reforef.ru 1
Святыни Стародубщины

Учитель - Пусь Владимир Михайлович
Цели:

1). Образовательные: познакомить учащихся с храмовым строительством, монастырями, чудотворными иконами Стародубщины.

2). Воспитательные: продолжить воспитание толерантности и веротерпимости, развивать патриотическое направление духа культуры.

3). Развивающие: продолжить развитие у учащихся навыков научного поиска, самостоятельной работы с различными источниками информации, а так же с религиозной литературой.


Оборудование: мультимедийная презентация, проектор, компьютер.
Тип урока: изучение нового материала
Ход урока:


  1. Оргмомент.

Приветствие. Постановка целей, задач и плана урока.


  1. Изучение нового материала.

Постановка проблемных вопросов: «Что такое святыни ?», «Что сейчас можно отнести к современным святыням?».
Рассказ учителя о религиозной ситуации в России, Стародубском районе в 20 - начале 21 века.
Доклады, самостоятельная работа двух микрогрупп.

1 микрогруппа – работа по вопросу «святые места, святые обители».

2 микрогруппа – работа по вопросу «чудотворные иконы»
Материалы к уроку:
Рассказ учителя

Стародубский край очень богат своей многовековой историей и культурой. Несмотря на атеизм Советской власти, у местных жителей не пропал интерес к духовным истокам своей земли. В последние 15-20 лет изменившаяся ситуация в стране благотворно отразилась на истории культуры и духовности Стародубщины.

Древний город Стародуб был известен по всей Малороссии своим великолепием церквей и соборов. К сожалению, история не донесла до нас информации о древнем периоде храмового строительства. Сохранившиеся сведения относятся лишь к XII столетию.

В народной памяти облик старинного Стародуба ассоциируется с огромным количеством храмов. Но на самом деле их общее количество за всю историю достигло лишь трех десятков, причем одновременно в городе было 12-18 церквей и соборов (половина из которых были кирпичными) [5] . Завышенное количество храмов в народной памяти объясняется существованием возле некоторых соборов нескольких приделов. Это можно увидеть на старинных фотографиях видов г. Стародуба. Например, в храме Вознесения Господня существовала три придела: св. Афанасия и Кирилла, мученицы Варвары, Похвалы Богоматери. Впоследствии некоторые из них выделились в отдельные церкви.

Многие культовые сооружения г. Стародуба подвергались различным бедствиям. За 300-летнюю историю в г. Стародубе от грома и молнии, неосторожного обращения с огнем храмы страдали, по подсчетам автора несколько десятков раз. Например, церковь Св. Николая (ныне Никольская) горела 3 раза, а колокольню нынешней Богоявленской церкви пришлось понизить на треть из-за постоянных ударов молнии. За годы Советской власти были разрушены почти все храмы, за исключением трех. Часть из них была уничтожена по приказу властей в ходе борьбы с религией, а часть сама обветшала и разрушилась от людского невнимания. В годы Советской власти в городе с перерывами действовала лишь Богоявленская церковь.

Облик некоторых старинных храмов Стародубщины можно увидеть на сайте www. Starodub.ru.

В каждом селе Стародубского района мелся один, а то и два храма. Большинство из них не сохранились до настоящего времени [6]. В годы Советской власти некоторые храмы были переделаны в клубы, конторы, школы (например, с. Сергеевск, с. Дареевичи, с. Картушино). Другие были разрушены либо по приказу властей, либо со временем пришли в ветхое состояние (с. Понуровка, с. Солова, с. Печеники).

Кроме православных храмов в г. Стародубе существовали собор Святого Франциска, 4 деревянные еврейские синаноги и 1 кирпичная. К 19 веку в селах района имелось несколько старообрядческих единоверческих церквей: с. Воронок – Богоявлинская (1890г), с. Лужки- Успенская (ранее 1852г), с. Елионка – храм Иоанна Предтечи(1821г) и Петра и Павла – Георгия Победоносца (1810г), построенные Гусевыми.

В связи с начавшимся духовным возрождением общества возобновилась храмовая деятельность в Стародубском районе.

