reforef.ru   1 ... 2 3 4 5 6 7

Анализ экологического состояния предприятия

Общий анализ экологического состояния предприятия включает не только анализ производства (анализ техно­логий). Важное значение имеет анализ состояния систем инженерного и энергообеспечения, а также анализ эф­фективности управления производством в целях обеспе­чения охраны окружающей среды.

Анализ состояния предприятий проводится в соответ­ствии с порядком, показанным на рисунке 2, и в обобщенном виде излагается в соответствующем отчете.


Анализ состояния предприятия. По результатам обследования предприятия составляют отчет. Объем представленных в отчете сведений должен быть достаточен для оценки возможностей предприятия, составления констатирующей части бизнес-плана и пред­варительного технико-экономического обоснования (ПТЭО), а также отбора объектов для инвестиций.

Отчет по результатам обследования имеет следующую примерную структуру:

- Общие сведения.

- Структура управления.

- Выпуск продукции.

- Сбыт.


- Сырье и вспомогательные материалы.

- Техническое состояние основного производства.

- Инженерное обеспечение.

- Экология.

- Промышленная безопасность.

- Себестоимость продукции.

- Финансовые показатели.

- Инвестиции.

- Развитие.

Оценка экологических рисков на предприятии

Объективная оценка экологического состояния необ­ходима как для определения приоритетов инвестиций, так и для оценки рисков, связанных с обязательствами вла­дельца предприятия.

Определение экологических рисков владельца пред­приятия производится по результатам экологического аудита, основными задачами которого следует считать:

- изучение состояния системы управления природоох­ранной деятельно-стью предприятия;

- изучение взаимоотношений с местными и федераль­ными органами при-родоохраны;

- прогнозирование ситуации при росте объемов произ­водства; выявление «скрытых» проблем, которые мо­гут потребовать срочного вложения средств;

- определение соответствия экологической документации технической и финансовой отчетности;

- отбоp объектов капиталовложений;

- подготовка данных об экологической ситуации для по­лучения целевых кредитов от международных органи­заций.

При решении этих задач используются процедуры экологического аудита в соответствии с рекомендациями Европейского банка реконструкции и развития.

В отчете о проведении экологического аудита отражаются:

- общие проблемы и взаимоотношения с органами над­зора;

- экологические платежи и затраты на природоохранные мероприятия;

- состояние воздушного бассейна;

- состояние систем водоснабжения и водоочистки;

- состояние мест складирования твердых отходов;

- состояние земель;

- программа природоохранной деятельности.


Оценка затрат на природоохранные мероприятия

С точки зрения обеспечения эффективности управле­ния проверка экологической ситуации представляет собой процесс выявления потенциальных расходов в области природоохраны. Их точная оценка позволяет избежать выдачи рискованных кредитов либо скорректировать ус­ловия кредитования. Результаты проверки экологической ситуации должны обязательно учитываться при кредито­вании промышленных предприятий, а вопрос о размеще­нии инвестиций должен увязываться с экологическим мо­ниторингом. Разумеется, особого внимания требует на­правление финансовых средств для реализации меропри­ятий по профилактике аварийных ситуаций.

При анализе общей экологической ситуации важней­шие сведения дает анализ текущих платежей предприя­тия. Рассматриваются общие объемы платежей, распре­деление платежей различных видов (плата за выбро­сы/сбросы в пределах временного согласования выбро­сов/сбросов, сверхлимитные платежи/штрафные санк­ции). Затем проводится анализ распределения платы по видам отходов.

Приведем пример распределения экологических пла­тежей.


Экологические платежи медеплавильного завода

Распределение экологических платежей по видом, %

Выбросы 67

Сбросы 5


Отходы 28

Распределение платы за выбросы в атмосферу, %

Мышьяк 3

Оксид меди 17

Свинец и его соединения, кроме тетраэтиленсвинца 28

Сернистый ангидрид (диоксид серы) 2

Прочие 50

Распределение плоты за сбросы, %

Цинк 14

Железо 26



Медь 56

Прочие 4


Распределение платы за размещение твердых отходов, %

Арсениды 5

Отходы обогащения 60

Фосфогипс 35

Прочие О

При разработке планов мероприятий предпочтение от­дается проектам, направленным на снижение наиболее крупных платежей.

Установление государственны­ми органами платежей, дифференцирован-ных по видам отходов, заставляет собственника выбирать четкие ориен­тиры для осуществления природоохранных мероприятий. Важную роль при этом должна играть долговременность установленных ставок и нормативов. Только при таком условии возможна разработка долговременных программ природоохранной деятельности предприятий, которые по­зволят оценить эффективность природоохранных затрат. При рыночных отношениях меры по предотвращению загрязнения окружающей среды должны окупаться, а со­кращение сбросов должно соизмеряться с сокращением платежей.

