reforef.ru 1 2 3 4
Тема 14. Новые религиозные движения


Аудиторное изучение:

Понятие нетрадиционных религий. Состояние современного религиозного сознания и причины появления нетрадиционных религий. Особенности и классификация новых религозных движений. Обращение. Членство. Воздействие на индивидуума.



Самостоятельное изучение

Неоориенталистские культы: «Общество сознания Кришны», «Тихоокеанский дзен-буддийский центр», «Миссия божественного света» Махарай Джи, «Трансцендентальная медитация», «АумСинрике» и др.

Неохристианские объединения: Церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны), «Церковь унификации», «Дети Бога», «Церковь тела Христова» и др.

Сайентологическое направление: «Церковь сайентологии» Р. Хаббарда, «Космические религии» и др.

Сатанизм: «Церковь сатаны» и др. Мистика, магия, оккультизм, астрология.

Неоязычество.


СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ



Тема 1.Иудаизм.

Вопросы:

  1. Возникновение и формирование Танаха

  2. Талмуд

  3. Секты в иудаизме: саддукеи, фарисеи, ессеи.

  4. Основные направления в иудаизме

  5. Современное состояние иудаизма

Источники и литература:

Библия. Ветхий Завет. Любое издание.

Ветхозаветные апокрифы. СПб., 2001.

Хрестоматия по истории Древнего Востока. М., 1997.

Иосиф Флавий. Иудейская война. М., 1993.

Иосиф Флавий. Иудейские древности. М.- Ростов-н/Дону, 1999.

Амусин И.Д. Рукописи Мертвого моря. М., 1960.

Васильев Л.С. История религий Востока. М.,1983.

Гече Г. Библейские истории. М., 1988.

Крывелев И.А. Библия. Историко-критический анализ. М., 1986.

Крывелев И.А. История религии: Очерки: в 2 тт. М., 1988.

Мень А. История религии // Сочинения в 7 тт. Т.2.М., 1993.

Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2х тт. М., 1987.

Павловский А. И. Ночь в Гефсиманском саду. Л., 1991.

Тема 2.Буддизм: происхождение и вероучение.

Вопросы:


  1. Предпосылки и условия возникновения буддизма. Идейные источники.

  2. Личность Гаутамы Будды.

  3. Вероучение: космогония, космология, божественный пантеон, «четыре благородные истины», «восьмеричный путь», нирвана

  4. Философия и этика буддизма.

  5. Обрядовая практика буддизма.

Источники и литература:

История и культура древней Индии: Тексты. М., 1990.

Хрестоматия по истории Древнего Востока. М., 1997.

Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2х тт. М., 1987.

Будда. Конфуций. Магомет. Франциск Ассизский. Савонарола: Биогр. очерки. М., 1995

Ермакова Т.В. Островская Е.П. Классический буддизм. СПб., 1999.

Рокотова Н. (Е.И. Рерих) основы буддизма. Улан-Удэ, 1991.
Тема 3.Эволюция буддизма.

Вопросы:


  1. Распространение буддизмаи изменения в буддистском вероучении: хинаяна и махаяна

  2. Основные направления современного буддизма:

    • тантризм,

    • ламаизм,

    • дзен-буддизм.

Источники и литература:

Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. М., 1985. Гл.XV,XXII.

Будда: Истории о перерождениях. М.1991.

Васильев Л.С. История религий Востока. М.,1983.

Ермакова Т.В. Островская Е.П. Классический буддизм. СПб., 1999.

Иллюстрированная история религий / Под ред.проф.Д.П.Шантепи де ля Соссей. М,1992. Т. 2.

История и культура древней Индии: Тексты. М.,1990.

Кочетов А.Н. Буддизм М.,1983.

Крывелев И.А. История религий. М.,1988. Т.2. С. 193-376.

Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М.,1976.


Тема 4. Раннее христианство.

Вопросы:
  1. Социально-экономические, политические, религиозно-духовные предпосылки христианства.


