reforef.ru 1 ... 4 5 6 7

Обучение сотрудников предприятия экологическому менеджменту

«На систему обучения падает часть успеха нашего предприятия. Наша задача - сделать защиту окружающей среды важнейшим вопросом», – эта главная мысль полустраничного рекламного объявления европейской многонациональной хими­ческой компании, опубликованного в одной из центральных швейцарских газет. Следовательно, учеба в области охраны окружающей среды становится частью рекламы, помогающей убедить общественность в том, что защитой окружающей среды занимаются знающие и ответственные люди.

Обучение в области экологического менеджмента выдвинуло вопросы охраны окружающей среды в разряд важнейших, что позволит менеджерам признавать значение охраны окружающей среды и полностью учитывать экологические по­следствия их решений. Такая подготовка должна быть тесно связана с текущими проблемами предприятия и местного населения, что поможет найти необычные решения, предвосхитить и решить потенциально сложные ситуации экологиче­ского характера. Хотя большинство экологических вопросов и проблем одина­ковы в развитых и развивающихся странах, подходы и решения могут разли­чаться. Поэтому учеба в области окружающей среды должна учитывать соци­ально-экономический контекст, хорошо известный менеджерам. Природоохран­ное обучение способствует выработке такой политики и принятию таких реше­ний, которые исключают конфронтацию по экологическим вопросам с местной общественностью - более того, она может помочь менеджерам наладить контакт с техническими специалистами по поводу необходимости учета экологических проблем в их поисках путей снижения издержек и получения источников при­были для предприятия.

Целенаправленное экологическое обучение. До начала учебного курса необ­ходимо определить контингент учащихся и составить учебную программу. Необ­ходимо ответить на главный вопрос, какие навыки требуются менеджерам, чтобы в своей деятельности они учитывали вопросы охраны окружающей среды. Как явствует из результатов исследования, проведенного в Великобритании, эколо­гический менеджмент включает в себя следующие вопросы:

- знание экологического законодательства;

- внесение изменений в технологические процессы с учетом требований экологического законодательства;

- контроль и анализ потока отходов;

- обеспечение выполнения экологических стандартов.

Высшие руководители, включая специалистов-химиков, ведущих специали­стов научно-исследовательского отдела и главных инженеров, должны иметь уче­ную степень и, по крайней мере, 5-ти летний стаж работы в промышленности. Для общения на этом уровне менеджерам требуется следующий набор навыков:

- действовать с опережением и уметь выявлять возможности и опасности, связанные с окружающей средой;

- разбираться в экологическом законодательстве и выполнять его требования;

- уметь донести значение охраны окружающей среды до работников пред­приятия, клиентов и местного населения;

- уметь установить характер воздействия деятельности предприятия на окружаю­щую среду и обеспечить соблюдение экологических стандартов;

- находить оптимальные технические решения с учетом требований защиты окружающей среды.

Анализ требований, предъявляемых к специалистам в связи с более жестким экологическим законодательством и научно-техническим регрессом, позволяет предположить, что значение таких навыков будет возрастать.

При обучении руководителей производства основное внимание необходимо уделять таким темам, как экологическое воздействие проекта, оборудования и процессов, размещение и планировка мест хранения материалов, транспортировка материалов и конечной продукции на территории предприятия и за пределами предприятия. Все эти вопросы, каждый из которых представляет потенциальную опасность для мест­ных жителей, находятся в компетенции руководителя производства.

Основное требование в области экологического менеджмента, предъявляемое к руководителям низшего звена и операторам, - наличие технических знаний и уме­ний. Однако расширяющаяся практика распространения ответственности на более низкие уровни в связи с внедрением системы всеобщего управления качеством позволяет предположить, что от руководителей низшего уровня и операторов бу­дет требоваться также наличие навыков, связанных с охраной окружающей среды.

Задачи операторов в плане экологического менеджмента, как правило, связаны с эксплуатацией машин и оборудования и все чаще — с проверкой и контролем отходов. Бригадиры операторов могут нести ответственность за сбор данных эко­логического характера и за обучение своих подчиненных без отрыва от производ­ства.

Существует несколько путей приобретения менеджерами необходимых зна­ний и навыков: на краткосрочных курсах; с помощью информации, полученной из специальных журналов; на выставках, семинарах и конференциях; с помощью заочного обучения. Один из недостатков действующей системы повышения ква­лификации — отсутствие целенаправленных и специальных краткосрочных кур­сов. Какую-то подготовку можно получить на фирмах — поставщиках нового оборудования, которую они предоставляют перед поставкой оборудования.



Создание учебных программ. Перед фирмами, желающими организовать соб­ственную систему экологической учебы, или перед учебными заведениями, стре­мящимися расширить число предприятий, на которых проводится экологическая учеба, неизменно встает вопрос, включать ли экологическую тему в учебные про­граммы действующих курсов повышения квалификации или открывать специали­зированные курсы экологической учебы. Несомненно, право на существование имеют оба пути.

