reforef.ru 1
МОУ «Новосельская средняя общеобразовательная школа»

Суздальского района.

Программа проекта по физике

«Лучше один раз увидеть???»

для учащихся 9 класса

Автор: Тучин А. И.

учитель физики

с. Новое

2008 г.


Пояснительная записка

Большинство видов своей деятельности человек контролирует при помощи зрения. Но насколько объективным является то, что мы видим? Можно ли заставить видеть человека не то, что есть на самом деле? Если можно, то как?

Целью данного проекта является: дать учащимся 9-х классов возможность определится с выбором профиля дальнейшего обучения в старшей школе. Показать значимость определённой области знаний по физике в различных профессиях: дизайнера, модельера, визажиста, архитектора, строителя, летчика, моряка.

Данный проект позволит повысить критичность оценки объективности данных получаемых в ходе наблюдения, более подробно ознакомит с характером деятельности эмпирических исследований и процессом обработки результатов. Продемонстрирует влияние субъективных факторов на характер оценки свойств объектов, особенно в профессиях связанных с восприятием зрительных образов.

Для этого необходимо решить следующие задачи:


  • Тема проекта должна быть доступна, интересна и значима для каждого ученика. Тема курса «Лучше один раз увидеть???» вполне соответствует этому.

  • Убедить учащихся, что знания, получаемые на различных предметах, зачастую пересекаются и дополняют друг друга, и это находит отражение в деятельности людей различных профессий.

  • Материал проекта не должен дублировать школьную программу, а лишь опираться на имеющиеся знания и стимулировать исследовательскую деятельность учащихся.

В курсе физики 9 класса на изучение строения и свойств глаза, особенности зрения отводится лишь 1 час. В течение этого времени невозможно достаточно хорошо изучить особенности зрения человека, узнать факторы которые приводят к обману зрения. Крайне мало и лишь в общих чертах говорится о видах деятельности человека, в которых особенности зрительного восприятия играют важнейшую роль.

Поскольку материал опирается на знание строения глаза и законов распространения света (изучается в курсе физики и биологии), а основная исследовательская деятельность учащихся носит практический характер, закономерности получаются эмпирическим путем, то можно с уверенностью сказать, что данный проект рассчитан на учащихся с любым уровнем знаний по физике, будет вполне посилен для выполнения и достаточно интересен.

Основная форма занятий практическая работа, финалом которой является систематизация полученных результатов в виде презентации, выполняемой группами по различной тематике. Метод обучения: индивидуальное и групповое исследование.

Выполнение проекта позволит учащимся сделать вывод о своих способностях в профессиях, требующих творческого подхода, повысит критичность суждений о результатах наблюдения. Учащиеся получат представление о связи физических и психологических процессов.

По окончании изучения каждого блока у учащихся должны имеется заполненные отчетные таблицы и карты. По окончании проекта - презентация.

Учебно-тематический план





Тема занятия

Часы

Формы

МПС

1

Особенности строения глаза. Зрительная информация.

2

Актуализация

Исследование



Биология

Психология География



2

Иллюзии стрелок и линий.

2

Изучение нового

Исследование



Биология

Психология

География

Геометрия



3

Маскировка.

2

Исследование

Биология

Психология

Дизайн

Техника


4

Иллюзии заполненного пространства. Цветовые иллюзии.


2

Изучение нового

Исследование



Геометрия Психология

Дизайн


Техника

5

Призмы, зеркала и оптические инструменты.

2

Актуализация

Исследование



Техника

6

Линзы, микроскоп и телескоп

2

Актуализация

Исследование



Техника

7

Поиск информации и создание презентации.

2

Исследование

Создание презентации



Информатика

Технологии

Литература




Содержание программы
1. Особенности строения глаза. Зрительная информация.

Структура глаза и роль отдельных элементов. Обнаружение слепого пятна. Световые иллюзии, вызванные механическим воздействием. Аккомодация и конвергенция. Глазомер. Измерение расстояний и размеров визуально. Переоценка вертикальных линий. Иллюзии окружения. Иллюзии колебания внимания. Измерение частоты смены картинки.


2. Иллюзии стрелок и линий.