  2. Проблема историчности Иисуса Христа: мифологическая и историческая школы.

  3. Формирование христианского вероучения: евангельская проповедь, течения и секты в раннем христианстве, формирование канона.

  4. Становление организационной структуры христианства: ранние общины, становление иерархии, церковь.

  5. Распространение христианства. Римская империя и христианство: история гонений, становление христианства в качестве государственной религии.

Источники и литература:

Апокрифы древних христиан: Исследования, тексты, комментарии. М., 1989.

Библия. Новый Завет. Любое издание.

Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М., 1990.

Амусин И.Д. Кумранская община. М., 1983.

Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. СПб., 1994.

Гарнак А. Сущность христианства // Раннее христианство. Т.1. М., 2001.

Донини А. У истоков христианства: (От зарождения до Юстиниана). М., 1989.

Зелинский Ф.Ф. Соперники христианства. М., 1996.

Каждан А.П. От Христа к Константину. М., 1965.

Каутский К. происхождение христианства. М., 1990.

Ковалев С.И. Основные вопросы происхождения христианства. М., 1964.

Косидовский З. Библейские сказания. Сказания евангелистов. М., 1990.

Крывелев И.А. История религии: Очерки: в 2 тт. М., 1988.

Кубланов М.М. Новый Завет: Поиски и находки. М., 1989.

Поснов М.Э. История христианской церкви (до разделения церквей – 1054г.) Брюссель, 1964.

Ренан Э. Жизнь Иисуса. М., 1991.

Ренан Э. Евангелия. Второе поколение христиан. М., 1991.

Ренан Э. Рим и раннее христианство // Раннее христианство. Т.2. М., 2001.

Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. М., 1988.

Штраус Д. Жизнь Иисуса. М., 1992.

Штейнер Р. Мистерии древности и христианство. М., 1990.

Тема 5. Католицизм в новое и новейшее время.


Вопросы:


  1. Особенности вероучения, культа и организации католичества

  2. Католицизм в XVII в.: церковь и национальные государства, католическая теология, монашество и культ

  3. Католицизм в XVIII – XIX вв.

  4. Католицизм в XX в.: церковь и проблемы экуменизма, решения II Ватиканского собора, миссионерство, монашество, теология, вероучение, культ.

  5. Католицизм в современном мире.

Источники и литература:

Лозинский С.Г. История папства. М., 1986.

Крывелев И.А. История религии: Очерки: в 2 тт. М., 1988.

Мчедлов М.П. Католицизм. М., 1974.

Печников Б.А. "Рыцари церкви". Кто они? Очерки об истории и современной деятельности католических орденов. М., 1991.

Рашкова Р.Т. Ватикан и современная культура. М., 1989.

Лозинский С.Г. История папства. М., 1986.
Тема 6. Вероучение и культ протестантских вероисповеданий.

Вопросы:


    1. Лютеранство.

    2. Кальвинизм.

    3. Англиканство.

    4. Пятидесятничество.

    5. Методизм.

    6. Адвентизм.

Источники и литература:

Лютер М. 95 тезисов. СПб., 2002.

Лютер М. Избранные произведения. СПб., 1994.

Крывелев И.А. История религии: Очерки: в 2 тт. М., 1988.

Митрохин Л.Н. Баптизм. М., 1974.

Протестантизм. Словарь атеиста. М., 1990.

Маркелов Д.М. Протестантские таинства: История теология семиотика. Тверь 1999.
Тема 7. Ислам: происхождение и вероучение.

Вопросы:


  1. Социально-экономические, политические, религиозно-духовные предпосылки ислама.

  2. Личность Мухаммеда.

  3. Коран: структура, история создания.

  4. Вероучение и культ раннего ислама.

  5. Направления в исламе.
  6. Секты в суннизме и шиизме.


Источники и литература:

Коран/ Пер. И.Ю. Крачковского. М., 1990.

