reforef.ru 1
МИРАЖ

Когда мы говорим о чем-то нереальном, неуловимом, пригрезившемся, мы используем слово «мираж». Подобно сказке он влечет к себе и бесследно исчезает, когда мы пробуем к нему приблизиться. Для уставшего путника в пустыне он может предстать долгожданным оазисом. Но этот оазис всего лишь – мираж.
О ,как ты далек! Не найти мне тебя, не найти!

Устали глаза от простора пустыни безлюдной.

Лишь кости верблюдов белеют на тусклом пути

Да чахлые травы змеятся над почвою скудной.


Я жду , я тоскую. Вдали вырастают сады.

О, радость! Я вижу, как пальмы растут, зеленея.

Сверкают кувшины, звеня от блестящей воды.

Все ближе, все ярче! – И сердце забилось, робея.


Боится и шепчет: « Оазис!»- Как сладко цвести

В садах, где как праздник пленительна жизнь молодая!

Но что это? Кости верблюдов лежат на пути!

Все скрылось. Лишь носится ветер, пески наметая.

Так передавал К. Бальмонт настроения человека, пленившегося миражом и обманутого им.В литературе описан так называемый « озерный» мираж. Представьте себе раскаленную пустыню; кругом куда не посмотришь - горячий песок. И вдруг где-то у линии горизонта возникает озеро. Это чудо представляется совершенно реальным. Кажется нужно преодолеть всего один, два километра и можно будет освежиться. В воображении возникает даже плеск воды. Но вот вы проходите и один, и два, и три километра, а озеро все так же где-то впереди, и вокруг по-прежнему одни пески.

« Озерные» миражи наблюдаются не только в знойных пустынях. Их можно наблюдать , глядя на убегающую вдаль асфальтовую или бетонную дорогу, сильно нагретую солнцем. В жаркий день хорошо видны лужи воды впереди на дороге, хотя в действительности дорога абсолютно сухая . По мере того как вы движетесь по дороге, эти « лужи» отступают все дальше и дальше, оставаясь недосягаемыми.

Миражи очень разнообразны. Они позволяют видеть разные предметы, подробности пейзажа, даже города, которые на самом деле находятся далеко от наблюдателя, скрытые от него за горизонтом. Эти видения появляются вдруг у линии горизонта или повисают над ней в воздухе. Иногда они предстают перед наблюдателем в перевернутом виде, иногда оказываются сдвоенными: перевернутое изображение возникает рядом с прямым.

В давние времена миражи порождали многие суеверия; их считали проделками злых духов. Из древних времен дошла до нас легенда о « Летучем голландце» - корабле-призраке, встреча с которым в океане якобы предвещала несчастье. Эту легенду породил суеверный страх, охватывающий матросов, когда тихую штилевую погоду перед ними вдруг возникает таинственное видение – бесшумно несущийся на всех парусах корабль.

Существовали легенды о злых духах, специально вызывавших сказочные видения для того, чтобы обмануть путников, заставить их свернуть с дороги. Согласно одной из легенд, коварная фея Моргана любила охотиться за человеческими душами, подстерегать в пустыне караваны, очаровывать караванщиков прекрасными призрачными видениями – сверкающими дворцами, пышными садами , роскошными фонтанами. Усталые путники невольно устремлялись к этим садам и дворцам, сбивались с дороги и в конечном счете погибали в песках. « Фата Моргана» так называется особый вид миражей, когда над песчаной равниной или над поверхностью моря возникают призрачные сады и луга, дворцы и замки, фонтаны и колоннады, и при этом одна картина быстро и неуловимо сменяется другой. У К.Бальмонта есть стихотворение, называющееся « Фата-Моргана».

Фата-моргана,

Замки, узоры, цветы и цвета,

Сказки, где каждая краска, черта

С каждой секундой – не та.

Фата-Моргана

Явственно светит лишь тем, кто внимательный, рано

Утром, едва только солнце взойдет,

Глянет с высокого камня на море…

Правда ль тут будет, неправда ль обмана,

Только роскошной цветной пеленой

Быстро возникнет пред ним над волной

Фата-Моргана.


Некоторые виды миражей . Из большого многообразия миражей выделяют несколько видов: « озорные» или нижние миражи, верхние миражи, двойные и тройные миражи, миражи сверхдальнего видения.

Нижние миражи возникают над сильно нагретой поверхностью. Верхние миражи возникают, наоборот, над сильно охлажденной поверхностью, например над холодной водой. Если нижние миражи наблюдают, как правили в пустынях и в знойных степях, то верхние наблюдают в северных широтах. Например, жители города Ломоносова иногда отчетливо видят в воздухе здания и улицы Петербурга, мосты через Неву. Это типичный пример верхнего миража. Заметим, что расстояние между этими городами 40 км, так что о прямой видимости речь не идет.

Верхние миражи отличаются разнообразием. В одних случаях они дают прямое изображение объекта, в других случаях в воздухе появляется перевернутое изображение. Миражи могут быть двойными, когда наблюдаются два изображения: прямое и перевернутое. Иногда возникает еще одно изображение – третье.

Особенно удивительны миражи сверхдальнего видения. К.Фламарион в своей книге « Атмосфера» описывает пример такого миража: « Опираясь на свидетельства нескольких лиц, заслуживающих доверия, я могу сообщить про мираж, который видели в городе Вервье ( Бельгия) в июне 1815 г. Однажды утром жители города увидели в небе войско, и так ясно, что можно было различить костюмы артиллеристов и даже, например, пушку со сломанным колесом, которое вот-вот отвалится…Это было утро сражения при Ватерлоо!»


Расстояние от Вервье до Ватерлоо по прямой линии свыше 100 км. Известны случаи, когда подобные миражи наблюдались и на существенно больших расстояниях – до 1000 км. « Летучего голландца» следует отнести к этим миражам.

Физическое объяснение миражей приводит нас к разделу физики , изучающему световые явления – оптике. Все миражи объясняются искривлением хода светового луча при переходе из одной оптической среды в другую.