Иллюзии вызванные наличием линий. Стрелки Мюллер-Лиера. Иллюзии иррадиации. Комбинация иллюзии стрелок и иррадиации. Штриховка и прямолинейность. Искажение фигур штриховкой. Исследование влияния штриховки на форму правильных фигур. Исследование возможности исправления нарушений правильности при помощи штриховки.

3. Маскировка.

Маскировка и мимикрия как формы приспособления животных и насекомых. Маскировка и штриховка. Исследование возможности маскировки человеческого лица. Одежда и фигура человека. Исследование влияния штрихов, заполнения и стрелок на фигуру человека.

4. Иллюзии заполненного пространства. Цветовые иллюзии.

Иррадиация и кажущиеся размеры. Иллюзии заполнения. Иллюзии находящихся рядом фигур. Форма общего и частного. Иллюзии смещения.

Восприятие цвета человеком. Физическая природа цвета. Цвет как сумма трех цветов. Цветовые иллюзии. Нарушение цветового зрения.
5. Призмы, линзы и оптические инструменты.

Призма. Ход лучей в призме. Перископы и бинокли. Исследование «чёрных ящиков». Мнимое изображение. Фокусы с применением зеркал.


6. Линзы, микроскоп и телескоп

Линза. Ход лучей в линзе. Исследование «чёрных ящиков». Аберрации и дисторсии. Астигматизм. Изображение в микроскопе. Изображение в телескопе.


7. Поиск информации и создание презентации

Поисковые сервисы. Сайты примеров оптических иллюзий. Сайты медицинских знаний, энциклопедии. Ознакомление с образцом презентации. Создание презентации по образцу. Отладка и защита презентации.




Формы контроля и методы оценки знаний


  1. Таблица оценки расстояний и размеров; результаты измерений частоты колебания внимания.

  2. Заполнение шаблонов по искажению правильных фигур и исправлению искаженных фигур.

  3. Заполнение шаблонов по маскировке человеческого лица и итоговой выборке; заполнение шаблона по дизайну одежды.

  4. Карты сложения сложных цветов из простых

  5. Заполнение таблиц по «чёрным ящикам».

  6. Заполнение таблиц по «чёрным ящикам». Рефлексивное мини-сочинение «Оптические иллюзии вокруг нас».

  7. Презентация группы на одну из тем:

    1. Иллюзии, вызванные строением и дефектами хрусталика;

    2. Иллюзии, вызванные строением и дефектами сетчатки;

    3. Иллюзии, вызванные особенностями работы мозга.



Ожидаемые результаты обучения

  • Повышение познавательного интереса к предмету;


  • Увеличение количества учащихся выбирающих для профилизации предметы естественно-научного цикла;

  • Осознание связи между различными областями науки и деятельности человека: географией, физикой, биологией, техникой, дизайном одежды, военным делом, строительством, изготовлением оптических приборов;

  • Формирование критичного отношения к результатам визуальных наблюдений;

  • Развитие глазомера, формирование умения достаточно точной оценки расстояний и размеров;

  • Закрепление представления о назначении оптических приборов: создание изображений и формирование световых пучков.


Список литературы:

    1. Агостон Ж. А. Теория цвета и её применение в искусстве и дизайне. – М.: Мир, 1982.

    2. Артамонов И. Д. Иллюзии зрения. – М.: Наука, 1969.

    3. Маковецкий П. В. Смотри в корень!: Сборник любопытных задач и вопросов.- 5-е изд., испр.- М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1984.

    4. Миннарт М. Свет и цвет в природе. – М.: гос.изд-во физико-мат. Литературы, 1958.

    5. Перельман Я. И. Занимательная физика. В двух книгах. Книга 2.- 20-е изд., - М.: Наука, 1979.

    6. Толанский С. Оптические иллюзии. – М.: Мир, 1967.

    7. Толанский С. Удивительные свойства света. – М.: Мир, 1969.

    8. Трофимова Т. И. Курс физики: Учеб. пособие для вузов.- 3-е изд., испр.- М.: Высш. шк., 1994.

    9. Шаронов В.В. Свет и цвет. – М.: Физматгиз, 1961.