reforef.ru 1
Латыпов М.Г. в сети Интернет

Сайт Музыкальный словарь. Музыкальная энциклопедия- http://www.music-dic.ru/html-music-enc/l/4353.html

ЛАТЫПОВ Масгут Галеевич [р. 10(23) VIII 1913, Cepгиополь, ныне Аягуз Казах. ССР] - советский композитор. Засл. деят. искусств Тат. АССР (1957). Чл. КПСС с 1944. Обучался при Моск. консерватории: на рабфаке по классу тромбона у В. М. Блажевича (1931-32), в муз. уч-ще по композиции у Е. И. Месснера (1933-38) и в Тат. оперной студии по композиции у Г. И. Литинского (1938-41). В 1946-53 дирижёр воен.-духовых оркестров и худ. рук. ансамблей воен. округов в Казани, Куйбышеве, Иркутске и др. В 1953 муз. рук. Тат. филармонии, в 1954-56 нач. отдела по делам искусств Мин-ва культуры Тат. АССР. Творческая деятельность Л. связана с воен.-духовыми оркестрами и ансамблями песни и пляски Сов. Армии. Большинство произв. написано им для хора и дух. оркестра.

Соч.: кантаты - Большая любовь (1943), О героях 4-й Ударной Армии (1946), Приволжцы (1948), О партии (1952), О Родине (1954), Приветственная Москве (1957); для дух. орк. - 13 маршей, 3 сюиты; квартет для деревянных дух. инструментов (1940); 8 хор. циклов; соч. для скр., влч., кларнета в сопр. фп.; романсы, песни; обр. нар. песен.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

То же http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/4289/%D0%9B%D0%B0%D1%82%D1%8B%D0%BF%D0%BE%D0%B2 ;

http://enc-dic.com/word/l/Latpov-m-g-28279.html
Сайт KZNportal.RU - http://www.kznportal.ru/o_gorode/nazvaniya_ulits/l/id4951/

Улица Латыпова Масгута  Латыпов Масгут Галеевич

 Латыпов Масгут Галеевич (1913-1987) – известный татарский композитор, дирижер, заслуженный деятель искусств ТАССР, один из основоположников профессионального татарского музыкального искусства, участник Великой Отечественной войны. Родился 23 августа 1913 г. в Сергиополе (ныне Аягуз Республики Казахстан).

Родители Масгута Галеевича были казанскими учителями, приехавшими в Сергиополь по приглашению для открытия татарской школы. С раннего детства у мальчика обнаружились большие музыкальные способности, но возможность учиться музыке появляется лишь после возвращения семьи в 1925 г. в Казань. В Казани Масгут берет уроки игры на духовых инструментах у своих дядей Хасана и Салиха Зульфокаровых и играет в их оркестрах. Постепенно музыка начинает занимать главное место в его жизни и для получения профессионального образования он в 1932 г. едет в Москву, где поступает на рабфак при Московской государственной консерватории (в класс тромбона профессора В.М. Блажевича). В 1934 г. переводится в музыкальное училище при консерватории, где проходит курс композиции у профессора Е.О. Месснера. Начало его творческой деятельности связано с оркестром НКВД Московской области. Для этого оркестра он сочиняет свои первые музыкальные произведения: “Татарская сюита”, марш “Красная Армия”, удостоенный премии конкурса маршей для духового оркестра (1936) и изданный Музгизом.

В 1936 г. М. Латыпов поступает в Татарскую оперную студию при Московской государственной консерватории по классу композиции профессора Г.И. Литинского, которую заканчивает в 1941 г. Талантливый ученик жадно впитывал все, чему его учили маститые наставники-педагоги. В эти же годы тесные узы дружбы свя??ывали его с татарскими композиторами, объединенными вокруг Татарской оперной студии – Ф. Яруллиным, Н. Жигановым, Дж. Файзи, З. Хабибуллиным, С. Сайдашевым. В сентябре 1939 г. М.Г. Латыпов вместе с ними вступает в члены Союза композиторов ТАССР. К этому времени относится создание романсов “Радостная весть” на слова М. Джалиля, “Любовь моя” на слова Н. Валеевой, “Я здесь, Инезилья” на слова А. Пушкина в переводе М. Джалиля, массовых песен, песен для детей, обработок татарских народных песен, а также работа над операми “Сафа” (либретто А. Файзи) и “Зульхиджа” (либретто А. Ерикея). Творческая деятельность М. Латыпова в эти годы протекала активно и плодотворно. Накануне Великой Отечественной войны в 1940 г. в Москве состоялся авторский концерт композитора, в котором прозвучали дуэты и арии из его опер “Сафа” и “Зульхиджа”, квартет для деревянно-духовых инструментов, вариации для арфы, обработки татарских и башкирских народных песен, романсы на слова Г. Тукая и И. Саитова. 