Хрестоматия по исламу. М., 1994.

Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2х тт. М., 1987.

Будда. Конфуций. Магомет. Франциск Ассизский. Савонарола: Биогр. очерки. М., 1995

Васильев Л.С. История религий Востока. М., 1998.

Крывелев И.А. История религии: Очерки: в 2 тт. М., 1988.
Тема 8. Эволюция ислама

Вопросы:


  1. Военно-политическая история ислама до середины VIIIв.

  2. Ислам в средние века: завоевания и антиисламские движения.

  3. Ислам в новое время. Исламские государства и внутриисламские движения.

  4. Движение бехаитов и его особенности.

  5. Панисламизм.

  6. Положение ислама в современном мире.

Источники и литература:

Мирский Г.И. Ислам и нация: Ближний восток и Центральная Азия // Полис. 1998. -№ 2.

Васильев Л.С. История религий Востока. М., 1998.

Крывелев И.А. История религии: Очерки: в 2 тт. М., 1988.


Тема 9. Современные нетрадиционные культы

Вопросы:

  1. Понятие нетрадиционных культов. Причины их возникновения и распространения. Принципы классификации нетрадиционных культов.

  2. Неоориенталистские культы

  3. Неохристианские объединения

  4. Сайентологические направления

  5. Сатанинские группы

Источники и литература:

Балагушкин Е.Г. Критика современных нетрадиционных религий. М., 1984.

Баркер А. Новые религиозные движения. Практическое введение. СПб., 1997.

Белов А.В. Секты. Секстанство. Секстанты. М., 1978.

Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. Ниж. Новгород 2002.

Митрохин Л.Н. Религии «нового века». М., 1985.

Парнов Е. Трон Люцифера. Критические очерки магии и оккультизма. М., 1991.

Тоталитарные секты: свобода от совести. М.,1997.


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА


  1. для реализации лекционного курса используется аудитория, оборудованная:

компьютером с лицензионным программным обеспечением,

мультимедийным проектором,

интерактивной доской,


  1. для подготовки и проведения семинарских занятий используется

библиотечный фонд Института,

учебно-методический кабинет по специальности «история», некоторые виды семинарских занятий (семинар-конференция) предполагают использование специально-оборудованных аудиторий (п.1)



  1. для осуществления текущего контроля знаний и некоторых видов самостоятельной работы студентов используется компьютерный класс, имеющийдоступ к ресурсам корпоративной сети и Internet.

  2. тестирование студентов осуществляется в системе тестирования института Tesa

СПИСОК ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, ДРУГИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

Основная учебная литература

  1. История религий. Учебник под ред. И.Н. Яблокова. В 2-х тт. М., 2002.

  2. Васильев, Л.С. История религий Востока. М., 1998.


Дополнительная учебная литература

  1. Вайнтруб, И.В. Священные лики цивилизаций. М., 2001.

  2. Иллюстрированная история религий: в 2-х тт. / Под ред. Д.П. Шантепи де ля Соссей. М., 1992.

  3. Крывелев, И.А. История религии: Очерки: в 2 тт. М., 1988.

  4. Кудрявцев, В.В. Лекции по истории религии и свободомыслия. Минск, 1997.

  5. Мень, А. История религии в 7 тт. М., 1992-1994.

  6. Миркина, З., Померанц, Г. Великие религии мира. М., 2001.

  7. Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2х тт. Гл. ред. С.А.Токарев. М., 1987.

  8. Низовский, А.Ю. У истоков мировых религий. М., 2002.
  9. Росс,Ф. Великие религии человечества. М.- Ростов н/Д., 1996.


  10. Самыгин, С.И., Нечипуренко, В.И., Полонская,И.Н.

  11. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов-на-Дону; 1996.

  12. Токарев, С.А. Религия в истории народов мира. М., 1976.