Включение экологических вопросов в программы курсов подготовки и по­вышения квалификации руководящего персонала весьма целесообразно.

Эффективной формой экологического обучения руководящего персонала яв­ляется организация самостоятельных краткосрочных курсов экологической учебы, где руководители получают гораздо более глубокие знания об экологиче­ских аспектах управления, чем на более продолжительных курсах повышения управленческой квалификации.

Необходимо повысить осознание важности экологической темы со стороны всех руководителей, поскольку только в этом случае вопросы охраны окружаю­щей среды будут включаться в программы всех предметов, изучаемых на курсах повышения квалификации руководителей. Хотя в настоящее время такое положе­ние дел еще нереально, к нему нужно стремиться, оценивая существующие учеб­ные программы повышения квалификации руководителей и составляя новые про­граммы.

Объединение экологических и других аспектов принятия решений в одном лекционном курсе и деловых играх — задача непростая. Однако знакомство с ос­новами экологического менеджмента наряду с другими управленческими дисцип­линами может побудить слушателей самостоятельно соединить различные изу­чаемые предметы. Рассмотрение конкретных ситуаций, в которых экологические вопросы играют центральную роль, может также оказаться полезным для демон­страции неразделимости обязанностей руководителя при принятии решений.

Несмотря на преимущества включения экологических вопросов в общую программу курсов повышения квалификации руководящих кадров, все-таки су­ществует потребность в организации специализированных краткосрочных курсов на конкретные темы. На курсах следует активнее использовать местный мате­риал, имеющий отношение к промышленным предприятиям и месту работы обу­чающихся, и стараться связать его с местными нуждами и ресурсами. Прежде всего, желательно подчеркнуть положительные стороны экологически ориентиро­ванного управления. Его влияния на повышение эффективности работы всех от­делов: отдела маркетинга (нахождение способа повышения сбыта экологически безопасных продуктов), производственного отдела (снижение отходов, издержек, а также поиск и использование новых материалов), кадровой службы (содействие оптимальному и рациональному использованию ресурсов, включая трудовые) и т.д.

В течение одно- или двухдневных курсов вряд ли возможно рассмотреть аб­солютно все вопросы, но большую помощь в этом оказывает применение ауди-видеотехники и кинофильмов. В настоящее время вопросы охраны природы присутст­вуют в программах многих курсов повышения квалификации. Предметы, которые изучаются на таких курсах, отбирались на основе результатов английских иссле­дователей: экологическое законодательство, экологически чистые технологии, планирование (политика) в области природоохранной деятельности, экономика природоохранной деятельности, вопросы загрязнения воды, ликвидация твердых отходов, вопросы загрязнения воздуха, вопросы радиоактивного загрязнения.


Методика обучения. Причина организации системы экологического обуче­ния - не только недостаток экологических знаний, но и необходимость изменения отношения людей к вопросам экологии.

Эффективная и практичная учебная программа должна предусматривать ак­тивные методы обучения, предполагающие участие в практических делах, а не пассивное восприятие учебного материала: моделирование процесса оценки воз­действия на окружающую среду в сочетании с посещением объектов и курса лек­ций, на которых дается разъяснение различных технических и управленческих вопросов, а также экологические игры; оба эти метода обязательно должны со­провождаться посещением объектов, встречами с местным населением и против­никами проекта. Игровое моделирование - эффективный, дешевый и исключи­тельно полезный метод обучения, особенно в сочетании с полевыми исследова­ниями.

Метод обучения, который может оказаться исключительно полезным с точки зрения изменения отношения к вопросам экологии, известен под названием «Гиб­кие учебные курсы». Он не ставит своей целью дать глубокие и всеобъемлющие знания, но исключительно полезен в качестве вводного курса в предмете.

Занятия по моделированию ОВОС. Заня­тия по моделированию могут начаться с описания реального промышленного, сельскохозяйственного или градостроительного проекта. Затем обучающиеся по­лучают документацию по данному проекту и могут задавать возникающие во­просы. После этого происходит анализ различных стадий и аспектов предлагае­мого проекта и подготовка работ по проекту, которые могут оказать существен­ное воздействие на окружающую среду. Затем каждая группа получает данные о физических и социальных параметрах окружающей среды на той территории, на которой намечается строительство. На этом этапе можно предложить посещение местности для сбора дополнительных данных о компонентах окружающей среды, которые могут испытать на себе воздействие осуществления планируемого про­екта. Можно также познакомиться с точкой зрения местного населения по поводу выбора местности для строительства.

