reforef.ru 1 2 3 ... 6 7

Цели и задачи менеджмента на предприятии.

Анализ современной мировой практики природопользования свидетельствует о том, что мероприятия по снижению отрицательного влияния технологической деятельности предприятия на окружающую среду, не смотря на дополнительные «непроизводственные» затраты направленные на предотвращение загрязнения окружающей среды, в конечном итоге увеличивают конкурентоспособность товара и экономическую эффективность производства.

Современная управленческая стратегия предприятия в условиях рыночной экономики определяет систему управления предприятием, его цели и задачи в ус­ловиях «выживания» или развития при формировании или стабилизации рыноч­ных отношений.

Стратегия является комплексным планом, предназначенным для обеспечения функционирования предприятия и достижения стоящих перед ним целей. Реали­зация стратегических планов на предприятиях служит основой достижения успеха в их долговременной политике.

Среди важнейших направлений реализации стратегии предприятия должна быть ориентация его в условиях рыночной экономики на повышение конкурентоспособности. Пути снижения затрат на производство, управление и непроизводственные затраты в виде различных платежей за экологический вред - одна из важнейших сфер менеджмента на предприятии, в том числе при выборе подходов к определению целевой модели предприятия.

При выборе этих подходов нередко различается управление по целям или управление по результатам, что является основой формирования стратегии пред­приятия.

Деление предприятия на составляющие звенья предопределяет необходимость коор­динации их деятельности в результате горизонтального и вертикального разделе­ния труда в организации.

Вертикальное разделение труда является инструментом координации задач, которые реализуются организацией для осуществления обозначенных целей.

Управление становится важной деятельностью для организа­ции. Выделяются управленческие функции, без которых невозможно скоордини­ровать по горизонтали деятельность членов организации.

Необходимо четкое отделение управления от коммерческой и технологической деятельности организации.

Для обеспечения выполнения заданных целей управление использует раз­личные методы: организационно-распорядительные, экономические, социально-психологические и правовые.

Использование методов управления предопределяет возможность примене­ния ряда его важнейших функций - экономического анализа, прогнозирования, экономического программирования, организации, структурирования производ­ства и управления, оперативного регулирования и координации, бухгалтерского учета, контроля.


Планирование, организация, мотивация и контроль являются взаимосвязанными функциями процесса управления предприятием путём приня­тия решений.

Планирование представляет собой способ руководства, обеспечивающий единое направление усилий всех работников предприятия к достижению общих целей.

Организация является способом вовлечения в работу непосредственных ис­полнителей, объединения их усилий по выполнению этой работы определенным образом, обуславливающим высокие результаты.

Мотивация служит средством побуждения работников к действиям, обеспе­чивающим через удовлетворение их потребностей эффективное выполнение их обязанностей.

Контроль является процессом обеспечения достижения предприятием своих целей в обозначенный отрезок времени, установления отклонений по сравнению с ожидаемыми результатами.

Принятие решений и коммуникации являются связующими процессами в управлении предприятием, обеспечивающими наилучший выбор управленческих действий из возможных альтернатив.

Успех менеджмента на предприятиях во многом зависит от его главной составляющей – маркетинга и формируется совокупностью факторов, ориентированных на потребителя и обеспечивающих фирме стабильную прибыль. Главное в маркетинге - двуединый подход. С одной стороны, это тщательное и всестороннее изучение рынка, спроса, вкусов и по­требностей покупателя, ориентация производства на эти требования. С другой - активное воздействие на рынок и существующий спрос, на формирование потребностей и покупательских предпочтений.