Базы данных, интернет-ресурсы, информационно-справочные и поисковые системы:


  1. Библиотека электронных ресурсов Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова (www.hist.msu.ru)

  2. BIBLIOPHIKA. Электронная библиотека ГПИБ России (www.bibliophika.ru)

  3. Докусфера. Электронный фонд Российской национальной библиотеки (leb.nlr.ru)

  4. Исторический портал auditorium.ru

  5. Уральская электронная историческая библиотека (uralkp.ru/library)

  6. Библиотека исторической литературы (istrorijarossii.narod.ru)


МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
Темы контрольных работ:

  1. Авторская концепция происхождения и классификация религии.

  2. Роль мифологии в развитии культуры.

  3. Религиозные обряды в политеистических религиях древнего мира: символическое и практическое значение.

  4. Сказание о Великом Потопе и его место в мифологии народов мира.

  5. Религиозные системы древних обществ Ближнего Востока.

  6. Джайнизм в истории Индии.

  7. Неоиндуизм и современность.

  8. Сикхский фактор в жизни независимой Индии.

  9. Конфуцианство и даосизм: сравнительный анализ.

  10. Религиозный синкретизм в Китае. Традиции и современность.

  11. Конфуцианство – регулятор жизни Китая.

  12. Конфуцианцы в истории Китая.

  13. Буддизм и китайская культура.

  14. Тема запретов в зороастрийской обрядности.

  15. Философия Каббалы в современном мире.
  16. Религиозные традиции Востока и проблема развития.


  17. Цивилизации Востока: религиозно-культурные традиции и современность.

  18. Религиозно-культурные традиции ислама.

  19. Христианство и традиции европейской культуры.

  20. Сравнительный анализ библейских и коранических сюжетов.

  21. Оккультные науки и их влияние на человека.


Контрольные вопросы:

  1. Проблема определения религии. Основные теории происхождения религии.

  2. Конфессиональные объяснения определения и происхождения религии.

  3. Философский подход в определении религии.

  4. Социологические концепции религии.

  5. Этнологический подход в определение религии.

  6. Биологические и психологические теории религии.

  7. Религия как форма общественного сознания. Основы и предпосылки религии.

  8. Компоненты и структура религии. Функции религии.

  9. Классификация и основные формы религий.

  10. Особенности структуры первобытных религиозных верований.

  11. Понятие мифа, разновидности мифа.

  12. Ранние формы религиозных верований.

  13. Анимизм.

  14. Фетишизм.

  15. Анимализм.

  16. Тотемизм.

  17. Родоплеменные культы.

  18. Шаманизм.

  19. Магия.

  20. Политеизм: этимология термина, понятие политеизма, закономерности его возникновения.

  21. Религия древнего Египта.

  22. Религия древнего Вавилона.

  23. Религия древней Ассирии.

  24. Религия древних Сирии и Финикии.

  25. Ведийская и брахманская религия.

  26. Древнегреческая религия.

  27. Древнеримская религия.

  28. Зороастризм.

  29. Индуизм.

  30. Джайнизм.

  31. Сикхизм.

  32. Конфуцианство.

  33. Даосизм.
  34. Синтоизм.


  35. Иудаизм.

  36. Ранний буддизм: вероучение, культ, церковь.

  37. Эволюция буддизма: хинаяна и махаяна.

  38. Буддизм в Южной и Юго-Восточной Азии.

  39. Буддизм в Индокитае.

  40. Тантризм.

  41. Ламаизм.

  42. Чань-буддизм.

  43. Дзен-буддиз

  44. Модернизация буддизма и европейскийнеобуддизм

  45. Первоначальное христианство: предпосылки и условия возникновения, евангельская проповедь, проблема историчности Иисуса Христа.

  46. Раннее христианство: становление вероучения, культа, организации.

  47. Христианство в период Вселенской церкви.

  48. Особенности исторического развития христианства в Западной Европе и в Византии. Разделение христианских церквей.

  49. Православие: особенности вероучения, культа и церковной организации.

  50. Автокефальные православные церкви. Современная православная церковь.