Летом 1941 г. М. Латыпова призвали на фронт. В это же время на войну уходят его друзья-композиторы Ф. Яруллин и З. Хабибуллин. Свой боевой путь М. Латыпов начал под Москвой в составе 360-й стрелковой дивизии 4-й Ударной армии. Участвовал в боях за освобождение городов Осташково, Торопец, Велиж, Великие Луки, Невель, Даугавпилс, Клайпеда, Кенигсберг. 
В первые дни формирования дивизии М. Латыпову было поручено организовать военно-духовые оркестры. Впоследствии М. Латыпов был назначен начальником и художественным руководителем Ансамбля песни и пляски 360-й стрелковой дивизии (1943-1945). На фронте по инициативе М. Латыпова был сформирован оркестр из детей­сирот, подобранных на дорогах войны. Военно-музыкальное обучение проводилось в школе, организованной специально для них. Творческая деятельность М. Латыпова продолжалась и в военные годы. Н?? фронте он пишет кантату для солиста, хора и оркестра “Большая любовь” на слова М. Солянникова и М. Клипиницера. Под звуки созданных им многочисленных маршей и песен воинские формирования уходили на передовую. Трижды раненый, награжденный двумя орденами (орден Отечественной войны и орден Красной Звезды) и восемью медалями, М.Г. Латыпов заканчивает свой фронтовой путь в 1945 г. в Клайпеде. 

В сентябре 1945 г. М. Латыпов возвращается в Казань и передает только что открывшейся консерватории большое количество ценных клавиров и партитур немецких изданий, найденных им в разрушенном доме Кенигсберга. В этом же году он приступает к преподавательской работе в консерватории и одновременно руководит Окружным ансамблем песни и пляски Казанского военного округа (1945-1946), а после его расформирования ансамблями песни и пляски Приволжского военного округа (1946-1950) и ВосточноСибирского военного округа (1950-1953). За этот период композитором были написаны три кантаты, сюита для симфонического оркестра “После победы”, романсы на слова М. Ногмана, С. Шакира, Г. Насретдинова, множество песен. В качестве руководителя военных ансамблей М. Латыпов сделал много обработок мелодий популярной советской музыки. 

В 1953 г. после демобилизации М.Г. Латыпов вновь вернулся в Казань. Среди произведений, созданных им в 50-е гг., – “Кантата о Родине” на слова М. Хусаина, кантата “Столице нашей отчизны – Москве” на слова Н. Исанбета, “Танцевальная сюита” для оркестра народных инструментов, романсы и песни на слова Н. Даули, Н. Арсланова, И. Юзеева, М. Ногмана, А. Еники, С. Хакима, обработки татарских народных песен для хора. 

В 1956 г. М. Латыпову было поручено создание Ансамбля песни и пляски нефтяников Татарии для участия в Декаде татарского искусства и литературы в Москве (1957). Концертная программа, подготовленная под его руководством, имела огромный успех. 

Творческая и просветительская деятельность композитора получила высокую оценку: в 1957 г. М.Г. Латыпову было присвоено почетное звание “Заслуженный деятель искусств ТАССР”. 

В 1960-х гг. в республике получили широкое признание созданные и руководимые М.Г. Латыповым молодежные духовые оркестры в Кукморе и Лениногорске. Большой популярностью пользовался духовой оркестр “Сармановские цветы”, состоявший из ста девушек. В эти и последующие годы М.Г. Латыпов продолжал создавать новые сочинения. Им было написано 8 хоровых циклов, в том числе “Песни, ведшие в бой” на слова советских поэтов, “Песнь о современнике” – вокально-симфоническая поэма в семи частях на слова М. Хусаина, камерноинструментальная музыка, пьесы для инструментальных ансамблей, песни и романсы на слова татарских поэтов, три сюиты для духового оркестра. Многие его песни опубликованы в сборниках, вошли в репертуар татарских исполнителей и получили широкое признание. Его песня “Кырда” (“В поле”) стала поистине народной.

М.Г. Латыпов умер 9 апреля 1987 г. На доме 17 по ул. Горького, в котором проживал композитор, установлена мемориальная доска. В 1994-2006 гг. издательством Еникеевой были изданы хоровые, инструментальные и вокальные произведения М.Г. Латыпова. Начиная с 1998 г. в ежегодном конкурсе молодых исполнителей Татарстана, учрежденном сыном композитора Рустамом Латыповым, исполняются произведения М.Г. Латыпова для фортепиано, скрипки и виолончели. 

В 2003 г. к 90-летию со дня рождения М.Г. Латыпова была сделана видеозапись из хоровых произведений композитора в исполнении солистов, хора и оркестра Татарского академического театра оперы и балета им. М. Джалиля (дирижер Р. Салаватов). 

Имя Масгута Галеевича носит улица в Вахитовском районе Казани. 