К основным функциям маркетинга можно отнести:

1)анализ окружающей среды маркетинга и рыночные исследования. Марке­тинговое исследование - это систематический сбор, отражение и анализ данных о проблемах, связанных с маркетингом товаров и услуг. Служба маркетинга осуще­ствляет исследовательскую деятельность на основе непрерывной обработки ин­формации обо всех аспектах ситуации на рынке, базируясь на объективности и точности;

2) анализ потребителей. В основу производства закладываются данные, по­лученные в результате изучения запросов и предпочтений различных рыночных сегментов: от­дельных групп населения, предприятий, организаций и других потребителей, ко­торым предназначается вновь создаваемая продукция;

3) планирование товара (услуг) - систематическое принятие решений по всем аспектам разработки и управления продукцией фирмы, включая создание торго­вой марки и упаковки. Центральное место здесь занимает концепция жизненного цикла товара;

4) планирование товародвижения и сбыта - систематическое принятие реше­ний по перемещению товаров и услуг от производителя к потребителю и передаче собственности на них. Сюда входят транспортировка, хранение и совершение сделок. Функции товародвижения реализуются через каналы сбыта, которые включают всех участников (организации, агентов и т.д.), связанных с передвиже­нием товаров и услуг;

5) планирование продвижения товаров и услуг - систематическое принятие решений, касающихся различных форм информации, убеждения или напомина­ния обществу фирмой о ее товарах, услугах, идеях, общественной деятельности и т.п. Цели продвижения можно разделить на две большие сферы: формирование спроса и стимулирование сбыта;

6) планирование маркетинга;

7) управление.

“Служба” маркетинга, возглавляется вице-президентом по маркетингу (мар­кетинг директором). Ее оргструктура в принципе соответствует основным функ­циям маркетинга, перечисленным выше. Каждый отдел, возглавляемый управ­ляющим, отвечает за свой определенный участок работы. Принцип ориентации на покупателя заложен во все должностные инструкции, где подчеркивается связь данного участка работы (проектирование новых товаров, ценовой стратегии, мар­кетинговые исследования и т.д.) со сбытом продукции определяется его роль и место в единой цепи “продукт - рынок”.

Далее мы представим методы управления, сформированные практикой за­рубежных фирм, которые с успехом могут быть использованы, по нашему мне­нию, в большинстве областей российского производства. Структура реко­мендаций зарубежных эко-менеджеров аналогична матричной организации рос­сийских предприятий.

Существует множество причин, по которым компании стремятся стать «экологически чистыми» («зеле­ными»). Часто радикальные перемены происходят по воле не только высшего ру­ководства, но и руководителей среднего звена.

Наиболее вероятно, что радикальные перемены, прежде всего, проведут пред­приятия, испытывающие прямое давление со стороны клиентов (производители потребительских товаров, поставщики, сервисные компании), либо те, о ком сло­жилось представление как об источнике загрязнения окружающей среды (напри­мер, предприятия химической промышленности). В каком подразделении компа­нии начнутся перемены, зависит, в основном, от отношения работников к приро­доохранной деятельности. Если, к примеру, руководитель научно-исследователь­ского подразделения компании является поборником охраны окружающей среды, то вполне можно ожидать, что экологически вредные материалы будут заменены безопасными, а продукция нового поколения будет менее энергоемкой. Если на­чальник отдела НИОКР, стремящийся соблюдать экологические требования, не встретит понимания со стороны работников отдела материально-технического снабжения, для которых приверженность к "зеленому движению" означает лишь дополнительные хлопоты, то ни одно предложение отдела НИОКР в использо­вании других экологически чистых материалов не будет реализовано.

На выбор метода экологизации технологии влияет также форма собственно­сти компании. Ориентация на краткосрочную прибыль не способствует проведе­нию глубоких перемен. Если предприятие функционирует в форме потребитель­ского кооператива или принадлежит фонду, то оно, как правило, более располо­жено к тому, чтобы стать "зеленым".

В Швейцарии самая большая сеть магазинов розничной торговли (супермар­кетов) является потребительским кооперативом, который одним из первых соста­вил свои стратегические и оперативные планы с учетом экологических требова­ний. Созданный кооперативом фонд занимается поиском альтернативных форм экономического развития.





<< предыдущая страница   следующая страница >>