  51. Католицизм: особенности вероучения, культа и церковной организации.

  52. Католицизм в средние века.

  53. Католицизм в XVIв. Реформации и Контрреформация.

  54. Католицизм в XVIIв.

  55. Католицизм в XVIII – XIXвв.

  56. Католицизм в XXв.

  57. Протестантизм: особенности вероучения, культа и церковной организации.

  58. Реформация в европейских государствах в XVIв.

  59. Лютеранство.

  60. Кальвинизм.

  61. Англиканство.

  62. Пятидесятничество.

  63. Методизм.

  64. Адвентизм.

  65. Протестантизм в XXв.

  66. Ислам: предпосылки и условия возникновения, проблемы личности Мухаммеда, проповедь Мухаммеда.

  67. Вероучение раннего ислама.

  68. Направления в раннем исламе.

  69. Военно-политическая история ислама.

  70. Секты в шиизме.
  71. Ислам в новое время.


  72. Ваххабизм.

  73. Сенусизм.

  74. Движение бабидов.

  75. Бехаизм.

  76. Махдизм.

  77. Панисламизм.

  78. Ислам в современном мире.

  79. Новые религиозные движения: понятие, особенности и классификация.

  80. Неоориенталистские культы.

  81. Неохристианство.

  82. Сайентология.

  83. Сатанизм.

  84. Неоязычество.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Общие методические рекомендации

Религиоведение является междисциплинарной сферой знания, в которой присутствуют фундаментальные элементы целого ряда наук. С одной стороны, она опирается на данные и методы исторических наук, а это означает, что изучение ее предъявляет высокие требования к познаниям обучающихся в указанной области; с другой стороны, она входит составным элементом в комплекс наук, составляющих мировоззренческую систему, что предполагает опору на весь спектр знаний, сопряженных с данной сферой.

Модульно-рейтинговая модель подразумевает формирование устойчивой системы контроля в виде не только практических занятий, но и разного рода самостоятельных работ. Для ее формирования необходима полная перестройка структуры занятий и их методического обеспечения, что предполагает затрату значительного времени на подготовку нового вида занятий. Необходимо четко обозначить ресурсы, из которых все это будет черпаться. Организация работы по курсу. Работа по учебной дисциплине построена на последовательном изучении модулей курса, каждый из которых включает сочетание традиционных, самостоятельных и активных форм обучения.
Методические рекомендации к лекциям

Лекция (лат. lectio - чтение) - устное изложение предмета преподавателем в вузе (учителем в школе), а также публичное чтение на какую-нибудь тему; устное изложение учебного предмета или какой-нибудь темы, а также запись этого изложения.

Лекция как вид учебных занятий ценилась всегда. «...Перу остаются недоступны многие средства действия, какими обладает живое слово», - отмечал В.О. Ключевский (Ключевский В.О. Соч. -Т. VII. - С. 347).

Лекции требуют большой предварительной работы. Еще труднее выступить с нею, изложить содержащийся в ней материал. Президент Чехии Вацлав Гавел, готовясь к преподавательской работе по окончании президентского срока, будучи опытным журналистом, писателем, политиком, после первой прочитанной лекции в Карловом университете заявил, что два академических часа студенческой аудитории потребовали от него больше сил, нежели самые тяжелые государственные переговоры (см.: Фигуры и лица. -22. - Окт. - 1999).

Конспект - краткое письменное изложение содержания лекции или какого-либо произведения, включающее в сжатой форме основные положения и их обоснования фактами, цифрами, примерами; краткое изложение или краткая запись содержания чего-нибудь.

Студенты должны уметь вести конспекты лекций различными способами и приемами.

Первый: Студенты вносят в тетради только важные положения лекции, определения и выводы.

Второй: Студенты максимально записывают всю речь лектора.

Третий: Студенты вносят в конспекты лишь мысли, возникающие у них на основе услышанной в речи лектора и в ходе диалога информации.