В 90-е годы 20 века возобновили свою работу в г. Стародубе: главный полковой собор Рождества Христова – отец Олег (1677г.) и Николаевская церковь – отец Владимир (1802г), а также продолжились службы в Богоявлинской церкви – отец Владимир (1789г). 9 мая 2007 года была торжественна открыта часовня Св. Георгия Победоносца.

Церкви открыты для прихожан в с. Артюшково (о. Корнилий), с. Яцковичи (о. Сергий), с. Чубковичи (о. Игорь). Кроме этого по праздникам проводятся службы в церковных помещениях с. Селище, с. Дареевичи, с. Понуровка, с. Десятуха. В с. Солова началось восстановление храма Михаила Архистратича. В с. Пятовск петербургскими меценатами будет построен новый храм.


Работа в микрогруппах

1 микрогруппаужки- Успенская (ранее 1852г), с. сколько старообрядческих единоверческих церквей: с. пичная.

Святые обители.
На территории современного Стародубского района имеется несколько мест, являющихся центрами духовности Стародубщины. Исходя из отрывочности архивных материалов, можно выделить наиболее древний из этих центров – Понуровский монастырь. Он был основан , по-видимому, в начале XVII века, однако во II половине XVII века от монастыря остался лишь одноименный храм Рождества Иоанна Предтечи (1678г.). В старообрядческой слободе Лужки в XIX – начале XX веков на окраинах раскольничьего поселения существовали Пустыньки. По мнению местных жителей, а именно – Дебольского П.Ф. , в этих Пустыньках в небольших домиках жили богомольные старушки.

Помимо названных духовных мест на территории района в конце XVII – начале XVIII века существовало 2 православных монастыря. Созданы они были благодаря пожертвованиям местных жителей, заинтересованности священнослужителей, с разрешения гетманов Малороссии, а также духовным наставникам архиепископа Черниговского святителя Феодосия Углицкого.





  1. Печеничский девичий Успенский монастырь

В 1680 – 1687гг. полковником Стародубского полка (территориального) был старший сын гетмана Украины Семен Самойлович. Он был женат на Марии Федоровне Сулима, дочери гетманского надзирателя г. Конотопа. Сам полковник был набожным человеком и в народе прозвался «поповичем». После смерти его супруга осталась жить в Стародубе с двумя дочерями (обеих звали – Мария). Своего мужа она пережила на 20 лет , занимаясь богоугодными делами. Находясь на своей родине, она встречалась с монахинями Коропского женского монастыря, которое просили вдову дать им место для монастыря в Стародубщине, т.к. прежний был беден и очень мал. Мария Федоровна Ответила согласием. В августе 1693г. Мазепа разрешил это сделать чернецам. «Мы, гетман, позволили перейти и совсем перенестися под г. Стародуб, на хутор, называемый Печеники » [ 3,с.144 ]. Затем в октябре 1693г. Последовало и разрешение тогдашнего архиерея Феодосия Углицкого, в котором отмечалось Божие усердие и набожность Марии Федоровны. Вдова бывшего полковника подарила монахиням: двор с усадьбой в Печениках, хозяйственные постройки, огород, пахотный участок и сенокос; треть водяной мельницы в Печениках, помогла построить кельи и церковь. Архиерей Ф. Углицкий в качестве наставника и руководителя дал новому монастырю пожилую инокиню Анфису Липницкую, которая имела право набирать новых инокинь, принимать благих и карать непослушных.

Дела монастыря шли хорошо. Печенические монахи постепенно присоединили к своей обители земли печенических казаков и посадили на них крестьян. В 1723г. У них значилось 8 дворовкрестьян и 17 хат бобылей. Это было более чем треть с. Печеники. В 1715г. Стародубский полковник Лукьян Иванович Жоравко (полковник1709-1719гг.) подарил инокиням слободу Шапочку.

То, монастырь был хоть и небольшой, ноне бедный. По описанию граа Румянцева, в 1781г. Монастырь выглядел так: « церквей деревянных – 2(одна – трапезная, обветшалая и служебная), 10 девичьих келий» [ 3, с. 147 ].

