-то утраченное было этой аудитории ближе, чем насаждение чего-то нового.

Кроме того, такой подход способствовал дополнительному информационному событию, которое много освещалось в прессе, и которое привлекло к себе внимание общественности.

Дело в том, что знаменитый фестиваль "Юрмала", основанный еще в 1986-м и традиционно ассоциирующийся с курортом, у которого и позаимствовал свое название, уже как 10 лет не проводится. Однако в прошлом году (в первый год существования "Новой волны") "Юрмалу" решили поднимать (пусть и без Раймонда Паулса, который к тому моменту обзавелся вышеназванным музыкальным детищем). К лету 2003-го "юрмальцы" провели три тура, после которых, как предполагалось, и произойдет итоговый отбор с последующим концертом. Но отношения с "Новой волной" дошли до конфликта, а именно до грани судебного разбирательства, что скажется на обоих фестивалях.

С точки зрения "Юрмалы", "Новая волна" использует "юрмальские" товарные знаки, защищенную марку, сценарий и вообще нелегально финансируется.

Как гласит обвинение, "Новая волна" "продолжает мимикрировать под юрмальский фестиваль, вводя в заблуждение музыкальную общественность и телезрителей" и перебивает саму "Юрмалу", мешая, по мнению все той же стороны, проведению итогового этапа "Юрмалы" (который перенесен с 2003 на 2004 год в надежде, видимо, что к тому времени конкуренции с "Волной" уже не будет).

Как PR-ход это неплохо: после подобного скандального заявления даже те, кто уже слабо помнил о конкурсе талантов "Юрмала", значительно обновят свои воспоминания. Но де-факто (и об этом свидетельствует перенос итогового "юрмальского" концерта на будущий год), "Юрмала" оказалась в менее выгодном положении: если в ее списках 10-летней давности все больше новички, то "Новая волна" в привезла Аллу Пугачеву, Филиппа Киркорова, Кристину Орбакайте, Валерия Леонтьева, Александра Малинина, Леонида Агутина, Анжелику Варум, Алсу, Тото Кутуньо, Лу Бега.

Кроме того, у конкурса "Новая волна" был разработан фирменный стиль, который, надо отметить, не уступает, и не затмевает имидж конкурсного мероприятия.

Начать стоит с того, что конкурс ежегодно проводится летом в курортном городе Юрмала (конкурс напомнил почитателям поп-музыки о существовании города Юрмала в музыкальном контексте), под руководством признанных мастеров шоу-бизнеса - Игоря Крутого и Раймонда Паулса. Организацией занимается компания "АРС", которая также является одним из лидеров на рынке музыкальной шоу-индустрии. Ежегодно в течение всех конкурсных дней зрители могут лицезреть любимых артистов, с новыми песнями номерами, шуточными представлениями, в новых необычных дуэтах, трио, квартетах. Особого внимания заслуживают церемонии открытия и закрытия фестиваля. Большое внимание уделяется выбору ведущих, которые традиционно не просто ведут церемонии, объявляя следующих исполнителей, но и выступают в качестве юмористов, развлекая публику. Стоит отметить, что фирменным знаком конкурса является дружелюбная атмосфера, общение с публикой, когда каждый зритель, даже находясь у себя дома, вдали от Юрмалы, чувствует свою причастность. Уникальным является определение порядка выступления конкурсантов - каждый год придумывается новая концепция - то это дерево с пронумерованными яблоками, то футбольные и хоккейные кубки с мячами и шайбами соответственно.

А для поклонников фестиваля 1986 года ежегодно стал организовываться творческий вечер одного из сопредседателей жюри - Раймонда Паулса.

Думаю, стоит кратко перечислить некоторые составляющие минимального пакета фирменного знака:



  • словесный товарный знак и графический товарный знак

  • цветовая гамма - на создание уникального образа работают цвета, которые вы видите на логотипе сверху

  • фирменный шрифт и блок:



Наряду с этими компонентами для конкурса "Новая волна" актуально упомянуть о сувенирной продукции, которая продаётся в Юрмале в период проведения конкурса, а также о символике конкурса, к которой относятся специальными призы, предоставленные ювелирным заводом.
С 2004 года появилась добрая традиция: исполнителю, удостоенному Приза зрительских симпатий, помимо памятного диплома, вручается и ценный подарок. После переговоров с крупнейшей бриллиантовой компанией "Смоленские бриллианты" было решено, что конкурсанты, победившие в этой номинации, получат: юноша – элегантный перстень с крупным бриллиантом, а девушка - изящное колье с множеством великолепных бриллиантов.

Идея разработки дизайна Приза для победителей заключалась в том, чтобы он стал настоящим символом конкурса, выглядел запоминающимся и лаконичным. В тендере среди лучших дизайнерских компаний были представлены десятки интересных решений. Но среди них Дирекцией конкурса так не было найдено подходящего. Как это нередко бывает, идеальное решение пришло неожиданно, практически в последний момент. Элегантный вариант дизайна Приза предложил Генеральный директор конкурса Александр Румянцев. Дизайн и графику выполнил опытный дизайнер Виктор Дербенёв. Изначально Приз должен был быть изготовленным из голубого хрусталя: стремительно поднимающиеся волны, на гребне которых - фортепианные клавиши из белого хрусталя и янтаря. Изготовить его мог один из немногих заводов России, - выбор пал на известнейший и старейший российский завод в городе Гусь - Хрустальный. Однако после обсуждения технологии изготовления Приза с заслуженным художником России Владимиром Ивановичем Касаткиным выяснилось, что эта задача практически невыполнима - из-за технологических ограничений и природных возможностей материалов. В процессе долгих поисков решения был найден выход. Приз представляет собой три устремившиеся ввысь волны из белого хрусталя, которые венчают клавиши из черного хрусталя. Для победителей, занявших 1, 2 и 3 место он выглядит именно так вот уже пятый год.