Четвертый: Студенты только слушают лекцию, активно диалогизируя, а конспект составляют после занятий.

За такой способ выступают преподаватели, знающие и использующие проблемный метод обучения и его составную - диалог на лекции. Они считают, что если учащийся участвует в диалоге, следовательно он внимательно слушает учителя и слышит лекцию, а это как раз то, что заложено функционально в данном виде занятий.

Противники такого способа, как правило, не используют диалог на лекции и считают, что главное на лекции - писать конспект.

Пятый. Учащиеся работают на лекции по опорным конспектам (презентации лекций по Отечественной истории, содержащие опорный конспект лекции находятся на Учебно-методическом сервере Института).

Опорный конспект размещается на 1-2 листах. Он содержит:

- название и план лекции;

- основные положения лекции, в том числе выраженные через знаки-символы;

- формулировки проблемных вопросов и задач;

- наименования научного и справочного материала по теме с целью их использования в последующей самостоятельной работе.

Между всеми зафиксированными в опорном конспекте положениями оставляются промежутки, куда учащиеся вносят дополнительный материал, свои мысли и т.д. Конспект обязательно дорабатывается после лекции.

Часто способы конспектирования носят смешанный характер. Это зависит от понимания учителем проблемы и наличия у студентов навыков одновременно выполнять два действия - слушать и конспектировать.

Как выбрать наиболее приемлемый способ конспектирования лекции?

Во-первых, надо постоянно учиться конспектированию до тех пор, пока конспект не станет их первым помощником в учебе. «Я скоро научился записывать лекции так, - отмечал Б.Н. Чичерин, - что не нужно было даже их перечитывать дома, а писец мог свободно списывать их для товарищей» (Русское общество 40-50-х гг. XIX в. - Часть II. - С. 42).

Во-вторых, надо выработать критерии приличного конспекта и приучиться их время от времени соотносить с ними свои записи. Это:

- материал конспекта ясен и понятен;

- конспект легко читается, расшифровывается;

- способ конспектирования способствует запоминанию и усвоению записей;

- конспект - это запись смысла, а не текста лекции;

- конспект ориентирует на дальнейшее изучение темы, курса.

Конспект полезен лишь при условии систематической работы с ним - на занятиях и дома. «Надо учиться думать над конспектом уже на лекции и работать над записями ежедневно хотя бы в течение двух часов», - советовал сыну-студенту известный педагог В.А. Сухомлинский (Сухомлинский В.А. Письма к сыну. - М., 1979. -С. 84).

Наряду с лекциями, конспективные записи ведутся при изучении хрестоматийных и других источников. Их структура и содержание зависят, наряду с умением учащегося вести конспекты, от избранного метода изучения источника


Методические рекомендации по подготовке и проведению семинарских занятий

Семинар – одна из форм контроля самостоятельной работы студентов, в ходе которого углубляются, уточняются и обобщаются знания, которые получены в процессе самостоятельной работы студентов.

Семинар или практические занятия по предмету в учебном процессе идут, как правило, за лекциями. На семинары выносятся не все, а только наиболее сложные темы курса.

Студенты должны быть готовы ответить по каждому вопросу темы семинарских занятий, активно участвовать в работе семинара. При неподготовленности или пропуске занятий студенты в индивидуальном порядке отрабатывают пропущенную тему. Все выступления на семинарах оцениваются.

В процессе подготовки ответов на вопросы, которые вынесены на обсуждение семинарских занятий, необходимо сначала подобрать литературу. Затем путем ее просмотра и выборочного чтения, необходимо найти те разделы книги, которые отвечают теме семинара. При этом имеется в виду, что приведенный после каждой темы список литературы носит рекомендационный характер, и при подготовке к семинару вы можете использовать только часть ее или использовать по своему желанию другие материалы. Используя конспект лекций, учебник, вспомогательные литературные источники составьте план ответа по каждому вопросу семинара.