Игуменьями Печеничского монастыря были: Анфиса Липецкая (1693), Едакия Бороздна (1739-1764), Ираклия Милашевич (1765-1777), Ираклия Полуботка (1777-1784). В конце XVIII века решением церкви монастырь был закрыт.

К сожалению, точное месторасположение бывшего монастыря не известно ни местным жителям, ни ученым. Исходя из собственных наблюдений, изучения местности с. Печеники, бесед со старожилами , можно предположить, что монастырь располагался недалеко от городища раннего железного века на окраине села . Высока степень того, что бывший монастырь располагался вблизи нынешней ветхой деревянной церкви Успения Богородицыю. Исходя из древних местных легенд, на монастырь упало чудище с куском Лысой горы из-под Киева и погребло его под собой. В народе это место называется 2чертово берема». Несмотря на живописное месторасположение «берема» посреди болота и речки, автор, исходя из собственных исследований, не считает его местом монастыря.

Слобода Шапочка, по предположению автора, находится на месте безизвестного селища XVII – XVIII веков на водоразделе левого берега р. Вабли и Старицы. Недалеко от нынешнего п. Десятуха и п. Водотище. Некоторыми исследователями оно вероятно, ошибочно, названо местом Десятухской ярмарки, которое, к сожалению, было разграблено «черными копателями».
2. Монастырь Рябцевский мужской Успенский.
Строительство этой обители было благославлено черниговским святителем Феодосием Углицким. В 1674г. Монаху Арсению Грушневицкому, который до этого был священником стародубской церкви Рождества Богородицы. Этой церкви в 1674г. Полония Шуцкая подарила хутор Рябцевщину. Полония предположительно была женой либо управителя г. Почепа 1650г. Александра Есимонта, либо владельца с. Шкрябино Доманского. Долго монастырь назывался Новоначинающимся, т.к. строительство шло медленно. А. Грушевский умер, полсе чего настоятели этой обители стал игумен Гавриил Твардиевич. Монастырь был очень беден, поэтому в 1717г. Стародубский полковник Лукьян Жоравко отдал монастырю в послушание 6 дворов тяглых крестьян и 3 хаты огородников с. Рябцево. В 1718г. Монахи выпросили у полковника еще 2 двора тяглых крестьян д. Гаськово, однако крестьяне восприняли это с неодобрением и не захотели подчиняться монастырю и переселились из деревни, где остались одни казаки.

Гетман И.Скоропадский разрешил эти земельные передачи и считался «ктитором и фундатором» Рябцевской обители. Новый игумен Илья Дашкевич очень заботился о приобретении монастырем земельных , о чем часто говорил с гетманом Малороссии. В 1720г. Он хлопотал перед гетманом о приоретениимельницы с. Кистер. Кроме того, он надеялся на богатство вдовы Ивана Тимошенко благоверной Ефимии Спиридоновны (Ширай). Ефимия Тимошенок, став монахиней Мироновского женского монастыря ( как следует из письма Дашкевича Скоропадскому) «леговала ясно, явно при всех своих детях на обитель нашу, грунт (земельный участок) в с. Мишковке и пожню (сенокос)» [3, с.174 ]. Но гетман Скоропадский пресек все это , ответив, что «пожертвования местностей на монастыри может состояться только лишь с гетманского утверждения, и что «вдова Тимошенко не имеет права распоряжаться мужниными землями» [3, с.171] . Но, видимо, активный игуменвсе же полулегально пользовался для монастыря обещанными мишковскими землями и сенокосом. Кроме того, Ефимия Спиридоновна, впоследствии пообещала мужской обители и слободу Тарасовку (ныне с. Тарасовка Стародубского района). Затем последовал новый гнев уже нового гетмана П.Полуботко. В апреле 1723г. Дашкевич оправдывался перед ним, что монастырь не владеет Тарасовкой, но хотел бы. Одновременно игумен жаловался гетману , что Степан Ширай 2беспричинно обиду чинит убогой обители» и отбирает земли в с. Мишковка «цена которым талярей 130 и 5 злотых» [3, 173 ].

