reforef.ru   1 ... 2 3 4 5 6 7

Процедура оценки воздействия предприятия на окружающую среду


В этом разделе рассматривается процедура оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) как мероприятие по инициативе руководства предприятия с целью повышения эффективности производства за счёт экологизации («позеленения») предприятия.

ОВОС как инструмент государственного управления деятельностью предприятия будет рассмотрена в следующем методическом пособии.

При отсутствии четкого плана ОВОС во время поиска альтернативных форм экономического развития внимание может быть сосредоточено на несуществен­ных сторонах экологической деятельности компании, и требования многочислен­ных защитников окружающей среды не будут учтены. Поэтому исключительно важно согласование порядка проведения ОВОС руководством проекта, специа­стами-экологами и представителями их организаций.

Это особенно важно, когда необходимость в ОВОС вызывается четкими тре­бованиями экологического законодательства. Порядок проведения ОВОС вклю­чает в себя определение основных вопросов, требующих рассмотрения, решений, которые необходимо принять по проекту, и вариантов, которые целесообразно проанализировать, чтобы свести к минимуму упущения и, соответственно, необ­ходимость рассмотрения дополнительных вопросов на более поздних этапах ОВОС.

Группы по проведению ОВОС. Заключение относительно экологических по­следствий реализации более или менее крупных проектов подготавливает группа, состоящая из специалистов разных отраслей: экономистов, аграрников, лесово­дов, специалистов по вопросам охраны окружающей среды, рациональному ис­пользованию водных и атмосферных ресурсов и др. В группы по проведению ОВОС могут входить представители заказчика, компетентных органов и внешние консультанты. ОВОС небольшого проекта может провести один человек.

Для координации мероприятий, а иногда и для руководства ими в рамках ОВОС необходимо создать специальный комитет, в задачу которого входило бы:

- обеспечивать работу всех специалистов по согласованному плану, обмени­ваться необходимой информацией и исключать дублирование;

- служить связующим звеном между руководством проекта и другими заин­тересованными сторонами;

- выявлять необходимость проведения специальных исследований и пригла­шения соответствующих специалистов с включением их в состав группы;

- планировать мероприятия, связанные с ОВОС, таким образом, чтобы ин­формация, необходимая, например, для подачи заявок, организации совещаний и т.п., была получена в любое время;

- собирать, анализировать и обобщать результаты работы каждого члена группы для последующего составления сводного документа по ОВОС и его пред­ставления руководству проекта, органам власти и другим заинтересованным сто­ронам.

Реализация проекта включает в себя несколько этапов: за предварительным осмыслением проекта могут следовать технико-экономическое обоснование, за­дание на проектирование, составление проектной документации, строительство и эксплуатация предприятия.


Составление подробного плана ОВОС начинается только после достижения определенной ясности по проекту. Однако, как показывает опыт, какую-то ин­формацию экологического характера, получаемую в результате анализа или пред­варительной оценки состояния окружающей среды, необходимо иметь уже на ранних этапах реализации крупного проекта, которая, как полагают, будет оказы­вать значительное воздействие на окружающую среду. Данные предварительного экологического анализа станут частью более тщательной ОВОС. Важно, чтобы планирование ОВОС сочеталось с другими мероприятиями и имеющаяся инфор­мация была в любое время доступна проектировщикам, государственным органам и т.п. Эта обязанность возлагается на координатора ОВОС, который поддержи­вает тесные контакты с соответствующими организациями.

Вопросы по ОВОС. Любой крупный проект требует ответа на следующие во­просы, которые касаются всех этапов его жизненного цикла (строительство, экс­плуатация, расширение, ликвидация):


  • Можно ли обеспечить безопасную эксплуатацию проекта и исключить вероятность серьезных аварий или вредного воздействия на здоровье людей в долгосрочном плане?

  • Выдержит ли местная окружающая среда дополнительные нагрузки от отходов, которые появятся в результате пуска предпри­ятия?

  • Не помешает ли предприятие, размещенное на предполагаемой пло­щадке, сложившемуся характеру землепользования или промышленному строительству на соседних территориях в будущем?