Есть два основных способа составления плана ответа. Первый – на основе работы с литературой во время чтения. Второй – его составление после глубокого ознакомления с разнообразными источниками, что даст возможность обобщить проделанную Вами работу. При таком подходе план получается более последовательным и логичным, т.к. исчезает соблазн переделать почти каждую мысль источника в один из пунктов Вашего плана.

Составление плана-ответа может показаться простым делом. Но это далеко не так. Сложность заключается в том, что необходимо выяснить для себя строение и ход мыслей в изучаемых источниках, а затем сжато, ясно и лаконично выделить главное содержание проблемы.

План может быть простым и развернутым. В первом случае записывается только порядок основных вопросов, которые необходимо раскрыть во время выступления на семинаре по той или иной проблеме.

В отличии от простого в развернутом плане выделяется порядок освещения вопросов темы, складывается и записывается содержание ответа по каждой проблеме семинара. Могут быть цитаты, наиболее важные цифровые сведения, обобщения и выводы. На полях полезно отмечать страницы используемых в плане-ответе сведений, что поможет в нужный момент, быстро найти в книге необходимое место и обратить внимание слушателей на те или иные подходы автора.

Развернутый план поможет не только научиться логически формулировать Ваши мысли, но и сжато, аргументировано и убедительно выступить перед аудиторией. Рекомендуется взять на вооружение именно такой метод подготовки к семинарам. Понятно, он требует много времени и усилий, но сторицей. Ваши знания по курсу станут крепкими, глубокими, осмысленными. Постепенно сформируются навыки публичного выступления и научного отстаивания авторской мысли.

Порядок проведения семинара примерно такой: преподаватель коротко формулирует тему, цель и задачи, вызывает по собственному желанию любого студента осветить одну из проблем темы. Все студенты должны быть готовыми выступить по любому вопросу семинарского плана. Сообщение должно быть кратким, аргументированным, рассчитанным на 3-5 минут. Сначала называется вопрос, который будет обсуждаться, потом, если Вы выступаете не первым, дайте оценку предыдущему выступающему, исправьте ошибки, если они допущены. После чего приступайте к освещению содержания своего вопроса, углубляя обсуждаемую тему, стремитесь не повторять уже сказанное товарищами и, наконец, делайте необходимые выводы.

Главное на семинарских занятиях – глубокое, заинтересованное и активное обсуждение проблем. Творческие дискуссии оживляют занятия, способствуют глубокому, крепкому закреплению изучаемого материала.

Для более глубокого изучения той или иной темы преподаватель может предложить подготовить сообщения, которые зачитываются и обсуждаются на семинаре.

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов



Самостоятельная работа студентов – это многообразные виды индивидуальной и коллективной деятельности студентов, осуществляемые под руководством, но без непосредственного участия преподавателя в специально отведенное для этого аудиторное или внеаудиторное время.

Это особая форма обучения по заданиям преподавателя, выполнение которых требует активной мыслительной деятельности.

Методологическую основу самостоятельной работы студентов составляет деятельностныйподход, когда цели обучения ориентированы на формирование умений решать типовые и нетиповые задачи, т. е. на реальные ситуации, где студентам надо проявить знание конкретной дисциплины.
Моделирование самостоятельной работы студентов:


  • Повторение пройденного теоретического материала.

  • Установление главных вопросов темы.

  • Определение глубины и содержания знаний по теме, составление тезисов по теме.

  • Упражнения, решение задач.

  • Анализ выполняемой деятельности и ее самооценка.

  • Приобретенные умения и навыки.

  • Составление вопросов по содержанию лекции.

Руководство выполнением самостоятельной работы студентов:

  • Текущее собеседование и контроль

  • Консультации

  • Анализ, рецензирование, оценка, коррективы СРС

  • Перекрестное рецензирование

  • Дискуссия

  • Подведение итогов и т. д.