Стоит отметить, что, несмотря на все старания рябцевских игуменов, монастырь так и остался небогатым и мало заметным в Малороссии. По данным Румянцевской описи 1781г., в монастыре были: « трапезная деревянная церковь, дом игуменский о четырех покоях, и для монахов в одной связи 4 покоя деревянные»

Игуменами монастыря были: Аринй Грушевский (1693-1717?), Гавриил Твардиевич (1717-1718), Савва Шпаковский (1718-1719?), Илья Дашкевич (1720-1723?), Павлий Сморжевский (1723?-1743), Емельян (1781?-1786).

Месторасположение Рябцесвского мужского монастыря оно тоже неизвестно. Исходя из собственных наблюдений, исследования с. Рябцево, бесед с местными жителями (в частности, с Сергеем Мацкевичем), можно предположить, что данная обитель находилась на правом берегу р. Берестянки в северной части села. После закрытия монастыря на рубеже XVII-XIX вв. постройки пришли в негодность. Впоследствии на месте монастыря была построена церковь Пресвятой Богородицы (Успения?), которая была разрушена в середине XX века.

Нужно отметить, что несмотря на добровольные пожертвования богатых людей (обычно вдов), Стародубские монастыри были бедны и невелики, часто их руководителями становились довольно известные люди Стародубщины , однако это не сильно помогало материальному состоянию. Чернецами монастырей в подавляющей массе били местные жители. Например, священник церкви св. Николая с. Запольские – Халевичи Василий Афанасьевич Пригаро добровольно был пострижен в Рябцевскую обитель. Общее же количество Стародубских монахов не превышало предположительно 100 человек.


3. Чубковичское подворье.
В селе Чубковичи Стародубского района находится богатое духовным наследием церковное подворье. Считается, что более 500 лет тому назад это место стало религиозным центром округи. Современное его состояние поражает великолепием церкви, богатством религиозных памятников и хорошим уходом за этим местом. Нынешнее состояние церковной обители в немалой степени зависит от активной подвижнической деятельности настоятеля Свято-Анинской церкви протоиерея отца Игоря (Овчинникова), который руководит здесь церковной деятельностью на протяжении 15 лет.

Центром этого места является деревянная церковь XIX века Святой Анны. Считается, что данный храм построен благодаря местной помещице Боголюбовой Анне (Федоренковой). Она владела в окрестностях имением и большими площадями леса. Родилась она калекой – плохо действовала правая нога и передвигалась с помощью клюки. Долгое время прожила со своей матерью, так и оставшись девою. Однажды во сне ей явилась плачущая Богородица и повелела распорядиться ей своими богатствами на благо церкви. Все свои богатства Анна отдала на восстановление Чубковичского храма (предположительно – Марии Магдалины) и в конце жизни совсем обнищала. Похоронена была у Северных Врат Чубковичской церкви. Постепенно ее могила затерялась. Несколько лет назад приснился сон, в котором Анна указывала место своего погребения и просила освободить от тяжелых плит. В указанном месте были обнаружены останки женщины с поврежденной ногой. Мощи Святой Анны были перезахоронены под построенной кирпичной капницей, переделанной ныне в часовню, где горит неугасимая лампада. Считается, что люди, которые молятся мощам Святой Анны излечиваются от болезни рук, ног и других недугов.

На территории подворья очень много различных культовых предметов и памятников. Это и огромный валун, которым богоборцы в годы Советской власти пытались забросить Светлую Криницу, это и надгробные памятники известных людей Стародубщины, это и памятники погибшим подводникам АПЛ «Курск», в частности нашему земляку – Виталию Солореву. В 2000 году в Дмитриевскую Родительскую Субботу настоятель храма поставил 118 свечей в память о погибших подводниках. Во время божественной литургии свечи оплавились и напитали песок кровью. Ныне они находятся в вечном поминовении храма. В 2002 году в с. Воронок (на месте жительства бабушки отца Игоря) началось строительство кирпичной церкви Рождества Пресвятой Богородицы, которое ныне закончено[4]. Сейчас отец Игорь руководит восстановлением храма Покрова Богородицы в с. Солова. В с. Чубковичи создан и скоро начнет свою работу приют для стариков.

