reforef.ru 1
Рекомендации для педагогов «Здоровье педагогов».

Рогова Наталья Валерьевна,

педагог дополнительного образования

МБОУДОД «Детская хореографическая школа «Спектр» г.Юрги»

Кемеровской области

Здоровье - это бесценный дар, который преподносит человеку природа. Без него очень трудно сделать жизнь интересной и счастливой. Но как часто мы растрачиваем этот дар попусту, потерять здоровье легко, а вот вернуть его очень трудно. Здоровье человека не только является эстетической ценностью, но и зависит от окружающей среды. Здоровье - это один из источников счастья и радости каждого человека и вместе с тем достояние целого общества.

Здоровье многих педагогов сегодня оставляет желать лучшего. Надежда на медицину и государство надо признать нереальными на сегодняшний день. Разработке идей профилактической медицины и психологии здоровья посвящены многие работы известных врачей и психологов.

Вот краткие выдержки из них: если вы будете смеяться хотя бы 10 минут, то ваш сон станет спокойным, а бодрствование рассудительным и энергичным и риск инфаркта снизится на 50 %; ешьте каждый день всего-навсего 30 граммов рыбы – это снижает уровень холестерина в крови и способствует профилактике болезни сердца и кровеносных сосудов; не подавляйте в себе негативные эмоции, вы рискуете заболеть неврозом или какой-либо соматической болезнью; ходите больше пешком – это профилактика гипертонии; если любите петь, то пойте каждый день – это продлевает вашу жизнь, развивает грудную мускулатуру и укрепляет сердечную мышцу; живите делами сегодняшнего дня по принципу «здесь и сейчас», не сожалейте о прошлом и особенно не беспокойтесь, что будет завтра; думайте больше о светлых и радостных сторонах жизни, ибо «наша жизнь есть то, что мы о ней думаем»; не следует держать злобу на ваших оппонентов и пытаться с ними расквитаться. Этим вы принесете себе вреда больше, чем им. «Ни минуты не думать о людях, которых мы не любим»; считайте свои благодати, а не несчастья; надо стараться приносить радость другим людям. Делая добро другим, вы делаете, прежде всего, самому себе; следует активно искать способы превращения минусов в плюсы. Жизнь диалектична. Из кислого лимона надо постараться сделать сладкий; отдыхайте до того, как пришло чувство усталости; умейте расслабляться и сбрасывать лишнее напряжение, так как нервно-психическая напряжённость – главная причина утомления; не задерживайте внимания на недостатках других людей. Проявляйте больше интереса к их положительным качествам; профилактикой от стресса является активизация чувства юмора.

Юмор помогает относиться к волнующему как к явлению малозначащему и недостойному внимания; помните, здоровье не самоцель, а лишь условие достижения счастья и благополучия в семье и на работе.

На основе предложенных советов и рекомендаций, используя наиболее значимые на мой взгляд, попробуем сформулировать в сжатом виде основные установки для достижения здоровья как психологического, так и физического:

Спокойствие, только спокойствие!

Относитесь с юмором к себе и ситуации.

Всю работу делай на работе!

Помни, принцип здорового эгоизма: «Возлюби себя прежде, чем возлюбить ближнего».

Помни: здоровье не самоцель, а лишь условие достижения счастья и благополучия в семье и на работе.

Здоровый сон – важное условие твоего здоровья.

Будь оптимистом!

Человек объективно включен в мир природы. Его психическое и физическое здоровье в значительной степени определяется той средой, в которой он живет. Есть такой афоризм: “Жить хорошо. А хорошо жить ещё лучше”. Суть этого афоризма сводиться к тому, что любая жизнь лучше смерти, но хорошая жизнь – лучше просто жизни. А вот для того, чтобы жизнь стала хорошей, нужно здоровье. А чтобы быть здоровым нужно этого хотеть. Наше здоровье в наших собственных руках. Мы должны понять, что выжить в современном мире по силам только здоровым людям, поэтому надо беречь самое ценное, что у нас есть, здоровье.


Упражнения для позвоночника, рекомендованные Полем Брэггом

Поль Брэгг утверждал, что обычных движений, совершаемых человеком в повседневной жизни, недостаточно для тренировки и поддержания позвоночника в нормальном состоянии. Он также напоминал, что в детстве каждый стремился, как можно больше двигаться, потому что позвоночник, был абсолютно здоров и любая физическая активность, приносила радость. Брэгг пришел к выводу, что с помощью физических упражнений можно восстановить функции позвоночника, вернуть ему подвижность и сделать более крепким.