  • Не повредит ли присутствие предприятия интересам промыслового ры­боводства, сельскохозяйственных и промышленных предприятий?

  • Имеется ли на данной территории достаточно развитая инфраструктура, например дороги, очистные сооружения?

  • Какое количество воды, энергоносителей и других ресурсов потребуется предприятию, и можно ли обеспечить эти требования?
  • Сколько людей потребуется принять на завод или переместить, и как это может отразиться на местном населении?


  • Какой вред деятельность предприятия может ненамеренно нанести на­циональному богатству, например девственным лесам, туристическим районам и культурно-историческим памятникам?

Источники информации. Для недопущения отсрочек реализации проекта или дополнитель­ных расходов, связанных с ней, важно обеспечить наличие всей не­обходимой информации еще до проведения ОВОС. Источником получения такой информации может служить, например, опыт разработки и эксплуатации анало­гичных или подобных производств этой или другой фирмы. Большую пользу мо­гут принести также беседы с руководящими работ­никами предприятий. Ознаком­ление с проектно-конструкторской документацией, инструкциями по эксплуата­ции, разрешительными документами, полученными ранее от государственных ор­ганов. Изучение в заводских архивах материалов, в частности, по газообразным выбро­сам и жидким стокам. Ознакомление с результатами экологического мониторинга и реакцией на них со стороны контролирующих организаций.

Участие общественности. Необходимо как можно раньше налаживать кон­такты с местной общественностью, в том числе с группами защитников окру­жающей среды. Участие общественности должно стать неотъемлемой частью любой системы ОВОС.

Необходимо выяснить мнение общественности о предполагаемой реализации проекта и информировать ее и другие заинтересованные группы, которых данный проект может, так или иначе, коснуться, о возможных экологических проблемах. Контрольно-регулирующие организации не всегда в состоянии проконтролиро­вать некоторые вопросы экологического характера, важные для местного населе­ния, к тому же они могут не знать некоторых особенностей местности, которые известны местным жителям.

Привлечение местной общественности обеспечивает доступ к информации о местных экологических, экономических и социальных системах; возможность разработки иных технических решений; повышение степени приемлемости про­екта со стороны местного населения вследствие его большей информированности о причинах строительства в данной местности и, как следствие, сведение к мини­муму вероятных конфликтов и задержек со строительством. Правда, работа с об­щественностью отнимает много времени и увеличивает издержки; кроме того, не­обходимо иметь уверенность, что люди, с которыми работает компания, действи­тельно являются представителями широкой общественности. К участию на опре­деленных этапах ОВОС следует привлекать не только широкую общественность, но и рабочих и представителей организаций трудящихся.


Затраты на ОВОС. В начале затраты на проведение ОВОС могут быть до­вольно большими, особенно при отсутствии информации о местных экологиче­ских и социальных условиях. Изменения, вносимые в проект по результатам ОВОС, могут вызвать дополнительные капитальные затраты, но недопущение па­губных последствий и более эффективные технические решения в долгосрочной перспективе компенсируют эти затраты. По мере отработки процедур и методов и накопления опыта привлеченными к работе специалистов затраты на систему ОВОС будут снижаться. Анализ экологических последствий на ранних стадиях планирования проекта поможет сэкономить деньги в результате ускоренной реа­лиза­ции принятого варианта. Расходы на ОВОС, соразмерные сложности и мас­штабу решаемой проблемы, а также уровню необходимой детализации, в одних странах оплачивает заказчик проекта, в других - государственный орган, дающий разрешение на строительство.

В странах, имеющих большой опыт в проведении ОВОС, издержки на нее обычно составляют около 0,05% стоимости проекта. Это значительно ниже за­трат, связанных с устранением допущенных ошибок или выплат по обязательст­вам за причиненный экологический ущерб, которые компании придется взять на себя, если на стадии планирования проекта не была учтена вероятность экологи­ческого ущерба.

Если ОВОС - это оценка проекта до начала его реализации (опережающая оценка), то экологическая ревизия (ЭР), о которой говорится ниже, - оценка дей­ствующего объекта.



<< предыдущая страница   следующая страница >>