По- настоящему всех людей восхищает нынешний Свято – Аннинский храм, который был недавно отреставрирован. Золоченые купола его видны на несколько километров в округи. В этом храме у алтаря хранится Чудотворная Явленная Икона Божией Матери «Чубковская Одигитрия». Ежегодно 10 августа совершается Крестный Ход от храма к Святой Кринице, где явилась народу Пресвятая Богородица. О Чудодейственных Иконе и Кринице народ и ныне слагает легенды и верит в их силу. В настоящее время в Свято-Анинской церкви в с. Чубковичи начала мироточить Икона с сюжетом нахождения местными жителями (косцами) образа « Чубковичской Одигитрии».


2 микрогруппа
Чудотворные иконы Стародубского района.
В различных исторических источниках и народной памяти сохранились вспоминания о нескольких чудотворных иконах, которые прославились своими чудесами. На территории современного района находились в разное время пять из десяти известных икон Черниговской епархии. В нынешнее время сохранилась из них лишь одна.
1.Икона Божей Матери Балыкинская

В начале XVIII века в доме значкового товарища Стародубского полка Тимофея Дульского находилась ничем не приметная икона Божей Матери. В октябре 1708 года через Стародубские земли мимо города Стародуба проходили шведские войска Карла XII. Тогда в доме пана Тимофея произошло чудо: начала «плакать» (мироточить) икона Пресвятой Богородицы. Увидев необычное явление, Дульский дал себе обещание – узнав о новосозданном храме в Стародубской земле, отдаст туда чудо-икону. Впоследствии до него дошла весть о строящемся храме в с. Балыкино (ныне Погарский район). Посетив его и увидев бедность храмового убранства, Тимофей окончательно решился подарить икону храму, но медлил. Через некоторое время во сне ему явилась Богородица и приказала ему отдать икону в данную церковь. Но снова Т.Дульский откладывал выполнение своего обещания. Тогда Пресвятая явилась ему во сне второй раз, с угрозой приказывая отдать икону по обещанию [1,с.11374оссия. СПб. 1903.писание нашего отечества вяти вековой ее истории.

тельность в Стародубском районе. ]. Тимофей отнес икону в новую церковь св. Николая в с. Балыкино. Данное событие произошло 4 августа 1711г. На следующий год у иконы произошло чудесное событие. Иулиания (Юлия) Федоровна Случановская, дочь значкового товарища Стародубского полка, долгое время страдала от болезни глаз . Два последних года она ничего не видела вовсе. Услышав о чудесной иконе, она отправилась в 1712г. В село Балыкино,и, помолившись раз у иконы , она прозрела [2, с.37 ].

Исходя из сохранившихся описаний этой иконы, она была создана на холсте, на доске размерами 5 четвертей высоту и 15 вершков в ширину [1, с.12 ].

Икона хранилась в храме св. Николая с. Балыкино, построенного в 1711г. И перестроенного в 1802г. И сохранившегося до сих пор. У этой иконы случались и другие чудесные исцеления людей. При гетмане Апостоле икона находилась в Богородичном храме г. Стародуба, но потом ее снова вернули в Балыкино. Иконе была сделана серебряная с позолотой риза (оклад) графиней Анной Ивановной Безбородко. К сожалению, точно не известно, сохранилась ли та икона, или осталась лишь ее копия. Данную информацию автору удалось найти в некоторых старинных религиозных книгах, а также из бесед с жителями с. Балыкина (а именно Адамцевич Вероникой).

2. Икона Божией Матери Картушинской «Утоли моя печали»

Данная икона тоже известна своими чудесными исцелениями людей от различных болезней. Наибольшее количество подобных чудес произошло в 1885 – 1886гг [1, с.20]. К сожалению, о данной иконе сохранилось очень мало сведений. Сведения об описанных событиях автору удалось раздобыть из бесед с жителями г. Стародуба Колбеевым Николаем, которому обо всем рассказывала бабушка, жившая в начале XX века.