Первоначально каждое упражнение следует выполнять не более 2-3 раз, а через день это количество можно увеличить до 5 раз. После того как позвоночник приспособится к нагрузкам, можно будет увеличить число повторов до 10 раз и больше. После каждого упражнения можно сделать перерыв в несколько секунд.

На первом этапе выполнять весь комплекс упражнений следует ежедневно, а позже, когда состояние позвоночника улучшится, можно постепенно сокращать частоту, доводя до 2 раз в неделю, чтобы поддерживать позвоночник в нормальном состоянии. Необходимо помнить, что нельзя сокращать нагрузки сразу же после появления небольшого улучшения.


Упражнение 1

Это упражнение направлено на укрепление части нервной системы, обслуживающей голову, глазные мышцы и нервы, идущие от позвоночника к кишечнику и желудку. Выполнение этого упражнения позволит избежать таких распространенных явлений, как головная боль, плохое пищеварение, усталость и напряжение глаз. После выполнения нескольких повторов происходит явственно ощутимое расслабление позвоночника.

Исходное положение для выполнения этого упражнения — лежа на полу лицом вниз. Ладони нужно упереть в пол на уровне плеч. Опираясь на ладони и пальцы ног, поднять таз, выгнув тело дугой. Голову при этом нужно опустить вниз так, чтобы таз был выше ее, а руки и ноги выпрямить. Затем таз нужно опустить вниз почти до пола, не сгибая рук и ног, одновременно поднять голову и откинуть ее назад. После этого таз снова нужно поднять как можно выше, а голову опустить. Выполнять упражнение медленно.


Упражнение 2

Данное упражнение кроме позвоночника позволяет укрепить сеть нервов, ведущих от печени к почкам. Если эти органы поражены заболеваниями, возникшими на почве нервных расстройств, выполнение данного упражнения позволит значительно улучшить их состояние.

Для выполнения упражнения нужно лечь на пол лицом вниз, затем поднять таз и выгнуть спину, опираясь на ладони и пальцы ног, как в первом упражнении. Ноги и руки должны быть прямыми. После того как таз будет поднят, нужно повернуть его вправо насколько возможно, одновременно опуская вниз левый бок, затем таз повернуть влево, опуская правый бок. Движения должны быть медленными, чтобы позвоночник лучше растягивался. В первый раз следует делать 1-2 движения, так как это упражнение достаточно трудное.

Упражнение 3

Целью данного упражнения является полное расслабление позвоночного столба, при котором стимулируются все нервные центры, укрепляется спинная мускулатура, улучшается состояние тазовой области позвоночника. Кроме того, это упражнение положительно воздействует на межпозвоночные хрящи, стимулируя их рост. Сидя на полу, нужно опереться руками о пол немного

позади себя, а ноги слегка согнуть и расставить. После этого таз поднимать, опираясь на руки и ноги, до тех пор, пока позвоночник не примет горизонтальное положение. Затем опустить таз и вернуться в исходное положение. Движения следует выполнять в быстром темпе.

Упражнение 4

Прекрасное упражнение, предназначенное для растягивания всего позвоночника, помогает привести организм в равновесие и укрепить часть позвоночника, где расположена система нервов, отвечающая за управление желудком.

Исходное положение — лежа на спине с вытянутыми ногами и раскинутыми в стороны руками. Колени согнуть, подтянуть к груди и плотно обхватить их руками. Голову поднять и постараться коснуться подбородком колен, одновременно стараясь отвести их от груди. Задержаться в этом положении в течение 5 секунд.


Упражнение 5

Очень эффективное упражнение, растягивающее позвоночник, и, кроме того, положительно воздействующее на работу кишечника. Уже после 1-2 недель выполнения этого упражнения позвоночник становится боле гибким, а мышцы — сильными.

Исходное положение — лежа на полу лицом вниз. Опираясь на ладони и пальцы ног, поднять таз как можно выше, выгнув спину дугой; голову опустить, руки и ноги держать прямыми. В таком положении, не сгибая рук и ног, обойти комнату кругом. На начальном этапе повторять упражнение 2-3 раза в медленном темпе, а через 1-2 недели увеличить число повторов до 8-10 раз.

Литература:

Педагогика и психология здоровья: Сборник работ сотрудников кафедры психолого-педагогических техноло­гий охраны и укрепления здоровья. М.: АПКиПРО, 2003.



Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии. М.: Илекса, Народное обра­зование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2003.

Проблемы теории и практики лечебной педагоги. Материалы научно-практической конференции «Здоровье школьников: проблемы, перспективы. – Н.Новгород, 1993.