reforef.ru 1
8 КЛАСС


ТЕМА. СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ ОКСИДОВ.

Цель: сформировать представление о способах получения оксидов из простых и сложных веществ, сформировать понятия о дегидратации и термическом разложении солей, развивать умение составлять уравнения химических реакций и предусматривать возможность их протекания, развивать умение анализировать и обобщать информацию.

Задачи:


  1. Образовательная: познакомить обучающихся со способами получения оксидов.

  2. Развивающие: развивать умение составлять уравнения химических реакций, сформировать понятие о дегидратации и термическом разложении солей, развивать познавательный интерес, развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.

  3. Воспитательные: воспитывать умение работать в парах, желание помогать друг другу, любовь к предмету химии, заинтересованность процессами, происходящими вокруг в окружающем мире.

Тип урока: урок изучения и закрепления знаний.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративные (беседа),постановка и решение учебных проблем, наглядные (лабораторный опыт), репродуктивные, частично-поисковые, исследовательские, практические (выполнение упражнений).

Оборудование: спиртовка, пробиркодержатель, фарфоровая пластинка для капельного анализа, шпатель, воронка, фильтровальная бумага, штатив с пробирками, химический стакан, пипетка.

Реактивы: раствор CuSO4, NaOH, фенолфталеин, древесный уголь, медная проволока, газированная вода.

Ход урока

  1. Организационный момент

Добрый день! Я рада вас видеть на сегодняшнем уроке. Надеюсь, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Давайте улыбнемся друг другу, настроимся на поиск и начнем урок.

  1. Проверка домашнего задания

Работа по карточкам


  1. Напишите формулы оксидов, соответствующих следующим гидроксидам:

LiOH, Mg(OH)2, Al(OH)3, H2CO3, H2SiO3, H3PO4.

  1. Напишите формулы гидроксидов, соответствующих следующим оксидам:

Na2O, FeO, Cr2O3, SiO2, P2O5, SO3.

  1. Допишите уравнения возможных реакций:

а) Li2O + H2O → г) SO2 + H2O →

б) FeO + H2O → д) P2O5 + H2O →

в) BaO + H2O → е) SiO2 + H2O →

Беседа с классом:

- Какие вещества называют оксидами?

- Какие бывают оксиды?

- Какие оксиды называют кислотными? (которым соответствуют кислоты)

- Какие оксиды относятся к кислотным? (оксиды неметаллов)

- Какие оксиды называют основными? (которым соответствуют основания)

- Какие оксиды относят к основным? (оксиды металлов)

- Какие оксиды относятся к несолеобразующим?

III. Актуализация опорных знаний

Итак, мы уже знаем какие вещества относятся к оксидам, умеем давать им названия, и наоборот, по названию составлять формулы оксидов. Знаем классификацию оксидов и особенности их взаимодействия с водой.

Поэтому следующий наш шаг – необходимо рассмотреть все возможные способы получения оксидов.

Формулировка темы урока.


IV. Изучение нового материала

Вспомним из курса 7 класса в результате каких реакций образуются оксиды? (в результате реакций горения простых и сложных веществ)

Таким образом, 1-й способ получения оксидов: горение простых веществ.

Запишите уравнения реакций горения

1-й ряд: фосфора

2-й ряд: серы

3-й ряд: угля

Всегда ли взаимодействие простых веществ с кислородом сопровождается горением? (Простые вещества способны окисляться под действием кислорода)

Демонстрация: окисление медной проволоки.

Запишите уравнение этой реакции.


Запомните! С кислородом не взаимодействуют: Pt, Au; инертные газы; галогены (Cl2, Br2, I2).

2-й способ получения оксидов: горение сложных веществ.

- Что образуется при горении сложных веществ? (оксид каждого элемента в сложном веществе)

Запишите уравнения реакций горения сложных веществ:

1-й ряд: CH4

2-й ряд: H2S

3-й ряд: ZnS



Проблемный вопрос. Как вы считаете, возможны ли еще другие способы получения оксидов? (учащиеся выдвигают гипотезы)

(Исходя из уже имеющихся знаний об основных и кислотных оксидах, приходим к выводу, что оксиды можно получать путем разложения кислот и оснований)



3-й способ получения оксидов: разложение кислородсодержащих кислот.

Демонстрация: газированная вода.

Вопрос: 1.При каких условиях легче происходит процесс разложения раствора карбонатной кислоты? (при нагревании)

2.Какие условия необходимы для разложения кислот?

Запишите уравнения реакций разложения кислот:

1-й ряд: H2CO3

2-й ряд: H2SO3

3-й ряд: H3PO4



Формирование понятия “дегидротация». - Что общее характерно для этих реакций? (образование в результате реакции воды)

Реакции разложения, протекающие с выделением (испарением) воды называют дегидротацией.

4-й способ получения оксидов: разложение оснований.

Проверим экспериментально можно ли при разложении оснований получить оксиды.



Лабораторный опыт №6

Разложение нерастворимого основания при нагревании

Инструктаж по БЖД

Сначала получаем нерастворимое основание:

CuSO4 + 2NaOH → Cu(OH)2 + Na2SO4

Осадок отфильтровываем. С помощью шпателя осадок помещаем в одну ячейку фарфоровой пластинки для капельного анализа, а в другую ячейку капаем раствор NaOH. Нагреваем на пламени спиртовки.

- Какие изменения наблюдаются?

В обе ячейки капаем воду и фенолфталеин.

- Какие изменения наблюдаются?

- О чем это говорит?

Записываем уравнение реакции: Cu(OH)2 → CuО + Н2О


Вывод: оксиды образуются при разложении только нерастворимых оснований.

5-й способ получения оксидов: разложение солей.

Оксиды образуются при разложении некоторых кислородсодержащих солей:

СаСО3 → СаО + СО2

ZnSO3 → ZnO +SO2

Такие реакции протекают только в том случае, если один из продуктов является летучим соединением (СО2, SO2, SO3).

Напишите уравнения реакций разложения:

1-й ряд: магний карбоната

2-й ряд: аргентум сульфита

3-й ряд: плюмбум (II) карбоната

V. Обобщение и систематизация знаний

1.Перечислите способы получения оксидов.

2.Предложите все возможные способы получения оксидов:

1-й ряд: фосфор (V) оксида

2-й ряд: феррум (II) оксида

3-й ряд: сульфур (IV) оксида



VI. Домашнее задание

Изучить §21 стр.98 (1-й раздел), предложите все возможные способы получения Al2O3,CO2.