Эти необычные явления происходили в с. Картушино в конце 19 – начале 20 веков. Одна местная народная знахарка высыпала золу из печки в сарай. Женщина, обладая слабым зрением, не заметила тлеющих угольков, которые вызвали пожар в ее сарае, распространившийся затем по всей улице с. Картушино. Улица была длинной с севера на юг с двумя перекрестками , а по концам ее стояли две церкви. Огонь стал распространяться с южной части села как по «трубе», поглощая все новые постройки. Несмотря на все попытки потушить пожар, это сделать не удавалось. Тогда жители вынесли из местной церкви образ Божией Матери «Утоли моя печали» и обнесли неохваченной половины села. Вскоре ветер затих, и затем стал дуть в обратную сторону, и пожар отступил. Жители благодарили Божию Матерь за спасение и отстроили заново село.

Некоторые картушинские старожилы вспомнили, что образ Богоматери был создан на холсте и досках кипариса, а также имел серебряный оклад. В годы Великой Отечественной войны эта Чудотворная икона была похищена немцами и увезена. Однако народ помнит о ее существовании ежегодно отмечает в с. Картушино престольный праздник «Утоли моя печали» 7 февраля.

3. Икона Божией Матери Мишковской.

В середине XVIII века у жителя с. Мишковка Тришатного в доме находился образ Божией Матери. У него начали болеть глаза и зрение постепенно ослабевало. Тогда он стал усердно молиться Пречистому образу и получил исцеление [2, с.121 ]. Однажды через село проезжал архимандрит Дмитрий Северский. Он остановился в доме господ Тришатных, где услышал этот рассказ. Святитель посоветовал отнести икону в храм, что и было сделано хозяином.

Икона была очень почитаема жителями села и всего края. Исцеляла она многих больных от недугов и прославилась другими чудесами.

В 1776г. Премьер-майор Севского пехотного полка Яков Васильевич Завадовский и его жена, Елизавета Павловна, сделали для иконы серебряную ризу, украшавшую ее вплоть до начала XX века. Находилась эта Чудотворная икона в Мишковском храме покрова Богородицы. В годы Советской власти церковь была разрушена, а судьба иконы поныне не известна. Справедливости ради, стоит сказать , что местные жители ежегодно отмечают престольный праздник в честь Божией Матери 3 июня.

4. Икона Божией Матери Печеничской.

К сожалению подробной информации, о данном образе Богоматери автором не было найдено. Предположительно данная икона была создана в конце XVII начале XVIII веков и находилась в Печеничском Успенском женском монастыре. В конце XIX начале Xx веков этот образ Богородицы находился в деревянной православной Пресвятой Богородицы церкви с. Печеники. Сам облик Богоматери и сюжет иконы напоминали изображение Владимирской Божьей Матери. Икона прославилась тем, что помогала некоторым людям исцелиться от различных недугов.

Ныне храм с. Печеники находится в ветхом состоянии. О судьбе Чудотворной иконы, как и о ее истории, местное население ничего не знает. Сохранились лишь некачественная фотокопия Печеничской Божией Матери [2, С.145].

В Рябцевском Успенском мужском монастыре, а затем в деревянном храме с. Рябцево находилась почитаемая икона Божией Матери, которая тоже помогала людям в тяжелые времена. После разрушения церкви, эта икона, а она была довольно больших размеров, была спасена местным жителем, который спрятал ее от властей, используя как чердачное перекрытие дома [из рассказов Пусь М.С.]. Судьба данного образа Божией Матери автору также не известна.

5. Чудотворная Явленная икона Божией Матери «Чубковская Одигитрия» (Путеводительница).

Это единственный из пяти Чудотворных образов Стародубского района, который дошел до нас с древности и отличается особым почтением не только местных жителей, но и известен по всей Брянской области.

Легенды, связанные с этой иконой передаются местными жителями из поколения в поколение. У каждого рассказчика есть свой вариант повествования.

При написании этой части работы автор использовал рассказы Пусь М.С., Простаковой В.С., Помоза П., Шведа А. и др. жителей. Помимо этого, имеется небольшое упоминание о Чудесах этой иконы в дореволюционных книгах и современных изданиях настоятеля Чубковского Свято-Аннинского храма о. Игоря (Овчинникова).