Дифференциация заданий:

  • Обзор литературы;

  • подбор литературы для практических работников

  • решение задач, ситуаций

В заключении проводится тестовый контроль знаний.

Этапы и приемы СРС:



  • подбор рекомендуемой литературы
  • знакомство с вопросами плана семинарского занятия и методической разработки по данной теме


  • определение вопросов, по которым нужно прочитать или законспектировать литературу

  • составление схем, таблиц на основе текста лекций, учебника, монографии

Виды самостоятельной работы студентов:

  • Конспектирование.

  • Реферирование литературы.

  • Аннотирование книг, статей.

  • Выполнение заданий поисково-исследовательского характера.

  • Углубленный анализ научно-методической литературы.

Работа на лекции: составление или слежение за планом чтения лекции, проработка конспекта лекции, дополнение конспекта рекомендованной литературой.

Участие в работе семинара: подготовка конспектов выступлений на семинаре, рефератов, выполнение заданий.

Контрольная работа – письменное выполнение.
Виды и формы организации самостоятельной работы студентов

Виды С.Р.С.


Руководство преподавателя


Конспектирование

Реферирование литературы

Аннотирование книг, статей

Выполнение заданий поискового исследовательского характера


Углубленный анализ научно – методической литературе

Работа на лекции: составление или слежение за планом чтения лекции, проработка конспекта лекции. Дополнение конспекта рекомендованной литературой


Участие в работе семинара: подготовка конспектов выступлений на семинаре, рефератов, выполнение заданий

Выборочная проверка

Разработка тем и проверка

Образцы аннотаций и проверка

Разработка заданий, создание поисковых ситуаций; составление картотеки по теме

Собеседование по проработанной литературе, составление плана дальнейшей работы, разработка методики получения информации

Предложение готового плана или предложение составить свой план по ходу или в заключение лекции

Разработка плана семинара, рекомендация литературы, проверка заданий



Руководство самостоятельной работой студентов:


  • проведение консультаций проходит за счет общего бюджета времени, отведенного на аудиторную работу преподавателя.

Во время руководства преподаватель консультирует студентов:

  • по методике самостоятельной работы, по выполнению конкретных заданий по дисциплине, научной организацией труда, по критериям оценки качества выполняемой самостоятельной работы;

  • по целям, средствам, трудоемкости, срокам выполнения, формам контроля самостоятельной работы студентов.

Контроль выполнения самостоятельной работы:

Для контроля самостоятельной работы студентов используются разнообразные формы, методы и технологии контроля.



  • Формы: тестирование, презентации, доклады, контрольные работы, реферирование;

  • Методы контроля: семинарские занятия, коллоквиум, собеседования, экзамены;

  • Технологии контроля: ситуативная, рейтинговая оценка.

Контроль результатов самостоятельной работы студентов осуществляется в пределах времени, указанного в учебных планах на аудиторные учебные занятия по дисциплине и внеаудиторную самостоятельную работу студентов и проходить в письменной, устной или смешанной форме.

Контроль результатов самостоятельной работы студентов может проводиться одновременно с текущим и промежуточным контролем знаний студентов по соответствующей дидактической единице учебного курса.

Результаты контроля самостоятельной работы студентов учитываются при осуществлении итогового контроля по дисциплине.

Общепедагогическими критериями оценки результатов организованной самостоятельной работы студента являются:



  • уровень освоения студентом учебного материала;

  • умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
  • сформированностьобщеучебных умений;


  • обоснованность и четкость изложения ответа;

  • оформление отчетного материала в соответствии с требованиями;

  • творческий подход к выполнению самостоятельной работы;

  • уровень сформированности аналитических, прогностических, рефлексивных умений;

  • уровень владения устным и письменным общением;

  • уровень владения новыми технологиями, понимание их применения, их сила и слабости, способность критического отношения к информации;

  • уровень ответственности за свое обучение и сомоорганизацию самостоятельной познавательной деятельности.



<< предыдущая страница   следующая страница >>