Помощь в подготовке материалов о М.Г. Латыпове оказали сын композитора Рустам Масгутович Латыпов и Еникеева Разия Исмагиловна, пианист, композитор, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан, доцент Казанской консерватории, издатель, член Союза композиторов Республики Татарстан.

Сайт «Ассамблея народов Татарстана»- http://www.an-tat.ru/zhurnal-nash-dom-tatarstan/31/2626/
Журнал “Наш дом - Татарстан” Выпуск №1 (009) 2010 г. / Письмо дружбы

65-летие Великой Победы



Солдатский треугольник, написанный казахом другу татарину, из Казани был доставлен в Астану
27 января а в Национальном архиве Республики Казахстан, что в столице Астане, произошло знаменательное событие. Заместитель председателя Совета Ассамблеи народов Татарстана Сагит Джаксыбаев передал фронтовое письмо народного писателя Казахстана, поэта-песенника Музафара Алимбаева, которое долгие годы хранилось в Казани. «Эти пожелтевшие листочки и по сей день являются свидетельством крепкой дружбы народов, которая привела к победе в Великой Отечественной войне, - сказал Джаксыбаев. - Столь ценные для культуры Казахстана артефакты должны были вернуться на родину».

- В 1993 году мне, руководителю казахской общины Казани, позвонила Лидия Латыпова, сестра татарского композитора Масгута Латыпова, - вспоминает Сагит Кодебаевич. - Пригласила домой на улицу Татарстан на серьезный разговор. В назначенный день с одним из молодых активистов нашей казахской общины Батыржаном Кенжетаевым мы пришли в гости к Лидии апе («апа» – тюрк. тётя – прим. ред.). Она угостила нас чаем, перемячами и рассказала свою историю.

Они с братом родились в Семипалатинской области Казахстана. Их отец был муллой, мугалимом (учителем), обучал казахских детей грамоте. Лидия апа работала на радио. Брат Масгут посвятил себя музыке, был близко знаком с казахским поэтом-песенником Музафаром Алимбаевым. В начале Великой Отечественной их призвали в действующую армию, они прошли всю войну в разных частях, часто переписывались. Лидия апа передала нам одно из писем - солдатский треугольник - на листе школьной тетради в линейку. Его адресовал младший лейтенант Музафар Алимбаев в марте 1943 года Масгуту Латыпову. В письме - приветствие и стихотворение на казахском языке «Белорусской девушке». Сюжет стихотворения - обращение к белорусской девушке, которая находится под немецким игом:

«Я казах, иду тебя освобождать,

Потому что Белоруссия и моя родина тоже.

Твою мать угнали в Германию, и ее мы тоже освободим,

И она будет свободной советской старушкой».

В солдатском треугольнике Музафар просит написать Масгута музыку к стихам.

Письмо написано вперемешку на казахском и русском языках, а последние фразы - латинским шрифтом на казахском языке. Лидия апа передала нам также несколько рукописных текстов со стихотворениями, написанными рукой Музафара Алимбаева, ставшего народным поэтом Казахстана, автором Гимна Казахстана. Передачу писем и рукописей Лидия апа объяснила тем, что они должны быть сохранены и стали доступным достоянием казахского и татарского народа.

С тех пор письмо и рукописи хранились в казахской общине Казани, и вот в очередную поездку в Казахстан - накануне 65-летия Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне - было принято решение об их передаче в Национальный архив Республики Казахстан. По словам директора Национального архива Рысты Сариевой, фронтовое письмо и рукописи Алимбаева войдут в экспозицию к 65-летию Великой Победы.

Методические сообщения на официальном сайте Набережные Челны - http://art-school13.nabchelny.ru/s_2416/p_11257/



У ИСТОКОВ ТАТАРСКОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МУЗЫКИ
                                                                                            Модина Анастасия Николаевна  
Первый Региональный фестиваль-конкурс татарского искусства «Мон чишмэсе» в этом году проходит под именем Масгута Галеевича Латыпова. Летом 2008г. Летом ему исполнилось бы 85 лет. 
Есть семьи, которые внесли сваю немалую лепту в культуру и искусство татарского народа. В их числе необходимо назвать семью Латыповых. Четверо Латыповых учились в Московской консерватории на разных факультетах.
Масгут – по композиции у профессора Г.П.Литинского;
Лейла – по классу трубы у профессора М.И.Табакова;
Видия – в классе профессора К.Н.Дорлиак по вокальному искусству;
Фоат – учился играть на фаготе у профессора И.И.Костляна;
Махмуд – молодым ушел на фронт и в 1943 году пропал без вести.
Немалая доля их творческого труда вложена в музыку татарского, русского и других народов.
Масгут Галеевич Латыпов был самым старшим из пятерых детей. Лирик по натуре, он был бойцом в работе, забывающим о собственном благополучии и удобствах жизни. Для него жизнь- это музыка, в которой отражались глубокие чувства и самоотверженный труд, и надежда быть всегда полезным людям.
Перед самой войной, в апреле 1941 года, в Москве состоялся первый авторский концерт композитора. Летом 1941 года одновременно с композиторами Фаридом Яруллиным и Загидом Хабибуллиным Масгут Латыпов призывается на фронт.
Трижды раненый, награжденный орденами и медалями, Масгут Латыпов заканчивает свой фронтовой путь в Клайпеде в 1945 году.