Икона Божией Матери была обнаружена местными жителями случайно. Ниже описанные события происходили в окрестностях с. Чубковичи в к. XVII- н. XX веков.

Жители с. Чубковичи и окрестных хуторов косили сено для хозяйских нужд. Стояла сильная жара, а воды для питья у них не было, т.к. дети забыли ее дома. Взрослые отправились на поиски какого-нибудь родника и вдруг услышали журчание воды. Косцы (а по другой версии пастухи) пошли на этот звук и увидели следующую картину: из травы торчал дубовый пень и кона с изображением Богоматери и младенца Иисуса, и от иконы шло необычайное сияние. Увидев это, местные жители встали на колена и молились перед образом Явленной иконы. Позже они испили воды из источника, которая утолила жажду и восстановила силы. После работы жители отнесли икону в местный храм. Ночью церковный сторож услышал громкий шум внутри церкви. Однако он ничего не мог сделать из-за напавшего на него оцепенения. Утром селяне выяснили, что иконы в храме нет, а она по-прежнему находиться у криницы. После этого был отслужен возле источника церковный молебен, а жители поклялись (обреклись) беречь икону и молиться ей. Икону отнесли в храм С. Чубковичи.

Как свидетельствуют литературные источники, в 1824г. Вокруг с. Чубковичи бушевала эпидемия холеры. Жители на руках обнесли вокруг села икону Божией Матери Одигитрии и страшная болезнь прошла мимо [1, с.185 ].

Через некоторое время в с. Елионка и в с. Солова начался падеж скота, болевшего чумой. Жители этих населенных пунктов, услышав о чудесах Чубковской иконы, приехали на лошадях и волах, чтобы отвезти икону в сои селения. Однако животные (хотя их было много) не смогли сдвинуть воз с иконой с места. Тогда люди взяли икону в руки и понесли ее. Несмотря на солидный вес (около 100 кг) люди не чувствовали усталости, обнесли ее вокруг своих сел, страшная болезнь отступила.

Икону пытался забрать и нижневский помощник (видимо Миклашевский). Он прибыл в Чубковичи на бричке, однако и в этот раз лошади не смогли сдвинуть икону с места.

Чубковская Одигитрия спасла многих людей от страшных заболеваний и является помощницей в пути – Путеводительница. Ежегодно 10 августа в с. Чубковичи проходит большой праздник, посвященный Чудотворной Явленной иконе Божией Матери Чубковская Одигитрия. Древний образ несколько раз реконструировался (обновлялся). Частично изменился оклад иконы. Сейчас Чудотворная икона Божией Матери Чубковская Одигитрия находится в церкви Св. Анны с. Чубковичи. За избавление села от холеры полковник М.А. Миклашевский заказал иконе дорогой киот, а в 1808г. была сделана серебряная риза Петром Ивановичем Бороздной.



  1. Закрепление изученного материала




  • Какие Святыни Стародубщины Вы можете назвать?

  • Являются ли они чудотворными и пользуются ли они популярностью в современное время?

  • Какое значение они играют для жителей нашего края?


4. Литература к уроку:


    1. Историко-статистическое описание Черниговской епархии. К. 7. Стародубский уезд. Чернигов, 1873.

    2. Картины церковной жизни Черниговской епархии из девяти вековой ее истории. Киев, 1911г.

    3. Лазаревский А. Описание старой Малороссии. Т.1. Киев, 1888.

    4. Овчинников И.А. (О.Игорь) Акафист Чудотворной Явленной иконе Божией Матери Чубковская Одигитрия. Без вд.

    5. Поклонский Д.Р. Стародубская Старина. К.2. Клинцы 2002.

    6. Россия. Полное географическое описание нашего отечества. Т.7.Малороссия. СПб. 1903.


5. Домашнее задание
1 микрогруппе – подготовить творческое сообщение на тему: «Храмовое строительство и храмы города Стародуба».

2микрогруппе - подготовить творческое сообщение на тему: «Храмовое строительство и храмы Стародубского района».