Далее, как уже упоминалось в теоретическом блоке, следует сказать о таком методе, как ротация передач, посвящённых конкурсу на специализированных каналах. Уже несколько лет подряд, за несколько недель до открытия песенного конкурса, телеканал МузТВ в своём эфире запускает передачу, посвящённую подготовке к предстоящему фестивалю - "Дневники Новой волны", где освещаются вся информация, связанная с конкурсом, его гостями, членами жюри, конкурсантами, даются оценки экспертов, даже освещается финансовая сторона мероприятия. Ближе к открытию показывают репетиции, привлекая внимание публики, и освещаются скандалы, происходящие за кулисами конкурса. Эта передача продолжает существовать и в период конкурса, когда все участники данного шоу делятся своими впечатлениями, ожиданиями, надеждами, или же просто высказывают своё мнение по поводу того или иного номера или исполнителя. Как уже говорилось, в период проведения конкурса, в Юрмале проходят ночные дискотеки, спортивные состязания среди участников конкурса и членов жюри, сольные концерты специально приглашённых гостей. Все эти события лишь подогревают интерес к конкурсу, и так же освещаются в данном телешоу.

Стоит отметить, что в ходе всех этих событий постоянно создаются информационные поводы, которые на следующий же день обсуждаются во всех средствах массовой информации. Можно сказать, что в какой-то степени здесь имеет место ко-бреднинг, так как именитые гости, выступая, на площадке концертного зала "Дзинтари", не только участвуют в данном мероприятии, но и приносят ощутимую пользу себе – во-первых, это эфирное время, а значит, и привлечение внимания к себе, во-вторых, выступление, за которое они получают определенный доход, в-третьих, это возможность небольшого отдыха. А что касается, конкурса, то он лишь качественно выигрывает от обилия приглашённых гостей. Но об этом уже говорилось ранее. Лишь повторю, что ежегодно ведутся переговоры с лучшими мировыми звёздами об их выступлении в рамках концертной программы конкурса. В числе гостей конкурса – популярные исполнители России и Ближнего Зарубежья. Ежегодно в составе жюри – самые известные музыканты и продюсеры. Неизменными сопредседателями жюри являются Игорь Крутой и Раймонд Паулс.

Стоит отметить, что коммуникация с прессой хорошо налажена. Помимо того, о чём уже говорилось выше, организаторы конкурса делают всё возможное, чтобы до зрителей дошла информация о высокой компетентности и профессионализме конкурсантов. Например, в прошлом году, в прессе появилась информация об отборе европейских представителей на конкурс:

«В этом году я специально отправился на международную музыкальную выставку Midem, проводимую в Каннах. Из двадцати европейских претендентов, которых мы там прослушали, пятеро приглашены в финал нашего конкурса.

Подтверждением высокого уровня отбора и подготовки наших конкурсантов прошлых лет стало участие четверых из них в конкурсе "Евровидение – 2006" в Афинах. Такой результат – весомое свидетельство доверия отборочного комитета стран, представляемых молодыми артистами, любви и признания многомиллионной аудиторией на одном из главных европейских песенных конкурсов».3

Как мы видим, даже после завершения конкурса, исполнители, принимавшие в нём участие, продолжают нести через себя информацию о нём, не позволяя публике забыть его в течение года. Так, при объявлении кого-либо из конкурсантов, обязательно добавляется, что он был лауреатом «Новой волны». Также, для поддержания интереса к конкурсу в течение года, зимой на одном из официальных каналов транслируются повторы всех дней фестиваля.

В заключение, хочется сказать, что для зрителей, сегодня «Новая волна» - это новые имена, это подъем, это свежесть мысли, новизна музыкальных течений.


Выводы


Проанализировав ситуацию в российском шоу-бизнесе и конкурс молодых исполнителей «новая волна» в Юрмале можно сказать, что несомненно, российская практика стала приближаться к европейским стандартам, что особенно ярко заметно применительно к юрмальскому фестивалю, но возможно это связано с тем, что фестиваль организовывает не только российская сторона, но и латвийская, а среди конкурсантом множество представителей европейских стран, а также СМА и Канады.

Однако, хочу заметить, что наличие подобного конкурса позволяет сделать вывод о том, что в нашей стране возможно развитие активного пиара культурных мероприятий. И при правильном подходе и стратегии, возможно создание действительно эффективной PR-кампании, которая может принести существенные результаты.

Таким образом, в качестве выводов можно выделить следующие аспекты:


  • PR музыкальных конкурсов становится более осмысленным и начинает приносить результаты

  • Российские практики стали ориентироваться на опыт западных стран

  • PR-кампания музыкального конкурса может стать успешной, если она ориентирована на определённую аудиторию, если в ней задействованы различные каналы продвижения информации, и если она придерживается творческой и идейной концепции мероприятия.



Список литературы

Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью: теория и практика. М., Дело, 2008

Пригожин И. Политика-вершина шоу-бизнес, М., Алкигамма, 2001

Долгин А. Экономика символического обмена, М., Инфра-М, 2006



Новая волна — 2008, Телеграф (ежедневная газета Латвии), 02.07.2008

http://www.rian.ru/spravka/20080723/114744991.html (17 декабря, 2008)

http://www.newwavestars.com/ru/ (18 декабря, 2008)

http://www.advertology.ru/article30634.htm (26 января, 2009)

1 http://www.advertology.ru/article30634.htm

2 Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью: теория и практика. М., Дело, 2008 (С-137)

3 http://www.newwavestars.com/ru/news677.html