Эффективным представляется комплексный производ­ственный и экологический аудит, позволяющий сделать выводы о системе управления в сфере защиты окружаю­щей среды (согласно международному стандарту ISO 14000) и системе управления качеством (согласно международ­ному стандарту ISO 9000). План мероприятий, направ­ленных на устранение выявленных несоответствий, по­зволяет снизить как экологические, так и производствен­ные риски. Кроме того, создание указанных систем или хотя бы внедрение их элементов приведет к повышению ответственности персонала предприятий, обеспечит необ­ходимый уровень открытости и «прозрачности» инфор­мации о предприятии.

Экологический маркетинг в деятельности предприятия

Устойчивое развитие предполагает освоение новых рынков для сбыта произ­водимой продукции при обеспечении необходимой прибыльности производства и сохранении окружающей среды. Достигать этого соотношения по мере развития производительных сил становиться все сложнее, т.е. производство и его влияние на окружающую среду все сильнее отягощаются экологическими проблемами.

Немалая часть предпринимателей не стремится вкладывать необходимые средства в экологически чистые технологии, поэтому противоречия между пред­принимательской деятельностью и охраной окружающей среды нарастают. Уменьшить эти противоречия возможно за счет продуманной маркетинговой дея­тельности предпринимателей, предприятий, компаний и фирм. Маркетинговая деятельность подразделений предприятий должна быть сориентирована на долго­временную деятельность по определению потребности рынка и конкретных по­требителей, организацию производства под эти потребности, обеспечение при этом надлежащего качества, рекламы и доставки продукции потребителю.

Маркетинговые исследования должны определить для предприятия реаль­ные, стратегические, в т.ч. экономические, преимущества или их отсутствие.

Преимущества для предприятия, фирмы при реализации стратегии рацио­нального природопользования могут быть следующими:

- стратегические преимущества

- более привлекательный имидж в глазах общественности;

- обновление видов выпускаемой продукции;

- рост производительности труда;

- более глубокая вовлеченность персонала в процесс охраны окружающей среды и улучшение трудовых отношений;

- творческий подход и готовность к решению возникающих проблем;

- более ровные отношения с органами государственной власти и управления, общественностью и группами «зеленых»;

- надежный выход на иностранные рынки;

- выполнение экологических требований без лишнего напряжения.

Экономические преимущества

а) снижение издержек

- экономия вследствие снижения объемов потребления энергии и других ре­сурсов;

- экономия в результате повторной утилизации, продажи побочных продук­тов и отходов производства, что снижает издержки на ликвидацию отходов;

- более низкие ставки платы за ресурсы, штрафы и сумма компенсаций по суду за причиненный экологический ущерб;

б) рост доходов

- возросшая доля поступлений от продажи по более высоким ценам «зеле­ных» товаров;

- возросшая доля рынка благодаря нововведениям и менее высоким показате­лям конкурентов;

- совершенно новые товары, которые открывают новые рынки;

- возросший спрос на традиционную продукцию, которая в меньшей степени загрязняет окружающую среду.

Инструментарием таких исследований может быть анализ сильных, слабых сторон предприятия, его возможностей и опасностей. Чаще всего результаты этого анализа, используются при разработке биз­нес-планов.

Кроме изучения условий сбыта самой продукции, служба маркетинга, учи­тывающая в своей деятельности вопросы экологии, обязана обратить особое вни­мание на каналы распространения продукции: организацию эффективных систем рециркуляции, а также эко­логически безопасных систем перевозки и упаковки продукции. Перед службой маркетинга стоит также задача выработки ценовой политики и определения рыночной конъюнктуры в отношении своих экологиче­ски чистых товаров. Результаты изучения рынка показывают, что покупатели го­товы платить более высокие цены за товары, которые способствуют защите окру­жающей среды. Однако такие товары не обязательно лучше традиционных, кото­рые не считаются экологически чистыми.

Если предприятие не стремится продавать старые товары, отчасти улучшив экологические показатели, то руководство отдела сбыта обязано определить, ка­кой вклад их продукция и услуги могут внести в реальное решение проблем ох­раны окружающей среды. Конкретные примеры това­ров, оказывающихся экологически опасными для общества, могут стать предметом специальных маркетинговых исследований. Руководство отделов маркетинга должно настаивать на создании продукции, ко­торая оставалась бы безвредной для окружающей среды в течение всего времени использования.

При принятии решений о производстве материалов на месте или закупке их на стороне необходимо рассмотреть целесообразность применения вредных мате­риалов, компонентов или процессов. Большинство компаний при выборе постав­щиков учитывают не только качество, организацию их производства, квалифика­цию персонала и применяемые технологии, но и экологические требования.

При договоре о методе доставки предприятие должно предусмотреть исполь­зование экологически безвредных упаковочных материалов и транспортных средств, применение эффективных методов штрихового кодирования, сертифика­ции продукции, экологической маркировки товаров.



<< предыдущая страница   следующая страница >>