Возвратившись с фронта, М.Латыпов активно включается в музыкальную жизнь. По-военному подтянутый и аккуратный, по-мужски красивый, полный сил, творческих планов, он оказывается в центре творческой жизни Казани: сочиняет, дирижирует каждый день: ни субботы, ни воскресение – и так проходят месяц за месяцем, год за годом.

Вся творческая деятельность М.Г.Латыпова – композитора, организатора, дирижера, просветителя – по достоинству была оценена общественностью: в 1957 году ему было присвоено звание Заслуженного деятеля искусств ТАССР.
После себя М.Г.Латыпов оставил множество сочинений. Среди них шесть кантат, восемь хоровых циклов, сюиты, марши и другие произведения для духового оркестра, около шести десяти песен, романсов, более двадцати камерных произведений.
Многие песни композитора опубликованы в сборниках, вошли в репертуар татарских исполнителей и получили признание. Среди них особое место занимает, ставшая поистине народной, песня «Кырда» («В поле») на стихи Гали Латыпа.
Единственный сын М.Г.Латыпова – Рустем Масгутович Латыпов – живет и здравствует в Казани. Он является крупным предпринимателем, не менее талантливым в музыке.
В 1998 году Рустем Масгутович Латыпов учредил конкурс молодых исполнителей Татарстана, который не официально еще носит название «баховский». За время существования «баховского» конкурса (а в этом, 2009 году проходил двенадцатый конкурс) немало молодых талантливых исполнителей из нашего города принимали участие в этом конкурсе и становились его лауреатами. Среди них Фахразиев Зульфат – выпускник ДШИ №13(т), а сейчас студент ССМШ при КГК им. Назиба Жиганова, студенты и выпускники разных лет колледжа искусств г. Набережные Челны.
А еще ранее, в 1994 году, Рустем Масгутович Латыпов открыл единственное в то время в России частное нотное издательство. В настоящее время возглавляет и активно участвует в работе этого издательства жена Р.М.Латыпова Разия Исмагиловна Еникеева, исполнительское мастерство и композиторское дарование которой помогли ей в ее плодотворной педагогической деятельности: она продолжительное время была одним из ведущих преподавателей кафедры специального фортепиано в казанской Консерватории. В настоящее время Разия Исмагиловна много сил и времени отдает пропаганде татарской музыки.

Организаторы фестиваля-конкурса «Мон чишмэсе» благодарны Р.И.Еникеевой и Р.М.Латыпову за то, что они с готовностью откликнулись на приглашение быть почетными гостями этого фестиваля. Благодаря их бескорыстной помощи призовой фонд фестиваля пополнился книгами, альбомами по искусству, нотными изданиями сочинений татарских композиторов. В качестве Гран при Р.М.Латыповым был учрежден крупный денежный приз самому яркому и талантливому участнику фестиваля-конкурса «Мон чишмэсе».

Сайт “Законы Москвы и области”- http://zakon-region3.ru/2/178360
Постановление Главы администрации г. Казани от 08.04.2005 N 741 "Об увековечении имен участников Великой Отечественной войны в наименованиях улиц г. Казани"

«В преддверии знаменательной даты - 60-летия Победы над фашистской Германией, в целях увековечения памяти наших земляков, геройски сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны, рассмотрев рекомендации городской Комиссии по топонимике, ПОСТАНОВЛЯЮ: переименовать улицу Татцика - в честь участника Великой Отечественной войны, известного татарского композитора и дирижера, организатора военно-духовых оркестров, автора опер, романсов, песен, кантат, сюит, военных маршей Латыпова Масгута Галеевича, награжденного за боевые заслуги орденом Красной Звезды, и впредь именовать ее:


"Мэсгут Латыйпов урамы - улица Масгута Латыпова"…

То же


http://www.kazved.ru/printa/11510.aspx
Сайт
Ассоциации музыкальных конкурсов России- http://www.music-competitions.ru/node/304

Учредитель: Рустам Масгутович Латыпов, сын Латыпова Масгута Галеевича (1913-1987), татарского композитора, дирижера, заслуженного деятеля искусств ТАССР.

Условия конкурса 2014

Латыпов. Юмореска (ноты), стр. 1

Латыпов. Юмореска, стр. 2

Латыпов. Юмореска, стр. 3