На основе полученной информации о проекте, экологических компонентах и процессах обучающиеся проводят предварительную оценку воздействия на окру­жающую среду с целью определения самых уязвимых ее компонентов: предва­рительное определение районов, осо­бенно нуждающихся в защите окружающей среды, поиск необходимых изменений в проекте с целью снижения нежелатель­ного ущерба природе и т.д. Предварительные оценки, подготовленные различ­ными группами, можно затем вынести на публичное обсуждение, в ходе которого обучающиеся выступают в качестве представителей различных групп населения - фермеров, рыбаков, продавцов, бизнесменов, представителей местной власти и т.п. На этом этапе осуществляются переоценка экологических приоритетов и по­иск баланса экологических и технико-экономических факторов.

Краткие результаты публичного обсуждения представляют противникам проекта и представителям местной общественности, предлагая прокомментиро­вать результаты анализа и предложения.

Учиться можно и на анализе учебных проектов, но это менее эффективно, чем разбор реальных проектов.


Учеба и преподаватели. Комплексную систему обучения руководителей в области охраны окружающей среды должны осуществлять подготовленные соот­ветствующим образом преподаватели. В процессе обучения преподаватели рас­ширяют круг общих знаний, знания в области управления и, главное, сами прони­каются осознанием важности экологического образования. Их необходимо позна­комить с различными методиками преподавания экологических предметов, осо­бенно тех, которые помогают изменять отношение людей к экологии; определить для них предметы, которые имеют первостепенное значение, а также необходи­мость пользования соответствующих базовых материалов экологического харак­тера применительно к различным областям управления.

Наконец, для каждого учебного занятия должен быть составлен план работы, включающий в себя три раздела.

Во-первых, каждый преподаватель обязан четко объяснить необходимость включения в каждое учебное занятие экологических вопросов определить их те­матику. Желательно также решить, какие из используемых в настоящее время ма­териалов или методологий следует сохранить, а от каких отказаться, поскольку они не способствуют охране окружающей среды и повышению уровня экологиче­ски ориентированного управления. Такой же подход следует применять и к ис­пользованию нового материала.

Во-вторых, необходимо обсудить с остальными преподавателями построение учебного процесса и методы, которые будут при этом использованы.



В третьих, необходимо обсудить время включения в программы текущих учебных курсов плана работы и различных экологических вопросов, а также время и способы изменения применяемых методов обучения.


Литература





  1. Букс И.И., Фомин С.А. Экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС): Программа курса и учеб. - методич. материалы. – М.: Изд-во «МНЭПУ», 1997. – 96 с.
  2. Карлоф Б. Деловая стратегия. – М.: Изд-во «Экономика», 1991. – 139 с.


  3. Лисицын Е.Н. Охрана природы в зарубежных странах. – М.: Изд-во «Агропромиздат», 1994. – 216 с.

  4. Макарова С.В., Шагарова Л.Б. Экологическое аудирование промыш-ленных производств / Под ред. А.Ф. Порядина. – М.: .: Изд-во «НУМЦ Госкомэкологии России», 1997. – 144 с.

  5. Норт Клаус. Основы экологического менеджмента (Введение в экологию промышленного производства). – М.: Изд-во «АО «Инфра – М» и АО «Премьер», 1994. – 218 с.

  6. Основы предпринимательского дела / Под ред. Ю.М. Осипова. – М.: Изд-во «Ассоциация «Гуманитарное знание», 1992. – 432 с.

  7. Основы экономики и управления производством: Учеб. пособие / Под ред. И.И. Сигова. – М.: Изд-во «Экономика», 1972. – 201 с.

  8. Рогачев М.Б. Оценка экологического состояния производства в системе комплексной оценки предприятий: В сборнике статей: Экологический учет и аудит. – М.: Изд-во «ФКБ – ПРЕСС», 1997. С. 60 – 64.

  9. Уразов В.А. Основы менеджмента: Конспект лекций. - М.: Иэд-во «МНЭПУ», 1994, - 52 с.

  10. Чернышов В.И. Современные принципы и проблемы экологического менеджмента // Вестник РУДН, Сер. «Экология и безопасность жизнедеятель-ности», 1996. № 1. – с. 114 – 116.

  11. Чернышов И.В. К вопросу об открытости экологической информации для широкой общественности / Сборник докладов международной конференции стран СНГ «Молодые ученые – науке, технологиям и профессиональному образованию для устойчивого развития: проблемы и решения» – М.: Изд. АМИ, 1999. Часть 2. с. 67 – 70.

  12. Чернышов И.В. Правовые основы общественного контроля за экологической преступностью. Сб. научн. трудов «Актуальные проблемы экологии и природопользования» / Отв. ред. Ю.П. Козлов, М.Д. Хуторской. – М.: Изд-во РУДН, 2000, с. 45-49.



<< предыдущая страница